Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Мирная жизнь Витебской авиабригады.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 2-я им. СНК Белоруссии

В 1931 г. начальником ВВС РККА назначается Я.И. Алкснис, а командующим Белорусским военным округом становится И.П. Уборевич [Губаревич]. Эти, вновь назначенные, командующие стали уделять много внимания вопросам воспитания и подготовки высшего командного состава воинских соединений округа: командиров корпусов, дивизий, бригад.

По результатам усердной, добросовестной службы и учёбы на курсах, в декабре 1931 г. Я.В. Смушкевича назначают командиром-комиссаром (это были те времена, когда в соединениях КА с целью укрепления единоначалия совмещали должности командиров воинских частей и комиссаров) 2-й им. СНК Белоруссии авиационной бригады. Для дальнейшей службы он опять перебирается на «новое-старое» место жительства в г. Витебск.

В начале 30-х годов в ВВС стали появляться новые отечественные самолёты, что стало реальным результатом принятых мер по улучшению дел в отечественной авиации. Так в разведывательных, легкобомбардировочных и легких штурмовых частях ВВС началась массовая замена Р-1 на новый поликарповский самолет Р-5, начинают появляться и новые самолёты У-2. В числе таких частей следует назвать и части 2 АБр, в которых новые самолёты стали использоваться в основном как разведчики и ближние бомбардировщики.


Самолёт Р-5

7 ИАЭ приступает к перевооружению на новые истребители И-3, серийная постройка которых началась в конце 1928 г., а первые истребители стали поступать в войска в конце 1929 г. В 1930 г. И-3 становится основным истребителем РККА, производство его в тот год достигает своего пика.


Истребитель И-3 из состава 7-й истребительной эскадрильи им. Ф.Э. Дзержинского

Увеличение производства военной техники промышленностью страны создало предпосылки для увеличения количества частей. Это заставляет пересматривать штаты авиачастей. В состав авиабригады, согласно штатов того времени, должны были входить от двух до пяти эскадрилий и несколько отдельных отрядов. АЭ обычно состояла из 3 отрядов, но уже с 1932 г. штат обычных эскадрилий состоял из 28 машин.

2-я АБр, в то время, состояла из трёх отдельных АЭ и двух отдельных авиаотрядов — фактически по назначению она была смешанной бригадой:

— 7-й истребительной, которой тогда командовал Б.А. Туржанский (1931 – 1933), сменил его И.В. Якубович (1934 – 06.1936);

— 22-й разведывательной, командир – М.С. Медянский (до 07.1929), затем (07.1929 – 11.1931) – И.И. Черный);

— 43-й легкобомбардировочной, в то время командовал А.Е. Златоцветов (до 08.04.1931 — Н.А. Кучевский),

— отдельными авиаотрядами - 4-й корпусной АО (КАО) и 43-й кавалерийский АО (КавАО), тогда командовали Н.Ф. Папивин и Г.И. Марков.

Начальниками политотдела АБр были Л.А. Краузе (09.1930 – 03.1931), Ф.И. Кузнецов (03.1931 - 04.1933), а комиссарами эскадрилий — А.П. Сухановский, Тугунов и А.К. Одновол.

В 1931 году ведущей в бригаде была 22-я разведывательная эскадрилья, получившая переходящее знамя Пролетарского райкома комсомола Москвы за хорошую постановку боевой учёбы и безаварийность.

Особой славой в авиационной истории страны была отмечена и 7 ИАЭ им. Ф.Э Дзержинского, созданная одной из первых в Красном воздушном флоте РККА.

Краткая история её на то время была такова:
— в июне 1914 г. в городе Лида был создан 3-й корпусной авиаотряд (КАО);
— в апреле 1919 г. был сформирован (с учётом 3-го КАО) авиаотряд красных военлётчиков;
— в октябре 1919 г.из него формируется 2-й истребительный дивизион (ИД);
— в мае-июне 1921 г из 2-го ИД формируют 2-ю Отдельную истребительную авиаэскадрилью, а 03.07.1925 г.(пр. РВС № 719) ей присвоено почётное наименование — имени Ф.Э. Дзержинского;
— 01.01.1927 г. из 2 ОИАЭ создают 7-ю Отдельную истребительную АЭ им. Ф.Э. Дзержинского, в составе 10 АБр Московского ВО, командир эскадрильи А.Д. Ширинкин, командирами двух авиаотрядов стали и в течение почти 2-х лет (до 1929 г.) служили Е.С. Птухин и П.И. Пумпур.

Из рядов этой части вышло немало известных лётчиков, начавших здесь, в 7-й ИАЭ 2-й АБр, свою службу в авиации, в том числе лётчики, получившие впоследствии звание дважды Герой Советского Союза — С.П. Супрун, Б.Ф. Сафонов, М.В. Кузнецов. Героями Советского Союза стали В.М. Бочаров, Е.С. Птухин, П.И. Пумпур, Б.А. Туржанский, Н.В. Худяков (примечание — в числе дважды Героев Советского Союза, служивших и вышедших из состава Витебской АБр, следует назвать самого Я.В. Смушкевича и Т.Т. Хрюкина, а в число Героев Советского Союза — А.И. Пушкина, Н.Ф. Папивина, А.С. Сенаторова, И.Л. Сиренко, Г.А. Чучева и других – фактически действительный список значительно больше и, скорей всего, пока до конца не сформирован).

В 1933 г. в составе 2-й АБр была сформирована 4-я ЛБАЭ, командиром которой стал Е.М. Белецкий и, несколько позже, 5-я легкобомбардировочная АЭ им. Я. Фабрициуса — ком. В.В. Стёпичев, а в 1934 г. и 6-я ЛБАЭ.

Самолётный парк ВВС РККА в период с 1928 по 1932 год возрос в 2,6 раза, а количество импортных самолётов сократилось — по истребителям с 92% до 4 %, по бомбардировщикам — с 100% до 3 %.


Эскадрилья им. Ф.Э. Дзержинского на аэродроме с истребителями И-3 (СССР,1932 г.) фото с https://www.dishmodels.ru/

В эти годы в стране усиленно развивалась промышленность. Строились и вводились в строй предприятия и в Витебске: среди них фабрика «Знамя Индустриализации», обувная фабрика «Красный Октябрь», игольный завод и др. Военнослужащие АБр помогали Витебску в строительстве фабрики «КИМ». А трудовые коллективы городских предприятий осуществляли шефство над воинскими частями гарнизона.

Зимний период обучения в 1931-1932 гг. закончился для АБр большими тактическими учениями совместно с частями 4-го СК, которым в это время командовал А.Д Локтионов. По завершении которых, Витебская бригада была удостоена чести участвовать в воздушном параде в Москве. Ранней весной 2-я бригада приступила к подготовке для участия в первомайском воздушном параде, но в середине апреля из-за весенней распутицы по аэродрому нельзя было даже пройти, не то что взлететь с него. Командование потребовало перелететь на другой аэродром, чтобы получить возможность готовиться там к параду. Но как? Решено было сделать на аэродроме для взлёта искусственный деревянный настил. Военные обратились за помощью в окружком партии, на предприятия города — за материалами и средствами для их доставки, за помощью в рабочей силе. Всё было получено, это и позволило срочно приступить к строительству деревянной полосы из толстых досок на лагах из брёвен. В течение нескольких дней (в т.ч. и в организованный воскресник) ВПП размерами 30 м на 110 м была построена.
И вот в присутствии командования и делегаций трудовых коллективов города после митинга был произведён вылет экипажей (по этому же примеру подобный настил на ВПП был построен и на Гомельском аэродроме, для вылета экипажей на первомайский парад АБр, командир — комбриг А.А. Туржанский).Так в 1932 г. коллективы этих авиабригад участвовали в первом в истории СССР крупном авиационном параде.

В связи с таким состоянием лётного поля было решено усилить работу по оснащению аэродрома необходимыми сооружениями, а подразделения АБр необходимым жильём для военнослужащих (лётные составы жили, в основном, на частных квартирах по всему городу и при тревоге собрать их было проблематично), казармами, механическими мастерскими. Строить надо было многое, а штатных строителей не хватало. В нелётные дни командиры с утра до вечера в окружении гражданских и военных специалистов находились на стройплощадках. Приходилось регулярно устраивать воскресники. Многие военнослужащие АБр с жёнами и старшими детьми приходили на стройплощадки трудиться: они разгружали кирпич, доски, копали канавы. А чтоб легче было работать, бригадный духовой оркестр, играя жизнерадостную музыку, создавал у коллектива хорошее рабочее настроение. Такое отношение к поставленным задачам позволяло успешно строить ВПП с твёрдым покрытием, Дом Красной армии, новую столовую, ночной санаторий для отдыха лётных экипажей (подобные санатории по примеру витеблян позже стали появляться во многих авиачастях КА). В результате этих усилий в течение нескольких лет запланированные объекты были построены. Также были сооружены отличные ангары, мастерские, создана образцовая учебная база, несколько жилых домов для лётных экипажей (примером могут служить несколько немецких фотографий и аэрофотосъёмок подобных объектов 1941 г., использованных в статье – прим. автора).

Витебск, август 1941 г. Дома военного городка на Лучесской улице (ныне пр-т Черняховского). Фото http://voenspez.ru/

При этом уделялось много внимания и вопросам питания, медицинского обслуживания личного состава, озеленению авиагородка. За этими проблемами не забывали про организацию вечеров отдыха. Торжественно совместно отмечались праздники, а берега озера Лосвидо превратили в зону отдыха. Много внимания уделялось развитию спорта, в том числе, футбола — ведь и в авиабригаде была непобедимая футбольная команда. При решении текущих вопросов большую помощь командиру АБр оказывали строевые командиры, работники политотдела, штабные работники в т. ч. и новый начальник штаба Сергей Павлович Синяков.

Необходимо отметить, что все эти годы Я.В. Смушкевич продолжал осваивать лётные специальности, в т. ч. и специальность пилота. До сих пор он был хорошим политруком и комиссаром, умелым организатором, овладел специальностью воздушного навигатора, стрелка-бомбардира, был командиром авиабригады, однако официально лётчиком он не был. И вот в конце 1932 г. наркомом обороны К. Е. Ворошиловым ему было разрешено после самостоятельной подготовки сдать зачёты и экзамены в «Каче» — 1-й военной школе лётчиков им. А.Ф. Мясникова, для официального подтверждения знаний и умений на получение документа о звании военного лётчика.

Выпуск школы лётчиков им. А.Ф. Мясникова. В верхнем ряду курсантов шестой слева Я.В. Смушкевич. Фото https://smolbattle.ru/

В течение 38 дней эта задача была выполнена — 14.12.1932 г. после сдачи теории и практических навыков с отличной характеристикой ему была присвоена квалификация военного лётчика.


Истребитель И-7

Советская промышленность увеличивала мощность производства, что позволяло обновлять технику в частях ВВС: так в ноябре 1932 г. на вооружение авиабригады в Витебске поступают первые двенадцать И-7, в декабре поставили еще десяток машин. По состоянию на 1 января 1933 г. в строю 7-й ИАЭ уже находился 21 самолет-истребитель типа И-7.

Борис ДАЙТЕР

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 201-я легкобомбардировочная (ЛБАБр)

Разведка боем

Рост крыльев

Первые испытания

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии.

Тревожные ожидания

День первый жестокой войны

Дорога в бессмертие. Заключение.

Краткие биографические справки

Андреев Вениамин Всеволодович (1908-1991) – полковник (05.1949). В РККА с 15.10.1930 г., направлен в полковую школу стрелкового полка. В декабре 1930 г. направлен на учёбу в 7-ю военную школу лётчиков г. Сталинград, после окончания которой продолжил учёбу на Курсах командиров звеньев при Качинской военно-авиационной школе пилотов (12.1933). После окончания курсов (1934) направлен в 201-ю АБр БВО (г.Витебск) в 7-ю (с 25.05.1935 г.— 106-ю) ИАЭ, где служил пилотом, командиром звена, штурманом АЭ, командиром отряда, ст. лейтенант. После формирования 15 ИАП: — инструктор по технике пилотирования, командир АЭ, капитан (10.1938), пом. командира полка. Принимал участие в походе по присоединению Зап. Белоруссии (1939) и в Зимней войне с белофиннами (11.1939-03.1940). В Великой Отечественной войне участвует с 22.06.1941 г. — врид командира, командир 240 ИАП 8-й САД Северо-Западный фронт (в мирное время – ПрибОВО). С 16.11.1942 г. командир 822 ИАП ПВО, майор, Юго-Западный фронт. В последующем служит в ПВО: зам. командира 141 ИАД 21 ВИА ПВО, подполковник. С октября 1944 г. по май 1946 г. в составе войск ПВО участвовал в организации охраны объектов на территории Румынии, Венгрии, Польши. В послевоенное время продолжает служить в ВВС ПВО (1956).
В 1960 г. уволен в запас.
Божичко Гилярий Францевич (1908–19…) — капитан. В РККА с 1930 г. Служил во 2-й (201-й) АБр авиатехником. Участвовал в Зимней войне с Финляндией (1939-1940). В Великой Отечественной войне участвует с 22.06.1941 г., служил начальником тех. команды 21 района авиационного базирования (РАБ) Брянского фронта (01.10.1941-05.08.1942), упр. 61 авд, 21 отд. тех. трофейная рота 16 ВА, нач. армейской ПАРМ 10.Сразу после войны (25.06.1946) капитан ушёл в запас.

 

Васильченко Николай Николаевич (__.12.1896 – 23.02.1942), комдив (19.02.1938). Окончил начальную школу и ремесленное училище. Работал слесарем в ж.д. депо. В марте 1915 г. призван на военную службу в РИА. Служил рядовым в 19-м Запас. пех. батальоне. Учился на курсах авиамотористов при 4-м авиапарке (10.1915 – 12.1916, г. Витебск), после окончания которых служил механиком Смоленского 1-го арт. АО (с 12.1916). Во время оккупации Украины немцами в 1918 г. находился дома на станции Ворожба. В РККА добровольно с 11. 1918 г. Участник Гражданской войны, в ходе которой служил: от авиатехника АО (11.1918 г. - 02. 1919 г.) до ком. истребительного АО (09.1920 г. - 12. 1921 г.), успев завершить учёбу в Киевской и Московской ВШЛ (02.1919 г. - 03.1920 г.). После Гражданской войны на ответственных должностях в ВВС РККА и на военно-дипломатической работе: командир крыла и 3-го неотдельного АО 2-й ИАЭ (1922 - 1923); в 1922 г. окончил школу воздушного боя; с 08. 1923 г. - командир 2-й ИАЭ; с 10. 1923 г. - командир 2-й ОРАЭ [Витебск]; находился в Персии в качестве авиаинструктора (06.1924 – 04.1927). После возвращения служит в ВВС: пом. нач. ВВС БВО (04.1927 – 05.1927); нач. ВВС Кавказкой КА (с 05.1927); командир 10-й АБр (с 08.1928); курсант Особой группы ВА им. М. В. Фрунзе (1930 – 1932); пом. командующего войсками ПриволжВО по ВВС (с 08.1932).Военно-воздушный атташе при полномочном представительстве СССР во Франции (08.1933 – 02.1939), комбриг. Уволен в запас (02.1939). Восстановлен в кадрах РККА и назначен преподавателем ВВА РККА им. Н. Е. Жуковского; помощник генерал-инспектора ВВС по ВУЗ. Арестован 01.06.1941 г. Репрессирован. Реабилитирован 17.09. 1955 г.
 
Георгиев Иван Васильевич (1902.11.07 – 13.11.1950) - генерал-лейтенант авиации (18.09.1943). После школьной учёбы работал пом. машиниста в восстановительной организации Службы пути Сев.- Запад. ж. д.(г. Псков). В КА с 15.06.1924 г. - призван в 167-й СП 56-й Московской СД ЛВО для прохождения территориального сбора, по его окончании добровольно остался на военной службе. Учился и окончил Военно-теорет. школу ВВС РККА (1926), 2-ю ВШЛ им. Осоавиахима СССР (1928). В июне 1928 г,. по окончании, направлен в 43-ю АЭ 2-й АБр ВВС БВО (г. Витебск), где проходил службу летчиком и ком. звена. С июня 1933 г. там же командовал отрядом в 5-й АЭ 201-й АБр. Учился на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА (12.1935 – 12.1936), по окончании которых назначен командиром и комиссаром 12-й СБАЭ 49-й АБр ВВС БВО. 25.01. 1938 г. назначен сначала ВрИД командира 59-й СБАП, а в июне того же года - командиром 59-го СБАП, майор. Указом ПВС СССР от 22.02.1938 г. за успехи в боевой подготовке был награжден орд. Красной Звезды. В этой должности участвовал в походе РККА в Зап. Белоруссию (1939); и в ходе Зимней войны (1939 -1940) в составе ВВС 15-й А. В мае 1940 г., майор, назначается зам. командира АБр ВВС БОВО в г. Могилёв, а в августе 1940 - переводится командиром 312-го ОРАП в составе ВВС ПрибОВО. С началом Великой Отечественной войны полк участия в боевых действиях не принимал. После укомплектования и переподготовки летного состава полк передислоцируется в г. Воронеж в 1-ю зап. АБр, где организовывается переучивание личного состава на Ил-2. В ноябре 312-й штурмовой авиаполк с аэр. Внуково участвовал в битве за Москву. В декабре он был назначен командиром 23-й ТБАД (переименованной позже в 53-ю АД ДД); в апреле 1943 г. - назначен командиром 5-го АК ДД, генерал-майор авиации. В январе 1945 г. назначен командиром 9-го гв. БАК резерва ВГК, генерал-лейтенант авиации. После войны служит в прежней должности, а с июля 1946 г. командовал 19-м гв. БАК ДА в составе 9-й ВА в Северной Корее. С декабря 1949 г. -командир 81-го гв. БАК ДА.
 
Златоцветов (настоящая фамилия–Гольдфарб) Авраам Ефимович (1900–1970) — советский авиационный военачальник, генерал-лейтенант авиации (1944). В РККА с 04.1920 г. Участник Гражданской войны с 04.1920 г. С 09.1922 г. направлен на учёбу в Егорьевскую авиашколу РК КВФ, продолжил учёбу в 1-й военной школе летчиков им. А.Ф. Мясникова (с 08.1923), продолжил учёбу в 1924 г. в Московской высшей школе красновоенлётов. После окончания (05.1925 г.) служит в частях ВВС. С 11.1930 г. назначен во 2 АБр БВО; с 10.1935 г.–командир 10 СБАЭ. Участвует в гражданской войне в Испании (1936-1937). До 1941 г. служит на руководящих должностях в ВВС. С первых дней Великой Отечественной командующий ВВС ХВО, затем командующий ВВС 38А Юго-Западного фронта (08.1941), зам. командующего ВВС Закавказского фр.(07.1942), зам командующего 15 ВА, 17 ВА Юго-Западного и Воронежского фр.(с 11.1942). С 07.1944 г. командует 1 смешанным авиакорпусом на 1 Украинском фронте. В мирное время проходит службу на различных командных должностях. С 04.1953 г. в запасе. Умер 07.02.1970 г.
Коробков Фёдор Григорьевич (07.06.1898 – 24.04.1942) – генерал-майор авиации (1940.06.04), Герой Советского Союза - посмертно (1942.06.14). Принимал участие в Первой мировой войне. Служил в рядах РККА с апреля 1918 г. Принимал участие в Гражданской войне. После окончания Высшей военной школы в Сибири (10.1921) служит: командир стрелк. роты, пом. командира и командир стрелк. батальона. После окончания КУКС «Выстрел» (12.1928 – 10.1929) назначен командиром 6-го Туркестанского стрелкового полка (11.1929 – 09.1932). В мае 1932 г. переведён в ВВС и был назначен на должность инспектора 2-й им. СНК Белоруссии АБр (Витебск). После обучения в 1-й ВШЛ им. А. Ф. Мясникова (05. – 12.1933) назначен командиром 23-й АЭ (аэр. Хотунок, Новочеркасск). Учился в Высшей лётно-тактич. школе ВВС (Липецк, 02- 12.1936), по окончании - был отправлен в командировку в Испанию. После возвращения в СССР (08.1937) направлен в распоряжение командующего ВВС РККА, комбриг. В январе 1938 г. был назначен ВрИО нач. Управления авиации ВМФ, затем (06.1939) — зам. командующего ВВС ВМФ, комдив (26.02.1939), а 04.06. 1940 г. — генерал-майор авиации. Участвовал в обороне Севастополя. 24.04. 1942 года вместе с командующим ВВС Черноморского флота во время осмотра авиамастерских, подверглись налёту немецких бомбардировщиков. Вся делегация погибла.
Краузе Людвиг Августович (__.08.1901 – 02.04.1938) – бригадный комиссар (1936).
После окончания коммерческого училища работал посыльным, потом – счетоводом. В КА по мобилизации с 05.1919 г. Участник Гражданской войны. Воевал на Западном фронте. После Гражданской войны служил на ответственных должностях политсостава РККА: сначала пом. нач. агитпропагандистской части политотдела 5-й Витебской СД (02.1924);позже, переведён служить в Упр. ВВС РККА - с 10.1927 г. он военком 15 АБр (БВО). В 1928 г. окончил КУВНАС (курсы усовершенствования высшего политсостава) при Военно- политической академии им. Н.Г. Толмачёва, в 1930 г. – КУВНАС при ВА им. М.В. Фрунзе, после окончания которой был назначен пом. командира по политчасти и нач. политотдела 2 АБр (БВО) [Витебск].
С 11.1931 г. - он преподаватель ВПА им. Н.Г. Толмачёва, а с затем – преподаватель ВВА им. Н.Е. Жуковского (01.1932 – 08.1933); с 08.1933 г. – военком и нач. политотдела 11-й ТяжБАБр (МВО); с 02.1937 г. – пом. по политчасти командира, затем военком, 1-го ТяжАКорп. В марте – мае 1937 г. прошёл обучение в 1-й ВШЛ, где отрабатывал технику пилотирования на Р-5. Необоснованно репрессирован (02.04.1938). Реабилитирован (30.05.1956, посмертно).
Кузнецов Федор Иванович (1896–19..) — бригадный комиссар (1936). В августе 1915 призван в ряды Российской Императорской Армии. В декабре 1917 г. демобилизован. В РККА добровольно с 05.1918. Воевал на фронте Гражданской войны, после её окончания служил на должностях политсостава РККА. Слушатель военно-политической академии им. Н.Г Толмачёва (1928 – 1931). После окончания ВПА переведён в ВВС БВО (май 1931 г.)на должность зам. начальника политотдела 2 АБр (Витебск); с ноября 1931 г. пом. командира АБр по политчасти, нач. политотдела 2 (201)АБр; с апреля 1933 г. – пом. командира по политчасти и нач. политотдела 4-й ТБАБр; с марта 1934 г. военный комиссар и нач. политотдела 4 ТяжБАБр. В этом же году выдержал испытания в военную школу лётчиков-наблюдателей. Слушатель Высшей школы партийных организаторов при ЦК ВКП(б) в 1936-1937 г. Военный комиссар 2-го авиакорпуса (08.1937). С 05.06.1938 уволен в запас. Арестован (07.1938). 17.09.1939 осуждён. Освободился 26.11.1943. В Великой Отечественной войне не участвовал.
Кулдин Леонид Григорьевич (1908–1942) — советский военачальник, полковник (1942). Призван в РККА в 09.1926 г. Направлен в Военно-теоретическую школу КВФ в Ленинграде, по окончанию которой переведён во 2-ю военную школу лётчиков КВФ г. Борисоглебск (1929). По окончании направлен для службы в ВВС БВО в 7 ИАЭ 2 АБр. В 10.1932 г. направлен для учёбы на Курсы усовершенствования командных составов при ВВА им.Н.Е Жуковского, после окончания которых назначен зам. командира АП ЛВО (03.1934).В июле 1938 г. уволен из рядов РККА, арестован. После проведения следствия освобождён и восстановлен в РККА. Участвует в Зимней войне с белофиннами (1939-1940): зам. командира авиабригады, помощник командира ИАП. В марте 1941 г. назначен командиром АД (03.1941). В этой должности встретил Великую Отечественную войну.В янв.1942 г. командующий ВВС 49 А; в мае 1942 г. зам. командующего 1 ВА. Погиб в воздушном бою 07.08.1942.
Лабудев (Лабусев) Василий Иванович (20.03.1903 – 11.01.1993) - советский военачальник, генерал-майор авиации (19.8.1944). В КА с 02.1926 г. Учился сначала в Военно-теоретической школе ВВС РККА (г. Ленинград, 1926), а затем – во 2-й ВШЛ им. Осоавиахима СССР. После окончания которой (12.1928) был назначен мл. летчиком в 43-ю АЭ БВО в г. Витебск. Позже (12.1929-12.1930) служил мл. летчиком в 7-й отд. ИАЭ [2 ЛБАБр], затем вновь переведен в 43-ю АЭ - ст. летчик и ком. звена. Переведён командиром авиаотряда (04.1933 – 07. 1937) (г.Ржев), затем переведён в г. Воронеж, где позже стал пом. командира 42 ТяжАП (с 06.1938). С 01.1939 по 01.1940 г. учился на Липецких курсах усоверш. ВВС РККА, после окончания назначен командиром 7-го ТяжБАП 1-го АК ВВС ЛВО (г. Сольцы). В составе этого полка принимал участие в Зимней войне 1939-1940 гг. Летом 1940 г. полк был в походе КА в Бессарабию. С началом Великой Отечественной войны, майор, командир 7-го ТяжБАП на Сев. и Сев.-Зап. фр. 21.05.1942 назначен зам. командира 53-й АД ДД, подполковник. В составе АД участвует в сражениях Воронежского и Сталинградского фронтов. 25.05.1943 - он командир этой, уже Сталинградской, 53-й АД ДД, полковник. В составе дивизии принимал участие в Восточно-Померанской, Нижнесилезской, Будапештской, Берлинской наступательных операциях. После войны генерал-майор авиации продолжает служить в ВВС СССР на командных должностях: зам. командира 19-го БАК ДА 3-й ВА (в Северной Корее); после учёбы в ВВА им. К. Е. Ворошилова (01.1948-01.1950) назначен зам. командира 84-го ТяжБАК ДА 65-й ВА ДА; командовал 55-й (с 08.1953), а затем 205-й БАД ДА (с 03.1955). 26.05.1956 уволен в запас.
Марков Григорий Иванович (27.08.1905 – 01.10.1941) – подполковник (09.01.1941). Родился в г. Оренбург (г. Чкалов). После учебы в школе, окончил железнодорожную школу (г. Актюбинск, 1917 г.). Работал в ж. д. мастерских. В РККА призван 26.06.1926. После учёбы в Военно-теоретической школе ВВС КА направлен учиться во 2-ю Борисоглебскую военно-авиационную школу лётчиков, по окончанию (05.05.1927) направлен служить в 2 АБр БВО (Витебск) - мл. лётчик 43 ЛБАЭ, ком. зв. 43 БАЭ 201 АБр (1931); ком отряда 4 ЛБАЭ 40 АБр (1933). Учился в Высшей лётно-тактической школе г. Липецк (13.02.1936). После окончания назначен ком. 4-й ЛБАЭ 40-й ЛБАБр, капитан. Командир 5 ЛБАП 70 ЛБАБр (1938). В составе 43 СБАП принимал участие в освобождении Зап. Белоруссии (1939), в Зимней войне с белофиннами (1940), майор. Начал Великую Отечественную 22.06.1941 командиром 43 ББАП 12 БАД, подполковник. Назначен командиром 525 ШАП (10.09.1941). 01.10.1941 погиб при штурмовке танков противника в районе н. п. Шевченко.
Машенджинов (Машендинов)Борис Яковлевич (1897 – 22.05.1941) - генерал-майор авиации (04.06.1940). С августа 1920 г. служит в 49 ОРАО авиации Украины, комиссар; с 08.1922 г.-комиссар 1-й РАЭ; с 08.1923 г. – комиссар штаба Красного воздуш. флота Зап фр.; с 01.1925 г.-военный комиссар 2-й РАЭ [Витебск]. с 04.1926 служит в 5-й РАЭ, стажёр; а с 02.1929 г.- он командир 28-й АЭ; с 02.1930 – пом. нач. отдела УВВС РККА. С 01.12.1930 его назначили нач. и военкомом Военной школы спецслужб. С 1935 г. – начальник Военной школы техников спецслужб ВВС РККА, комбриг (26.11.1935); с 17.06.1939 – нач. Московского военного авиатехнического училища, комдив (17.06.1939). 22.05.1941 его не стало: по одним сведениям, он умер из-за болезни, по другим - репрессирован.
Медянский Михаил Сергеевич (1899-1965) — полковник (1945). В РККА с 1918 г. Учится на 1-х Московских артиллерийских командных курсах (1918). Участвует в боях Гражданской войны, где на Северном фронте близко знакомится с И.П. Уборевичем. Воевал на Южном фронте. Закончил Егорьевскую школу авиации РККВФ. После службы в частях ВВС был направлен на учёбу в 1-ю военную школу летчиков им. А.Ф. Мясникова, после её окончания служил в Витебской АБр: командовал авиаотрядом, эскадрилией (1930). Переводится и командует 4-й ТАБр (1935), присвоено звание комбриг (1935). За связь с Уборевичем (1937), уволен из РККА. Осуждён (1939), впоследствии освобождён (1940). Восстановлен в рядах РККА, звании и наградах. Дальнейшую службу проходил в качестве преподавателя в различных авиаучилищах. Уволен в запас по состоянию здоровья (1945).
Могилёвкин Евсей Александрович (1897 – 17.09.1938) – бригадный комиссар (1936).
Имел начальное образование. В КА с 1918 г. Участник Гражданской войны – военком батальона и военком эвакопункта. В послевоенное время служил на ответственных должностях политсостава РККА: 1921 – 1925 гг. – военком штаба дивизии; пом. военкома корпуса; военком штаба бригады; военком 7-й авиагруппы (1925 – 1926); военком 22 РАЭ (БВО)[г. Витебск]; с 02.1928 г. – военком 17-го авиапарка. Затем – военком
24 АЭ им. Ильича; в 12.1929 г. – замполит и нач. политотдела 16-й АБр; с 11.1930 г. – замполит и нач. политотдела 10-й АБр. В 1931 г. учился и закончил политотделение КУВНАС при ВА им. М.В. Фрунзе. С марта 1932 г. – замполит 15-й АБр, а уже в мае 1932 г. – военком 402 ИАБр; с 01.1934 г. – стал служить в штабе ВВС РККА, откуда переведён ЦС Осоавиахим СССР.14.12.1937 г. уволен в запас. Необоснованно репрессирован (17.09.1938). Реабилитирован (24.08.1957, посмертно).
Нестерцев Виктор Ефимович (31.01.1899 - 04.06.1977) – генерал-лейтенант авиации (13.03.1944). Добровольно вступил в РККА 02.1918. По окончанию 1-х советских пехотных курсов (09.1918) назначен в 4-й воздухоотряд (ВоздО) 3-й А Восточного фр., где проходил службу комвзвода и специалистом-наблюдателем. 03.1920, ВоздО был передислоцирован в Петроград, где был переформирован в Школу пилотов и аэронавтов - командовал ротой. Последовательно учился в Военной школе КВФ г. Егорьевск (05.1923), затем - в 1-й военной школе летчиков им. А. Ф. Мясникова (06.1924 – 05.1925), затем - в Серпуховской военной школе воздушного боя. После окончания направлен служить в ВВС БВО: мл. лётчик 5 ОИЭ Смоленск (04.1926), потом последовательно служил в Брянске, Бобруйске, Витебске - НШ 106 ИАЭ, [201 АБр] (08.1933 – 03.1937), снова в Смоленске - командир 5 ДРАЭ (03.1937) и командир 31 СБАП (04.1938). Осужден на 2 года за гибель лётчиков в катастрофе (1938). Через 2 мес. освобожден. Направлен служить на Д. Восток – пом. командира 100 СБАБр 1 АГ Монголия (03.1939), полковник. С авг. 1940 замкомандира 35 АД ВВС ОрВО (Брянск); командир 77 СмАД МВО (Тула, с 03.1941). 22 .06.1941 - командир 23 ТяжБАД (Ржев). 24.06. эта дивизия была передислоцирована на Зап. фр., в р-н г. Борисов.
Воевал в составе Зап., Сев.- Зап., Калининского, Сталинградского, Южного, Центрального, Брянского фр., командуя АД ДД, 7-м БАК (3-й гв. БАК 18 ВА), генерал-майор. На заключительном этапе войны в 1945 г. участвовал в разгроме противника под Кенигсбергом, на кюстринском плацдарме и в Берлинской наступательной операции. После войны продолжал командовать 3-м гв. БАК. С янв. 1950 г. - нач. Высшей офицерской летно-тактической школы командиров частей ДА. 19.12.1953 уволен в отставку по болезни.
Никифоров Леонид Иванович (__.08.1896 – 23.05.1938) – комдив (1935). В 12 лет стал работать на заводе. В 1915 г. призван в царскую армию и направлен в зап. батальон при Гатчинской авиашколе, там же зачислен в школу авиамотористов, которую окончил в начале 1917 г. Направлен на стажировку на авиазавод. Летом 1917 г. убыл в 6-й авиадивизион 6-й А Румынского фронта. В КА с 1918 г. Участник Гражданской войны, где в сухопутных частях занимал сл. должности от военкома авиагруппы до военкома воздушных сил 7-й и 14-й армий. После Гражданской войны на ответственных должностях в ГУ РККВВФ и ВВС РККА. В 1921 – 1924 гг. - комиссар Упр ВВС РККА КиевВО и 2-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи (г. Витебск), комиссар ВВС Запад. фр. В 1925 г. окончил курсы при Высшей школе летчиков-наблюдателей и был назначен пом. нач. Упр. ВВС РККА СибВО. С 11.1927 г. - начальник ВВС СреднеазВО, а с 08.1928 г. – Кавказкой Краснознаменной армии. С 08.1930 г. - начальник и комиссар ВВС Мор Сил Балтийского моря. С 07.1932 г. был откомандирован в Осоавиахим СССР. С 04.1933 г. -пом. командующего Мор Силами ДВостока по авиации - начальник ВВС МСДВ. Необоснованно репрессирован (23.05.1938). Реабилитирован (10.11.1956, посмертно).
Одновол Александр Кириллович (1901–1979) — политработник, генерал-майор авиации (12.1942). В РККА с 1921 г. Комиссар 43 АЭ 2 АБр (1931 г.). В Великой Отечественной войне (с 22.06.1941) на Западном фр. комиссар 3 АК, потом в составе Юго-Западного фр. С 01.04.1942 зам. начальника по политчасти Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС 9А Закавказского фр. С 08.1943 зам. начальника Главного управления Гражданского воздушного флота по политчасти, впоследствии зам. начальника Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС КА.
Папивин Николай Филиппович (1903–1963) — советский военачальник, генерал-полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (04.1945). В РККА с 1920 г. Окончил 1-ю Объединённую военную школу им. ВЦИК (1924). Служил в УкрВО: комвзвода, пом. командира роты (1924-1927). В 1927 окончил Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу, 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков КВФ (1929 г.). С 07.1929 служит в ВВС БВО, во 2 АБр — мл. лётчик, ком. звена, командир отряда. В 1933 закончил Курсы усовершенствования командных составов при ВВА им. Н.Е. Жуковского. С мая 1933 г. командир отд. корпусного АО, командир ЛБАЭ, затем помощник командира ЛБАБр в БВО. Командир 65-й ЛБАБр (08.1939). С авг. 1940 командир 1-й резервной авиабригады ОрлВО. Участник Великой Отечественной с 06.1942. — командир 264 ШАП. С 16.09.1942 зам. командующего, а с 26.05.1943 командующий 3 ВА. Воевал на Ленинградском, Калининском, 1 Прибалтийском и 3-м Белорусском фр. Руководимые им части ВВС принимали участие в освобождении г. Витебска. В мирное время служит на командных должностях в ВВС (1945-1961 г.) С апреля 1961 г. в отставке. Погиб в автокатастрофе 19.04.1963.
Перминов Николай Власович (1893–1970) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1944). В РККА с 1918 г. Участник Гражданской войны. В 30-е годы служит в ВВС БВО, в т. ч. в Витебской АБр, нач. связи 201 АБр. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г. Служит в АДД: НШ 52, 22, 62 АД. Окончание войны встретил в должности НШ 18-й ВА, это соединение участвовало во взятии Берлина. В мирное время служил на различных должностях в ВВС СССР.
Пога Жан Янович (1899 – 29.04.1938) – комдив (1935). В КА с 1919 г. Участник Гражданской войны. Окончил командные курсы (1919). Стал служить в сухопутной части. В 1924 г. окончил Высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания и получил звание военного лётчика РККА. Направлен служить в 9 АЭ (мл., ст. лётчик, ком звена), где с 11.1927 г. стал ком авиаотряда. В 1929 г. учился и закончил КУНС при ВВА им. Н. Е Жуковского. Был назначен командиром 7-й АЭ [БВО, Витебск]. С 11.1931 г. назначен командиром и военкомом 13-й, а с 08.1934 г.-15-й АБр; затем командовал 402-й ИАБр. В 02.1934 г. его утвердили пом. начальника ВВС БВО. В апреле 1935 г. – он уже командир и военком 2-го тяж. авиакорпуса, затем – командир 6 ТяжАК (до 05.1937). Необоснованно репрессирован (29.04.1938). Реабилитирован (04.10.1960, посмертно).
Сенаторов Александр Сергеевич (1912–1992) — генерал–лейтенант авиации (05.1949), Герой Советского Союза (03.1938). В РККА с 1930 г. После учёбы в 8-й Одесской военно-авиационной школе пилотов (1932) направлен служить в ВВС БВО, во 2 АБр (09.1932). Участник гражданской войны в Испании — командир Отдельной скоростной бомбардировочной эскадрильи (05.1937-01.1938). По возвращению зам. командующего ВВС ОКДВА, участник боёв у оз. Хасан. После учёбы на Курсах усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНС) при академии ГШ (1939) назначается командующим ВВС 1-й Краснознамённой армии (06.1940). Великую Отечественную встретил в этой же должности, потом командует 9 ВА Дальневосточного фр.(1942), зам. командующего 16-й ВА 1-го Белорусского фр. (09.1944). После окончания войны учится в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (1948). Продолжает службу на руководящих должностях в ВВС: командующий ВА (04.1949), командующий ВВС Таврического ВО (02.1955), командующий 26-й ВА БВО (05.1956), ст. военсоветник командующего ПВО и ВВС Болгарии (1959). Представитель Главного командования Объединённых Вооружённых сил государств участников Варшавского Договора по ВВС и ПВО (1959–1962).С мая 1963 г. в отставке.
Синяков Сергей Павлович (1899–1983) — генерал-лейтенант авиации (1944). В РККА с 1918 г. Участник Гражданской войны (1918-1920). В 1925г. начал проходить курс в Ленинградской кавалерийской школе, позже заканчивает Академию им. Фрунзе и ВВА им.Жуковского. Направлен служить в ВВС БВО(1934) начальником штаба (НШ) Витебской АБр (09.1931 – 09.1934); командир 251 АБр (09.1934 – 01.1937, ЗабайкВО). Назначен начальником 3-й Военной школы лётчиков и летчиков-наблюдателей (01.1937 – 03.1939, г. Оренбург). Преподаватель ВА им. Фрунзе (03.1939 – 12.1939). Участник Зимней войны с белофиннами- зам. командующего ВВС Сев.-ЗапФ (12.1939-07.1940). НШ ВВС ПрибОВО (07.1940 – 03.1941). НКО - генерал-инспектор штаба ВВС РККА (03.1941- 03.1942). НШ 5-й и 3-й ВА (03.1942 – 10.1944). Командующий ВВС СКВО (10.1944 -10.10.1945). Зам нач. ВВА МВО (10.1945 – 12.1947). НШ 15 ВА ПрибВО (12.1947 – 09.1948). МВС СССР ВВА им. К.Е. Ворошилова (09.1948 – 07.1949), ГШ ВВС МВС СССР – нач. опер. Управл. (07.1949 – 06.1953), нач. опер. отд. штаба ВВС (06.1953 – 01.1961), нач. фак-та ВВА, зам. нач., консультант (01.1961 – 04.1969). Пенсионер (04.1969).
Скробук Иосиф Васильевич (03.11.1899 – 05.07.1948) – генерал- майор авиации (04.06.1940). В РККА с 1918 г.- красноармеец, авиамоторист АО (с 07.1919.) Окончил Московскую школу лётчиков (1920), служил летнабом (07.1920), зам. командира АО (с 01.1922). Окончил Московской школу высшего пилотажа (1922), высшую школу стрельбы и бомбометания лётчиков (1923). С 02.1923 г. – председатель комиссии технического приёма, с 02.1924 – командир АО, командир АЭ (с 01.02.1925). Курсант КУВКС ВВС РККА (1925). С 06.06.1929 - командир 6-й, а потом - командир 2-й авиабригады [БВО, Витебск] (06.12.1929 – 11.1931), командир АБр НИИ ВВС, командир 50-й АЭ. В период 1932-1934 гг он начальник 2-й Борисоглебской ВАШЛ. Учился и окончил особый факультет ВА РККА им. М.В.  Фрунзе, комбриг. Назначен командиром 1-го ТяжАК. В августе 1938 – уволен из РККА, затей возвращён в кадры, назначен начальником 1-й Чкаловской (Оренбургской) военной авиашколы, которую возглавляет и в период начала Великой Отечественной войны. В 1943 г. направлен в действующую армию, в 8-ю ВА Южного фронта, зам. командующего. После войны опять возвращён командовать 1-м ЧВАУ. С 19.12.1946 – в отставке.
Степичев Василий Васильевич (1903–1982) — советский военный лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации (08.1955). В РККА с 1918 г. Начал служить в стрелковом полку. Воевал на фронтах Гражданской войны, после её окончания направлен (1921-1922) на военно-политические курсы. После окончания назначается военкомом кавполка. После обучения в Военно-политическом институте им. Н. Толмачёва (1923-1927) становиться руководителем Тверской кавалерийской школы. В декабре 1928 г.–  военкомом артполка, в ноябре 1930 г.–военкомом 43 АЭ Витебской Абр. В июне 1932 г. направлен на Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при ВА, а потом (11.1932 г.) в 1-ю военную школу лётчиков им. А.Ф Мясникова, назначен командиром бомбардировочной АЭ во 2-ю АБр (06.1933 г.). В июне 1934 г. переводится в ЗабВО, в 1936 г. в г. Одессу. С 06.1937 командир АБр 3-й Военной школы лётчиков и летных наблюдателей им. К.Е Ворошилова, г. Оренбург. В июле 1938 г. арестован. Освобождён в апреле1940 г. Назначен командиром разведывательного АП (04.1941). Участник Великой Отечественной с 22.06.1941 г. Командир АД и зам. командующего ВВС 21 А Юго-Западного фр. (01.1942); а с 05.1942 г. формирует 228 ШАД. С 10.1942 г. и до конца войны командир ШАК. В мирное время проходит службу на различных командных должностях: командующего ВА; командующего ВВС ДВО; ст. военный советник командующего ВВС и ПВО Чехословацкой армии. В 1962 г. ушёл в отставку.
Супрун Степан Павлович (1907–1941) — подполковник, дважды Герой Советского Союза (1940, 1941). В РККА с 1929 г. После окончания ШМАС во время срочной службы оканчивает школу лётчиков при 83 авиаотряде (1931).Получает направление и приступает к лётной службе в 7 ИАЭ 2 АБр (1931-1933). Лётчик-испытатель (с 07.1933). Участник войны с Японией в Китае (07.1939-01.1940). Лётчик-испытатель в НИИ ВВС (1940-1941). Командир 401 истребительного авиаполка особого назначения, сформированного из числа лётчиков-испытателей, 23 смешанной авиадивизии (06.-07.1941). Погибает (07.1941 г.) в районе г. Толочин Витебской обл.
Сухановский Авксентий Петрович (1902–1992) — генерал-майор авиации (05.1943). В РККА с 1932 г. Участвовал в Гражданской войне. После её окончания активно занимается партийной работой, несколько лет работает членом пропагандистской группы ЦК ВКП(б), позже зав. отделом пропаганды горкома партии. По партийному набору попадает на службу в ВВС БВО во 2-ю АБр. С этого время он служит политработником в частях ВВС. Во время Великой Отечественной в этом качестве служит на ряде фронтов комиссаром авиадивизии и авиакорпуса, начальником политотдела ВА. После окончания войны — зам. начальника политуправления ВВС.
Туржанский Борис Александрович (1900–1948) — полковник (1935), Герой Советского Союза (1936). Участник Гражданской войны (1918). Окончил Егорьевскую рабоче-крестьянскую школу авиации КВФ (1923), слушатель Зарайской военной школы авиации (1923). Служит лётчиком, нач. лётного отделения, командиром АО. После окончания Курсов усовершенствования командного состава (КУКС) при Военно-воздушной академии (1929) назначается командиром 7 ИАЭ 2 АБр (1931). Комбриг, командир АБр в БВО (1936). Участник-доброволец гражданской войны в Испании (1936-1937). Лётчик-испытатель, нач. лётно-испытательной станции (ЛИС) авиазавода. В начальный период Великой Отечественной лётчик 2–й особой ИАЭ ПВО (с 07.1941), затем назначается нач. ЛИС (1942). В мирное время продолжает работать в ЛИС.
Циэмгал (Цемгал) Альберт (Янович) Иванович (__.01.1900 – 29.04.1938) – советский военачальник, комбриг (28.11.1935). В РККА с 11.1918 г., участник Гражданской войны - писарь штаба Южного фронта (11.1918 – 05.1919). Учился на пехотных курсах (05 – 11.1919). Служил в сухопутных частях на различных должностях: от пом. командира роты (с 11.1919) СП до командира конной разведки СП (02.1923). Направлен на авиаучёбу в: Московская авиашкола (03.1923);1-я польская ВШЛ (1924); Серпуховская ВШВБ (1924). После окончания направлен служить в ВВС: лётчик 4 ОИАЭ (12.1924); инструктор (01.1926); ком. звена 2-й учеб. АЭ 2-й ВШЛ (03. – 10.1927). Направлен на учёбу в 2-ю Борисоглебскую ВШЛ, основной фак-т (10.1927 – 05.1930). После окончания назначен НШ 43-й АЭ [2 ЛБАБр г. Витебск], а 12.1930 – НШ 6-й АБр; командир 35-й АЭ (11.1931); командир и военком управления Сещинского аэропорта (04.1933 – 06.1937); командир и военком 9-й ТяжОБАБр (06.1937, БВО, Сеща). Арестован 05.11.1937. Репрессирован. Реабилитирован (24.11.1956).
Черный Иван Иосифович (11.01.1894-31.01.1943) - комбриг (28.11.35). В КА призван 23.03.1918.  Служил в авиации: летчик 15-го корпус. АО, командир 1-й легкой АЭ, командир 15-го развед. АО (03.1918-07.1924), Учился КУВКС ВА РККА (07.1924-10.1924), ком. 1 АЭ «Ультиматум» и 5 ИАЭ ЗапВО (07.1925-12.1925), служит в ВШ воздушного боя (03.1926-08.1927). В период 08.1927-07.1929 слушатель Восточного факультета ВА им. М. В. Фрунзе. После окончания – направлен в 2-ю ЛБАБр (Витебск) -командир 22-й разведывательной АЭ (07.1929), затем (11.1931) переведен командиром АЭ 18-й ТяжАБр. В 1936-1940 направлен на работу в МИД - военно-воздушный атташе в Великобритании. В 1940-1941 - начальник курса ВВА им. Н.Е. Жуковского, позже - начальник КУКС ВВС при ВВА командного и штурманского состава (ВАКШС) ВВС РККА. Арестован 07.06.1941. Умер в заключении 31.01.1943.
Якубович Иван Васильевич (1905–19…) — подполковник (1940). В РККА с 1927 г. Оканчивает 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, отделение – разведчики (1928), оставлен переучиваться на лётчика истребителя (05.1929). Направлен служить в ВВС БВО, Витебская АБр — лётчик 7-й ИАЭ, командир 7-й (106-й) ИАЭ (1934-1936). Переводится на Дальний Восток. Приступает к формированию 47-го истребительного АП в ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии, который в августе 1938 г. участвует в боевых столкновениях с войсками Японии у озера Хасан, а в 1939 г. на р. Халхин-Гол и районе озера Буир-Нур. Назначен зам. командира 8-й САД ПрибОВО (08.1940). В Великой Отечественной с 22.06.1941., с 13.07.1941 освобождён от должности, назначен на Дальневосточный фр. ком. 2-го запасного АП (1942), командир 2-й запасной АБр.

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (11.03.2018)
Просмотров: 3823 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024