Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [132]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Дорога в бессмертие.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады

Разведка боем

Рост крыльев

Первые испытания

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии

Тревожные ожидания

День первый жестокой войны

Дорога в бессмертие

23.06.1941 12-я БАД осуществляла боевые вылеты только силами 128-го СБАП, который за день их произвёл порядка 30-и. Самолётами полка были атакованы мотомехчасти противника в районе Гродно — Сопоцкин — Курьянка, скопление войск в районе Холынка, мотомехчасти в районе Липск, десант на аэродроме Михалишки. 43-й ББАП боевых вылетов не производил. К вечеру 23июня от представителей ряда наземных частей поступила противоречивая информация о том, что немцы захватили г. Вильнюс и их танковые колоны движутся в сторону Молодечно и Минска.

Командование Западного и Северо-Западного фронтов приказало ряду частей ВВС осуществить авиаразведку с целью проверки этой информации. Такой приказ получило и командование 12-й БАД. Утром 24 июня в разведку были отправлены несколько экипажей 128-го и 43-го БАП. До середины дня наша воздушная разведка противника в районе Вильнюса не обнаружила. Поэтому основные силы 12-й БАД продолжали выполнять приказ Западного фронта по осуществлению поддержки ударной конно-механизированной группы генерала Болдина. Эту задачу в течение дня выполняли экипажи 128-го СБАП, совершив 33 самолётовылета и потеряв пять самолётов, и 43-го ББАП, который 9-ю экипажами Су-2 производил бомбёжку немецких танковых колонн в районе Друскеники; в район Михалишки вылетали 9 самолётов Р-Z. Сообщений о потерях 43-го полка за этот день не было. Экипажи же 6-го СБАП, 209-го ББАП и 215-го ШАП боевые вылеты не совершали.

Однако после 15.00 ряд самолётов разведчиков, среди которых был экипаж У-2 в составе зам.командира 12-й БАД полковника Крупского И.В. и штурмана 43-го ББАП капитана Гущина А.А., обнаружили подход к Вильнюсу несколько танковых и моторизованных колонн. После 17 часов танки противника были обнаружены уже в р-не Лоск (35 км восточнее Ошмяны) по направлению на Молодечно – Воложин – Минск. А около 20 часов вечера экипаж У-2 в составе ст. политрука Сиренко И.Л. и штурмана капитана Червяка В.Ф. из 128-го СБАП произвели разведку в районе н. п. Михалишки и в 5 км северо-западнее н. п. Свирь (15 км восточнее Михалишки). На шоссейной дороге было обнаружено подразделение противника в составе нескольких танков, движущихся в восточном направлении.


Самолет У-2

Первыми в 12-й БАД к выполнению боевых заданий 25.06.1941 приступили экипажи 128-го СБАП. Сначала ряду экипажей было приказано произвести разведку маршрутов танковых колонн противника в районе Вильнюса, а затем, по результатам разведки, экипажами 1-й (командир капитан Маршалкович С.С.) и 3-й эскадрилий (врид командира ст. лейтенант Пресайзен И.З.)  совместно с экипажами полков ДБАД была проведена бомбардировка противника. При выполнении задания восьмёрка 3-й АЭ была атакована истребителями противника. Два самолёта СБ-2 были сбиты.

«Во второй половине дня 25 июня 3-я эскадрилья 128-го БАП наносила бомбовые удары по колонне немецких танков группы Гота, двигавшейся по дороге Вильно-Ошмяны. По этой же цели работали 43-й БАП, а мехколонна, шедшая от Воложина на Молодечно, была атакована самолетами И-15бис 215-го ШАП. Как свидетельствуют документы, летчики 43-го БАП совершили по четыре боевых вылета на разгром мотомехчастей противника в район Ошмяны, в ходе которых не раз приходилось преодолевать атаки вражеских истребителей. <…> В одном из воздушных боев был подбит и получил ранение командир эскадрильи капитан Одинцов К.Ф., но он сумел привести разбитый самолет на свой аэродром. Проявил себя и заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук А.Н. Чуксин, сбивший в воздушном бою один вражеский истребитель», — так отмечалось в статье «Свинцовое небо 12-й БАД: воздушные бои над Беларусью в июне-июле 1941 года».


Холкин И.П.
 

В течение 25 июня 43-й ББАП с приданной эскадрильей из 209-го ББАП совершил более 20 боевых вылетов, в ходе которых, как было заявлено, авиаторы уничтожили несколько десятков танков и автомобилей, а также значительное количество солдат противника. Однако в течение дня к месту базирования не вернулись 6 самолётов. Среди них было два самолёта сводной эскадрильи из 209-го ББАП в составе экипажей командира звена, политрука Холкина И. П. (штурман – мл. лейтенант Хнычкин В.Н.) и зам. командира 209 –го полка майора Гуща А.И., который смог совершить вынужденную посадку на своей территории.

Среди не вернувшихся были два экипажа 43-го ББАП, командиры которых позже были представлены к званию Героев Советского Союза. Это экипажи заместителей командиров эскадрилий 43-го ББАП капитана Авдеева А.Н. (штурман — л-т Стреленко П.Ф.) и ст. лейтенанта Решетникова М.А. (штурман — капитан Локтионов А.А).

По свидетельству очевидцев капитан Авдеев направил горящий самолет на колонну противника, совершив огненный таран.

Слева Авдеев А.Н., справа Стреленко П.Ф. (Фото http://www.osh.by/)


Памятный знак на месте гибели экипажа на дороге Гольшаны-Воложин

Ст. лейтенант Решетников М.А, совершивший в течение дня 4 боевых вылета и получивший в воздушном бою с истребителями врага смертельное ранение.


Решетников М.А.
Фото http://allaces.ru/

 

К сожалению, командование Западного фронта не утвердило эти представления.

25 июня авиаразведкой Люфтваффе аэродромы базирования частей 12-й БАД были обнаружены и атакованы. Как и ранее, ударная немецкая авиация действовала по советским самолетам на аэродромах весьма эффективно. В результате бомбового удара по аэродрому Большие Ситцы были уничтожены и повреждены шесть Су-2 и два Р-Z 43-го ББАП.

Наша разведывательная и бомбардировочная авиация, из-за отсутствия требуемого истребительного прикрытия, несла большие потери от атак вражеских истребителей и огня зенитной артиллерии (ЗА).

Участившиеся штурмовки аэродромов оперативного базирования заставило командира 12-й БАД принять 25.06.1941 решение о передислокации вверенных ему частей. Так, 43- й ББАП штабом полка и двумя эскадрильями на самолётах Су-2 перелетел на аэродром Бецкое, а тремя АЭ, на самолётах Р-Z, – на аэродром Травники.
25–26 июня, уходя из-под удара в Прибалтике на территорию Белоруссии стали перелетать остатки авиационных полков и отдельные самолеты из состава ВВС Северо-Западного фронта. На аэродром Бецкое прибыли «обескровленные» составы 42- го и 237- го ИАП из 57- й САД. Функции обслуживания аэродрома Бецкое осуществлял 260-й батальон аэродромного обслуживания (БАО) 20-го РАБ под командованием П. М. Ботнера, интенданта 1-го ранга. Личный состав батальона взял на обеспечение всеми видами довольствия не только свой, подопечный, 209- й ББАП, но и часть 43-го ББАП, 42- й, 237- й, а затем 49- й истребительные авиаполки 57- й САД и, предположительно, 61- й ШАП 8- й САД. Кроме того, периодически на аэродром приземлялись машины 128-го СБАП. К этому времени на аэродроме Бецкое скопилось немало самолетов разных типов: Су-2, Р-Z, И-153, И-15 бис, У-2, Р-5 и СБ-2.

В обязанность 260-го, как и многих БАО того периода, входили заботы о размещении прибывшего личного состава, организации его питания, банно-прачечного обслуживания, а также обеспечение транспортом, боеприпасами, вооружением, ГСМ и сбором метеоданных для организации полетов. Кроме того, БАО отвечал за организацию наземной и противовоздушной обороны зоны аэродрома.

26 июня полки 12-й БАД участвовали в ведении разведки и бомбардировке прорывающихся немецких танковых клиньев в районе Воложин – Молодечно – Сморгонь – Ошмяны.


Пресайзен И.З.

Мелехин А.В.

За этот день в жестоких схватках с истребителями противника и от огня вражеской ЗА 43-й ББАП потерял четыре самолета, пяти СБ-2 лишился 128-й СБАП, двух самолетов 209-й ББАП, состав 215-го ШАП уменьшился на семь самолётов И-15бис.

26 июня (согласно открытых источников) стало днём боевого дебюта СБ-2 последних модификаций (с моторами М-105) в составе 12-й БАД.
С первых дней боевых вылетов начинает ощущаться более частое выбытие из состава экипажей лётчиков-наблюдателей и воздушных стрелков. Среди причин подобных потерь можно назвать недостаточную подготовку этих специалистов и отсутствие броневой защиты их кабин. Приходилось в составе экипажей, в качестве стрелков, вылетать техникам или механикам по вооружению (позже случаи подобных вылетов отмечались даже в наградных листах «наземников», с указанием количества совершённых боевых вылетов).

27.06.1941 наземный таран совершил заместитель командира 3-й эскадрильи 128-го СБАП старший лейтенант Пресайзен Исаак Зилович (Зиновьевич). Во время боевого вылета его самолёт был подбит. Несмотря на повреждения, горящий самолет продолжал бомбить немецкие танки. Пламя, охватившее машину, сбить не удалось. Тогда командир самолёта направил пылающий бомбардировщик на скопление танков и мотопехоты. За совершённый подвиг, после выяснения обстоятельств, командование полка и 12 БАД, представили ст. лейтенанта Пресайзена к званию Героя Советского Союза, однако…и этот герой тоже не удостоился столь высокого звания. В состав погибшего экипажа кроме командира входили: по одной версии штурман ст. лейтенант Мелехин Александр Васильевич и стрелок-радист старшина Баранов Александр Васильевич, по другой версии — механик Аникин П.Ф. и стрелок-радист Баранов А.В.

Мемориальный знак в честь подвига экипажа Пресайзена в полутора километрах от Радошковичей у дороги Минск–Молодечно. Фото Андрея Дыбовского. 

В этот период командованием ВВС Западного фронта принято решение отправить на переформирование 209-й ББАП. С 27.06 личный состав полка убывает на переформирование и пополнение в тыл, передав имеющиеся самолёты другим, остающимся сражаться, частям.
26-27 июня немецкая воздушная разведка в очередной раз определила места базирования авиачастей 12-й БАД и приступила к их систематической штурмовке. 26 июня налёту подвергся аэродром Травники, где располагался 215-й АП, а 28 июня большая группа немецких самолётов нанесла удар по аэродромам Бецкое и Улла. Во время этого штурмовом налёта на улльском аэродроме было повреждено 2 самолётных ангара, три самолёта, погибли два человека из числа наземного техсостава (мл. сержанты Никишев А. и Прокофьев А.). Всего за этот день из-за налётов в улльском гарнизоне (с учётом личного состава 261-го БАО) пострадали 18 человек. В период налёта вражеских самолётов на аэродром Бецкое из боевого вылета на разведку возвращался экипаж зам. командира 43-го авиаполка Чука, который «наткнулся» на звено немецких Ме-110. В ходе воздушного боя майор Чук И.Г. и летчик - наблюдатель капитан Левин А.А. смогли сбить два самолета противника.

Такие налёты продолжались и 29 июня. Это вынудило командование дивизии опять менять места базирования полков. Всё острее ощущается нехватка самолётов.. По воспоминаниям ветеранов, наземный технический персонал предпринимал большие усилия по поддержанию самолётов в состоянии лётной годности, используя даже невосстанавливаемые самолёты в качестве источников запчастей. Для сложных ремонтов самолёты могли быть транспортированы в стационарные ремонтные мастерские: 292-ю на аэродроме Витебск, 281-ю — в Смоленске, 290-ю — в Улле. Однако, из-за скоротечности отступления советских войск, нередко неисправные самолёты оставались на покинутых местах базирования. Их необходимо было уничтожить. Именно, в том числе, и поэтому, оставленные площадки базирования не оставались без внимания нашей авиации – экипажи полков периодически должны были бомбить их, уничтожая оставленную по различным причинам матчасть, приводя в негодность самолётные стоянки и взлётные полосы.
Во второй половине дня 29 июня 43-й ББАП приступил к перебазированию на аэродром Каменка, расположенный северо-восточнее Витебска, а поздним вечером аэродром Бецкое подвергся очередному налёту Ме-110. В результате штурмовки были уничтожены не успевшие улететь два У-2 и два Су-2, был ранен один техник, разрушены несколько зданий военного городка, повреждены авиационные стоянки. На следующий день зону гарнизона покинул и 260 БАО, загрузившись собственным оборудованием и частью запаса авиационных боеприпасов. Первоначально колонна направилась в Городокский район на артсклад № 576 вблизи н. п. Прудок. На пути следования она неоднократно подвергалась штурмовке вражеской авиации.
30 июня местом базирования 128-го АП был определен аэродром вблизи г. п. Бешенковичи.


СБ из состава 4-й эскадрильи 128-го СБАП 12-й БАД оставленный из-за неисправности на аэродроме Витебск. Фото http://ava.org.ru/bap/128.htm


Реконструкция внешнего вида самолета СБ из состава 4-й эскадрильи 128-го СБАП (рисунок В. Камского).

30.06.1941 у штаба Западного фронта появляются достоверные сведения о сосредоточении и подготовке удара мотомеханизированных войск противника в районах Борисова, Бобруйска и севернее Минска. Противостоять этому в полной мере войска Западного фронта были не в состоянии. В связи с создавшейся тревожной обстановкой и возможностью прорыва бронетанковых сил противника через Березину Военный совет Западного фронта около 12.00 поставил перед авиацией задачу: «Всем соединениям ВВС Западного фронта. Немедленно, всеми силами, эшелонировано, группами уничтожать танки и переправы в районе Бобруйска.
Павлов. Таюрский»
.

Успешно выполнить этот уже запоздалый и непонятно кому адресованный приказ было затруднительно. Фронтовая авиация в связи с быстрым продвижением врага к Днепру начала перебазирование на Смоленский аэродромный узел. К перебазированию на восток приступили и оставшиеся истребительные части.

И все же для срыва форсирования Березины в воздух были подняты сумевшие получить приказ авиачасти. Воздушная обстановка в районе переправ была сложной. Несмотря на это, летчики 12-й и 13-й БАД, 3-го ДБАК, 313-го ОРАП вылетали на задания и наносили удары по переправам и колоннам войск противника, двигавшимся к р. Березина.
Экипажи 12-й БАД 30 июня совершили 46 самолетовылетов, не вернулись с боевых заданий (согласно Оперативной сводки № 013 штаба дивизии от 01.07.1941):
— 128-й СБАП – шесть СБ-2;
— 215-й ШАП – один И-15 бис;
— 43-й ББАП – один Су-2 и один Р- Z.
30 июня подписывается приказ об отправке на переформирование второго полка из состава 12-й БАД — 6-го СБАП. Одновременно приказано готовиться к отправке на переформирование и 215-му ШАП.

Оставив свою материальную часть (более 30 самолётов) на аэродроме для передачи другой части, личный состав 215-го полка отбыл к месту переформирования. Прибывшие для приёмки этой авиатехники на ночёвку были размещены в здании военкомата. Рано утром 2 июля произошёл налёт вражеской авиации. Были повреждены и уничтожены оставленные самолёты. Взорвано здание военкомата, где погибли прибывшие представители получателя.
 Несмотря на все усилия, предпринимаемые частями Красной Армии, остановить переправу немецких мотомеханизированных частей под Бобруйском не удалось. Такое состояние дел под Бобруйском привело к смене командования Западного фронта. Командующим ВВС Западного фронта 2 июля был назначен полковник Н.Ф. Науменко. Ему в подчинение на этом участке фронта поступали 12-я и 13-я БАД, которые к тому времени были уже значительно потрёпаны в боях, а также 43-я ИАД.
 02.07.1941 из-за плохих метеоусловий действия авиации было ограничены: несколько самолетов 128-го СБАП и 43-го ББАП произвели разведку войск в районах Лепель, Глубокое, Докшицы, Плещеницы, Мядель; 43-й ББАП одним звеном Р-Z выполнил бомбардировку вражеских танков в районе Радунь. С боевого задания не вернулось 3 экипажа. С каждым днём лётные силы 12-й БАД все больше уменьшались. Вечером 3 июля звено 43-го ББАП при попытке бомбить танки в районе Бегомля было атаковано истребителями противника. В результате чего один наш самолёт был сбит, а два оставшихся возвратились не выполнив задания. 128-й СБАП в это время 17 самолётами бомбил скопления танков на дороге Борисов - Приямино, железнодорожный мост через Березину в городе Борисове. В районе цели бомбардировщики были обстреляны огнем ЗА и атакованы истребителями противника. С боевого задания не вернулись 5 самолетов. По состоянию на конец дня 03.07.1941 оба эти авиаполки стали базироваться на аэродроме Каменка, под Витебском, куда 128 СБАП приземлился в составе восьми самолётов. Сюда же прибыл и 161-й истребительный резервный авиаполк (РезАП) в составе 12-и И-16, 11-и И-15бис и 2-х И-153 «Чайка», ранее базировавшийся на аэродроме Корчи вблизи Лепеля. Теперь же он был передан в состав 12-й БАД с целью её усиления.

5 июля вражеская авиация производит воздушные налеты на объекты Витебского аэроузла, которые продолжались и ночью.

г.Витебск, аэр. Лукишки – Южный, после бомбёжек остались не разрушенными только 2 ангара, аэрофотосъемка Люфтваффе, июль – сентябрь 1941 г. Фото из архива Д. Полякова.


Витебский аэродром, немецкая аэрофотосъёмка 1941 г., фото с http://www.evitebsk.com/wiki/

Причём указание о местоположении советских аэродромов врагам нередко различными способами давали группы немецких диверсантов. Эти налёты привели к потере 15самолётов (3 уничтожены полностью, 12 повреждены), что вынудило командование 12-й БАД срочно выводить из-под удара самолеты. Причём, приказ о перебазировании поступил неожиданно. Самолеты с задания возвращались сразу под Смоленск, на аэродром близ поселка Колодня, а техническому составу пришлось добираться до нового места базирования на автомашинах, а некоторым – своим ходом.


Смоленск, военный аэродром ВВС КА. Немецкая аэрофотосъёмка 10.08.1941. Фото https://smolbattle.ru/

В связи с систематическими ежедневными потерями по состоянию на 05.07.1941 г. 43-й ББАП формально становится небоеспособным. Оставшиеся лётные силы полка могли использоваться, главным образом, только для проведения воздушной разведки.


Схема боевого пути 43 ббап 12 бад с 22.06.1941 по 7.07.1941

«Выполнив 296 вылетов (из них 170 на Су-2) против соединений 3-й немецкой танковой группы, 7 июля 1941 года 43-й БАП был выведен в 10-й запасной авиаполк для пополнения и переформирования. <…> 8 июля убыл на переформирование и 128-й БАП. <…> Танковое сражение под Витебском закончилось трагедией. 9-12 июля немецкие войска начали занимать город и устремились к Смоленску. От 12-й бомбардировочной дивизии к этому времени остался только номер. 23 июля 1941 года она была преобразована в 12-ю смешанную авиадивизию, переформирована и направлена на оборону Москвы.» – отмечается в статье «Свинцовое небо 12-й БАД: воздушные бои над Беларусью в июне-июле 1941 года.

Командиром 12-й смешанной авиационной дивизии (в период 23.07.1941 – 18.09.1941) был назначен полковник Аладинский Владимир Иванович, его заместителем стал полковник Крупский Иван Васильевич, а с 18.09.1941 командиром 12-й САД назначается Крупский И.В.

Получившие горький боевой опыт, оставшиеся в живых после жестоких боев первых дней войны, ряд авиаторов 12 БАД авиационным командованием Западного фронта были представлены к награждению правительственными наградами (исх. письмо №1213/486890 от 14.07.1941 г.).


Титульный лист списка представленных к награждению

Среди представленных из состава 12 БАД больше было военнослужащих 43-го ББАП и 128-го СБАП, в их числе встречались фамилии участников Зимней войны 1939 -1940 гг. К сожалению, часть представленных, по разным причинам, не удостоились чести быть награждёнными. Из состава этих полков к государственным наградам в первые дни войны были представлены:

— 43 ББАП:
л-т Антропов. К.Е., к-н Гущин А.А., к-н Екимов А.Е., мл. воентехник Елизаров В.П., бат. комиссар Елисеев И.С., л-т Ларин В.А., к-н Левин А.А., к-н Локтионов А.А., л-т Луговиер Б.М., ст. л-т Луговой В.П., подполковник Марков Г.И., к-н Одинцов К.Ф., ст. л-т Решетников М.С., воентех. 1 ранга Самарков И.Е., м-р Чук И.Г., ст. политрук Чуксин А.Н.;

— 128 СБАП:
л-т Андрюшин Я.И., ст. л-т Журавлёв В.А., к-н Карачёв П.П., к-н Карагодов В.Х., мл. л-т Коккинаки А.К., к-н Маршалкович С.С., к-н Мелехин А.В., ст. л-т Панфилов С.Я., м-р Чучев Г.А.;

— 215 БАП:
ст. л-т Баландин В.Н.

О роли и судьбе авиаторов первых дней войны справедливо сказано в книге Р. Иринархова «1941. Пропущенный удар»: «Героями были летчики 1941 года, и не их вина, что организация боевых действий авиации фронта оставляла желать лучшего. Без прикрытия истребителей, находясь под непрерывными атаками вражеских самолетов и ожесточенными обстрелами зениток, бомбардировщики и штурмовики мужественно выполняли свою задачу — бомбить врага. Краснозвездные истребители часто ценой своей жизни преграждали дорогу вражеским самолетам. Сколько обломков советских самолетов осталось на разбитых аэродромах, в лесах и болотах Белоруссии, сколько экипажей до сих пор числится в списках пропавших без вести?»

Каждый вылет советских соколов с полным правом можно считать их шагом в бессмертие. Поднимаясь в небо, летчики оставляли прощальные письма родным и близким – у них не было уверенности в том, что они вернутся живыми…

Примечание:

— 6-й СБАП 30.06.1941 отбыл на1-е переформирование; провоевал под обозначением 6-й БАП до 11.05.1945, имел полное наименование 6-й бомбардировочный авиационный Краковский орденов Суворова и Кутузова полк;

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ ИЗ ЛИЧНОГО СОСТАВА 6 СБАП И 6 БОМБАРДИРОВОЧНОГО КРАКОВСКОГО ОРДЕНОВ СУВОРОВА и КУТУЗОВА АВИАЦИОННОГО ПОЛКА ЗА УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ В ПЕРИОД 1941-1945 гг.

— 43-й ББАП с 07.07.1941 отбыл на 1-е переформирование, а с 07.03.1942 приказом НКО СССР № 70 был переформирован в 13-й гвардейский БАП; на 9 мая 1945 г. имел полное наименование 13-й гвардейский бомбардировочный авиационный Ужгородский Краснознамённый полк;

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ ИЗ ЛИЧНОГО СОСТАВА 43 ББАП И 13 ГБАП ЗА УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ В ПЕРИОД 1941-1945 гг.

— 128-й СБАП 08.07.1941 был направлен на1-е переформирование, а с 17.07.1941 получил наименование 128-й ББАП (128 БАП); по окончанию войны назывался 128-й бомбардировочный авиационный Калининский Краснознаменный ордена Суворова полк;

— 209-й ББАП с 27.06.1941 отбыл на 1-е переформирование; согласно приказа НКО СССР от 12.09.1942 полк был расформирован, а личный состав полка вошел в три формируемые корректировочные авиаэскадрильи (распоряжение управления формирования и комплектования ВВС КА № 23/326 от 18.09.1942);

— 215-й ШАП с 02.07.1941 выведен на 1-е переформирование, а с 06.12.1941 приказом НКО СССР № 352 преобразован в 6-й гвардейский ШАП; на момент окончания войны имел наименование 6-й гвардейский штурмовой авиационный Московский Краснознаменный орденов Ленина и Суворова полк.

Заключение

Так закончилась история создания, базирования и развития частей военной авиации на территории витебщины в довоенный период (1922–1941 гг.)

   В 1944 г. в освобождении территории области принимали активное участие составы 1 ВА и 3 ВА, командующими которых были бывшие командиры из состава Витебской авиабригады, ставшие Героями Советского Союза и авиационными генералами: Папивин Н.Ф., Синяков С.П. и Хрюкин Т.Т. В составе воздушных армий, которыми они командовали, витебскую землю освобождали 15-й ИАП, 6-й гв. ШАП (бывший 215-й ШАП в 12-й БАД) и 11-й ОРАП, сформированный, в том числе, и из состава 128-го БАП.

В освобождении г. Витебска в составе 1 ВА принимала участие и 3-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, которая 25 сентября 1943 г. за отвагу и мужество личного состава при освобождении г. Смоленска получила Почетное наименование «Смоленская».

В послевоенный период (1946–1992) в Витебске и области были размещены управление и части 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова военно-транспортной авиационной дивизии, которая стала наследницей истории 3-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии и довоенных соединений военной авиации – Витебской авиабригады и 12-й бомбардировочной авиадивизии.

Борис ДАЙТЕР

P.S. Для жителей Витебска,  людей послевоенных поколений, сведения о том, что Витебск в 20-х–40-х и 50-х–80-х годах ХХ века был известным центром военной авиации, вызывала удивление дилетантов.
Сведения о базировании в городе частей Витебской авиационной бригады, 12 бомбардировочной авиационной дивизии были многим незнакомы. Более известна информация о наличии аэроклуба ДОСААФ, базировании в городе 339-го ордена Суворова военно-транспортного авиаполка, штаба 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова военно-транспортной авиадивизии.
А ведь в этих перечисленных частях служили и будущие генералы авиации, в том числе ряд Главнокомандующих ВВС РККА. Немало из служивших здесь авиаторов стали Героями Советского Союза, а пятеро из них стали дважды Героями Советского Союза.
Предложить своё мнение об этом, показать места в Витебске, связанные с историей военной авиации СССР, об именах известных и неизвестных героев-авиаторов — для этого и служит материал «Военная авиация СССР в истории г. Витебска».

Представленная ниже презентация позволяет показать исторические места военной авиации на картах и планах Витебщины.

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АВИАЦИОННОЙ СЛАВЕ Г. ВИТЕБСКА
Для запуска презентации нажать клавишу F5. Для выход из режима показа слайдов нажать клавишу Esc.

Краткие биографические справки

Авдеев Александр Николаевич (1908– 1941) - капитан. Родился в Жердевском районе Тамбовской области. В 1924 г. поступил в Орловский строительный техникум, откуда со II-го курса ушел на комсомольскую работу. По комсомольской путевке был принят в военно-воздушную школу. По окончании получил направление на службу в БОВО, в 70-ю АБр (г. Витебск). В составе АБр принимал участие в освобождении Зап. Белоруссии. Здесь и застала капитана, заместителя командира эскадрильи 43-го ББАП 12 БАД война. В первые же дни в воздушном бою Су-2 Авдеева был подбит. Летчик направил горящий самолет на находившуюся под ним танковую колонну врага. Этот огненный таран был совершен 25 июня 1941 г. За совершённый подвиг командованием полка и дивизии был представлен к званию Герой Советского Союза, но не получил. И лишь в 1965 году посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Гуща Александр Иосифович (1909 - 1978) — гв. подполковник (1944). С 1923 г. участвует в работе школьной ячейки Общества друзей воздушного флота московской школы № 50 под руководством А.С.Яковлева, участвует во 2-х Всесоюзных планерных соревнованиях в п. Коктебель. В 1926 г. окончил Московскую планерную школу при МВТУ, где его соучеником был Королёв С.П., получает звание инструктор-планерист. В РККА с 1927 г.– учился в Военно-теоретической школе КВФ (г. Ленинград), по окончанию которой переведён во 2-ю военную школу лётчиков КВФ г. Борисоглебск (06.1928). После окончания (11.1929) оставлен для работы инструктором. С 04.1931 г. служит в ВВС КА УВО (потом КВО): ст. лётчик 17 АО; ком звена., ком. отряда (9-я ДРАЭ и 15-я КрАЭ), лётчик-инструктор по технике пилотирования, капитан; 22-я АЭ КВО (1937). Обучался на командном отделении Липецких авиационных курсов усовершенствования (12.1939 - 04.1940). С 20.06.1940 — майор, служит в 130 СБАП 13 БАД ЗапОВО, затем с 12.10.1940 в 209 СБАП 12 БАД, комэск, зам. командира 209 ББАП. В боевых вылетах в Великой Отечественной участвует с первого дня в составе сводной АЭ 209 ББАП. С 06.09.1941 майор, ВРИД ком. 285-го СБАП (285 ШАП с 27.09.1941),командир 285-го ШАП(15.10.1942), подполковник; с 03.01.1943 зам. ком. 228-й ШАД (с 04.04.1944 г. переименована в 2-ю гв. ШАД). 30.03.1945 его самолёт был сбит, из-за тяж. ранения после лечения демобилизован(17.11.1945).
Фото c сайта bvvaul.ru
Маршалкович Семён Савельевич (1907–1988) – полковник. Призван в РККА в 1932 г. Направлен учиться в Одесскую школу военных пилотов, после окончания которой (1933 г.) направлен служить в ВВС в г. Кирово (с 1939 г. – г. Кировоград), Одесской обл. Участник освободительного похода по присоединению Зап. Белоруссии 1939 г.,участник боёв в Зимней войне (01.02–13.03.1940). В Великой Отечественной с 22.06.1941, капитан, командир 1 АЭ 128 СБАП, с мая 1942 командует 3-й отд. дальнеразведывательной АЭ, на базе которой в августе 1942 г. формируется 11-й отдельный разведывательный авиаполк, ком. полка. В 1943 г. переводится в управление 301 БАД 3 БАК инспектором по технике пилотирования, майор. Впоследствии (1944-45гг.) служил в управлении 3 БАК 16 ВА 1-го Белорусского фронта лётчиком–нспектором по технике пилотирования.
Сиренко Иван Лаврентьевич (1910 – 1965) – подполковник, Герой Советского Союза (06.1945). В РККА с 1931 г. Окончил 2-ю Вольскую военную школу авиатехников (1932), затем Качинскую военно-авиационную школу пилотов(1935). Служил в ВВС БВО – Витебской АБр. Принимал участие в Зимней войне с белофиннами (1939-1940 г.) В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г. Служил в 128 ББАП 12 БАД – ст. политрук, военком АЭ. В 1944 г. был ранен. После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1953 по состоянию здоровья в запасе.

Источники информации:

Небо Коккинаки. Белорусский след подвигов летчиков Коккинаки // Беларусь сегодня URL: https://www.sb.by/articles/nebo-kokkinaki.html

План переучивания летного состава частей ВВС Красной Армии на новой материальной части на 1941 год Фонд Александра Н. Яковлева // URL:https://alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1011449

Боевой состав ЗапОВО на 22.06.41 // SnowForum URL: http://www.snowforum.ru/forums/?action=list&board=history&thread=74499/.

Свинцовое небо 12-й БАД: воздушные бои над Беларусью в июне-июле 1941 года // DocPlayer URL: https://docplayer.ru/47394817-Svincovoe-nebo-12-y-bad-vozdushnye-boi-nad-belarusyu-v-iyune-iyule-1941-goda.html

Копыл С. П., «Аэродром Бецкое в обеспечении боевых действий 12-й бомбардировочной дивизии в июне 1941 г.» // URL: http://elib.psu.by/bitstream/123456789/19556/1/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB_%D1%81209-213.pdf

Иринархов Р. С. 1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох? М.: 2011.

Первые дни Великой Отечественной войны // AviaSkins.Forums URL: http://forum.aviaskins.com/showthread.php?t=3928/

Смирнов А.А. «Соколы», умытые кровью. Почему советские ВВС воевали хуже Люфтваффе?. М.: 2010.

 «ПЕРЕЧЕНЬ № 12 АВИАЦИОННЫХ ПОЛКОВ ВВС КА, ВХОДИВШИХ В СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.» //URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_12_01.html

Несостоявшееся возмездие // Warspot URL: https://warspot.ru/591-nesostoyavsheesya-vozmezdie/

Поражение летом 1941 года // Рефотека.ру URL:http://refeteka.ru/r-166325.html/

Новиков С.Е «Беларусь летом 1941 года: новые подходы в исследовании боевых действий», академический труд российских историков «Великая Отечественная война 1941–1945», т.12, 2015 г.

Драбкин А.В., Исаев А.В. «22 июня. Чёрный день календаря» // ЛитМир URL:http://www.litmir.me/br/?b=165264&p=1/

Прачик И.А. Фронтовое небо М.: Воениздат, 1984.

12-я бомбардировочная авиационная дивизия – 12-я смешанная авиационная дивизия // URL:http://allaces.ru/sssr/struct/d/bad12.php/

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. —1942 г.» Т. 13 (2—2). — М (стр. 1) // URL:http://pandia.ru/text/77/174/14863.php/

В лепельском небе // Лепельский край URL: http://www.lepel-kraj.by/?p=4644

Авиабаза в Травниках //  Проза.ру URL: https://www.proza.ru/2013/10/08/585

Чечельницкий Г.А. Московский гвардейский штурмовой. М.: Воениздат, 1960.

6-й Гвардейский штурмовой авиаполк // ВКонтакте URL:https://vk.com/club72571998

22 июня 1941 года. Сражение за небо // Warspot URL:https://warspot.ru/2227-22-iyunya-1941-goda-srazhenie-za-nebo

Бить танки противника до полного их уничтожения… // Warspot URL:https://warspot.ru/12486-bit-tanki-protivnika-do-polnogo-ih-unichtozheniya

Солонин М.С. Другая хронология катастрофы 1941. Падение "сталинских соколов". Яуза, 2011.

Бодрихин Н.Г., Симонов А.А. Боевые летчики — дважды и трижды Герои Советского Союза. М.: Фонд «Русские витязи», 2017 г.

Цена Победы. Лето 1941 года. Отступление // Дилетант URL:https://diletant.media/articles/28741944/?sphrase_id=7801429

О "Плане Жукова" от 15 мая 1941 года // Военное обозрение URL:https://topwar.ru/1684-o-plane-zhukova-ot-15-maya-1941-g.html

128 бомбардировочный Калининский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк // Полки и самолеты СССР в ВОВ 1941-1945 URL: http://www. ava.org.ru

Федоров А. Г. В небе — пикировщики! М.: ДОСААФ, 1986.

Авиапоиск в Беларуси: проблемы и перспективы увековечения памяти авиаторов на территории Республики Беларусь // РУБОН - сайт военной археологии URL: http://rubon-belarus.com/avia-history/aviapoiskvbelarusi

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (25.08.2021)
Просмотров: 113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022