Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [132]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады

Разведка боем

Рост крыльев

Первые испытания

Часть II. Витебская авиадивизия — 12 БАД.

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии.

Напряжённая мировая обстановка и состояние боеготовности требовали продолжения преобразований в РККА в целом и в ВВС в частности.

В июле-августе 1940 г. на территории ЗапОВО (до 11.07.1940 – БОВО) начинают создавать авиационные дивизии. На их формирование обращаются управления авиабригад, которые в этот период дислоцировались в округе — 39-я, 41-я, 42-я, 58-я, 66-я и 70-я. Все перечисленные авиабригады округа расформировывались, а входившие в их состав авиачасти включались в состав создаваемых авиадивизий. Авиационная дивизия должна была состоять из управления дивизии и 4-5 авиационных полков. Авиационный полк планировался в составе 4-5 эскадрилий, авиационная эскадрилья в составе 4- 5 звеньев, авиационное звено включало в себя 3 самолета.
В ряде гарнизонов округа сохранялись и отдельные авиационные отряды особого назначения (транспортные, связи, аэрофотосъемочные).
Согласно этой программы командование планировало формирование новых авиаполков.  Так, согласно директивы штаба ВВС ЗапОВО № 0065917 от 08.08.1940 г., ставилась задача приступить к формированию 209-го и 215-го скоростных бомбардировочных авиаполков.

Полковнику Аладинскому было приказано в срок до 15 августа 1940 г. на базе 70–й легкобомбардировочной авиабригады сформировать 12-ю бомбардировочную авиадивизию в составе пяти скоростных бомбардировочных полков на самолетах СБ:
— 6-го — командир полковник Васильев. В.В.*, 
— 43-го — командир подполковник Марков Г.И.,
— 128-го — командир майор Чучев Г.А., 
— 209-го — командир полковник Виноградов Н.С.*, 
— 215-го — командир полковой комиссар Силантьев П.А.
 (*до ноября 1940 г. у истоков формирования указанных полков стояли: 6-го — полковник Киселёв; 209-го — капитан Матишев Н.В.)

Заместителем командира дивизии был назначен полковник Крупский И.В., начальником штаба дивизии – полковник Минков [Л.С.]. Штаб дивизии формировался из штаба 70 ЛБАБр и в первое время приступил к работе некомплектным.

Характерной особенностью этого этапа создания авиационных соединений было размещение авиаполков на нескольких аэродромах, в авиагарнизонах, расквартированных в нескольких населённых пунктах. В свете подобных норм, полки и обслуживающие их наземные части 12-й БАД осенью 1940 г. базировались на аэродромах авиагарнизонов:  
а) г. Витебск:
— управление дивизии, гарнизонный узел связи № 41, военная прокуратура;
— 6-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление АП, химический взвод;
— 43-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление АП, химический взвод;
— для обслуживания обоих полков находилась 101-я авиабаза, её авиаполигон, пожарная команда 101-й авиабазы;
—292-я стационарная авиационная мастерская, 7-я железнодорожная кислородная станция, комендатура аэродрома № 46, Дом Красной Армии авиационного гарнизона;
 б) м. Улла:
—128-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление полка, химический взвод;
— 292-я авиабаза и её авиационный полигон, пожарная команда 292-й авиабазы;
— 290-я стационарная авиационная мастерская, комендатура аэродрома № 45, гарнизонный Дом Красной Армии;
в) г. Смоленск:
— 209-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление полка;
— 168-я авиабаза и её авиационный полигон, пожарная команда 168-й авиабазы, 281-я стационарная авиационная мастерская,1-я стационарная кислорододобывающая станция, Окружная школа младших авиаспециалистов, комендатура аэродрома № 64, Дом Красной Армии авиационного гарнизона;
— 215-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление полка;
— 186-я авиабаза.
Для обеспечения оперативной работы 6-го механизированного и 6-го кавалерийского корпусов ЗапОВО ещё летом 1940 г. из состава 70 АБр на самолётах Р-Z (освобождаемых при оснащении авиаполков новой матчастью) были сформированы две корпусные эскадрильи – 6-я (куда вошли также 18, 77 звенья связи) и 106-я (куда также вошли 55, 96 и 259 звенья связи). В этот же период для обеспечения работы 21-го стрелкового корпуса формируется 21-я корпусная эскадрилья. 21-й СК был расквартирован в Витебске и Витебской области взамен переведённого на западные рубежи СССР дислоцируемого здесь ранее 4-го СК. Эскадрилья сформирована из 38-й эскадрильи и 45-го звена связи. По своей укомплектованности эскадрилья была боеспособна.

Наряду с формированием новых авиационных частей велась ускоренная работа по созданию обслуживающих наземных частей: районов авиационного базирования (РАБ), батальонов аэродромного обслуживания (БАО), аэродромно-технических рот (АТР) и пр.

В летний период 1940 г. в ряде лётно-тактических учений проводилась программа оперативно-тактической подготовки авиаштабов по взаимодействию с наземными войсками. При этом самым крупным недостатком работы во всех штабах явились средства связи — из-за плохой их организации и подготовки радистов, телеграфистов, механиков, телетайпистов. В этих учениях активное участие принимал и штаб 12-й БАД с приданной ротой связи 292-й авиабазы. По итогам учений особо положительно были отмечены штабы 10-й и12-й авиадивизий.

К сожалению, но и самолётов СБ авиаполкам тоже не хватало.  К концу 1940 года все планы по переучиванию личного состава частей 12–й авиадивизии не были выполнены, а 209–й и 215–й полки почти не получили самолетов и не могли летать. При этом в донесении вышестоящему командованию начальником штаба ВВС ЗапОВО Сергеем Александровичем Худяковым указывалось: «209 сб авиаполк укомплектован: лётчиками — 100 %; летнабами — 100% ;инж. тех. составом — 47 %; мл. авиаспециалистами — 98 %; самолетами полк обеспечен на 7,5 % (имеет 11 самолетов СБ); полк сформирован. Для обеспечения нормальной учебно-боевой подготовки необходимо полк доукомплектовать недостающими самолетами;
215 сб авиаполк личным составом укомплектован: лётчиками — 100 % ; летнабами — 100 % ; инж. тех. составом — 21 % ; мл. авиаспециалистами — 94,5 %; самолетами полк не обеспечен. По степени укомплектованности личным составом полк готов к нормальной учебно-боевой подготовке, но из-за отсутствия самолетов начать ее не может.»

6–й и 43–й полки продолжали летать на Р–Z и все еще готовились к переучиванию на СБ. И только 128–й полк, получив 37 боевых СБ и 5 учебных УСБ (по штату в полку полагалось иметь 61 самолет), реально осваивал новый для него бомбардировщик. Переучивание шло медленно. Вся тяжесть формирования и подготовки летчиков 128-го БАП легла на плечи заместителя командира — майора Сандалова Владимира Александровича, сам командир полка майор Чучев в это время обучался на Курсах усовершенствования комсостава в академии в Монино.

Борис ДАЙТЕР

Тревожные ожидания

День первый жестокой войны

Дорога в бессмертие. Заключение.


Краткие биографические справки

Виноградов Николай Сергеевич (1898–19…) — полковник (1937). В составе Российской армии (02.1917) участвует в 1-й мировой войне. В РККА с декабря 1918 г. Сражается на фронтах Гражданской войны (1919-1920). По возвращении с фронта учился на курсах пулеметчиков, затем в Высшей объединённой военной школе (г. Киев). По окончании (10.1922) служил в стрелковом полку (г. Батуми); учился в Егорьевской военно-теоретической авиационной школе (1923-1924), затем в Серпуховской школе воздушного боя и бомбометания. По окончании (07.1925) служил в авиации: 44-й корпусной АО (г.Тифлис); 41-й КАО в ЛВО, работа лётчиком-инструктором в ряде школ лётчиков КА. После переподготовки в Липецкой высшей лётно-тактической школе ВВС КА (02.1936) — командир 60-й СБАЭ 51 АБр ОКДВА, командир 2-й уч. АЭ АОН ОКДВ (04.1937), майор. Принудительно уволен в запас (07.1938). После восстановления в рядах РККА (12.1939) служит в ВВС КА. Назначен командиром 209 СБАП 12 БАД ЗапОВО (11.1940). Великую Отечественную войну встретил 22.06.41 г. командуя 209 ББАП. В дни первого военного переформирования полка (11.07.1941) направляется командовать Ярославской военно-авиационной школой стрелков-бомбардиров. С октября 1941 г. вновь на Западном фронте — командир ШАП; зам. ком. 231 ШАД (29.06.42), зам. ком. 307 ШАД (04.1943) — в её составе участвует в боевых действиях Брянского, 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов. В феврале 1944 г. - командир 199 ШАД 4 ШАК. В составе 1-го и 2-го Белорусских фронтов участвует в Белорусской наступательной операции, затем в Восточно-Прусской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях.
С 06.1945 г. служит на командных должностях в штурмовых авиадивизиях.
12.06.1946 г. уволен в запас.
Крупский Иван Васильевич (20.01.1901 – 02.1988) — генерал-майор авиации (02.1944). В РККА с сентября 1922 г. В 1923 г. начинает учиться в Военно-подготовительной школе КВФ, в 1925 г. преобразованной в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, которую закончил в 1926 г. В 1927 г. поступил в 1-ю военную школу лётчиков им. А.Ф.Мясникова. После её окончания оставлен инструктором: служит командиром звена, политруком АЭ, командир отряда. После окончания КУНС при ВА им. Н.Е.Жуковского служит командиром АЭ. Учится в высшей лётно-тактической школе, после окончания (1938) — зам. командира, командир ШАП, зам. и врид командира АБр (1939). Участвует в Зимней войне с белофиннами. Назначен зам. командира 12 БАД (г. Витебск , авг. 1940 г.). В Великой Отечественной с 22.06.1941 г.—зам. комдива 12 БАД, командир 12 САД (09.1941), зам. командующего ВВС 16 А, командир отдельного УТАП, командир ШАД, командир смешанного авиакорпуса (авг. 1944 г.). После войны командует АК, командующий ВВС Южно-Уральского ВО, пом. командующего ВА, командующий ВВС Воронежского ВО, нач. кафедры в ВВА. С января 1957 г. уходит в запас.
Матишев Николай Васильевич (1909 –19…) — гв. полковник (1945). В РККА с 1930 г. капитан, НШ 209 БАП. Участие в Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г. С 15.07.1941 г. – нач. штаба 285 СБАП (с 27.09.1941 – 285 ШАП) в период начала его формирования, выводил наземный состав полка из окружения. Участвовал в сражениях на Западном; Юго-Западном, Южном фронтах. Дальше были: битва за Сталинград (где из-за огромных потерь среди летчиков Ил-2 приходилось летать на задание и командованию авиаполка ) – Сталинградский и Донской фронты. В составе 285-го полка (с 08.02.1943 – 58-й гв. ШАП) воевал на Центральном, Белорусском и 1 Белорусском фронтах. В составе 16-й ВА участвовал в освобождении Варшавы, взятии Берлина. Окончил войну в июне 1945 г. начальником оперативно-разведовательного отдела 2-й гв. ШАД 16-й ВА.
Сандалов Владимир Александрович (1906 – 1980) — генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (1942). В РККА с 1926 г.Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков (1927), Оренбургскую школу воздушного боя (1929). Службу в ВВС начал в 55-й тяжёлой бомбардировочной АЭ: мл. лётчик ТБ-1, ст. лётчик, командир экипажа, командир отряда. В 1939 г. окончил Высшие курсы усовершенствования командного состава (ВКУКС). Участвует в Зимней войне с белофиннами (1939-1940). В июне 1940 г.– командир 9-го БАП, майор. В июне 1941 г.–командир 128 БАП 12 БАД. В составе этого авиаполка 22.06 встретил Великую Отечественную войну. В сентябре 1941 г. командир 125 БАП Ленфронта. Полк воевал на Пе-2 и стал гвардейским. Летом 1942 г. формирует 285-ю БАД, в 1943 г. она становиться 5-й гвардейской, воюет на Калининском и Сталинградском фронтах, участвует в освобождении БССР. Закончил войну в Восточной Пруссии. После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 г. окончил Военную академию Генерального штаба. В 1959 г. уходит в запас.
Чучев Григорий Алексеевич (1908–1973) – советский военачальник, генерал-полковник авиации. Окончил рабфак (1930), 1-й курс электромеханического института (1931). В РККА с 1931 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1933 г. – Энгельскую 14-ю военную школу пилотов. Служил в частях ВВС БВО. Участник Зимней войны с белофиннами 1939-1940гг. в должности пом. командира ЛБАП. В 1941 г. окончил 1 курс Военно-воздушной академии (Монино). Участник Великой Отечественной войны: командир 128-го БАП (Калининский фронт), зам. командира 211-й БАД (Калининский и Западный фронт). В 1943—1945 гг. командир 270-й (с 10.1943 — 6-й гв. БАД) (Южный, 4-й Украинский и 3-й Белорусский фронты). После окончания войны (до 1947 г.) — командир АД (Прибалтийский ВО). В 1949 г. окончил Военную академию ГШ. Командир авикорпуса. В 1953 г. зам. командующего 43-й ВА Дальней авиации, в 1953-1954 гг. командующий 43-й ВА ДА, зам. командующего Дальней авиации (1954-1956).

Источники информации:
Качук Н. Небо Коккинаки. // URL: https:// www.sb.by/articles/nebo-kokkinaki.html
Зильманович Д.Я. На орбите большой жизни. — Вильнюс: МИНТИС, 1971
899-й Гвардейский штурмовой авиационный // URL: http://xn--899-8cdo7ezc.xn--p1ai/
Азаронок В. Авиабаза в Травниках // URL: http:// www.proza.ru/2013/10/08/585
Польский поход РККА (1939) // URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/49160
Участие ВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939 гг. // URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf 
20. Боевое применение самолётов Р–Z // URL: http://pro-samolet.ru/air-battles/596-combat-use-of-aircraft-p-z
21. Накануне. Сборник документов ЗапОВО (39-41гг.) // URL: http://liewar.ru/dokumenty/219-nakanune-sbornik-dokumentov-zapovo-39-41gg.html?showall=1&limitstart=/
Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период – М: Российский фонд содействия образованию и науке, 2009г.
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Герои Советского Союза до Великой Отечественной войны. // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1193160
О плане развития и реорганизации РККА в 1938–1942 гг. // URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1012170
Список перечней соединений, частей действующей армии. // URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_08_03.html
Сайт «Подвиг народа» // URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search/
Чечельницкий Г.А. Московский гвардейский штурмовой. — М.: Воениздат, 1960. — 216 с.
72-й смешанный авиационный полк // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Юхнов С. Путь Генерала В.А.Сандалова // URL:http://militera.lib.ru/bio/cleansky/04.html/
Красная Армия перед войной: организация и кадры // URL:http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/
Степанов А. ВВС РККА в польской компании 1939 г. // История авиации. 2000. №6, 2001. №1
Наращивание советского военного присутствия в Прибалтике// URL:http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/05.html
Состав, организация, дислокация ВВС РККА (20.10.1939 г.) // URL:http://www.rkka.ru/handbook/
Боевой состав ВВС РККА в Зимней войне // URL: http://slon-76.livejournal.com/5822.html
Польская кампания 1939 года – первый опыт применения ВВС Красной Армии во Второй мировой войне // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/polskaya-kampanii-1939-goda-pervyy-opyt-primeneniya-vvs-krasnoy-armii-vo-vtoroy-mirovoy-voyne
Аптекарь П. Соколы и коршуны? // URL: http://www.rkka.ru/analys/aviafin/aviafin.htm/
Стрельбицкий К.Б. Список шифров аэродромов и посадочных площадок, расположенных на территории Западного особого военного округа //URL: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/shifry_aehrodromov_zovo_1941g/3-1-0-3/
Копыл С. П. Аэродром Бецкое в обеспечении боевых действий 12-й бомбардировочной авиационной дивизии в июне 1941 г. // URL: http://elib.psu.by/bitstream/123456789/19556/1/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB_%D1%81209-213.pdf
План переучивания летного состава частей ВВС Красной Армии на новой материальной части на 1941 год // URL: https://vk.com./doc-92754602_388340184?dl=7df97876ca2e/
Авиация в боевых действиях и операциях // URL: http://www.bellabs.ru/Fotab/Info/Finland.html
12-я бомбардировочная авиационная дивизия // URL: http://www.evitebsk.com/wiki/
Сведения по воинским частям, участвующим в сражениях Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. // URL: http://kannas.ru/rkka.htm
Свинцовое небо 12-й БАД: воздушные бои над Беларусью в июне-июле 1941 года // URL: http://girl-gimn.unibel.by/
Дислокация частей Западного особого военного округа на 30.05.1941 г. Тыловые части и учреждения ВВС // URL: http://www.rkka.ru/handbook/disl/z12.htm
Портал "Память народа" // URL: https://pamyat-naroda.ru/

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (26.08.2021)
Просмотров: 87 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022