Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [140]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Первые испытания.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 2-я им. СНК Белоруссии

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 201-я легкобомбардировочная (ЛБАБр)

Разведка боем 

Рост крыльев

Первые испытания

1 сентября 1939 года Германия развязала Вторую мировую войну. Первым этапом стала агрессия против Польши – Германия начала вторжение на её территорию вместе с войсками своих европейских союзников.

СССР решил воспользоваться ситуацией и вернуть себе территории, утерянные в ходе советско-польской войны 1919–1921 годов. Согласно заявлениям советского руководства, целью этих действий должна была стать защита белорусского и украинского населения восточных районов польского государства в условиях его распада, произошедшего в результате германского вторжения.

Для вступления в Польшу в 1939 г. на базе частей и соединений Белорусского и Киевского военных округов образовали Белорусский и Украинский фронты с воздушной поддержкой своих ВВС. В составе ВВС Белорусского фронта планировалось использовать 13 авиаполков (7 истребительных, оснащённых самолётами И-16, 2 легкобомбардировочных на Р-5 и Р-Z, 2 скоростных бомбардировочных на СБ, 2 штурмовых на ДИ-6, Р-5 и Р-Z) и 3 отдельные эскадрильи (две истребительные и одна разведывательная).


P-Z из состава 6-го легкобомбардировочного авиаполка

Утром 17.09.1939 советские войска переходят границу Польши и Белоруссии.

70 ЛБАБр им. К.Е. Ворошилова в составе 15-го ИАП, 5-го авиаполка (с 01.09.1939 стал называться 43 СБАП – но из-за не укомплектования самолётами СБ, фактически являлся легкобомбардировочным — такой номер полка как бы вписывался в продолжение истории Витебской АБр (2-й, 201-й, 40-й), где в штате была 43-я ЛБАЭ), 6-го ЛБАП, 10-й ДИАЭ и 4-й ОИАЭ принимала активное участие в походе в Западную Белоруссию, где стала ударной силой в составе ВВС 3-й армии Белорусского фронта (бывшая Витебская армейская группа). В составе ВВС 3 А использовалась и 4-я дальнеразведывательная авиаэскадрилья.


P-5 из состава 5-го легкобомбардировочного авиаполка

08.10.1939 15-й ИАП переподчинили Военному Совету Витебской армейской группы.

После 17.10.1939 основная масса войск Белорусского фронта приступает к возвращению к местам довоенной дислокации.

На момент 20.10.1939 части 70 ЛБАБр располагаются в гарнизонах:

— в г. Витебске – 43-й СБАП и 6-й ЛБАП, каждый полк в составе пяти основных АЭ, дополнительно в каждом полку имелась резервная эскадрилья; для технического обслуживания там же функционируют 101-я авиабаза, 11-я стационарная кислородная станция, окружная школа младших авиаспециалистов, 9-й БР (к сожалению, расшифровку этой аббревиатуры пока дать не можем - Б.Д.), 117-я комендатура аэродрома и 41-й гарнизонный узел связи;

— в м. Улла Витебской области всё ещё располагался выведенный из состава 70-й ЛБАБр 15 ИАП (в составе 4-х АЭ), для технического обслуживания функционируют 208-я авиабаза и 123-я комендатура аэродрома.

30.11.1939 началась Советско-финская (Зимняя) война. Эта война стала первой, где СССР действительно массово использовал авиацию для решения самых разнообразных боевых и вспомогательных задач. В войне с Финляндией было задействовано более трети всей авиации РККА. Принимали участие в боевых действиях 43 БАП и 101 авиабаза, отдельные экипажи из состава 6 ЛБАП. Причём 43-й БАП прибыл из Витебска на фронт 11.02.1940 в состав 1-й ЛБАБр, созданной на период боевых действий в ВВС 7-й армии, в составе 62 самолётов Р-Z. Из 62 экипажей полка 60 имели ночную подготовку.

После окончания боевых действий началось рассредоточение войск РККА к местам дислокации.

По итогам участия в Зимней войне в числе награждённых правительственными наградами (Указ ПВС в апреле – мае1940 г.) были и представители 43-го БАП — как лётных экипажей, так и наземных служб. Были награждены (фактически награжденных было значительно больше):
– орденами Красного Знамени — Гущин А.А., Дворников М.К., Левин А.А., Решетников М.А., Чук И.Г.;
– орденами Красная Звезда — Коробов Г.Д., Лукьяненко П.М., Марков Г.И.;
– медалью «За отвагу» — Аксёнов М.Ф., Копылов Ф.С.;
– медалью «За боевые заслуги» — Бельман В.Г.

По крайней мере, двое из числа поименованных выше, были представлены к званию Герой Советского Союза в первые месяцы Великой Отечественой войны.

Зимой 1939–1940 гг. численность авиационной группировки БОВО уменьшилась из-за переброски авиачастей на фронты Зимней войны. После окончания боевых действий ряд из них остались для укрепления ЛенВО. Исходя и из этого, 20 февраля Военный совет БОВО получил директиву о формировании двух управлений авиабригад, 10-и новых авиаполков и 10-и авиабаз. Попала в число поименованных в этом документе и 70-я ЛБАБр – директивой ГУ ВВС РККА от 20.02.1940 предписывалось в короткий срок сформировать в её составе 128–й скоростной бомбардировочный полк и вооружить его новейшими самолетами ББ–22. Первоначально формируемый полк должен был дислоцироваться в Витебске.


Ближний бомбардировщик ББ-22 (Як-2)

Характерной особенностью формирования новых авиачастей в этот период было то, что приходилось изыскивать внутренние резервы в своём округе, ослабляя кадровые составы существующих авиаполков и авиабаз. В апреле месяце приступили к формированию 128-го АП, для укомплектования которого разрешено было взять ряд летчиков из 6–го и 43–го БАП.
Для обслуживания 6-го, 43-го и 128-го авиаполков в гарнизоне предписывалось сформировать 292-ю стационарную авиационную мастерскую, куда надлежало присоединить авиационную мастерскую 101-ой авиабазы.
Самолёты ББ–22 в 128–м полку так и не появились, а вскоре поступил приказ начать подготовку к переучиванию личного состава эксплуатировать самолёты СБ.

Для анализа состояния боевой подготовки авиаполков БОВО (согласно выводов о готовности войск по результатам многочисленных замечаний в ведении Зимней войны 1939–1940 гг.) по состоянию на 1.06.1940 была проведена выборочная инспекторская проверка ГУ ВВС Красной Армии. В список проверяемых были внесены «самые аварийные» авиаполки, в их число попал и 6-й ЛБАП, аэродром Витебск (по документам в нём было зафиксировано 3 аварии). В докладе заместителя наркома обороны СССР и начальника Генерального штаба Красной Армии К.А. Мерецкова наркому обороны СССР С.К. Тимошенко о результатах инспекционной проверки по авиачастям БОВО (ЗапОВО) от 17.08.1940 указывалось, что «…полк перевооружается на новую матчасть — на СБ. В полку исправных самолётов 49, неисправных — 6. Переучено 11 летчиков. Подготовлено к боевым действиям днем со средних высот 47 экипажей, из них на 7000 метров — 29 экипажей на самолетах Р-Зет. Ночью на самолетах Р-Зет летает 23 экипажа.  Проводилась проверка ночной эскадрильи в воздухе <…>. По плану ВВС округа [полк] проходит подготовку по программе ночных полетов. <…> В марте 1940 г. в полку произошла 1 авария. Подготовка командиров поставлена слабо <…>. Не учатся, а занимаются только техникой пилотирования <…>. Распорядок на аэродроме можно оценить только как удовлетворительный <…>. В авиамастерских, где производится ремонт старой матчасти (мастерская Витебск — ремонт Р-Зет), очень медленно идет освоение ремонта СБ, хотя в этом уже теперь ощущается нужда <…>. Для размещения [личного состава] нужно устраивать общежития, это предотвратит случаи выпивок, аморальных поступков и т. д.»

В свободное от службы время военнослужащие частей 70 АБр, которую «по старинке» часто продолжали называть Витебской, занимались шефской работой среди молодежи учебных заведений, молодых рабочих подшефных производственных предприятий. Они устраивали совместные встречи, рассказывали о воинской службе, показывая при этом настоящие самолёты, агитировали к службе в авиации, готовили совместные патриотические диспуты, концерты. После окончания Зимней войны авиаторы нередко рассказывали (на советских и партийные совещания, на встречах с населением) о ходе и результатах этих событий, о подвигах героев и боевых трудностях. Ряд военнослужащих, из числа командиров и комиссаров частей 70-й АБр, принимали участие в работе партийных и советских органов. В авиагарнизоне был Дом Красной Армии, в частях – армейские клубы, где проводились различные совместные концерты, показывались кинофильмы. В каждой воинской части были спортивные команды: легкоатлетические, армейской гимнастики, волейбольные, по игре в городки. Особой любовью летом пользовался футбол, зимой – лыжи. Эти армейские команды участвовали в спортивных соревнованиях между подразделениями, в составе сборных команд на первенство города.


Фото: https://ok.ru/ группа "Мой Любимый старый Витебск"

Борис ДАЙТЕР

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии.

Тревожные ожидания

День первый жестокой войны

Дорога в бессмертие. Заключение.

Краткие биографические справки

Богданов Галий Зангирович (1912-2009) – гв. майор. В рядах РККА с 1933 г., окончил 1-ю Ленинградскую авиационную школу. Направлен служить в БВО, в Витебскую АБр. Участник освободительного похода в Зап. Белоруссию (1939), Советско-Финской войны (1940). Великую Отечественную войну начал 22.06.1941 в составе 43 ББАП, лейтенант. С весны 1943 г. летал в составе 12 БАП 334 БАД на самолёте Ту-2, капитан, штурман АЭ. Воевал в составе Западного, Калининского, Ленинградского, Северо-Кавказского, 3-го Белорусского, 1-го Белорусского, 1-го Прибалтийского и Забайкальского фронтов. В августе 1945 г. участвовал в разгроме милитаристской Японии. До 04.11.1955 служил в ВВС СССР.

Гущин Александр Алексеевич (20.05.1912 – 19_ ) – полковник (1954). В РККА с 1932 г. После окончания школы летнабов (1933) направлен служить в ВВС. Впоследствии окончил курсы штурманов (1936). 27.11.1939 г. ст. лейтенант назначен штурманом 43-го авиаполка 70-й ЛБАБр, в составе которого с 11.02.1940 участвовал в Зимней советско-финской войне. В Великой Отечественной войне капитан начал воевать с 22.06.1941. Участвовал в боевых действиях в составе 43 ББАП, 13 гв. БАП и 321 БАД на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, 1-м Украинском и 4-м Украинском фронтах. К маю 1945 г. ст. штурман 321 БАД, гв. подполковник лично совершил 90 б. в., (из них 27- в период с апреля 1944 г.) награждён четырьмя боевыми орденами. После окончания войны продолжал службу в ВВС СССР. С 20.02.1957 г. гв. полковник Гущин А.А в запасе.

Кузнецов Михаил Васильевич (1913–1989) — генерал-майор авиации (05.1959), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В РККА с 07.1933 г. После окончания Ейской военной авиашколы морских лётчиков с января 1935 г. служил в Витебской АБр: в 7-й, затем 106-й ИАЭ. С момента формирования 15 ИАП служил в его составе, принимал участие в операции присоединения Зап. Белоруссии (1939) и в Зимней войне с белофиннами (1939-1940). Великую Отечественную войну начал 22.06.1941 г. комэском 15 ИАП в 8-й САД, капитан. Воевал на Ленинградском, Калининском, Западном, Юго-Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах в должностях командира эскадрильи, штурмана полка (1941-1942); с июня 1942 г. —майор, командир 814-го ИАП  207-й ИАД. Окончание войны встретил в должности командира 106 гв. ИАП 11 гв. ИАД 1 Украинского фронта. К 9 мая 1945 г. подполковник совершил 345 боевых вылетов, провел 72 воздушных боя.
После войны продолжал службу на командных должностях в ВВС. В 1951 г. окончил Военно-воздушную академию. Назначен начальником 57-го военного авиационного училища летчиков ВВС г. Чернигов (1951-1957).Служил заместителем командующего ВВС Киевского и Московского военных округов по тылу.
В 1974 г. уволен в запас.
Лукьяненко Прокофий Михайлович (1911-2002) — полковник. В РККА с 1932 г.: окончил ускоренные курсы 2-й артиллерийской школы (г. Киев), служил в сухопутных частях. Затем направлен на учёбу в 9-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей (с мая 1938 г. Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов), после окончания которой в 1938 г. направлен в 5-й ЛБАП 70–й АБр БВО, мл. лётчик-наблюдатель. Участвует в операции по освобождению Западной Белоруссии в составе 43-го ЛБАП 70-й АБр (Витебск). В составе этого же полка участвует в Зимней войне (01.02.1940 - 13.03.1940) — пом. штурмана АЭ, лейтенант, совершил 18 б. в.
В Великой Отечественной войне с 22.06.41 г. в составе 43-го ББАП, в июле 1941 г. переводится в 209 ББАП, где служит по 09.1942 г.: ст. л-т, штурман 1-й АЭ; капитан, штурман АП. 5.02.1942 представлен к званию Героя Советского Союза. С февраля 1943 г. в 4-й авиадивизии Особого Назначения (АД ОН) ВВС КА, майор, ст. штурман АД. В составе 4 АД ОН встретил Победу. За время войны выполнил 233 боевых и спец. вылетов. Продолжает служить в 4 АД ОН и после войны. В 1951 году окончил Высшую офицерскую авиационную школу штурманов (г. Краснодар). Был командирован для полётов в Арктике, обеспечивал обслуживание полярных станций СП-5, СП-6. Уволен в запас 14.12.1959 г.
Минков Леонид Савельевич (1897-1953) – полковник. В РККА с 1919 г. В составе Белорусской бригады Западного фронта участвовал в Гражданской войне. В 1921 г. закончил курсы комиссаров, а в 1936 г. Военно-воздушную академию. Участвовал в боевых действиях в Китае и Монголии. Летом 1940 г. назначен начальником штаба 12 БАД. В этом качестве встретил Великую Отечественную войну. После служил в 327 НБАД, затем – в командном составе ВВС Архангельского военного округа (примечание - пр. НКО № 0403 от 15.12.1944 г. ВВС Архангельского ВО переименованы в ВВС Беломорского ВО - БелВО), полковник. В 1946 г. был уволен в запас. Умер 4 февраля 1953 г.
Щеглов Степан Степанович (1914–1976) – капитан, Герой Советского Союза (1946). В РККА с 1932, в ВВС с 1933 г. Окончил ШМАС, служил авиамехаником в Витебской АБр, в 1938 г. окончил школу штурманов (г. Витебск). Участник похода КА в Запад. Белоруссию (1939 г.) и Зимней войны с белофиннами (1939-1940). Великую Отечественную начал 22.06.1941 в составе 128 ББАП, в этой же в/ч её и закончил. Служил в ВВС СССР до 1953 г. После выхода в запас жил в г. Витебске, работал в аэроклубе.

Источники информации:
Качук Н. Небо Коккинаки. // URL: https:// www.sb.by/articles/nebo-kokkinaki.html
Зильманович Д.Я. На орбите большой жизни. — Вильнюс: МИНТИС, 1971
899-й Гвардейский штурмовой авиационный // URL: http://xn--899-8cdo7ezc.xn--p1ai/
Азаронок В. Авиабаза в Травниках // URL: http:// www.proza.ru/2013/10/08/585
Польский поход РККА (1939) // URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/49160
Участие ВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939 гг. // URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf 
20. Боевое применение самолётов Р–Z // URL: http://pro-samolet.ru/air-battles/596-combat-use-of-aircraft-p-z
21. Накануне. Сборник документов ЗапОВО (39-41гг.) // URL: http://liewar.ru/dokumenty/219-nakanune-sbornik-dokumentov-zapovo-39-41gg.html?showall=1&limitstart=/
Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период – М: Российский фонд содействия образованию и науке, 2009г.
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Герои Советского Союза до Великой Отечественной войны. // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1193160
О плане развития и реорганизации РККА в 1938–1942 гг. // URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1012170
Список перечней соединений, частей действующей армии. // URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_08_03.html
Сайт «Подвиг народа» // URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search/
Чечельницкий Г.А. Московский гвардейский штурмовой. — М.: Воениздат, 1960. — 216 с.
72-й смешанный авиационный полк // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Юхнов С. Путь Генерала В.А.Сандалова // URL:http://militera.lib.ru/bio/cleansky/04.html/
Красная Армия перед войной: организация и кадры // URL:http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/
Степанов А. ВВС РККА в польской компании 1939 г. // История авиации. 2000. №6, 2001. №1
Наращивание советского военного присутствия в Прибалтике// URL:http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/05.html
Состав, организация, дислокация ВВС РККА (20.10.1939 г.) // URL:http://www.rkka.ru/handbook/
Боевой состав ВВС РККА в Зимней войне // URL: http://slon-76.livejournal.com/5822.html
Польская кампания 1939 года – первый опыт применения ВВС Красной Армии во Второй мировой войне // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/polskaya-kampanii-1939-goda-pervyy-opyt-primeneniya-vvs-krasnoy-armii-vo-vtoroy-mirovoy-voyne
Аптекарь П. Соколы и коршуны? // URL: http://www.rkka.ru/analys/aviafin/aviafin.htm/
Стрельбицкий К.Б. Список шифров аэродромов и посадочных площадок, расположенных на территории Западного особого военного округа //URL: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/shifry_aehrodromov_zovo_1941g/3-1-0-3/
Копыл С. П. Аэродром Бецкое в обеспечении боевых действий 12-й бомбардировочной авиационной дивизии в июне 1941 г. // URL: http://elib.psu.by/bitstream/123456789/19556/1/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB_%D1%81209-213.pdf
План переучивания летного состава частей ВВС Красной Армии на новой материальной части на 1941 год // URL: https://vk.com./doc-92754602_388340184?dl=7df97876ca2e/
Авиация в боевых действиях и операциях // URL: http://www.bellabs.ru/Fotab/Info/Finland.html
12-я бомбардировочная авиационная дивизия // URL: http://www.evitebsk.com/wiki/
Сведения по воинским частям, участвующим в сражениях Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. // URL: http://kannas.ru/rkka.htm
Свинцовое небо 12-й БАД: воздушные бои над Беларусью в июне-июле 1941 года // URL: http://girl-gimn.unibel.by/
Дислокация частей Западного особого военного округа на 30.05.1941 г. Тыловые части и учреждения ВВС // URL: http://www.rkka.ru/handbook/disl/z12.htm
Портал "Память народа" // URL: https://pamyat-naroda.ru/

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (22.06.2018)
Просмотров: 2177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022