В мае 1946 года, в Полоцке, на базе 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова бомбардировочной авиадивизии была сформирована 3-я гвардейская авиационно-транспортная дивизия в составе 339-го ордена Суворова транспортного авиаполка (г. Слуцк), 24-го гвардейского Юхновского ордена Кутузова транспортного авиаполка (г. Полоцк - Боровуха) и 369-го Ясского Краснознаменного транспортного авиаполка (г. Витебск). Так на белорусской земле появились первые части военно-транспортной авиации.
Однако зарождалась военно-транспортная авиация в Белоруссии еще в 30-е годы прошлого века. После окончания формирования 1 июня 1931 года в Ленинградском военном округе опытного воздушно-десантного отряда и выполнения первых экспериментальных выбросок парашютистов с самолетов АНТ-9, ТБ-1 и Р-5, в сентябре 1934 года в Белорусском военном округе впервые прошло учение с десантированием войск. По плану учения 7 сентября с пяти самолетов ТБ-3 в районе переправы через реку Свислочь был выброшен 31 десантник. 9 сентября в районе Тростенца под Минском с ТБ-3 было десантировано еще 589 бойцов 7-го батальона особого назначения. В ходе этого учения исследовались возможности бомбардировщика ТБ-3 по выброске десантников. Наиболее оптимальной была признана загрузка самолета двадцатью спецназовцами, которые покидали его за 16 - 20 секунд.
Опыт, полученный в ходе этого и других учений, оказался востребован во время операции по освобождению Западной Белоруссии. Экипажи 3-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка (тбап), выполняя задачу по транспортировке боеприпасов, горючего для авиационных и мотомеханизированных частей, с 24 по 29 сентября 1939 года совершили 59 самолето-вылетов. Практическое применение авиации для перевозки грузов, десантирования войск, эвакуации раненых во время советско-финляндской войны (декабрь 1939 - март 1940 гг.) и других военных конфликтов вплотную подвело советское военное руководство к выводу о необходимости создания военно-транспортной авиации как вида ВВС. Однако до Великой Отечественной войны она так и не была организационно оформлена.
Летчики 339-го полка перед вылетом на боевое задание на самолетах Ли-2. Аэродром Макеевка, 1943 г.
С самого начала войны авиация стала совершать вылеты на транспортировку грузов и десантирование. Уже 29 июня 1941 года 14-й тбап произвел выброску десанта в районе Слуцка. Это была первая с начала войны десантная операция. В начале июля 1941 года под Могилевом из-за отсутствия топлива остановилась танковая колонна фашистов. Для ее уничтожения 13 июля в этот район с четырех ТБ-3 было десантировано 64 бойца. А 23 июля для обеспечения их боевых действий на аэродром Могилева было выброшено 260 мешков с боеприпасами и другим грузом.
Одной из важных и сложных задач, которые выполняла авиация, были воздушные перевозки различных грузов в партизанские отряды Белоруссии и эвакуация раненых на Большую землю. Выполнялись они, главным образом, одиночными самолетами или небольшими группами ночью без сопровождения истребителей прикрытия. Основная масса перевозок осуществлялась на легких самолетах типа Р-5 и По-2. Первые вылеты к партизанам были выполнены уже осенью 1941 года, но до конца года они были лишь эпизодическими. Регулярные рейсы стали совершаться лишь с середины 1942 года. Уступив настойчивым требованиям командира 101-го транспортного авиационного полка Валентины Гризодубовой, командование Авиации дальнего действия (АДД) решило совершить пробный рейс на самолете Ли-2 с посадкой в партизанском отряде Гришина (65 км восточнее Витебска). Опыт оказался удачным. Ли-2 АДД и ГВФ приступили к интенсивным перевозкам. Задания в интересах партизанского движения стали выполнять и другие авиационные части. Фашисты не могли смириться с тем, что на захваченной ими территории успешно функционируют партизанские аэродромы, и приступили к карательным операциям. Для того чтобы партизаны могли вести успешные бои с карателями, 7 марта 1943 года была проведена первая планерная операция в интересах партизан Белоруссии. 16 самолетов 2-го авиационного планерного полка ВДВ за восемь суток ночью отбуксировали в район Бегомля 25 планеров, на которых было доставлено 60 тонн груза, включая 1000 винтовок, 20 тонн взрывчатки, 10 радиостанций, 5 типографий, 150 десантников-подрывников.
Важной областью применения авиации во время войны стала переброска резервов и материальных средств при подготовке и проведении оборонительных и наступательных операций. Во время освобождения Белоруссии летом 1944 года 220 самолетов 1-й ва за два месяца совершили 28 000 самолето-вылетов и перевезли 36 000 человек и 9500 тонн различных грузов. В ходе наступления советских войск тылы отстали на 250 - 300 км, поэтому горючее и боеприпасы передовым соединениям доставлялись по воздуху.
Тяжелые десантные планеры Як-14 состояли на вооружении 24-го гвардейского транспортного авиаполка в Полоцке
Транспортные самолеты Ил-12Д поступили на вооружение в 24-й гвардейский транспортный авиаполк (аэр. Полоцк) в 1950 году. Использовались как буксировщики планеров Як-14
Транспортный Ли-2 с грузовыми мешками на внешней подвеске
Военно-транспортный самолет Ту-4Д
К исходу Второй мировой войны был накоплен значительный опыт организации военно-транспортных перевозок и воздушно-десантных операций. На практике была доказана необходимость существования в военной авиации специализированной воздушно-транспортной группировки как самостоятельной авиационной структуры под единым командованием. В соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 7.03.1946 г. авиаполки на самолетах Ли-2 были включены в состав Десантно-транспортной авиации (ДТА) воздушно-десантных войск, которая в 1949 году была преобразована в Транспортно-десантную авиацию (ТДА).
Заместитель командира 339-го втап подполковник Н. ТАРАСОВ, который 6.12.1956 года первым посадил Ту-4Д на аэродроме Витебск-Северный
В соответствии с этой директивой в мае 1946 года 3-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия была расформирована, и на базе ее управления в Полоцке (п. Боровуха) начала формироваться 3-я гвардейская Смоленская орденов Суворова и Кутузова авиационно-транспортная дивизия. В состав дивизии вошли 339-й (г. Слуцк), 24-й гвардейский (г. Полоцк) и 369-й (г. Витебск) транспортные полки. В мае 1956 года части дивизии влились в состав Военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС. Успешно переучившись на самолет Ту-4Д, 6 декабря 1956 года 339-й втап перебазировался из Слуцка в Витебск. Первым посадил Ту-4Д на грунтовую ВПП, оборудованную в районе будущего аэродрома Витебск-Северный, заместитель командира полка подполковник Н. Тарасов. 24-й гвардейский транспортный авиаполк, которым командовал полковник М. Гамарис, был расформирован. Часть летного состава перевели для дальнейшего прохождения службы в 339-й полк и другие части ВТА. 369-й полк перебазировали в г. Джанкой (Украина).
В конце 1958 года на вооружение поступил самолет Ан-12. Первым в ВТА на него переучился личный состав нашего 339-го втап, которым в то время командовал Герой Советского Союза полковник Г. Богомазов. Боевые возможности самолета Ан-12 по сравнению с Ли-2 возросли примерно в 10 раз. На этих самолетах белорусские экипажи с высокой оценкой выполняли задачи на всех крупных учениях в 1960 - 1970-е годы: «Днепр», «Двина», «Братство по оружию», «Одер - Нейсе».
339-й Военно-транспортный полк из Витебска первым в военно-транспортной авиации ВВС СССР освоил самолет Ил-76
Командир 339-го втап полковник П. ЩЕТИНА среди местного населения у самолета Ан-12. Аэропорт Могадишо (Сомали)
В 1960-е годы шло интенсивное освоение нефтяных месторождений на Севере страны, в котором участвовали многие специалисты из Белоруссии. Геологи и нефтяники, как правило, работали в таких местах, куда добраться и доставить технику и трубы, можно было только самолетами. Эти задачи в тяжелых климатических условиях выполняли экипажи 339-го полка. Работа в суровых краях походила на боевую: тяжелые транспортные Ан-12 приходилось сажать на необорудованные снежные и ледовые аэродромы, площадки ограниченных размеров.
Личному составу полка доверялись сложные и ответственные задания правительства страны и министра обороны не только на территории СССР, но и во многих странах мира. Среди наиболее значимых - воздушные перевозки войск, боевой техники и боеприпасов в Венгрию (1956 г.); Вьетнам (1964 г.); Йемен (1966 г.); Египет, Сирию, Ирак (1967, 1973 гг.); Чехословакию (1968 г.); на советско-китайскую границу в район о. Даманский (1969 г.). Полеты выполнялись в сложнейших условиях, без обеспечения наземными средствами навигации и посадки, над морем и пустыней, на предельную дальность.
В конце 1974 года на вооружение частей ВТА начал поступать принципиально новый военно-транспортный самолет Ил-76, способный перевозить средние танки, пусковые установки ракет, самолеты фронтовой авиации, другую технику и вооружение на дальность 4200 км с крейсерской скоростью 750 - 800 км/ч. И его первым в ВТА начал осваивать наш белорусский 339-й втап, которым командовал полковник А. Черниченко. Первым поднял в небо Ил-76 командир 1-й эскадрильи подполковник В. Недоборов, а первый полет за границу на этом самолете выполнил 28 февраля 1978 года экипаж заместителя командира полка подполковника Н. Шевцова, перевозя в Женеву специальное оборудование на мировой симпозиум ученых-ядерщиков. Ранее, 23 января 1976 года этот же экипаж десантировал боевую машину десанта (БМД-1) на парашютно-реактивной системе «Реактавр». Внутри БМД-1 находился экипаж в составе подполковника Л. Щербакова и майора А. Маргелова - сына командующего ВДВ Героя Советского Союза генерала армии В. Маргелова.
12 лет, с декабря 1979 по 1991 год, личный состав полка выполнял интернациональный долг в Афганистане (два года полеты выполнялись после вывода советских войск). Высокие морально-боевые и профессиональные качества позволили белорусским экипажам пройти афганскую войну без боевых потерь.
В разные годы личный состав 339-го полка оказывал помощь народам, пострадавшим от стихийных бедствий. В апреле 1966 года наши авиаторы одними из первых доставили в пострадавший от землетрясения Ташкент медикаменты, продовольствие, спасательные бригады, палатки. В 1970 году участвовали в ликвидации последствий землетрясения в Перу. В декабре 1989-го - в Армении.
В 1986 году экипажи 339-го полка участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
После распада СССР в 1992 году командование и штаб 3-й гвардейской втад были перебазированы в Кречевицы под Новгород, затем в Смоленск, а в 2001 году дивизию расформировали. 339-й втап вошел в состав ВВС Беларуси. Командиром полка был назначен полковник А. Серов. В 1996 году полк был расформирован. На базе части летного состава и самолетов полка была создана авиационная компания «Трансавиаэкспорт». Четыре экипажа с самолетами Ил-76МД были переведены для дальнейшего прохождения службы в 50-ю смешанную авиационную базу. Последний самолет Ил-76 покинул аэродром Витебск-Северный 30 июля 1996 года.
В настоящее время основные транспортно-десантные и специальные задачи Вооруженных Сил Беларуси успешно выполняет личный состав 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиационной базы, которой командует бывший заместитель командира 339-го втап полковник В. Кирилюк.
Конец 80-х - начало 90-х годов XX века был периодом наивысшей боевой мощи советской военно-транспортной авиации. Накануне распада СССР в состав ВТА входило пять военно-транспортных авиационных дивизий (втад), четыре отдельных военно-транспортных авиационных полка (втап), Центр боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП ПЛС), пункт управления ВТА, части тыла и связи, отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья.
3-я ГВАРДЕЙСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ ОРДЕНОВ СУВОРОВА И КУТУЗОВА ВТАД (г. Витебск) имела в своем составе 339-й ордена Суворова втап (Витебск-Северный), 334-й Берлинский Краснознаменный втап (Псков - Кресты) и 110-й втап (п. Кречевицы). Управление дивизии было в 1992 году передислоцдеовано из Витебска в п. Кречевицы, затем в г. Смоленск, а в 2001 году расформировано. Дивизия имела на вооружении самолеты Ил-76.
6-я ГВАРДЕЙСКАЯ ЗАПОРОЖСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ, ОРДЕНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ВТАД (г. Кривой Рог) состояла из 37-го втап (г. Арциз), 338-го Рижского втап (г. Запорожье) и 363-го Черкасского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого втап (г. Кривой Рог). В 1992 году дивизия вошла в состав ВВС Украины. Имела на вооружении самолеты Ил-76.
7- я ВТАД (г. Мелитополь) имела в своем составе 25-й гвардейский Московский втап (г. Мелитополь), 369-й Ясский Краснознаменный втап (г. Джанкой) и 175-й втап (г. Мелитополь) . В 1992 году передана в состав ВВС Украины. Имела на вооружении самолеты Ил-76.
18-я ГВАРДЕЙСКАЯ ТАГАНРОГСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ, ОРДЕНОВ СУВОРОВА И КУТУЗОВА ВТАД (г. Паневежис) в составе 128-го гвардейского Ленинградского Краснознаменного втап (г. Паневежис), 600-го втап (г. Кедайняй), 196-го гвардейского Минского втап (г. Тарту) была передислоцирована в Россию. Управление 18-й гвардейской втад, 600-й и 128-й гвардейский полки в 1998 году расформированы, а 19 6-й гвардейский втап был передан в состав 3-й, а затем 12-й втад (г. Тверь). 18-я гвардейская втад имела на вооружении самолеты Ил-76.
12-я МИНСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ВТАД (г. Тверь) состояла из 556-го Солнечногорского Краснознаменного, ордена Кутузова втап (п. Сеща), 8-го втап (Тверь - Мигалово), 81-го втап (Иваново-Северный), 235-го втап (п. Сеща). Дивизия была вооружена самолетами Ан-22 и Ан-124.
610-й ЦЕНТР БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВТА размещался в Иваново. Имел две инструкторские эскадрильи на самолетах Ил-76 и Ан-12 и одну исследовательскую эскадрилью.
708-й ОТДЕЛЬНЫЙ ВТАП на самолетах Ил-76 базировался в Кировабаде. В 1992 году из Азербайджана был перебазирован в Россию (г. Таганрог).
194-й ГВАРДЕЙСКИЙ БРЯНСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ОТДЕЛЬНыЙ ВТАП ИМЕНИ Н.Ф. ГАСТЕЛЛО на самолетах Ан-12БК размещался в Фергане. В 1992 году вошел в состав ВВС Узбекистана, где в 1994 году стал 71-м авиаполком.
117-й БЕРЛИНСКИЙ ОРДЕНА КУТУЗОВА ОАП РЗБ из г. Шяуляй в 1992 году перебазирован в г. Оренбург и перевооружен с самолетов Ан-12ПП на Ил-7 6МД.
23 сентября 1992 года в г. Улан-Удэ Бурятской АССР была сформирована 23-я втад. В состав дивизии вошли 192-й ГВАРДЕЙСКИЙ КЕРЧИНСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ОТДЕЛЬНыЙ ВТАП на самолетах Ил-76 (п. Укурей) и 930-й Комсомольский Трансильванский Краснознаменный отдельный втап на самолетах Ан-12БК (г. Завитинск, Амурская область). 192-й втап расформирован в 1993 году, а управление 23-й втад и 930-й втап - в 1998 году.
12-я МГИНСКАЯ краснознамёная дивизия, в честь н.п.МГА Ленинигшрадской области, при прорыве блокады Ленинграда выполняла БОЕВОЕ здание в 1943 году под эти населённым пунктом - ПОЭТОМУ И НАЗВАНИЕ "МГИНСКАЯ" а на Минская - БЕЗГРАМОТНЫЕ не знающие историю дивизии ИЗМЕНИЛИ ПАМЯТИ нашим предшествующим поколениям - ПОКОЛЕНИЮ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]