Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [132]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Рост крыльев.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады

Разведка боем

Рост крыльев

В конце 1937 – начале 1938 года, с учётом опыта, полученного в Испании, в СССР приступают к очередному преобразованию и изменению структуры ВВС КА. Новая реорганизация определялась директивой Генерального штаба РККА №4/1/33025 от 07.01.1938 г. Согласно этой директивы основной структурной единицей (воинской частью) ВВС КА становился полк, состоящий из четырех–пяти эскадрилий и звена управления. Переход на полковую систему был связан с общим ростом численности ВВС. Основным моментом такой реорганизации явилось отделение тылов от строевых частей, повышающее в итоге их оперативную подвижность и мобилизационную готовность. Численность эскадрилий значительно уменьшили. Эскадрильи лишались собственных наименований и номеров и должны именоваться 1-й, 2-й, 3-й… эскадрильей такого-то полка. Полки могли быть специализированными (бомбардировочными, истребительными, штурмовыми) либо смешанными, включающими эскадрильи разного назначения. Эскадрилья состояла из 4-5 звеньев. В звено входило три самолета. Количество самолетов в полку зависело от типа машин. При этом авиаполки, по-прежнему, объединялись в авиабригады. Они должны были состоять из 2–5 авиаполков, расположенных в 1-3 близлежащих гарнизонах, общая же численность самолётов в авиабригаде планировалась порядка 100-150 самолётов. При больших авиационных гарнизонах, в порядке дополнения, должны были формироваться армейские и войсковые разведывательные эскадрильи по 12 самолётов в каждой. Для непосредственного содействия кавалерийским корпусам формировались истребительные эскадрильи по 12 самолётов в каждой. При некоторых авиационных полках планировалось содержать резервные эскадрильи, которые в военное время развертывались в полки, а в мирное время подчинялись в учебно-строевом отношении командирам авиаполков.

Все эти преобразования в ВВС КА коснулись и авиачастей, размещённых в Белорусском особом военном округе (БОВО).

В первые зимние месяцы 1938 года в доступной информации появляется упоминание о наличии в БОВО 70-й легкобомбардировочной авиабригады (70 ЛБАБр). Она получает наименование «имени К.Е Ворошилова» (директива ГШ РККА № 4/1/33025 от 07.01.1938 г.). Основой для её создания стали также части из состава 40-й ЛБАБр. Командовать бригадой назначают полковника Аладинского Владимира Ивановича.

В начальный период формирования 70-й ЛБАБр в её составе упоминаются авиачасти, расположенные на аэродромах населённых пунктов Витебской области:
— 5-й авиаполк, в этот период находится в стадии переформирования в скоростной бомбардировочный авиаполк (СБАП) с перевооружением на самолёты СБ; согласно новых штатов полк должен был состоять из пяти эскадрилий, всего в полку должно было быть 61 самолёт. Местом будущего постоянного базирования определён аэродром Витебск. Пока в полку, якобы, числились лишь 2 СБ и 39 Р-Z (по другим сведениям — самолёты [Р-5] ССС и Р-5). С 01.09.1939 он получает наименование 43 СБАП и, согласно новых планов, уже должен оснащаться самолётами Р-10 и СБ.
— 6-й легкобомбардировочный авиаполк (ЛБАП), согласно новых штатов полк должен был состоять из пяти эскадрилий, всего в полку должно было быть 63 самолёта. Местом постоянного базирования был определён аэродром в г. Витебск. В это время 6-й БАП был оснащён 40 самолётами Р-5 и Р-Z (до сентября 1938 г. часть располагалась на аэродроме Хралищево, 50 км юго-западнее Орши). Согласно документов уже 1939 г., его командиром был полковник Киселёв, комиссаром — батальонный комиссар Леошкин, начштаба — майор Семёнов.
— 15-й истребительный авиаполк (ИАП), основой для его формирования с 02.06.1938 стала 106 ИАЭ Витебской АБр, местом базирования полка остался аэр. Улла. Согласно новых штатов полк должен был состоять из четырёх эскадрилий, всего в полку было 63 самолёта, главным образом И-16. Начал формирование полка майор Зеленцов Виктор Владимирович, но уже в июле 1938 г. по требованию НКВД он отстраняется от этой должности. Продолжил формирование временно исполняющий обязанности командира полка майор Бобрик Владимир Лукич, помогали в этой работе комиссар полка батальонный комиссар Лещенко П. С. и начштаба майор Ловков Михаил Александрович. Уже в 1938 г. 15-й ИАП стал лучшим среди истребительных авиаполков БОВО. Не случайно 1 мая 1939 г. над Москвой пролетели 30 истребителей И-16 именно из 15-го полка. В открытых документах полка в 1938 г. впервые встречается упоминание о комсорге 2-й АЭ старшем лейтенанте Сафонове Б.Ф., начавшем службу ещё в 7 ИАЭ Витебской АБр в 1934г. **

Кроме поименованных авиаполков, в составе 70-й АБр упоминается 4-я отдельная истребительная авиаэскадрилья (ОИАЭ) и 10-я дальняя (двухместная?) истребительная эскадрилья (ДИЭ), оснащённые самолётами И-15бис.

Для технического обслуживания авиачастей в обоих гарнизонах функционировали авиабазы — 101-я в Витебске и 208-я в Улле, аэродромные комендатуры — 117-я и 123-я, узлы связи и прочие вспомогательные подразделения. В Витебске располагались управление и штаб 70-й авиабригады и штабы расквартированных частей ВВС, здесь же находились школа штурманов и Окружная школа младших авиаспециалистов (ОШМАС).

В боевых действиях в районе озера Хасан, реки Халхин-Гол и в Китае принимали участие лишь отдельные авиаторы, вышедшие из состава Витебской АБр, прошедшие через боевые действия в Испании или проявившие себя в мирной авиационной жизни. Правда, существовала практика, когда для укрепления вооруженных сил на восточных рубежах государства, туда посылались отдельные авиачасти, даже авиабригады. Однако Витебскую АБр «впрямую» это не коснулось.

**Уже в то время целеустремленный летчик 7 ИАЭ был замечен не только командиром эскадрильи И.В. Якубовичем, но и командиром бригады Я.В. Смушкевичем. В декабре 1939 г. командир звена Сафонов, вместе со 2 АЭ 15 ИАП (командир капитан Плотников) переводится в ВВС Северного флота, где согласно приказа НКО СССР № 006 от 23.12.1939 г. на базе двух истребительных и одной бомбардировочной эскадрилий, которые прибыли из БОВО: 4-й ОИАЭ 70-й АБр, 2 АЭ 15-го ИАП им. Дзержинского и 5 АЭ 147-й СБАБр (плюс звено 39-го СБАП 10-й САД) был сформирован 72 САП. Боевое знамя 4-й ОИАЭ стало Знаменем полка. Так началось создание истребительных ВВС Северного флота.

Борис ДАЙТЕР

Первые испытания

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии.

Тревожные ожидания

День первый жестокой войны

Дорога в бессмертие. Заключение.


Краткие биографические справки

Аладинский Владимир Иванович (1901-1971 ) — генерал-лейтенант авиации (1944). В РККА с марта 1920 г. Служит в запасном стрелковом полку, затем в железнодорожном полку. Отправлен на учёбу в Киевское военное училище КВФ (09.1923–09.1925), продолжил учёбу в 1-й Военной школе лётчиков им. А.Ф. Мясникова (1925–06.1927). После окончания направлен в 34-ю АЭ 1-й АБр: командир звена (01.1929 г.), командир отдельного авиаотряда (04.1931). В 1932 г. закончив Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского назначается ком. АЭ в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. После окончания Высшей лётно-тактической школы ВВС (02.1936) ком. штурмовой АЭ БВО, ком. 70-й ЛБАБр (05.1938), которая переформировывается в 12 БАД, он её командир (08.1940). Великую Отечественную встретил 22.06.1941 г. в составе 12 БАД, командующий ВВС 43-й А(19.09.1941); командир 231-й штурмовой АД (05.1942),командир штурмового АК резерва Главного командования (10.1942), командир смешанного АК (11.1942), командир гв. смешанного АК (08.1943),командующий ВВС ОрлВО (01.1945) . В этой должности остаётся после окончания войны. Командующий 2-й ВА дальней авиации (04.1946), нач. Главного управления боевой подготовки ВВС (с 09.1950). Уволен в запас в июне 1955 г.
Зеленцов Виктор Владимирович (1910–1978) — военный лётчик, генерал-майор авиации(1949), Герой Советского Союза (04.1940). В РККА с 01.1929 Окончил Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиатехников (12.1929), Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков (07.1931). Служил в ВВС БВО, в Витебской АБр (с 1932), командир 15 ИАП (70 АБр, 05.1938). Из-за ложных обвинений уволен из РККА (07.1938). Работал в ГВФ, с 04.1939 г. вновь в ВВС РККА — ком АЭ АОН-1 в МосВО, командир 68-го ИАП, ЛенВО. Участник Зимней войны с белофиннами (1939-1940) в составе 68-го ИАП. Командир ИАД, УкрВО (08.1940-05.1941). В Великой Отечественной участвует с 22.06.1941 командир ИАД, командир резервной армии ПВО (11.1941-01.1942), командир ИАД ПВО, зам. командира ИАК ПВО (09.1942-06.1943), командир ИАД ПВО (с 08.1943). После окончания войны командир ИАД ПВО. По состоянию здоровья списан с лётной работы (02.1950). Занимается штабной работой войск ПВО страны. С 11.1955 ушёл в запас.
Зетилов Михаил Яковлевич (1892–1972) — военврач и организатор мед. службы, генерал-лейтенант медицинской службы (1944). В РККА с 1918 г. Участник Гражданской войны. В последующем служил в ВС: — младший, старший врач полка, ординатор, начальник отделения госпиталя; в период 1927– 1937 гг служит в БВО, начальник мед. службы Витебской авиабригады, флагманский врач управления ВВС БВО. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941: помощник начальника Военно-санитарного управления Западного фронта по ВВС (06.1941–05.1944); начальник Военно-санитарного управления ПВО Северного фронта (05.1944–03.1945). Начальник санотдела 1-го управления Главного управления по делам военнопленных и репатриированных МВД СССР (03.1945-1951). Нач. медслужбы ВВС, зам. начальника Главного военно-медицинского управления по авиации в ВС СССР (1951-1953). С 1953 г. в запасе.
Пушкин Анатолий Иванович (1915–2002) — военный лётчик, генерал-лейтенант авиации (1961), Герой Советского Союза (1942), заслуженный военный лётчик СССР (1966). Обучался в аэроклубе, в 1933 г. после его окончания был направлен на учёбу в Ейскую военную школу лётчиков и летчиков-наблюдателей, а затем (12.1933 г.) переведён в 11-ю военную школу лётчиков г. Луганск. По её окончании направлен в Витебскую АБр. Впоследствии служил в г. Смоленске. В 1938 г. был направлен на войну с Японией в Китае. Принимал участие в присоединении Зап. Белоруссии (1939) и в Зимней войне (1939-1940). Великую Отечественную встретил в должности командира ББАП, затем зам. командира БАД (с 1942 г.). После окончания войны обучался в Академии ГШ (1952–1954). После этой учёбы занимает ряд командных должностей: зам.командира авиакорпуса, командир АД, зам. командующего ВА, командующий ВВС Южной группы войск, командующий 36-й ВА (1959-1967). Затем служба в Главном штабе ВВС, зам. начальника Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. В 1975 уволен по возрасту в запас.
Сафонов Борис Феоктистович (1915 – 1942) — подполковник (1942), дважды Герой Советского Союза (09.1941; 06.1942). Летом 1933 г. после окончания аэроклуба поступил в Качинскую 1-ю военную школу лётчиков им. А.Ф Мясникова, после её окончания (1934) направлен на службу в 7 ИАЭ Витебской АБр . В дальнейшем служит в составе 106 ИАЭ, потом в 2 АЭ 15 ИАП. В составе 2 ИАЭ переводиться в ВВС Северного флота (12.1939), затем в составе сформированного 72 смешанного АП ВВС СФ, командир 4 АЭ (04.1941). Командир 78 ИАП, майор (10.1941). Командир 2 гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС Сев. флота, подполковник. Погиб в воздушном бою (05.1942).
Счётчиков Георгий Семёнович (1908-1977) — военный и государственный деятель, генерал-полковник авиации (1963). Призван в РККА в 1927 г. и направлен в военно-теоретическую школу ВВС РККА, после окончания переведён в 3-ю военную школу лётчиков и летнабов им. В.Е.Ворошилова. После окончания (12.1929 г.) направлен во 2-ю АБр. В 07.1932 г. переведён в УкрВО. В июне 1938 г. командир РАЭ. Принимает участие в операции по присоединению Зап. Украины (1939). В Великой Отечественной участвует с22.06.1941 г.– командир 325 ТБАП, а с 07.1942 г.–зам. команд. 45-й АД Дальнего действия (ДД). Командует 62 АД ДД (06.1943), 4 гв. АК ДД (04.1944-05.1945). После войны продолжает командовать 4 гв. АК ДД. Командует 50 ВА Дальней авиации (08.1949). В 1954 г. окончил ВВА им. Н.Е Ворошилова, назначен командующим 43 ВА ДА. С 1956 г. НШ — 1-й зам. командующего ВВС СКВО; с 06.1958 г. 1-й зам. командующего ВТА; с 08.1964 г. первый зам. Министра ГА СССР. В окт. 1971 г. ушёл в отставку.
Хрюкин Тимофей Тимофеевич (1910– 1953) — генерал-полковник авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (1939,1945). В РККА с 1932 г. Закончил 11-ю военную школу лётчиков г. Луганск, начал служить в ЛБАЭ 2АБр. С 1936 г. добровольцем участвовал в гражданской войне в Испании. В 1938 г. участвовал в войне с Японией на территории Китая. В 1939 г. окончил Курсы усовершенствования высшего командного состава при ВА ГШ. Во время Зимней войны с белофиннами (1939—1940) командовал ВВС 14-й армии. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941, командующий ВВС 12-й армии, затем командующий ВВС Карельского фронта, в 1942 г. командующий 8 ВА, в июле 1944 г. возглавил 1 ВА 3-го Белорусского фронта. С августа 1946 г. — зам. Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке, в июле 1947 г. — командующий ВА. С апреля 1949 г. — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 г. после окончания Военной академии ГШ назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.

Источники информации:
Зильманович Д.Я. На орбите большой жизни. — Вильнюс: МИНТИС, 1971
Водопьянов М., Григорьев Г. Летать рождённый. — М.: ДОСААФ, 1969.
Участие ВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939 гг. // Электронная библиотека БГУ URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf
Самолёт ССС (Р-5ССС) // Уголок неба URL: http://www.airwar.ru/enc/aww2/sss.html
Боевое применение самолётов Р–Z // Виртуальная энциклопедия военной авиации URL: http://pro-samolet.ru/air-battles/596-combat-use-of-aircraft-p-z
Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 – первая половина 1941г.) – М: Российский фонд содействия образованию и науке, 2009 г.
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Герои Советского Союза до Великой Отечественной войны. // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1193160
О плане развития и реорганизации РККА в 1938–1942 гг. // Фонд Александра Н.Яковлева URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1012170
Лётчики 83-й авиабригады в небе Испании // URL:http://www.kray32.ru/stat20_22.html
Воздушная война в Испании — хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. // URL:http://militera.lib.ru/h/0/pdf/abrosov_sv02.pdf
Интернационалисты в Испании. // URL: http://lemur59.ru/node/9503
899-й Гвардейский штурмовой авиационный // URL: http://xn--899-8cdo7ezc.xn--p1ai/
Накануне. Сборник документов ЗапОВО (39-41гг.)//URL: http://liewar.ru/dokumenty/219-nakanune-sbornik-dokumentov-zapovo-39-41gg.html?showall=1&limitstart=/
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Перечень № 8, раздел III // Список перечней соединений, частей действующей армии. URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_08_03.html
Сайт «Подвиг народа 1941 – 1945.Люди и награждения» // URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search/
Борис Сафонов // ЛЮДИ URL: http://www.peoples.ru/military/hero/boris_safonov/index1.html
72-й смешанный авиационный полк // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Состав, организация, дислокация ВВС РККА (20.10.1939 г.) // URL:http://www.rkka.ru/handbook/
Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 356—357. — ISBN 5-901679-08-3.

 

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (26.08.2021)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022