Понедельник, 11.12.2017, 06:48
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [105]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Наш Волковысский, Краснознаменный…

Д.Киенко, В.Мирчук, В.Редько

НАШ ВОЛКОВЫССКИЙ, КРАСНОЗНАМЕННЫЙ...
(ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ)

   1942 г. выдался трудным для полка: до конца года из воздушных боев не вернулись девять летчиков, особенно тяжело пришлось в ноябре, когда погибли четыре летчика. После тяжелых оборонительных боев советские наземные части при поддержке авиации с 1 января 1943 г. начали Северо-Кавказскую наступательную операцию с целью освобождения районов Дона, Кубани и Терека.

   В первый день нового 1943 г. передовая команда полка в составе 32 человек была переброшена на новое место дислокации ст. Н. Науровская (в настоящее время Наурская). Еще через пять дней полк снова поменял место дислокации на ст. Голючаевская, и далее продвигался вслед за наступающими войсками: 10 января ст. Советская, 15-го ст. Обильное, 18-го ст. Нагутская, 22-го г. Ворошиловск(ныне Ставрополь). 31 января все самолеты полка собрались на ст. Кавказская. Последним пунктом, где 5 февраля разместился полк после того, как наступление было остановлено, стала ст. Усть - Лабинская (Краснодарского края).

   Итог боевого дня полка подводит сводка за 20 января: 979-й иап в течение дня 20 января уничтожал противника по дорогам Армавир, Барсуково-Голицыно, проводил разведку частей в районе: Невиномысск, Успенское, Рождественское, Ворошиловск, Барсуковская, Старомарьевка. Произведено 12 самолето-вылетов: на штурмовку - 10, разведка - 2. Боевой налёт составил 10 часов 34 минуты. В 12.00 перелёт с аэродрома Обильное на аэродром Нагутская, во время перелёта в момент сбора над аэродромом Обильное разбился ЛаГГ-3, самолёт разбит, лётчик лейтенант В.А. Фесенко погиб.

   24 января в часть вернулся лейтенант Крупнов, который пропал без вести еще 14 января. Оказалось, он на поврежденном самолете совершил вынужденную посадку на аэродром Нагутская. 4 февраля в районе Станички на мысе Мысхако у входа в бухту Новороссийска был высажен отвлекающий десант и полк оказывал ему поддержку. Впоследствии это место стало знаменитой «Малой землей».

«…Вот так происходил воздушный бой с «мессерами»…». Стоят: 3-й слева летчик ст. лейтенант Федоренко В.И., 4-й командир полка майор Романцов Г.И. Март, 1942 г.

* * *

   Оценив вклад полка в ходе боев за Кубань 13 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР 979-й иап награжден орденом Красного Знамени. 17 августа полку вручено Боевое Красное Знамя части. 15 октября полку орден Красного Знамени вручил заместитель командующего 4-й ВА генерал-лейтенант авиации Слюсарев.

   22 сентября 1943 г. в воздушном бою у станицы Курганская над территорией, занятой противником, погиб Герой Советского Союза капитан В.И. Федоренко. В этом вылете восьмерка ЛаГГ-3 прикрывала Ил-2, наносящих удар по противнику. В момент выхода из атаки цели 6 Ме-109 парами эшелонировано по высоте пытались атаковать прикрываемую группу «илов». Атаку первой пары Ме-109 отбил капитан Гудков, при повторной атаке другой пары Ме-109, капитан Гудков атакой сверху сзади сбил 1 Ме-109, упавший горящим в районе Чинон. Ме-109 в тот момент, когда их «отсекали» от «Илов» с набором высоты уходили вверх и со стороны солнца при удобных случаях атаковали ЛаГГ-3. Заметив атакующий его Ме-109, капитан Федоренко ушёл переворотом, а затем вверх, но там оказалась вторая пара Ме-109, которая предположительно атаковала капитана Федоренко и сбила его. Падение самолёта Героя Советского Союза В.И. Федоренко никто не наблюдал. Похороны состоялись лишь после освобождения, 20 октября в ст. Красноармейская.
 

Штурман полка, Герой Советского Союза капитан Федоренко В.И. Фото лета 1943 г.

Герой Советского Союза Истрашкин В.И. Послевоенное фото.


* * *

   Владимир Иванович Истрашкин, родился 13 февраля 1916 г. в поселке Иващенково (теперь это город Чапаевск) Самарской области в семье рабочего. Русский. В Красной Армии с 1936 г. Окончил Качинскую военно-авиационную школу летчиков в 1938 г. Служил на Дальнем Востоке. В ВОВ с 10 августа 1941 г.в 131- м иап на Южном фронте, летал на И-16. В дальнейшем воевал в 446-м сап. С июня 1943 г. в 979-м иап. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г. за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и сбитые лично 15 самолетов противника Истрашкину Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» №4843. Истрашкин был одним из первых летчиков полка, отказавшимся от тактики замкнутого оборонительного круга и освоившим вертикальный маневр. Высокое мастерство позволяло ему отлично выполнять боевые задачи. Майор В.И. Истрашкин, командуя эскадрильей, проявил себя незаурядным воспитателем подчиненных. За годы войны В. Истрашкин совершил 525 боевых вылетов, провел более ста воздушных боев, в которых заявил сбитыми 18 вражеских самолетов. После войны В.И. Истрашкин продолжал службу в ВВС.

* * *

   МиГ-19 – первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель, на целый год опередивший своего соперника – американца F-100 «Супер Сейбр». На протяжении многих лет (все 60-е годы и до 70-х) на вооружении полка находились МиГ-19 разных модификаций. Самолеты исправно несли службу, хотя официально на вооружение ВВС приняты не были. МиГ-19С имел три пушки НР-30 с секундным залпом 18,5 кг, под крылом брал 2 ПТБ ёмкостью по 400 либо 760 л., кроме этого – две бомбы калибром от 50 до 250 кг или ОРО-57 (УБ-8) с реактивными снарядами С-5 калибром 57 мм. 7 апреля 1958 г. 1-я и 2-я эскадрильи перебазировались на аэродром Осовцы (Береза) для продолжения переучивания с бетонированной ВПП. Полеты начались 17 апреля и к этому времени полк получил 24 самолета МиГ-19ПГ. После прохождения программы переучивания 15 июля эскадрильи вернулись на аэродром Кобрин с металлической ВПП. Там 3-я эскадрилья продолжала выполнять план учебно-боевой подготовки на самолетах МиГ-17. Всего в полку имелось 24 перехватчика МиГ-19ПГ, 9 истребителей МиГ-17, 5 учебных УТИ МиГ-15 и один штабной Як-12.
 

МиГ-19С

* * * 

   Поскольку ТЭЧ полка осталась в родном Щучине, регламентные работы и ремонтные работы самолетов эскадрильи выполнялись на аэродроме Баграм. Там находилась обслуживающая база в объеме ТЭЧ 190-го иап (аэродром Канатово, Кировоград, 5-я ВА ОдВО) и168-го иап (аэродром Староконстантинов, Винница, 24-я ВА РГК ОН). Перелет производился парой. Первый самолет летел для регламентных работ а «спарка» на обратном пути забирала летчика перегонявшего самолета. Техник самолета обычно добирался транспортными самолетами, вертолетами, на это иногда уходило до двух недель.

   Летали напряженно, летчики 1-й эскадрильи полка в Афганистане совершили в среднем по 200 боевых вылетов, некоторые до 300-350. Дома за год выходило не более 100 вылетов. Топливо для полетов и боеприпасы завозились автотранспортом вместе с общими колоннами за тысячу километров с территории СССР по «дороге жизни» через перевал Саланг.

* * *

Полк на первомайской демонстрации. Кобрин, 1958 г.
 
   979-й иап прошел трудный, но славный путь. В годы великих испытаний полк с честью выполнял поставленные перед ним задачи. Прикрывая от атак противника знаменитые Ил-2 и действуя по наземным целям не получилось похвастаться большим числом воздушных побед, но роль свою исполнил полностью. Два Героя Советского Союза, воспитанные в среде 979-го положительно характеризуют боевой дух личного состава полка. И после войны полк продолжал жить слаженными традициями воинского долга, братства и взаимовыручки. Трудовые летные будни в охране воздушных рубежей Родины и освоении новой авиационной техники ежечасно подтверждали это. Одни из первых в ВВС полк осваивал такие самолеты, как Ла-5, Як-15, МиГ-15бис, Миг-19ПГ, МиГ-19СВ, МиГ-23С, МиГ-23УБ и МиГ-23МЛ.
 
МиГ-23МЛ на ЦЗ, 1977 г.

Последняя стоянка МиГ-23 979 ИАП перед отправкой на полигон Ружаны. ПАРМ-213 Щучин, 1991 г.

 * * *

Заявки на приобретение книги «Наш Волковысский, Краснознаменный…» можно присылать по адресу: almer@tut.by или телефону +375-29-7833-405, +375-29-3520-752

По этому же адресу авторы с благодарностью примут замечания Читателя по книге, новые факты по истории полка, воспоминания однополчан, их родных и знакомых.
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (19.09.2012)
Просмотров: 1304 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017