Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [112]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Разведка боем. Рост крыльев.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады

Разведка боем

Гражданская война в республике Испания началась 16 июля 1936 года, когда был совершён переворот правых сил. Восставшие провозгласили себя «национальными силами» или националистами (позже их часто стали называть «франкистами»). Целью этих сил было установление диктатуры и избавление Испании от «красной угрозы» — правительства Народного фронта, пришедшего к власти в результате выборов в феврале 1936 года. В поддержку интересов республиканской Испании выступали многие неравнодушные люди разных стран. «Оказывать интернациональную помощь!» — эту обязанность на себя брали добровольцы-интернационалисты 50-и государств, которые приняли участие в гражданской войне, защищая интересы Республики. Они не только воевали против франкистов, но и занимались оказанием помощи в формировании республиканских вооруженных сил, в том числе, подготовкой авиаторов-республиканцев. Среди них были и советские граждане. В боевых действиях в Испании (до середины осени 1938 г.) приняли участие 772 советских авиационных специалиста, в их числе 160 членов лётных экипажей и командиров авиачастей. В этих рядах оказалось около 200 авиаторов из БВО.

Среди первых прибывших советских авиаторов в Испанию в сентябре 1936 года были: А.В. Ковалевский, И.И. Кóпец, Е.Е. Ерлыкин, В.С. Хользунов, И.И. Проскуров, П.И. Пумпур, Г.Н.Тупиков, Э.Г Шахт, П.А. Джибелли и ряд других. Они вынуждены были первоначально эксплуатировать имеющуюся в Республике иностранную, порой устаревшую, технику.

Для формирования и руководства интернациональными авиационными подразделениями в Испании потребовалось оперативно создать штаб, куда вошли, главным образом, советские специалисты. Первоначально штаб возглавили соратники по Витебской авиабригаде Смушкевич Я.В., Федосеев Н.И., Гальцев И.С. Работа штаба включала в себя организацию боевой деятельности и плановой замены советских добровольцев, а также необходимость организации планового прибытия, разгрузки, размещения.

В конце сентября 1936 г. активность республиканской авиации в районе Мадрида практически сошла на нет. Причинами такого положения стали большие потери в самолётах, волокита в поставках из-за рубежа закупленной авиатехники, нехватка авиаспециалистов. В этот критический момент Республике требовалась неотложная помощь. В срочном порядке были осуществлены первые советские поставки в Испанию – на морских транспортах были доставлены лётные экипажи, члены наземных служб, заводские специалисты и самолёты в разобранном виде. Одной из первых была доставлена группа бомбардировщиков СБ. Из прибывших формируется бомбардировочное подразделение, основу которого составляют 23 авиатора из состава Витебской АБр, командиром назначается А.Е. Златоцветов.


Скоростной бомбардировщик СБ республиканских ВВС Испании

Следом прибывают суда с группами истребителей. Первая группа с самолётами И-15 — под командованием П.В. Рычагова (КВО). Вторая, на И-15 — под командованием Б.А. Туржанского (БВО). Третья, на И-16 — руководитель С.Ф Тархов, ядро третьей группы составляли авиаторы 83-й АБр БВО. В состав этой группы входили такие ставшие известными лётчики: В.М. Бочаров, С.П. Денисов, К.И. Колесников, И.А. Лакеев, С.А.Черных и ряд других.


И-15 республиканских ВВС

Последняя группа авиаторов, решение об отправке которой было принято осенью 1936 года, имела на вооружении штурмовики Р-5 ССС (или просто ССС — «скоростной, скороподъёмный, скорострельный»). Для испытания этих новых самолётов в Испанию была направлена фактически полнокровная штурмовая эскадрилья (в основном из состава Гомельской АБр) в количестве 31 ССС, 109 человек лётного и наземного состава, аэродромная техника, запчасти, моторы и боеприпасы. Командиром подразделения назначили К.М. Гусева.


Р-5ССС республиканских ВВС (фото http://oruzhie.info/)

Авиационными помощниками «генерала Дугласа» по видам авиации, в этот период, стали: по истребителям — «полковник Хулио», он же П. И. Пумпур; по бомбардировщикам — «полковник Гольд», он же А.Е. Златоцветов.
Республиканскому авиационному руководству и штабу пришлось усиленно учить и отрабатывать с исполнителями боевые действия, которые не были отработаны в различных учениях мирной жизни.

Весной 1937 г. Республика вынуждена была дополнительно приобрести самолёты P-Z — ближние разведчики-легкие бомбардировщики.


Самолёт Р-Z республиканских ВВС

В период до 01.01.1939 СССР передал республиканской Испании (согласно доступным данным) в общей сложности 627 самолетов различных типов, в том числе, около 92 СБ, 131 И-15, 276 И-16, 31 Р-5 ССС.

Со временем лётные составы из числа советских добровольцев стали периодически сменять — их заменяли другими. Это, кроме прочего, позволяло расширить круг военных, получавших боевой опыт.

В мае 1937 г. было принято решение заменить очередную группу советских интернационалистов. В этой группе оказался и Я.В. Смушкевич, морально и физически уставший, который кроме руководства и организации в авиагруппах, сам много времени проводил в воздухе, летая на многих типах самолётов, стоящих на вооружении у республиканцев. Эта группа «испанцев» вернулась в СССР 18 июня 1937 г. Решением руководства ВВС КА обязанности старшего советника испанского республиканского правительства по авиации принял В.Н. Лопатин, но уже в конце августа 1937 г. его сменил Е.С. Птухин.


Смушкевич Я. В.

После небольшого отдыха руководство прибывшей группы было приглашено в Кремль. Им было предложено рассказать Политбюро ЦК и И. Сталину о героической борьбе испанского народа. Выступившие рассказали о вкладе советских военных в эту борьбу. Были высказаны выводы, вытекавшие из опыта сражений в Испании. Ведь участие в различных военных действиях как армии, так и отдельных военнослужащих, заставляет военное руководство страны делать правильные выводы о соответствии вооружённых сил текущей ситуации и, согласно произведённых анализов, ставит перед необходимостью поддерживать свои вооружённые силы в надлежащем состоянии.

После подведения итогов этой экстремальной командировки военным сообщили, что они получили новые должности и звания. Многие из них были представлены к награждению высокими правительственными наградами. Так, по итогам участия в испанских боевых событиях, звания Героя Советского Союза, в несколько приёмов, были удостоены 59 человек. В числе Героев были 35 авиаторов, в том числе 14 представителей ВВС БВО. Среди них оказались и бывшие сослуживцы по Витебской и Смоленской АБр — В.М. Бочаров, П.М. Пумпур, Е.С. Птухин, Я.В. Смушкевич, С.Ф. Тархов, Б.А. Туржанский, С.А. Черных.
Смертельные потери среди советских авиаторов в Испании составили 93 человека. Не минули они и «бывших витеблян».

Всем вернувшимся был предоставлен отпуск с семейным отдыхом на юге. А пока свободные дни были заполнены встречами и всевозможными торжествами, на которых присутствие лётчиков-героев считалось обязательным. Они были гостями рабочих, учёных, колхозников.

При приезде «испанцев» поездом в Витебск неожиданно оказалось, что, несмотря на поздний вечер, перрон железнодорожного вокзала был заполнен встречающими — всем хотелось их увидеть и лично поздравить. В эти дни нередко стихийные митинги возникали при встречах во время их прогулок — эта новость быстро распространилась в городе и многие горожане уже знали о героях-земляках.

Напряжённая политическая ситуация в эти годы всё-таки начала проявляться военными конфликтами в различных мировых регионах. РККА, участвуя в подобных событиях, вынуждена была проверить теоретические положения действующих уставов и наставлений, а также качество советской военной техники. Не менее важными в данном случае были и внешнеполитические аспекты, поскольку на Западе в указанный период регулярно стали высказываться сомнения в боеспособности вооружённых сил СССР, что наносило ощутимый удар по его международному престижу и восприятию в качестве серьезного и надежного партнера.

Испания явилась лишь одним из мировых трагических событий. В эти годы и на Дальнем Востоке тоже становилось неспокойно. Японские милитаристы расширяли агрессию против Китая и Монголии, государств, граничивших с Советским Союзом. Появились опасения в очередной большой войне. На основании полученного боевого опыта в Испании и для выяснения соответствия ВВС КА текущей напряжённой ситуации, руководство СССР решило направить инспекционную группу из числа командиров, воевавших в Испании, на Дальний Восток. Целью инспекции была проверка частей ВВС Дальневосточного округа на боеготовность, внезапность и эффективность действий. Руководство группы инспекторов возложили на бывших сослуживцев по Витебской авиабригаде — комкора Смушкевича, дивизионного комиссара Гальцева и комбрига Пумпура. В ходе инспекционной поездки бывшие «испанцы» рассказывали, показывали и отрабатывали с личными составами то новое, что следовало внести в обучение авиачастей исходя из боевого опыта, полученного в Испании. Эта командировка продолжалась около двух месяцев.

Юбилейный в истории СССР 1937 г. отметился ещё и таким трагическим событием, как начало репрессий против советских людей. На рубеже 1937-1938 гг. эта волна докатилась и до сталинских любимцев — авиаторов. 22 ноября был освобождён от должности и подвергнут репрессиям командующий ВВС Я.И. Алкснис (в течение короткого времени исполнять обязанности командующего ВВС КА вынужден был Я.В Смушкевич, а в конце декабря на эту должность был назначен командарм 2-го ранга А. Д. Локтионов), начальник НИИ ВВС КА Н.Н. Бажанов, начальник ЦАГИ Н.М. Харламов, руководитель опытного самолетостроения ЦАГИ А.Н Туполев, начальник Главного управления ГВФ И.Ф. Ткачев. Впоследствии все они (кроме А.Н. Туполева) были расстреляны. К сожалению, в скором времени репрессии «добрались» и до авиаторов Витебской авиабригады. Здесь были уволены из ВВС КА командиры авиаотрядов Дроздов Николай Иванович (1904 г.р., репрессирован 30.06.1938 г., реабилитирован 17.01.1958 г.) и Ульяновский, лётчик Д. Радеев, военинженер Рябов и другие. За бывших сослуживцев пытался вступиться с ходатайствами Я.В. Смушкевич, однако не всегда такие действия приносили успех. Прямым следствием репрессий 1937-1938 гг. в ВВС стало постоянное чувство страха, резкое снижение профессионального уровня командного состава, падение армейской дисциплины.

29.11.1937 Нарком обороны СССР и начальник Генштаба РККА в своём докладе в ЦК ВКП(б) предложили план реорганизации и развития РККА на период 1938–1942 гг. (№ 4/1/49559, № 9сс/ов). В основу этого плана развития Вооруженных Сил СССР были включены ряд основных положений. Главным в них называлась «необходимость усиления ударной силы и оперативной маневренности РККА путем увеличения развертывания стрелковых войск, артиллерии войсковой и РГК, воздушных сил, создания автомобильных крупных соединений РГК оперативного назначения, дальнейшей моторизации тыла и тракторизации войсковых частей и армейского тыла.»

Рост крыльев

В конце 1937 – начале 1938 года, с учётом опыта, полученного в Испании, в СССР приступают к очередному преобразованию и изменению структуры ВВС КА. Новая реорганизация определялась директивой Генерального штаба РККА №4/1/33025 от 07.01.1938 г. Согласно этой директивы основной структурной единицей (воинской частью) ВВС КА становился полк, состоящий из четырех–пяти эскадрилий и звена управления. Переход на


Аладинский В. А.
 

полковую систему был связан с общим ростом численности ВВС. Основным моментом такой реорганизации явилось отделение тылов от строевых частей, повышающее в итоге их оперативную подвижность и мобилизационную готовность. Численность эскадрилий значительно уменьшили. Эскадрильи лишались собственных наименований и номеров и должны именоваться 1-й, 2-й, 3-й… эскадрильей такого-то полка. Полки могли быть специализированными (бомбардировочными, истребительными, штурмовыми) либо смешанными, включающими эскадрильи разного назначения. Эскадрилья состояла из 4-5 звеньев. В звено входило три самолета. Количество самолетов в полку зависело от типа машин. При этом авиаполки, по-прежнему, объединялись в авиабригады. Они должны были состоять из 2–5 авиаполков, расположенных в 1-3 близлежащих гарнизонах, общая же численность самолётов в авиабригаде планировалась порядка 100-150 самолётов. При больших авиационных гарнизонах, в порядке дополнения, должны были формироваться армейские и войсковые разведывательные эскадрильи по 12 самолётов в каждой. Для непосредственного содействия кавалерийским корпусам формировались истребительные эскадрильи по 12 самолётов в каждой. При некоторых авиационных полках планировалось содержать резервные эскадрильи, которые в военное время развертывались в полки, а в мирное время подчинялись в учебно-строевом отношении командирам авиаполков.

Все эти преобразования в ВВС КА коснулись и авиачастей, размещённых в Белорусском особом военном округе (БОВО).

В первые зимние месяцы 1938 года в доступной информации появляется упоминание о наличии в БОВО 70-й легкобомбардировочной авиабригады (70 ЛБАБр). Она получает наименование «имени К.Е Ворошилова» (директива ГШ РККА № 4/1/33025 от 07.01.1938 г.). Основой для её создания стали также части из состава 40-й ЛБАБр. Командовать бригадой назначают полковника Аладинского Владимира Ивановича.

В начальный период формирования 70-й ЛБАБр в её составе упоминаются авиачасти, расположенные на аэродромах населённых пунктов Витебской области:
— 5-й авиаполк, в этот период находится в стадии переформирования в скоростной бомбардировочный авиаполк (СБАП) с перевооружением на самолёты СБ; согласно новых штатов полк должен был состоять из пяти эскадрилий, всего в полку должно было быть 61 самолёт. Местом будущего постоянного базирования определён аэродром Витебск. Пока в полку, якобы, числились лишь 2 СБ и 39 Р-Z (по другим сведениям — самолёты [Р-5] ССС и Р-5). С 01.09.1939 он получает наименование 43 СБАП и, согласно новых планов, уже должен оснащаться самолётами Р-10 и СБ.
— 6-й легкобомбардировочный авиаполк (ЛБАП), согласно новых штатов полк должен был состоять из пяти эскадрилий, всего в полку должно было быть 63 самолёта. Местом постоянного базирования был определён аэродром в г. Витебск. В это время 6-й БАП был оснащён 40 самолётами Р-5 и Р-Z (до сентября 1938 г. часть располагалась на аэродроме Хралищево в районе г. Орша). Согласно документов уже 1939 г., его командиром был полковник Киселёв, комиссаром — батальонный комиссар Леошкин, начштаба — майор Семёнов.
— 15-й истребительный авиаполк (ИАП), основой для его формирования с 02.06.1938 стала 106 ИАЭ Витебской АБр, местом базирования полка остался аэр. Улла. Согласно новых штатов полк должен был состоять из четырёх эскадрилий, всего в полку было 63 самолёта, главным образом И-16. Начал формирование полка майор Зеленцов Виктор Владимирович, но уже в июле 1938 г. по требованию НКВД он отстраняется от этой должности. Продолжил формирование временно исполняющий обязанности командира полка майор Бобрик Владимир Лукич, помогали в этой работе комиссар полка батальонный комиссар Лещенко П. С. и начштаба майор Ловков Михаил Александрович. Уже в 1938 г. 15-й ИАП стал лучшим среди истребительных авиаполков БОВО. Не случайно 1 мая 1939 г. над Москвой пролетели 30 истребителей И-16 именно из 15-го полка. В открытых документах полка в 1938 г. впервые встречается упоминание о комсорге 2-й АЭ старшем лейтенанте Сафонове Б.Ф., начавшем службу ещё в 7 ИАЭ Витебской АБр в 1934г. **

Кроме поименованных авиаполков, в составе 70-й АБр упоминается 4-я отдельная истребительная авиаэскадрилья (ОИАЭ) и 10-я дальняя (двухместная?) истребительная эскадрилья (ДИЭ), оснащённые самолётами И-15бис.

Для технического обслуживания авиачастей в обоих гарнизонах функционировали авиабазы — 101-я в Витебске и 208-я в Улле, аэродромные комендатуры — 117-я и 123-я, узлы связи и прочие вспомогательные подразделения. В Витебске располагались управление и штаб 70-й авиабригады и штабы расквартированных частей ВВС, здесь же находились школа штурманов и Окружная школа младших авиаспециалистов (ОШМАС).

В боевых действиях в районе озера Хасан, реки Халхин-Гол и в Китае принимали участие лишь отдельные авиаторы, вышедшие из состава Витебской АБр, прошедшие через боевые действия в Испании или проявившие себя в мирной авиационной жизни. Правда, существовала практика, когда для укрепления вооруженных сил на восточных рубежах государства, туда посылались отдельные авиачасти, даже авиабригады. Однако Витебскую АБр «впрямую» это не коснулось.

**Уже в то время целеустремленный летчик 7 ИАЭ был замечен не только командиром эскадрильи И.В. Якубовичем, но и командиром бригады Я.В. Смушкевичем. В декабре 1939 г. командир звена Сафонов, вместе со 2 АЭ 15 ИАП (командир капитан Плотников) переводится в ВВС Северного флота, где согласно приказа НКО СССР № 006 от 23.12.1939 г. на базе двух истребительных и одной бомбардировочной эскадрилий, которые прибыли из БОВО: 4-й ОИАЭ 70-й АБр, 2 АЭ 15-го ИАП им. Дзержинского и 5 АЭ 147-й СБАБр (плюс звено 39-го СБАП 10-й САД) был сформирован 72 САП. Боевое знамя 4-й ОИАЭ стало Знаменем полка. Так началось создание истребительных ВВС Северного флота.

Борис ДАЙТЕР

(продолжение следует)

Краткие биографические справки

Баранов Павел Николаевич (1906–1991) — полковник авиации (1943). В РККА (10.1926) по направлению комсомола попал на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков КВФ, после её окончания в Качинскую 1-ю военную школу лётчиков, по окончанию (06.1929) — в ВВС БВО во 2 АБр, где служит до 1934 г. Затем переводится в другие места службы. В 1936 г. командирован в Китай в качестве военного советника. По возвращении служит на различных командных должностях. В 1940 г. после окончания Курсов при командно-штурманской академии назначается командиром АП. Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941, служит на командных должностях на Ленинградском, Западном, Северном, Центральном фронтах в ПВО — командир ИАП, командир ИАД . После окончания войны в течение 15 лет служит в ВВС. В 1950 г. выходит в отставку, переезжает жить в Витебск.
Локтионов Александр Дмитриевич (1893—1941) — генерал-полковник (1940). Участник 1-й мировой войны в составе Российской Императорской Армии — командует ротой и батальоном. Участник Гражданской войны, командует батальоном, полком, бригадой. В РККА с 1918 г. Окончил Высшие академические курсы (1923), курсы усовершенствования высшего начсостава (1928), курсы партийно-политической подготовки командиров-единоначальников при Военно-политической академии имени Н. Г. Толмачёва (1930). Служит в БВО, с ноября 1930 г. — командир и комиссар 4-го СК (Витебск). С декабря 1933 г. — пом. командующего войсками БВО по авиации, а с мая 193 г. — на той же должности в ХВО. С 1937 г. начальник ВВС РККА. С 1940 г. командует войсками ПрибОВО. С декабря 1940 г. в распоряжении НКО СССР. Арестован 19.06.1941 и расстрелян. Реабилитирован в 1955 г.
Марцелюк Михаил Иванович (1899 –1941) — полковник авиации. В РККА с 02.1918 г. Служит в Витебской АБр (1933), командир авиотряда. Последнее место службы — зам.командира 67-й АД. Становится лётчиком–испытателем ГАЗ №1. Погибает при перелёте в Куйбышевской обл., р-н п. Кузнецк, 29.10.1941 г (или 09.11.1941?).
Прусаков Степан Ильич (1916–19…) — полковник авиации. Витеблянин. В РККА с 1931 г. Служил в Витебской АБр: юным музыкантом, помощников шофёра, потом шофёром служебного автомобиля комбрига Смушкевича. Окончил военную школу лётчиков. Воевал в истребительной авиации на р. Халхин–Гол (1939). В начале Великой Отечественной войны служил в Монгольской народной республике. На фронт Великой Отечественной попал в 07.1944 г. командиром 848 ИАП. В мирное время продолжал служить в ВВС. После отставки жил в г. Витебске.
Пушкин Анатолий Иванович (1915–2002) — военный лётчик, генерал-лейтенант авиации (1961), Герой Советского Союза (1942), заслуженный военный лётчик СССР (1966). Обучался в аэроклубе, в 1933 г. после его окончания был направлен на учёбу в Ейскую военную школу лётчиков и летчиков-наблюдателей, а затем (12.1933 г.) переведён в 11-ю военную школу лётчиков г. Луганск. По её окончании направлен в Витебскую АБр. Впоследствии служил в г. Смоленске. В 1938 г. был направлен на войну с Японией в Китае. Принимал участие в присоединении Зап. Белоруссии (1939) и в Зимней войне (1939-1940). Великую Отечественную встретил в должности командира ББАП, затем зам. командира БАД (с 1942 г.). После окончания войны обучался в Академии ГШ (1952–1954). После этой учёбы занимает ряд командных должностей: зам.командира авиакорпуса, командир АД, зам. командующего ВА, командующий ВВС Южной группы войск, командующий 36-й ВА (1959-1967). Затем служба в Главном штабе ВВС, зам. начальника Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. В 1975 уволен по возрасту в запас.
Хрюкин Тимофей Тимофеевич (1910– 1953) — генерал-полковник авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (1939,1945). В РККА с 1932 г. Закончил 11-ю военную школу лётчиков г. Луганск, начал служить в ЛБАЭ 2АБр. С 1936 г. добровольцем участвовал в гражданской войне в Испании. В 1938 г. участвовал в войне с Японией на территории Китая. В 1939 г. окончил Курсы усовершенствования высшего командного состава при ВА ГШ. Во время Зимней войны с белофиннами (1939—1940) командовал ВВС 14-й армии. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941, командующий ВВС 12-й армии, затем командующий ВВС Карельского фронта, в 1942 г. командующий 8 ВА, в июле 1944 г. возглавил 1 ВА 3-го Белорусского фронта. С августа 1946 г. — зам. Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке, в июле 1947 г. — командующий ВА. С апреля 1949 г. — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 г. после окончания Военной академии ГШ назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.
Худяков Николай Васильевич (1913–1996) — военный лётчик–истребитель, Герой Советского Союза (06.1945). Учился в аэроклубе. В 1932 г. призван в РККА, направлен на учёбу в Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей, которую окончил в 1933 г. Направлен на дальнейшую службу в БВО, в Витебскую АБр. В 1939 г. командирован на службу в Московский аэроклуб. По личному ходатайству к главкому ВВС был возвращён в РККА, на западную границу. В Великой Отечественной воевал в штурмовой и истребительной авиации. По окончании войны капитан Худяков Николай Васильевич продолжал службу в ВВС. В1946 г. по состоянию здоровья уволился в запас.
Бочаров Владимир Михайлович (1910–1936) — капитан (1936). Герой Советского Союза (1936). В РККА с 1929 г. Окончил Вольскую объединённую школу лётчиков и авиатехников ВВС (1929), Оренбургскую военно-авиационную школу лётчиков (1931). Служил в ВВС БВО (в т. ч. в 7 ИАЭ 2 АБр, 1931-1933) командир авиаотряда. Участник боевых действий в Испании с ноября 1936 г. Сбит в воздушном бою, совершил вынужденную посадку, был взят в плен и замучен франкистами (13.11.1936).
Гусев Константин Михайлович (1906–1942) — советский военный деятель, генерал-лейтенант авиации (1941). В РККА с 1925 г. по путёвке комсомола курсант Ленинградской военно-теоретической авиашколы, Борисоглебской школы лётчиков (1926-1928). Служит в ВВС БВО (114 АБр). Участник гражданской войны в Испании (10.1936–06.1937). Командующий ВВС БВО, ЗапОВО (1937). Зам. нач. Главного управления ВВС РККА (1940), затем командующий ВВС Дальневосточного фр. Арестован (07.1941). Расстрелян (02.1942). Реабилитирован.
Кóпец Иван Иванович (1908-1941) — советский авиационный военачальник, генерал-майор авиации (1940), Герой Советского Союза (1937). В РККА с 1927 г. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА (1928), Качинскую военную авиационную школу лётчиков (1929), Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при ВА им.М.В Фрунзе (1935). Служил в 70-м отдельном истребительном авиаотряде АБр при ВВА им.Н.Е Жуковского. Участник гражданской войны в Испании (08.1936-06.1937). Зам. командующего ВВС ЛенВО (1938). В Зимней войне с белофиннами–командующий ВВС 8-й армии, позже командующий ВВС ЗапОВО. Покончил жизнь самоубийством (22.06.1941 в 18:00).
Птухин Евгений Саввич (1902–1942) — генерал-лейтенант авиации (06.1940), Герой Советского Союза (1940). В РККА с 1918 г. служит авиамехаником. Участник Гражданской войны. Обучается в Егорьевской теоретической школе (1922) по специальности авиамоториста, а в 1923 г. начинает учёбу здесь же в лётном классе; в декабре направляется на продолжение учёбы в Липецкой лётно-практической школе, после переформирования которой попадает в г. Борисоглебск. После окончания данного учебного заведения направляется в Серпуховскую высшую школу стрельбы и бомбометания (1924). Возвращается служить в свою часть – 2-ю ОИАЭ. В 12.1927 2-я ОИАЭ переименовывается в 7-ю ИАЭ и переводится во 2 АБр (г. Витебск), назначается командиром АО, оканчивает Курсы усовершенствования командного состава (1929), назначается командиром 15-й ОИАЭ в БВО; командир 450-й смешанной АБр (г. Смоленск, 05.1934), командир 142 АБр БВО (г.Бобруйск, 07.1935). С мая 1937 г. он в командировке в Испании (04.1938). Назначен командующим ВВС ЛенВО (04.1938). В качестве командующего фронтовой ВВС Северо-Западного фр. участвует в Зимней войне с белофиннами (1939-1940). Командующий ВВС КОВО (05.1940), начальник Главного управления ПВО КА (02.1941), вновь командующий ВВС КОВО (03.1941). Освобождён от служебных обязанностей 24.06.1941. Арестован. Расстрелян (02.1942). Реабилитирован (10.1954).
Пумпур Пётр (Петерис) Иванович (1900–1942) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1937). В РККА с 1918 г. Участник Гражданской войны. В 1924 г. окончил Борисоглебскую 2-ю военную школу лётчиков КВФ. Служит в частях ВВС. В 1929 г. окончил Курсы усовершенствования командного состава при ВВА им Н.Е. Жуковского. Назначается командиром авиабригады (1934). 02.1936 г. направлен на учёбу в Военно-воздушную академию. Участвует в качестве добровольца-интернационалиста в гражданской войне в Испании (1936–1937). После возвращения занимает ряд ответственных постов в ВВС. Арестован 05.1941 г. Расстрелян. Реабилитирован в 1955 г.
Рычагов Павел Васильевич (1911-1941) — генерал-лейтенант авиации (1940 г.), Герой Советского Союза (1936). В авиации с 1930 г. Был лётчиком, командиром отряда, командиром эскадрильи. Участник гражданской войны в Испании, сбил 15 самолётов. В 1937-1938 гг. воевал в Китае. С 1938 г. был командующим ВВС и членом Военного совета Приморской группы Дальневосточного фронта и 1-й отдельной Краснознамённой армии. Во время советско-финляндской войны был начальником ВВС 9 А. В 1940 г. был 1-м зам. начальника ВВС РККА, с августа — начальником Главного управления ВВС РККА, с февраля 1941 — зам. наркома обороны СССР. Необоснованно репрессирован, расстрелян в Куйбышеве 28.10.1941 г.
Тархов Сергей Фёдорович (1909–23.11.1936) — капитан (1936), Герой Советского Союза (12.1936). В РККА с 1927 г. Окончил Ленинградскую школу военных лётчиков, практический курс обучения проходит в Оренбургской военной авиационной школе лётчиков-наблюдателей (1928). Направлен на службу в ВВС БВО: служит в 13-й, потом в 15-й истребительных эскадрильях. Заканчивает Липецкую высшую лётно-тактическую школу (1934). Командир учебной эскадрильи 9-й военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей г. Харьков (11.1934), затем командир 40-й ИАЭ 83-й АБр БВО (1936). С ноября 1936 г. доброволец в Испании, ком. ИАЭ. Сбит в воздушном бою, умер от ран в госпитале.
Черных Сергей Александрович (1912-1941) — генерал-майор авиации (1940), Герой Советского Союза (1936). В РККА с 1930 г. Окончил ВШЛ (1933). Участник гражданской войны в Испании. С мая 1938 г. зам. команд. ВВС ОКДВА (с июля 1938 — Дальневосточный фронт), затем зам. ком. ВВС 2-й отдельной Краснознаменной армии. С февраля 1940 г. и. о. команд., с апреля зам. команд. ВВС ОдВО, с августа командир 9-й САД ЗапОВО. В начале июля 1941 г. арестован, 27.07.1941 г. приговорен к расстрелу за потерю боевой техники. Реабилитирован в 1958.
Аладинский Владимир Иванович (1901-1971 ) — генерал-лейтенант авиации (1944). В РККА с марта 1920 г. Служит в запасном стрелковом полку, затем в железнодорожном полку. Отправлен на учёбу в Киевское военное училище КВФ (09.1923–09.1925), продолжил учёбу в 1-й Военной школе лётчиков им. А.Ф. Мясникова (1925–06.1927). После окончания направлен в 34-ю АЭ 1-й АБр: командир звена (01.1929 г.), командир отдельного авиаотряда (04.1931). В 1932 г. закончив Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского назначается ком. АЭ в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. После окончания Высшей лётно-тактической школы ВВС (02.1936) ком. штурмовой АЭ БВО, ком. 70-й ЛБАБр (05.1938), которая переформировывается в 12 БАД, он её командир (08.1940). Великую Отечественную встретил 22.06.1941 г. в составе 12 БАД, командующий ВВС 43-й А(19.09.1941); командир 231-й штурмовой АД (05.1942),командир штурмового АК резерва Главного командования (10.1942), командир смешанного АК (11.1942), командир гв. смешанного АК (08.1943),командующий ВВС ОрлВО (01.1945) . В этой должности остаётся после окончания войны. Командующий 2-й ВА дальней авиации (04.1946), нач. Главного управления боевой подготовки ВВС (с 09.1950). Уволен в запас в июне 1955 г.
  Якубович Иван Васильевич (1906–19…) — подполковник (1940). В РККА с 1926 г. Оканчивает 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, отделение – разведчики (1928), оставлен переучиваться на лётчика истребителя (05.1929). Направлен служить в ВВС БВО, Витебская АБр — лётчик 7-й ИАЭ, командир 7-й (106-й) ИАЭ (1932-1938). Переводится на Дальний Восток. Приступает к формированию 47-го истребительного АП в ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии, который в августе 1938 г. участвует в боевых столкновениях с войсками Японии у озера Хасан, а в 1939 г. на р. Халхин-Гол и районе озера Буир-Нур. Назначен зам. командира 8-й САД ПрибОВО (08.1940). В Великой Отечественной с 22.06.1941., с 13.07.1941 освобождён от должности, назначен на Дальневосточный фр. ком. 2-го запасного АП (1942), командир 2-й запасной АБр.
Сафонов Борис Феоктистович (1915 – 1942) — подполковник (1942), дважды Герой Советского Союза (09.1941; 06.1942). Летом 1933 г. после окончания аэроклуба поступил в Качинскую 1-ю военную школу лётчиков им. А.Ф Мясникова, после её окончания (1934) направлен на службу в 7 ИАЭ Витебской АБр . В дальнейшем служит в составе 106 ИАЭ, потом в 2 АЭ 15 ИАП. В составе 2 ИАЭ переводиться в ВВС Северного флота (12.1939), затем в составе сформированного 72 смешанного АП ВВС СФ, командир 4 АЭ (04.1941). Командир 78 ИАП, майор (10.1941). Командир 2 гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС Сев. флота, подполковник. Погиб в воздушном бою (05.1942).
Зеленцов Виктор Владимирович (1910–1978) — военный лётчик, генерал-майор авиации(1949), Герой Советского Союза (04.1940). В РККА с 01.1929 Окончил Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиатехников (12.1929), Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков (07.1931). Служил в ВВС БВО, в Витебской АБр (с 1932), командир 15 ИАП (70 АБр, 05.1938). Из-за ложных обвинений уволен из РККА (07.1938). Работал в ГВФ, с 04.1939 г. вновь в ВВС РККА — ком АЭ АОН-1 в МосВО, командир 68-го ИАП, ЛенВО. Участник Зимней войны с белофиннами (1939-1940) в составе 68-го ИАП. Командир ИАД, УкрВО (08.1940-05.1941). В Великой Отечественной участвует с 22.06.1941 командир ИАД, командир резервной армии ПВО (11.1941-01.1942), командир ИАД ПВО, зам. командира ИАК ПВО (09.1942-06.1943), командир ИАД ПВО (с 08.1943). После окончания войны командир ИАД ПВО. По состоянию здоровья списан с лётной работы (02.1950). Занимается штабной работой войск ПВО страны. С 11.1955 ушёл в запас.

Источники информации:
Зильманович Д.Я. На орбите большой жизни. — Вильнюс: МИНТИС, 1971
Водопьянов М., Григорьев Г. Летать рождённый. — М.: ДОСААФ, 1969.
Участие ВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939 гг. // Электронная библиотека БГУ URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf
Самолёт ССС (Р-5ССС) // Уголок неба URL: http://www.airwar.ru/enc/aww2/sss.html
Боевое применение самолётов Р–Z // Виртуальная энциклопедия военной авиации URL: http://pro-samolet.ru/air-battles/596-combat-use-of-aircraft-p-z
Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 – первая половина 1941г.) – М: Российский фонд содействия образованию и науке, 2009 г.
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Герои Советского Союза до Великой Отечественной войны. // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1193160
О плане развития и реорганизации РККА в 1938–1942 гг. // Фонд Александра Н.Яковлева URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1012170
Лётчики 83-й авиабригады в небе Испании // URL:http://www.kray32.ru/stat20_22.html
Воздушная война в Испании — хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. // URL:http://militera.lib.ru/h/0/pdf/abrosov_sv02.pdf
Интернационалисты в Испании. // URL: http://lemur59.ru/node/9503
899-й Гвардейский штурмовой авиационный // URL: http://xn--899-8cdo7ezc.xn--p1ai/
Накануне. Сборник документов ЗапОВО (39-41гг.)//URL: http://liewar.ru/dokumenty/219-nakanune-sbornik-dokumentov-zapovo-39-41gg.html?showall=1&limitstart=/
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Перечень № 8, раздел III // Список перечней соединений, частей действующей армии. URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_08_03.html
Сайт «Подвиг народа 1941 – 1945.Люди и награждения» // URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search/
Борис Сафонов // ЛЮДИ URL: http://www.peoples.ru/military/hero/boris_safonov/index1.html
72-й смешанный авиационный полк // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Состав, организация, дислокация ВВС РККА (20.10.1939 г.) // URL:http://www.rkka.ru/handbook/
Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 356—357. — ISBN 5-901679-08-3.

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (28.04.2018)
Просмотров: 390 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2018