Посвящается авиаторам
2-й легкобомбардировочной авиационной бригады (2 ЛБАБр)
Витебского гарнизона
в связи с 95-летней годовщиной создания.
Вступление
История военной авиации в Витебске состоит из двух значительных периодов. Первый: - с момента прихода в Витебск первой военной авиационной части в 1914 году и до начала июля 1941 года, когда под натиском стремительного наступления фашистов авиационные части были вынуждены уйти из Витебска.
История второго, послевоенного периода, началась весной 1947 г. – с момента базирования в городе авиаполка из состава 3-й гвардейской авиационной транспортной Смоленской орденов Суворова и Кутузова дивизии, управление которой в 1949 г. было перебазировано из Полоцка в Витебск. Закончился второй период, а вместе с ним и военная авиация в Витебске, 30 июля 1996 года. В этот день последний самолет покинул аэродром Витебск-Северный навсегда.
В этом материале речь пойдет о первом периоде.
Большая часть информации взята из свободных (зачастую противоречивых) источников, не имеющих документального подтверждения, поэтому имеют место пробелы в изложении и, может быть, даже некоторые несоответствия действительности.
Автор благодарит всех, чьи материалы были использованы при написании статьи и приглашает к сотрудничеству людей, владеющей информацией по теме для дополнения и уточнения этой статьи.
Моментом рождения авиации в России и началом ее бурного развития можно считать 1910 год, когда появились и начали выступать с показательными полетами первые русские авиаторы.
В то время, когда в столице Российской империи уже бурно проходили масштабные авиационные мероприятия — авиационная неделя, Всероссийский праздник воздухоплавания, международная воздухоплавательная выставка, Всероссийский воздухоплавательный съезд — в губернском Витебске аэроплан видели только на картинках в газетах и журналах. А настоящий аэроплан жители Витебска увидели впервые только год спустя, 12 (25) июня 1911 года, во время показательных публичных полетов одного из первых русских авиаторов А.А. Васильева. И хотя полеты продолжались в общей сложности менее 20 минут, они вызвали настоящий восторг у горожан.
1911 год положил начало массовому выходу авиации за пределы аэродромов, ознаменовав начало эры дальних перелетов. Воздушные трассы некоторых перелетов пролегли над Витебском и внесли свой вклад в авиационный ликбез его жителей.
11 (24) мая 1914 г. во время перелета по маршруту Киев-Гатчина из-за неблагоприятных погодных условий в полутора верстах от Витебска совершил посадку и на несколько часов остановился в городе штабс-капитан Нестеров Пётр Николаевич с механиком Г.М. Нелидовым.
В середине июня 1914 года первый большой перелет из Петрограда в Киев совершил воздушный корабль «Илья Муромец», экипаж которого возглавлял его конструктор Игорь Иванович Сикорский. Пролетая над Витебском, Сикорский решил послать две телеграммы — домой в Киев и на завод в Петроград.
Текст телеграммы, деньги и записку с просьбой отправить телеграммы по адресам он вложил в пенал с красным вымпелом и сбросил над городом. К чести витеблян (так до середины 1974 г. называли горожан) следует отметить, что обе телеграммы дошли по назначению.
Первой авиационной частью, расположившейся в Витебске в 1914 году, стала 4-я авиационная рота. На протяжении последующих 8 лет дислокацию военной авиации в Витебске определяла череда войн — Первой мировой, Гражданской, Советско-польской. Авиационная рота выполняла задачи материально-технического обеспечения авиаотрядов, входящих в состав армий Западного фронта. Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандования от 1 апреля 1916 г. №356 4-я авиарота была переименована в 4-й авиационный парк. Авиапарк стал выполнять еще и задачи по подготовке технических специалистов для частей военно-воздушного флота действующей армии. В связи с обострившейся борьбой за господство в воздухе на фронтах Первой мировой к весне 1916 г. на авиапарки было дополнительно возложено формирование подразделений истребительной авиации. При 4-ом авиапарке в Витебске в июле 1916 г. были сформированы 1-й и 10-й истребительные авиаотряды.
В мае 1918 г. 4-й авиапарк покинул Витебск и перебазировался в Москву, где был реорганизован в Управление тыла Военно-воздушного флота.
Во время Советско-польской войны 1919-1921 гг. в Витебске эпизодически дислоцировался ряд авиационных частей Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота (РККВФ). Накануне майского наступления (1920 г.) войск Западного фронта в Витебске были сосредоточены два из четырех авиаотрядов 15-й армии — 6-й и 17-й, переместившихся к началу наступления в район станции Язвино (25 км западнее Витебска). С началом операции все отряды 15-й армии перелетели на аэродром в Полоцк, откуда и вели свою боевую работу.
В очередной раз Витебск оказался временным местом дислокации авиационных частей во время отхода красных войск от Варшавы в конце сентября 1920 года и вывода авиации с фронта в тыл. В Витебске расположилась эскадрилья 15-й армии в составе 7, 8, 17 и 40-го авиационных отрядов вместе со штабом воздушных сил армии. В составе этих 4-х авиаотрядов имелось всего 7 аэропланов. Кроме того в Витебске дислоцировался 10-й авиаотряд 3-й армии.
Западный фронт, 1918-19 гг., Витебск и окрестности. Фото: https://vk.com/album139495749_261984512
На 1 января 1921 г. в Витебске дислоцировались 7, 8 и 17-й авиаотряды.
С окончанием войн закончилась и чехарда с дислокацией авиачастей. Военная авиация пришла в Витебск «всерьез и надолго».
После окончания Гражданской войны прошла реорганизация РККВФ. Бывшие основными тактическими подразделениями советской авиации авиаотряды сводились в более крупные подразделения — эскадрильи.
В начале 1920-х годов в Витебске формируется одно из первых советских авиационных подразделений — 2-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, положившая начало формирования авиационных частей Витебского гарнизона.
Командование 2-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи РККВФ Западного фронта/Западного военного округа, 1923, г. Орша. Фото: voenspez.ru
Личный состав 2-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи РККВФ Западного фронта/Западного военного округа, 1924г., г. Орша. Фото: voenspez.ru
Часть I. Витебская авиабригада.
Создание Витебской авиабригады
В период 1922-1923 гг. в древнем Витебске активно формируются и расквартировываются различные воинские соединения.
Одной из первых советских авиачастей, расквартированных в городе, стала упоминаемая выше 2-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, состоящая из трёх отрядов. В середине 1925 г. в Витебском гарнизоне формируется авиационный отряд для обслуживания задач 4-го стрелкового корпуса (СК).
(4-й СК был сформирован в ходе Гражданской войны в России в составе Западного фронта РККА.Управление и ряд частей корпуса располагались на территории Витебского гарнизона с июня 1922 г. по август 1938 г.)
В 1926 г. в соответствии с планами строительства и укрепления КВФ согласно приказа Реввоенсовета приступают к формированию очередных авиачастей, одних из первых укрупнённых авиа-подразделений бомбардировочной авиации в стране – 1-й Отдельной авиаэскадрильи боевиков(ОАЭБ), с дислокацией в Киеве, и 2-й Отдельной легкобомбардировочной авиаэскадрильи (ОЛБАЭ) в Витебске.
Среди многих авиачастей и эти две эскадрильи (2 ОРАЭ и 2 ОЛБАЭ) начинают оснащаться самолётами Р-1 различных модификаций, некоторым количеством Р-2, дополняя наличие импортных самолётов семейства фирмы de Havilland.
Самолёт Поликарпова Р-1
|
|
Самолёт D.H.9A |
Самолет Р-2 |
15 ноября 1926 г. Постановлением Реввоенсовета КВФ переименовывают в Военно-Воздушные Силы (ВВС) Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
В ноябре - декабре 1926 г. в соответствии с приказом Реввоенсовета (РВС) по РККА приступили к созданию 2-й легкобомбардировочной авиационной бригады (2 ЛБАБр). Она стала второй авиабригадой, сформированной в ВВС КА к этому моменту. Командиром был назначен Лопатин Всеволод Николаевич. Характерным признаком было то, что 2-я ЛБАБр, как и все формируемые авиабригады того времени, формировалась из состава авиачастей, базируемых на одном аэродроме. Основой для формирования 2 АБр стали 2-я ОРАЭ и 2-я ОЛБАЭ. Кроме эскадрилий в состав АБр входили управление (штаб), части и подразделения авиатехнического обслуживания. При этом подразделения тыла выводились из состава эскадрилий и авиаотрядов, а на их основе создался авиапарк. Задачей авиапарка было материально-техническое обеспечение лётных частей всеми видами довольствия, выполнение ремонта авиационной техники, подготовка, содержание и охрана аэродромов. В состав авиапарка входили техническая и хозяйственная служба, аэродромы, полигоны, метеостанции, мастерские, гаражи, средства связи, противовоздушная оборона объектов, другие подразделения. Это позволило повысить мобильность самих лётных подразделений.
В период формирования в составе 2-й ЛБАБр происходит изменение названия эскадрилий. Так 2-я ОЛБАЭ переименовывается в 43-ю легкобомбардировочную (ЛБАЭ), а 2-я ОРАЭ становиться 22 разведывательной (РАЭ). Каждая эскадрилья (согласно штатов 1924 г.) состояла из 3-х отрядов: истребительная АЭ — из 3-х отрядов по три звена в каждом, легкобомбардировочная и разведывательная — из 3-х АО по 2 звена. Причём, согласно нормам того времени, в ЛБАЭ имелось 28 самолётов, из них 9 запасных, а в ОРАЭ – 31 самолёт, из них 12 запасных.
Долгое время званий у красных лётчиков не было, точнее, было у всех одно — «красвоенлёт» (красный военный лётчик). У лётчиков-наблюдателей — соответственно «красвоенлетнаб». Позже прилагательное «красный» исчезло, и военные пилоты стали просто «военлётами», «военлетнабами», курсанты летных школ именовались «учлётами».
В эти годы становления ВВС всё ещё остро ощущается нехватка авиаспециалистов — как для комплектования лётных экипажей, так и для обслуживания техники на аэродроме. Командование вынуждено было временами разрешать готовить специалистов «на месте». В Витебске с целью подготовки необходимых авиаспециалистов (мотористов и др.) создавались учебные курсы. Нередко членов лётных экипажей начинали готовить из числа имеющегося персонала. Чаще происходило, когда в качестве летнаба в кабине самолёта использовали авиамехаников, на место которых принимали либо военнослужащих из сухопутных частей, либо вольнонаёмных. Такой опыт нередко приносил и плачевные результаты — всё ещё большой продолжала оставаться аварийность, что сопровождалось гибелью лётных экипажей. Подобные явления имели место и в расквартированных в Витебске авиачастях.
Аварийная посадка в Витебске, 1920-е годы. Фото: https://vk.com/album139495749_261984512
Похороны погибших в авиакатастрофе летчиков. Витебск, 1920-е гг. Фото: https://vk.com/album139495749_261984512
В январе 1927 г. в 43-й АЭ, которой командовал Н. А. Кучевский, назначен новый военный комиссар (военком)– Я.В. Смушкевич, который до этого в других частях исполнял обязанности политработника. Начальник ВВС КА П.И. Баранов, выполняя требование командования, проводил линию на военизацию политсостава (сам показывая в этом пример). В приказном порядке он вменял ему в обязанность прохождение лётной учёбы наравне с командным составом всей части. Военкомы обязаны были осваивать специальность летчика-наблюдателя (летнаба). При их первой встрече оказалось, что военком Смушкевич в период службы в ВВС параллельно своим штатным обязанностям уже осваивает специальность летнаба.
Кроме воинской службы, политически активные военнослужащие Витебского гарнизона участвовали и в общественной жизни города. Так в 1927 г. 38 военнослужащих Витебского гарнизона избираются членами городского Совета, получает свой мандат и Я.В. Смушкевич. В военной секции горсовета он работает вместе с комкором Яном Фабрициусом, который в 1927-1928 годы служит и проживает в Витебске, являясь командующим 4-го стрелкового корпуса БВО, штаб этого корпуса размещается в Витебске. Также в составе этой секции горсовета с ними работали прославленные герои гражданской войны С.С. Вострецов, И.С Кутяков и др.
В декабре 1927 г. в состав 2 АБр включают переведённую из Московского округа 7-ю Отдельную истребительную эскадрилью (ОИАЭ) им. Ф.Э. Дзержинского. Эскадрилья была оснащена 46 самолётами, из них 12 запасных. Это были «Fokker D.XI» (двухместные истребители) и И-2 (И-2бис), самолёты И-2бис отличались от И-2 только усиленными стойками коробки крыльев.
Истребитель Fokker D.XI
Истребитель Д.П. Григоровича И-2
В эскадрилье ещё оставалось несколько экземпляров английских самолётов «Martinsyde F.4 Buzzard», которыми в мае 1925 г. эта часть была вооружена полностью (31 самолёт), но уже в конце 1926 г. их начали передавать в лётные учебные заведения, а ИАЭ вооружали поступавшими отечественными самолётами.
«Martinsyde F.4 Buzzard» ВВС РККА
Штаб формируемой 2 авиабригады (а её часто называют «Витебская» — по месту первичной дислокации) располагается на ДуховскОй горе, на ДуховскОй Набережной (с 1927 г. — ул. им. Ю. Стеклова) в здании бывшего женского духовного училища. В наши дни там располагается Витебский областной исполком. Первоначально и аэродром располагался рядом, на месте старого, ещё дореволюционного, аэродрома. Кстати, до сих пор рядом существует и переулок Авиационный.
Женское Духовное Училище (бывшее Полоцкое женское епархиальное училище), начало 20 века.
Для нового размещения аэродрома было выделено большое поле-луг на южной окраине города, между ул. Лучоская (Лучёская) и Оршанским шоссе, почти в том месте, где на городском плане 1904 г. располагался ипподром. Рядом на берегу реки Зап. Двина находилась бывшая усадьба Лукишки, до 1917 г. это было имение некоего Косова. Сейчас в этом районе Витебска проходит пр-т им. Черняховского, пр-т Строителей, ул. Чкалова, ул. Воинов-Интернационалистов и пр-т Победы (который частично попадает в зону влияния бывшего аэродрома), построены несколько жилых микрорайонов «Юг».
Карта аэр. Лукишки 1941 г., наложенная на современный вид г. Витебска: (с http://forum.ditenok.com/)
Выполнение служебных обязанностей Смушкевич совмещает с обучением лётному мастерству. Его нештатным инструктором становится лётчик Павел Никифорович Шустов. Целеустремлённого «курсанта» всё чаще начинают называть «крылатым комиссаром». Благодаря своей настойчивости и упорству он освоил воздушную стрельбу, бомбометание, аэрофотосъёмку наземных объектов. Постепенно он входит в число успешных навигаторов авиаэскадрильи. В сентябре 1929 г. 43 АЭ в составе 2 АБр участвует в Бобруйских манёврах среди ВС БВО, главными руководителями которых являлись Б.М. Шапошников и зам. начальника ВВС РККА Я.С. Алкснис.
В 1929 г. за успехи в боевой подготовке Витебская авиабригада получает почётное наименование — 2-я им. Совета Народных Комиссаров Белоруссии авиационная бригада.
Упорство «крылатого комиссара» в освоении службы и лётного дела приносит свои результаты. Весной 1930 г. Смушкевич Я.В. назначается заместителем начальника политотдела 2-й АБр, а в сентябре 1930 г.–начальником политотдела 6-й АБр в г. Смоленске. Весной 1931 г. его командируют на Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава РККА при Академии им. Фрунзе.
Борис ДАЙТЕР
Мирная жизнь Витебской авиабригады – 2-я им. СНК Белоруссии
Мирная жизнь Витебской авиабригады – 201-я легкобомбардировочная (ЛБАБр)
Разведка боем
Рост крыльев
Первые испытания
Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии.
Тревожные ожидания
День первый жестокой войны
Дорога в бессмертие. Заключение.
Краткие биографические справки
|
Акулин Николай Иванович [14 (27) 04.1909 - 25.01.1991]- генерал-майор авиации (11.05.1949). Призван в РККА в 01.1929 г. Обучался в Объединенной военной школе летчиков и авиамехаников (г. Вольск). После окончания был направлен в 7-ю ОИАЭ 2 АБр (г. Витебск): - мл. лётчик, ком. звена. В 1931 заканчивает 3-ю военную школу летчиков и летнабов (г. Оренбург). В июне 1933 г. переведен в106-ю АЭ (г. Смоленск); с 03. 1936 г. – командир 17-й ИАЭ (г. Бобруйск). Учится и заканчивает школу высшего пилотажа и воздушной стрельбы (г. Одесса), после окончания которой (08. 1937) направлен инспектором по технике пилотирования в 142-ю ИАБр БОВО. В 07.1938 г. переведен на ту же должность в 56-ю ИАБр. 02.1940 г. назначен командиром 33-го ИАП БОВО (г. Пружаны), капитан. Великую Отечественную войну начал 22.06.1941 в составе этого полка. В конце июня 1941 г. полк вошел в состав прикрывавшего Москву 6-го ИАК ПВО. В ноябре 1942 г. назначается ст. инспектором-летчиком по воздушному бою Управ. истребительной авиации ГУБП ФронтАвиа, подполковник. В июне 1943 г. - зам. командира по летной части 126-й АД, прикрывающей нефтепромыслы и промышленные объекты г. Грозный; 19.08 – 07. 09. 1943 г. ВрИД командира этой дивизии; с 04.1944 - командир 127 АД ПВО; с 08. 1944 г. и до конца войны командует 126-й ИАД ПВО, полковник. В январе - феврале 1945 г. 126 ИАД ПВО выполняла особую задачу по обеспечению Крымской конференции глав трех держав. После войны продолжал командовать 126-й ИАД ПВО. В сентябре 1946 г. был откомандирован на Курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиадивизий при ВА командного и штурманского состава ВВС КА. С мая 1947 г. служит на различных командных должностях в войсках ПВО СССР. В 1954 – 1955 г. учится в ВВА им. К.Е. Ворошилова. После её окончания (11.1955) направлен зам. НШ Войск ПВО СССР по боевому управлению - дежурным генералом ЦКП. В июле 1962 г. уволен в запас. |
|
Алкснис Яков Иванович (1897–1938) — командарм 2–го ранга (1937). С марта 1917 г. призван в ряды Российской армии, после окончания Одесской школы прапорщиков попал на Западный фронт 1-й мировой войны (1917). В РККА с 1919 г. Сражается на фронтах Гражданской войны. Зам. командующего Орловским военным округом (1920). Заканчивает военную академию РККА им. М.В. Фрунзе(1924). Зам. начальника ВВС РККА (1926). Окончил Качинскую военную школу летчиков (1929).Командующий ВВС РККА (1931), член Верховного совета НКО, зам. НКО по авиации (1937). Арестован Военной коллегией Верховного Совета СССР и 29.07.1938 расстрелян. Реабилитирован в 1956 г. |
|
Баранов Павел Николаевич (08.06.1906 – 1991, Витебск) — советский военачальник, полковник (22.02.1943). До службы в армии работал токарем. С 03.10.1926 г. в рядах КА - добровольно поступил в Военно-теоретическую школу ВВС РККА (Ленинград), после окончания которой (12.1927), откомандирован в 1-ю военную школу летчиков им. А. Ф. Мясникова. В 06. 1929 г. после её окончания был направлен в 4-й авиаотряд ВВС БВО (Витебск), мл. летчик. С 02. 1931 г. – ст. летчик, затем нач. служб. вооружения 106-й ИАЭ (Витебск), с 05. 1934 г. – нач. служ. вооружения, затем командир АО 40-й АБр. 25.05.1936 г. за успехи в учебно-боевой подготовке награжден орд. Кр. Звезды. В 05.1936 г. назначается командиром АО 107-й ИАЭ (Брянск), капитан. В 02.1937 г. переводится командиром формируемой 61-й ИАЭ. 11.06. за нарушение приказов по организации безаварийной работы был отстранен от должности. В августе назначен инструктором по технике пилотирования и теории полета АОН-1, а 31.07. 1938 г. – инспектор. по технике пилотирования и теории полета АОН-3. С 08. 1939 г. командует 69-м ИАП (Запорожье). В 01. 1941 г. зачислен слушателем в ВА командного и штурманского состава ВВС КА, майор. С началом Великой Отечественной войны 23.06. 1941 г. в составе группы МиГ-3 вылетел в Смоленск, затем в Оршу для участия в отражении налетов бомбардировщиков противника, майор. 27.06 приступил к формированию 286-го ИАП. 14.10.41 сформированный полк направился на Ленинградский фр., где он командовал им до июля 1943 г. Полковник здесь лично совершил 64 б. в. С 28.07.1943 г. - зам. командира 148-й ИАД ПВО, а с декабря1943 - в той же должности в 104-й ИАД ПВО; с 28.08.1944 г. - командир 317-й ИАД ПВО 1-й ВИА ПВО.
После войны продолжал служить в ВВС ПВО. 19.12.1949 г. уволен в запас. Проживал в г. Витебске. |
|
Баранов Петр Ионович (1892–1933) — советский военный и государственный деятель. Участник 1-й мировой войны. Во время Гражданской войны командовал армией, член РВС армии, группы войск Туркестанского фр. Начальник и комиссар бронесил РККА (1923). С августа 1923 г. заместитель, а с декабря 1924 г. нач. КВФ РККА, одновременно в 1925–1931 г. член РВС СССР. С января 1932 заместитель наркома тяжёлой промышленности и начальник Главного управления авиапромышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности. Руководил авиационным сектором ОСОАВИАХИМа, инициатор развития планеризма и легкомоторной авиации в СССР, заместитель председателя Комитета по дирижаблестроению. Погиб в авиационной катастрофе. |
|
Гельфер Евгений Абрамович (1896 -08.01.1938) — советский военачальник, полковник (23.11.1935). В рядах Красной Гвардии (1917). С 23.02.1918 служит на различных должностях в 1-м Московском революционном полку: пом. комроты; командир батальона, комполка (09.1918); с 20.10.1919 НШ Московской Бр курсантов. С 10.041920 пом. НШ 166-й Бр ЗапФ; с 01.06.1920 НШ 11-й СД, затем НШ 2-й СД. В 1921 г. окончил ускоренные курсы при Военной академии РККА. В 1924 г. направлен учиться в школу летнабов. После окончания которой (10.1924), назначен НШ ВВС ЗапВО. А в октябре 1925 г.- командир низколетящей АЭ, с января 1925 - командир 2-й РАЭ (Витебск). В марте 1927 назначен командиром 6-й АБр (Смоленск), а с 01.08.1929 г. он становится командиром и военкомом 7-й школы лётчиков (г. Сталинград); с 01.08.1930 – командир и военком 16-й АБр Московского ВО. В 1936 г. назначен начальником авиации ОСОВИАХИМа СССР. 20.08.1937 арестован по ложному обвинению и 08.01.1938 растрелян. 24.11.1956 посмертно реабелитирован. |
|
Житов Александр Александрович (__.03.1895 – 21.12.1937) - комбриг (1935).
В 1913 г. окончил 4 кл. духовной семинарии, экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил в МГУ. В 1916 г. был призван в армию, в военное училище, после окончания которого служил на Кавказском фронте. Был ранен. С сентября 1917 – выборный командир батальона, председатель полкового комитета.
В КА с марта 1919 г.Участник Гражданской войны. В течение войны дослужился до должности нач. дивизии. После Гражданской войны служил на отв. должностях в ВВС РККА. После окончания штабного отделения авиакурсов при ВШЛН (Ленинград), назначен нач. развед. части опер отд. штаба ВВС РККА (07.1925). С дек.1925 – НШ 2-й РАЭ, а затем 43-й отд. ЛБАЭ (Витебск); с октября 1927 – НШ 1-й АБр; с декабря 1928 – командир 55-й ТяжАЭ. В ноябре 1931 после окончания КУНС – пом. командира 11-й АБр, затем - пом команд. 18-й ТяжАБр. С апр. 1932 г. – Упр.ВВС УкрВО. После очередного окончания КУ по техн.пилотирования назначен командиром 15-й ТяжАБр (12.1933). Арестован 15.11.1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу. 08.09.1956 г. реабилитирован. |
|
Киш Ганс Карлович (__.04.1896 – 27.04.1938) - комбриг (1936). Родился и сначала жил в Венгрии. Окончил кадетский арткорпус (08.1914), офицерскую школу летнабов (08.1916), школу лётчиков (обе в Австрии). Участник Первой мировой войны. Был четыре раза ранен, ему ампутировали ногу. Попал в плен к русским. В КА с мая 1920 г. Участник Гражданской войны. В послевоенное время служил на ответственных должностях в ВВС РККА и ГВФ. В июне – декабре 1921 г. лётчик отд. воздушной эскадры; с декабря 1921 – и.д. ком. АО 1-й ОРАЭ; с сентября 1923 г. – зам командира, а с мая 1924 г. - командир 2-й отдельной разведывательной АЭ (Витебск). В 1925 г. окончил курсы при военной школе лётчиков-наблюдателей. В том же году назначен пом. нач ВВС УкрВО. С сентября1925 – слушатель КУВНАС при ВА им. М. В. Фрунзе, после окончания (11.1926) назначен комбригом 1-й АБр. С декабря 1928 – нач. ВВС СибВО. После повторной учёбы в КУВНАС в 1929 назначен нач. Упр. ВВС Особой ДВ армии. Участник боёв на КВЖД в 1929 г. С августа 1930 – преподаватель ВВА. Затем находился в резерве РККА. В январе 1936 г. зачислен в кадры РККА на работе ГУ ГВФ. Арестован и расстрелян 09.10.1937. Реабилитирован 09.09.1965 г. |
|
Крымский Николай Алексеевич (05.12.1901 – 12.06.1947) – полковник (1942), уроженец Витебской губ. В юности работал грузчиком на складах морского ведомства (о.Кронштад). Добровольно вступил в КА (06.1919); воевал на фронтах Гражданской войны в составе11 зап СП Северного, затем, 395 СП 41 СД и 363 СП 44 СД Зап. фронта. В августе 1922 г. был направлен на учёбу на 15-е Киевские пехотные курсы, после окончания которых (08.1925), назначен комвзвода 9 СП 3-й СД Туркестанск. фронта. 12.1927г. переведён в БВО, в 81 СП 27 Омской СД (Витебск), комвзвода, позже, переведён в 11 авиапарк 2-й Витебской АБр - комвзвода (12.1929 - 03.1932); назначается ком. роты 17 авипарка 8-й АБр (г. Гомель), следом – ком. роты 129 СП 43 СД. В апреле 1936г. переведён в СКВО – НШ батальона 38 СП 13 Дагестанской СД, капитан; 10.1936г. – пом. НШ 65 СП 22 Краснодарской СД. В составе полка переводится на Д. Восток в состав ОКДВА (Гродеково), где в 1936г участвовал в боях с японцами в р-не оз. Халхин-Гол, в т.ч, и как командир120 СП 40 СД. В апр.1940г его перевели в 53 СД (г. Энгельск): - нач. оперотдела- пом НШ СД, майор. В составе этой СД 29.06.1941г убыл на фронт в р-н г. Орша-Рославль. В период войны в составе Западного, Центрального, Белорусского фронтов неоднократно назначался пом НШ СД, ВрИД зам.командира, командиром СД, зам командующего СК. В 1945г. направлен на ускоренные курсы (КУВНАС) при ВА им. К.Г. Ворошилова, после окончания которых, переводиться в резерв Ставки ВГК. В июне 1945г. был направлен на Забайкальский фронт – зам. комдива 209 СД 36 А, где участвовал в Хингано-Мукденской операции. После войны (с 16.09.1945) – зам. пом.командира 59 СД Забайкало-Амурского ВО. 12.06.1947г. уволен в запас. |
|
Нестеров Пётр Николаевич (27 [15 c. с.].02.1887 08.09. [26.08. c. с.]1914),— русский военный лётчик, штабс-капитан (31.08.1913), основоположник высшего пилотажа («петля Нестерова» или «мёртвая петля»).
Родился в Н. Новгороде, сын офицера. После окончания кадетского корпуса (1904) был зачислен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 г., сдав экзамены, произведён в подпоручики и выпущен в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду (Владивосток). Позже, командирован во Владивостокскую крепостную воздухоплавательную роту, поручик (01.09.1909). Там совершил несколько подъёмов на аэростате, лично разработал правила корректирования артиллерийской стрельбы из аэростата. Командирован на учёбу в Офицерский класс Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине (1912), где совершил свой первый самостоятельный полёт на аэроплане. По окончании учебного курса в Авиационном отделе и сдачи экзамена той же школы на звание «военный лётчик» (_.05.1913), был назначен в формировавшийся в Киеве авиаотряд (АО) с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте. В последующем командует различными АО. Став опытным пилотом, занимался разработкой теории воздухоплавания и конструкторской деятельностью. Участвует в групповых и одиночных перелётах с посадками на полевых аэродромах. Во время перелётов проводилась маршрутная киносъёмка. Весной 1914 г. (11.05) совершил большой перелёт из Киева в Гатчину, покрыв 1200 вёрст за 8 час., захватив с собою в качестве пассажира унтер-офицера АО Нелидова. Этим своим перелётом Нестеров побил все русские рекорды на продолжительность полёта, на скорость, на скорость с пассажиром и т. д.
27.08.1913 в Киеве над Сырецким полем впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор-4» замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром он положил начало высшему пилотажу.
С началом Первой мировой войны в составе своего АО отбыл на Юго-Западный фронт. Принимал участие в боях за Львов. Осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в Российской империи бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Осуществив за время войны 28 вылетов, 08.09.[26.08.с.с]1914 г. около городка Жолква совершил свой последний подвиг — протаранил самолёт, в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. |
|
Кучевский Николай Александрович (1898 -1971) — ст. лётчик. Родился и вырос в крестьянской семье. Учился в Курском землемерном училище (1915-1918). Поступил на службу в РККА (1918): занимался аэродромным техническим обслуживанием, сначала в 9-м разведывательном авиаотряде (РАО), затем в 5-й армии РККА в Сибири. Направлен учиться в Егорьевскую военно-теоретическую авиационную школу, после – в Зарайскую практическую лётную школу (1920), затем – в Высшую школу красвоенлетов в Москве (1922). По окончанию направлен на службу в ВВС: сначала в Смоленск, затем в Витебск, во 2-ю ОРАЭ, где со временем становиться командиром авиаотряда, позже(1926) стал командиром 43-й АЭ 2-й АБр (г.Витебск). В апреле 1931 г. переведён в резерв РККА с откомандированием для работы во Всесоюзное Объединение Гражданского воздушного флота. В 1933-1934 гг. по требованию НКВД репрессирован и отправлен в ссылку в Казахстан. Участвовать в Великой Отечественной ему не пришлось. Реабилитирован в 50-х годах. С 1959 г. местом жительства выбирает г. Гродно, БССР. |
|
Лопатин Всеволод Николаевич (19.05.1898 – 29.07.1938) - советский военный деятель, полководец, звание «комдив» (20.11.1935 г.).
Родился в Вятской губ. (г. Глазов/г. Вятка). Закончил Слободское реальное училище (1916). Учился и окончил Казанское ВУ. Участник Первой мировой войны. В Красной армии добровольно с 02.1918 г. Участник Гражданской войны. Служил в сухопутных частях. Заочно учился на мл. курсе Академии Генерального штаба РККА (11.1919). После окончания (25.09.1922 г.), служил командиром 15-го Витебского СП (г. Полоцк) 5-й Витебской СД (с 03.1923 г.). Переведен в авиацию: НШ 1-й ОРАЭ; пом. нач. опер. отдела штаба ВВС РККА. Экстерном сдал испытания на звание «летчик-наблюдатель» при Высшей военной школе летчиков - наблюдателей (07.1924 г.). Был назначен командиром 14-го ОРАО. Участвовал в борьбе с басмачеством на Туркестанском фр. в должности командира 2-го ОРАО (с 03.1925 г.) и 13-го КавАО. Позже назначен командиром 1-й ОРАЭ «Ультиматум», ЛенВО (с 03.1926 г.). С 11.1926 г. назначается первым командиром формируемой в БВО (Витебск) 2-й авиационной бригады, а уже через год (10.1927) - командир 15-й АБр, УкрВО. Учился на КУВНАС при ВА РККА им. М.В. Фрунзе. После окончания назначен нач. Упр. боевой подготовки ВВС РККА (с 12.1931 г.); пом. командующего войсками ОКДВА по авиации (с 06.1932 г.); пом. командующего войсками ЛенВО по авиации (10.1933-05.1937 и 09.1937-01.1938 г.). Участник гражданской войны 1936-39 г. в Испании; где сменил Я.В. Смушкевича (05.-09.1937 г.). После возвращения – получает внеочередное звание. Арестован 14.01.1938 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 29.07.1938 г. приговорен к расстрелу. 12.12.1956 г. реабилитирован. |
|
Стаханский Назарий Михайлович (__.11.1900 – 05.06.1938) - комбриг (1935).
Окончил начальную школу в 1914 г. Трудовую жизнь начал с восьми лет. В Красной армии по мобилизации с июля 1918 г. Участник Гражданской войны. Служил на различных должностях в пехотных частях. После Гражданской войны на ответственных должностях в ВВС РККА: от счетовода, инспектора военного отдела Буйнакской инспекции (с мая 1921) до командира 78-й скоростной бомбардировочной авиабригады (до авг. 1937), в том числе, с августа по октябрь 1926 г. служил во 2-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи (Витебск). Учился и закончил учебные заведения ВВС: 2-ю Объединенной школы красных коммунаров (03.1922); военно-теоретическую авиационную школу (с 11.1923); 1-ю военную школу летчиков (12.1924 – 1926). Арестован 28.08.1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 05.06.1938 г. по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Определением Военной коллегии от 12.03.1959 г. реабилитирован. |
|
Уборевич Иероним Петрович (1896–1937) — советский военный деятель, командарм 1-го ранга (1935). После окончания Константиновского арт. училища участвует в составе Российской армии в боях 1-й мировой войны (1916), подпоручик. В РККА с ноября 1917 г. Командир Рев. раб.-крестьян. полка (1918). Нач. 18-й СД 6 армии (1918), командующий армиями (10.1919–12.1920), пом. командующего войсками Украины и Крыма(1921). Военный министр и главком Народной республиканской армии Дальневосточной республики. Зам.командующего и НШ УрВО (1924), командующий СКВО (1925), МВО (1928). Член РВС (1930). Командующий БВО (1931), СрВО (1937). Арестован (1937) и расстрелян (11.06.1937), реабилитирован в 1957 г. |
|
Фабрициус Ян Фрицевич (1877–1929) — советский военачальник, первый 4-х кратный кавалер ордена Красного Знамени (1919; 10.1920; 03.1921; 12.1921). Командир 14-й категории высшего начсостава РККА. В революционном движении с 1891 г. В 1904 осуждён. Отбывал ссылку (в т. ч. и на о. Сахалине, г. Александровск – 1913–1916). В 1915 г. подал прошение о добровольном вступлении в ряды действующей Российской армии, был зачислен в 1-й латышский батальон. С 1916 г. на фронте 1-й мировой войны. Был произведен в старшие унтер-офицеры. Председатель полкового комитета (10.1917). Комиссар 2 Новгородской СД (1919). Командир 48-й стр. бригады (1919). Делегат Х съезда партии, участвует в подавлении Кронштадского восстания (1921). Командир Донской дивизии (1923). Командир 17 СК УВО (01.1924), командир 4 СК (1927-1928), помощник командующего Кавказской Краснознамённой армии (1928). Погибает в результате авиакатастрофы (29.08.1929). |
|
Ширинкин Алексей Дмитриевич (1897–1938). С 1914 г. в Российской армии, служил в Воздухоплавательной школе в Гатчине, после окончания которой направлен лётчиком-истребителем на фронт Первой мировой войны (с мая 1915 г.). В РККА с марта 1918 г.: командир 7-го ИАО, командир отдельного авиазвена истребителей Западного фронта, командир 4-го авиационного дивизиона (6.12.1919). В 1920 г. участник Советско-Польской войны в составе 16-й армии. После Гражданской войны: командир 4-го авиадивизиона, командир 7-й АЭ им. Дзержинского (МВО), окончил КУВНАС при ВА им. Фрунзе (1.06.1927), вместе с 7-й АЭ переводится во 2-ю Абр (Витебск), в конце 1929г направлен на формирование 2-й воздушной эскадры в УкрВО, врид командира. В 1930-1931 на военно-дипломатической работе – занимается приемкой авиатехники за границей. С 1932 г. лётчик-испытатель, затем персональный пенсионер РККА. По обвинению в шпионаже арестован. Решением Военной коллегии Верховного Совета (ВКВС) СССР расстрелян 8.02.1938 г. Реабилитирован в 1963 г.
|
|