При изучении материалов по Лидскому аэродрому узнал, что в архивах лежит рукопись первого русского генерала авиации В.М. Ткачева, который служил в Лиде в 1914 г. В Гражданскую войну он воевал на стороне белых, после Второй мировой был арестован в Югославии, отсидел 10 лет в лагерях, его рукопись категорически не рекомендовалась к публикации, и никаких надежд на ее прочтение я не имел. Неожиданно в необъятных просторах Интернета нашел сообщение, что в 2007 г. рукопись была издана в виде книги тиражом 500 экземпляров. Под названием «Крылья России» книга сразу же стала раритетом. Из МБА прислали привет, из которого следовало, что такой книги в РБ нет. Нужно было найти человека, живущего в Москве, способного скопировать нужную главу из книги в Российской государственной библиотеке (бывшей «Ленинке»). Заместитель директора Лидской ЦБР Тамара Иосифовна Зенюкович нашла такую замечательную женщину. За что им обоим признателен и премного благодарен.
Сегодня из Беларуси самолетом можно улететь только за границу. Есть рейсы и из областных центров, но тоже лишь за рубеж – в Калининград, да изредка организуются чартеры на юга. Последний внутренний авиарейс "вымер" два года назад. Регулярное местное авиасообщение в социально ориентированной Беларуси прекратилось после почти 80 лет существования. Куда же можно было улететь на самолете в Советской Белоруссии?
В десяти минутах езды от исторического центра Минска, на улице Чкалова, расположен аэропорт "Минск-1". До 1984 года являлся основным аэропортом Минска, однако после введения в строй международного аэропорта "Минск-2" утратил этот статус.
Еще до начала оккупации Жодино немецкими войсками населенный пункт сильно пострадал от бомбардировок самолетами противника. Вражеские бомбардировщики сбрасывали бомбы на железную дорогу, социальные объекты, дома мирных жителей. А им на перехват мчались советские истребители и бомбардировщики, вступали в схватку с фашистскими «Мессершмиттами», бомбили танковые колонны врага.
Работая лет семь назад в Национальном архиве Беларуси с документами периода Великой Отечественной войны, я встретила информацию, что осенью 1943 года немцы построили в Жодино аэродром. Судя по координатам, как раз на месте нового кладбища. В сентябре 1943 года здесь сели несколько немецких самолетов и больше этот аэродром не использовался. Но, как оказалось, отнюдь не немцы положили начало аэродромостроению в Жодино. Первый аэродром был создан еще в 1919 году… поляками.
Прошлую войну не забыть. Она принесла столько горя на нашу землю. Нельзя сосчитать, сколько людей еще и до сих пор не знают о судьбе своих близких, где их могилы. Старые матери, солдатки хранят пожелтевшие листки - «Пропал без вести».
Более ста ветеранов-авиаторов из десяти стран СНГ приехали на юбилейную встречу в д. Барсуки Климовичского района, где ранее располагался военный городок. В строю вместе с ними стояли уже и внуки, многие из которых продолжили семейную династию.
В пограничье Дрибинского и Горецкого районов, в трех километрах от деревни Городецк Михеевского сельсовета есть воинское захоронение. Характерного вида пирамидка, окрашенная красной краской, стоит в небольшой рощице, возле дороги. В этом глухом, безлюдном месте покоятся останки советского летчика, погибшего во время Великой Отечественной войны.
Докладная записка пом. нач. оперативного отдела ст. лейтенанта Задорожникова о полете на посадочную площадку Бегомль в ночь с 21 на 22 апреля 1943 года с аэродрома Монино.