Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [111]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Первые испытания.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады

Разведка боем 

Рост крыльев

Первые испытания

1 сентября 1939 года Германия развязала Вторую мировую войну. Первым этапом стала агрессия против Польши – Германия начала вторжение на её территорию вместе с войсками своих европейских союзников.

СССР решил воспользоваться ситуацией и вернуть себе территории, утерянные в ходе советско-польской войны 1919–1921 годов. Согласно заявлениям советского руководства, целью этих действий должна была стать защита белорусского и украинского населения восточных районов польского государства в условиях его распада, произошедшего в результате германского вторжения.

Для вступления в Польшу в 1939 г. на базе частей и соединений Белорусского и Киевского военных округов образовали Белорусский и Украинский фронты с воздушной поддержкой своих ВВС. В составе ВВС Белорусского фронта планировалось использовать 13 авиаполков (7 истребительных, оснащённых самолётами И-16, 2 легкобомбардировочных на Р-5 и Р-Z, 2 скоростных бомбардировочных на СБ, 2 штурмовых на ДИ-6, Р-5 и Р-Z) и 3 отдельные эскадрильи (две истребительные и одна разведывательная).


P-Z из состава 6-го легкобомбардировочного авиаполка

Утром 17.09.1939 советские войска переходят границу Польши и Белоруссии.

70 ЛБАБр им. К.Е. Ворошилова в составе 15-го ИАП, 5-го авиаполка (с 01.09.1939 стал называться 43 СБАП – но из-за не укомплектования самолётами СБ, фактически являлся легкобомбардировочным), 6-го ЛБАП, 10-й ДИАЭ и 4-й ОИАЭ принимала активное участие в походе в Западную Белоруссию, где стала ударной силой в составе ВВС 3-й армии Белорусского фронта (бывшая Витебская армейская группа). В составе ВВС 3 А использовалась и 4-я дальнеразведывательная авиаэскадрилья.


P-5 из состава 5-го легкобомбардировочного авиаполка

08.10.1939 15-й ИАП переподчинили Военному Совету Витебской армейской группы.

После 17.10.1939 основная масса войск Белорусского фронта приступает к возвращению к местам довоенной дислокации.

На момент 20.10.1939 части 70 ЛБАБр располагаются в гарнизонах:

— в г. Витебске – 43-й СБАП и 6-й ЛБАП, каждый полк в составе пяти основных АЭ, дополнительно в каждом полку имелась резервная эскадрилья; для технического обслуживания там же функционируют 101-я авиабаза, 11-я стационарная кислородная станция, окружная школа младших авиаспециалистов, 9-й БР (к сожалению, расшифровку этой аббревиатуры пока дать не можем - Б.Д.), 117-я комендатура аэродрома и 41-й гарнизонный узел связи;

— в м. Улла Витебской области всё ещё располагался выведенный из состава 70-й ЛБАБр 15 ИАП (в составе 4-х АЭ), для технического обслуживания функционируют 208-я авиабаза и 123-я комендатура аэродрома.

30.11.1939 началась Советско-финская (Зимняя) война. Эта война стала первой, где СССР действительно массово использовал авиацию для решения самых разнообразных боевых и вспомогательных задач. В войне с Финляндией было задействовано более трети всей авиации РККА. Принимали участие в боевых действиях 43 БАП и 101 авиабаза, отдельные экипажи из состава 6 ЛБАП. Причём 43-й БАП прибыл из Витебска на фронт 11.02.1940 в состав 1-й ЛБАБр, созданной на период боевых действий в ВВС 7-й армии, в составе 62 самолётов Р-Z. Из 62 экипажей полка 60 имели ночную подготовку.

После окончания боевых действий началось рассредоточение войск РККА к местам дислокации.

Зимой 1939–1940 гг. численность авиационной группировки БОВО уменьшилась из-за переброски авиачастей на фронты Зимней войны. После окончания боевых действий ряд из них остались для укрепления ЛенВО. Исходя и из этого, 20 февраля Военный совет БОВО получил директиву о формировании двух управлений авиабригад, 10-и новых авиаполков и 10-и авиабаз. Попала в число поименованных в этом документе и 70-я ЛБАБр – директивой ГУ ВВС РККА от 20.02.1940 предписывалось в короткий срок сформировать в её составе 128–й скоростной бомбардировочный полк и вооружить его новейшими самолетами ББ–22. Первоначально формируемый полк должен был дислоцироваться в Витебске.


Ближний бомбардировщик ББ-22 (Як-2)

Характерной особенностью формирования новых авиачастей в этот период было то, что приходилось изыскивать внутренние резервы в своём округе, ослабляя кадровые составы существующих авиаполков и авиабаз. В апреле месяце приступили к формированию 128-го АП, для укомплектования которого разрешено было взять ряд летчиков из 6–го и 43–го БАП.
Для обслуживания 6-го, 43-го и 128-го авиаполков в гарнизоне предписывалось сформировать 292-ю стационарную авиационную мастерскую, куда надлежало присоединить авиационную мастерскую 101-ой авиабазы.
Самолёты ББ–22 в 128–м полку так и не появились, а вскоре поступил приказ начать подготовку к переучиванию личного состава эксплуатировать самолёты СБ.

Для анализа состояния боевой подготовки авиаполков БОВО (согласно выводов о готовности войск по результатам многочисленных замечаний в ведении Зимней войны 1939–1940 гг.) по состоянию на 1.06.1940 была проведена выборочная инспекторская проверка ГУ ВВС Красной Армии. В список проверяемых были внесены «самые аварийные» авиаполки, в их число попал и 6-й ЛБАП, аэродром Витебск (по документам в нём было зафиксировано 3 аварии). В докладе заместителя наркома обороны СССР и начальника Генерального штаба Красной Армии К.А. Мерецкова наркому обороны СССР С.К. Тимошенко о результатах инспекционной проверки по авиачастям БОВО (ЗапОВО) от 17.08.1940 указывалось, что «…полк перевооружается на новую матчасть — на СБ. В полку исправных самолётов 49, неисправных — 6. Переучено 11 летчиков. Подготовлено к боевым действиям днем со средних высот 47 экипажей, из них на 7000 метров — 29 экипажей на самолетах Р-Зет. Ночью на самолетах Р-Зет летает 23 экипажа.  Проводилась проверка ночной эскадрильи в воздухе <…>. По плану ВВС округа [полк] проходит подготовку по программе ночных полетов. <…> В марте 1940 г. в полку произошла 1 авария. Подготовка командиров поставлена слабо <…>. Не учатся, а занимаются только техникой пилотирования <…>. Распорядок на аэродроме можно оценить только как удовлетворительный <…>. В авиамастерских, где производится ремонт старой матчасти (мастерская Витебск — ремонт Р-Зет), очень медленно идет освоение ремонта СБ, хотя в этом уже теперь ощущается нужда <…>. Для размещения [личного состава] нужно устраивать общежития, это предотвратит случаи выпивок, аморальных поступков и т. д.»

В свободное от службы время военнослужащие частей 70 АБр, которую «по старинке» часто продолжали называть Витебской, занимались шефской работой среди молодежи учебных заведений, молодых рабочих подшефных производственных предприятий. Они устраивали совместные встречи, рассказывали о воинской службе, показывая при этом настоящие самолёты, агитировали к службе в авиации, готовили совместные патриотические диспуты, концерты. После окончания Зимней войны авиаторы нередко рассказывали (на советских и партийные совещания, на встречах с населением) о ходе и результатах этих событий, о подвигах героев и боевых трудностях. Ряд военнослужащих, из числа командиров и комиссаров частей 70-й АБр, принимали участие в работе партийных и советских органов. В авиагарнизоне был Дом Красной Армии, в частях – армейские клубы, где проводились различные совместные концерты, показывались кинофильмы. В каждой воинской части были спортивные команды: легкоатлетические, армейской гимнастики, волейбольные, по игре в городки. Особой любовью летом пользовался футбол, зимой – лыжи. Эти армейские команды участвовали в спортивных соревнованиях между подразделениями, в составе сборных команд на первенство города.

Напряжённая мировая обстановка и состояние боеготовности требовали продолжения преобразований в РККА в целом и в ВВС в частности.

В июле-августе 1940 г. на территории ЗапОВО (до 11.07.1940 – БОВО) начинают создавать авиационные дивизии. На их формирование обращаются управления авиабригад, которые в этот период дислоцировались в округе — 39-я, 41-я, 42-я, 58-я, 66-я и 70-я. Все перечисленные авиабригады округа расформировывались, а входившие в их состав авиачасти включались в состав создаваемых авиадивизий. Авиационная дивизия должна была состоять из управления дивизии и 4-5 авиационных полков. Авиационный полк планировался в составе 4-5 эскадрилий, авиационная эскадрилья в составе 4- 5 звеньев, авиационное звено включало в себя 3 самолета.
В ряде гарнизонов округа сохранялись и отдельные авиационные отряды особого назначения (транспортные, связи, аэрофотосъемочные).
Согласно этой программы командование планировало формирование новых авиаполков.  Так, согласно директивы штаба ВВС ЗапОВО № 0065917 от 08.08.1940 г., ставилась задача приступить к формированию 209-го и 215-го скоростных бомбардировочных авиаполков.

Полковнику Аладинскому было приказано в срок до 15 августа 1940 г. на базе 70–й легкобомбардировочной авиабригады сформировать 12-ю бомбардировочную авиадивизию в составе пяти скоростных бомбардировочных полков на самолетах СБ:
— 6-го — командир полковник Васильев. В.В.*, 
— 43-го — командир подполковник Марков Г.И.,
— 128-го — командир майор Чучев Г.А., 
— 209-го — командир капитан Котович*, 
— 215-го — командир полковой комиссар Силантьев П.А.
 (*до ноября 1940 г. у истоков формирования указанных полков стояли: 6-го — полковник Киселёв; 209-го — капитан Матишев Н.В.)

Заместителем командира дивизии был назначен полковник Крупский И.В., начальником штаба дивизии – полковник Минков [Л.С.]. Штаб дивизии формировался из штаба 70 ЛБАБр и в первое время приступил к работе некомплектным.

Характерной особенностью этого этапа создания авиационных соединений было размещение авиаполков на нескольких аэродромах, в авиагарнизонах, расквартированных в нескольких населённых пунктах. В свете подобных норм, полки и обслуживающие их наземные части 12-й БАД осенью 1940 г. базировались на аэродромах авиагарнизонов:  
а) г. Витебск:
— управление дивизии, гарнизонный узел связи № 41, военная прокуратура;
— 6-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление АП, химический взвод;
— 43-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление АП, химический взвод;
— для обслуживания обоих полков находилась 101-я авиабаза, её авиаполигон, пожарная команда 101-й авиабазы;
—292-я стационарная авиационная мастерская, 7-я железнодорожная кислородная станция, комендатура аэродрома № 46, Дом Красной Армии авиационного гарнизона;
 б) м. Улла:
—128-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление полка, химический взвод;
— 292-я авиабаза и её авиационный полигон, пожарная команда 292-й авиабазы;
— 290-я стационарная авиационная мастерская, комендатура аэродрома № 45, гарнизонный Дом Красной Армии;
в) г. Смоленск:
— 209-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление полка;
— 168-я авиабаза и её авиационный полигон, пожарная команда 168-й авиабазы, 281-я стационарная авиационная мастерская,1-я стационарная кислорододобывающая станция, Окружная школа младших авиаспециалистов, комендатура аэродрома № 64, Дом Красной Армии авиационного гарнизона;
— 215-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе 5-и эскадрилий, управление полка;
— 186-я авиабаза.
Для обеспечения оперативной работы 6-го механизированного и 6-го кавалерийского корпусов ЗапОВО ещё летом 1940 г. из состава 70 АБр на самолётах Р-Z (освобождаемых при оснащении авиаполков новой матчастью) были сформированы две корпусные эскадрильи – 6-я (куда вошли также 18, 77 звенья связи) и 106-я (куда также вошли 55, 96 и 259 звенья связи). В этот же период для обеспечения работы 21-го стрелкового корпуса формируется 21-я корпусная эскадрилья. 21-й СК был расквартирован в Витебске и Витебской области взамен переведённого на западные рубежи СССР дислоцируемого здесь ранее 4-го СК. Эскадрилья сформирована из 38-й эскадрильи и 45-го звена связи. По своей укомплектованности эскадрилья была боеспособна.
В летний период 1940 г. в ряде лётно-тактических учений проводилась программа оперативно-тактической подготовки авиаштабов по взаимодействию с наземными войсками. При этом самым крупным недостатком работы во всех штабах явились средства связи — из-за плохой их организации и подготовки радистов, телеграфистов, механиков, телетайпистов. В этих учениях активное участие принимал и штаб 12-й БАД с приданной ротой связи 292-й авиабазы. По итогам учений особо положительно были отмечены штабы 10-й и12-й авиадивизий.

К сожалению, но и самолётов СБ авиаполкам тоже не хватало.  К концу 1940 года все планы по переучиванию личного состава частей 12–й авиадивизии не были выполнены, а 209–й и 215–й полки почти не получили самолетов и не могли летать. При этом в донесении вышестоящему командованию начальником штаба ВВС ЗапОВО Сергеем Александровичем Худяковым указывалось: «209 сб авиаполк укомплектован: лётчиками — 100 %; летнабами — 100% ;инж. тех. составом — 47 %; мл. авиаспециалистами — 98 %; самолетами полк обеспечен на 7,5 % (имеет 11 самолетов СБ); полк сформирован. Для обеспечения нормальной учебно-боевой подготовки необходимо полк доукомплектовать недостающими самолетами;
215 сб авиаполк личным составом укомплектован: лётчиками — 100 % ; летнабами — 100 % ; инж. тех. составом — 21 % ; мл. авиаспециалистами — 94,5 %; самолетами полк не обеспечен. По степени укомплектованности личным составом полк готов к нормальной учебно-боевой подготовке, но из-за отсутствия самолетов начать ее не может.»

6–й и 43–й полки продолжали летать на Р–Z и все еще готовились к переучиванию на СБ. И только 128–й полк, получив 37 боевых СБ и 5 учебных УСБ (по штату в полку полагалось иметь 61 самолет), реально осваивал новый для него бомбардировщик. Переучивание шло медленно. Вся тяжесть формирования и подготовки летчиков 128-го БАП легла на плечи заместителя командира — майора Сандалова Владимира Александровича, сам командир полка майор Чучев в это время обучался на Курсах усовершенствования комсостава в академии в Монино.

ТРЕВОЖНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Начало 1941 г. для 12 БАД не было безмятежным. Было принято решение перевооружить 43–й, 128-й и 209–й авиаполки на ближний бомбардировщик Су-2 (ББ-1). 215–й, согласно новых планов, должен был осваивать штурмовик Ил–2, а 6-й АП оставлялся пока летать на СБ-2.


Самолет Ил-2 (художник И.Злобин)

Но план очередного переучивания, который неоднократно пересматривался и уточнялся, был фактически провален, что привело к отрицательному результату — к началу войны 12 БАД была не боеготовая, по различным сведениям полки были в аховом состоянии:
– 6-й СБАП имел 20 самолётов СБ и 25 подготовленных экипажей;
– 43-й ББАП имел на вооружении 46 самолётов Р–Z и 15 Су–2; в полку было 33 подготовленных экипажа;
– 128-й ББАП выделялся в лучшую сторону — он имел 47 бомбардировщиков СБ-2бис (СБ-2М-103) и 58 летных экипажей;
– 209-й ББАП имел 26 самолётов Су–2 и всего 3 подготовленных боеготовых экипажа(!);
– 215-й ШАП (СБАП) имел 15 стареньких самолётов И–15бис и 10 боеготовых экипажей; в марте командиром полка стал майор Рейно Л.Д.


И-15бис из состава ВВС Западного ВО, 1940 год.

В апреле–мае 1941 года комиссия ГШ РККА проверила боевую и мобилизационную подготовку ВВС округа, сделав (в частности по полкам 12 БАД) неутешительные выводы. Так в документах комиссии отмечалось, что 6-й СБАП только перевооружается на новую материальную часть, а 215-й ШАП и 209-й ББАП не укомплектованы самолётами и личным составом.


Самолет Су-2

По мнению автора армейских статей Н.Качука: «Положение с переучиванием 12–й бад было столь плачевным, что исправлять его накануне войны направили комиссию во главе с самим начальником Управления формирования и укомплектования ВВС генерал–лейтенантом Алексеем Никитиным. 17 мая 1941 года он прибыл на аэродром Улла и лично проверил каждого летчика 128–го полка. Визит генерала, как и ожидалось, ситуацию коренным образом изменил. Нашлось наконец–то топливо, и интенсивность полетов резко возросла. Сохранившиеся в документах 128–го полка цифры предвоенного налета лучше любых слов позволяют оценить подготовку летчиков: в марте они налетали 155 часов, в апреле — всего 59, а в мае уже 593 часа 42 минуты, совершив при этом 1.687 посадок».

В мае-июне 1941 г. воинские части 12 БАД располагались:
— управление БАД, 6 СБАП, 43 ББАП, 6-й химвзвод, военная прокуратура, 3-е отделение штаба 12 БАД — в г. Витебск;
—128 ББАП — на аэродроме Улла;
—209 ББАП — в г. Полоцк, аэродром Бецкое (Бецкая), по другим данным — аэродром Болбасово вблизи г. Орша;
—215 ШАП (СБАП) — с марта перебазирован на аэродром Травники вблизи г. Лепель.


СБ-2 М-103 (СБ-2бис) из 12-й БАД, 1941 года (источник: military.wikireading.ru)

Одновременно с организационным преобразованием войск в ЗапОВО велась грандиозная работа по совершенствованию инженерной подготовки территории округа, в том числе, предусматривалась широкая реконструкция существующих и строительство новых аэродромов и запасных посадочных площадок. По состоянию на 27.03.1941 в ЗапОВО был определен требуемый список большой группы аэродромов и посадочных площадок, им были присвоены специальные секретные шифры. Так, в зоне расположения 12 БАД, возможно назвать порядка 35 аэродромов.

В данный перечень включены как реально действовавшие аэродромы, так и находящиеся, к этому времени, лишь в различных стадиях постройки - постоянные аэродромы 1-й и 2-й групп ВВС округа; оперативные и гражданские аэродромы, переданные в число постоянных ВВС округа; посадочные площадки ВВС округа 1-й и 2-й групп; аэродромы 1-й и 2-й групп Гражданского воздушного флота, Народного комиссариата здравоохранения и сельскохозяйственной авиации, переданные ВВС округа. Большинство из них располагалось в районах Полоцка, Витебска, Лепеля.
 
На 21 июня 1941 г. ВВС округа состояли из 9-й, 10-й, 11-й смешанных, 43-й истребительной, 12-й, 13-й бомбардировочных авиадивизий, 184-го истребительного авиаполка ПВО, 313-го и 314-го разведывательных авиаполков. Кроме того, на территории округа базировались авиаполки 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса и в стадии формирования находились 59-я, 60-я и 61-я истребительные авиадивизии.

Борис ДАЙТЕР

(Продолжение следует)

Краткие биографические справки

Сиренко Иван Лаврентьевич (1910 – 1965) – подполковник, Герой Советского Союза (06.1945). В РККА с 1931 г. Окончил 2-ю Вольскую военную школу авиатехников (1932), затем Качинскую военно-авиационную школу пилотов(1935). Служил в ВВС БВО – Витебской АБр. Принимал участие в Зимней войне с белофиннами (1939-1940 г.) В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г. Служил в 128 ББАП 12 БАД – ст. политрук, военком АЭ. В 1944 г. был ранен. После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1953 по состоянию здоровья в запасе.
Щеглов Степан Степанович (1914–1976) – капитан, Герой Советского Союза (1946). В РККА с 1932, в ВВС с 1933 г. Окончил ШМАС, служил авиамехаником в Витебской АБр, в 1938 г. окончил школу штурманов (г. Витебск). Участник похода КА в Запад. Белоруссию (1939 г.) и Зимней войны с белофиннами (1939-1940). Великую Отечественную начал 22.06.1941 в составе 128 ББАП, в этой же в/ч её и закончил. Служил в ВВС СССР до 1953 г. После выхода в запас жил в г. Витебске, работал в аэроклубе.
Чучев Григорий Алексеевич (1908–1973) – советский военачальник, генерал-полковник авиации. Окончил рабфак (1930), 1-й курс электромеханического института (1931). В РККА с 1931 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1933 г. – Энгельскую 14-ю военную школу пилотов. Служил в частях ВВС БВО. Участник Зимней войны с белофиннами 1939-1940гг. в должности пом. командира ЛБАП. В 1941 г. окончил 1 курс Военно-воздушной академии (Монино). Участник Великой Отечественной войны: командир 128-го БАП (Калининский фронт), зам. командира 211-й БАД (Калининский и Западный фронт). В 1943—1945 гг. командир 270-й (с 10.1943 — 6-й гв. БАД) (Южный, 4-й Украинский и 3-й Белорусский фронты). После окончания войны (до 1947 г.) — командир АД (Прибалтийский ВО). В 1949 г. окончил Военную академию ГШ. Командир авикорпуса. В 1953 г. зам. командующего 43-й ВА Дальней авиации, в 1953-1954 гг. командующий 43-й ВА ДА, зам. командующего Дальней авиации (1954-1956).
Рейно Леонид Давыдович (1907-1985) – генерал-майор авиации (1944). В РККА с октября 1923 г. Поступил в 7-ю Казанскую пехотную школу, в сентябре 1926 г. оканчивает Объединённую военную школу им. В.И. Ленина, г. Ташкент. Начинает службу командиром взвода в артполку. Командир батареи. Проходит стажировку в 22 РАЭ БВО. Учёба в 3-й военной школе лётчиков и летнабов им. К.Е. Ворошилова, г. Оренбург, после окончания которой начинает службу в ВВС младшим летнабом. В 1931 г. учится во 2-й Борисоглебской военной школе лётчиков, после окончания которой – ст. лётчик. Далее командир бомбардировщика ТБ-1, инструктор по технике пилотирования (1935-1939), учёба на высших КУКС ВВС КА в г. Липецк (10.1939-1940), зам.командира 209 БАП. С марта по октябрь 1941года командир 215 ББАП(ШАП), затем – командир 143 ШАД, командир 3-й резервной АБр (янв.-авг.1942), командир 289-й ШАД(авг.-ноябрь 1942), нач. отдела штурмовой авиации управления боевой подготовки ВВС РККА (с ноября 1942), нач. Управления штурмовой авиации Главного управления боевой подготовки Фронтовой авиации ВВС РККА (1943-1945), командир 7-го ШАК (05.1945-06.1946). Учёба в ВВА им. К.Е.Ворошилова(1953-1955), зам. командующего 5-й ВА ОдВО (1955-1958), командующий Особой опергруппой ДА в Арктике (1958-1962).
Крупский Иван Васильевич (20.01.1901 – 02.1988) — генерал-майор авиации (02.1944). В РККА с сентября 1922 г. В 1923 г. начинает учиться в Военно-подготовительной школе КВФ, в 1925 г. преобразованной в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, которую закончил в 1926 г. В 1927 г. поступил в 1-ю военную школу лётчиков им. А.Ф.Мясникова. После её окончания оставлен инструктором: служит командиром звена, политруком АЭ, командир отряда. После окончания КУНС при ВА им. Н.Е.Жуковского служит командиром АЭ. Учится в высшей лётно-тактической школе, после окончания (1938) — зам. командира, командир ШАП, зам. и врид командира АБр (1939). Участвует в Зимней войне с белофиннами. Назначен зам. командира 12 БАД (г. Витебск , авг. 1940 г.). В Великой Отечественной с 22.06.1941 г.—зам. комдива 12 БАД, командир 12 САД (09.1941), зам. командующего ВВС 16 А, командир отдельного УТАП, командир ШАД, командир смешанного авиакорпуса (авг. 1944 г.). После войны командует АК, командующий ВВС Южно-Уральского ВО, пом. командующего ВА, командующий ВВС Воронежского ВО, нач. кафедры в ВВА. С января 1957 г. уходит в запас.
Сандалов Владимир Александрович (1906 – 1980) — генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (1942). В РККА с 1926 г.Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков (1927), Оренбургскую школу воздушного боя (1929). Службу в ВВС начал в 55-й тяжёлой бомбардировочной АЭ: мл. лётчик ТБ-1, ст. лётчик, командир экипажа, командир отряда. В 1939 г. окончил Высшие курсы усовершенствования командного состава (ВКУКС). Участвует в Зимней войне с белофиннами (1939-1940). В июне 1940 г.– командир 9-го БАП, майор. В июне 1941 г.–командир 128 БАП 12 БАД. В составе этого авиаполка 22.06 встретил Великую Отечественную войну. В сентябре 1941 г. командир 125 БАП Ленфронта. Полк воевал на Пе-2 и стал гвардейским. Летом 1942 г. формирует 285-ю БАД, в 1943 г. она становиться 5-й гвардейской, воюет на Калининском и Сталинградском фронтах, участвует в освобождении БССР. Закончил войну в Восточной Пруссии. После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 г. окончил Военную академию Генерального штаба. В 1959 г. уходит в запас.

Источники информации:
Качук Н. Небо Коккинаки. // URL: https:// www.sb.by/articles/nebo-kokkinaki.html
Зильманович Д.Я. На орбите большой жизни. — Вильнюс: МИНТИС, 1971
899-й Гвардейский штурмовой авиационный // URL: http://xn--899-8cdo7ezc.xn--p1ai/
Азаронок В. Авиабаза в Травниках // URL: http:// www.proza.ru/2013/10/08/585
Польский поход РККА (1939) // URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/49160
Участие ВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939 гг. // URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf 
20. Боевое применение самолётов Р–Z // URL: http://pro-samolet.ru/air-battles/596-combat-use-of-aircraft-p-z
21. Накануне. Сборник документов ЗапОВО (39-41гг.) // URL: http://liewar.ru/dokumenty/219-nakanune-sbornik-dokumentov-zapovo-39-41gg.html?showall=1&limitstart=/
Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период – М: Российский фонд содействия образованию и науке, 2009г.
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Герои Советского Союза до Великой Отечественной войны. // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1193160
О плане развития и реорганизации РККА в 1938–1942 гг. // URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1012170
Список перечней соединений, частей действующей армии. // URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_08_03.html
Сайт «Подвиг народа» // URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search/
Чечельницкий Г.А. Московский гвардейский штурмовой. — М.: Воениздат, 1960. — 216 с.
72-й смешанный авиационный полк // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Юхнов С. Путь Генерала В.А.Сандалова // URL:http://militera.lib.ru/bio/cleansky/04.html/
Красная Армия перед войной: организация и кадры // URL:http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/
Степанов А. ВВС РККА в польской компании 1939 г. // История авиации. 2000. №6, 2001. №1
Наращивание советского военного присутствия в Прибалтике// URL:http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/05.html
Состав, организация, дислокация ВВС РККА (20.10.1939 г.) // URL:http://www.rkka.ru/handbook/
Боевой состав ВВС РККА в Зимней войне // URL: http://slon-76.livejournal.com/5822.html
Польская кампания 1939 года – первый опыт применения ВВС Красной Армии во Второй мировой войне // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/polskaya-kampanii-1939-goda-pervyy-opyt-primeneniya-vvs-krasnoy-armii-vo-vtoroy-mirovoy-voyne
Аптекарь П. Соколы и коршуны? // URL: http://www.rkka.ru/analys/aviafin/aviafin.htm/
Стрельбицкий К.Б. Список шифров аэродромов и посадочных площадок, расположенных на территории Западного особого военного округа //URL: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/shifry_aehrodromov_zovo_1941g/3-1-0-3/
Копыл С. П. Аэродром Бецкое в обеспечении боевых действий 12-й бомбардировочной авиационной дивизии в июне 1941 г. // URL: http://elib.psu.by/bitstream/123456789/19556/1/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB_%D1%81209-213.pdf
План переучивания летного состава частей ВВС Красной Армии на новой материальной части на 1941 год // URL: https://vk.com./doc-92754602_388340184?dl=7df97876ca2e/
Авиация в боевых действиях и операциях // URL: http://www.bellabs.ru/Fotab/Info/Finland.html
12-я бомбардировочная авиационная дивизия // URL: http://www.evitebsk.com/wiki/
Сведения по воинским частям, участвующим в сражениях Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. // URL: http://kannas.ru/rkka.htm
Свинцовое небо 12-й БАД: воздушные бои над Беларусью в июне-июле 1941 года // URL: http://girl-gimn.unibel.by/

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (22.06.2018)
Просмотров: 88 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2018