Рожденная 70 лет назад, в тяжелейшее время начального периода Великой Отечественной войны, 1-я воздушная армия (1ВА) прошла славный боевой путь от Москвы до Кёнигсберга. Ее по праву можно назвать воздушной армией — новатором. Здесь были разработаны и внедрены новые тактические приемы воздушного боя. Здесь была воспитана целая плеяда талантливых авиационных военачальников, занимавших в послевоенный период высокие посты в Военно-воздушных силах и авиации ПВО Советского Союза — маршалы авиации С. Н. Руденко и А. Н. Ефимов, Е. Я. Савицкий, А. П. Силантьев, С. А. Худяков, Г. В. Зимин.
В старинном белорусском городе Волковыск, известном с 1252 года, стоит самолет-памятник авиационному полку, принимавшему участие в освобождении этого славного города в июле 1944 г. Уважаемому Читателю мы предлагаем рассказ об этом авиационном полку, вписавшем отдельную страницу в истории авиации на территории Беларуси, вернувшемуся после войны на эту землю и охранявшему воздушные просторы Родины на аэродроме Щучин до 1989 г.
В следующем году в Беларуси будут отмечать столетие Лидского аэродрома и начала базирования на нем военной авиации. По данным российского историка С. Елисеева, первый авиационный отряд на территории Беларуси был сформирован в 1912 году при 5‑й воздухоплавательной роте в Гродно, а второй — в крепости Брест-Литовск.
22 июня 1941 года на смену мирной работе в небе Беларуси летчики ГВФ приняли «на свои крылья» новые заботы, небывалую работу: эвакуацию раненых, доставку боевых распоряжений командования, полеты с офицерами связи, воздушную разведку и поиск частей Красной армии.
«Для удовлетворения потребности в налаживании воздушной связи с Западной Украиной и Западной Белоруссией…», или как начиналась история здесь в 1939 году советской гражданской авиации.
"Огненный таран" — это высшее проявление героизма советских летчиков, когда они сознательно жертвовали своей жизнью ради скорейшего достижения общей победы над врагом, направляя свои подбитые самолеты на скопления вражеских войск.
Легендарный «летающий танк» — штурмовик Ил–2, ставший для гитлеровцев «черной смертью», получил свое боевое крещение горьким летом 1941 года в боях за Белоруссию.
Расположение БВО на главном западном направлении выдвигало особые требования к оснащению и уровню подготовки летного состава. Авиационные части округа в числе первых в СССР перевооружались на новую авиационную технику. На территории БВО проводились крупные учения Советской Армии, в которых активно участвовали авиаторы округа. Высокий уровень подготовки личного состава авиационных частей округа был постоянно востребован для выполнения специальных командировок. Ну а самым серьезным испытанием за весь послевоенный период стала война в ДРА, в которой участвовали экипажи и подразделения практически всех авиационных частей, базировавшихся на территории Белоруссии.