Пятница, 21.07.2017, 07:51
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

1-я воздушная армия.

1-Я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ
ПЕРВЫМ БЫТЬ ВСЕГДА ТРУДНО, НО ПОЧЕТНО

Рожденная 70 лет назад, в тяжелейшее время начального периода Великой Отечественной войны, 1-я воздушная армия (1ВА) прошла славный боевой путь от Москвы до Кёнигсберга. Ее по праву можно назвать воздушной армией — новатором. Здесь были разработаны и внедрены новые тактические приемы воздушного боя. Здесь была воспитана целая плеяда талантливых авиационных военачальников, занимавших в послевоенный период высокие посты в Военно-воздушных силах и авиации ПВО Советского Союза — маршалы авиации С. Н. Руденко и А. Н. Ефимов, Е. Я. Савицкий, А. П. Силантьев, С. А. Худяков, Г. В. Зимин.

   Говоря о 1-й воздушной армии, мы говорим об освобождении Белорус­сии от немецко-фашистских захват­чиков, о создании ВВС Республики Беларусь, родоначальницей которых ее можно считать.
   О ней не было написано книг, но исто­рия ее боевых действий отражена в воспоминаниях авиаторов, которые в годы войны сражались под ее Боевым Знаменем. К весне 1942 года советская военная промышленность уже в больших количе­ствах производила военную технику и во­оружение. На основе боевого опыта, по­лученного в ходе войны, количественно­го и качественного роста боевой техники, которая непрерывным потоком поступа­ла в действующую армию, вносились из­менения в тактику боевых действий и ор­ганизационную структуру войск. Органи­зационные мероприятия направлялись на обеспечение массированного применения и эффективного использования вооруже­ния и боевой техники, значительного по­вышения огневой и ударной мощи всех ви­дов и родов войск Красной Армии.
   Существенной реорганизации подверг­лись и Военно-воздушные силы. Выбор был сделан в пользу воздушных армий (ВА) как высшей формы оперативного объе­динения. Народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин 5 мая 1942 года под­писал приказ № 0081 о сформировании 1-й воздушной армии. «В целях наращи­вания ударной силы авиации и успешного применения массированных авиаударов объединить авиасилы Западного фронта в единую воздушную армию, присвоив ей наименование 1-й воздушной армии»,— говорилось в тексте приказа.
   Основой формирования 1-й воздушной армии явились авиачасти ВВС Западного фронта, которые до войны базировались на территории Белоруссии. В состав 1-й воздушной армии вошли 201-я и 202-я истре­бительные авиадивизии (каждая в соста­ве четырех истребительных полков); 203-я и 204-я смешанные авиадивизии (каждая в составе двух истребительных полков); два штурмовых полка и один бомбарди­ровочный полк; 3-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк; дальнеразведывательная эскадрилья (в составе двух звеньев — 6 самолетов); эскадрилья свя­зи (в составе 10 самолетов У-2); один ноч­ной авиаполк (в составе 20 самолетов У-2). Это была самая мощная воздушная ар­мия. Первоначально в состав этой армии входило пять авиадивизий, затем их ко­личество было увеличено до тринадца­ти. В каждой дивизии было по 4-5 полков.
Первый командующий 1ВА генерал-лейте­нант авиации Т. Ф. Куцевалов (май-июль 1942 г.)
   Возглавил объединение генерал-лейте­нант авиации Т. Ф. Куцевалов. Спустя пол­тора месяца командование принял генерал-майор авиации С. А. Худяков (впослед­ствии генерал-лейтенант). Заместителем командарма назначен генерал А. К. Богородецкий, начальником штаба — полков­ник А. С. Пронин (впоследствии генерал-майор авиации). В мае — июне 1942 года на Западном фронте установилась оперативная пауза. В этот период авиационные соедине­ния армии вели активную борьбу за го­сподство в воздухе, прикрывали боевые порядки частей фронта, вели воздушную разведку. Одновременно частью сил при­крывали группу войск генерала П. А. Бело­ва, которая совершала рейд по тылам врага.
   Размышляя над повышением боевых возможностей истребителей, командир 201-й иад полковник А. П. Жуков посове­товался с командирами полков, эскадри­лий и решил изменить боевой порядок групп истребителей и их тактику. За ос­нову боевого порядка эскадрильи и полка была принята пара истребителей — наи­более маневренная тактическая едини­ца. Из пар в полках стали создавать бое­вые тактические группы, которые подраз­делялись на ударную и прикрывающую.
   Командиры соединений и частей 1 ВА внедряли новые тактические приемы. Шире стали применяться скрытное сбли­жение с противником со стороны солнца, внезапность, открытие огня с коротких дистанций, вертикальное маневрирова­ние и другие приемы. Большую работу по обобщению и изучению боевого опы­та выполняли штабы. С этой целью они периодически организовывали и прово­дили в соединениях и полках летно-тактические и технические конференции. Ко­мандование 1 ВА в бюллетенях, выпускае­мых по итогам конференций авиационных соединений, инструкциях и приказах да­вало методические рекомендации для эф­фективного использования высоких бое­вых свойств новых истребителей. Имен­но эти документы, разработанные на ос­нове обобщения бесценного боевого опыта войны, положили начало внедрению новой тактики истребительной авиации.
  
566-й (Солнечногорский) штурмовой авиационный полк входил в состав 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта
 
После успешного боевого вылета. Штурмовик
Ил-2 3-го шак. Белоруссия, лето 1944 года
В мае — июне ВА поддерживала тя­желые оборонительные бои в тылу вра­га и прорыв из окружения 1-го гвардей­ского кавалерийского и 4-го воздушно-десантного корпусов. В период с 10 мая по 7 июня была проведена масштабная воздушно-десантная операция, которая прикрывалась истребительной авиаци­ей. В район боевых действий было достав­лено свыше 6 тысяч человек и 653 тонны различных грузов. Обратными рейсами вывезено около тысячи раненых. Кроме того, велись штурмовые действия по вра­жеским войскам.
   В период с 5 по 12 июля, 4-15 августа 1942 года 1 ВА поддерживала наступа­тельную операцию левого крыла Запад­ного фронта на ржевско-сычёвском на­правлении. Впервые в истории Великой Отечественной войны объединение осу­ществило на практике принцип массиро­вания авиации на узком участке фронта. В течение нескольких дней части ВА еже­дневно производили по 1000-1600 само­лето-вылетов, нанося массированные уда­ры по участку 15 на 15 километров. При организации бомбово-штурмовых ударов были полностью осуществлены принципы внезапности и максимальной плотности (в отдельные дни на участке фронта ши­риной 12-14 км плотность авиации до­стигала 485 самолетов). Такое планиро­вание позволило осуществить массиро­вание сил авиации, существенно увели­чить ее ударную мощь. В 1942 году авиация активно поддержи­вала войска Западного фронта, сковывала большие силы авиации противника, совер­шив 67 309 боевых вылетов. Уничтожено 1975 немецких самолетов, из них 681 — в воздушных боях. «Каждый вылет дол­жен оканчиваться встречей с врагом, каж­дая встреча — победой» — эти слова ста­новятся девизом летчиков-истребителей.
   В марте 1943 года в состав объедине­ния включена французская истребитель­ная авиационная эскадрилья «Нормандия» под командованием майора Жана Тюляна. 5 апреля 1943 года эскадрилья откры­ла счет сбитым самолетам противника. Когда французские летчики освоились с боевой обстановкой, их эскадрилья была включена в только что сформированную 303-ю истребительную авиадивизию (командир— генерал-майор авиации Г. Н. За­харов), где она выросла до полка, который впоследствии прошел славный боевой путь и получил собственное наименование «Неманский» при освобождении Белоруссии.
   Весной 1943 года в полосе Западного фронта после относительного затишья с новой силой развернулись боевые дей­ствия. С целью сковать силы противника войска фронта при поддержке авиации провели несколько армейских наступа­тельных операций и освободили ряд районов Смоленской и Брянской областей. 1 ВА вела воздушные бои с противником, име­ющим численное превосходство.
   В мае 1943 года объединение прово­дило операцию по уничтожению непри­ятельских самолетов на земле, срыву же­лезнодорожных и автомобильных подво­зов к аэродромам с целью нанесения мак­симального урона вражеской авиационной группировке (до 600 самолетов, из них по­ловина — бомбардировщики). Мощными ударами по авиаузлам Брянск, Сеща, Смо­ленск, Шаталово, Боровское уничтожено и повреждено на земле более 140 самоле­тов, на железнодорожных станциях и пе­регонах уничтожено 10 паровозов и 192 вагона, при атаках колонн противника — 279 автомобилей, в 26 воздушных боях сбито более 15 вражеских машин.
   Летом 1943 года разгорелось одно из крупнейших сражений Второй мировой войны — Курская битва, в которой на ор­ловском направлении принимала участие 1 ВА. Ее командующим стал Герой Совет­ского Союза генерал-лейтенант авиации М. М. Громов (назначен на должность в мае 1943 года). 1 ВА была усилена из Резер­ва Верховного Главнокомандования дву­мя истребительными, одним штурмовым авиакорпусом и дивизией ночных бомбар­дировщиков.
   Таким образом, к началу Орловской операции в своем составе имела 1135 са­молетов, в том числе 279 бомбардиров­щиков, 406 штурмовиков, 408 истреби­телей, 42 разведчика и корректировщика.
   12 июля 1943 года в 3 часа 20 минут советская артиллерия обрушила на пози­ции врага шквал огня и стали. Над перед­ним краем и в глубине немецкой обороны поднялась сплошная стена взрывов, дыма и пламени. Огненный смерч сметал немец­кие укрепления. Одновременно над ними появились 70 бомбардировщиков Пе-2 в со­провождении истребителей. Их вел коман­дир 204-й бад полковник С. п. Андреев.

В ходе Восточно-Прусскойоперации
1 ВА наносила удары по морским транспортам врага
 
Эскадрильские авиамеханики 134-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 3-го Белорусского фронта. Июль 1944 года, город Лида
 
   В этот день отличился штурман 261-й бап 204-й бад майор Г. И. Армашев. В од­ном из вылетов в составе группы на пики­рующем бомбардировщике Пе-2, в состав экипажа которого входил и Григорий Армашев, во время боевой работы осколком вражеского снаряда был убит летчик, пи­лотировавший машину. Бомбардировщик, потеряв управление, начал падать. В соз­давшейся ситуации штурман не растерял­ся. Перевалившись через сиденье коман­дира, он взял штурвал управления в свои руки, вывел Пе-2 на цель, точно отбом­бился и благополучно произвел посадку на своем аэродроме. За проявленное му­жество и воинскую доблесть майору Гри­горию Ивановичу Армашеву было присво­ено звание Героя Советского Союза.
   14 июля командир эскадрильи 162-го иап 309-й иад капитан Н. К. Спириденко с тремя ведомыми сопровождал штур­мовиков 233-й шад. Одну из машин пи­лотировал старший лейтенант А. Н. Ефи­мов (будущий главный маршал авиации). После выполнения боевой задачи четвер­ка «Лавочкиных» провела неравный де­сятиминутный бой против 34 самолетов противника. Тройка Спириденко одержа­ла победу, при этом сбила четыре враже­ские машины и вынудила бомбардиров­щики противника сбросить бомбы над своей территорией.

Слева: Одна из эскадрилий 168-го иап 130-й иад 1 ВА новых самолетов Як-9Б, построенных на средства артистов московского театра, называлась «Малый театр — фронту».
В центре: После тарана дальнего разведчика на базе усовершенствованного Ю-88 друзья поздравляют капитана П. Я. Головачёва с награждением орденом Красного Знамени.
Справа: 1-я аэ 168-го иап 303-й иад 1ВА перед боевым вылетом с аэродрома Шаталово Смоленской области. Декабрь 1943 года.
 
   Успешное развитие наступления со­ветских войск в районах Орла и Харькова создало выгодные условия для нанесе­ния ударов по противнику на смоленском направлении. 1 ВА была усилена новыми соедине­ниями — 2-м бомбардировочным кор­пусом (командир генерал-майор авиа­ции В. А. Ушаков), в составе которого сра­жался 587-й женский бомбардировочный полк имени Марины Расковой (командир майор В. В. Марков), а также 8-й иак ге­нерал-майора авиации Ф. Ф. Жеревченко. После усиления в ее составе насчитыва­лось 1113 боевых самолетов. Смоленская стратегическая наступа­тельная операция, проходившая с 7 ав­густа по 2 октября, — яркий пример организации умелого взаимодействия с наземными войсками. Командующий 1 ВА генерал М. М. Громов организовал свой командный пункт на передовом КП фронта. На КП 10-й и 33-й армий нахо­дились вспомогательные пункты управ­ления. При них — небольшие оператив­ные группы со своими средствами свя­зи и авианаводчиками. Эти мероприя­тия позволили эффективно и оператив­но использовать авиацию в борьбе за го­сподство в воздухе.
   12 августа командир эскадрильи 172-го иап капитан Ю. И. Горохов на подарен­ном ему писателем И. А. Новиковым са­молете Як-7 «Александр Пушкин» в одном бою сбил четыре Ю-87. К окончанию Смо­ленской операции он совершил 500 бое­вых вылетов и уже имел на счету 23 лич­но сбитых (сбил 9 самолетов противника в ходе Смоленской операции). В февра­ле 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (по­гиб в воздушном бою в январе 1944 года).
   В августе личный состав 233-й шад чествовал мастера штурмовых ударов — штурмана дивизии Михаила Бондаренко, награжденного второй медалью «Зо­лотая Звезда». Он стал первым дважды Ге­роем Советского Союза в составе объеди­нения. Майор Михаил Бондаренко унич­тожил 16 самолетов противника, два из которых в воздухе, сжег и вывел из строя 70 вражеских танков.
   Всего в 1943 году 1 ВА произвела свы­ше 65 000 боевых вылетов, в 1949 воз­душных боях было сбито 1133 самолета противника.
   В мае 1944 года командование воздуш­ной армией принял генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин, проявивший не­заурядные полководческие способности в ряде крупных фронтовых наступатель­ных операциях, командуя 7 и 8 ВА.
   В период подготовки операции «Ба­гратион» на фронтах производилась перегруппировка и сосредоточение войск, а также накопление материально-технических ресурсов. Объединение усилилось рядом авиакорпусов из Резерва Верховно­го Главнокомандования: 1-м гиак (к этому времени летчики-гвардейцы корпуса со­вершили около 12 тысяч вылетов и в 746 воздушных боях сбили 1012 самолетов противника, в рядах корпуса сражалось 15 Героев Советского Союза, в том числе A. П. Маресьев); 3-м иак под командовани­ем генерал-майора авиации Е. Я. Савицко­го (впоследствии маршал авиации — ко­мандующий авиацией ПВО страны); 2-м иак под командованием белоруса — Героя Советского Союза генерал-майора авиа­ции А. С. Благовещенского; 1-м гбак под командованием генерал-майора авиации B. А. Ушакова; 3-м шак под командованием генерал-майора авиации М. И. Горлаченко. Кроме того, в состав 1 ВА вошли: 240-я гиад в составе 124 самолетов Як-1, Як-7, Як-9 под командованием Героя Советско­го Союза гвардии полковника Г. В. Зими­на (впоследствии маршал авиации); 1-й гв.шад под командованием гвардии пол­ковника С. Д. Пруткова, имевшей в соста­ве 4 гвардейских штурмовых полка и 120 штурмовиков Ил-2. Дивизия являлась новатором многих боевых приемов, которые ее полки мастерски освоили,— маневрен­ный круг, круг пар, змейка и др.
   Таким образом, боевой состав 1 ВА вырос в четыре раза. Все это требовалось скрыть от противника.
   Командующий 3-м Белорусским фрон­том И. Д. Черняховский поставил задачу перед командующим 1 ВА, чтобы ни один немецкий самолет-разведчик не был до­пущен в зону ответственности фронта на глубину 10-15 и далее километров. Борьба с разведчиками противника была возложена на 303-ю иад генерал-майора авиации Н. Г. Захарова, которая с этого времени стала выполнять задачи фронтовой авиации ПВО и весьма успешно.
   В специальной директиве Народного комиссариата обороны за подписью гене­рала армии А. И. Антонова отмечались хо­рошие результаты работы 10-го отдельного разведывательного авиационного полка по перспективному фотографированию расположений штабов противника, его войск, железнодорожных станций, танковых частей и других объектов на глубину немец­кой обороны до 30 км от Витебска до Го­рок. В результате авиационные части по­лучили ценнейшие фотопланшеты с рас­положением переднего края и огневых то­чек противника.
   21 июня 1944 года части и соединения малыми группами на небольших высотах перелетели на передовые аэродромы и за­няли исходные позиции. С 24 июня начался ввод в сражение танковых корпусов, конно-механизированных групп и тан­ковых армий. Авиационная подготовка без всякой паузы перерастала в авиаци­онную поддержку Сухопутных войск. Это дало возможность войскам Красной Ар­мии быстро преодолеть тактическую зону обороны противника.
   В течение первых пяти дней войска фронтов при самой активной поддержке авиации разгромили основные группиров­ки немецких войск и окружили в районе Витебска и юго-восточнее Бобруйска не­сколько немецких дивизий.
   Летчики 311-й шад и 3-й гбад нанесли удары по отходящим войскам противника по шоссе Витебск — Островно. В результа­те ударов этих авиасоединений колоннам противника, двигавшимся по шоссе Ви­тебск—Островно, был нанесен огромный ущерб. Дорога была забита уничтоженной техникой, создавшей непреодолимые проб­ки движению. Авиация наглухо перекрыла пути отхода вражеским войскам из Витеб­ского котла и продолжала громить против­ника в самом котле окружения.

Результаты работы авиации 1 ВА в операции «Багратион»
 
   В ходе Белорусской операции летчики оказывали большую помощь тылу фрон­тов, уничтожая шпалоразрушители, кото­рыми противник выводил из строя железнодорожные пути. По агентурным данным и сведениям, поступавшим от партизан, стало известно, что на железнодорожном узле Орша находятся несколько путеразрушителей.
   На железнодорожном узле Орша ско­пилось более 25 железнодорожных соста­вов. Командующий 1 ВА приказал орга­низовать круглосуточное наблюдение за железнодорожным узлом Орша. 26 июня рано утром разведчик 523-го иап капитан Ф. А. Ануфриев радировал: «На участке Орша — Толочин по обоим путям, головой на запад сплошной по­ток эшелонов. На станции Орша скопле­ние эшелонов с паровозами под парами». Через 20 минут две группы штурмови­ков
Благодарность экипажу пикирующего бомбардировщика Пе-2 за отличный бомбовый удар по узлу сопротивления немцев на северной окраине белорусского города Орша
были в воздухе. Первую группу повел в бой Герой Советского Союза замести­тель командира эскадрильи 74-го гшап гвардии старший лейтенант Б. С. Окрестин, а вторую — командир эскадрильи гвардии старший лейтенант Л. И. Беда (впоследствии — дважды Герой Совет­ского Союза генерал-лейтенант авиа­ции, командующий авиацией Белорус­ского военного округа). Летчики-штур­мовики с интервалом в 15-20 минут нанесли удары по составам с живой силой и техникой противника. Головные эше­лоны были разбиты реактивными снаря­дами. Движение остановилось. Путеразрушители остались на станции.
   26 июня полки 1-й гшад произвели 138 самолето-вылетов на штурмовку эшело­нов противника. В результате было подо­жжено 15 эшелонов противника, разбито 10 паровозов. Кроме того, штурмовики не дали фашистам угнать 25 эшелонов, парализовали движение на участке желез­ной дороги Орша — Толочин. Разбитые эшелоны достались советским войскам как трофеи. Железная дорога была в ос­новном сохранена, что позволило при­быть в освобожденный Минск первым поездам уже 10 июля.
   Часть сил 1 ВА (1-й гшад и 213-й бад) на втором этапе операции «Багратион» привлекалась для ликвидации окружен­ной группировки противника в районе Минска (более 100 тысяч военнослужа­щих из 4-й и 9-й армий вермахта). С высо­ты 400 метров, нередко снижаясь до бре­ющего полета, штурмовики 74-го гшап обрушили на немецкие колонны, пере­правляющиеся через речку Волма, бом­бы и пушечно-пулеметный огонь. Эффек­тивность налета была высокой. 6 июля, в ходе третьего боевого выле­та самолет гвардии старшего лейтенан­та Бориса Окрестина был подбит. Летчик направил горящую машину на скопления живой силы и техники врага.
   После разгрома немецкой группиров­ки была создана специальная комиссия из представителей Центрального штаба партизанского движения, которая пред­ставила доклад представителю Ставки Верховного Главнокомандования Мар­шалу Советского Союза А. М. Василев­скому. В нем отмечалось: «На днях мы ос­мотрели в лесах юго-восточнее Минска огромный укрепленный лагерь немцев, полностью уничтоженный нашей штур­мовой авиацией. Этот район производит потрясающее впечатление по масштабу разгрома и по демонстрации мощи на­шего воздушного флота». Когда комиссия осматривала лагерь, там еще оставались не убранными бо­лее 5 тысяч немецких солдат и офице­ров, сожженных и убитых, и более пяти тысяч разных автомашин с боеприпаса­ми и имуществом.
   Белорусские леса и болота — не самое подходящее место для базирования истребителей и штурмовиков. И авиаторы 1 ВА приняли решение использовать в качестве аэродромов подскока проселочные дороги. «Нельзя сказать, что такая ВПП отвечала требованиям мировых стандартов, но один из наших истребительных авиаполков вел с нее боевую работу, и до­статочно успешно»,— вспоминал дваж­ды Герой Советского Союза Е. Я. Савиц­кий, в то время начальник северной авиа­группы 1 ВА.

Слева: Французские и советские летчики бок о бок сражались против единого врага.
В центре: Советский летчик, командир 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка капитан Семен Сибирин, сбивший пять немецких самолетов, поздравляет французского летчика-истребителя капитана Альбера Литтольфа после воздушного боя.
Справа: Осенью 1944 года 303-я шад 1ВА первой получила и освоила новейшие истребители Як-3, которыми перевооружили 18-й гвардейский истребительный авиационный полк и полк «Нормандия-Неман».
 
   В рамках Белорусской стратегической наступательной операции 1-я воздушная армия принимала участие в Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской и Кау­насской операциях, поддерживала вой­ска фронта при форсировании рек Бере­зина и Неман, уничтожала окруженные войска противника в районах Витебска и восточнее Минска, а также отходящие колонны его войск. Осенью 1944 года 1 ВА поддержива­ла войска 1-го Прибалтийского фронта при проведении Мемельской наступа­тельной операции и 3-го Белорусского фронта в ходе наступления к границам Восточной Пруссии. 16 октября 1944 года началась Гумбинненская наступательная операция. В это время 303-я шад первой получила и ос­воила новейшие истребители Як-3, кото­рыми перевооружили 18-й гиап и полк «Нормандия — Неман». На весь фронт прославились летчики этих авиационных частей, сбившие без потерь со своей сто­роны в первый же день операции 50 са­молетов противника. Это и их совмест­ными усилиями в начале 1945 года в воз­душных боях в Восточной Пруссии было уничтожено одно из лучших авиацион­ных соединений гитлеровских люфтваф­фе — эскадра немецких асов «Мёльдерс».
   30 декабря 1944 года во второй поло­вине дня заместитель командира эска­дрильи 9-го гиап 303-й иад гвардии ка­питан П. Я. Головачёв (впоследствии ге­нерал-майор авиации, дважды Герой Со­ветского Союза, заместитель команду­ющего 26 ВА) совершил высотный та­ран — на высоте 9 тысяч метров на са­молете Ла-7 таранил вражеский развед­чик Ю-88, при этом с незначительными повреждениями истребителя успешно произвел посадку.

Слева: Заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии П. Я. Головачёв.
В центре: Заместитель командира эскадрильи 74-го гвардейского штурмового авиационного полка Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Борис Окрестин совершил огненный таран 6 июля 1944 года в районе Минска.
Справа: На завершающем этапе — июнь 1944 года и до конца войны армией командовал дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Тимофей Тимофеевич Хрюкин.
 
   В январе — апреле 1945 года ВА под­держивала войска 3-го Белорусского фронта в Восточно-Прусской стратеги­ческой наступательной операции, на­носила мощные удары по войскам про­тивника в городе-крепости Кёнигсберг.
   Последними боевыми действиями, в которых участвовала 1-я воздушная армия, была Курляндская операция по ликвидации противника на косе Фриш-Нерунг и в районе устья реки Висла. День Победы авиачасти и соединения армии встретили на аэродромах Восточ­ной Пруссии в составе 12 дивизий (1117 самолетов).
   Всего за годы войны авиационные ча­сти 1 ВА совершили около 300 тысяч бое­вых вылетов, уничтожили 3869 танков, самоходных установок и бронетранспортеров, 630 складов с горючим и боепри­пасами, 376 железнодорожных составов. В воздушных боях было сбито 3099 само­летов противника и около 1000 уничто­жено на аэродромах. Потери 1 ВА составили более 3000 че­ловек летного состава и 3227 самолетов. За успешные боевые действия 20 авиа­ционных частей и соединений были удо­стоены гвардейского звания, 69 присво­ены почетные наименования.
   Свыше 17 000 воинов армии награжде­ны орденами и медалями, 164 летчикам и штурманам армии присвоено звание Героя Советского Союза, а 17 из них удо­стоены этого звания дважды: В. А. Алексенко, С. Аметхан, Л. И. Беда, М.3. Бондаренко, А. Я. Брандыс, И. А. Воробьев, М. Г. Гареев, П. Я. Головачёв, Е. М. Кунгурцев, Г. М. Мыльников, В. И. Мыхлик, А. К. Недбайло, Г. М. Паршин, А. Н. Про­хоров, Н. И. Семейко, М. Т. Степанищев, Т. Т. Хрюкин.
   В августе 1945 года 1 ВА перебазиро­валась из Восточной Пруссии в Белорус­сию и по март 1946 года организацион­но входила в состав Барановичского во­енного округа (штаб в г. Бобруйске). По­сле реорганизации военных округов 1 ВА была переподчинена Белорусскому во­енному округу.
   10 января 1949 года директивой Гене­рального штаба ВВС 1 ВА была переиме­нована в 26 ВА.
   Но на этом история 1 ВА не закончи­лась. Опыт и традиции авиаторов-побе­дителей, бережно сохранив и приумно­жив, авиаторы 26 ВА, входившей в состав Краснознаменного Белорусского военно­го округа, передали сформированным на ее базе Военно-воздушным силам Респу­блики Беларусь.

Полковник запаса Владимир Лавренюк

Источник: журнал «Армия» № 3, 2012
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (31.10.2012)
Просмотров: 3965 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017