«Мачулищи-85»
Более 20 лет назад, в июле 1985 года, Минск на три дня стал центром событий в СССР: сюда приехал новый генеральный секретарь ЦК КПСС Ми-ил Сергеевич Горбачёв, а также все высшее военное руководство страны. Именно после этой поездки Горбачёв с невероятной активностью и начал заниматься тем, что позже получило определение «перестройка».
Авиационную технику и технику ПВО высоким гостям показывали на военном аэродроме в нескольких километрах от Минска - в Мачулищах. Там базировались 121-й гвардейский тяжелобомбардировочный полк дальней авиации и 201-й истребительный полк ПВО. Местный аэродром был вполне подходящей для показа площадкой. Он мог принимать самолеты любого типа. Сюда прилетали Леонид Ильич Брежнев, президент Франции Жорж Помпиду (ему еще тогда ненароком изрядно помяли личный самолет -«Каравеллу»), отсюда улетал на родину большой друг белорусского народа Фидель Кастро.
Подготовка к показу была начата за месяц до прилёта генсека. Рядом с КДП установили гостевые трибуны, навели модный в те времена «марафет»: подкрасили пожелтевшую в некоторых местах траву, помыли и даже покрыли лаком камни-валуны. У местных полковых самолетов подновили звезды и бортовые номера и даже покрасили покрышки колес черной краской. К торцу взлетной полосы со стороны Минска проложили дорогу и установили ворота - теперь высоким гостям не требовалось петлять по узким проездам внутри гарнизона.
Вскоре начали прилетать и «экспонаты», а также сопровождающий их персонал - специалисты КБ и заводов, авиамеханики. Их расселяли в так называемом «профилактории» - здании, где экипажи бомбардировщиков дежурили в третьей степени готовности.
Самолеты расставляли на аэродромной бетонке справа от КДП. Все было оцеплено охраной, но местные авиаторы быстро нашли с ней общий язык, поэтому познакомиться с новейшими самолетами поближе при желании мог любой. Местных летчиков в первую очередь интересовали бомбардировщики, поэтому самыми посещаемыми экспонатами «выставки»были впервые прилетевший в Белоруссию стратегический бомбардировщик Ту-160 и новейшая модификация Ту-22М - Ту-22М3.
Прилетающие на показ самолеты осматривала специальная комиссия, состоявшая сплошь из генералов, вид некоторых машин ее не удовлетворил, и они были отправлены на авиаремонтные заводы - для покраски. Ко времени «Ч» на полосе стояли: бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ, самолет ДРЛО и У А-50, штурмовик Су-25, фронтовой бомбардировщик Су-24М, истребители Су-27, МиГ-29, МиГ-25ПД, вертолеты Ми-26, Ка-50, самолет спецназначения М-17. Последний самолет многие считают своеобразным советским «римейком» американского стратегического высотного разведчика U-2, а на самом деле его главным предназначением была борьба с дрейфующими аэростатами. Он вызвал у мачулищанцев особый интерес еще до появления на аэродроме. О прилете очередного «экспоната» группа руководства полетами местного полка предупреждалась заранее. Когда в Раменском в воздух поднялся М-17, в Мачулищи пошло сообщение: ждите «борт». От Минска до Москвы для современного самолета лету-то всего 1 - 2 часа. Проходит 2 часа, 3 - нет «борта»! Наши связываются с Москвой. «Всё в порядке, - отвечают, - прилетит». «А что за тихоход такой?» - спрашивают. «Не ваше дело, ждите». Наконец прилетел «борт» - М-17 - и все стало ясно: с такими крыльями быстро не полетишь. Огромное внимание привлек к себе и впервые показанный на людях вертолет соосной схемы Ка-50, получивший на Западе кличку «Оборотень». Его первая публичная премьера состоялась именно здесь - в Мачулищах. Кроме самолетов, вертолетов и новейших систем ПВО, на площадке поместили «околоавиационную» технику: парашютно-десантные системы, боевые машины десанта, беспилотные летательные аппараты. В палатках разложили средства поражения. Эти палатки охранялись особенно тщательно. И если местные полковые летчики смогли, что называется, подержаться прямо за ручку управления секретнейшего Ту-160, то о содержимом палаток никто ничего не знал до самого последнего дня. Лишь когда к палаткам подкатили грузовики с солдатами и их пологи были подняты, все увидели новейшие бомбы и ракеты. В одной из палаток находилась даже баллистическая ракета!
Перед показом авиатехники высоким гостям летчики-испытатели провели тренировочные полеты, при этом не обошлось без «накладок». После взлета четверки МиГ-29 в наборе высоты вдруг катапультировался ведущий. Самолет упал в районе местного склада специзделий, а летчик приземлился прямо на бетонку. По разговорам, причиной стало заклинивание предкрылков на большом угле атаки. После этого ЧП пилотаж МиГ-29 гостям демонстрировала только пара самолетов. Была «урезана» и показательная пилотажная программа истребителя Су-27: ответственным генералам показалось, что летчик-испытатель пилотирует его слишком низко над землей. Важное событие - приезд ген-секретаря - прошло успешно и быстро. Машины с гостями стремительно проехали по бетонке к трибуне, где Горбачёва с супругой и разместили. Дежуривший в тот день на КДП подполковник дальней авиации Геннадий Клепиковский рассказывал, что наблюдал за генсеком через окно в мощный бинокль. По его впечатлениям, Горбачёв совсем не смотрел вверх, на самолеты, выполнявшие показательные полеты. Весь показ он просидел, уставившись отрешенным взглядом куда-то вдаль. После полетов его повели к самолетам, а когда он уехал, настала очередь осматривать новую технику генералам и высоким штатским чинам. К сожалению, сфотографировать что-либо во время «Мачулищей-85» никому не удалось, так что мне нечем документально подтвердить рассказ за исключением разве что заходящего на посадку М-17. А вот следующий «авиасалон» в Мачулищах снимали многие и много - и официально, и для себя. Такой открытости не было аж с авиапарада 1967 года в Домодедово.
«Мачулищи-92»
В феврале 1992 года в Минске собрались главы государств - членов СНГ, министры обороны и другие официальные лица. Решался вопрос: как жить дальше? Министерство авиапромышленности России по этому случаю решило провести крупную рекламную кампанию: устроило на ближайшей к Минску авиабазе показ новейшей военной авиационной техники и вооружения. МАП, находясь уже в кризисе и предчувствуя наступление еще более тяжелых времен, попыталось продемонстрировать лидерам СНГ свой потенциал, чтобы побудить их не разрушать десятилетиями наработанные производственные связи, а также «соблазнить» военачальников своими новыми разработками. Попытка была заранее обречена - это было видно уже тогда. Национальным партноменклатурщикам, дорвавшимся до власти, до авиационных заводов и КБ не было никакого дела. Как показали последующие годы, все, что находилось на аэродромах, постарались поскорее продать или порезать на металлолом. Уж очень хотелось заработать таким образом хоть какие-то деньги, да и перед НАТО «прогнуться». Закупать что-то новое у них не было ни возможностей, ни желания.
Начиная с 13 февраля в Мачулищи стала слетаться новая чудо-техника. В основном это были опытные машины из ЛИИ МАП (г. Жуковский), а также показательные пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» с аэродрома Кубинка. Было и несколько серийных самолетов, прилетевших из различных полков. Местную эскадрилью Ту-22КД, которая базировалась недалеко от выставочного «пятачка», убрали в самый конец аэродрома. Прилетевшие самолеты выстроили по линейке на рулежной полосе, подвесили и разложили перед ними бомбы и ракеты, а рядом поставили планшеты с летно-техническими характеристиками и схемами боевого применения. Конечно, вся территория аэродрома была густо «заселена» охраной: ждали прибытия VIP-персон. Однако в Мачулищи приехали далеко не все: были замечены Ельцин, Шапошников, Кебич, Назарбаев. Приезжали не вместе. Чувствовалось, что выставка не всем интересна - СНГ трещало по швам. Да и погода резко ухудшилась: если 13 февраля светило яркое солнце, то уже 14-го похолодало, небо затянуло тучами. Но показательные выступления пилотажных групп все же состоялись.
На следующий день стало еще тоскливее - и с погодой, и с гостями. Военные контрразведчики - особисты грелись на КДП, изредка выходя к самолетам, чтобы погонять зевак. Вскоре стало ясно: высоких гостей больше не будет, техперсонал стал снимать подвеску и укладывать ее для транспортировки. Когда я прорвался на аэродром- это было потрясение! Сейчас, когда выставки авиатехники в Москве - МАКСы - проводятся через год и что-то новенькое на них - явление довольно редкое, чувств, охвативших меня тогда, уже не воскресить. Передо мной стояли просто невиданные машины! Я носился как сумасшедший от самолета к самолету, в конце концов привлек внимание особистов и, естественно, был ими задержан. Отпустили меня довольно быстро, так как на аэродром уже высыпало все местное население, с детьми и собаками. Вдруг над складом ГСМ поднялись густые черные клубы дыма и заголосили пожарные машины. Фотографы сломя голову понеслись снимать ЧП, а местные дежурные офицеры бросились следом, уговаривая их не делать этого и не печатать снимков в газетах, иначе пострадает командование полка. Однако через пару дней в окружной газете «Во славу Родины» появилась небольшая заметка с фотографией. В ней говорилось, что 15.02 в 10 часов 10 минут на складах горючесмазочных материалов в Мачулищах произошел пожар. Виновником оказался начальник службы ГСМ, который весьма экзотическим способом- с помощью тепловой спецмашины ТМ-59 - распорядился высушить разлитый на дороге керосин. В результате керосин воспламенился и ТМ-59 сгорела. Прибывшие на место пожара около 30 пожарных расчетов справились с огнем и не допустили взрыва бензохранилища. От холода замерз мой импортный фотоаппарат, и я стал «толкаться» среди московских авиатехников, упаковывавших ракеты и бомбы. Они были усталые и злые, на вопросы отвечали неохотно, вроде того, что «это у вас - Су-27, а мы говорим - Т-10»! После обеда начала возвращаться на свою стоянку местная эскадрилья и мимо нас с могучим ревом покатились наши Ту-22КД. «Москвичи» просто обалдели, увидев их. «Эй, парень! - обратились они ко мне. - Это что за самолеты такие?» Теперь пришла моя очередь удивляться. Мне казалось, что наших красавцев-ветеранов «двадцать вторых» знают все авиаторы мира! В моих глазах московские гости были просто посрамлены.
Что же было выставлено в Мачулищах на этот раз?
Из серийных самолетов прилетели бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС (в его кабине побывал Борис Ельцин), Су-24М, самолет-заправщик Ил-78, транспортный гигант Ан-124 «Руслан».
Микояновцы продемонстрировали модернизированный МиГ-29М, корабельный МиГ-29К, перехватчик МиГ-31М. Очень сильное впечатление произвел МиГ-31М - и своими размерами, и десятью ракетами, и даже окраской.
ОКБ имени Сухого выставило модернизированный штурмовик Су-25Т (прототип Су-39), корабельный Су-27К (прототип Су-33), модернизированный Су-27М (или, как его называли «московские» - Т-10М-6 - прототип Су-35), фронтовой ударный самолет Су-27ИБ (прототип Су-32/34). Понравился мне Су-27М - большие кили, острый нос, переднее горизонтальное оперение, масса всяких ракет. Видимо, его сняли прямо с испытаний, так как между двигателями странно торчал обтекатель контрольно- записывающей аппаратуры. Но особенно посещаемым местными летчиками был, конечно, Су-27ИБ. Многие из них посидели в кабине этого чудо-самолета. Их удивило довольно устаревшее и малочисленное приборное оборудование его кабины, но «хозяева» объяснили, что самолет является, по сути, летающим макетом будущего бомбардировщика. На вопрос, что находится в закабинном «горбу» самолета, отвечали: «диван и кухонная плита». Су-27ИБ (Су-34) должен был заменить в строю фронтовые бомбардировщики Су-24М. Помешали горе-перестройка, развал СССР. В результате эти уникальные «тридцатьчетверки» поступят на вооружение ВВС России только в нынешнем 2006 году, через 14 лет после их премьерного показа в Мачулищах.
Непривычно для белорусского сухопутного аэродрома смотрелась большая реактивная амфибия А-40 «Альбатрос». Длиннокрылый самолет-разведчик М-55 (двухмоторный модернизированный вариант самолета М-17) в гражданской окраске выглядел здесь как случайный гость на военном параде.
16 февраля погода вновь улучшилась, появилось солнце. Большие самолеты улетели, маленькие сбились в кучу и среди ящиков, стремянок и тележек смотрелись, как пассажиры в привокзальном зале ожидания. Заканчивалась блистательная эпоха советского авиастроения, и вскоре ее металлические призраки растаяли в белорусском небе.
Андрей НИКИФОРОВ
Фото автора