В 2012 году торжественно прошло празднование 100-летия Российской Авиации, а в 2013-м будет отмечаться такой же юбилей освоения неба Беларуси. Поэтому в определенной мере символично, что именно на рубеже этих двух годов мы предлагаем вашему вниманию наше исследование одной из страничек этой столетней истории, посвящённой аэродрому Паричи.
Трудно сегодня найти человека, который не посмотрел фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». А между прочим, первые строчки в сценарий этой ленты были записаны 22 июня 1941 года в небе над Брестом прототипом Титаренко летчиком Иваном Лавейкиным и его боевыми друзьями.
Рожденная 70 лет назад, в тяжелейшее время начального периода Великой Отечественной войны, 1-я воздушная армия (1ВА) прошла славный боевой путь от Москвы до Кёнигсберга. Ее по праву можно назвать воздушной армией — новатором. Здесь были разработаны и внедрены новые тактические приемы воздушного боя. Здесь была воспитана целая плеяда талантливых авиационных военачальников, занимавших в послевоенный период высокие посты в Военно-воздушных силах и авиации ПВО Советского Союза — маршалы авиации С. Н. Руденко и А. Н. Ефимов, Е. Я. Савицкий, А. П. Силантьев, С. А. Худяков, Г. В. Зимин.
В старинном белорусском городе Волковыск, известном с 1252 года, стоит самолет-памятник авиационному полку, принимавшему участие в освобождении этого славного города в июле 1944 г. Уважаемому Читателю мы предлагаем рассказ об этом авиационном полку, вписавшем отдельную страницу в истории авиации на территории Беларуси, вернувшемуся после войны на эту землю и охранявшему воздушные просторы Родины на аэродроме Щучин до 1989 г.
В следующем году в Беларуси будут отмечать столетие Лидского аэродрома и начала базирования на нем военной авиации. По данным российского историка С. Елисеева, первый авиационный отряд на территории Беларуси был сформирован в 1912 году при 5‑й воздухоплавательной роте в Гродно, а второй — в крепости Брест-Литовск.
22 июня 1941 года на смену мирной работе в небе Беларуси летчики ГВФ приняли «на свои крылья» новые заботы, небывалую работу: эвакуацию раненых, доставку боевых распоряжений командования, полеты с офицерами связи, воздушную разведку и поиск частей Красной армии.
«Для удовлетворения потребности в налаживании воздушной связи с Западной Украиной и Западной Белоруссией…», или как начиналась история здесь в 1939 году советской гражданской авиации.
"Огненный таран" — это высшее проявление героизма советских летчиков, когда они сознательно жертвовали своей жизнью ради скорейшего достижения общей победы над врагом, направляя свои подбитые самолеты на скопления вражеских войск.