Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [132]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Тревожные ожидания.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады

Разведка боем

Рост крыльев

Первые испытания

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии

Тревожные ожидания

Начало 1941 г. для 12 БАД не было безмятежным. Было принято решение перевооружить 43–й, 128-й и 209–й авиаполки на ближний бомбардировщик Су-2 (ББ-1). 215–й, согласно новых планов, должен был осваивать штурмовик Ил–2, а 6-й АП оставлялся пока летать на СБ-2.


Самолет Ил-2 (художник И.Злобин)

Но план очередного переучивания, который неоднократно пересматривался и уточнялся, был фактически провален, что привело к отрицательному результату — к началу войны 12 БАД была не боеготовая, по различным сведениям полки были в аховом состоянии:
– 6-й СБАП имел 20 самолётов СБ и 25 подготовленных экипажей;
– 43-й ББАП имел на вооружении 46 самолётов Р–Z и 15 Су–2; в полку было 33 подготовленных экипажа;
– 128-й ББАП выделялся в лучшую сторону — он имел 47 бомбардировщиков СБ-2бис (СБ-2М-103) и 58 летных экипажей;
– 209-й ББАП имел 26 самолётов Су–2 и всего 3 подготовленных боеготовых экипажа(!);
– 215-й ШАП (СБАП) имел 15 стареньких самолётов И–15бис и 10 боеготовых экипажей; в марте командиром полка стал майор Рейно Л.Д.


И-15бис из состава ВВС Западного ВО, 1940 год.

В апреле–мае 1941 года комиссия ГШ РККА проверила боевую и мобилизационную подготовку ВВС округа, сделав (в частности по полкам 12 БАД) неутешительные выводы. Так в документах комиссии отмечалось, что 6-й СБАП только перевооружается на новую материальную часть, а 215-й ШАП и 209-й ББАП не укомплектованы самолётами и личным составом.


Самолет Су-2

По мнению автора армейских статей Н.Качука: «Положение с переучиванием 12–й бад было столь плачевным, что исправлять его накануне войны направили комиссию во главе с самим начальником Управления формирования и укомплектования ВВС генерал–лейтенантом Алексеем Никитиным. 17 мая 1941 года он прибыл на аэродром Улла и лично проверил каждого летчика 128–го полка. Визит генерала, как и ожидалось, ситуацию коренным образом изменил. Нашлось наконец–то топливо, и интенсивность полетов резко возросла. Сохранившиеся в документах 128–го полка цифры предвоенного налета лучше любых слов позволяют оценить подготовку летчиков: в марте они налетали 155 часов, в апреле — всего 59, а в мае уже 593 часа 42 минуты, совершив при этом 1.687 посадок».

К июню 1941 г. было сообщено о формировании в ЗапОВО десяти РАБ. 12 БАД располагалась в зоне ответственности 20-го района авиационного базирования, управление которого находилось в Смоленске. В зоне 20 РАБ располагались 59-я (управление в г. Смоленске) и 60-я (управление в Витебске) авиабазы. 

Воинские части 12 БАД и 60-й авиабазы располагались в авиагарнизонах:

а) г. Витебск: управление БАД, 6-й химвзвод, военная прокуратура, 3-е отделение штаба 12 БАД,  гарнизонный узел связи № 41, до начала июня здесь были постоянно расквартированы 6-й СБАП и 43-й ББАП; 160-я рота связи; 258-й БАО; подразделения обслуживания авиагарнизона при 258-м БАО; 259-й БАО; 173-я аэродромно-техническая рота (АТР); 7-я железнодорожная кислородная станция; 15-я дивизионая ШМАС; 292-я станционарная авиамастерская;

б) аэродром 1-й категории Улла:128 ББАП, сюда же в июне перелетел 6 СБАП; 261-й БАО; подразделения обслуживания авиагарнизона при 261-м БАО; 176-я АТР; 290-я станционарная авиамастерская;

в) аэродром Бецкое, расположенный в 9 км западнее г. Полоцка (по оперативно-тактическому назначению относился к оперативным и предназначался для обеспечения выполнения боевых задач авиачастей 2-го эшелона, был в состоянии принять и обеспечить строевой авиационный полк, оснащенный всеми типами самолетов, состоящих на вооружении ВВС ЗапОВО): 209 ББАП, перелетевший сюда во второй половине июня из Витебска (по другим сведениям с аэродрома Болбасово, вблизи г. Орша); 260-й БАО; подразделения обслуживания авиагарнизона при 260 БАО; 175-я АТР; 16-я дивизионая ШМАС; 281-я станционарная авиамастерская;

г) аэродром Травники, пригород г. Лепель: 215 СБАП (ШАП), который перебазирован сюда в марте; 262-й БАО; подразделения обслуживания авиагарнизона при 262-м БАО; 177-я АТР.


СБ-2 М-103 (СБ-2бис) из 12-й БАД, 1941 года (источник: military.wikireading.ru)

Одновременно с организационным преобразованием войск в ЗапОВО велась грандиозная работа по совершенствованию инженерной подготовки территории округа, в том числе, предусматривалась широкая реконструкция существующих и строительство новых аэродромов и запасных посадочных площадок. По состоянию на 27.03.1941 в ЗапОВО был определен требуемый список большой группы аэродромов и посадочных площадок, им были присвоены специальные секретные шифры. Так, в зоне расположения 12 БАД, возможно назвать порядка 35 аэродромов.

В данный перечень включены как реально действовавшие аэродромы, так и находящиеся, к этому времени, лишь в различных стадиях постройки - постоянные аэродромы 1-й и 2-й групп ВВС округа; оперативные и гражданские аэродромы, переданные в число постоянных ВВС округа; посадочные площадки ВВС округа 1-й и 2-й групп; аэродромы 1-й и 2-й групп Гражданского воздушного флота, Народного комиссариата здравоохранения и сельскохозяйственной авиации, переданные ВВС округа. Большинство из них располагалось в районах Полоцка, Витебска, Лепеля.
 
На 21 июня 1941 г. ВВС округа состояли из 9-й, 10-й, 11-й смешанных, 43-й истребительной, 12-й, 13-й бомбардировочных авиадивизий, 184-го истребительного авиаполка ПВО, 313-го и 314-го разведывательных авиаполков. Кроме того, на территории округа базировались авиаполки 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса и в стадии формирования находились 59-я, 60-я и 61-я истребительные авиадивизии.

Борис ДАЙТЕР

День первый жестокой войны

Дорога в бессмертие. Заключение.


Краткие биографические справки

Екимов Арсений Иванович (Ефимович) (24.08.1908 -11.02.1944) - майор. Призван в РККА 28.05.1932 и направлен на учёбу в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (г. Оренбург). После окончания школы (1933) для прохождения дальнейшей службы направлен в 4-ю ЛБАЭ 40-й АБр (г. Витебск), где служит: мл. летчик (1933), ст. летчик (1934), врио командира звена (1935), инспектор по технике пилотирования 5-го ЛБАП 70-й ЛБАБр (04.1938), командир АЭ 43-го ББАП (11.1939). В рядах этого полка принимает участие в Зимней войне (11.02.1940), в боях Великой Отечественной войны (с 22.06.1941) в составе Западного, Юго-Западного фронтов. В 1943 г. (во время очередного переформирования и переучивания 13 гв. БАП) командирован в 9-й перегоночный авиационный полк СибВО для перегона новой авиатехники. Погиб 11.02.1944 г. при катастрофе самолета А-20 "Бостон" во время лидирования группы самолетов Р-39 "Аэрокобра" при перегонке новой материальной части на фронт на участке трассы Свердловск - Казань в районе г. Арска Татарской АССР.

Лаухин Николай Иванович (19.12.1908-07.09.1988) — полковник, летчик-испытатель 1-го кл. В 1927 г. призван в РККА. Отслужил срочную службу и направлен в Военно-авиационную школу пилотов г. Чугуев, после окончания которой (1938), направлен в авиачасть г. Калинин (Тверь).
В 1940 г. участвует в боевых действиях на фронте Зимней войны. С мая 1940 г. лётчик-испытатель на авиазаводе № 22 г. Москва. После начала войны только в декабре 1941 г. попадает на фронт в состав 128 БАП: ком. звена (совершил 28 б.в.), частично участвует в испытаниях Ту-2, а с июня 1942 г. уже назначен командиром 128 БАП, капитан. С ноября 1942 г. назначается командиром 11 ОРАП, частично сформированного и из личного состава 128 БАП. Позже, в период освобождения БССР, 11 ОРАП получил наименование «Витебский». С июня 1944 г. замкомдива 334 БАД, с мая 1945 г. зам. комдива 179 БАД, подполковник. В июле 1945 г. 179 БАД перебазирована в Забайкалье и в августе 1945 г. начинает сражаться с японцами.
Летом 1947 г. стал работать в Москве, в ЛИС авиазавода № 23, затем на з-де им. Хруничева. В течение двух лет он ст. лётчик–испытатель. После выхода в отставку ещё 20 лет работал на з-де им. Хруничева в ОТК цеха окончательной сборки самолётов и ракет.

Рейно Леонид Давыдович (1907-1985) – генерал-майор авиации (1944). В РККА с октября 1923 г. Поступил в 7-ю Казанскую пехотную школу, в сентябре 1926 г. оканчивает Объединённую военную школу им. В.И. Ленина, г. Ташкент. Начинает службу командиром взвода в артполку. Командир батареи. Проходит стажировку в 22 РАЭ БВО. Учёба в 3-й военной школе лётчиков и летнабов им. К.Е. Ворошилова, г. Оренбург, после окончания которой начинает службу в ВВС младшим летнабом. В 1931 г. учится во 2-й Борисоглебской военной школе лётчиков, после окончания которой – ст. лётчик. Далее командир бомбардировщика ТБ-1, инструктор по технике пилотирования (1935-1939), учёба на высших КУКС ВВС КА в г. Липецк (10.1939-1940), зам.командира 209 БАП. С марта по октябрь 1941года командир 215 ББАП(ШАП), затем – командир 143 ШАД, командир 3-й резервной АБр (янв.-авг.1942), командир 289-й ШАД(авг.-ноябрь 1942), нач. отдела штурмовой авиации управления боевой подготовки ВВС РККА (с ноября 1942), нач. Управления штурмовой авиации Главного управления боевой подготовки Фронтовой авиации ВВС РККА (1943-1945), командир 7-го ШАК (05.1945-06.1946). Учёба в ВВА им. К.Е.Ворошилова(1953-1955), зам. командующего 5-й ВА ОдВО (1955-1958), командующий Особой опергруппой ДА в Арктике (1958-1962).

Сулёв Виктор Александрович (03.03.1921– 02.12.1999) - полковник (1961), Герой Советского Союза (29.06.1945). Родился в Ростовской обл. (хут. Казачий), школьное детство прошло в станице Мечетинской. После окончания ср. школы (1939) поступает учиться в Батайское авиационное училище ГВФ, откуда 04.11.1939 г. был призван в КА и направлен в Сталинградское ВАУ. По завершению обучения (1941) направлен в ЗапОВО, в 12 БАД (г. Витебск). Великую Отечественную войну пилот, сержант, начал в составе 43 ББАП (аэр. Курополье). В этой авиачасти лётчик служил всю войну. Участвовал в сражениях на Западном, Юго-Западном, 1-м Украинском и 4-м Украинском фронтах. К маю 1945 г. командир звена гв. ст. лейтенант Виктор Сулёв совершил 179 б. в. После окончания войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1954 г. окончил Военно-воздушную академию. С 23.06.1962 полковник В. А. Сулёв в запасе.

Трембачев Иван Афанасьевич (10.10.1916 –19_) - подполковник. После окончания 7-ми классов школы работал в колхозе. С 10.10. 1937 начинается его служба в рядах РККА. В 1940 г. заканчивает Мелитопольское военное авиационное училище летчиков. Затем служит в бомбардировочной фронтовой авиации штурманом. Налетал около 180 часов на самолетах У-2, ТБ-3, Р-5,СБ, Су-2. К началу войны служил в 43 ББАП 12 БАД (г. Витебск). В этой авиачасти лётчик служил всю войну. С первых дней войны принимал участие в боевых вылетах штурманом Су-2. До июля 1942 г. налетал на нём более 100 часов (более 70 б. в). Затем после переподготовки до конца войны летал на американских самолетах А-20 «Бостон» различных модификаций. Налетал на них более 200 часов.
С 07.1941 воевал в должности нач. воздушно-стрелковой службы АЭ, штурман звена, затем – штурман АЭ. В мае 1942 г. при выполнении б. в. был ранен. Закончил войну в звании гв. капитана. Продолжил службу в ВВС СССР. С 21.06.1960 года штурман I класса гв. подполковник Трембачев в запасе.

Источники информации:
Качук Н. Небо Коккинаки. // URL: https:// www.sb.by/articles/nebo-kokkinaki.html
Зильманович Д.Я. На орбите большой жизни. — Вильнюс: МИНТИС, 1971
899-й Гвардейский штурмовой авиационный // URL: http://xn--899-8cdo7ezc.xn--p1ai/
Азаронок В. Авиабаза в Травниках // URL: http:// www.proza.ru/2013/10/08/585
Польский поход РККА (1939) // URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/49160
Участие ВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939 гг. // URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf 
20. Боевое применение самолётов Р–Z // URL: http://pro-samolet.ru/air-battles/596-combat-use-of-aircraft-p-z
21. Накануне. Сборник документов ЗапОВО (39-41гг.) // URL: http://liewar.ru/dokumenty/219-nakanune-sbornik-dokumentov-zapovo-39-41gg.html?showall=1&limitstart=/
Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период – М: Российский фонд содействия образованию и науке, 2009г.
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Герои Советского Союза до Великой Отечественной войны. // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1193160
О плане развития и реорганизации РККА в 1938–1942 гг. // URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1012170
Список перечней соединений, частей действующей армии. // URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_08_03.html
Сайт «Подвиг народа» // URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search/
Чечельницкий Г.А. Московский гвардейский штурмовой. — М.: Воениздат, 1960. — 216 с.
72-й смешанный авиационный полк // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Юхнов С. Путь Генерала В.А.Сандалова // URL:http://militera.lib.ru/bio/cleansky/04.html/
Красная Армия перед войной: организация и кадры // URL:http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/
Степанов А. ВВС РККА в польской компании 1939 г. // История авиации. 2000. №6, 2001. №1
Наращивание советского военного присутствия в Прибалтике// URL:http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/05.html
Состав, организация, дислокация ВВС РККА (20.10.1939 г.) // URL:http://www.rkka.ru/handbook/
Боевой состав ВВС РККА в Зимней войне // URL: http://slon-76.livejournal.com/5822.html
Польская кампания 1939 года – первый опыт применения ВВС Красной Армии во Второй мировой войне // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/polskaya-kampanii-1939-goda-pervyy-opyt-primeneniya-vvs-krasnoy-armii-vo-vtoroy-mirovoy-voyne
Аптекарь П. Соколы и коршуны? // URL: http://www.rkka.ru/analys/aviafin/aviafin.htm/
Стрельбицкий К.Б. Список шифров аэродромов и посадочных площадок, расположенных на территории Западного особого военного округа //URL: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/shifry_aehrodromov_zovo_1941g/3-1-0-3/
Копыл С. П. Аэродром Бецкое в обеспечении боевых действий 12-й бомбардировочной авиационной дивизии в июне 1941 г. // URL: http://elib.psu.by/bitstream/123456789/19556/1/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB_%D1%81209-213.pdf
План переучивания летного состава частей ВВС Красной Армии на новой материальной части на 1941 год // URL: https://vk.com./doc-92754602_388340184?dl=7df97876ca2e/
Авиация в боевых действиях и операциях // URL: http://www.bellabs.ru/Fotab/Info/Finland.html
12-я бомбардировочная авиационная дивизия // URL: http://www.evitebsk.com/wiki/
Сведения по воинским частям, участвующим в сражениях Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. // URL: http://kannas.ru/rkka.htm
Свинцовое небо 12-й БАД: воздушные бои над Беларусью в июне-июле 1941 года // URL: http://girl-gimn.unibel.by/
Дислокация частей Западного особого военного округа на 30.05.1941 г. Тыловые части и учреждения ВВС // URL: http://www.rkka.ru/handbook/disl/z12.htm
Портал "Память народа" // URL: https://pamyat-naroda.ru/

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (26.08.2021)
Просмотров: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022