Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [140]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. День первый жестокой войны.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 2-я им. СНК Белоруссии

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 201-я легкобомбардировочная (ЛБАБр)

Разведка боем

Рост крыльев

Первые испытания

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии

Тревожные ожидания

День первый жестокой войны.

Части 12-й БАД были подняты рано утром, после начала нападения войск Германии. В 04.30 из штаба авиадивизии в подчинённые части поступил сигнал боевой тревоги. Чуть позже авиаполки дивизии стали сообщать о своей готовности:
- 43 ББАП доложил в 05.30;
- 128 СБАП – в 05.45;
- 209 ББАП и 215 ШАП – в 05.50;
- 6 СБАП – в 08.30.

В 07.55 в штаб авиадивизии поступило Предварительное распоряжение № 01 штаба ВВС Западного фронта, в соответствии с которым ставилась боевая задача. Спустя час Боевой приказ № 01 командующего ВВС Западного фронта И.И. Кóпеца подтвердил задачу 12-й авиадивизии: «Двумя полками в течение дня 22.6.41 г. уничтожить танковую группировку противника в районе Сувалкского выступа».

На основании этого распоряжения командир 12-й БАД полковник Аладинский подписал боевой приказ № 01, в котором он извещал подчинённые ему части о нарушении фашистской Германией мирного договора с СССР.

В приказе командир 12-й БАД ставил задачу подчинённым:
« <…>
1/  43 АП с приданной эскадрильей 209 АП к 14.00 22.6. перебазироваться на аэродром Курополье и в течение 22.6.41г. действовать по скоплению войск противника в районе Микашувка, Рудавка севернее Августовского канала. Быть готовым к ночным действиям по Сувалки.
2/  128 АП с приданной эскадрильей 6 АП разрушать склады на восточной окраине Сувалки, запасная цель — скопление войск в районе Микашувка – Рудавка. После выполнения боевой задачи посадка аэродроме Головск. Первый удар нанести в 12.00 22.6.
3/  215 АП быть готовым к перебазированию к 18.00 22.6.41. на аэродром госп. двор Лесище.
4/  Командиру 209АП оставшийся личный состав и матчасть перебазировать на аэродром Бецкая и подготовиться к перебазированию на аэродром Теклинополь, что 6 клм. западнее Вилейка.
<…>
3. Боевые донесения представлять в Поставы через 30 мин. после посадки.
4. КП 12 БАД — Поставы.»
.

Кроме боевой задачи этим приказом «включалось» перебазирование частей и штабов дивизии к местам оперативного размещения, но по штатным гарнизонам в районах авиационного базирования (РАБ) пока оставались подразделения стационарного базирования. Так, например, в Витебске оставались военная прокуратура, гарнизонный узел связи, ж. д кислородная станция, управление дивизии, метеостанция, 15-я дивизионная школа МАС, медсанчасти, склады и пр. В городе пока оставалась 292-я стационарная авиационная мастерская, которая занималась сложными и плановыми ремонтами самолётов И-15, И-153, И-15 бис, У-2, Р-Z, СБ-2, осваивалась сборка и обслуживание новых самолётов Су-2. На территории мастерских и в ангарах находилось некоторое количество самолётов из состава полков авиадивизии. Принимались меры к усилению наземной и противовоздушной обороны зоны авиагарнизона.

К исходу дня 22.06.1941 сводная эскадрилья 209-го ББАП на Су-2 под командованием командира 4-й АЭ Стрельцова Г.И. перелетела на аэродром Курополье и оперативно вошла в состав 43-го ББАП. Оставшиеся экипажи 209-го ББАП вместе с наземными составами готовились продолжить боевую подготовку на аэродроме Бецкое.

Аэродромы 12-й БАД в течение 22.06.1941 противник не бомбил, что дало возможность личному составу целенаправленно действовать при подготовке самолетов к вылету. По готовности, в соответствии с приказом, самолёты дивизии поднимались в воздух и направлялись на выполнение задания.
В самые первые дни войны авиаполки Западного фронта, в том числе и из состава 12-й БАД, должны были бомбить и штурмовать мотомеханизированные колонны противника, наступающего из Сувалкинского выступа, переправы, склады и скопления вражеских войск на р. Неман.
Как отмечено в статье «Свинцовое небо 12-й БАД: воздушные бои над Беларусью в июне-июле 1941 года»:
«В боевых действиях первого дня войны приняли участие 128-й БАП и «сводная группа» 6-го БАП АД. Первая эскадрилья 128-го полка поднялась в воздух в 12.00 с аэродрома Улла и, преодолев расстояние в 400 километров, с высоты 1500 метров сбросила 54 бомбы ФАБ-100 на поселок Кживе (восточный пригород Сувалок). По данным разведки, там находился крупный немецкий склад. Вылет обошелся без встреч с истребителями противника. Вслед за первой в воздух поднялась третья эскадрилья 128-го БАП, вылет которой также завершился без встреч с истребителями противника. Лишь один самолет был подбит зенитным огнем, но смог дотянуть до аэродрома Курополье (12 км севернее Постав), где произвел вынужденную посадку с убранным шасси. И это была единственная боевая потеря полка – остальные эскадрильи вернулись на базу в полном составе, сбросив бомбовый груз – 18 тяжелых ФАБ-250 – на скопление немецких войск у поселка Микашувка. Всего было произведено 45 боевых вылетов – больше, чем в каком- либо другом бомбардировочном полку ВВС Западного фронта. К 16 часам полк сосредоточился на аэродромах Поставского аэроузла (Головск и Курополье), потеряв кроме упомянутого выше еще один СБ, получивший незначительные повреждения при посадке <…> «Сводная группа» 6-го БАП смогла вылететь лишь в середине дня и в результате над целью – немецкой мехколонной в районе Сопоцкин (22 км севернее Гродно) – девятка СБ появилась лишь в 17.24. Смертоносный груз (6 ФАБ-100 на каждый самолет) был сброшен <…>, по отчету экипажей были отмечены прямые попадания. При отходе от цели бомбардировщики были атакованы группой «мессершмиттов» из состава 2-й истребительной группы 27-й эскадры (II/JG-27). После боя немецкие летчики заявили один сбитый СБ (экипаж ст. лейтенанта Сотникова). Однако реальные потери были <…> больше.
Еще один боевой вылет 12-й БАД был произведен на закате дня. Из штаба ВВС фронта поступило сообщение о «парашютном десанте» противника, высадившемся в 16.20 в 50 км к северу от города Лида численностью до 1000 человек. Перед командованием дивизии была поставлена задача уничтожить десант силами 128-го полка с привлечением 163-го истребительного полка из 43-й ИАД. Однако в район предполагаемого «десанта» были направлены в 20.00 лишь четыре Р-Зет из состава 43-го БАП. Бездействие 128-го БАП в боевом донесении штаба 12-й БАД командованием объяснялось тем, что полк «производит дозарядку и приводит [самолеты] в боеготовность.»

Подписанный в 2 часа 23 июня новым командующим ВВС Западного фронта А.И. Таюрским Боевой приказ № 02 поставил перед бомбардировочной авиацией Западного фронта следующие задачи: «Ударом по Сувалкской группировке противника в районе Липск-Сопоцкин-Гродно содействовать ударной группировке в уничтожении противника <…> Напряжение боевой работы для всех авиадивизий – 2 вылета».

Так, согласно архивным документам, началась Великая Отечественная война для частей 12-й авиадивизии.

Борис ДАЙТЕР

Дорога в бессмертие

Краткие биографические справки

Андрюшин Яков Иванович (1906 - 1954) — майор (1944), Герой Советского Союза (24.08.1943). После окончания 7 кл. работал в депо ж. д. ст. Армавир-II. Направлен для учебы на рабфак при Краснодарском пединституте (1928-1931). В мае 1931 г. по партийному набору был направлен в Ленинградскую школу переподготовки командиров запаса, через 4 месяца переведен в 11-ю высшую школу пилотов в г. Луганске. После её окончания (1933) проходил службу в 40-й АБр (Витебск). В составе 43-го БАП 70-й АБр участвовал в освобождении Западной Белоруссии, воевал в Зимней войне, совершил 24 боевых вылета. В 1940 г. исключен из ВКП(б). В составе 128-го СБАП 12 БАД зам. командира АЭ встретил Великую Отечественную войну. В апреле 1943 г. командир АЭ 128 БАП, капитан, совершивший 149 б. в представлен к званию Героя. После перевода в другой полк в июле 1944 г. при зенитном обстреле противником в самолете Андрюшина произошел взрыв, пилота выбросило из кабины, он смог раскрыть парашют. Обожжённый и ослепший попадает в плен к венграм, позже они передают его немцам. В конце апреля 1945 г. он был освобожден из немецкого концлагеря. После проверки НКВД восстановлен в воинском звании, ему возвратили награды и направили на лечение в воинский госпиталь. После излечения, в 1946 году, по состоянию здоровья, был уволен в отставку.
Артамонов Владимир Иванович (1906 – 1944) — полковник (1944), Герой Советского Союза (17.11.1939). В РККА призван в 1928 г. Красноармеец караульной роты, курсант ШМАС. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС (1930), затем Борисоглебскую школу военных лётчиков (1931).Служил в частях бомбардировочной авиации лётчиком-инструктором, с 1933 года — командиром бомбардировщика ТБ-3, авиаотряда, авиаэскадрильи в Заб ВО. В 1939 г. (29.05-16.09) командир эскадрильи 38-го БАП в 100-й СБАБр 1-й армейской группы, капитан, участник боёв с японцами на р. Халхин-Гол. В 1940 г. окончил КУНС при Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, с мая того же года служил ст. инспектором ГУ ВВС КА. Во время Великой Отечественной войны командир 288 ББАП (03.41-12.41) и 209 ББАП (12.41-05.42). Участвовал в боях на Южном (09-12.41), Юго-Западном(12.41-04.42) и Брянском (04-05.42) фронтах. Позже – ст. инспектор по бомбардировочной авиации и нач. бомбардировочного отдела инспекции ВВС КА(08.42-01.43); ст. помощник генерального инспектора ВВС РККА (1944).
Погиб в авиакатастрофе 29.09.1944 близ с. Хилок в Читинской обл. возвращаясь из командировки.
Бахвалов Георгий Павлович (10.01.1914 -- 29.09.1974) — подполковник, Герой Советского Союза (04.02.1944). После окончания 7 кл. школы учился в ФЗУ, затем окончил техникум, работал геологом. Призван в РККА в 1937 г. В 1938 г. окончил 3-ю военную школу лётчиков им. Ворошилова (г. Оренбург). Направлен служить летнабом в 128 СБАП 70 ЛБАБр (Витебск, аэр.Улла). В составе этого полка начал Великую Отечественную войну с 22 июня 1941 г. на Зап. фронте в составе экипажей СБ-2, с декабря 1941 г. на Калининском фронте в составе 3 ДРАЭ - летал штурманом на самолёте У-2 и Пе-2,лейтенант, совершая полёты для разведки переднего края обороны, полёты в тыл врага. Дважды его самолёт подбивали (горел), но удалось выпрыгнуть и добраться до своей части. Был контужен, получил ожоги 2-ой степени, переведён на должность адъютанта АЭ. В январе 1943 г. переведён на лётную работу в 11 ОРАП 3 ВА Калининского фр. — ст. лётчик-наблюдатель, ст. л-т/капитан. К сентябрю 1943 г. совершил 169 б.в. на разведку, аэрофотосъёмку тылов и переднего края обороны противника, бомбометание. Далее, 1-й Прибалтийский,3-й Белорусский фр. Закончил войну в Восточной Пруссии после взятия Кёнигсберга, майор.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1960 г. подполковник в запасе. Жил и работал в г. Ивано-Франковске.
Верхоланцев Валерий Александрович (06.01.1916 – 02.08.2001) – майор, Герой Советского Союза (15.05.1946). После окончания педтехникума (1936) работал инструктором по физической культуре на заводе. В 1939 г. был призван на службу в РККА. В 1940 г. он окончил военную авиационную школу пилотов. С июня 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в 209 ББАП, после расформирования которого в составе 45 ОКАЭ (10.06.1943 переименована в 1-ю гв. ОКАЭ). 20.051944 года эта АЭ обращена на формирование 187-го ОКРАП. В составе части Верхоланцев принимал участие в Сталинградской и Курской битвах, боях под Старой Руссой и Берлином.
К концу войны майор был назначен зам. командира 98-го ОКРАП 16-й ВА 1-го Белорусского фронта. За время войны он совершил 187 успешных боевых вылетов.
В 1946 году был уволен в запас. Проживал в Кировограде, работал преподавателем в одном из местных ПТУ.

Воронков Михаил Михайлович (17.01.1910—13.07.1999) — полковник, Герой Советского Союза (21.03.1940). Окончил неполную среднюю школу, рабфак и два курса Донецкого пединститута. В РККА с 1931 г. В 1934 г. окончил Сталинградскую школу военных летчиков. Служил в строевых частях ВВС (бомбардировочная авиация). Участник Зимней советско-финляндской войны 1939—1940. Воевал в составе 50 СБАП 18-й СБАБр ВВС 7-й армии Сев.-Зап. фр., ком. АЭ, капитан. Совершил 56 б. в.
В Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Воевал на Западном, Ленинградском, Сталинградском, Брянском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. С августа 1941 г. командовал 275-м БАП 270-й БАД, а с ноября 1942 г. - 128-м Калининским БАП 241-й БАД 16-й ВА, летал на Пе-2. Участвовал в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, в Курской битве, освобождал Белоруссию и Польшу, участвовал в штурме Берлина.

После войны продолжал службу в ВВС на командных должностях: командир АД, зам. ком. АК, ст. инспектор-летчик ВА и зам. нач. отдела боевой подготовки ВА. В 1952 г. окончил акад. курсы при Военно-Морской Академии, а в 1956 г. - ВВА. В 1968 г. уволен в запас.
Говорухин Лев Алексеевич (20.09.1912 — 28.08.1999) - генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (15.05.1946). После окончания Грозненского автомобильного техникума (1933) работал механиком на нефтепромысле. В РККА призван в 1935 г. Сначала служил срочную в войсках НКВД. В 1938 г. зачислен курсантом в Харьковское военное училище НКВД. Добился перевода в авиацию. В 1940 году окончил Энгельскую военную авиационную школу летчиков. Воевать на фронтах Великой Отечественной войны начал в составе 209 ББАП с 24 июля 1941 г. Совершил 99 б. в. на самолете Су-2. С 1942 г. переведён в 208 ШАП на должность штурмана полка, затем стал ком. АЭ. В конце войны назначен штурманом 525 ШАП. Всего за время войны совершил 198 б. в. Его боевая биография создавалась на Западном, Юго-Западном, Воронежском, 1-м и 4-м Украинских фронтах.
После войны он продолжал службу в ВВС, служил  и учился: в том числе окончил Высшие лётно-тактические курсы (1948), в 1955 г. — Военно-воздушную академию. С 27.06.1966 генерал-майор авиации ушёл в запас.
Голубев Виктор Максимович (1915 - 1945) — майор (07.1943), дважды Герой Советского Союза (1942;1943). В РККА с 10.1936 г.: – авиамеханик 7-го авиаотряда НКВД ХВО (08.1937). Окончил авиаотделение Харьковского военного училища пограничных и внутренних войск НКВД (09.1939), затем – Энгельское военное авиационное училище (10.1940). Служил в авиации пограничных войск на п-ве Камчатка.
С началом Великой Отечественной прибыл на Западный фронт в состав находящегося на переформировании 209 ББАП 12 БАД (06.1941). С 24.07 в составе этого полка на Центральном фронте ком. зв. приступает к боевым вылетам, 26.07.1941 его самолёт сбивают, совершив вынужденную посадку на своей территории, он попадает в госпиталь. После излечения возвращается в полк. В начале 09.1941, после переучивается на Ил-2 в 5-м ЗАП, начинает служить в 285 ШАП: ком. звена, комэск, штурман АП (с 02.1943 285-й ШАП становиться 58-м гв.ШАП.) Воевал на Юго-Западном, Донском, Центральном и Белорусском фронтах. Всего совершил 157 боевых вылета – 7 на Су-2 и 150 на Ил-2. С 11.1943 г. обучался в Военно-воздушной академии (Монино). 17 мая 1945 г. погиб при выполнении учебного полёта.
Журавлев Василий Федорович (1907 – 2002) – гвардии подполковник. После школы учился на рабфаке, затем работал в райкоме комсомола. В РККА с 1932 г., по мобилизации Московского городского комитета ВКП (б) направлен в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (ВАШЛ). По окончании служит в частях бомбардировочной авиации. В 1939 г., летая на СБ, участвует в военных действиях с японцами в районе р. Халхин-Гол – комэск 56 СБАП. В Великой Отечественной войне с 06.07.1942 в составе 284 БАД 15 ВА Брянского фр.: сначала замполит 32 БАП/32 ОРАП (02.43), где совершил 20 б. в. на самолете Пе-2, позже переведен замполитом в 279 БАП (10.43), батальонный комиссар. 01.08.44, после переучивания на самолет А-20 "Бостон", майор, назначен командиром 13-го гв. БАП 321 БАД, которым гв. подполковник командовал до апреля 1945г. В ВВС продолжал служить до 02.10.1946, когда ушёл в запас.
Зевахин Михаил Степанович (12.09.1922-13.01.1944) — капитан (16.11.1943), Герой Советского Союза(04.02.1944 посмертно). После окончания 7 кл. учился в техникуме и одновременно в аэроклубе. С 1939 г. в рядах РККА. В 1940 г. окончил Молотовскую (Пермскую) военную авиационную школу пилотов. Служил в бомбардировочных авиационных частях.
В мае 1942 г. мл. лейтенант получил назначение в 128 БАП, воюющий на Калининском фронте. 05.11.1942 года его экипаж был переведён в 11-й ОРАП  (211-я БАД).
К сентябрю 1943 г. командир звена 11-го ОРАП (3-я ВА, Калининский фронт)  ст. лейтенант совершил 198 б. в., из них 76 на бомбардировку войск противника и 122 на разведку, сбил 2 самолёта противника.
13.01.1944 был тяжело ранен в воздушном бою. Умер в госпитале.
Костяев Петр Васильевич (03.07.1907 01.01.19) - полковник (1945). В РККА с 1927 г. Окончил Борисоглебское военное училище лётчиков, отделение «Разведчики» (11.11.1929). В середине 30-х служил в ВВС ЗабВО, в том числе в 150 смешанном бомбардировочном авиаполку, базирующимся в Монгольской Народной Республике (1937). В составе 150 СБАП, командир АЭ, майор, участвовал в боевых действиях в районе р. Халхин-Гол (1939). Великую Отечественную войну зам. Ком. 205 СБАП начал 22.06.1941 в составе Западного фронта. В августе 1942 г. назначен командиром 6 БАП. С июня 1943 г. подполковник командовал бомбардировочным учебно-тренировочным авиаполком 1-й учебно-тренировочной авиабригады. Окончание войны полковник, зам. командира 277 ШАД в составе 13 ВА 3-го Белорусского фронта, встретил в Восточной Пруссии.

Маликов Илья Антонович (04.08.1921- 18.05.1990) – капитан (1975), Герой Советского Союза (15.05.1946). После 7-и кл. школы окончил ФЗУ (1938), работал учеником токаря, потом на почте, счетоводом на ленточной фабрике (1939-1940), одновременно учился в аэроклубе. Поступил в Кировобадскую авиационную школу летчиков. После окончания которой (1940), направлен служить в ВВС Одесского ВО, в 2-ю отдельную корпусную АЭ 2-го мехкорпуса. В рядах этой части 22.06. 1941 начал Великую Отечественную войну в составе Южного фр., продолжил участие в войне лётчиком 18-й АД на Юго-Зап.  фр. Совершил около 20 б. в. С 26.12.1941 воевал на Калининском фронте - был лётчиком 128-го БАП. После переучивания в уч. центре (03.1942 г.) стал лётчиком Пе-2. При выполнении б. з был тяжело ранен (29.08. 1942). В госпитале ему ампутировали правую ногу ниже колена. В мае 1943 г. вернулся в 128 БАП и начал летать на У-2. Выполнил около 100 полётов. В июле 1943 г. добился разрешения летать на Пе-2. Был старшим лётчиком, командиром звена 128-го БАП. Сражался на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, битве за Днепр, в освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской операции. Всего за время войны совершил порядка 200 б. в., в том числе 86 на Пе-2 (из них 53 — после ампутации ноги), и около 100 вылетов на самолёте У-2.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. С 1946 г. ст. лейтенант в отставке.

Мейлус Иван Игнатьевич (15.08.1913 - 20.09.1987) – полковник (23.07.1957), Герой Советского Союза (25.02.1945). Родился и рос в н.п. Рутченково (пригороде г. Донецка). После окончания 7 классов поступил в горнопромышленное училище, по окончании которого (1930) работал на производстве. Призван в РККА 02.10.1935. Начал службу в бронетанковой части БВО (г. Бобруйск), откуда в декабре 1935 г. переведён в 45-й авиаотряд (Минск). По окончанию срока срочной службы(1937) остался сверхсрочником в отдельном авиазвене связи при 100-й пехотной дивизии БОВО авиамехаником (до 04.1940). Участвовал в походе советских войск в Зап. Белоруссию. В апреле 1940 г. направлен в Военно-авиационную школу пилотов ЗапОВО н.п. Пуховичи (БССР). После выпуска (02.1941), старшина, был направлен пилотом в 97-й ББАП 13 БАД ЗапОВО (г. Бобруйск). В 1941 г. он также смог окончить Полтавскую военно-авиационную школу пилотов. В составе Западного фронта в рядах 97 ББАП начал Великую Отечественную войну. В июне 1942 г. переведён в 209 ББАП (Брянский и Воронежский фронты), а в октябре 1942 г. мл. лейтенант в составе 44 ОКАЭ на Калининском фронте; в апреле – мае 1943 г. лейтенант в рядах 16 ОУТСАП переучивается на Ил-2. Участвует в составе 44 ОКАЭ в боевых действиях на Волховском фронте. В ноябре 1943 г. ст. лейтенант был переведен в 958 ШАП и принял участие в боевых действиях на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. В конце 1944 г. капитан штурман 958 ШАП прошёл переучивание на самолет Ил-10.
1 июня 1945 г. назначен зам. командира 958 ШАП ВВС МВО.
После войны продолжал служить в ВВС. С 18.11.1959 года полковник И. И. Мейлус уволен в запас.

Мизинов Михаил Петрович (18.11.1918 – 22.10.1969)-полковник (1959), Герой Советского Союза (24.08.1943). Окончил 9 кл. средней школы. В РККА с 1937 г. В 1940 г. окончил Чкаловское военно-авиационное училище (г. Оренбург). Служил в строевых частях ВВС в Орловском военном округе.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 г.— лётчик 219-го ДБАП (Юго-Западный фронт); в сентябре 1941—марте 1942 лётчик 314-го ББАП (Калининский фронт), в марте 1942—мае 1945 лётчик, командир звена, зам. командира и командир АЭ 128-го БАП (Калининский, Брянский, Центральный и 1-й Белорусский фронты). Участвовал в оборонительных боях на Украине, обороне Москвы, в Курской битве, освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской операции. Всего за время войны совершил 273 боевых вылета. До 1951 г. продолжал службу в ВВС. В 1945 г. окончил Инструкторские методические курсы ВВС (г. Грозный), в 1949 г. Высшие офицерские лётно-тактические курсы (г. Таганрог), в 1955 г. Военно-воздушную академию (Монино), в 1956 г. 30-ю Высшую авиационную офицерскую школу боевого применения Дальней авиации. Служил начальником штаба ТБАП. С апреля 1959 г. в запасе.

Мусинский Николай Степанович (18.04.1921 - 28.10.1965) – майор, Герой Советского Союза (30.01.1943). Окончив семилетку, учился на рабфаке, одновременно около 2-х лет занимался в аэроклубе. В РККА с 1939 г. Учился в Пермской военно-авиационной школе пилотов, затем в Сталинградской военно-авиационной школе пилотов, после окончания которой (1940) служил в 215 СБАП 12 БАД, затем в 128 СБАП. На фронтах Великой Отечественной войны с 22.06.1941. В составе 128 БАП воюет на Западном, Калининском, Брянском, Центральном,1-м Белорусском фронтах. К январю 1944 г. капитан, зам. ком. АЭ совершил 211 успешных боевых вылетов. После войны продолжал службу в ВВС. Ушёл в запас с 1956 г. Служил в северном Управлении Гражданской авиации (по 1965 г.). Летал на самолетах Ли-2 и Ил-14, одним из первых освоил ТУ-104. В 1965 г. погиб.
Павлов Михаил Никитович (1919 – 06.10.1943)- старший лейтенант, Герой Советского Союза (13.04.1944 посмертно). Окончил 7 кл. школы, работал в колхозе. В РККА с 1939 г. Учился и окончил Краснодарское авиационное училище штурманов (1940). Был направлен служить в 128 СБАП 12 БАД ЗапОВО. В составе этого полка вступил в Великую Отечественную войну 22.06.1941.
Воевал в составе Западного, Калининского, Брянского и Центрального фронтов. Совершил 213 б. в. на самолётах СБ и Пе-2 - штурман экипажа, звена, эскадрильи. Погиб при бомбардировке ж. д. ст. Гомель, БССР.
Пивнюк Николай Владимирович (1917 – 1976) – подполковник, Герой Советского Союза (30.01.1943). По окончании школы призван в РККА (1936), по комсомольской путевке направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1938 г. С августа 1941 участвовал в Великой Отечественной войне. К апрелю 1942 г. ст. лейтенант ком. звена 128-го ББАП, совершил 97 б. в., его экипаж сбил 5 самолетов противника. В составе 128 БАП участвует в сражениях на Западном, Калининском, Брянском, Центральном, Белорусском фронтах. В 1944 г. окончил высшую офицерскую авиашколу. В конце войны служит в составе 779 БАП 241 БАД 16 ВА 1-го Белорусского фр., зам. ком. АЭ, капитан. К исходу войны совершил 225 б. в. В мирное время продолжал службу в ВВС. В 1946 г. дополнительно окончил Грозненское военное авиационное училище лётчиков и штурманов. С 1958 г. в запасе.
Сарыгин Александр Васильевич (09.11.1920 – 11.07.1960)-полковник, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (09.09.1957). Окончил 11 классов средней школы, затем Кемеровский аэроклуб. В РККА с 1938 г. Окончил Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов (1940), затем работал в ней инструктором. В составе 128 ПБАП 241 БАД стал участвовать в боевых действиях Великой Отечественной войны с 21.02.1942 г. Воевал на Калининском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в битве на Курской дуге, освобождении Белорусской ССР и Польши, а также в Берлинской операции. Совершил 148 боевых вылетов. В 1945 г. окончил курсы при Грозненском военном авиационном училище, стал работать лётчиком-испытателем на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. После тяжёлой болезни ушёл из жизни.
Свиридов Алексей Андреевич (17.04.1919 – 06.10.1943) – старший лейтенант, Герой Советского Союза (13.04.1944 посмертно). После окончания 7 кл. школы учился в ФЗУ и занимался в аэроклубе. Позже работал слесарем на машиностроительном заводе. В РККА с 1938 г.- поступил в Энгельское военно-авиационное училище, которое окончил в 1939 г. Был направлен служить в ЗапОВО в 70АБр (Витебск). Проходил службу в 6 БАП и 43 ЛБАП, с июня 1940 г.- ст. лётчик 128 СБАП.
На фронтах Великой Отечественной войны с 22.06.1941 г. Вместе с 128 БАП прошёл свой боевой путь: воевал на Западном фронте на Вяземском направлении, участвовал в обороне Москвы, в боях на Курской дуге, под Севском, при освобождении Белоруссии. В июне 1942 г. – ст. лейтенант, в августе 1942 –назначен командиром эскадрильи; к октябрю 1943 г. совершил 205 б.в. При бомбардировке ж. д. ст. Гомель (06.10.1943) самолёт был поражон зенитным снарядом. Раненый Свиридов смог направить Пе-2 на свою территорию. Однако самолёт взорвался, не долетев несколько км до своего аэродрома. Погибшие похоронены в селе Перепис Городнянского р-на Черниговской обл.

Старостин Николай Федорович (13.09.1920 – 07.05.1945) - капитан, штурман авиаэскадрильи 128 Калининского бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза (04.02.1944). Закончив 10 кл. СШ в г. Рыбинск Ярославской обл., учился в аэроклубе. В РККА с 1939 г., когда был направлен в Краснодарское военное авиационное училище. После окончания которого (31.01.1941), направлен служить в ЗапОВО, в 128 СБАП 12 БАД (Улла), - сержант, мл. летнаб.
  Великую Отечественную войну встретил 22.06.1941 в составе 128 СБАП. В составе этой части участвовал в боевых действиях Западного, Брянского, Калининского, Центрального, 1 Белорусского фронтов, летая в должности штурмана экипажа, звена, эскадрильи, совершил около 500 б. в. Погиб случайно: в минуты отдыха вышел на охоту в прилегающий к аэродрому лес, где попал на минное поле.

Фильченков Сергей Яковлевич (18.03.1915 — 30.11.1965) – лейтенант запаса, Герой Советского Союза (26.10.1944). После окончания сельской школы работал на производстве, учился в аэроклубе г. Ржев. В РККА с 1938 г., закончил ШМАС, позже (1940) – Военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В составе 128 БАП летал и стрелком, и стрелком-радистом, и штурманом экипажа. Участвовал в составе Западного фронта в обороне Москвы, воевал на Калининском фронте, сражался на Курской дуге, под Севском, Гомелем, Речицей. К июлю 1944 г. совершил 212 б. в. В боях за Берлин (16.04.1945) в 259 б. в. был тяжело ранен при обстреле ЗА. После войны был списан в запас. Жил и работал в г. Казань.

Ящук Анатолий Николаевич (1918 - 2008) – полковник. Окончив 7 классов школы (1934), поступил в ФЗУ (г. Николаев), затем - рабфак, после окончания которого (1935) поступил в пединститут. Оттуда со 2-го курса направлен по спецнабору ЦК ВКП(б) в 8-ю военную школу пилотов (Одесса), но в ноябре 1936 г. отчислен по состоянию здоровья. Работает педагогом в школе.
Призван РККА в октябре 1939 г. Направлен учиться в Брянское военно-политическое училище (12.1939), после окончания которого (01.1941), направлен на курсы штурманов при Харьковском военном авиационном училище. После окончания (04.1941) распределён в 12 БАД (ЗапОВО, Витебск) – зам командира АЭ по политчасти в 209 ближнебомбардировочном авиаполку. С началом Отечественной войны - военный комиссар АЭ 209 ББАП – летнаб, штурман Су-2 (06.1941-09.1942), затем – зам командира 45 ОКАЭ (ставшая 1-й гв. ОКАЭ) по политчасти. Воевал на Юго-Западном, Донском, Брянском, Северо-Западном фронтах. С декабря 1943 г. – нач. штаба ряда БАО (поочерёдно) в составе 2-го Прибалтийского фронта.
В мирное время продолжает служить в ВВС: - нач. штаба, командир ряда авиатехнических частей 15 ВА Приб ВО; после окончания ВВА (1952) – начальник Высших летно-тактических офицерских курсов (г. Таганрог), затем - военный советник в авиаучилище ГДР (до 1955), позже - преподаватель кафедры ВВА им Ю.А.Гагарина (1974). Уйдя в запас, возглавлял адъюнктуру ВВА.

Источники информации:

Небо Коккинаки. Белорусский след подвигов летчиков Коккинаки // Беларусь сегодня URL: https://www.sb.by/articles/nebo-kokkinaki.html

План переучивания летного состава частей ВВС Красной Армии на новой материальной части на 1941 год Фонд Александра Н. Яковлева // URL:https://alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1011449

Боевой состав ЗапОВО на 22.06.41 // SnowForum URL: http://www.snowforum.ru/forums/?action=list&board=history&thread=74499/.

Свинцовое небо 12-й БАД: воздушные бои над Беларусью в июне-июле 1941 года // DocPlayer URL: https://docplayer.ru/47394817-Svincovoe-nebo-12-y-bad-vozdushnye-boi-nad-belarusyu-v-iyune-iyule-1941-goda.html

Копыл С. П., «Аэродром Бецкое в обеспечении боевых действий 12-й бомбардировочной дивизии в июне 1941 г.» // URL: http://elib.psu.by/bitstream/123456789/19556/1/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB_%D1%81209-213.pdf

Иринархов Р. С. 1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох? М.: 2011.

Первые дни Великой Отечественной войны // AviaSkins.Forums URL: http://forum.aviaskins.com/showthread.php?t=3928/

Смирнов А.А. «Соколы», умытые кровью. Почему советские ВВС воевали хуже Люфтваффе?. М.: 2010.

 «ПЕРЕЧЕНЬ № 12 АВИАЦИОННЫХ ПОЛКОВ ВВС КА, ВХОДИВШИХ В СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.» //URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_12_01.html

Несостоявшееся возмездие // Warspot URL: https://warspot.ru/591-nesostoyavsheesya-vozmezdie/

Поражение летом 1941 года // Рефотека.ру URL:http://refeteka.ru/r-166325.html/

Новиков С.Е «Беларусь летом 1941 года: новые подходы в исследовании боевых действий», академический труд российских историков «Великая Отечественная война 1941–1945», т.12, 2015 г.

Драбкин А.В., Исаев А.В. «22 июня. Чёрный день календаря» // ЛитМир URL:http://www.litmir.me/br/?b=165264&p=1/

Прачик И.А. Фронтовое небо М.: Воениздат, 1984.

12-я бомбардировочная авиационная дивизия – 12-я смешанная авиационная дивизия // URL:http://allaces.ru/sssr/struct/d/bad12.php/

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. —1942 г.» Т. 13 (2—2). — М (стр. 1) // URL:http://pandia.ru/text/77/174/14863.php/

В лепельском небе // Лепельский край URL: http://www.lepel-kraj.by/?p=4644

Авиабаза в Травниках //  Проза.ру URL: https://www.proza.ru/2013/10/08/585

Чечельницкий Г.А. Московский гвардейский штурмовой. М.: Воениздат, 1960.

6-й Гвардейский штурмовой авиаполк // ВКонтакте URL:https://vk.com/club72571998

22 июня 1941 года. Сражение за небо // Warspot URL:https://warspot.ru/2227-22-iyunya-1941-goda-srazhenie-za-nebo

Бить танки противника до полного их уничтожения… // Warspot URL:https://warspot.ru/12486-bit-tanki-protivnika-do-polnogo-ih-unichtozheniya

Солонин М.С. Другая хронология катастрофы 1941. Падение "сталинских соколов". Яуза, 2011.

Бодрихин Н.Г., Симонов А.А. Боевые летчики — дважды и трижды Герои Советского Союза. М.: Фонд «Русские витязи», 2017 г.

Цена Победы. Лето 1941 года. Отступление // Дилетант URL:https://diletant.media/articles/28741944/?sphrase_id=7801429

О "Плане Жукова" от 15 мая 1941 года // Военное обозрение URL:https://topwar.ru/1684-o-plane-zhukova-ot-15-maya-1941-g.html

128 бомбардировочный Калининский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк // Полки и самолеты СССР в ВОВ 1941-1945 URL: http://www. ava.org.ru

Федоров А. Г. В небе — пикировщики! М.: ДОСААФ, 1986.

Авиапоиск в Беларуси: проблемы и перспективы увековечения памяти авиаторов на территории Республики Беларусь // РУБОН - сайт военной археологии URL: http://rubon-belarus.com/avia-history/aviapoiskvbelarusi
 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (04.08.2019)
Просмотров: 1494 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022