Понедельник, 11.12.2017, 06:45
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [105]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

УЧЁТНАЯ КАРТОЧКА АЭРОДРОМА БЫХОВ НА 1940 ГОД
2009 – 2010 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)

УЧЁТНАЯ КАРТОЧКА АЭРОДРОМА БЫХОВ НА 1940 ГОД

В представленном нами справочном материале «Список шифров аэродромов и посадочных площадок, расположенных на территории Западного особого военного округа (по состоянию на 27.03.1941)» (http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/shifry_aehrodromov_zovo_1941g/1-1-0-3) есть следующая строчка: «№ 1009 – Быхов (1,5 км западнее станции Быхов/40 км южнее Могилёва)». О том, что из себя представлял этот аэродром по состоянию на май 1940 года, даёт полное представление заполненная тогда его «Учётная карточка», оригинальный текст которой (с минимальными нашими комментариями) предлагается вашему вниманию:

 «Секретно
Экз[емпляр] № 2
Классификация – постоянный
Условный шифр - 1009

Наименование организации, заполняющей карточку - ОАС ВВС ЗапОВО [Военно-аэродромная служба Военно-Воздушных Сил Западного Особого военного округа]
(Название Военного округа) – ЗапОВО [Западный особый военный округ] (край, область, район) Могилёвской области [БССР].
 
Учётная карточка
(название аэродрома или посадочной площадки) – аэродром «Быхов»
Расположенный (точная ориентировка аэродрома) зап[аднее] ж[елезно-]д[орожной] ст[анции] Быхов 1,5 км.

Составлено «19» мая 1940 г[ода].
(за кем закреплён земельный участок) н.к.о. [Народный Комиссариат обороны Союза ССР]
Проверено: «» … 193. г.
«…» … 193. г.
«…» … 193. г.
[Не заполнено]
[Шифр карты] N-36-В

Вырезка из карты района аэродрома [имеется, с обозначением круга]
Масштаб 1:500000. Ряд N-36. Лист … [не заполнено]

Кроки аэродрома или плановый снимок [имеются «Кроки площадки Быховского Аэродрома» с обозначением двух границ аэродрома, круга радиусом 700 м, надписями «р[ека] Днепр» и «Масштаб 1:500000»] Масштаб 1:500000
Время съёмки …[не заполнено]

Фотоснимок аэродрома (перспектива) [отсутствует] Высота … [не заполнено] Время съёмки … [не заполнено]

I. Аэронавигационная характеристика аэродрома
а) Широта и долгота от Грин[в]ича. – 53°32’с[.]ш[.], 30°16’в[.]д.
б) Высота над уровнем моря. – 18 м[етров].
в) Магнитное склонение на 19… г. [не заполнено] – 3°
г) Основные характерные ориентиры при подходе днём и ночью по сторонам света. – С востока [-] р[ека] Днепр[;] Ж[елезно-]Д[орожная] ст[анция] Быхов

II. Подходы и запретные зоны:
а) Естественные и искусственные препятствия на подходах к аэродрому, их название, высота, точное расположение по отношению к лётному полю. – Искусственные препятствия – башня водокачки [(]Н [высота] = 48 м[етров)], расположена по отношению к лётному полю на север, здание управления [(]Н [высота] = 12 м[етров)]. Естественные препятствия [-] лес – с южной и ю[го]-з[ападной] сторон.
б) Наличие запретных зон в районе аэродрома в радиусе 25 – 50 км, направление обходных маршрутов этих зон. – Запретных зон в радиусе 25 – 50 км нет.
в) Характер местности[,] непосредственно примыкающей к пограничным знакам аэродрома. – С востока и с[еверо]-в[остока -] поле и авиагородок, с севера – поле, с запада и юго-зап[ада -] хвойный лес.
г) Направление наилучшей посадки и взлёта. – С востока и запада.

III. Описание лётного поля
а) Форма и линейные размеры рабочей площадки. – Круг радиусом 700 м.
б) Общие размеры включая полосу подхода. [Не указаны]
в) Площадь лётного поля в га. – 314 га.
г) Рельеф местности. – Местность равнинная.
д) Характер почвы. – Супесчаная.
е) Растительный покров. – Удовлетворительный (злаковые травы).

IV. Опознавательные знаки и посадочное оборудование
а) Дневные: круг в центре, пограничные углы полосы, круги, отметки опасных мест, с технической характеристикой их. – Нет.
б) Ночные: пограничные огни, заградительные огни, их цвет и характер; посадочные и потолочные прожектора (стандартные или передвижные). – Заградительные огни на водонапорной башне красного цвета, на опушке леса вывешиваются фонари [типа «]Летучая мышь[»]. Прожектор потолочный передвижной, марки 3-15,АП-4.
в) Ветроуказатель, в какой части аэродрома установлен, на чём, его тип. – Конус на здании управления.
г) Маркировочные: надписи, цифры, кодовые огни, маяки, их мощность и характер освещения. – Нет.

V. Особые правила аэродрома. [Ко всему пункту указано «Нет»]
а) Входные и выходные ворота.
б) Пилотажные зоны.
в) Зоны для стрельбы по конусам.
г) Зоны для бреющих полётов.
д) Руление. Примечание: Входные и выходные ворота и районы наносятся на карту района аэродрома.

VI. Метеорологическая характеристика
а) Господствующие ветры (роза ветров) средняя и максимальная скорость. – Юж[ные] и ю[го]-з[ападные] ветры[;] средняя годовая скорость [-] 3 м/сек[;] максимальная [-] 15 м/сек.
б) Местные атмосферные явления: туман, сак, время просыхания почвы, начало и конец устойчивого покрова снегом. Период смены колёс и лыж. – Среднегод[овое] количество осадков - 672 мм, сред[нее] число дней с туманами [-] 27 в год. Время просыхания почвы [-] в 3-й декаде апреля. Начало устойчивого [снежного] покрова – ноябрь м[еся]ц, конец – апрель[.] Смена колёс на лыжи [-] в ноябре, смена лыж на колёса [-] в апреле.
в) Местонахождение метеостанции, связь с ней, способы и сроки передач метеосводок. – Аэроуправление[,] внутренний и прямой провод и междугородний. Передача метеосводок ежечасно.

VII. Аэродромное оборудование
а) Взлётные полосы, их размеры, направление и материал. [Не указано.]
б) Ангары, их размеры и ёмкость. – 10 5-и ячеечных ангаров, 187560 кб. м ёмкость [-] по 5 самолётов[,] и 2 ангара по 4235 кб. м. ёмкостью по 20 самолётов.
в) Бензохранилища, их расположение, тип и ёмкость каждого в тоннах. Механизация заправки. Возможность получения горючего вне аэродрома. – Бензохранилищ – 4[,] из них типа 1-А – 150 кб. м. – 2, типа 2-А – 250 кб. м. – 1, типа В-1 – 400 кб. м. – 1.
г) Маслохранилища, их расположение, тип и ёмкость каждого в тоннах. Механизация заправки. Возможность получения масла вне аэродрома. – Маслохранилищ – 2 на 190 кб. м. площадью 68 кв. м. каждый [каждое], ёмкостью 30 тонн каждый [каждое]. Тип погреба[,] расположенный [расположенного] на аэродроме[. -] Одно хранилище с свинцовой жидкостью 255 кв. м. – площадь 46 кв. м.[,] ёмкость [-] 20 тонн.
д) Бомбохранилища, расположение, тип и ёмкость каждого в тоннах. – Бомбохранилищ – 3[,] кирпичные здания, площадь 618 кв. м.[,] ёмкость [-] 339 тонн. Примечание: ёмкость определена в ФАБ-100 [то есть в 100-кг фугасных авиационных бомбах].
е) Водомаслогрейки, расположение, тип и часовая производительность каждой по маслу и воде. – Водомаслогрейка стационарная [-] 1 шт[ука,] расположена в 1[-м] служ[ебном] здании. Баков для подогрева воды [-] 5 шт[ук] ёмкостью по 5000 л[итров] каждый. Баков для подогрева масла [-] 4 [штуки] по 2500 л[итров] каждый. Часовая производительность воды [-] 10 тонн, масла [-] 2 тонны. 2-я водомаслогрейка [-] такого же оборудования[, её] строительство не закончено.
ж) Мастерские, расположение, тип и годовая производительность (по моторам и самолётам). – Мастерские расположены в 1-м служебном здании, 1[-й] этаж. Ремонта моторов не производят за неимением комплекта инструментов [для моторов] М-100. Годовая производительность [-] 4 самолёта СБ – сред[ний] ремонт, текущий.
з) Склады, расположение, тип, холодный или тёплый, ёмкость каждого в машинах. – Имеется 2 склада – временное сооружение.
и) Гаражи, расположение, тип, холодный или тёплый, ёмкость каждого в машинах. – Имеется [Имеются] в 1[-м] и 2[-м] служ[ебных] зданиях[,] на 8 автомашин, но используется в 1-м служебном здании под цех для авиа[ционных] мастерских, во 2-м здании приспособлены под складские каптёрки.
 к) Водоснабжение и качество воды. – Водонасосная станция [-] 1 шт[ука] производительность 2 ведра воды за 55 сек[унд]. Водонапорная башня [-] 1 штука на 300 кб. м. воды. Вода [применима] для питья и заправки с[амолё]тов.
л) Наличие запасных водоёмов, ёмкость их в куб. метрах. [Не указано]
м) Электрообрудование, характеристика тока, средства для зарядки аккумуляторов. – Электростанция [-] 1 шт[ука] – ток переменный 220 х 380 вольт, средства для зарядки аккумуляторов имеются.
н) Средства заправки самолётов, моторов: водою, маслом, горючим, характеристика их. – Маслом и водою [-] через стационарную водомаслогрейку посредством ВМЗ [водомаслозаправщика], горючим [-] с бензохранилищ средствами БЗ-35 [бензозаправщиками образца 1935 года].
о) Наличие средств механизации: тягачи, автостартёры, краны, лебёдки, домкраты и т.д. – Средства механизации имеются за исключением лебёдок.
п) Наличие технической помощи в окружающих населённых пунктах, мастерские, кузницы, завод, парки МТС [машинно-тракторных станций] и совхозов. – Ацетоновый з[аво]д, артель «Металлист» и Быховская МТС [машинно-тракторная станция].
р) Тир для стрельб с земли и с самолёта, расположение, тип и дистанция стрельбы. – Два тира на территории аэродрома, для стрельбы с земли на дистанции 100 м[е]тр[ов].
с) Полигон для воздушной стрельбы и бомбометания, расположение, размеры, основное оборудование. - Смотри прилагаемую карточку [В данном архивном деле отсутствует].
т) Противопожарные средства на аэродроме и в ближайших населённых пунктах. – На аэродроме имеется 9 гидрантов, огнетушители по объектам, асбестовое полотнище, 2 пеногенератора и 1 пеногон, пожарная команда с 2-мя автонасосами. В г[ороде] Быхов [имеется] г[ородская] пожарная команда.

VIII. Квартирно-бытовое обслуживание
а) Здания для управления и штабов, характер, расположение и полезная площадь в кв. метрах. – Штаб в авиагородке – каменное здание[,] полная пл[ощадь -] 678,8 кв. м.[;] здание управления на аэродроме – площадь 490 кв. м.[;] 1[-е] и 2[-е] служебные] здания на аэродроме [- общая] площадь 2174 кв. м.
б) Помещения для размещения личного состава: характеристика, расположение и полезная пл. в кв. метрах. – Красноармейское общежитие [-] полезная площадь 5361 кв. м., дет[ские] ясли [- полезная площадь] 262,5 кв. м.[,] б[ывшая] столовая Нач[альствующего] состава [- полезная площадь] 544 кв. м.[,] ДНС [дома начальствующего состава - общая] полезная площадь 16418,5 кв. м. [- все] располож[ены] в авиа[ционном ]городке.
в) Возможность размещения личного состава в ближайших населённых пунктах к аэродрому, расстояние пути сообщения. – г[ород] Быхов[,] шоссейная дорога [-] 2,5 – 3 км.
г) Лагерное оборудование, характер, расположение и ёмкость. [Не заполнено]
д) Питание на аэродроме и в ближайших населённых пунктах. – Столовая в авиа[ционном] городке и в г[ороде] Быхов.
е) Медобслуживание на аэродроме и в ближайших населённых пунктах. –Мед[ицинский] пункт при сан[итарной] части в авиа[ционном] городке и в г[ороде] Быхов [-] амбулатория и больница.
ж) Наличие бани в ближайших населённых пунктах. – Баня в авиа[ционном] городке [(]пропускная способность [-] 60 ч[еловек] в час[)] и баня в г[ороде] Быхов.

IX. Связь
а) Наличие на аэродроме средств связи, телефон, телеграф и их характеристика. – Телефонная связь [-] коммутатором 2 ЦБ 100х2. Телеграф [- на линии] Быхов - Могилёв. Морзе [-] 1 стопарный кабель[,] проложенный на аэродром[,] отказал в работе[.] ЦТС [центральная телефонная станция] – требует капитального ремонта.
б) Радиостанция, её позывные, длина волны, радиус действия, количество и высота радиомачт, их точное местоположение. – Радиосредства – передвижные[,] согласно табеля штата роты связи.
в) Ближайшие к аэродрому средства связи: телефон, телеграф, радиостанция, радиомаяк, радиомаркер, почтово-телеграфная контора – удаление их от аэродрома, тип, мощность и характеристика. – В г[ороде] Быхов [-] ЦТС [центральная телефонная станция], [телефонный коммутатор] ЦБ 100х2[,] морзе [-] с удалением 3 км. [от аэродрома. На] Ст[анции] Быхов [-] морзе [-] 1[,] телефонная ж[елезно-]д[орожная] связь[,] удаление [-] 1,5 км [от аэродрома].

X. Подъездные пути
а) Характеристика путей сообщения от аэродрома до ближайшей жел[езно]-дор[ожной] станции, пристани и населённых пунктов, расстояние, покров дорог, характеристика мостов, проходимость их различными видами транспорта в различные периоды года. – До г[орода] Быхов и ж[елезно-]д[орожной] станции [ведёт] шоссейная дорога расстоянием 2 - 3 км. Проходимость дорог[и -] для всех видов транспорта.
б) Наличие средств передвижения. – Средства – передвижные, автотранспорт.

XI. Охрана и оборона аэродрома
а) Наличие естественных средств маскировки самолётов и расположение. – Хвойный лес в западной части аэродрома.
б) Характеристика окружающей аэродром местности. – С севера [-] открытая местность (поле)[,] с юга - тоже, с востока [-] г[ород] Быхов, р[ека] Днепр и с запада – лес.
в) Наличие скрытых подходов для воздушного и наземного противника. – Скрытые подходы для воздушного противника с севера и с юга [-] р[ека] Днепр, с запада – лес. Для подхода наземного противника с запада – лес, с востока и с[еверо]-в[остока -] г[ород] Быхов.
г) Наличие ограждений аэродрома и его характер. – Ограждён забором [из] колючей проволоки высотой 2,5 м. в 2 ряда.
д) Местные средства и организация ПВО. – Три зенитно[-]пулемётные установки и людские силы авиа[ционного] гарнизона.

XII. Пригодность аэродрома для лётной работы по временам года и для каких типов самолётов.
Пригоден для всех типов самолётов, зимой и летом.

XIII. Что требуется для дооборудования аэродрома.
См[отри] стр[аницу №] 10 [Смотри ниже текст «Особые отметки»].

XIV. Дополнительные сведения.
[Не заполнено]

Составлено в трёх экз[емплярах].

Подписи лиц, составивших учётную карточку – комендант аэродрома 25 АБ [25-й авиационной базы] воентехник 1[-го] ранга Голубов.

С подлинным верно [-] Нач[альник] 1[-го (оперативного)] отдела ВАС ВВС ЗапОВО [Военно-аэродромной службы Военно-Воздушных Сил Западного особого военного округа] капитан Афанасьев

Особые отметки

Для дооборудования аэродрома необходимо провести следующие работы:
1. Доделать шоссейных дорог – 3 км. (до 2-го служебного здания и бомбохранилища).
2. Сделать выводные цементированные дорог от 2-х больших ангаров.
3. Сделать цементированную красную линейку.
4. Установить заградительные огни.
5. Сделать контрольную будку (тип постоянного сооружения).
6. Оборудовать и отремонтировать 2 тира.
7. Установить электрическую связь подземной системы.
8. Построить метеоплощадки 15 х 18 м.
9. Построить каменную будку для заполнения шаропилотных оболочек.
10. Установить потолочный прожектор.
11. Установить пожарную сигнализацию.

Комендант аэродрома 25 АБ [25-й авиационной базы] воентехник 1[-го] ранга Голубов».

Данная «Учётная карточка» хранится ныне в фондах Российского государственного военного архива (РГВА; Москва, Российская Федерация). Её оригинал содержится в: фонд 29, опись 56, дело 283, листы 61 – 65.
К сожалению, даже со временем нам не представляется возможным представить вашему вниманию на этом сайте подобные «Учётные карточки» на ВСЕ белорусские аэродромы и посадочные площадки, располагавшиеся на территории Западного особого военного округа к началу войны. Этому есть несколько причин. Во-первых, не все подобные документы по понятным причинам «образца 1941 года» сохранились до наших дней. Во-вторых, всё же сохранившиеся к настоящему времени «Учётные карточки» не представляют из себя единый корпус документов и разделены между даже не разными архивными фондами, а между … двумя абсолютно различными архивами. При этом «Учётные карточки», попавшие в РГВА (подобно приведённой выше), являются общедоступными для исследователей военной истории из любой страны, прибывших для работы в этот архив. В то же время, как такие же документы, попавшие в ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны российской Федерации, Подольск Московской области), продолжают оставаться … секретными, и недоступны никому из исследователей, получивших допуск для работы в данном архиве. На наше устное обращение к руководству ЦАМО о том, что речь идёт о документах 70-летней давности, к тому же не относящихся к территории собственно Российской Федерации, мы получили ответ о том, что, мол, «любые документы по аэродромам являются секретными», то есть представляют из себя пресловутую «Государственную тайну»… Оставив эти заявления военных архивистов без каких-либо комментариев, мы будем готовить следующую публикацию «Учётных карточек»: если сегодня вашему вниманию было предложено предвоенное описание так называемого «постоянного» военного аэродрома, то в следующий раз это будет несколько новых аэродромов и посадочных площадок одной аэродромной группы, создававшейся к началу войны в Западной Белоруссии.
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Бортстрелок (08.07.2010)
Просмотров: 3921 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017