Говоря о 1-й воздушной армии, мы говорим об освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, о создании ВВС Республики Беларусь, родоначальницей которых ее можно считать.
О ней не было написано книг, но история ее боевых действий отражена в воспоминаниях авиаторов, которые в годы войны сражались под ее Боевым Знаменем. К весне 1942 года советская военная промышленность уже в больших количествах производила военную технику и вооружение. На основе боевого опыта, полученного в ходе войны, количественного и качественного роста боевой техники, которая непрерывным потоком поступала в действующую армию, вносились изменения в тактику боевых действий и организационную структуру войск. Организационные мероприятия направлялись на обеспечение массированного применения и эффективного использования вооружения и боевой техники, значительного повышения огневой и ударной мощи всех видов и родов войск Красной Армии.
Существенной реорганизации подверглись и Военно-воздушные силы. Выбор был сделан в пользу воздушных армий (ВА) как высшей формы оперативного объединения. Народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин 5 мая 1942 года подписал приказ № 0081 о сформировании 1-й воздушной армии. «В целях наращивания ударной силы авиации и успешного применения массированных авиаударов объединить авиасилы Западного фронта в единую воздушную армию, присвоив ей наименование 1-й воздушной армии»,— говорилось в тексте приказа.
Основой формирования 1-й воздушной армии явились авиачасти ВВС Западного фронта, которые до войны базировались на территории Белоруссии. В состав 1-й воздушной армии вошли 201-я и 202-я истребительные авиадивизии (каждая в составе четырех истребительных полков); 203-я и 204-я смешанные авиадивизии (каждая в составе двух истребительных полков); два штурмовых полка и один бомбардировочный полк; 3-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк; дальнеразведывательная эскадрилья (в составе двух звеньев — 6 самолетов); эскадрилья связи (в составе 10 самолетов У-2); один ночной авиаполк (в составе 20 самолетов У-2). Это была самая мощная воздушная армия. Первоначально в состав этой армии входило пять авиадивизий, затем их количество было увеличено до тринадцати. В каждой дивизии было по 4-5 полков.
Первый командующий 1ВА генерал-лейтенант авиации Т. Ф. Куцевалов (май-июль 1942 г.) |
Возглавил объединение генерал-лейтенант авиации Т. Ф. Куцевалов. Спустя полтора месяца командование принял генерал-майор авиации С. А. Худяков (впоследствии генерал-лейтенант). Заместителем командарма назначен генерал А. К. Богородецкий, начальником штаба — полковник А. С. Пронин (впоследствии генерал-майор авиации). В мае — июне 1942 года на Западном фронте установилась оперативная пауза. В этот период авиационные соединения армии вели активную борьбу за господство в воздухе, прикрывали боевые порядки частей фронта, вели воздушную разведку. Одновременно частью сил прикрывали группу войск генерала П. А. Белова, которая совершала рейд по тылам врага.
Размышляя над повышением боевых возможностей истребителей, командир 201-й иад полковник А. П. Жуков посоветовался с командирами полков, эскадрилий и решил изменить боевой порядок групп истребителей и их тактику. За основу боевого порядка эскадрильи и полка была принята пара истребителей — наиболее маневренная тактическая единица. Из пар в полках стали создавать боевые тактические группы, которые подразделялись на ударную и прикрывающую.
Командиры соединений и частей 1 ВА внедряли новые тактические приемы. Шире стали применяться скрытное сближение с противником со стороны солнца, внезапность, открытие огня с коротких дистанций, вертикальное маневрирование и другие приемы. Большую работу по обобщению и изучению боевого опыта выполняли штабы. С этой целью они периодически организовывали и проводили в соединениях и полках летно-тактические и технические конференции. Командование 1 ВА в бюллетенях, выпускаемых по итогам конференций авиационных соединений, инструкциях и приказах давало методические рекомендации для эффективного использования высоких боевых свойств новых истребителей. Именно эти документы, разработанные на основе обобщения бесценного боевого опыта войны, положили начало внедрению новой тактики истребительной авиации.
566-й (Солнечногорский) штурмовой авиационный полк входил в состав 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта
После успешного боевого вылета. Штурмовик
Ил-2 3-го шак. Белоруссия, лето 1944 года |
В мае — июне ВА поддерживала тяжелые оборонительные бои в тылу врага и прорыв из окружения 1-го гвардейского кавалерийского и 4-го воздушно-десантного корпусов. В период с 10 мая по 7 июня была проведена масштабная воздушно-десантная операция, которая прикрывалась истребительной авиацией. В район боевых действий было доставлено свыше 6 тысяч человек и 653 тонны различных грузов. Обратными рейсами вывезено около тысячи раненых. Кроме того, велись штурмовые действия по вражеским войскам.
В период с 5 по 12 июля, 4-15 августа 1942 года 1 ВА поддерживала наступательную операцию левого крыла Западного фронта на ржевско-сычёвском направлении. Впервые в истории Великой Отечественной войны объединение осуществило на практике принцип массирования авиации на узком участке фронта. В течение нескольких дней части ВА ежедневно производили по 1000-1600 самолето-вылетов, нанося массированные удары по участку 15 на 15 километров. При организации бомбово-штурмовых ударов были полностью осуществлены принципы внезапности и максимальной плотности (в отдельные дни на участке фронта шириной 12-14 км плотность авиации достигала 485 самолетов). Такое планирование позволило осуществить массирование сил авиации, существенно увеличить ее ударную мощь. В 1942 году авиация активно поддерживала войска Западного фронта, сковывала большие силы авиации противника, совершив 67 309 боевых вылетов. Уничтожено 1975 немецких самолетов, из них 681 — в воздушных боях. «Каждый вылет должен оканчиваться встречей с врагом, каждая встреча — победой» — эти слова становятся девизом летчиков-истребителей.
В марте 1943 года в состав объединения включена французская истребительная авиационная эскадрилья «Нормандия» под командованием майора Жана Тюляна. 5 апреля 1943 года эскадрилья открыла счет сбитым самолетам противника. Когда французские летчики освоились с боевой обстановкой, их эскадрилья была включена в только что сформированную 303-ю истребительную авиадивизию (командир— генерал-майор авиации Г. Н. Захаров), где она выросла до полка, который впоследствии прошел славный боевой путь и получил собственное наименование «Неманский» при освобождении Белоруссии.
Весной 1943 года в полосе Западного фронта после относительного затишья с новой силой развернулись боевые действия. С целью сковать силы противника войска фронта при поддержке авиации провели несколько армейских наступательных операций и освободили ряд районов Смоленской и Брянской областей. 1 ВА вела воздушные бои с противником, имеющим численное превосходство.
В мае 1943 года объединение проводило операцию по уничтожению неприятельских самолетов на земле, срыву железнодорожных и автомобильных подвозов к аэродромам с целью нанесения максимального урона вражеской авиационной группировке (до 600 самолетов, из них половина — бомбардировщики). Мощными ударами по авиаузлам Брянск, Сеща, Смоленск, Шаталово, Боровское уничтожено и повреждено на земле более 140 самолетов, на железнодорожных станциях и перегонах уничтожено 10 паровозов и 192 вагона, при атаках колонн противника — 279 автомобилей, в 26 воздушных боях сбито более 15 вражеских машин.
Летом 1943 года разгорелось одно из крупнейших сражений Второй мировой войны — Курская битва, в которой на орловском направлении принимала участие 1 ВА. Ее командующим стал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации М. М. Громов (назначен на должность в мае 1943 года). 1 ВА была усилена из Резерва Верховного Главнокомандования двумя истребительными, одним штурмовым авиакорпусом и дивизией ночных бомбардировщиков.
Таким образом, к началу Орловской операции в своем составе имела 1135 самолетов, в том числе 279 бомбардировщиков, 406 штурмовиков, 408 истребителей, 42 разведчика и корректировщика.
12 июля 1943 года в 3 часа 20 минут советская артиллерия обрушила на позиции врага шквал огня и стали. Над передним краем и в глубине немецкой обороны поднялась сплошная стена взрывов, дыма и пламени. Огненный смерч сметал немецкие укрепления. Одновременно над ними появились 70 бомбардировщиков Пе-2 в сопровождении истребителей. Их вел командир 204-й бад полковник С. п. Андреев.
В ходе Восточно-Прусскойоперации
1 ВА наносила удары по морским транспортам врага |
Эскадрильские авиамеханики 134-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 3-го Белорусского фронта. Июль 1944 года, город Лида |
В этот день отличился штурман 261-й бап 204-й бад майор Г. И. Армашев. В одном из вылетов в составе группы на пикирующем бомбардировщике Пе-2, в состав экипажа которого входил и Григорий Армашев, во время боевой работы осколком вражеского снаряда был убит летчик, пилотировавший машину. Бомбардировщик, потеряв управление, начал падать. В создавшейся ситуации штурман не растерялся. Перевалившись через сиденье командира, он взял штурвал управления в свои руки, вывел Пе-2 на цель, точно отбомбился и благополучно произвел посадку на своем аэродроме. За проявленное мужество и воинскую доблесть майору Григорию Ивановичу Армашеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
14 июля командир эскадрильи 162-го иап 309-й иад капитан Н. К. Спириденко с тремя ведомыми сопровождал штурмовиков 233-й шад. Одну из машин пилотировал старший лейтенант А. Н. Ефимов (будущий главный маршал авиации). После выполнения боевой задачи четверка «Лавочкиных» провела неравный десятиминутный бой против 34 самолетов противника. Тройка Спириденко одержала победу, при этом сбила четыре вражеские машины и вынудила бомбардировщики противника сбросить бомбы над своей территорией.
Слева: Одна из эскадрилий 168-го иап 130-й иад 1 ВА новых самолетов Як-9Б, построенных на средства артистов московского театра, называлась «Малый театр — фронту».
В центре: После тарана дальнего разведчика на базе усовершенствованного Ю-88 друзья поздравляют капитана П. Я. Головачёва с награждением орденом Красного Знамени.
Справа: 1-я аэ 168-го иап 303-й иад 1ВА перед боевым вылетом с аэродрома Шаталово Смоленской области. Декабрь 1943 года.
Успешное развитие наступления советских войск в районах Орла и Харькова создало выгодные условия для нанесения ударов по противнику на смоленском направлении. 1 ВА была усилена новыми соединениями — 2-м бомбардировочным корпусом (командир генерал-майор авиации В. А. Ушаков), в составе которого сражался 587-й женский бомбардировочный полк имени Марины Расковой (командир майор В. В. Марков), а также 8-й иак генерал-майора авиации Ф. Ф. Жеревченко. После усиления в ее составе насчитывалось 1113 боевых самолетов. Смоленская стратегическая наступательная операция, проходившая с 7 августа по 2 октября, — яркий пример организации умелого взаимодействия с наземными войсками. Командующий 1 ВА генерал М. М. Громов организовал свой командный пункт на передовом КП фронта. На КП 10-й и 33-й армий находились вспомогательные пункты управления. При них — небольшие оперативные группы со своими средствами связи и авианаводчиками. Эти мероприятия позволили эффективно и оперативно использовать авиацию в борьбе за господство в воздухе.
12 августа командир эскадрильи 172-го иап капитан Ю. И. Горохов на подаренном ему писателем И. А. Новиковым самолете Як-7 «Александр Пушкин» в одном бою сбил четыре Ю-87. К окончанию Смоленской операции он совершил 500 боевых вылетов и уже имел на счету 23 лично сбитых (сбил 9 самолетов противника в ходе Смоленской операции). В феврале 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (погиб в воздушном бою в январе 1944 года).
В августе личный состав 233-й шад чествовал мастера штурмовых ударов — штурмана дивизии Михаила Бондаренко, награжденного второй медалью «Золотая Звезда». Он стал первым дважды Героем Советского Союза в составе объединения. Майор Михаил Бондаренко уничтожил 16 самолетов противника, два из которых в воздухе, сжег и вывел из строя 70 вражеских танков.
Всего в 1943 году 1 ВА произвела свыше 65 000 боевых вылетов, в 1949 воздушных боях было сбито 1133 самолета противника.
В мае 1944 года командование воздушной армией принял генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин, проявивший незаурядные полководческие способности в ряде крупных фронтовых наступательных операциях, командуя 7 и 8 ВА.
В период подготовки операции «Багратион» на фронтах производилась перегруппировка и сосредоточение войск, а также накопление материально-технических ресурсов. Объединение усилилось рядом авиакорпусов из Резерва Верховного Главнокомандования: 1-м гиак (к этому времени летчики-гвардейцы корпуса совершили около 12 тысяч вылетов и в 746 воздушных боях сбили 1012 самолетов противника, в рядах корпуса сражалось 15 Героев Советского Союза, в том числе A. П. Маресьев); 3-м иак под командованием генерал-майора авиации Е. Я. Савицкого (впоследствии маршал авиации — командующий авиацией ПВО страны); 2-м иак под командованием белоруса — Героя Советского Союза генерал-майора авиации А. С. Благовещенского; 1-м гбак под командованием генерал-майора авиации B. А. Ушакова; 3-м шак под командованием генерал-майора авиации М. И. Горлаченко. Кроме того, в состав 1 ВА вошли: 240-я гиад в составе 124 самолетов Як-1, Як-7, Як-9 под командованием Героя Советского Союза гвардии полковника Г. В. Зимина (впоследствии маршал авиации); 1-й гв.шад под командованием гвардии полковника С. Д. Пруткова, имевшей в составе 4 гвардейских штурмовых полка и 120 штурмовиков Ил-2. Дивизия являлась новатором многих боевых приемов, которые ее полки мастерски освоили,— маневренный круг, круг пар, змейка и др.
Таким образом, боевой состав 1 ВА вырос в четыре раза. Все это требовалось скрыть от противника.
Командующий 3-м Белорусским фронтом И. Д. Черняховский поставил задачу перед командующим 1 ВА, чтобы ни один немецкий самолет-разведчик не был допущен в зону ответственности фронта на глубину 10-15 и далее километров. Борьба с разведчиками противника была возложена на 303-ю иад генерал-майора авиации Н. Г. Захарова, которая с этого времени стала выполнять задачи фронтовой авиации ПВО и весьма успешно.
В специальной директиве Народного комиссариата обороны за подписью генерала армии А. И. Антонова отмечались хорошие результаты работы 10-го отдельного разведывательного авиационного полка по перспективному фотографированию расположений штабов противника, его войск, железнодорожных станций, танковых частей и других объектов на глубину немецкой обороны до 30 км от Витебска до Горок. В результате авиационные части получили ценнейшие фотопланшеты с расположением переднего края и огневых точек противника.
21 июня 1944 года части и соединения малыми группами на небольших высотах перелетели на передовые аэродромы и заняли исходные позиции. С 24 июня начался ввод в сражение танковых корпусов, конно-механизированных групп и танковых армий. Авиационная подготовка без всякой паузы перерастала в авиационную поддержку Сухопутных войск. Это дало возможность войскам Красной Армии быстро преодолеть тактическую зону обороны противника.
В течение первых пяти дней войска фронтов при самой активной поддержке авиации разгромили основные группировки немецких войск и окружили в районе Витебска и юго-восточнее Бобруйска несколько немецких дивизий.
Летчики 311-й шад и 3-й гбад нанесли удары по отходящим войскам противника по шоссе Витебск — Островно. В результате ударов этих авиасоединений колоннам противника, двигавшимся по шоссе Витебск—Островно, был нанесен огромный ущерб. Дорога была забита уничтоженной техникой, создавшей непреодолимые пробки движению. Авиация наглухо перекрыла пути отхода вражеским войскам из Витебского котла и продолжала громить противника в самом котле окружения.
Результаты работы авиации 1 ВА в операции «Багратион»
В ходе Белорусской операции летчики оказывали большую помощь тылу фронтов, уничтожая шпалоразрушители, которыми противник выводил из строя железнодорожные пути. По агентурным данным и сведениям, поступавшим от партизан, стало известно, что на железнодорожном узле Орша находятся несколько путеразрушителей.
На железнодорожном узле Орша скопилось более 25 железнодорожных составов. Командующий 1 ВА приказал организовать круглосуточное наблюдение за железнодорожным узлом Орша. 26 июня рано утром разведчик 523-го иап капитан Ф. А. Ануфриев радировал: «На участке Орша — Толочин по обоим путям, головой на запад сплошной поток эшелонов. На станции Орша скопление эшелонов с паровозами под парами». Через 20 минут две группы штурмовиков
Благодарность экипажу пикирующего бомбардировщика Пе-2 за отличный бомбовый удар по узлу сопротивления немцев на северной окраине белорусского города Орша |
были в воздухе. Первую группу повел в бой Герой Советского Союза заместитель командира эскадрильи 74-го гшап гвардии старший лейтенант Б. С. Окрестин, а вторую — командир эскадрильи гвардии старший лейтенант Л. И. Беда (впоследствии — дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации, командующий авиацией Белорусского военного округа). Летчики-штурмовики с интервалом в 15-20 минут нанесли удары по составам с живой силой и техникой противника. Головные эшелоны были разбиты реактивными снарядами. Движение остановилось. Путеразрушители остались на станции.
26 июня полки 1-й гшад произвели 138 самолето-вылетов на штурмовку эшелонов противника. В результате было подожжено 15 эшелонов противника, разбито 10 паровозов. Кроме того, штурмовики не дали фашистам угнать 25 эшелонов, парализовали движение на участке железной дороги Орша — Толочин. Разбитые эшелоны достались советским войскам как трофеи. Железная дорога была в основном сохранена, что позволило прибыть в освобожденный Минск первым поездам уже 10 июля.
Часть сил 1 ВА (1-й гшад и 213-й бад) на втором этапе операции «Багратион» привлекалась для ликвидации окруженной группировки противника в районе Минска (более 100 тысяч военнослужащих из 4-й и 9-й армий вермахта). С высоты 400 метров, нередко снижаясь до бреющего полета, штурмовики 74-го гшап обрушили на немецкие колонны, переправляющиеся через речку Волма, бомбы и пушечно-пулеметный огонь. Эффективность налета была высокой. 6 июля, в ходе третьего боевого вылета самолет гвардии старшего лейтенанта Бориса Окрестина был подбит. Летчик направил горящую машину на скопления живой силы и техники врага.
После разгрома немецкой группировки была создана специальная комиссия из представителей Центрального штаба партизанского движения, которая представила доклад представителю Ставки Верховного Главнокомандования Маршалу Советского Союза А. М. Василевскому. В нем отмечалось: «На днях мы осмотрели в лесах юго-восточнее Минска огромный укрепленный лагерь немцев, полностью уничтоженный нашей штурмовой авиацией. Этот район производит потрясающее впечатление по масштабу разгрома и по демонстрации мощи нашего воздушного флота». Когда комиссия осматривала лагерь, там еще оставались не убранными более 5 тысяч немецких солдат и офицеров, сожженных и убитых, и более пяти тысяч разных автомашин с боеприпасами и имуществом.
Белорусские леса и болота — не самое подходящее место для базирования истребителей и штурмовиков. И авиаторы 1 ВА приняли решение использовать в качестве аэродромов подскока проселочные дороги. «Нельзя сказать, что такая ВПП отвечала требованиям мировых стандартов, но один из наших истребительных авиаполков вел с нее боевую работу, и достаточно успешно»,— вспоминал дважды Герой Советского Союза Е. Я. Савицкий, в то время начальник северной авиагруппы 1 ВА.
Слева: Французские и советские летчики бок о бок сражались против единого врага.
В центре: Советский летчик, командир 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка капитан Семен Сибирин, сбивший пять немецких самолетов, поздравляет французского летчика-истребителя капитана Альбера Литтольфа после воздушного боя.
Справа: Осенью 1944 года 303-я шад 1ВА первой получила и освоила новейшие истребители Як-3, которыми перевооружили 18-й гвардейский истребительный авиационный полк и полк «Нормандия-Неман».
В рамках Белорусской стратегической наступательной операции 1-я воздушная армия принимала участие в Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской и Каунасской операциях, поддерживала войска фронта при форсировании рек Березина и Неман, уничтожала окруженные войска противника в районах Витебска и восточнее Минска, а также отходящие колонны его войск. Осенью 1944 года 1 ВА поддерживала войска 1-го Прибалтийского фронта при проведении Мемельской наступательной операции и 3-го Белорусского фронта в ходе наступления к границам Восточной Пруссии. 16 октября 1944 года началась Гумбинненская наступательная операция. В это время 303-я шад первой получила и освоила новейшие истребители Як-3, которыми перевооружили 18-й гиап и полк «Нормандия — Неман». На весь фронт прославились летчики этих авиационных частей, сбившие без потерь со своей стороны в первый же день операции 50 самолетов противника. Это и их совместными усилиями в начале 1945 года в воздушных боях в Восточной Пруссии было уничтожено одно из лучших авиационных соединений гитлеровских люфтваффе — эскадра немецких асов «Мёльдерс».
30 декабря 1944 года во второй половине дня заместитель командира эскадрильи 9-го гиап 303-й иад гвардии капитан П. Я. Головачёв (впоследствии генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, заместитель командующего 26 ВА) совершил высотный таран — на высоте 9 тысяч метров на самолете Ла-7 таранил вражеский разведчик Ю-88, при этом с незначительными повреждениями истребителя успешно произвел посадку.
Слева: Заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии П. Я. Головачёв.
В центре: Заместитель командира эскадрильи 74-го гвардейского штурмового авиационного полка Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Борис Окрестин совершил огненный таран 6 июля 1944 года в районе Минска.
Справа: На завершающем этапе — июнь 1944 года и до конца войны армией командовал дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Тимофей Тимофеевич Хрюкин.
В январе — апреле 1945 года ВА поддерживала войска 3-го Белорусского фронта в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции, наносила мощные удары по войскам противника в городе-крепости Кёнигсберг.
Последними боевыми действиями, в которых участвовала 1-я воздушная армия, была Курляндская операция по ликвидации противника на косе Фриш-Нерунг и в районе устья реки Висла. День Победы авиачасти и соединения армии встретили на аэродромах Восточной Пруссии в составе 12 дивизий (1117 самолетов).
Всего за годы войны авиационные части 1 ВА совершили около 300 тысяч боевых вылетов, уничтожили 3869 танков, самоходных установок и бронетранспортеров, 630 складов с горючим и боеприпасами, 376 железнодорожных составов. В воздушных боях было сбито 3099 самолетов противника и около 1000 уничтожено на аэродромах. Потери 1 ВА составили более 3000 человек летного состава и 3227 самолетов. За успешные боевые действия 20 авиационных частей и соединений были удостоены гвардейского звания, 69 присвоены почетные наименования.
Свыше 17 000 воинов армии награждены орденами и медалями, 164 летчикам и штурманам армии присвоено звание Героя Советского Союза, а 17 из них удостоены этого звания дважды: В. А. Алексенко, С. Аметхан, Л. И. Беда, М.3. Бондаренко, А. Я. Брандыс, И. А. Воробьев, М. Г. Гареев, П. Я. Головачёв, Е. М. Кунгурцев, Г. М. Мыльников, В. И. Мыхлик, А. К. Недбайло, Г. М. Паршин, А. Н. Прохоров, Н. И. Семейко, М. Т. Степанищев, Т. Т. Хрюкин.
В августе 1945 года 1 ВА перебазировалась из Восточной Пруссии в Белоруссию и по март 1946 года организационно входила в состав Барановичского военного округа (штаб в г. Бобруйске). После реорганизации военных округов 1 ВА была переподчинена Белорусскому военному округу.
10 января 1949 года директивой Генерального штаба ВВС 1 ВА была переименована в 26 ВА.
Но на этом история 1 ВА не закончилась. Опыт и традиции авиаторов-победителей, бережно сохранив и приумножив, авиаторы 26 ВА, входившей в состав Краснознаменного Белорусского военного округа, передали сформированным на ее базе Военно-воздушным силам Республики Беларусь.
Полковник запаса Владимир Лавренюк