Реальная, документально подтверждённая история авиационных военных учебных заведений на территории бывшей Белорусской ССР оказалась весьма непродолжительной…
О Великой Отечественной войне написано множество монографий, статей, мемуаров. Но вместе с тем и по сегодняшний день остаются страницы войны, которые слабо или вообще не исследованы.
К таким страницам относиться история 11-й смешанной авиационной дивизии Западного особого военного округа в начальный период войны. Для СССР он оказался неблагоприятным, и по идеологическим соображениям эта проблема долгое время была закрыта для всесторонних научных исследований. И только со второй половины 80-х годов прошедшего столетия появились возможности объективного изучения этого трагического события.
Летчики, как правило, скромные люди. Обычно о своих полетах начинают рассказывать только после того, как перестают летать. Эти воспоминания откладываются в их сознании, как глубокие рубцы, навсегда, а затем из них и складывается история Военно-воздушных сил.
Сегодня мы вспомним, как 60 лет назад Беларусь шагнула в реактивную эру, поговорим о том, как в той непростой международной обстановке для прикрытия западного направления Советского Союза проходило формирование истребительной авиации ПВО, оснащенной новейшими на тот период времени самолетами МиГ-15. Мы расскажем о трудной мужской работе, насквозь пропитанной романтикой неба, без которой невозможно было построить прочный противовоздушный щит страны.
На нашем сайте мы уже не в первый (и, очевидно, не в последний) раз обращаемся к теме истории военного аэродрома Быхов. Первым нашим материалом, размещённым на этом сайте в июле 2010 года, стала публикация архивного документа под названием «Учётная карточка аэродрома Быхов». Спустя год, в июне 2011-го на сайте появился материал под названием «Июль 1941: немецкая фотоэкскурсия по адродрому Быхов». И вот, спустя полгода мы предлагаем вашему вниманию публикацию ещё одного архивного документа по данной теме.
15 октября в Быхове состоялись торжества, посвященные 70-летнему юбилею 57-й Смоленской Краснознаменной ракетоносной авиационной дивизии Балтийского флота.
Из недавней советской истории нам хорошо известно, что забота коммунистической партии и советского правительства о вооруженных силах СССР проявлялась и в периодических смотрах новейших и перспективных образцов оружия и техники. Вспомним посещения И.В.Сталиным Ходынского аэродрома в тридцатые годы минувшего столетия, закрытые показы при Н. С.Хрущёве и Л.И.Брежневе. Как правило, они проходили на подмосковных аэродромах в Кубинке и Жуковском. А вот во времена Михаила Горбачёва особая показательная площадка для VIP-персон переместилась в Минск, а точнее на аэродром Мачулищи.
В мае 1946 года, в Полоцке, на базе 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова бомбардировочной авиадивизии была сформирована 3-я гвардейская авиационно-транспортная дивизия в составе 339-го ордена Суворова транспортного авиаполка (г. Слуцк), 24-го гвардейского Юхновского ордена Кутузова транспортного авиаполка (г. Полоцк - Боровуха) и 369-го Ясского Краснознаменного транспортного авиаполка (г. Витебск). Так на белорусской земле появились первые части военно-транспортной авиации.