Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [140]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Разведка боем.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 2-я им. СНК Белоруссии

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 201-я легкобомбардировочная (ЛБАБр)

Разведка боем

Гражданская война в республике Испания началась 16 июля 1936 года, когда был совершён переворот правых сил. Восставшие провозгласили себя «национальными силами» или националистами (позже их часто стали называть «франкистами»). Целью этих сил было установление диктатуры и избавление Испании от «красной угрозы» — правительства Народного фронта, пришедшего к власти в результате выборов в феврале 1936 года. В поддержку интересов республиканской Испании выступали многие неравнодушные люди разных стран. «Оказывать интернациональную помощь!» — эту обязанность на себя брали добровольцы-интернационалисты 50-и государств, которые приняли участие в гражданской войне, защищая интересы Республики. Они не только воевали против франкистов, но и занимались оказанием помощи в формировании республиканских вооруженных сил, в том числе, подготовкой авиаторов-республиканцев. Среди них были и советские граждане. В боевых действиях в Испании (до середины осени 1938 г.) приняли участие 772 советских авиационных специалиста, в их числе 160 членов лётных экипажей и командиров авиачастей. В этих рядах оказалось около 200 авиаторов из БВО.

Среди первых прибывших советских авиаторов в Испанию в сентябре 1936 года были: А.В. Ковалевский, И.И. Кóпец, Е.Е. Ерлыкин, В.С. Хользунов, И.И. Проскуров, П.И. Пумпур, Г.Н.Тупиков, Э.Г Шахт, П.А. Джибелли и ряд других. Они вынуждены были первоначально эксплуатировать имеющуюся в Республике иностранную, порой устаревшую, технику.

Для формирования и руководства интернациональными авиационными подразделениями в Испании потребовалось оперативно создать штаб, куда вошли, главным образом, советские специалисты. Первоначально штаб возглавили соратники по Витебской авиабригаде Смушкевич Я.В., Федосеев Н.И., Гальцев И.С. Работа штаба включала в себя организацию боевой деятельности и плановой замены советских добровольцев, а также необходимость организации планового прибытия, разгрузки, размещения.

В конце сентября 1936 г. активность республиканской авиации в районе Мадрида практически сошла на нет. Причинами такого положения стали большие потери в самолётах, волокита в поставках из-за рубежа закупленной авиатехники, нехватка авиаспециалистов. В этот критический момент Республике требовалась неотложная помощь. В срочном порядке были осуществлены первые советские поставки в Испанию – на морских транспортах были доставлены лётные экипажи, члены наземных служб, заводские специалисты и самолёты в разобранном виде. Одной из первых была доставлена группа бомбардировщиков СБ. Из прибывших формируется бомбардировочное подразделение, основу которого составляют 23 авиатора из состава Витебской АБр, командиром назначается А.Е. Златоцветов.


Скоростной бомбардировщик СБ республиканских ВВС Испании

Следом прибывают суда с группами истребителей. Первая группа с самолётами И-15 — под командованием П.В. Рычагова (КВО). Вторая, на И-15 — под командованием Б.А. Туржанского (БВО). Третья, на И-16 — руководитель С.Ф Тархов, ядро третьей группы составляли авиаторы 83-й АБр БВО. В состав этой группы входили такие ставшие известными лётчики: В.М. Бочаров, С.П. Денисов, К.И. Колесников, И.А. Лакеев, С.А.Черных и ряд других.


И-15 республиканских ВВС

Последняя группа авиаторов, решение об отправке которой было принято осенью 1936 года, имела на вооружении штурмовики Р-5 ССС (или просто ССС — «скоростной, скороподъёмный, скорострельный»). Для испытания этих новых самолётов в Испанию была направлена фактически полнокровная штурмовая эскадрилья (в основном из состава Гомельской АБр) в количестве 31 ССС, 109 человек лётного и наземного состава, аэродромная техника, запчасти, моторы и боеприпасы. Командиром подразделения назначили К.М. Гусева.


Р-5ССС республиканских ВВС (фото http://oruzhie.info/)

Авиационными помощниками «генерала Дугласа» по видам авиации, в этот период, стали: по истребителям — «полковник Хулио», он же П. И. Пумпур; по бомбардировщикам — «полковник Гольд», он же А.Е. Златоцветов.
Республиканскому авиационному руководству и штабу пришлось усиленно учить и отрабатывать с исполнителями боевые действия, которые не были отработаны в различных учениях мирной жизни.

Весной 1937 г. Республика вынуждена была дополнительно приобрести самолёты P-Z — ближние разведчики-легкие бомбардировщики.


Самолёт Р-Z республиканских ВВС

В период до 01.01.1939 СССР передал республиканской Испании (согласно доступным данным) в общей сложности 627 самолетов различных типов, в том числе, около 92 СБ, 131 И-15, 276 И-16, 31 Р-5 ССС.

Со временем лётные составы из числа советских добровольцев стали периодически сменять — их заменяли другими. Это, кроме прочего, позволяло расширить круг военных, получавших боевой опыт.

В мае 1937 г. было принято решение заменить очередную группу советских интернационалистов. В этой группе оказался и Я.В. Смушкевич, морально и физически уставший, который кроме руководства и организации в авиагруппах, сам много времени проводил в воздухе, летая на многих типах самолётов, стоящих на вооружении у республиканцев. Эта группа «испанцев» вернулась в СССР 18 июня 1937 г. Решением руководства ВВС КА обязанности старшего советника испанского республиканского правительства по авиации принял В.Н. Лопатин, но уже в конце августа 1937 г. его сменил Е.С. Птухин.

После небольшого отдыха руководство прибывшей группы было приглашено в Кремль. Им было предложено рассказать Политбюро ЦК и И. Сталину о героической борьбе испанского народа. Выступившие рассказали о вкладе советских военных в эту борьбу. Были высказаны выводы, вытекавшие из опыта сражений в Испании. Ведь участие в различных военных действиях как армии, так и отдельных военнослужащих, заставляет военное руководство страны делать правильные выводы о соответствии вооружённых сил текущей ситуации и, согласно произведённых анализов, ставит перед необходимостью поддерживать свои вооружённые силы в надлежащем состоянии.

После подведения итогов этой экстремальной командировки военным сообщили, что они получили новые должности и звания. Многие из них были представлены к награждению высокими правительственными наградами. Так, по итогам участия в испанских боевых событиях, звания Героя Советского Союза, в несколько приёмов, были удостоены 59 человек. В числе Героев были 35 авиаторов, в том числе 14 представителей ВВС БВО. Среди них оказались и бывшие сослуживцы по Витебской и Смоленской АБр — В.М. Бочаров, П.М. Пумпур, Е.С. Птухин, Я.В. Смушкевич, С.Ф. Тархов, Б.А. Туржанский, С.А. Черных.
Смертельные потери среди советских авиаторов в Испании составили 93 человека. Не минули они и «бывших витеблян».

Всем вернувшимся был предоставлен отпуск с семейным отдыхом на юге. А пока свободные дни были заполнены встречами и всевозможными торжествами, на которых присутствие лётчиков-героев считалось обязательным. Они были гостями рабочих, учёных, колхозников.

При приезде «испанцев» поездом в Витебск неожиданно оказалось, что, несмотря на поздний вечер, перрон железнодорожного вокзала был заполнен встречающими — всем хотелось их увидеть и лично поздравить. В эти дни нередко стихийные митинги возникали при встречах во время их прогулок — эта новость быстро распространилась в городе и многие горожане уже знали о героях-земляках.

Напряжённая политическая ситуация в эти годы всё-таки начала проявляться военными конфликтами в различных мировых регионах. РККА, участвуя в подобных событиях, вынуждена была проверить теоретические положения действующих уставов и наставлений, а также качество советской военной техники. Не менее важными в данном случае были и внешнеполитические аспекты, поскольку на Западе в указанный период регулярно стали высказываться сомнения в боеспособности вооружённых сил СССР, что наносило ощутимый удар по его международному престижу и восприятию в качестве серьезного и надежного партнера.

Испания явилась лишь одним из мировых трагических событий. В эти годы и на Дальнем Востоке тоже становилось неспокойно. Японские милитаристы расширяли агрессию против Китая и Монголии, государств, граничивших с Советским Союзом. Появились опасения в очередной большой войне. На основании полученного боевого опыта в Испании и для выяснения соответствия ВВС КА текущей напряжённой ситуации, руководство СССР решило направить инспекционную группу из числа командиров, воевавших в Испании, на Дальний Восток. Целью инспекции была проверка частей ВВС Дальневосточного округа на боеготовность, внезапность и эффективность действий. Руководство группы инспекторов возложили на бывших сослуживцев по Витебской авиабригаде — комкора Смушкевича, дивизионного комиссара Гальцева и комбрига Пумпура. В ходе инспекционной поездки бывшие «испанцы» рассказывали, показывали и отрабатывали с личными составами то новое, что следовало внести в обучение авиачастей исходя из боевого опыта, полученного в Испании. Эта командировка продолжалась около двух месяцев.

Юбилейный в истории СССР 1937 г. отметился ещё и таким трагическим событием, как начало репрессий против советских людей. На рубеже 1937-1938 гг. эта волна докатилась и до сталинских любимцев — авиаторов. 22 ноября был освобождён от должности и подвергнут репрессиям командующий ВВС Я.И. Алкснис (в течение короткого времени исполнять обязанности командующего ВВС КА вынужден был Я.В Смушкевич, а в конце декабря на эту должность был назначен командарм 2-го ранга А. Д. Локтионов), начальник НИИ ВВС КА Н.Н. Бажанов, начальник ЦАГИ Н.М. Харламов, руководитель опытного самолетостроения ЦАГИ А.Н Туполев, начальник Главного управления ГВФ И.Ф. Ткачев. Впоследствии все они (кроме А.Н. Туполева) были расстреляны. К сожалению, в скором времени репрессии «добрались» и до авиаторов Витебской авиабригады. Здесь были уволены из ВВС КА командиры авиаотрядов Дроздов Николай Иванович (1904 г.р., репрессирован 30.06.1938 г., реабилитирован 17.01.1958 г.) и Ульяновский, лётчик Д. Радеев, военинженер Рябов и другие. За бывших сослуживцев пытался вступиться с ходатайствами Я.В. Смушкевич, однако не всегда такие действия приносили успех. Прямым следствием репрессий 1937-1938 гг. в ВВС стало постоянное чувство страха, резкое снижение профессионального уровня командного состава, падение армейской дисциплины.

29.11.1937 Нарком обороны СССР и начальник Генштаба РККА в своём докладе в ЦК ВКП(б) предложили план реорганизации и развития РККА на период 1938–1942 гг. (№ 4/1/49559, № 9сс/ов). В основу этого плана развития Вооруженных Сил СССР были включены ряд основных положений. Главным в них называлась «необходимость усиления ударной силы и оперативной маневренности РККА путем увеличения развертывания стрелковых войск, артиллерии войсковой и РГК, воздушных сил, создания автомобильных крупных соединений РГК оперативного назначения, дальнейшей моторизации тыла и тракторизации войсковых частей и армейского тыла.»

Борис ДАЙТЕР

Рост крыльев

Первые испытания

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии.

Тревожные ожидания

День первый жестокой войны

Дорога в бессмертие. Заключение.

Краткие биографические справки

Баранов Павел Николаевич (1906–1991) — полковник (1943). В РККА (10.1926) по направлению комсомола попал на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков КВФ, после её окончания в Качинскую 1-ю военную школу лётчиков, по окончанию (06.1929) — в ВВС БВО во 2 АБр, где служит до 1934 г. Затем переводится в другие места службы. В 1936 г. командирован в Китай в качестве военного советника. По возвращении служит на различных командных должностях. В 1940 г. после окончания Курсов при командно-штурманской академии назначается командиром АП. Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941, служит на командных должностях на Ленинградском, Западном, Северном, Центральном фронтах в ПВО — командир ИАП, командир ИАД . После окончания войны в течение 15 лет служит в ВВС. В 1950 г. выходит в отставку, переезжает жить в Витебск.
Бочаров Владимир Михайлович (1910–1936) — капитан (1936). Герой Советского Союза (1936). В РККА с 1929 г. Окончил Вольскую объединённую школу лётчиков и авиатехников ВВС (1929), Оренбургскую военно-авиационную школу лётчиков (1931). Служил в ВВС БВО (в т. ч. в 7 ИАЭ 2 АБр, 1931-1933) командир авиаотряда. Участник боевых действий в Испании с ноября 1936 г. Сбит в воздушном бою, совершил вынужденную посадку, был взят в плен и замучен франкистами (13.11.1936).
Гусев Константин Михайлович (1906–1942) — советский военный деятель, генерал-лейтенант авиации (1941). В РККА с 1925 г. по путёвке комсомола курсант Ленинградской военно-теоретической авиашколы, Борисоглебской школы лётчиков (1926-1928). Служит в ВВС БВО (114 АБр). Участник гражданской войны в Испании (10.1936–06.1937). Командующий ВВС БВО, ЗапОВО (1937). Зам. нач. Главного управления ВВС РККА (1940), затем командующий ВВС Дальневосточного фр. Арестован (07.1941). Расстрелян (02.1942). Реабилитирован.
Карнафель Франц Николаевич (1902–1941) — подполковник. Служил в ВВС БВО, в Витебской АБр (с 1933 г.). Узнав об имеющихся в НКВД многочисленных доносах на него, обратился к К.Е. Ворошилову и был назначен командиром 1-го СБАП (г. Ашхабад, 03.1941). Арестован (08.10.1941) и расстрелян. Реабилитирован.
Кóпец Иван Иванович (1908-1941) — советский авиационный военачальник, генерал-майор авиации (1940), Герой Советского Союза (1937). В РККА с 1927 г. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА (1928), Качинскую военную авиационную школу лётчиков (1929), Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при ВА им.М.В Фрунзе (1935). Служил в 70-м отдельном истребительном авиаотряде АБр при ВВА им.Н.Е Жуковского. Участник гражданской войны в Испании (08.1936-06.1937). Зам. командующего ВВС ЛенВО (1938). В Зимней войне с белофиннами–командующий ВВС 8-й армии, позже командующий ВВС ЗапОВО. Покончил жизнь самоубийством (22.06.1941 в 18:00).
Локтионов Александр Дмитриевич (1893—1941) — генерал-полковник (1940). Участник 1-й мировой войны в составе Российской Императорской Армии — командует ротой и батальоном. Участник Гражданской войны, командует батальоном, полком, бригадой. В РККА с 1918 г. Окончил Высшие академические курсы (1923), курсы усовершенствования высшего начсостава (1928), курсы партийно-политической подготовки командиров-единоначальников при Военно-политической академии имени Н. Г. Толмачёва (1930). Служит в БВО, с ноября 1930 г. — командир и комиссар 4-го СК (Витебск). С декабря 1933 г. — пом. командующего войсками БВО по авиации, а с мая 193 г. — на той же должности в ХВО. С 1937 г. начальник ВВС РККА. С 1940 г. командует войсками ПрибОВО. С декабря 1940 г. в распоряжении НКО СССР. Арестован 19.06.1941 и расстрелян. Реабилитирован в 1955 г.
Марцелюк Михаил Иванович (1899 –1941) — полковник. В РККА с 02.1918 г. Служит в Витебской АБр (1933), командир авиотряда. Последнее место службы — зам.командира 67-й АД. Становится лётчиком–испытателем ГАЗ №1. Погибает при перелёте в Куйбышевской обл., р-н п. Кузнецк, 29.10.1941 г (или 09.11.1941?).
Прусаков Степан Ильич (1916–19…) — полковник. Витеблянин. В РККА с 1931 г. Служил в Витебской АБр: юным музыкантом, помощников шофёра, потом шофёром служебного автомобиля комбрига Смушкевича. Окончил военную школу лётчиков. Воевал в истребительной авиации на р. Халхин–Гол (1939). В начале Великой Отечественной войны служил в Монгольской народной республике. На фронт Великой Отечественной попал в 07.1944 г. командиром 848 ИАП. В мирное время продолжал служить в ВВС. После отставки жил в г. Витебске.
Птухин Евгений Саввич (1902–1942) — генерал-лейтенант авиации (06.1940), Герой Советского Союза (1940). В РККА с 1918 г. служит авиамехаником. Участник Гражданской войны. Обучается в Егорьевской теоретической школе (1922) по специальности авиамоториста, а в 1923 г. начинает учёбу здесь же в лётном классе; в декабре направляется на продолжение учёбы в Липецкой лётно-практической школе, после переформирования которой попадает в г. Борисоглебск. После окончания данного учебного заведения направляется в Серпуховскую высшую школу стрельбы и бомбометания (1924). Возвращается служить в свою часть – 2-ю ОИАЭ. В 12.1927 2-я ОИАЭ переименовывается в 7-ю ИАЭ и переводится во 2 АБр (г. Витебск), назначается командиром АО, оканчивает Курсы усовершенствования командного состава (1929), назначается командиром 15-й ОИАЭ в БВО; командир 450-й смешанной АБр (г. Смоленск, 05.1934), командир 142 АБр БВО (г.Бобруйск, 07.1935). С мая 1937 г. он в командировке в Испании (04.1938). Назначен командующим ВВС ЛенВО (04.1938). В качестве командующего фронтовой ВВС Северо-Западного фр. участвует в Зимней войне с белофиннами (1939-1940). Командующий ВВС КОВО (05.1940), начальник Главного управления ПВО КА (02.1941), вновь командующий ВВС КОВО (03.1941). Освобождён от служебных обязанностей 24.06.1941. Арестован. Расстрелян (02.1942). Реабилитирован (10.1954).
Пумпур Пётр (Петерис) Иванович (1900–1942) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1937). В РККА с 1918 г. Участник Гражданской войны. В 1924 г. окончил Борисоглебскую 2-ю военную школу лётчиков КВФ. Служит в частях ВВС. В 1929 г. окончил Курсы усовершенствования командного состава при ВВА им Н.Е. Жуковского. Назначается командиром авиабригады (1934). 02.1936 г. направлен на учёбу в Военно-воздушную академию. Участвует в качестве добровольца-интернационалиста в гражданской войне в Испании (1936–1937). После возвращения занимает ряд ответственных постов в ВВС. Арестован 05.1941 г. Расстрелян. Реабилитирован в 1955 г.
Рычагов Павел Васильевич (1911-1941) — генерал-лейтенант авиации (1940 г.), Герой Советского Союза (1936). В авиации с 1930 г. Был лётчиком, командиром отряда, командиром эскадрильи. Участник гражданской войны в Испании, сбил 15 самолётов. В 1937-1938 гг. воевал в Китае. С 1938 г. был командующим ВВС и членом Военного совета Приморской группы Дальневосточного фронта и 1-й отдельной Краснознамённой армии. Во время советско-финляндской войны был начальником ВВС 9 А. В 1940 г. был 1-м зам. начальника ВВС РККА, с августа — начальником Главного управления ВВС РККА, с февраля 1941 — зам. наркома обороны СССР. Необоснованно репрессирован, расстрелян в Куйбышеве 28.10.1941 г.
Тархов Сергей Фёдорович (1909–23.11.1936) — капитан (1936), Герой Советского Союза (12.1936). В РККА с 1927 г. Окончил Ленинградскую школу военных лётчиков, практический курс обучения проходит в Оренбургской военной авиационной школе лётчиков-наблюдателей (1928). Направлен на службу в ВВС БВО: служит в 13-й, потом в 15-й истребительных эскадрильях. Заканчивает Липецкую высшую лётно-тактическую школу (1934). Командир учебной эскадрильи 9-й военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей г. Харьков (11.1934), затем командир 40-й ИАЭ 83-й АБр БВО (1936). С ноября 1936 г. доброволец в Испании, ком. ИАЭ. Сбит в воздушном бою, умер от ран в госпитале.
Худяков Николай Васильевич (1913–1996) — военный лётчик–истребитель, Герой Советского Союза (06.1945). Учился в аэроклубе. В 1932 г. призван в РККА, направлен на учёбу в Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей, которую окончил в 1933 г. Направлен на дальнейшую службу в БВО, в Витебскую АБр. В 1939 г. командирован на службу в Московский аэроклуб. По личному ходатайству к главкому ВВС был возвращён в РККА, на западную границу. В Великой Отечественной воевал в штурмовой и истребительной авиации. По окончании войны капитан Худяков Николай Васильевич продолжал службу в ВВС. В1946 г. по состоянию здоровья уволился в запас.
Черных Сергей Александрович (1912-1941) — генерал-майор авиации (1940), Герой Советского Союза (1936). В РККА с 1930 г. Окончил ВШЛ (1933). Участник гражданской войны в Испании. С мая 1938 г. зам. команд. ВВС ОКДВА (с июля 1938 — Дальневосточный фронт), затем зам. ком. ВВС 2-й отдельной Краснознаменной армии. С февраля 1940 г. и. о. команд., с апреля зам. команд. ВВС ОдВО, с августа командир 9-й САД ЗапОВО. В начале июля 1941 г. арестован, 27.07.1941 г. приговорен к расстрелу за потерю боевой техники. Реабилитирован в 1958.

Источники информации:
Зильманович Д.Я. На орбите большой жизни. — Вильнюс: МИНТИС, 1971
Водопьянов М., Григорьев Г. Летать рождённый. — М.: ДОСААФ, 1969.
Участие ВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939 гг. // Электронная библиотека БГУ URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf
Самолёт ССС (Р-5ССС) // Уголок неба URL: http://www.airwar.ru/enc/aww2/sss.html
Боевое применение самолётов Р–Z // Виртуальная энциклопедия военной авиации URL: http://pro-samolet.ru/air-battles/596-combat-use-of-aircraft-p-z
Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 – первая половина 1941г.) – М: Российский фонд содействия образованию и науке, 2009 г.
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Герои Советского Союза до Великой Отечественной войны. // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1193160
О плане развития и реорганизации РККА в 1938–1942 гг. // Фонд Александра Н.Яковлева URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1012170
Лётчики 83-й авиабригады в небе Испании // URL:http://www.kray32.ru/stat20_22.html
Воздушная война в Испании — хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. // URL:http://militera.lib.ru/h/0/pdf/abrosov_sv02.pdf
Интернационалисты в Испании. // URL: http://lemur59.ru/node/9503
899-й Гвардейский штурмовой авиационный // URL: http://xn--899-8cdo7ezc.xn--p1ai/
Накануне. Сборник документов ЗапОВО (39-41гг.)//URL: http://liewar.ru/dokumenty/219-nakanune-sbornik-dokumentov-zapovo-39-41gg.html?showall=1&limitstart=/
Сайт выпускников БВВАУЛ им.Чкалова URL: http://www.bvvaul.ru/content/toast.php
Перечень № 8, раздел III // Список перечней соединений, частей действующей армии. URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_08_03.html
Сайт «Подвиг народа 1941 – 1945.Люди и награждения» // URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search/
Борис Сафонов // ЛЮДИ URL: http://www.peoples.ru/military/hero/boris_safonov/index1.html
72-й смешанный авиационный полк // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Состав, организация, дислокация ВВС РККА (20.10.1939 г.) // URL:http://www.rkka.ru/handbook/
Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 356—357. — ISBN 5-901679-08-3.

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (28.04.2018)
Просмотров: 1659 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022