Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [140]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Мирная жизнь Витебской авиабригады - 201 ЛБАБр.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 2-я им. СНК Белоруссии

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 201-я легкобомбардировочная (ЛБАБр)

В 1933 г. Витебская АБр признаётся победителем в соревновании авиачастей БВО, в этом же году она получает новое название – 201-я легкобомбардировочная авиационная бригада. Ряд отличившихся командиров её подразделений получают право быть занесёнными на «Красную доску». Это командир АЭ Б. Туржанский, военный комиссар Зайцев, командиры отрядов П.Н. Шустов и М.И. Марцелюк, старший летчик П.Н. Баранов. Вскоре пришла новая радостная весть: 7-я истребительная эскадрилья объявлена победителем в социалистическом соревновании частей и соединений ВВС КА. За достигнутые успехи ряд командиров получают служебное повышение, так Б.А. Туржанский и М.С. Медянский выдвигаются на должности командиров авиабригад, а П.Н. Шустов, Ф.Н. Карнафель, Л.Г. Кулдин, Павлов назначаются командирами эскадрилий.

В авиабригаде много внимания уделяется работе авиационных мастерских, оснащению их современным оборудованием, новейшим инструментом и контрольно-измерительными приборами. В части хорошо поставлена рационализаторская работа. Лучшими наработками тех лет признаются стрелковый тренажёр, ночной электрический старт- светофор. Среди новаторов неоднократно отмечаются инженеры Рассохин, Завитаев, Лосев, техники Абрамов, Бабков, Божичко, Гарев, Корчагин, Колчушкин, Лебедев, Мурза, Недолин, Плоткин, Прилепский, Рыбаков, Турасов и др. Они становятся известными во всём БВО. С их помощью успешно проводилась работа, в т. ч. и по оснащению самолётов 201-йАБр авиационными радиостанциями, что тогда явилось большим событием. Экипажи всех эскадрилий регулярно стали осваивать ночные полёты, были усилены тренировки по воздушной стрельбе, «слепые» полёты – по приборам. Кроме того, осенью было решено в зимний период 1933-1934 гг. отправить авиаподразделения в лагеря, так как военный лётчик должен успешно летать в любых климатических условиях, в любую погоду, даже в морозы. Для этих целей на озере Лосвидо и вблизи станции Дретунь, между г. Полоцком и г. Невелем, были выбраны летние лагеря АБр которые спешно были переоборудованы под зимние условия. Планировалось оборудовать несколько аэродромов: на льду замёрзших озер, замаскированные среди леса, в открытом поле. В зимний период полёты пришлось проводить в 30-и градусные морозы, по погодным возможностям – днём и ночью. Ночью взлетали и садились при свете костров, потом стали обозначать взлётную полосу цепочкой фонарей «летучая мышь»; в воздухе самолёты ходили строем по маршруту с выключенными габаритными огнями и ориентировались в ночной темноте по выхлопам из патрубков впереди идущих машин.


О славных делах Витебской авиационной бригады знала вся страна

Через 2 месяца лётные экипажи вернулись на базу в Витебск достаточно подготовленными к проведению полётов в тяжёлых зимних условиях. Это пригодилось через несколько лет в Зимней войне с белофиннами, в которой ряду лётных экипажей Витебской АБр пришлось участвовать!

 По итогам зимнего периода боевой подготовки 1934–1935 гг. 201-я АБр заняла ведущее место в БВО, что позволило опять получить право на участие в воздушном параде в Москве 1 мая 1935 г. А после парада командир 201-й АБр Я.В. Смушкевич был представлен И. Сталину.

8 июня 1935 г. приказом НКО СССР за успехи в боевой подготовке Витебская авиабригада получает право на присвоение наименования «имени К.Е. Ворошилова». Впредь она должна именоваться «201-я легкобомбардировочная авиационная бригада имени т. К.Е. Ворошилова».

Ряд военнослужащих авиабригады принимали активное участие в работе советских и партийных органов БССР на всех уровнях: городских, областных, республиканских.

В целях привлечения гражданской молодёжи в авиацию, во исполнение, в том числе, решения IX съезда ВЛКСМ провозгласившего в январе 1931 г. лозунг «Комсомолец–на самолёт!» военнослужащие АБр проводили агитационно-пропагандистскую работу среди молодёжи учебных заведений и производственных коллективов, агитируя поступать на учёбу в аэроклубы, на службу в ВВС, добровольно работать в воинских частях, в т. ч. и вольнонаёмными. Военнослужащие АБр оказывали всяческую помощь работе Витебского ОСОАВИХИМа (предшественника ДОСААФ). Это участие позволило в 30-е годы в Витебском аэроклубе подготовить много авиационных специалистов, в том числе – пилотов. Ряд из них стали Героями Советского Союза: Е.В. Василевский, П.А. Глазунов, П.Л. Грищенко, А.И. Горовец, В.А. Демидов, С.И. Жуков, И.А. Каминский, В.Н. Князев, Д.И. Луговской, П.Н. Никифоров, А.С. Пещенко, В.А. Тышевич и другие, ставшие известными авиаторами.

В эти годы продолжается постоянное совершенствование ВВС путём кадровой и технической политики, усовершенствование структуры частей. В войсках появляется более современная отечественная авиатехника. При этом нередко части получают другое название и обозначение.Так в течение нескольких месяцев в составе 201 АБр появляются эскадрильи с новыми названиями: — на базе 7 ИАЭ с 25.05.1935 создаётся 106 ИАЭ им. Ф.Э. Дзержинского, которая с сентября 1935 г. начинает осваивать самолёты И-16 с мотором М-22; на базе 43 ЛБАЭ формируется 10-я СБАЭ во главе с командиром Златоцветовым, которая одна из первых в ВВС начинает осваивать самолёты СБ.
(В те годы «легкобомбардировочными» назывались авиачасти, оснащённые, в основном, самолётами Р-5, Р-5 ССС, Р-Z. Позже авиачасти, вооружаемые самолётами СБ различных модификаций, стали называться «скоростными»)


Истребитель И-16 тип 4 в стандартной окраске ВВС РККА, середина 30-х годов

В сентябре 1935 г. в Красной Армии появились воинские звания. Все летчики, по современным меркам, относились к офицерам. Летные школы выпускали их в звании «младший лейтенант». Дальше «лестница» примерно соответствовала современной: отрядом обычно командовал капитан, эскадрильей – майор, за полковником шел комбриг, далее следовали комдив (хотя в ВВС тогда дивизий не было), комкор, командарм 2-го ранга и командарм 1-го ранга.

Сержант именовался «помкомвзвода»; соответственно существовали младший помкомвзвода, старший помкомвзвода. Технический состав делился на воентехников и военинженеров. Воентехник 3-го ранга соответствовал младшему лейтенанту, военинженер 1-го ранга – полковнику. Звание у политработников в ВВС соответствовало званиям в сухопутных войсках РККА. После перехода в 1938 году к полковой структуре эскадрильей обычно командовал старший лейтенант или капитан, а полком – майор.

В результате летней проверки 1935 г. комиссией во главе с главкомом К.Е Ворошиловым, 201-я АБр была признана достойной стать лучшей в ВВС КА, а ряд военнослужащих бригады были представлены к награждению правительственными наградами. И, как следствие, 25 мая 1936 г. было опубликовано Постановление Президиума ЦИК СССР о награждении 560 авиаторов ВВС КА орденами и медалями. Среди них пятеро лётчиков Витебской АБр: майоры Белецкий и Шустов, капитаны Фомин и Литвинов и лейтенант Лаптев. В списке награждённых были и авиаторы 201 АБр, которые на момент выхода Постановления были переведены в другие авиачасти, а это: М.С.Медянский, А.Е. Златоцветов, В.М. Бочаров, А.С. Сенаторов и другие.

В середине 30-х годов в мире всё чаще начинают произрастать воинственные империалистические настроения, в том числе и в Европе. К власти в Германии и Италии пришли силы, которые были ориентированы на пересмотр существующей системы международных отношений. На Дальнем Востоке Япония оккупировала значительную часть Китая и на севере вышла к границам СССР. У дальновидных политических деятелей появилось стойкое опасение приближения очередной большой войны.

Летом 1936 г. подобные события стали разворачиваться в Испании, где генерал Франко совершил военный переворот против демократического правительства, избранного большинством населения. Его военными союзниками стали фашистская Португалия, Германия и Италия.

В РККА в этот период начинают ещё чаще проводить различные напряжённые учения, манёвры, сборы. Так в конце лета 1936 г. в Белорусском военном округе начались очередные крупные манёвры, где в руководстве были Народный комиссар обороны Маршал СССР К.Е Ворошилов, командарм 2-го ранга Я.И. Алкснис, ряд других военачальников. В качестве гостей были приглашены военные делегации зарубежных государств. На этих манёврах, была проведена крупная, для того времени, воздушно-десантная операция (выброска 1800 чел. парашютного десанта и «…по воздуху была перевезена на дальнее расстояние 84-я СД – 5 272 чел. с орудиями, броневиками и лёгкими танками»). При этом проверялось, как командование округом осуществляет взаимодействие различных родов войск. В ходе этих учений активно участвовали все подразделения Витебской АБр, их участие было признано весьма успешным, особенно была отмечена выучка и мастерство лётчиков-истребителей Витебской АБр — Шустова, Фомина, Деева, Андреева и др. Эти лётчики, в частности, показали в деле лётно-боевые качества новых самолётов И-16.

Успешное участие Витебской авиабригады в окружных манёврах определило дальнейшую судьбу ряда её командиров, в первую очередь, командира бригады Я.В Смушкевича. Вскоре после манёвров 201-я Витебская бригада получила другое наименование — 40-я авиационная бригада. Это совпало с её 10-летней годовщиной. Такое изменение названия Витебской авиабригады соответствует и её структурным преобразованиям. При этом командование ГШ РККА отказывается от принципа, когда структурные подразделения, составляющие укрупнённые войсковые соединения (в данном случае авиабригады) должны базироваться в одном населённом пункте, на одном аэродроме. Например, в подтверждение этой версии 106-ю ИАЭ под командованием капитана Якубовича в июне 1937 г.переводят на новое место базирования — аэродром Улла, Витебской обл.

На торжественном построении личного состава бригады в честь 10-летней годовщины был зачитан приказ Народного комиссара обороны № 239 от 26 декабря 1936 г., где говорилось: «...за время своего существования авиабригада в своих рядах вырастила и дала Военно-Воздушным Силам на пополнение других частей и соединений большое количество отличных командиров разных степеней». История в будущем показала, что многие командиры, пройдя школу Витебской авиабригады той поры, впоследствии стали генералами авиации и занимали высокие посты в ВВС СССР (см. краткие биографические справки).

В ознаменование этого же события Постановлением ЦИК и СНК БССР № 1 от 25.01.1937 г. за выдающиеся заслуги в области укрепления обороноспособности Союза ССР и успехи в боевой подготовке 50 командиров и политработников АБр решено наградить Почётными грамотами и ценными подарками.

Почётными грамотами ЦИК и СНК БССР:
1. Смушкевича Якова Владимировича–комбрига.
2. Гальцева Ивана Сергеевича — полкового комиссара.
3. Федосеева Николайа Ивановича — полковника.

Почётными грамотами ЦИК и СНК БССР и ценными подарками:
1. Белецкого Евгения Михайловича — майора.
2. Кузовенкова Николая Павловича— старшего политрука.
3. Шустова Павла Никифоровича — майора.
4. Курепина Анатолия Ильича — капитана.
5. Ячменникова Серафима Георгиевича — старшего лейтенанта.
6. Ткаченко Василий Григорьевич — воентехника 2 ранга.
7. Арцюшкова Павла Михайловича — воентехника 1 ранга.
8. Смерчшкова Петра Семёновича — старшего лейтенанта.
9. Левицкого (Левитского) Леонида Яковлевича — воентехника 2 ранга.
10. Швындина Валентина Николаевича — старшего лейтенанта.
11. Левинского Георгия Корнеевича — старшего лейтенанта.
12. Шмонина Сергея Семёновича — пилота.
13. Степанчикова Михаила Михайловича — лейтенанта.
14. Терехова Григория Михайловичя — старшего лейтенанта.
15. Бенсона Оскара Германовича — интенданта 2 ранга.
16. Антонова Сергея Константиновича — капитана.
17. Бродова Фёдора Георгиевича — воентехника 1 ранга.
18. Хорикова Алексея Минеевича — лейтенанта.
19. Булыгина Владимира Филипповича – воентехника 2.
20. Герасимова Михаила Ивановича – лейтенанта.
21. Трубина Фёдора Ивановича – воентехника 2 ранга.  
22. Борисова Макара Сергеевича – старшего лейтенанта.
23. Мундкра Натана Владимировича – воентехника 1 ранга.
24. Миронова Владимира Семёновича – политрука.
25. Попова Андрея Фомича – старшего политрука.
26. Голубовича Станислава Петровича – старшего политрука.
27. Лившица Мордуха Иосифовича – политрука.
28. Алфёрова Евгения Григорьевича – старшего лейтенанта.
29. Баландина Василия Павловича – старшего лейтенанта.
30. Степанова Александра Степановича – лейтенанта.
31. Филиппова Александра Ивановича – воентехника 2 ранга.
32. Дёмина Павла Семёновича – начальника техчасти.
33. Рыженко Петра Герасимовича – старшего лейтенанта.
34. Лазогреева Фёдора Ивановича – лейтенанта.
35. Шитикова Владимира Марковича – командира отделения.
36. Трушина Ивана Александровича – старшего лейтенанта.
37. Литвинова Бориса Ивановича – капитана.

Ценными подарками:
1. Корнеенко Петра Афанасьевича – воентехника 2 ранга.
2. Добрневского Якова Хацкелевича – воентехника 2 ранга.
3. Фесика Василия Прокофьевича – воентехника 2 ранга.
4. Синицина Семёна Михайловича – воентехника 2 ранга.
5. Варфаламеева Александра Ивановича – техника-интенданта 2 ранга.
6. Коноплёва Ивана Мефодиевича – техника-интенданта 2 ранга.
7. Воскресенского Георгия Васильевича – техника-интенданта 2 ранга.
8. Смелова Николая Ивановича – воентехника 2 ранга.
9. Маноенкова Александра Сергеевича – воентехника 2 ранга.
10. Чекунаева Василия Михайловича – помощника старшины.

При этом ЦИК и СНК БССР поздравляли всех красноармейцев, воентехников, командиров и политработников Витебской авиабригады со славным десятилетним юбилеем бригады.


Постановление ЦИК и СНК БССР о награждении личного состава Витебской авиабригады в связи с ее юбилеем.

Но командира АБр на этих юбилейных мероприятиях не было — он в это время уже отбыл в республиканскую Испанию, получив загранпаспорт на имя Дугласа. В Испании он стал называться псевдонимом «генерал Дуглас» и был определён в качестве старшего советника испанского республиканского правительства по авиации.

P.S. Из необходимости сохранить в памяти людей информацию о доблестных военнослужащих, служивших в 30-е годы в рядах Витебской 201(40) ЛБАБр, ниже приводим краткие биографии героев, чьи имена перечислены в списках Постановления ЦИК и СНК БССР № 1 от 25.01.1937 г.

Борис ДАЙТЕР

Разведка боем

Рост крыльев

Первые испытания

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии.

Тревожные ожидания

День первый жестокой войны

Дорога в бессмертие. Заключение.

Краткие биографические справки

Алфёров Евгений Григорьевич (20.03.1904 – 19..) - подполковник. В РККА с 05.05.1920. Участвовал в боях против банд Махно (1920). Служил в 201(40) АБр БВО. Указом ПВС СССР от 22.02 1938 награждён мед. «ХХ лет РККА». Участвовал в походе по освобождению Зап. Белоруссии (1939). В Великой Отечественной войне с 22.06.1941. Служил в штабе ВВС 5А Юг-ЗапФ, упр. ВВС 21А Юг-ЗапФ, 8 уд. авиагр. БрянФ, в штабе 205 ИАД, с ноября 1942г. служит в штабе 3 БАК БрянФ- нач. связи корпуса. В составе корпуса участвовал в действиях Центрального, Белорусского, 1 Белорусского фронтов. В мирное время продолжает служить в ВВС. Уволен в запас 07.05.1946.
Антонов Сергей Константинович (07.07.1902–19…) — полковник. В РККА с 10.05.1920. Служил в 40 (201) АБр. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г. на командных должностях: начальник 3 района авиабазирования Карельского фронта (06.1941–02.1942); зам.командующего ВВС 14 А по тылу (02.1942–12.1942); начальник штаба тыла 7 ВА Карельского фр.(1945). После окончания войны продолжает служить НШ тыла 7 ВА (авг. 1945 г?). С 02.09.1955 уволен в запас.
Артюшов (Артюшков) Павел Михайлович (29.06.1905 - 19…) – инженер- капитан. В РККА с 15.04.1927. Служил в составе Витебской АБр (30-е годы). В последующем служил в штабах: управление ВВС; 10 управление КА; управление заказов самолётов и моторов. С 10.12.1945 уволился в запас.
Баландин Василий Павлович (25.03.1906-25.07.1943) - капитан (29.04.1939). В РККА с 05.10.1928 - курсант, ком. отд. 89 ЖД полка (1928-1930); курсант Сталинградского авиаучилища (1931-1933). Направлен служить в 201 АБр БВО (Витебск): лётчик мл. в 5 ЛБАЭ и 4 ЛБАЭ, звено ПВО-летчик ст.; 5 ЛБАЭ - ком. зв., ст. лейтенант (1936); 6 ЛБАП 70 АБр (1938) - ком. зв., 6 СБАП - пом. ком. АЭ (1941). Великую Отечественную войну начал в составе 6 ЛБАП - адъютант АЭ. Служит в составе 661 ЛБАП Сев.-Зап. фр.- пом. ком. АЭ. Не вернулся с боевого задания на самолёте По-2, находился на территории врага (02.07-08.07.1942). Отправлен в 8 ЗАП (22.03.1943) -адъютант АЭ. Позже, получил назначение в 866 ИАП-адъютант АЭ, капитан. 25.07.1943 погиб при бомбардировке самолётами противника нашей радиостанции наведения.
Белецкий Евгений Михайлович (1905–1984) советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1943). В РККА с 09.1925 г. Окончил Ленинградскую военно-техническую школу КВФ (1926), затем 1-ю военную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова (12.1927). Служба в частях ВВС: командир звена, командир авиаотряда, командир АЭ в 201 АБр (1933), командир АБр БВО(1936–1938). Участник в советско-финской войне. Зам. командующего ВВС ЛенВО (02.1940), командир ИАД ЗакВО (03.1941). Во время Великой Отечественной командовал крупными соединениями ВВС на ряде фронтов, в т. ч. при освобождении территории БССР (руководимые им части ВВС участвовали в освобождении г. Витебска). Зам. командующего 16 ВА, зам нач. Главного штаба ВВС (1946), зам. нач. главного управления ГВФ (12.1949–1959). В 1959 г. ушёл в отставку.
Борисов Макар Сергеевич (27.08.1904 – 19..) – полковник (1945). В РККА с октября 1926 г. Служил в 201(40-й) АБр БВО, г. Витебск. Великую Отечественную войну начал 22.06.1941 в составе 125 БАП, майор, начальник штаба авиаполка. С 01.091941 переведён в опер. штаб ВВС 50 А ЗапФ. Позже переведён на службу в Вольскую высшую офицерскую техническую школу. В 1954 г. уходит в запас.
Булыгин Владимир Филиппович (01.07.1912 -19…) – подполковник ТС (1945). В РККА с 24.05.1931. Служил в составе 201-й (40-й) АБр в 7-й (106-й) АЭ и 15 ИАП 70 АБр, затем в составе 72 СмАП ВВС Сев. флота. В его составе участвует в Советско-Финляндской войне 1939-1940гг. В составе этого АП 22.06.1941 военинженер 2 ранга начал Великую Отечественную войну, которую провел в составе ВВС Сев. флота. В августе 1945 г., подполковник ТС в составе ВВС ТОФ участвует в войне с Японией. После окончания войны продолжает служить в ВВС. Уволился в запас 05.06.1958.
Варфоломеев Александр Иванович (13.09.1897 - 19..) – подполковник интендантской службы. Витеблянин. Призван в РККА с 05.1919. Служил в 2(201) АБр БВО (Витебск) - техник-интендант 2 ранга, позже - в 6 ЛБАП 70 АБр; в 6 СБАП 12 БАД. В составе этой части 22.06.1941. встретил Великую Отечественную войну. Был переведён (1942) в состав управления 213 НБАД 1 ВА ЗапФ - интендант 2 ранга; Осужден 14.04.1943. Реабилитирован. Служил до 30.03.1953.
Воскресенский Георгий Васильевич (21.01.1902 -19..) – полковник административной службы (АС). Уроженец г. Полоцка. В РККА с 04.05.1924, уволен в 1925 г.; повторно в ВВС с 1931 г. Служил в 2 (201) АБр БВО и 70 АБр. Накануне Великой Отечественной войны служил в ОК управления ВВС ЗапОВО (1940), интендант 2 ранга. После начала военных действий – в ОК Упр. ВВС ЗапФ (22.06.1941). Всю войну прослужил в штабе 1 ВА в составе ЗапФ (май 1942), майор АС, и 3 БелФ (24.04.1944), п/полковник АС. В мирное время продолжал служить в ВВС. Уволен в запас 29.11.1955.
Гальцев Иван Сергеевич (1893–1941) — дивизионный комиссар (1937). Участник Гражданской войны. Закончил лётное училище, политические курсы. Служил в БВО, в т. ч в 201 АБр — зам. комбрига по политчасти. Участник войны в Испании (10.1936 – 17.06.1937). После командировки продолжает службу в ВВС: Витебская АБр; зам. командующего ВВС КОВО по политчасти (1941). Великую Отечественную встретил 22.06.1941 на Юго-Западном фронте — зам. командующего ВВС фронта по политчасти. Вместе со штабом фронта попал в окружение, погиб (09.1941 г.).
Голубович Станислав Петрович (23.11.1904 – 19..) – подполковник, уроженец Гомельщины. В РККА с 06.11.1926. Служил в 2-й (201-й) АБр БВО (Витебск) - ст. политрук. Великую Отечественную войну начал в составе 161 СД 4 А ЗапФ (позже переименованной в 4 гв. СД): комиссар, замполит 169 медико-санитарного батальона, затем, осенью 1941 г. бат. комиссар переведён в 154 гв. отдельный саперный батальон. Со второй половины войны служит в ансамбле БелВО, комендатурах гарнизонов ВВС СибВО и ЗСВО. В послевоенный период продолжает несколько лет служить в СА. Уволен в запас 23.07.1953.
Демин Павел Семенович (16.07.1905 -19..) – полковник (1945). В РККА с 10.11.1930. После окончания военного училища служил в 201(40) АБр БВО (Витебск). Участник Зимней войны с белофиннами (1940), военинженер 3 ранга, награждён орд. Красная Звезда (17.04.1940). В Великой Отечественной войне участвует с 22 .06.1941. Служит на командных должностях в частях 13 РАБ (664 БАО, командир, военинженер 2 ранга),18 РАБ Западного, Центрального, 1 Белорусского фронтов (с 06.1941 по 04.1944) и 68 РАБ (04.1944-05.1945-п/полковник, начальник 169 АБОН ВВС); 68 РАБ КА.  В послевоенное время продолжает служить в СА. Уволен в запас 18.11.1959.
Доброневский Яков Хацкелевич (24.08.1912 - 20.06.1944) - инженер-майор (14.05.1942). В РККА с 01.06.1931. После окончания 2-й военной школы авиатехников г. Вольск направлен служить в 115 ЛБАЭ БВО (01.06.1932), мл. авиатехник. Служил в 40 АБр (Витебск), в 4-й и 5-й ЛБАЭ, ст. авиатехн. звена, в/техн. 2 р (14.03.1936). Служба в 70 АБр 5-й ЛБАП - ст. авиатехн. звена, в/техн. 1 р (11.09.1937); в 12 БАД – ст. техн. по ремонту, военинженер 3 р (26.04.1940). В составе 12 БАД 22.06.1941 вступил в Великую Отечественную войну. Продолжение службы в УВВС 16 ВА – инж. по полевому ремонту (22.02.1942 – 13.06.1942); затем – в той же должности в 203 ИАД. 15.04.1943 назначен нач. 1 ПАРБ 1 ВА ЗапФ. Осужден военным трибуналом 1 ВА 3 БелФ (29.04.1944) – 10 лет ИВЛ, отправлен в Действующую Армию (штрафрота – 142 ОШАР 174 СД 31 А). Погиб 20.06.1944. Похоронен: – БССР, Витебская обл., Дубровненский р-н, 501 км, северо-западнее, 100 м, ж/д Москва-Минск.
Коноплев Иван Мефодьевич (15.09.1903 - 19..) – подполковник (1945). Уроженец Витебской обл. Призван в РККА 05.11.1925. Служил в 2(201) АБр БВО и 70 АБр БВО. Участник Зимней войны с белофиннами (1940), интендант 3 ранга. Служил в ПрибОВО (110 авиабаза, 153 БАО), ст. авиатехник зв. Продолжение было в составе ЗапФ: 143 БАО 13 РАБ (06.1941-10.1941); затем - командир 666 ОБАО 60 РАБ 4 ВА, майор, в составе фронтов: 3 ПрибФ (01-10. 1944); 1 ПрибФ (10.1944 – 01.1945); 3 БелФ. (с 10.01.1945). В мирное время продолжал службу в рядах СА. Уволен в запас 04.12.1948.
Кузовенков Николай Павлович (1905–19..) — полковник. С 11.1932 г. гражданский партработник различных уровней. В РККА с 12.1932 г. Партийный работник — инструктор политотдела и пом. командира АЭ по политчасти в 252-й АБр. Закончил Курсы усовершенствования политсостава (1933). В 1935 г. обучается в Качинской 1-й военной школе лётчиков. Служит в 201 АБр: замполит АЭ, зам. нач. политотдела и военкомом АБр. Учится на Высших военно-политических курсах (1938), по окончании назначается военкомом СБАП, зам.начальника и военком Троицкой школы пилотов (09.1940-12.1941), зам. командира и военком АБр (12.1941-07.1943). В июле 1943 г. попадает на фронт — зам.командира 282 ИАД. В этой должности служит до окончания войны. 08.05.1946 уходит в запас. Работает в исполкоме. С января 1961 г. пенсионер.
Курепин Анатолий Ильич (1898-19…) — подполковник. В РККА с 1919 г. Участвовал в боях Гражданской войны (1920-1921), воевал против мятежников Антонова. Закончил аэрофотограмшколу (1920), Курсы усовершенствования начальствующего состава (КУНС) при школе спецслужб (1925), КУНС при 1V управлении штаба РККА (1931). Служил в БВО, в Витебской АБр (1936). В период Великой Отечественной войны — начальник штаба 9-го запасного авиаполка МВО (1942-1944) и 57-го СБАП, принимает участие в войне с Японией в составе управл. ВВС 24 А СибВО. С 17.12.1945 уволен в запас.
Лазогреев (Лазагреев/Лозогреев) Фёдор Иванович (16.06.1909 – 28.05.1985) - капитан. В РККА с 12.11.1931. Служил в составе 201(40) и 70 АБр БВО. Участник Зимней войны с белофиннами (1940), ст. лейтенант, награждён орд. Красная Звезда (11.04.1940). Великую Отечественную начал в составе 261 БАО 20 РАБ ЗапОВО (м. Улла); затем служил в составе 1 отдельного полка связи (ОПС) 1 ВА, 20 РАБ 1 ВА, 245 БАО 19 РАБ 1 ВА 2 БелФ. Прошел всю войну. 09.11.1945 уволился в запас, стал работать учителем.
Левинский Георгий Корнеевич (1910–19…) — полковник (1944). В 1930 г. окончил Средне-Азиатскую военную школу. Участвовал в ликвидации басмачества (04.1931-06.1931). Окончил военно-авиационное училище. Начал служить в ВВС, в т.ч. и в 40 (201) АБр, штурманом. Участвует в Гражданской войне в Испании (1937). в войне с Финляндией (1939-1940). В Великой Отечественной с 22.06.1941. С 30.07.1944 — нач. военной кафедры Андижанского учительского института.
Левицкий (Левитский) Леонид Яковлевич (1905–19…) — инженер-капитан (1944). В РККА с 1.02.1927г. Служил в БВО, в Витебской АБр. Участник Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г. Служит в ВВС, в т.ч. помощник нач. склада по тех. части Головного авиасклада (ГАС) №1999 21-го района авиационного базирования (РАБ) 16 ВА (1944). С 20.11.1947 уволился в запас.
Литвинов Борис Иванович (1907–19…) — полковник. В РККА с 1925 г., когда поступил в Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу, затем — Севастопольскую летную школу. Службу в ВВС начал на Дальнем Востоке. В 1929 г. выполнял вылеты на поддержку сражавшихся на КВЖД частей РККА, по итогам службы назначен командиром авиаотряда. Затем служит инспектором по технике пилотирования в Витебской авиабригаде. В 1939 г. участвовал в войне на р. Халхин-Гол, был ранен. После излечения — летчик связного самолёта. Участник Зимней войны с белофиннами(1939-1940). В Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 г.: командир 39 ИАД на Ленинградском фр., заместитель командующего ВВС 8-й армии, командир 302 ИАД (12.1942-03.1944), в которую в марте1943 г. прибыл для дальнейшей службы ст. сержант И. Кожедуб. С 18.03.1944 г. понижен в должности — назначен командиром 909 ИАП. В мирное время зам. начальника Конотопского военного авиационного училища лётчиков. В 1948 г. ушел в запас и переехал жить в г. Могилев.
Лившиц Мордух Иосифович (1908–19..) - майор. Место рождения - Могилевская обл. В РККА с октября 1930 г., с мая 1931 г. на офицерских должностях.  Политрук, служил в частях 2 (201) АБр БВО (Витебск). Во время Великой Отечественной войны служит в 10 ВА на Д. Востоке: сначала в 26 ОКАЭ, а с декабря 1942 г., майор, зам. командира 411 ОКРАП по политчасти. С 09.08.1945 по 03.09.1945 участвует в войне с Японией.
Манаенков Александр Сергеевич (18.08.1908 – 07.11.1944) – майор АТС (29.10.1944). Призван на срочную службу в РККА 01.11.1930. в 115-й арт. полк 4 арт. бригады. Направлен на учёбу (06.1931) в Военно-теоретическую школу авиатехников г. Ленинград. По окончанию (06.1932) направлен служить в БВО: 4 корп. АО, авиатехник мл; затем - 43 корп. АО БВО (10.1933), авиатехник ст.; 5-й отдел биотехнич. института РККА, врид инженера группы (01.1937), воентехник 1 р. Переведен в 70 АБр (05.1938): 5-й ЛБАП, ст. авиатехник звена, затем - 6-й ЛБАП, инженер АЭ, военинженер 3р. В составе 6 СБАП вступил в Великую Отечественную войну (22.06.1941) – пом. командира полка по тех. эксплуатации. Назначен ст. инженером 6 СБАП (17.08.1941), инженер-капитан (1942); ст. инженер 6 БАП, майор АТС. Умер от болезни 07.11.1944.
Миронов Владимир Семёнович (02.08.19.. – 22.12.1938) - батальонный комиссар (05.07.1938). В РККА с 1933 г. Служил в 201 АБр БВО (Витебск): ответственный секретарь бюро ВКП(б) в/ч 1347, техник-интендант 1 ранга (1936); секретарь парткомиссии 40 АБр, ст политрук (1938); военком 101 авиабазы, бат. комиссар. Умер 22.12.1938.
Мундер Натан Владимирович (18.07.1904 –19..) – майор ТС. В РККА с 24.11.1926. После окончания военного училища служил в 201(40) АБр БВО (Витебск). Позже переведён в Павлодарскую военную авиашколу, Одесский ВО (1940-1941). В 1941 г. служит составе 12 РАБ, в его составе на Зап. фр. начал Великую Отечественную войну 22.06.1941. Служил в авиачасти, обслуживающей перегон самолётов ленд-лиз по трассе АлСиб. Переведён служить в Краснодарскую военно-авиационную школу пилотов ПривВО (г. Пугачёв), где служит длительный период. Уволен в запас 26.11.1953.
Попов Андрей Фомич (21.12.1901 – 06.01.1952) – полковник. В РККА с 20.05.1918. В составе КА участвует в Гражданской войне (1919-1924). Демобилизован из рядов РККА (1924). Повторно был призван в РККА (1932). Служит в составе 201 АБр БВО.  Участвует в походе по освобождению Зап. Белоруссии (1939). В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной с 22.06.1941 комиссаром дивизии в составе 43 ИАД Западного фронта, полковой комиссар; с 01.09.1941 - комиссар 19 РАБ Зап. фр.; нач. политотдела 61 А ЗапФ., с 22.02.1942 – комиссар ВВС 48 А Брянского фронта, позже, из-за реорганизации, назначен военным комиссаром 208 АД – нач. политотдела и зам. командира дивизии по политчасти. В составе этого соединения в составе 2 ВА прошёл сражения на Воронежском, Юго-Западном и 1 Украинском фронтах. После победы продолжает служить до 12.06.1946, когда был уволен в запас.
Синицын (Синицин) Семен Михайлович (10.05.1908 -19..) - капитан ТС (1944). В РККА с 03.11.1930. После окончания военной школы авиатехников направлен служить во 2(201) АБр БВО (Витебск). Участвовал в походе по освобождению Зап. Белоруссии в составе 70 АБр (1939), в Зимней войне с белофиннами (1940). В Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 г. в составе 402 ИАП 57 САД 3 ИАК Сев.- ЗапФ., ст. техн.-лейтенант. Служит в Упр. 1 ГК НИИ ВВС КА. В мирное время продолжает служить в ВВС. Уволен в запас 07.07.1953.
Смелов Николай Иванович (08.06.1912 – 04.03.1944) - инженер-капитан. Призван на службу в РККА 19.06.1932. После учебы в военно-техническом училище попадает на службу в БВО в Витебскую 2(201) АБр. Накануне войны служил в 262 отдельном батальоне аэродромного обслуживания 186 авиабазы ЗапОВО, гарнизон Лепель (аэр. Травники). Служит в 262 БАО во время Великой Отечественной войны до момента выбытия.
Смерчшков /Сморщков/Сморшков/ Петр Семёнович (19... - 1943) – капитан, уроженец Могилевской обл. В РККА с 1928 г. Служит в БВО в составе 201(40) АБр, г. Витебск. За участие в боях Зимней войны награждён мед. «За отвагу». В Отечественной войне с 17.10.1942. Служил в 780 БАП 293 БАД, который из резерва ВГК с 23.10.1942 стал использоваться в действующей армии, летал на Пе-2 —командир АЭ. Воевал на Калининском, Волховском, Ленинградском, Северо-западном фронтах. 18.07.1943 во время боевого вылета сбит ЗА.
Смушкевич Яков (Вольфович) Владимирович (1902–1941) — генерал-лейтенант авиации (1940), дважды Герой Советского Союза (1937, 1939). В РККА с 1918 г. С 1922 г. служил в ВВС — комиссар эскадрильи, командир авиабригады. В 1936-37 гг. воевал в Испании под псевдонимом «генерал Дуглас», руководил ПВО г. Мадрида. С 1937 г. зам. начальника ВВС РККА. Во время боев с японскими войсками на р. Халхин-Гол (1939) командовал авиагруппой. С ноября 1939г. начальник ВВС РККА. В 1940г. генерал-инспектор ВВС, с декабря 1940 г. помощник начальника Генштаба РККА по авиации. Арестован 8.06.1941. Расстрелян 28.10 1941. В 1954 г. реабилитирован.
Степанов Александр Степанович (30.08.1907 – 19..) – майор. В РККА с 15.05.1931. Служил в 201 (40) АБр БВО (Витебск), в 70 АБр, в 128 СБАП 12 БАД. В военное время служил в 13 ЗАП-163 ЗАП-13 ЗИАП. Уволен в запас 27.04.1954.
Терехов Григорий Михайлович (1909–19…) — генерал-майор авиации. В РККА с 30.05.1930. Служил в 40 (201) АБр. С 09.1939 г. командир эскадрильи 3-го ЗАП 8-й запасной авиабригады, зам.командира 3-го ЗАП (08.1941), командир 9-го ЗАП 8-й запасной авиабригады (20.06.1945). В мирное время продолжает служить в ВВС. С 03.08.1959 в отставке.
Ткаченко Василий Григорьевич (1909–2000) — полковник АТС. В РККА с 02.01.1930. Служил в БВО в 40(201) АБр. В Великую Отечественную — ст. инженер Военного авиационного училища разведчиков КА г. Таганрог (1944), продолжал там служить в мирное время — зам. нач. училища по ИАС. В 1956 г. ушёл в запас.
Трубин Фёдор Иванович (07.09.1910 – 19..) – майор АТС (1945). В РККА с 20.12.1931. Служил в составе БВО в 201(40) АБр в 7-й (106-й) ИАЭ. Во время службы в 33 ИАП участвует в освобождении Зап. Белоруссии (1939), Бессарабии (1940). Великая Отечественная война началась для него 22.06.1941. В период войны служил в истребительных авиаполках на Западном, Калининском, Юго-Западном, 3 Украинском и 1 Украинском фронтах - ст. техн. звена, ст. техн. АЭ, ст. инженер – зам командира АП по эксплуатации. 30.01.1946 уволен в запас.
Трушин Иван Александрович (15.06.1906 – 20.03.1975) – полковник (1940). В РККА с 15.09.1927. Служил в 201(40) АБр БВО (г. Витебск), ст. лейтенант. Участвовал в боевых действиях Гражданской войны в Испании (1936-1937) – штурман звена авиагруппы. При возвращении на службу в БВО, майор (1937). Назначен нач. авиашколы (г. Краснодар, 1938), п/полковник. В Отечественной войне участвует с 22.06.1941. на фронтах: Юго-Западный, Сталинградский, Калининский, Западный, 2 Украинский: - НШ 228 ШАД (с авг. 1942), НШ 2 ШАК (с 06.1943 до окончания войны).В мирное время продолжал служить в ВВС. Уволен в запас 20.03.1975г. На пенсии жил в г. Чернигов, УССР.
Федосеев Николай Иванович (1901–16.05.1937) — полковник. В РККА с 1919 г. Участвовал в Гражданской войне. Служил в ВВС БВО в 201 АБр. Участник гражданской войны в Испании (10.1936-05.1937), там и погиб.
Фесик Василий Прокофьевич (1908 – 19..) - инженер-майор (1942). Призван в РККА с 12.11.1930. После окончания технического училища служил в составе 201(40) и 70 АБр БВО. Участник Зимней войны с белофиннами (1940), воентехник 2 ранга. Награждён орд. Красная Звезда. Начало Великой Отечественной войны встретил 22.06.1941 в составе 129 ИАП 47 САД ЗапФ., инж. по вооружению, военинженер 3 ранга. Был переведён в отдел капитально-восстановительного ремонта ИАС 3 ВА (1942) - инж. по эксплуатации и ремонту авиавооружения, инж.-майор.; позже, переведён в штаб 3 ВА, затем в Упр. ВВС КФ. За время войны принимал участие в действиях Северо-Западного, Калининского, 1 Прибалтийского и 3 Белорусского фронтов. После победы продолжает служить в ВВС. 19.12.1945 уволен в запас.
Филиппов Александр Иванович (23.11.1905 - 19..) - подполковник (1945). В РККА с 1927 г. После окончания военного училища служил в 201(40) АБр БВО (Витебск), позднее - в 281 стационарной авиамастерской (гарнизон г. Полоцк). В период Великой Отечественной войны проходил службу в составе 287 авиамастерской ЗапФ (3 БелФ) – зам. начальника по политчасти, капитан/майор. После окончания войны продолжает служить в СА. Уволен в запас 31.08.1953.
Хориков Алексей Минеевич (1908–1943) — капитан. В КА с апр. 1932 г. Служил в 201 (40) АБр. Участвовал в Великой Отечественной войне (в/ч 5308). Служит в составе 870 БАП и 237 ИАП. Не вернулся с б. з. – пропал без вести (.04.1943 г.)

 

Чекунаев Василий Михайлович (23.04.1909 – 19..) - полковник. Призван в ряды РККА с 07.10.1933. Служил в составе 201(40) АБр БВО. В период Великой Отечественной войны с 12.1941. воевал в составе Волховского фр. (1942), в боях был контужен и ранен – военком отд. роты связи 23 ОСБр 2 УА, ст. политрук., Калининск. фр. - замполит минбатальона 23 ОСБр, майор. Служил на курсах подготовки и переподготовки политсостава 3 Прибалтийского фронта (с 06.1944), преподаватель, майор. После победы служил НК гос. контроля МинскВО. Уволен в запас 30.04.1954.
Швындин Валентин Николаевич (1907–19…) — полковник (1945). В РККА с 15.10.1929. Служил в ВВС БВО — 40 (201) АБр. Принимал участие в освобождении Зап.Украины и Зап. Белоруссии (09.1939-10.1939), в Зимней войне с белофиннами (02.1940-03.1940). Участвует в Великой Отечественной с 22.06.1941, в т.ч. в составе 128 БАП 12 БАД (1942) — зам. командира АЭ, зам. ком. полка; зам ком. 276 БАД(09.1944-07.1945).
Шитиков Владимир Маркович (07.06.1907-19..) - капитан (1944). В РККА с 11.10.1929. Служил в тыловой части из состава 201(40) и 70 АБр. В период Великой Отечественной войны служил в составе: 100 ОБАТО Волх. Фр; 842 ОБАТО 15 ВА – ком. автомобильной роты, ст. лейтенант/капитан (1944); 71 РАБ 15 ВА 2 ПрибФ. После победы продолжает служить в СА. Уволен в запас 05.06.1946.
Шмонин Сергей Семёнович (1909–1942 — капитан (1942). В РККА с 1933 г. В 1934 г. окончил 11-ю Луганскую военную школу лётчиков. Служил в БВО — 201 (40) АБр в ЛБАЭ. С 04.1938 г.  в 6-й ЛБАП 70 АБр, которая переформирована (08.1940 г.) в 12 БАД. В составе дивизии встретил Великую Отечественную — зам. ком. АЭ. В июле 1941 г. АП выводится на переформирование. В январе 1942 г. 6 БАП начинает осваивать Пе-2 на базе 9 ЗАП в г. Казани. Он становиться ком. 2 АЭ 779 БАП, а 15.06.1942 Шмонин вместе с экипажем разбился при взлёте.
Шустов Павел Никифорович (1902–1961) — полковник (1938). В РККА с 1920 г. Окончил автомобильные курсы (1921). Учился в Егорьевской рабочее-крестьянской школе авиаторов КВФ (1921-1922). В мае 1922 г демобилизован. Вновь призывается в РККА (08.1923). Учился в Киевской военно-технической авиашколе, окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков (1925), Военно-авиационную школу лётчиков Укр ВО (1927). Служит в частях ВВС (в т. ч в Витебской 2 АБр — командир 7-й ИАЭ в 1929-1931 гг., майор). Окончил Курсы усовершенствования командного состава при ВВА им. Н.Е Жуковского в 1935 г. Участвует в гражданской войне в Испании (1937). Помощник нач. учебного Центра изучения воздушного боя (1937-1938). Начальник ЛИС авиазавода, г. Саратов (1938-1941), начальник Куйбышевского объединённого аэродрома авиазаводов (1941-1948). С февраля 1948 г. в отставке.

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (22.03.2022)
Просмотров: 96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022