Пятница, 15.12.2017, 22:36
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [105]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Воздушные бои над Жодино летом 41-го

ВОЗДУШНЫЕ БОИ НАД ЖОДИНО ЛЕТОМ 41-ГО

Памяти Вячеслава Бриштена посвящается

   Жодинские старожилы рассказывали мне, что еще до начала оккупации Жодино немецкими войсками населенный пункт сильно пострадал от бомбардировок самолетами противника. Вражеские бомбардировщики сбрасывали бомбы на железную дорогу, социальные объекты, дома мирных жителей. А им на перехват мчались советские истребители и бомбардировщики, вступали в схватку с фашистскими «Мессершмиттами», бомбили танковые колонны врага.
Альвира Петровна Лученок рассказывала об одном из таких эпизодов: «Когда немцы вошли в Жодино, двое суток шли их танки по шоссе... А потом прилетели самолеты. Русский и немецкий истребители схватились прямо над железнодорожным вокзалом. Русский ястребок сбил немецкого, и тот рухнул прямо на наш огород носом уткнулся в землю, но не взорвался».

   Вспоминала этот случай и жительница микрорайона Заречье Анна Федоровна Постникова. «На четвертый (пятый — авт.) день войнымнемцы начали бомбить Жодино, — рассказывала она. — Несколько бомб взорвалось возле Заречья. От этих взрывов задрожала земля, и в домах зазвенели стекла. Женщины схватили детей и подались в лес. Мужчины пошли тоже. Увели скот. Устроили в лесу лагерь. Но через два дня все стали возвращаться домой. Всю ночь моросил дождь, но к утру погода наладилась. И вдруг над нами завязался воздушный бой: два немецких истребителя и два советских. Один немецкий самолет задымился и полетел в сторону Жодино, и там рухнул на огороде. Я его сама видела. Но и советский самолет загорелся тоже.
Он рухнул в Пересадском лесу в болото. Остальные улетели. Наши мужчины пошли искать советский самолет. Пока нашли, он уже сгорел. И летчики тоже. Отец нашел среди обломков кусок планшета и принес его домой. Все, что осталось от летчиков, —куски одежды, обгоревшие ботинки похоронили тут же».

   Сколько таких позабытых захоронений разбросано по многострадальной белорусской земле?! Не счесть. Летчики Люфтваффе на первых порах значительно превосходили советских выучкой и опытом ведения боевых действий, Основу ВВС Красной Армии составляли молодые лейтенанты и сержанты, за спиной которых был лишь ускоренный курс обучения, чаще шестимесячный, и несколько тренировочных вылетов. Однако как ни тяжело было противостоять напору фашистских асов, советские летчики смело взмывали в небо и выполняли поставленные задачи.

   На Западном фронте в первые дни войны основной задачей ВВС было препятствовать продвижению мотомеханизированных войск противника по направлению к столице БССР — городу Минску. Трагедию и героику этих дней запечатлели хроники боевых донесений. Передо мной переданные сыном Вячеслава Бриштена оперсводки штаба 47-й САД (смешанной авиадивизии),базировавшейся на аэродроме Боровское, что на полпути между Смоленском и Рославлем. Вчитываюсь в скупые строчки документов. Записи по-военному четкие и лаконичные, стиль предельно деловой, а перед глазами разворачивается живая панорама боевых действий.

   Вот оперсводка №4 штаба 47-й САД за 26 июня 1941 года, когда основные бои велись на подступах к Минску:

   1). Части дивизии с 5.00 до 18.00 препятствовали продвижению мотомехвойск противника в направлении Молодечно-Минск-Борисов.

   2). 8-й СБАП (скоростной бомбардировочный авиаполк) майора Бузылева с 6.00 до 14.00 препятствовал продвижению /войск противника в районе/ Молодечно, Минск-Борисов, Сморгонь-Молодечно. Потерь нет. 13.50-14.10 — удар по танковой колонне на участке Слобода-Жодино, на дороге Минск-Молодечно. Потерь нет.

   3). 140-й СБАП полковника Образцова с 5.00 до 18.00/препятствовал продвижению войск противника в районе/ Молодечно-Минск. 5.30-5.40 двумя группами по 8-9 самолетов с высоты 700 метров атаковал отдельные группы автотранспорта на дороге Радошковичи-Минск. Потерь нет, 10.30 группа в составе 9 самолетов ПЕ-2 с высоты 700 метров атаковала колонну мотопехоты по дороге Семков Городок-Заславль. Цель поражена. 16.04 — двумя группами в составе 19 самолетов были нанесены последовательные удары по танковой группе на дороге Минск-Борисов у станции Жодино.

   А эти документы — оперсводки штаба 47-й САД за 30 июня и 1 июля 1941 года — отражают уже совсем другую картину, когда фронт вплотную приблизился к нашему городу:

   1). Первую половину дня вели разведку и уничтожение танков противника в районе Смолевичи, в лесах севернее и южнее Смолевич и с 13.30 уничтожение переправы через р.Березину в районе Бобруйска. 5).... не вернулись на свой аэродром 2 СБ, вынужденные посадки в результате обстрела зенитных пулеметов /совершили/:

   - подбит капитан Мордович, вынужденно сел у деревни Клинок, что на 17 километров севернее Пухович;

   - ст. лейтенант Лавриков вынужденно сел в районе Орши, причины выясняются.

   140 СБАП 30.06.41 уничтожал скопления танков в районе Смолевичи, препятствовал переправам противника из г. Бобруйск через реку Березина, уничтожал скопления танков в восточной окраине Бобруйска, в лесу западнее Бобруйска; в районе севернее Смолевичи. Истребительная авиация и зенитная артиллерия противника оказали сопротивление в районе Бобруйск. Огнем зенитной артиллерии сбит один ПЕ-2 прямым попаданием снаряда. Огнем Мессершмитта сбито 4 самолета, экипажи произвели посадку на своей территории.

    3-я авиаэскадрилья: группа из 3-х СБ капитана Лаврякова в 8.05 произвела разведку... в районе Смолевичи. Капитан Лавряков подбит ружейным пулеметным огнем с железнодорожного эшелона на участке Копысь-Шклов и вынужденно сел в Дубровно (Витебская область).

   Как отчаянно сопротивлялись натиску врага летчики 47-й авиадивизии на Борисовском рубеже, видно из оперативной сводки №15 за 2 июля 1941 года:

   1). Части 47 САД в течение 2.07.41 бомбардировали скопления танков и мотомехвойск в районе Смолевичи, Жодино, Пересады, Борисов.

   3). 140-й СБАП в период 11.30 — 21.00 уничтожал противника в районе Смолевичи, Жодино, Остров..., всего 16 самолетовылетов;

   1-е звено капитана Мантурова в 12.50 на высоте 400 метров бомбардировало скопления танков на юго-западной окраине Смолевичи;

   2-е звено ст. лейтенанта Дужий в 15.40 на высоте 900 метров бомбило по танкам противника в лесу северо-западнее Жодино;

   3-е звено капитана Мантурова в 18.00 на высоте 700 метров атаковало скопления танков на северной окраине Смолевичи;

   4-е звено ст. лейтенанта Дужий в 19.40 на высоте 400 метров бомбило скопления танков южнее деревни Белые Лужи;

   5-е звено политрука Шкатова в 19.45 бреющим полетом атаковало бронемашины и танки противника в трех километрах восточнее раз. Пересады. Цель поражена.

   8-й СБАП. 1-е звено мл. лейтенанта Рякина задачу не выполнило.

   2-е звено мл. лейтенанта Михайлова в 15.37 с высоты 200 метров бреющим полетом внезапно атаковало колонну танков у дер. Пересады. Цель поражена.

   3-е звено капитана Морозова в 16.40 бреющим полетом атаковало скопления замаскированных танков в районе дер. Остров.

   4-е звено мл. лейтенанта Рякина в 18.35 бреющим полетом атаковало скопления танков и автомашин на станции Смолевичи. Цель поражена.

   5-е звено лейтенанта Михайлова в 19.45 с высоты 400 метров атаковало скопления танков в районе южнее дер. Белые Лужи.Отмечены попадания в цель.

   7). Потери от атак истребителей и огня зенитной артиллерии /противника/: 5 скоростных бомбардировщиков, из которых 4, по наблюдению экипажей, сели на восточном берегу реки Березины, 1 экипаж загорелся в районе цели. Сбито 4 МЕ-109 (Мессершмитта).

   В этом документе говорится об одном сбитом самолете, который 2 июля 1941 года загорелся в районе цели. Не тот ли это самолет, о котором вспоминали жодинские старо-жилы?

   Мне известно, что в начале 50-х годов прошлого века останки трех летчиков, сбитых в 1941 году над Пересадским лесом, были перезахоронены в братской могиле на кладбище в Пересадах. Однако имена их до сих пор неизвестны... Вечная Слава Героям!

Автор: Галина Анискевич

Примечание. Данная статья была опубликована по всей вероятности в районной газете. К сожалению название, номер и дата выхода не сохранились.

Материал предоставлен Д. Киенко. Сайт "Рубон".
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (22.06.2013)
Просмотров: 753 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017