Прародителем авиабазы стал 563-й истребительный авиационный полк. Две эскадрильи его разместились на подмосковных аэродромах Раменское и Клин летом 1941 года. Летчики без промедления стали участвовать в боях на Ленинградском фронте. Уже 17 сентября 1941 года за мужество и героизм личному составу полка была объявлена благодарность, а 19 человек летно-технического состава были награждены орденами и медалями.
Бои продолжались, и место базирования полка менялось. В 1943 году часть носила название — 116-й иап. 3 сентября этого же года она стала гвардейской, награждена орденом Красного Знамени.
Почетное наименование «Радомский» авиаполку было присвоено за прикрытие в феврале 1945 года наземных советских войск и успешное выполнение задач по освобождению польского города Радом.
Затем часть не единожды меняла место дислокации и название. После войны полк базировался в Грузии и на аэродромах Германии. На его вооружении в разные годы состояли самолеты-истребители Р-63 «Кинг-Кобра», МиГ-15 и МиГ-17, фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7Б.
Авиационная часть стала 116-м гвардейским бомбардировочным полком в 1982 году. Тогда произошло ее перевооружение на фронтовой бомбардировщик Су-24М. А 1989 год привел именитый полк на белорусскую землю, на аэродром Россь. Через пять лет в состав уже 116-й гвардейской бомбардировочной авиационной базы вошла разведывательная эскадрилья на самолетах-разведчиках Су-24МР из расформированного 10-го орап из Щучина, и база стала называться бомбардировочно-разведывательной.
Значимые изменения авиабаза претерпела год назад. Личный состав и техника перебазировались на военный аэродром города Лиды. Авиационная база была реорганизована в 116-ю гвардейскую Краснознаменную Радомскую шаб, возглавил ее гвардии полковник Александр Карев. Тогда же на лидском аэродроме был сформирован 206-й центр подготовки летного состава.
|