Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [112]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Мирная жизнь Витебской авиабригады.

Часть I. Витебская авиабригада.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады

В 1931 г. начальником ВВС РККА назначается Я.И. Алкснис, а командующим Белорусским военным округом становится И.П. Уборевич [Губаревич]. Эти, вновь назначенные, командующие стали уделять много внимания вопросам воспитания и подготовки высшего командного состава воинских соединений округа: командиров корпусов, дивизий, бригад.

По результатам усердной, добросовестной службы и учёбы на курсах, в декабре 1931 г. Я.В. Смушкевича назначают командиром-комиссаром (это были те времена, когда в соединениях КА с целью укрепления единоначалия совмещали должности командиров воинских частей и комиссаров) 2-й им. СНК Белоруссии авиационной бригады. Для дальнейшей службы он опять перебирается на «новое-старое» место жительства в г. Витебск.

В начале 30-х годов в ВВС стали появляться новые отечественные самолёты, что стало реальным результатом принятых мер по улучшению дел в отечественной авиации. Так в разведывательных, легкобомбардировочных и легких штурмовых частях ВВС началась массовая замена Р-1 на новый поликарповский самолет Р-5, начинают появляться и новые самолёты У-2. В числе таких частей следует назвать и части 2 АБр, в которых новые самолёты стали использоваться в основном как разведчики и ближние бомбардировщики.


Самолёт Р-5

7 ИАЭ приступает к перевооружению на новые истребители И-3, серийная постройка которых началась в конце 1928 г., а первые истребители стали поступать в войска в конце 1929 г. В 1930 г. И-3 становится основным истребителем РККА, производство его в тот год достигает своего пика.


Истребитель И-3 из состава 7-й истребительной эскадрильи им. Ф.Э. Дзержинского

Увеличение производства военной техники промышленностью страны создало предпосылки для увеличения количества частей. Это заставляет пересматривать штаты авиачастей. В состав авиабригады, согласно штатов того времени, должны были входить от двух до пяти эскадрилий и несколько отдельных отрядов. АЭ обычно состояла из 3 отрядов, но уже с 1932 г. штат обычных эскадрилий состоял из 28 машин.

2-я АБр, в то время, состояла из трёх отдельных АЭ и двух отдельных авиаотрядов — фактически по назначению она была смешанной бригадой:

— 7-й истребительной, которой тогда командовал Б.А. Туржанский, сменил его И.В. Якубович;

— 22-й разведывательной, командир–М.С. Медянский;

— 43-й легкобомбардировочной, в то время командовал А.Е Златоцветов,

— отдельными авиаотрядами тогда командовали Н.Ф. Папивин и [Г.И.] Марков.

Начальником политотдела АБр был Ф.И Кузнецов, а комиссарами эскадрилий — А.П. Сухановский, Тугунов и А.К Одновол.

В 1931году ведущей в бригаде была 22-я разведывательная эскадрилья, получившая переходящее знамя Пролетарского райкома комсомола Москвы за хорошую постановку боевой учёбы и безаварийность.

Особой славой в авиационной истории страны была отмечена и 7 ИАЭ им. Ф.Э Дзержинского, созданная одной из первых в Красном воздушном флоте РККА.

Краткая история её на то время была такова:
— в июне 1914 г. в городе Лида был создан 3-й корпусной авиаотряд (КАО);
— в апреле 1919 г. был сформирован (с учётом 3-го КАО) авиаотряд красных военлётчиков;
— в октябре 1919 г.из него формируется 2-й истребительный дивизион (ИД);
— в мае-июне 1921 г из 2-го ИД формируют 2-ю Отдельную истребительную авиаэскадрилью, а 03.07.1925 г.(пр. РВС № 719) ей присвоено почётное наименование — имени Ф.Э. Дзержинского;
— 01.01.1927 г. из 2 ОИАЭ создают 7-ю Отдельную истребительную АЭ им. Ф.Э. Дзержинского, в составе 10 АБр Московского ВО, командир эскадрильи А.Д. Ширинкин, командирами двух авиаотрядов стали и в течение почти 2-х лет (до 1929 г.) служили Е.С. Птухин и П.И. Пумпур.

Из рядов этой части вышло немало известных лётчиков, начавших здесь, в 7-й ИАЭ 2-й АБр, свою службу в авиации, в том числе лётчики, получившие впоследствии звание дважды Герой Советского Союза — С.П Супрун, Б.Ф Сафонов, Героями Советского Союза стали В.М Бочаров, Е.С. Птухин, П.И. Пумпур, Б.А Туржанский, Н.В Худяков (примечание — в числе дважды Героев Советского Союза, служивших и вышедших из состава Витебской АБр, следует назвать самого Я.В. Смушкевича и Т.Т. Хрюкина, а в число Героев Советского Союза — А.И. Пушкина, Н.Ф. Папивина, А.С. Сенаторова, И.Л. Сиренко, Г.А. Чучева и других – фактически действительный список значительно больше и, скорей всего, пока до конца не сформирован).

В 1933 г. в составе 2-й АБр была сформирована 4-я ЛБАЭ, командиром которой стал Е.М Белецкий и, несколько позже, 5-я легкобомбардировочная АЭ им. Я. Фабрициуса — ком. В.В. Стёпичев.

Самолётный парк ВВС РККА в период с 1928 по 1932 год возрос в 2,6 раза, а количество импортных самолётов сократилось — по истребителям с 92% до 4 %, по бомбардировщикам — с 100% до 3 %.


Эскадрилья им. Ф.Э. Дзержинского на аэродроме с истребителями И-3 (СССР,1932 г.) фото с https://www.dishmodels.ru/

В эти годы в стране усиленно развивалась промышленность. Строились и вводились в строй предприятия и в Витебске: среди них фабрика «Знамя Индустриализации», обувная фабрика «Красный Октябрь», игольный завод и др. Военнослужащие АБр помогали Витебску в строительстве фабрики «КИМ». А трудовые коллективы городских предприятий осуществляли шефство над воинскими частями гарнизона.

Зимний период обучения в 1931-1932 гг. закончился для АБр большими тактическими учениями совместно с частями 4-го СК, которым в это время командовал А.Д Локтионов. По завершении которых, Витебская бригада была удостоена чести участвовать в воздушном параде в Москве. Ранней весной 2-я бригада приступила к подготовке для участия в первомайском воздушном параде, но в середине апреля из-за весенней распутицы по аэродрому нельзя было даже пройти, не то что взлететь с него. Командование потребовало перелететь на другой аэродром, чтобы получить возможность готовиться там к параду. Но как? Решено было сделать на аэродроме для взлёта искусственный деревянный настил. Военные обратились за помощью в окружком партии, на предприятия города — за материалами и средствами для их доставки, за помощью в рабочей силе. Всё было получено, это и позволило срочно приступить к строительству деревянной полосы из толстых досок на лагах из брёвен. В течение нескольких дней (в т.ч. и в организованный воскресник) ВПП размерами 30 м на 110 м была построена.
И вот в присутствии командования и делегаций трудовых коллективов города после митинга был произведён вылет экипажей (по этому же примеру подобный настил на ВПП был построен и на Гомельском аэродроме, для вылета экипажей на первомайский парад АБр, командир — комбриг А.А. Туржанский).Так в 1932 г. коллективы этих авиабригад участвовали в первом в истории СССР крупном авиационном параде.

В связи с таким состоянием лётного поля было решено усилить работу по оснащению аэродрома необходимыми сооружениями, а подразделения АБр необходимым жильём для военнослужащих (лётные составы жили, в основном, на частных квартирах по всему городу и при тревоге собрать их было проблематично), казармами, механическими мастерскими. Строить надо было многое, а штатных строителей не хватало. В нелётные дни командиры с утра до вечера в окружении гражданских и военных специалистов находились на стройплощадках. Приходилось регулярно устраивать воскресники. Многие военнослужащие АБр с жёнами и старшими детьми приходили на стройплощадки трудиться: они разгружали кирпич, доски, копали канавы. А чтоб легче было работать, бригадный духовой оркестр, играя жизнерадостную музыку, создавал у коллектива хорошее рабочее настроение. Такое отношение к поставленным задачам позволяло успешно строить ВПП с твёрдым покрытием, Дом Красной армии, новую столовую, ночной санаторий для отдыха лётных экипажей (подобные санатории по примеру витеблян позже стали появляться во многих авиачастях КА). В результате этих усилий в течение нескольких лет запланированные объекты были построены. Также были сооружены отличные ангары, мастерские, создана образцовая учебная база, несколько жилых домов для лётных экипажей.


Витебский аэродром, немецкая аэрофотосъёмка 1941 г., фото с http://www.evitebsk.com/wiki/

При этом уделялось много внимания и вопросам питания, медицинского обслуживания личного состава, озеленению авиагородка. За этими проблемами не забывали про организацию вечеров отдыха. Торжественно совместно отмечались праздники, а берега озера Лосвидо превратили в зону отдыха. Много внимания уделялось развитию спорта, в том числе, футбола — ведь и в авиабригаде была непобедимая футбольная команда. При решении текущих вопросов большую помощь командиру АБр оказывали строевые командиры, работники политотдела, штабные работники в т. ч. и новый начальник штаба Сергей Павлович Синяков.

Необходимо отметить, что все эти годы Я.В. Смушкевич продолжал осваивать лётные специальности, в т. ч. и специальность пилота. До сих пор он был хорошим политруком и комиссаром, умелым организатором, овладел специальностью воздушного навигатора, стрелка-бомбардира, был командиром авиабригады, однако официально лётчиком он не был. И вот в конце 1932 г. наркомом обороны К. Е. Ворошиловым ему было разрешено после самостоятельной подготовки сдать зачёты и экзамены в «Каче» — 1-й военной школе лётчиков им. А.Ф. Мясникова, для официального подтверждения знаний и умений на получение документа о звании военного лётчика. В течение 38 дней эта задача была выполнена — 14.12.1932 г. после сдачи теории и практических навыков с отличной характеристикой ему была присвоена квалификация военного лётчика.


Истребитель И-7

Советская промышленность увеличивала мощность производства, что позволяло обновлять технику в частях ВВС: так в ноябре 1932 г. на вооружение авиабригады в Витебске поступают первые двенадцать И-7, в декабре поставили еще десяток машин. По состоянию на 1 января 1933 г. в строю 7-й ИАЭ уже находился 21 самолет-истребитель типа И-7.

В 1933 г. Витебская АБр признаётся победителем в соревновании авиачастей БВО, в этом же году она получает новое название – 201-я легкобомбардировочная авиационная бригада. Ряд отличившихся командиров её подразделений получают право быть занесёнными на «Красную доску». Это командир АЭ Б. Туржанский, военный комиссар Зайцев, командиры отрядов П.Н. Шустов и М.И. Марцелюк, старший летчик П.Н. Баранов. Вскоре пришла новая радостная весть: 7-я истребительная эскадрилья объявлена победителем в социалистическом соревновании частей и соединений ВВС КА. За достигнутые успехи ряд командиров получают служебное повышение, так Б.А. Туржанский и М.С. Медянский выдвигаются на должности командиров авиабригад, а П.Н. Шустов, Ф.Н. Карнафель, Л.Г. Кулдин, Павлов назначаются командирами эскадрилий.

В авиабригаде много внимания уделяется работе авиационных мастерских, оснащению их современным оборудованием, новейшим инструментом и контрольно-измерительными приборами. В части хорошо поставлена рационализаторская работа. Лучшими наработками тех лет признаются стрелковый тренажёр, ночной электрический старт- светофор. Среди новаторов неоднократно отмечаются инженеры Рассохин, Завитаев, Лосев, техники Абрамов, Бабков, Вожичко, Гарев, Корчагин, Колчушкин, Лебедев, Мурза, Недолин, Плоткин, Прилепский, Рыбаков, Турасов и др. Они становятся известными во всём БВО. С их помощью успешно проводилась работа, в т. ч. и по оснащению самолётов 201-йАБр авиационными радиостанциями, что тогда явилось большим событием. Экипажи всех эскадрилий регулярно стали осваивать ночные полёты, были усилены тренировки по воздушной стрельбе, «слепые» полёты – по приборам. Кроме того, осенью было решено в зимний период 1933-1934 гг. отправить авиаподразделения в лагеря, так как военный лётчик должен успешно летать в любых климатических условиях, в любую погоду, даже в морозы. Для этих целей на озере Лосвидо и вблизи станции Дретунь, между г. Полоцком и г. Невелем, были выбраны летние лагеря АБр которые спешно были переоборудованы под зимние условия. Планировалось оборудовать несколько аэродромов: на льду замёрзших озер, замаскированные среди леса, в открытом поле. В зимний период полёты пришлось проводить в 30-и градусные морозы, по погодным возможностям – днём и ночью. Ночью взлетали и садились при свете костров, потом стали обозначать взлётную полосу цепочкой фонарей «летучая мышь»; в воздухе самолёты ходили строем по маршруту с выключенными габаритными огнями и ориентировались в ночной темноте по выхлопам из патрубков впереди идущих машин.


О славных делах Витебской авиационной бригады знала вся страна

Через 2 месяца лётные экипажи вернулись на базу в Витебск достаточно подготовленными к проведению полётов в тяжёлых зимних условиях. Это пригодилось через несколько лет в Зимней войне с белофиннами, в которой ряду лётных экипажей Витебской АБр пришлось участвовать!

 По итогам зимнего периода боевой подготовки 1934–1935 гг. 201-я АБр заняла ведущее место в БВО, что позволило опять получить право на участие в воздушном параде в Москве 1 мая 1935 г. А после парада командир 201-й АБр Я.В. Смушкевич был представлен И. Сталину.

8 июня 1935 г. приказом НКО СССР за успехи в боевой подготовке Витебская авиабригада получает право на присвоение наименования «имени К.Е. Ворошилова». Впредь она должна именоваться «201-я легкобомбардировочная авиационная бригада имени т. К.Е. Ворошилова».

Ряд военнослужащих авиабригады принимали активное участие в работе советских и партийных органов БССР на всех уровнях: городских, областных, республиканских.

В целях привлечения гражданской молодёжи в авиацию, во исполнение, в том числе, решения IX съезда ВЛКСМ провозгласившего в январе 1931 г. лозунг «Комсомолец–на самолёт!» военнослужащие АБр проводили агитационно-пропагандистскую работу среди молодёжи учебных заведений и производственных коллективов, агитируя поступать на учёбу в аэроклубы, на службу в ВВС, добровольно работать в воинских частях, в т. ч. и вольнонаёмными. Военнослужащие АБр оказывали всяческую помощь работе Витебского ОСОАВИХИМа (предшественника ДОСААФ). Это участие позволило в 30-е годы в Витебском аэроклубе подготовить много авиационных специалистов, в том числе – пилотов. Ряд из них стали Героями Советского Союза: Е.В. Василевский, П.А. Глазунов, П.Л. Грищенко, А.И. Горовец, В.А. Демидов, С.И. Жуков, И.А. Каминский, В.Н. Князев, Д.И. Луговской, П.Н. Никифоров, А.С. Пещенко, В.А. Тышевич и другие, ставшие известными авиаторами.

В эти годы продолжается постоянное совершенствование ВВС путём кадровой и технической политики, усовершенствование структуры частей. В войсках появляется более современная отечественная авиатехника. При этом нередко части получают другое название и обозначение.Так в течение нескольких месяцев в составе 201 АБр появляются эскадрильи с новыми названиями: — на базе 7 ИАЭ с 25.05.1935 создаётся 106 ИАЭ им. Ф.Э. Дзержинского, которая с сентября 1935 г. начинает осваивать самолёты И-16 с мотором М-22; на базе 43 ЛБАЭ формируется 10-я СБАЭ во главе с командиром Златоцветовым, которая одна из первых в ВВС начинает осваивать самолёты СБ.
(В те годы «легкобомбардировочными» назывались авиачасти, оснащённые, в основном, самолётами Р-5, Р-5 ССС, Р-Z. Позже авиачасти, вооружаемые самолётами СБ различных модификаций, стали называться «скоростными»)


Истребитель И-16 тип 4 в стандартной окраске ВВС РККА, середина 30-х годов

В сентябре 1935 г. в Красной Армии появились воинские звания. Все летчики, по современным меркам, относились к офицерам. Летные школы выпускали их в звании «младший лейтенант». Дальше «лестница» примерно соответствовала современной: отрядом обычно командовал капитан, эскадрильей – майор, за полковником шел комбриг, далее следовали комдив (хотя в ВВС тогда дивизий не было), комкор, командарм 2-го ранга и командарм 1-го ранга.

Сержант именовался «помкомвзвода»; соответственно существовали младший помкомвзвода, старший помкомвзвода. Технический состав делился на воентехников и военинженеров. Воентехник 3-го ранга соответствовал младшему лейтенанту, военинженер 1-го ранга – полковнику. Звание у политработников в ВВС соответствовало званиям в сухопутных войсках РККА. После перехода в 1938 году к полковой структуре эскадрильей обычно командовал старший лейтенант или капитан, а полком – майор.

В результате летней проверки 1935 г. комиссией во главе с главкомом К.Е Ворошиловым, 201-я АБр была признана достойной стать лучшей в ВВС КА, а ряд военнослужащих бригады были представлены к награждению правительственными наградами. И, как следствие, 25 мая 1936 г. было опубликовано Постановление Президиума ЦИК СССР о награждении 560 авиаторов ВВС КА орденами и медалями. Среди них пятеро лётчиков Витебской АБр: майоры Белецкий и Шустов, капитаны Фомин и Литвинов и лейтенант Лаптев. В списке награждённых были и авиаторы 201 АБр, которые на момент выхода Постановления были переведены в другие авиачасти, а это: М.С.Медянский, А.Е. Златоцветов, В.М. Бочаров, А.С. Сенаторов и другие.

В середине 30-х годов в мире всё чаще начинают произрастать воинственные империалистические настроения, в том числе и в Европе. К власти в Германии и Италии пришли силы, которые были ориентированы на пересмотр существующей системы международных отношений. На Дальнем Востоке Япония оккупировала значительную часть Китая и на севере вышла к границам СССР. У дальновидных политических деятелей появилось стойкое опасение приближения очередной большой войны.

Летом 1936 г. подобные события стали разворачиваться в Испании, где генерал Франко совершил военный переворот против демократического правительства, избранного большинством населения. Его военными союзниками стали фашистская Португалия, Германия и Италия.

В РККА в этот период начинают ещё чаще проводить различные напряжённые учения, манёвры, сборы. Так в конце лета 1936 г. в Белорусском военном округе начались очередные крупные манёвры, где в руководстве были Народный комиссар обороны Маршал СССР К.Е Ворошилов, командарм 2-го ранга Я.И. Алкснис, ряд других военачальников. В качестве гостей были приглашены военные делегации зарубежных государств. На этих манёврах, была проведена крупная, для того времени, воздушно-десантная операция (выброска 1800 чел. парашютного десанта и «…по воздуху была перевезена на дальнее расстояние 84-я СД – 5 272 чел. с орудиями, броневиками и лёгкими танками»). При этом проверялось, как командование округом осуществляет взаимодействие различных родов войск. В ходе этих учений активно участвовали все подразделения Витебской АБр, их участие было признано весьма успешным, особенно была отмечена выучка и мастерство лётчиков-истребителей Витебской АБр — Шустова, Фомина, Деева, Андреева и др. Эти лётчики, в частности, показали в деле лётно-боевые качества новых самолётов И-16.

Успешное участие Витебской авиабригады в окружных манёврах определило дальнейшую судьбу ряда её командиров, в первую очередь, командира бригады Я.В Смушкевича. Вскоре после манёвров 201-я Витебская бригада получила другое наименование — 40-я авиационная бригада. Это совпало с её 10-летней годовщиной. Такое изменение названия Витебской авиабригады соответствует и её структурным преобразованиям. При этом командование ГШ РККА отказывается от принципа, когда структурные подразделения, составляющие укрупнённые войсковые соединения (в данном случае авиабригады) должны базироваться в одном населённом пункте, на одном аэродроме. Например, в подтверждение этой версии 106-ю ИАЭ под командованием капитана Якубовича в июне 1937 г.переводят на новое место базирования — аэродром Улла, Витебской обл.

На торжественном построении личного состава бригады в честь 10-летней годовщины был зачитан приказ Народного комиссара обороны № 239 от 26 декабря 1936 г., где говорилось: «...за время своего существования авиабригада в своих рядах вырастила и дала Военно-Воздушным Силам на пополнение других частей и соединений большое количество отличных командиров разных степеней». История в будущем показала, что многие командиры, пройдя школу Витебской авиабригады той поры, впоследствии стали генералами авиации и занимали высокие посты в ВВС СССР. Среди них можно назвать следующих: Е.М. Белецкий, М.З. Зетилов, А.Е. Златоцветов, А.К. Одновол, Н.Ф. Папивин, Н.П. Перминов, П.И. Пумпур, А.И. Пушкин, А.С. Сенаторов, О.П. Синяков, В.А. Степичев, А.П. Сухановский, Г.С. Счётчиков, Т.Т. Хрюкин, Г.А. Чучев и др. Здесь же, в авиабригаде, получили путёвку на командные должности И.С. Гальцев, Н.И. Федосеев, Б.А. Туржанский, М.С. Медянский, Л.Г. Кулдин, П.Н. Шустов, С.П. Супрун, Б.Ф. Сафонов.

В ознаменование этого же события Постановлением ЦИК и СНК БССР № 1 от 25.01.1937 г. за выдающиеся заслуги в области укрепления обороноспособности Союза ССР и успехи в боевой подготовке 50 командиров и политработников АБр были награждены Почётными грамотами и ценными подарками. (В качестве примера называются несколько фамилий из числа награждённых, которые удалось узнать):

1. Смушкевич Яков Владимирович — комбриг.
2. Гальцев Иван Сергеевич — полковой комиссар.
3. Федосеев Николай Иванович — полковник.
4. Белецкий Евгений Михайлович — майор.
5. Кузовенков Николай Павлович— старший политрук.
6. Шустов Павел Никифорович — майор.
7. Курепин Анатолий Ильич — капитан.
8. Ячменников Серафим Георгиеви — старший лейтенант.
9. Ткаченко Василий Григорьевич — воентехник 2 ранга.
10. Арцюшков Павел Михайлович — воентехник 1 ранга.
11. Смерчшков Пётр Семёнович — старший лейтенант.
12. Левицкий (Левитский) Леонид Яковлевич — воентехник 2 ранга.
13. Швындин Валентин Николаевич — старший лейтенант.
14. Левинский Георгий Корнеевич — старший лейтенант.
15. Шмонин Сергей Семёнович — пилот.
16. Степанчиков Михаил Михайлович — лейтенант.
17. Терехов Григорий Михайлович — старший лейтенант.
18. Бенсон Оскар Германович — интендант 2 ранга.
19. Антонов Сергей Константинович — капитан.
20. Бродов Фёдор Георгиевич — воентехник 1 ранга.
21. Хориков Алексей Минеевич — лейтенант.


Постановление ЦИК и СНК БССР о награждении личного состава Витебской авиабригады в связи с ее юбилеем.

Но командира АБр на этих юбилейных мероприятиях не было — он в это время уже отбыл в республиканскую Испанию, получив загранпаспорт на имя Дугласа. В Испании он стал называться псевдонимом «генерал Дуглас» и был определён в качестве старшего советника испанского республиканского правительства по авиации.

Борис ДАЙТЕР

Переход на страницу с продолжением статьи по ссылке ниже.

Разведка боем. Рост крыльев.

Краткие биографические справки

  Антонов Сергей Константинович (1902–19…) — полковник. В РККА с 1920 г. Служил в 40 (201) АБр. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г. на командных должностях: начальник 3 района авиабазирования Карельского фронта (06.1941–02.1942); зам.командующего ВВС 14 А по тылу (02.1942–12.1942); начальник штаба тыла 7 ВА Карельского фр.(1945). После окончания войны продолжает служить НШ тыла 7 ВА. (авг. 1945 г?)
Белецкий Евгений Михайлович (1905–1984) советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1943). В РККА с 09.1925 г. Окончил Ленинградскую военно-техническую школу КВФ (1926), затем 1-ю военную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова (12.1927). Служба в частях ВВС: командир звена, командир авиаотряда, командир АЭ в 201 АБр (1933), командир АБр БВО(1936–1938). Участник в советско-финской войне. Зам. командующего ВВС ЛенВО (02.1940), командир ИАД ЗакВО (03.1941). Во время Великой Отечественной командовал крупными соединениями ВВС на ряде фронтов, в т. ч. при освобождении территории БССР (руководимые им части ВВС участвовали в освобождении г. Витебска). Зам. командующего 16 ВА, зам нач. Главного штаба ВВС (1946), зам. нач. главного управления ГВФ (12.1949–1959). В 1959 г. ушёл в отставку.
  Вожичко Гилярий Францевич (1908–19…) — старший техник-лейтенант. В РККА с 1930 г. Служил во 2-й (201-й) АБр авиатехником. Участвовал в Зимней войне с Финляндией (1939-1940). В Великой Отечественной войне участвует с 22.06.1941 г., служил начальником тех. команды 21 района авиационного базирования (РАБ) Брянского фронта (01.10.1941-05.08.1942). Пропал без вести.
Гальцев Иван Сергеевич (1893–1941) — дивизионный комиссар (1937). Участник Гражданской войны. Закончил лётное училище, политические курсы. Служил в БВО, в т. ч в 201 АБр — зам. комбрига по политчасти. Участник войны в Испании (10.1936 – 17.06.1937). После командировки продолжает службу в ВВС: Витебская АБр; зам. командующего ВВС КОВО по политчасти (1941). Великую Отечественную встретил 22.06.1941 на Юго-Западном фронте — зам. командующего ВВС фронта по политчасти. Вместе со штабом фронта попал в окружение, погиб (09.1941 г.).
Зетилов Михаил Яковлевич (1892–1972) — военврач и организатор мед. службы, генерал-лейтенант медицинской службы (1944). В РККА с 1918 г. Участник Гражданской войны. В последующем служил в ВС: — младший, старший врач полка, ординатор, начальник отделения госпиталя; в период 1927– 1937 гг служит в БВО, начальник мед. службы Витебской авиабригады, флагманский врач управления ВВС БВО. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941: помощник начальника Военно-санитарного управления Западного фронта по ВВС (06.1941–05.1944); начальник Военно-санитарного управления ПВО Северного фронта (05.1944–03.1945). Начальник санотдела 1-го управления Главного управления по делам военнопленных и репатриированных МВД СССР (03.1945-1951). Нач. медслужбы ВВС, зам. начальника Главного военно-медицинского управления по авиации в ВС СССР (1951-1953). С 1953 г. в запасе.
Златоцветов (настоящая фамилия–Гольдфарб) Авраам Ефимович (1900–1970) — советский авиационный военачальник, генерал-лейтенант авиации (1944). В РККА с 04.1920 г. Участник Гражданской войны с 04.1920 г. С 09.1922 г. направлен на учёбу в Егорьевскую авиашколу РК КВФ, продолжил учёбу в 1-й военной школе летчиков им. А.Ф. Мясникова (с 08.1923), продолжил учёбу в 1924 г. в Московской высшей школе красновоенлётов. После окончания (05.1925 г.) служит в частях ВВС. С 11.1930 г. назначен во 2 АБр БВО; с 10.1935 г.–командир 10 СБАЭ. Участвует в гражданской войне в Испании (1936-1937). До 1941 г. служит на руководящих должностях в ВВС. С первых дней Великой Отечественной командующий ВВС ХВО, затем командующий ВВС 38А Юго-Западного фронта (08.1941), зам. командующего ВВС Закавказского фр.(07.1942), зам командующего 15 ВА, 17 ВА Юго-Западного и Воронежского фр.(с 11.1942). С 07.1944 г. командует 1 смешанным авиакорпусом на 1 Украинском фронте. В мирное время проходит службу на различных командных должностях. С 04.1953 г. в запасе. Умер 07.02.1970 г.
  Карнафель Франц Николаевич (1902–1941) — подполковник авиации. Служил в ВВС БВО, в Витебской АБр (с 1933 г.). Узнав об имеющихся в НКВД многочисленных доносах на него, обратился к К.Е. Ворошилову и был назначен командиром 1-го СБАП (г. Ашхабад, 03.1941). Арестован (08.10.1941) и расстрелян. Реабилитирован.
  Кузовенков Николай Павлович (1905–19..) — полковник авиации. С 11.1932 г. гражданский партработник различных уровней. В РККА с 12.1932 г. Партийный работник — инструктор политотдела и пом. командира АЭ по политчасти в 252-й АБр. Закончил Курсы усовершенствования политсостава (1933). В 1935 г. обучается в Качинской 1-й военной школе лётчиков. Служит в 201 АБр: замполит АЭ, зам. нач. политотдела и военкомом АБр. Учится на Высших военно-политических курсах (1938), по окончании назначается военкомом СБАП, зам.начальника и военком Троицкой школы пилотов (09.1940-12.1941), зам. командира и военком АБр (12.1941-07.1943). В июле 1943 г. попадает на фронт — зам.командира 282 ИАД. В этой должности служит до окончания войны. В 1946 г. уходит в запас. Работает в исполкоме. С января 1961 г. пенсионер.
Кузнецов Федор Иванович (1896–19..) — бригадный комиссар (1936). В августе 1915 призван в ряды Российской Императорской Армии. В декабре 1917 г. демобилизован. В РККА добровольно с 05.1918. Воевал на фронте Гражданской войны, после её окончания служил на должностях политсостава РККА. Слушатель военно-политической академии им. Н.Г Толмачёва (1928 – 1931). После окончания ВПА переведён в ВВС БВО (май 1931 г.)на должность зам. начальника политотдела 2 АБр; с ноября 1931 г. пом. командира АБр по политчасти, нач. политотдела 2 (201)АБр; с апреля 1933 г. – пом. командира по политчасти и нач. политотдела 4-й ТБАБр; с марта 1934 г. военный комиссар и нач. политотдела 4 ТБАБр. В этом же году выдержал испытания в военную школу лётчиков-наблюдателей. Слушатель Высшей школы партийных организаторов при ЦК ВКП(б) в 1936-1937 г. Военный комиссар 2авиакорпуса (08.1937). С 05.1938 г. уволен в запас. Арестован (07.1938). В 09.1939 осуждён. Освободился в ноябре 1943 г. В Великой Отечественной войне не участвовал.
Кулдин Леонид Григорьевич (1908–1942) — советский военачальник, полковник (1942). Призван в РККА в 09.1926 г. Направлен в Военно-теоретическую школу КВФ в Ленинграде, по окончанию которой переведён во 2-ю военную школу лётчиков КВФ г. Борисоглебск (1929). По окончании направлен для службы в ВВС БВО в 7 ИАЭ 2 АБр. В 10.1932 г. направлен для учёбы на Курсы усовершенствования командных составов при ВВА им.Н.Е Жуковского, после окончания которых назначен зам. командира АП ЛВО (03.1934).В июле 1938 г. уволен из рядов РККА, арестован. После проведения следствия освобождён и восстановлен в РККА. Участвует в Зимней войне с белофиннами (1939-1940): зам. командира авиабригады, помощник командира ИАП. В марте 1941 г. назначен командиром АД (03.1941). В этой должности встретил Великую Отечественную войну.В янв.1942 г. командующий ВВС 49 А; в мае 1942 г. зам. командующего 1 ВА. Погиб в воздушном бою 07.08.1942.
  Курепин Анатолий Ильич (1898-19…) — подполковник. В РККА с 1919 г. Участвовал в боях Гражданской войны (1920-1921), воевал против мятежников Антонова. Закончил аэрофотограмшколу (1920), Курсы усовершенствования начальствующего состава (КУНС) при школе спецслужб (1925), КУНС при 1V управлении штаба РККА (1931). Служил в БВО, в Витебской АБр (1936). В период Великой Отечественной войны — начальник штаба запасного авиаполка МВО (1942-1944).
Левинский Георгий Корнеевич (1910–19…) — полковник (1944). В 1930 г. окончил Средне-Азиатскую военную школу. Участвовал в ликвидации басмачества (04.1931-06.1931). Окончил военно-авиационное училище. Начал служить в ВВС, в т.ч. и в 40 (201) АБр, штурманом. Участвует в Гражданской войне в Испании (1937). в войне с Финляндией (1939-1940). В Великой Отечественной с 22.06.1941. С 30.07.1944 — нач. военной кафедры Андижанского учительского института.
  Левицкий (Левитский) Леонид Яковлевич (1905–19…) — инженер-капитан (1944). В РККА с 1.02.1927г. Служил в БВО, в Витебской АБр. Участник Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г. Служит в ВВС, в т.ч. помощник нач. склада по тех. части Головного авиасклада (ГАС) №1999 21-го района авиационного базирования (РАБ) 16 ВА (1944).
Литвинов Борис Иванович (1907–19…) — полковник авиации. В РККА с 1925 г., когда поступил в Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу, затем — Севастопольскую летную школу. Службу в ВВС начал на Дальнем Востоке. В 1929 г. выполнял вылеты на поддержку сражавшихся на КВЖД частей РККА, по итогам службы назначен командиром авиаотряда. Затем служит инспектором по технике пилотирования в Витебской авиабригаде. В 1939 г. участвовал в войне на р. Халхин-Гол, был ранен. После излечения — летчик связного самолёта. Участник Зимней войны с белофиннами(1939-1940). В Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 г.: командир 39 ИАД на Ленинградском фр., заместитель командующего ВВС 8-й армии, командир 302 ИАД (12.1942-03.1944), в которую в марте1943 г. прибыл для дальнейшей службы ст. сержант И. Кожедуб. С 18.03.1944 г. понижен в должности — назначен командиром 909 ИАП. В мирное время зам. начальника Конотопского военного авиационного училища лётчиков. В 1948 г. ушел в запас и переехал жить в г. Могилев.
Медянский Михаил Сергеевич (1899-1965) — полковник авиации (1945). В РККА с 1918 г. Учится на 1-х Московских артиллерийских командных курсах (1918). Участвует в боях Гражданской войны, где на Северном фронте близко знакомится с И.П. Уборевичем. Воевал на Южном фронте. Закончил Егорьевскую школу авиации РККВФ. После службы в частях ВВС был направлен на учёбу в 1-ю военную школу летчиков им. А.Ф. Мясникова, после её окончания служил в Витебской АБр: командовал авиаотрядом, эскадрилией (1930). Переводится и командует 4-й ТАБр (1935), присвоено звание комбриг (1935). За связь с Уборевичем (1937), уволен из РККА. Осуждён (1939), впоследствии освобождён (1940). Восстановлен в рядах РККА, звании и наградах. Дальнейшую службу проходил в качестве преподавателя в различных авиаучилищах. Уволен в запас по состоянию здоровья (1945).
Одновол Александр Кириллович (1901–1979) — политработник, генерал-майор авиации (12.1942). В РККА с 1921 г. Комиссар 43 АЭ 2 АБр (1931 г.). В Великой Отечественной войне (с 22.06.1941) на Западном фр. комиссар 3 АК, потом в составе Юго-Западного фр. С 01.04.1942 зам. начальника по политчасти Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС 9А Закавказского фр. С 08.1943 зам. начальника Главного управления Гражданского воздушного флота по политчасти, впоследствии зам. начальника Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС КА.
Папивин Николай Филиппович (1903–1963) — советский военачальник, генерал-полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (04.1945). В РККА с 1920 г. Окончил 1-ю Объединённую военную школу им. ВЦИК (1924). Служил в УкрВО: комвзвода, пом. командира роты (1924-1927). В 1927 окончил Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу, 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков КВФ (1929 г.). С 07.1929 служит в ВВС БВО, во 2 АБр — мл. лётчик, ком. звена, командир отряда. В 1933 закончил Курсы усовершенствования командных составов при ВВА им. Н.Е. Жуковского. С мая 1933 г. командир отд. корпусного АО, командир ЛБАЭ, затем помощник командира ЛБАБр в БВО. Командир 65-й ЛБАБр (08.1939). С авг. 1940 командир 1-й резервной авиабригады ОрлВО. Участник Великой Отечественной с 06.1942. — командир 264 ШАП. С 16.09.1942 зам. командующего, а с 26.05.1943 командующий 3 ВА. Воевал на Ленинградском, Калининском, 1 Прибалтийском и 3-м Белорусском фр. Руководимые им части ВВС принимали участие в освобождении г. Витебска. В мирное время служит на командных должностях в ВВС (1945-1961 г.) С апреля 1961 г. в отставке. Погиб в автокатастрофе 19.04.1963.
Перминов Николай Власович (1893–1970) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1944). В РККА с 1918 г. Участник Гражданской войны. В 30-е годы служит в ВВС БВО, в т. ч. в Витебской АБр, нач. связи 201 АБр. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г. Служит в АДД: НШ 52, 22, 62 АД. Окончание войны встретил в должности НШ 18-й ВА, это соединение участвовало во взятии Берлина. В мирное время служил на различных должностях в ВВС СССР.
Сенаторов Александр Сергеевич (1912–1992) — генерал–лейтенант авиации (05.1949), Герой Советского Союза (03.1938). В РККА с 1930 г. После учёбы в 8-й Одесской военно-авиационной школе пилотов (1932) направлен служить в ВВС БВО, во 2 АБр (09.1932). Участник гражданской войны в Испании — командир Отдельной скоростной бомбардировочной эскадрильи (05.1937-01.1938). По возвращению зам. командующего ВВС ОКДВА, участник боёв у оз. Хасан. После учёбы на Курсах усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНС) при академии ГШ (1939) назначается командующим ВВС 1-й Краснознамённой армии (06.1940). Великую Отечественную встретил в этой же должности, потом командует 9 ВА Дальневосточного фр.(1942), зам. командующего 16-й ВА 1-го Белорусского фр. (09.1944). После окончания войны учится в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (1948). Продолжает службу на руководящих должностях в ВВС: командующий ВА (04.1949), командующий ВВС Таврического ВО (02.1955), командующий 26-й ВА БВО (05.1956), ст. военсоветник командующего ПВО и ВВС Болгарии (1959). Представитель Главного командования Объединённых Вооружённых сил государств участников Варшавского Договора по ВВС и ПВО (1959–1962).С мая 1963 г. в отставке.
Синяков Сергей Павлович (1899–1983) — генерал-лейтенант авиации (1944). В РККА с 1918 г. Участник Гражданской войны (1918-1920). В 1925г. начал проходить курс в Ленинградской кавалерийской школе, позже заканчивает Академию им. Фрунзе и ВВА им.Жуковского. Направлен служить в ВВС БВО(1934) начальником штаба (НШ) Витебской АБр. Участвовал в гражданской войне в Испании (1936-1937). После возвращения из Испании нач. 3-й Военной школы лётчиков и летчиков-наблюдателей, г. Оренбург. Участник боёв на р. Халхин-Гол (1939). Участник Зимней войны с белофиннами (1939-1940). НШ ВВС ПрибОВО(1940). Генерал-инспектор штаба ВВС РККА (1941). НШ 5 ВА (06.1942 – 07.1943). Зам. командующего 3 ВА (1944).После войны служил в штабе ВВС.
Степичев Василий Васильевич (1903–1982) — советский военный лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации (08.1955). В РККА с 1918 г. Начал служить в стрелковом полку. Воевал на фронтах Гражданской войны, после её окончания направлен (1921-1922) на военно-политические курсы. После окончания назначается военкомом кавполка. После обучения в Военно-политическом институте им. Н. Толмачёва (1923-1927) становиться руководителем Тверской кавалерийской школы. В декабре 1928 г.–  военкомом артполка, в ноябре 1930 г.–военкомом 43 АЭ Витебской Абр. В июне 1932 г. направлен на Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при ВА, а потом (11.1932 г.) в 1-ю военную школу лётчиков им. А.Ф Мясникова, назначен командиром бомбардировочной АЭ во 2-ю АБр (06.1933 г.). В июне 1934 г. переводится в ЗабВО, в 1936 г. в г. Одессу. С 06.1937 командир АБр 3-й Военной школы лётчиков и летных наблюдателей им. К.Е Ворошилова, г. Оренбург. В июле 1938 г. арестован. Освобождён в апреле1940 г. Назначен командиром разведывательного АП (04.1941). Участник Великой Отечественной с 22.06.1941 г. Командир АД и зам. командующего ВВС 21 А Юго-Западного фр. (01.1942); а с 05.1942 г. формирует 228 ШАД. С 10.1942 г. и до конца войны командир ШАК. В мирное время проходит службу на различных командных должностях: командующего ВА; командующего ВВС ДВО; ст. военный советник командующего ВВС и ПВО Чехословацкой армии. В 1962 г. ушёл в отставку.
Счётчиков Георгий Семёнович (1908-1977) — военный и государственный деятель, генерал-полковник авиации (1963). Призван в РККА в 1927 г. и направлен в военно-теоретическую школу ВВС РККА, после окончания переведён в 3-ю военную школу лётчиков и летнабов им. В.Е.Ворошилова. После окончания (12.1929 г.) направлен во 2-ю АБр. В 07.1932 г. переведён в УкрВО. В июне 1938 г. командир РАЭ. Принимает участие в операции по присоединению Зап. Украины (1939). В Великой Отечественной участвует с22.06.1941 г.– командир 325 ТБАП, а с 07.1942 г.–зам. команд. 45-й АД Дальнего действия (ДД). Командует 62 АД ДД (06.1943), 4 гв. АК ДД (04.1944-05.1945). После войны продолжает командовать 4 гв. АК ДД. Командует 50 ВА Дальней авиации (08.1949). В 1954 г. окончил ВВА им. Н.Е Ворошилова, назначен командующим 43 ВА ДА. С 1956 г. НШ — 1-й зам. командующего ВВС СКВО; с 06.1958 г. 1-й зам. командующего ВТА; с 08.1964 г. первый зам. Министра ГА СССР. В окт. 1971 г. ушёл в отставку.
Супрун Степан Павлович (1907–1941) — подполковник, дважды Герой Советского Союза (1940, 1941). В РККА с 1929 г. После окончания ШМАС во время срочной службы оканчивает школу лётчиков при 83 авиаотряде (1931).Получает направление и приступает к лётной службе в 7 ИАЭ 2 АБр (1931-1933). Лётчик-испытатель (с 07.1933). Участник войны с Японией в Китае (07.1939-01.1940). Лётчик-испытатель в НИИ ВВС (1940-1941). Командир 401 истребительного авиаполка особого назначения, сформированного из числа лётчиков-испытателей, 23 смешанной авиадивизии (06.-07.1941). Погибает (07.1941 г.) в районе г. Толочин Витебской обл.
Сухановский Авксентий Петрович (1902–1992) — генерал-майор авиации (05.1943). В РККА с 1932 г. Участвовал в Гражданской войне. После её окончания активно занимается партийной работой, несколько лет работает членом пропагандистской группы ЦК ВКП(б), позже зав. отделом пропаганды горкома партии. По партийному набору попадает на службу в ВВС БВО во 2-ю АБр. С этого время он служит политработником в частях ВВС. Во время Великой Отечественной в этом качестве служит на ряде фронтов комиссаром авиадивизии и авиакорпуса, начальником политотдела ВА. После окончания войны — зам. начальника политуправления ВВС.
  Терехов Григорий Михайлович (1909–19…) — майор. В РККА с1930 г. Служил в 40 (201) АБр. С 09.1939 г. командир эскадрильи 3-го ЗАП 8-й запасной авиабригады, зам.командира 3-го ЗАП (08.1941), командир 9-го ЗАП 8-й запасной авиабригады (20.06.1945).
  Ткаченко Василий Григорьевич (1909–19..) — майор авиатехнической службы (1945). В РККА с 1930 г. Служил в БВО в 40(201) АБр. В Великую Отечественную — ст. инженер Военного авиационного училища разведчиков КА(1944).
Туржанский Борис Александрович (1900–1948) — полковник (1935), Герой Советского Союза (1936). Участник Гражданской войны (1918). Окончил Егорьевскую рабоче-крестьянскую школу авиации КВФ (1923), слушатель Зарайской военной школы авиации (1923). Служит лётчиком, нач. лётного отделения, командиром АО. После окончания Курсов усовершенствования командного состава (КУКС) при Военно-воздушной академии (1929) назначается командиром 7 ИАЭ 2 АБр (1931). Комбриг, командир АБр в БВО (1936). Участник-доброволец гражданской войны в Испании (1936-1937). Лётчик-испытатель, нач. лётно-испытательной станции (ЛИС) авиазавода. В начальный период Великой Отечественной лётчик 2–й особой ИАЭ ПВО (с 07.1941), затем назначается нач. ЛИС (1942). В мирное время продолжает работать в ЛИС.
Уборевич Иероним Петрович (1896–1937) — советский военный деятель, командарм 1-го ранга (1935). После окончания Константиновского арт. училища участвует в составе Российской армии в боях 1-й мировой войны (1916), подпоручик. В РККА с ноября 1917 г. Командир Рев. раб.-крестьян. полка (1918). Нач. 18-й СД 6 армии (1918), командующий армиями (10.1919–12.1920), пом. командующего войсками Украины и Крыма(1921). Военный министр и главком Народной республиканской армии Дальневосточной республики. Зам.командующего и НШ УрВО (1924), командующий СКВО (1925), МВО (1928). Член РВС (1930). Командующий БВО (1931), СрВО (1937). Арестован (1937) и расстрелян (11.06.1937), реабилитирован в 1957 г.
Федосеев Николай Иванович (1901–16.05.1937) — полковник авиации. В РККА с 1919 г. Участвовал в Гражданской войне. Служил в ВВС БВО в 201 АБр. Участник гражданской войны в Испании (10.1936-05.1937), там и погиб.
  Хориков Алексей Минеевич (1908–1943) — старший лейтенант. Служил в 201 (40) АБр. Участвовал в Великой Отечественной войне (в/ч 5308). Пропал без вести (.04.1943 г.)
  Швындин Валентин Николаевич (1907–19…) — полковник (1945). В РККА с 1929 г. Служил в ВВС БВО — 40 (201) АБр. Принимал участие в освобождении Зап.Украины и Зап. Белоруссии (09.1939-10.1939), в Зимней войне с белофиннами (02.1940-03.1940). Участвует в Великой Отечественной с 22.06.1941, в т.ч. в составе 128 БАП (1942) — зам. командира АЭ, зам. командира полка; зам командира 276 БАД(09.1944-07.1945).
Шмонин Сергей Семёнович (1909–1942 — капитан (1942). В РККА с 1933 г. В 1934 г. окончил 11-ю Луганскую военную школу лётчиков. Служил в БВО — 201 (40) АБр в ЛБАЭ. С 04.1938 г.  в 6-й ЛБАП 70 АБр, которая переформирована (08.1940 г.) в 12 БАД. В составе дивизии встретил Великую Отечественную — зам. командира АЭ. В июле1941 г. АП выводится на переформирование. В январе 1942 г. 6 БАП начинает осваивать Пе-2 на базе 9 ЗАП в г. Казани. Он становиться ком. 2 АЭ 779 БАП, а 15.06.1942 капитан Шмонин вместе с экипажем разбился при взлёте.

Источники информации:
Витебск—военная история // URL: http://www.warconflict.ru/rus/new/?action=shwprd&id=922
Витебская энциклопедия URL: http://www.evitebsk.com/wiki/
ШумихинВ.С. Советская военная авиация 1917-1941гг. — М.: НАУКА, 1986
Старый служака Р-1 // Онлайн библиотека
URL: http://www.tinlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2001_04/p3.php
Обозначение и окраска самолетов РККВФ и ВВС РККА до 1940 г. // URL: http://bookre.org/reader?file=630828
Зильманович Д.Я. На орбите большой жизни. — Вильнюс: МИНТИС, 1971
899-йГвардейский штурмовой авиационный // URL: http://xn--899-8cdo7ezc.xn--p1ai/
Расстрелянные Герои Советского Союза // ЛИТМИР URL: https://www.litmir.me/br/?b=172331&p=1
Упущенный шанс Сталина. // Refdb.ru URL: https://refdb.ru/look/1217126-p43.html
Истребитель И-3 // Мужской журнал URL: http://ahtur.ru/oruzhie/istrebitel-i-3.html 
15 истребительный авиаполк // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki 
Организация ВВС РККА 1941-1945гг. // Авиация Второй мировой URL: http://www.airpages.ru/ru/vvs1.shtml
Водопьянов М., Григорьев Г. Летать рождённый. — М.: ДОСААФ, 1969.
В. Котельников, М. Никольский Из истории собственных наименований воздушных судов России // Авиация и космонавтика. 2006. №2-4.
УчастиеВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939гг. // Журнал международного права и международных отношений URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf 
Военно-воздушные силы СССР // Академик URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/849442/95272
История создания и пути развития воздушно-десантныхвойск URL: http://www.rvvdku-vi.ru/assets/files/knigi/elita_2.pdf
Википедия — свободная энциклопедия // URL: https://ru.wikipedia.org/
Березин П. Ф. Красная авиация в борьбе с белополяками. — М.: Воениздат НКО СССР, 1940.

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (11.03.2018)
Просмотров: 545 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2018