4-АЯ АВИАЦИОННАЯ РОТА
При изучении материалов по Лидскому аэродрому узнал, что в архивах лежит рукопись первого русского генерала авиации В.М. Ткачева, который служил в Лиде в 1914 г. В Гражданскую войну он воевал на стороне белых, после Второй мировой был арестован в Югославии, отсидел 10 лет в лагерях, его рукопись категорически не рекомендовалась к публикации, и никаких надежд на ее прочтение я не имел. Неожиданно в необъятных просторах Интернета нашел сообщение, что в 2007 г. рукопись была издана в виде книги тиражом 500 экземпляров. Под названием «Крылья России» книга сразу же стала раритетом. Из МБА прислали привет, из которого следовало, что такой книги в РБ нет. Нужно было найти человека, живущего в Москве, способного скопировать нужную главу из книги в Российской государственной библиотеке (бывшей «Ленинке»). Заместитель директора Лидской ЦБР Тамара Иосифовна Зенюкович нашла такую замечательную женщину. За что им обоим признателен и премного благодарен. Все приводимые даты даются по старому стилю.
В конце 1912 г. на Лидском аэродроме создавался авиаотряд Особого назначения. Об этом упоминается в биографии военного летчика Е.С.Пятосина. 15 декабря 1912 г. он был командирован в г. Лиду для занятия должности младшего офицера 2-го авиационного отряда Особого назначения. И тут же возвращен в Санкт-Петербург для дообучения.
Ко Второму авиаотряду был приписан со 2 декабря 1913 г. поручик В.Ф.Станюкович.
Но только в феврале – марте 1914 г. при 3-й Лидской воздухоплавательной роте была сформирована 4-ая авиационная рота из семи корпусных авиационных отрядов: II КАО, III КАО, IV КАО, VI КАО, X КАО, XX КАО, XXI КАО. Известно несколько приказов о формировании 4-й роты.
Приказ № 47 по Лидской воздухоплавательной роте от 15 февраля 1914 г.: П.1 Создаваемая при доверенной мне роте 4-ая авиационная рота с 7 авиационными отрядами 2 февраля сформирована. От имени 9-й воздухоплавательной роты приветствую молодые части, поздравляю их с вступлением в самостоятельную жизнь и прошу принять искренние пожелания полного успеха в их деятельности. П.2 В дальнейшем до получения распоряжения сверху о сложении с меня функций наблюдателя за формированием 4-й авиационной роты и о передаче её во временное командование старшему из офицеров –летчиков, оставляю за собой временное командование названной ротой. Временный командующий ротой капитан Рещиков. |
Приказ штаба Виленского военного округа от 11 марта о назначении командира авиационной роты, в котором говорится, что формирование роты завершилось 10 марта.
Был еще приказ по Главному управлению Генерального штаба. Также в продолжение февраля –апреля 1914 г происходило заполнение штатных должностей.
10 февраля 1914 г. в Лиду был командирован выпускник авиационного отдела офицерской воздухоплавательной школы Павел Петрович Богдашевский. Он был назначен младшим офицером в VI -ой авиационный отряд, 12 марта был переведен в XX отряд и, затем, приказом № 147 по 4-й авиароте от 25 марта назначен начальником VI-го корпусного авиационного отряда.
Богдашевский Павел Петрович родился в Минской губернии в многодетной семье отставного капитана. Закончил Ярославский кадетский корпус, Одесское пехотное училище (1901). В службу вступил в 64 пехотный Казанский полк подпоручиком. В годы Русско-Японской войны прикомандирован к 2-му Уссурийскому железнодорожному батальону (1905), переведен в 41-й Восточно-Сибирский полк (1906), затем продолжил службу в 64-ом Казанском полку (1906-12). Закончил теоретический курс авиации при Политехническом институте в С-Петербурге (26.05.1912), сдал экзамен на звание военного лётчика в Офицерской школе авиации (13.02.1913). За”окончание Офицерской школы авиации” награжден Орденом Святой Анны 3-й степени (31.05.1913). По окончании обучения 10 февраля 1914 г. командирован в Лиду. |
10 марта 1914 г. в Лиду из Киева прибыли есаул В.М.Ткачев и штабс-капитан В.Н.Орлов, будущие начальники ХХ и IV корпусных авиационных отрядов.
Ткачев Вячеслав Матвеевич родился на Кубани в станице Келермесской в семье войскового старшины. Закончил Нижегородский кадетский корпус (1895-1904), Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1906). Получил назначение во 2-ю батарею 39-й артиллерийской бригады 1-го Кавказского Армейского корпуса. Офицер-воспитатель в Одесском кадетском корпусе (1910). Убедил командование направить его в частную школу при Одесском аэроклубе. Получил диплом гражданского пилота (1911). Прошел обучение в Севастопольской офицерской школе авиации, 1 декабря 1912 г. сдал экзамен на звание военного летчика. 5 января 1913 г. получил назначение в 7-ю воздухоплавательную роту. 23 июня 1913 г. назначен младшим офицером в XI-й Корпусной авиаотряд 3-й (Киевской) авиароты. 10 августа вместе с П.Н.Нестеровым и поручиком М. Передковым совершил первый в России полет по маршруту звеном в плотном строю. 5 октября 1913 г. произведен в подъесаулы. 12 октября совершил рекордный перелёт по маршруту Киев – Одесса – Керчь – Тамань – Екатеринодар протяженностью 1500 верст. Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 г. перелёт». 10 марта 1914 года откомандирован в Лиду в 4-ю авиароту по её формировании. |
|
|
П.П. Богдашевский
(7.07.1881 – 1.06.1970, Буэнос-Айрес) |
В.М. Ткачев
(24.09.1885 - 25.03.1965, Краснодар) |
«Поезд остановился, и с платформы донесся голос кондуктора: «Ли-и-да». Невзрачный извозчик довез меня до гостиницы на главной улице этого маленького городка с милым названием. Невдалеке от гостиницы высилось огромное каменное двухэтажное здание довольно причудливой архитектуры, в котором и разместилась канцелярия формируемой 4-ой авиационной роты.
Дом в котором располагалось канцелярия формируемой 4-ой авиационной роты
Это здание да мостовая из острого булыжника на главной улице были, пожалуй, единственными достопримечательностями Лиды.
В первых числах марта 1914 года в обширной комнате, рядом с кабинетом командира, собрались все офицеры-летчики, съехавшиеся из школ и других авиационных рот. Неожиданные встречи, знакомства, оживленные разговоры. Вот дверь кабинета открылась, и появился командир роты, крупный с легкой проседью, добродушно улыбающийся полковник Критский. За ним следовал его помощник – стройный, подтянутый, румянощекий капитан Рещиков. Разговоры прекратились, все вытянулись в струнку.
Поздоровавшись с нами, Критский объявил:
– Господа, я получил из Главного управления Генерального штаба приказ о формировании нашей 4-й авиационной роты. В приказе указывается распределение офицеров по отрядам. Сейчас мой помощник познакомит вас с офицерским составом отрядов. Капитан развернул лист бумаги и сочным, приятным баском зачитал нам приказ.
Все отряды, кроме ХХ, были недоукомплектованы» (Ткачев В.М. Крылья России. 2007. С. 229-230)
Причину недокомплекта летчиками авиационных отрядов 4-ой роты В.М. Ткачев объясняет недальновидностью Генерального штаба и авиационных «верхов», в частности генерала Шишкевича и полковника Немченко. На Шишкевича он зря ополчился, 25 декабря 1913 г. генерал-майор М.И.Шишкевич был назначен генерал-квартирмейстером штаба Одесского военного округа, и с того дня к военной авиации отношения не имел.
«- Сейчас подадут грузовик, объявил капитан Рещиков, – вы, господа, отправитесь на аэродром. Там вас встретит командир роты.
Мы выехали за город. Когда проезжали мимо эллингов 9-й воздухоплавательной роты, кто-то из летчиков воскликнул:
– Да он никак пустой!
Присмотревшись, мы заметили внутри эллинга небольшой дирижабль.
– Вот уж эти «пузырники» – очковтиратели, сказал штабс –капитан Богдашевский, -понастроили дорогостоящие эллинги в Ковно, Брест-Литовске, Белостоке, Лиде, в Ровно, в Бердичеве и даже на Дальнем Востоке, а эллинги эти в большинстве пустуют. Зато под Петербургом сосредоточили все свои пузыри и пускают высочайшему начальству пыль в глаза…
Впереди показался аэродром. Еще издали мы любовались стройным рядом новеньких ангаров, но когда грузовик подъехал к ним, все разинули рты: огромное поле аэродрома было покрыто глыбами свежей пахоты…
Командир приказал открыть ворота ангаров. Там стояли ящики с аэропланами. Мотористы вытащили несколько фюзеляжей «Ньюпоров», и мы с любопытством стали их рассматривать. Тросы крепления крыльев и моторы были жирно помазаны тавотом, и все же кое-где виднелась ржавчина.
Как позже выяснилось, все эти аэропланы составляли остаток тех партий, которые пошли на формирование авиационных отрядов еще в 1913 г. Ну а остаток простоял где-то больше года в ящиках под открытым небом.
… Через несколько дней аэропланы были распределены по отрядам, и в ангарах закипела работа…
Вместе со старшим мотористом я приводил в порядок свой аэроплан.
Нам помогали солдаты-слесаря, отобранные мной из отрядной команды. Моему примеру последовали и другие офицеры-летчики отряда. В ангарах то и дело слышались их ворчания и ругательства по поводу плохого состояния аэропланов. Ко мне подошел крупный чуть сутуловатый поручик И.С.Стрельников, обладатель лопатообразной бороды, и промолвил недовольно:
– Господин есаул, как же мы будем летать?
– Не есаул, а Вячеслав Матвеевич,- заметил я мягко, давая этим понять, что в моем авиационном отряде отношения между офицерами и начальником должны базироваться не на внешних проявлениях подчиненности, а на уважении, авторитете и одновременно на сознательной беспрекословной исполнительности, дисциплине….
– А когда нам утрамбуют поле? -спросил Стрельников.
– Командир роты обещал достать катки.
– Обещать то он обещает, а вот дела что-то не видно, – раздраженно заключил Стрельников и отошел к своему аэроплану» (там же, с. 230-232).
Стрельников Иван Степанович 1886 гр. из крестьян Тамбовской губ. Закончил 5-классное Новочеркасское реальное училище (1907), Тифлисское военное училище (1907-09). Служил в 1-м Сибирском стрелковом полку (1909-14). Подпоручик (1909), поручик (1912). В 1913 г. прошел обучение в офицерской школе авиации ОВФ. Младший офицер ХХ-го корпусного авиационного отряда (10.03.1914-20.04.1915). |
«Он был в известной мере прав. Полковник Критский не отличался расторопностью и, как говорится, был тяжел на подъем. По–видимому, его не особенно волновало то обстоятельство, что в роте не имелось ни единой запасной части к аэропланам и моторам.
В ангар вошел начальник IV отряда штабс-капитан В.Н.Орлов, приехавший вместе со мной из Киева» (там же, с. 232).
«Возня с проржавленными аэропланами, грубо вспаханное поле перед ангарами задерживали производство полетов. Это нервировало, возмущало летчиков, и их возмущение докатилось, наконец, до Вильно, где находился штаб округа. Оттуда в Лиду приехал генерал Бойов (Генерал–майор Бойов Константин Константинович 1869 г.р., в то время генерал-квартирмейстер штаба Первой армии) – помощник грозного генерала Рененкампфа. Приезд столь высокого гостя немного ускорил приведение в порядок нашего аэродрома, но техническая часть, по-видимому, не особенно интересовала наше командование. Не волновали генерала Бойова и вопросы нашей подготовки: что и как мы будем делать, на что мы способны? Бойов, как и многие представители высокого начальства, не знал и не понимал авиации.
В апреле 1914 года на Лидском аэродроме началась кипучая работа» (там же, с.233).
Эта фраза позволяет достаточно определенно назвать дату рождения Лидского аэродрома – первые дни апреля 1914 года. Ангары были построены в 1913 г., тогда же были завезены ящики с аэропланами. Свежевспаханное поле аэродрома позволяет утверждать, что осенью и зимой 1913 г. полеты не проводились.
«Большинство летчиков, за исключением троих, были вчерашними учениками, образно говоря, «детьми авиации» делающими свои первые самостоятельные шаги. У меня же за плечами был почти трехлетний пилотский стаж. Это возлагало на меня большую ответственность и серьезные обязанности не только перед этими «детьми-пилотами», но и перед всей русской авиацией. Мы все, и особенно пилоты с большим стажем, должны были способствовать ее развитию и служить примером для других менее опытных.
Вскоре на нашем аэродроме стали выявляться наиболее смелые и талантливые молодые летчики. Они стали делать правильное и умелое маневрирование в воздухе, виражи, планирование по прямой и по спирали. Особенно выделялись К.Ф. Альбрехт, Е.С. Пятосин, а В.Ф. Станюкевич поражал всех своей виртуозностью».
Альбрехт Константин Федорович (23.05.1890-25.04.1945, Париж). Закончил Суворовский кадетский корпус в Варшаве, Николаевское инженерное училище и Севастопольскую авиационную школу. Весной 1914 г. потерпел аварию при посадке близ казарм 69 пехотного Рязанского полка под Люблином. Долго лечился. Пятосин Евгений Степанович (21.02.1887-1935?). Родился в Киевской губернии в дворянской семье. Закончил Гомельскую гимназию (1906), Виленское военное училище, выпущен в 157-й пехотный Имеретинский полк (15.06.1908), младший офицер, и.о. командира роты, делопроизводитель полкового суда. Командирован в г. Лиду для занятия должности младшего офицера 2-го авиационного отряда Особого назначения (2.12.1912). 1 февраля прибыл в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота по окончании Теоретических курсов авиации им. В.В. Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте. Выполнил условия на звание «военного летчика», совершив перелет Кача-Саки-Евпатория-Севастополь-Кача (3.09.1913). 16 октября завершил обучение в Офицерской школе авиации ОВФ. С 18 марта 1914 г. — младший офицер 6-го корпусного авиационного отряда. Станюкович Владимир Федорович (2.05.1889–?) родился в Черниговской губернии в дворянской семье. Закончил Сумский кадетский корпус (1907), Михайловское артиллерийское училище с присвоением звания подпоручика (1910). Служил в 46-й артиллерийской бригаде (1910-1913). Поручик (1912). Направлен в Офицерскую школу авиации (2.01 -10.10.1913). Сдал экзамен на звание летчика (13.08.1913) и военного летчика (10.10.1913). Был приписан ко II КАО с 2 декабря 1913 г. 10 марта 1914 г. назначен младшим офицером II КАО. |
5 апреля 1914 г. в ХХ КАО прибыл военный летчик лейтенант В.В. Дыбовский. Безусловно Дыбовского имел в виду Ткачев, когда писал о трех опытных летчиках: но кто был третьим?
В.В.Дыбовский (13.01.1884-1950, Берн).
Дыбовский Виктор Владимирович из дворян Киевской губ. Сын подполковника. Младший (1902), старший гардемарин (1903). Зачислен в Балтийский флотский экипаж со званием мичмана (1904). На эскадренном броненосце «Николай I» (02-05.1905) участвовал в Цусимском бою (15.05.1905). Переведен в Черноморский флотский экипаж (03.1907). Лейтенант (04.1908). С 10.1908 г. в судовом составе Черноморского флота. Старший флаг-офицер штаба командующего отрядом минных судов (11.1908- 03.1909). Награжден орденом Св. Станислава 3 степени (29.03.1909). Флаг-офицер при начальнике 1-го дивизиона эскадренных миноносцев (03-07.1909). Командир миноносца № 273 (07-08.1909). Закончил Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка (12.1909-10.1910). Назначен в распоряжение начальника Отдела воздушного флота (10.1910). Закончил Офицерскую школу авиации ОВФ (26.10.1911). Первым из офицеров флота получил звание военного летчика. Награжден орденом Св. Станислава 2 ст. (04.11.1911). Инструктор Офицерской авиашколы (1911). 6 июня 1911 г. первым осуществил поиск подводных лодок с воздуха на самолёте, и одну из них, идущую под водой, сфотографировал. Вскоре испытал в полёте радиостанцию. Осенью 1911 г. на маневрах Варшавского военного округа произвел аэрофотосъемку с самолета. Вместе с братом Вячеславом построил оригинальный моноплан «Дельфин». В 1912 г. совершил перелет Севастополь – Харьков – Москва – Петербург. В 1913 г. совершил перелет в несколько тысяч километров. С 05.04.1914 г.- военный летчик ХХ-го корпусного авиационного отряда. |
Подвиг лейтенанта Дыбовского В.В.
«Ньюпор» В.В. Дыбовского
В апреле в 4 авиароте произошли три авиакатастрофы. 8 апреля на аэродроме погибли подпоручик III КАО Ветчинкин Д.М. и механик Ковальчук.
Д.М.Ветчинкин
27 апреля при совершении перелета Вильно-Лида, «вследствие деформации крыльев самолета после дождя», потерпел аварию около Вильно и «получил сильные ушибы обоих колен» Е.С.Пятосин.
«Поручик Альбрехт полетел в Польшу и где-то под Люблиным претерпел тяжелую аварию. Он попал в больницу, и на этом закончилась его авиационная карьера».
Как впоследствии было установлено, Д.М. Ветчинкин, К.Ф. Альбрехт и еще 6 летчиков потерпели аварии на аэропланах «Ньюпор», изготовленных на заводе С.С.Щетинина. Все аварии были одинаковыми, при планировании самолет неожиданно переходил в пикирование. Было установлено, что на петербургском заводе Щетинина «Ньпоры» выпускались без соглашения с головной фирмой с рядом конструкционных изменений. Был уменьшен угол установки крыльев, а пассажирское место вынесено вверх.
Ткачев В.М.: «Учтя все пережитое и продуманное в прошлом и стремясь, чтобы к концу полетного периода отряд действительно имел бы квалифицированных военных летчиков, я составил план работы на 1914 год, в котором наметил следующие мероприятия: - Тренировочные – аэродромные полеты для усовершенствования в технике полета;
- Вне аэродромные полеты по кратким маршрутам для навыков ориентировки; - Работа с артиллерией на Двинском полигоне; - Работа с пехотой для взаимного ознакомления в Петровском лагере под Ригой;
- Маршрутные полеты из под Риги в сторону Прусской границы; - Участие в войсковых маневрах.
Лично для меня аэродромные полеты вскоре потеряли свой смысл и вкус, и первым я приступил к выполнению второго пункта плана.
К сожалению, летчики моего отряда еще не втянулись в полетную работу и не проявили особой ретивости к перелетам, вот почему полет в Гродно я совершил вместе со Станюковичем (там же с. 234).
В.М.Ткачев слетал на «Ньюпоре» в Вильно и в начале мая съездил поездом в Петербург в Главное техническое управление с целью получить более современный самолет «Моран». В беседе с начальником управления Немченко Ткачев доложил о плохом обеспечении 4-й роты запасными частями и просил дать ему «Моран» для участия в конкурсном перелете Петербург-Севастополь. Немченко отказал в обеих просьбах. На Русско-Балтийском заводе Ткачеву через голову руководства удалось заказать запчасти к шасси и фюзеляжу и пару крыльев для «Ньюпора».
В конце мая Ткачев отправился к командиру ХХ корпуса.
В начале июня ХХ и II корпусные отряды перебазировались в Двинск для участия в работе с артиллерией.
Ткачев В.М: «Мои птенцы уже успели натренироваться. Стрельников, Головатенко и Афонский летали хорошо, уверен, и им было полезно совершить внеаэродромные полеты - перелететь из Лиды в Двинск. А аэроплан более слабого пилота Пушкарева я решил перебросить летом сам.
На своем «Ньюпоре» я долетел до Двинска без всяких приключений, а на пушкаревском немного не дотянул до цели, мотор начал давать перебои» (там же, с. 243). Пришлось Ткачеву садиться на поле еще не созревшей зелёной ржи.
|
|
В.М.Ткачев |
Поручик Головатенко |
На Двинском полигоне летчики обоих отрядов тренировались в корректировке артиллерийской стрельбы. Работа была проведена успешно.
На полигоне возник конфликт между В.М.Ткачевым и И.С. Стрельниковым. Причиной конфликта В.М.Ткачев считает пестроту летного состава из представителей разных родов войск, офицеры которых нередко враждовали друг с другом. На мой взгляд, в данном случае сказалась разница в социальном происхождении. В.М.Ткачев дворянского происхождения, казак, начищенный, наглаженный, подтянутый, а И.С.Стрельников из тамбовских крестьян, грузный, да еще и бородатый. И.Стрельникова перевели в VI КАО.
В июне 1914 г. в III КАО 4 авиароты прибыл после окончания курсов мотористов при Севастопольской авиашколе и курса обучения полетам на "Ньюпоре-4″ Донат Макиёнок. В марте 1914 г. ему вручили лётное удостоверение, а в июне присвоили чин старшего унтер-офицера. Д.А.Макиенок тоже из крестьян, пишут – из польских, но фамилия говорит, что из белорусских.
Д.А.Макиёнок
Макиёнок Донат Адуевич (2.05.1891- ? ) родился в д. Дамбовка Осведской волости Витебской губернии в польской крестьянской семье. Закончил церковно-приходскую школу, 3 класса церковно-ремесленного училища и шестилетнее среднее техническом училище в Витебске (1906). Работал на фабрике. В ноябре 1911 г. призван в армию, зачислен рядовым в 97-й Лифляндский пехотный полк, расквартированный в Двинске, 15 марта 1912 г. переведен в 106 -й пехотный Уфимский полк в Вильно. 28 мая 1912 г. командирован в Севастопольскую авиашколу. В авиашколе закончил курсы мотористов и был включен в группу для обучения полетам на «Ньюпоре-4». 22 февраля 1914 г. получил звание военного летчика с вручением пилотского удостоверения № 239. Ефрейтор (4.05.1914), младший унтер-офицер (19.05), старший унтер-офицер (14.06.1914). После окончания авиашколы командирован в 3-й корпусной авиаотряд. |
15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 19 июля Германия объявила войну России. Началась Первая мировая война.
26 июля с Лидского аэродрома на фронт в Первую армию отправился Второй КАО в составе 2 офицеров на 2 «Ньюпорах-4», в Шестую армию – VI КАО – 4 офицера на 4 «Ньюпорах- 4» и ХХ КАО -4 офицера на 4 «Ньюпорах- 4». 31 июля в Первую армию выехали: III КАО –5 офицеров и 1 солдат (в действительности старший унтер-офицер) на 5 «Ньюпорах- 4», IV КАО – 4 офицера на 3 «Ньюпорах- 4» и Х КАО – 3 офицера и 2 солдата (в действительности 2 унтер-офицера) на 4 «Фарманах». В тот же день во Вторую армию отправились офицер и 2 солдата на 3 «Фарманах из ХХ1 КАО. Итого из Лиды на фронт в Первую, Вторую и Шестую армию выехали 23 офицера и 5 солдат на 25 самолетах: 7 «Фарманах» и 18 «Ньюпорах- 4». Всего Русская армия отправила в районы боевых действий 154 самолета, 48 находились в крепостных отрядах и 18 оставались в Сибирских авиаотрядах. Итого российская армия выставила на войну 220 самолетов и 221 летчика: 170 офицеров, 35 нижних чинов и 16 вольноопределяющихся (добровольцев).
Самолеты, на которых отправились на войну летчики 4 авиароты, были произведены в России на заводах С.С.Щетинина и «Дукс», но сконструированы во Франции.
«Ньюпор -IV» – моноплан. Длина 8 м, высота 2.68, размах крыла 12.3, площадь крыла 22.5 м2, вес пустого самолета 422 кг, полезная нагрузка 240 кг. Экипаж 1-2 человека. Двигатель ротационный «Гном» мощностью 70 лс. Максимальная скорость 104 км/час, крейсерская 90 -95 км/час, продолжительность полета 3 часа. Потолок 2 км, на высоту в 500 м поднимался за 12 минут. Фюзеляж деревянный, ферменной конструкции, усиленной внутренними расчалками. Обшивка полотняная, в верхней передней части и в районе двигателя обшивался алюминиевым листом. Крыло двухлонжеронное, обтягивалось полотном, необходимая жесткость достигалась стальными проволочными расчалками. Хвостовое оперение из стальных труб, обтянуто полотном, стабилизатор подкреплен подкосами. Пилотская кабина размещена в пространстве между лонжеронами, сиденья друг за другом. Сиденья размещены на топливном баке емкостью 170 литров, второй член экипажа сидел на нем верхом. Шасси в виде перевернутой пирамиды с центральной, удлиненной балкой. Концевая часть балки играла роль костыля, в носовой части устанавливалась противокапотажная лыжа. Применялся как разведчик. |
«Фарман- ХVI» – полутораплан с толкающим воздушным винтом. Длина 8,06 м, размах крыльев 13,76 м, площадь крыла 35 м2. Вес 410 кг, полезная нагрузка 275 кг, экипаж 2 человека. Двигатель «Гном» мощностью 80 л.с , скорость – до 90 км/час, дальность полета – 315 км, потолок – 2,5 км, на высоту в 2км поднимался за 55 минут. Продольные балки, хвостовая ферма, контуры оперения и элементы шасси – из стальных труб, крылья -деревянные с полотняной обшивкой, гондола -из фанеры. Применялся как разведчик. |
Хотелось бы назвать всех военных летчиков II, III, IУ, УI, X, XX и XXI КАО, которые
отправились на Первую мировую войну с Лидского аэродрома. К сожалению, список пока неполный.
Второй КАО. Начальник штабс-капитан Залесский А.В., поручик Станюкович В.Ф.
Третий КАО. Начальник штабс-капитан И.И. Саатчи-Санатчи (Самадчи), подпоручик Ульянцев или Устьянцев, старший унтер –офицер Д.А.Макиёнок.
Четвертый КАО. Начальник штабс-капитан В.Н.Орлов. Шестой КАО. Начальник штабс-капитан П.П.Богдашевский, поручик Е.С.Пятосин, поручик Стрельников И.С.
Десятый КАО. Начальник штабс-капитан А.Г. Топчев, поручик Д.С.Николаев, унтер-офицер Агафонов А.А.
Двадцатый КАО. Начальник есаул В.М.Ткачев, лейтенант Дыбовский В.В., поручик Головатенко, поручик Афонский, поручик Пушкарев.
Двадцать первый КАО. Поручик В.Р. Поплавко (? )
Утверждают, что именно на этом «Фармане ХYI» на Лидском аэродроме поручик В.Р.Поплавко проводил опыты по установке пулемета. В действительности опыты он проводил в Можайске. В составе ХХI КАО В.Р.Поплавко летал в мае 1915 г.
Лидский аэродром – второй на территории Беларуси после Гродненского. В 1913 г. в Гродно производили полеты летчики Гродненского крепостного авиаотряда и ХIХ КАО, подчинявшиеся 5-й воздухоплавательной роте. Лидский аэродром, в отличие от Гродненского, сохранил свое первоначальное местоположение.
ІІ, III, IV и X корпусные авиационные отряды 4-й роты в первые дни войны поступили в распоряжение 1-й русской армии, которой командовал генерал П. К. Ренненкампф. ХХI КАО был приписан к штабу 2 -й русской армии, которой командовал генерал А. В. Самсонов. Обе армии были объединены в Северо-Западный фронт. Перед фронтом была поставлена задача: разгромить 8 –ю немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией. В составе Северо-Западного фронта было 17,5 пехотных и 8,5 кавалерийских дивизий, 1104 орудия, 54 самолета, 250 тысяч солдат. Немецкая 8-я армия имела 15 пехотных и 1 кавалерийскую дивизии, 1044 орудия, 56 самолетов, 2 дирижабля, 173 тысячи солдат.
В итоге этой наступательной операции, которая получила название Восточно-Прусской, 2 –я армия Самсонова была разгромлена, сам он застрелился, 50 тысяч солдат сдались в плен. 1 –я армия Ренненкампфа была отброшена на исходные рубежи. Действовали русские генералы предательски бездарно, разведка была отвратительной, кавалерийские дивизии не были задействованы. «Донесения летчиков вызывали иронические ухмылки, реплики сводились к одному: откуда немцы могут взять такое большое количество войск».
ІІІ КАО был причислен к 3-му армейскому корпусу 1 армии, которым командовал генерал от инфантерии Н. А. Епанчин 1857 гр. В отряде было пять монопланов "Ньюпор”-4. 8 августа пилот – подпоручик Ульянцев и наблюдатель – поручик Шанин при поисках конницы хана Нахичеванского пропали без вести вместе с секретным пакетом. В тот же вечер на поиски хана отправился унтер-офицер Д.Макиенок. Он нашел конницу и передал пакет. На обратном пути самолёт обстреляли немецкие пехотинцы. Одна из пуль пробила бензобак. Макиенок выключил мотор и спланировал на свою территорию. Оставив машину под присмотром солдат, отправился доложить, что задание выполнено. В это время у места посадки появился немецкий конный разъезд, и русские солдаты сожгли самолет. За успешное выполнение задания Макиенка наградили "солдатским” Георгиевским крестом 4-й степени. Осталось 3 самолета.
11 августа Макиенок и наблюдатель подпоручик Макейчик в районе городка Таннау обнаружили крупное скопление вражеской артиллерии. Противник готовился к контрудару, информацию генералы оставили без внимания. 12 августа Макиенок неудачно приземлился, самолет скапотировал, крылья, винт и шасси были сломаны. Осталось 2 самолета.
15 августа в 3-м КАО остался один самолет, который уничтожили собственными руками при отступлении. Обслуживающий персонал авиаотряда отправили в тыл, а пилотов командировали на московский завод "Дукс” за новыми аэропланами "Моран-парасоль”.
Также отвоевали и другие авиаотряды, приданные 1 и 2 армии, за две недели они потеряли все самолеты, некоторые летчики попали в плен. А Восточно-Прусская операция положила начало разгрому Русской армии, и изучается как пример абсолютного кретинизма российского генералитета. Впрочем, с этим у них всегда было хорошо.
VI и XX КАО поступили в распоряжение 4 –й армии, которой командовал генерал от инфатерии барон А. Е. Зальца 1843 гр. 28 июля ХХ КАО прибыл на прифронтовой аэродром.
«12 августа я получил специальную задачу: «Обследовать возможно тщательнее, что происходит против почти 50-верстного промежутка между правым флангом нашей 4-й армии и рекой Вислой, где находится слабый отряд и две кавалерийские дивизии генерала Новикова».
… стояла прекрасная погода…. Я летел на высоте 1000–1200 метров над шоссе… Углубившись за линию фронта, я заметил на белой, сверкающей на солнце ленте дороги передовые части противника, затем главные силы… На несколько десятков километров протянулась бесконечная лента двигавшихся по шоссе неприятельской пехоты и артиллерии… Наконец колонны войск остались позади, но мне хотелось убедиться, нет ли еще колонн дальше, и я продолжал путь вглубь неприятельского тыла. Минут через десять на дороге снова появилась длинная кишка, но уже не войск, а сплошных обозов, наблюдая которые я почти долетел до Сандомира.
… собрав исключительной важности сведения о неприятеле, я возвращался домой. И тут мне пришла мысль взглянуть еще, что делается на нашем правом фланге — под Красником.
Еще издали, по артиллерийским разрывам, я заметил, что под Красником идет бой, а подлетев ближе, увидел бригаду неприятельской пехоты, выходящей в тыл и в обход правого фланга наших войск.
Чтобы подробнее обследовать тактическую обстановку самого боя, я стал крутиться над районом Красника и делать на карте наброски расположения неприятельской артиллерии. В это время под крыльями почувствовался «горох», затем вдруг последовал сильнейший удар пуль по металлическим частям аэроплана… Из бака хлынула толстая струя касторового масла. Ротативный мотор «Гном» требовал обильной смазки, и я отлично понимал, что быстрая утечка масла создаст для меня серьезную угрозу, тем более что высота полета не достигала сейчас и 1000 метров. Я принял решение: с любым риском, но дотянуть до своих и доставить как можно скорее собранные мною сведения! Взяв направление к нашим позициям, я бросил управление ногами, поднял их кверху и носком правого ботинка прикрыл снизу зияющую дыру в баке, чем приостановил буйную утечку масла. В таком положении я дотянул до своих позиций и спустился на полянку…
Наши цепи отходили… Сзади нажимала австрийская пехота… солдаты вытянули мой «Ньюпор» на шоссе и привязали его хвостом к отступающей патронной двуколке. Примерно через два часа я был со своим аэропланом в деревне Вильколаз… Здесь я застал штаб одной из дивизии 14-го корпуса и немедленно доложил начальнику этой дивизии результаты разведки. Вскоре по моей просьбе была установлена прямая связь с Люблином. Я сделал начальнику разведывательного отделения штаба армии доклад о моей разведке…
Отдав распоряжение о доставке аэроплана на аэродром, я выехал на легковом автомобиле для спешного доклада командованию армии… Генерал Попов от души поблагодарил меня за добытые мною сведения о противнике и за способ их доставки. Он повел меня к начальнику штаба генералу Гутору. С ним мы все вошли в кабинет командующего армией, где нас встретил уже не Зальц, а сменивший его генерал Эверт, массивный, внушительного вида мужчина с рыжеватой окладистой бородой. Он крепко пожал мне руку и сказал: — Ну, воздушный разведчик, поздравляю и искренне благодарю! Вы спасаете наше положение.
Верховное командование отдало распоряжение о погрузке и переброске по железной дороге из-под Варшавы 1-го корпуса на юг для предотвращения обхода правого фланга 4-й армии, предпринятого неприятелем.
В конце 1914 г. меня вызвали в штаб армии, где генерал Попов в присутствии командующего и начальника штаба мне объявил: «Приказом Юго-Западного фронта от 24 ноября 1914 г. по удостоении Георгиевской кавалерской думы, учрежденной при штабе главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта, вы награждены орденом Святого великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени». Командующий армией подошел ко мне, приколол на моей груди скромный, покрытый белой эмалью крестик, пожал мне руку и сказал: «Поздравляю! Наша армия гордится, что в ее составе первый георгиевский кавалер авиации» (с. 272-276)
Тем не менее, 4-я русская армия после двухдневных тяжёлых боёв с австрийцами отошла к Люблину и перешла к обороне.
В декабре 1914 г. В. М. Ткачёв, имея при себе лишь пистолет «Наган», первым среди русских пилотов, атаковал немецкий аэроплан «Альбатрос» и своими действиями заставил противника ретироваться.
|
|
Начальник ХХ КАО В.М.Ткачев |
Офицеры ХХ КАО. Рига, ноябрь 1915 г. |
Хорошо воевали и другие летчики ХХ КАО. В.В.Дыбовский 1 января 1915 г. был повышен в звании до старшего лейтенанта «за отличную и ревностную службу». Он был награжден орденом Святого Георгия 4 степени «за то, что 22-24-го июня 1915 г. произвел ряд воздушных разведок в районе г. Красника, занятого неприятелем, и своевременно доставил важные сведения о силе, положении и передвижениях значительных сил неприятеля».
В составе ХХ КАО воевали: есаул В.М. Ткачев (начальник до 14.03.1916); лейтенант Дыбовский Виктор Владимирович (до сентября 1915), поручики Абронский, Бржезовский Владимир Иванович 1890 гр. (с 29.06.1915, и.д. командира ХХ КАО с 14.03.1916), Головатенко, Журавлев, Пушкарев, прапорщики Федоров, Кособрюхов, Валентин Иванович Гольцшмидт 1894 гр. (с сентября 1915 г), сотники Попов, Чепило, поручик Голембиовский Станислав Иванович (лето 1917), солдаты Косткин, Мороховский.
Летчики ХХ КАО: Федоров, Кособрюхов, В.М.Ткачев, В.И.Бржезовский, В.В.Дыбовский, Журавлев. Карчевице, июнь 1915
В составе VI КАО воевали: капитан Богдашевский Павел Петрович (командир отряда по 26.08.1915); Пятосин Евгений Степанович (с 8.12.1914, с 26.08 по 24.11.1915 временно исполнял должность начальника отряда); штабс-капитан Стрельников Иван Степанович 1886 гр. (начальник авиаотряда с 24.11.1915 по 26.10.1916); штабс-капитан Каплин Михаил 1888 гр ( с 1.08.1916, командир отряда с 26.10.1916 г.), подпоручик Корвин-Круковский Борис Вячеславович 1895 гр. с августа 1915 г;, унтер –офицер Степан Иванович Морозов (с 24.09.1915)
Из семи лидских корпусных авиаотрядов только 3-й КАО перешел на сторону большевиков, был переформирован в авиаотряд красных военных лётчиков, с октября 1919 г. наименован 2-м истребительным авиационным дивизионом. Участвовал в гражданской войне. На его базе впоследствии был сформирован 899-й гвардейский штурмовой авиационный Оршанский дважды Краснознаменный ордена Суворова полк имени Ф.Э. Дзержинского.
Судьбы летчиков 4 роты.
В. М. Ткачев (1885-1965,Краснодар), командир первой истребительной авиагруппы (1916), начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего (1917). Первый авиационный генерал (1920), эмигрировал в Югославию, отсидел 10 лет после Второй Мировой войны в лагерях.
П.П. Богдашевский (1881-1970), с ноября 1915 г. занимался административной и хозяйственной деятельностью, полковник (1919). Эмигрировал в Югославию, после Второй мировой – в Аргентину.
В.В.Дыбовский (1884-1950, Берн) осенью 1915 г был командирован в Лондон в Русский закупочный комитет, возглавлял отдел приемки авиационного имущества до 1917 г. Капитан 2 ранга (1916). Женился на англичанке. Жил в США.
Е.С.Пятосин (1887- после 1933) командовал 2-м авиационным дивизионом. Капитан (1917). Вступил в РККА, начальник штаба Управления воздушного флота Западного фронта (1922-24), служил в Управлении ВВС РККА (1926-33).
Д.А. Макиёнок (1891-1941, Освенцим) штабс-капитан (1917), в 1918 г вступил в Войско Польское, командовал 3-й эскадрильей. В 1929 г. вышел в отставку в звании майора. Погиб в Освенциме.
Предоставил материал старший научный сотрудник Лидского музея Сливкин Валерий Васильевич.
Источник:Информационный сайт города Лиды lida.info
|