Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [109]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Создание Витебской авиабригады.

Часть I. Витебская авиабригада.

Вступление

История военной авиации в Витебске состоит из двух значительных периодов. Первый: - с момента прихода в Витебск первой военной авиационной части в 1914 году и до начала июля 1941 года, когда под натиском стремительного наступления фашистов авиационные части были вынуждены уйти из Витебска.

История второго, послевоенного периода, началась весной 1947 г. – с момента базирования в городе авиаполка из состава 3-й гвардейской авиационной транспортной Смоленской орденов Суворова и Кутузова дивизии, управление которой в 1949 г. было перебазировано из Полоцка в Витебск. Закончился второй период, а вместе с ним и военная авиация в Витебске, 30 июля 1996 года. В этот день последний самолет покинул аэродром Витебск-Северный навсегда.

В этом материале речь пойдет о первом периоде.

Большая часть информации взята из свободных (зачастую противоречивых) источников, не имеющих документального подтверждения, поэтому имеют место пробелы в изложении и, может быть, даже некоторые несоответствия действительности.

Автор благодарит всех, чьи материалы были использованы при написании статьи и приглашает к сотрудничеству людей, владеющей информацией по теме для дополнения и уточнения этой статьи.

Моментом рождения авиации в России и началом ее бурного развития можно считать 1910 год, когда появились и начали выступать с показательными полетами первые русские авиаторы.

В то время, когда в столице Российской империи уже бурно проходили масштабные авиационные мероприятия — авиационная неделя, Всероссийский праздник воздухоплавания, международная воздухоплавательная выставка, Всероссийский воздухоплавательный съезд — в губернском Витебске аэроплан видели только на картинках в газетах и журналах. А настоящий аэроплан жители Витебска увидели впервые только год спустя, 12 (25) июня 1911 года, во время показательных публичных полетов одного из первых русских авиаторов А.А. Васильева. И хотя полеты продолжались в общей сложности менее 20 минут, они вызвали настоящий восторг у горожан.

1911 год положил начало массовому выходу авиации за пределы аэродромов, ознаменовав начало эры дальних перелетов. Воздушные трассы некоторых перелетов пролегли над Витебском и внесли свой вклад в авиационный ликбез его жителей.

11 (24) мая 1914 г. во время перелета по маршруту Киев-Гатчина из-за неблагоприятных погодных условий в полутора верстах от Витебска совершил посадку и на несколько часов остановился в городе штабс-капитан Нестеров Пётр Николаевич с механиком Г.М. Нелидовым.

В середине июня 1914 года первый большой перелет из Петрограда в Киев совершил воздушный корабль «Илья Муромец», экипаж которого возглавлял его конструктор Игорь Иванович Сикорский. Пролетая над Витебском, Сикорский решил послать две телеграммы — домой в Киев и на завод в Петроград.

Текст телеграммы, деньги и записку с просьбой отправить телеграммы по адресам он вложил в пенал с красным вымпелом и сбросил над городом. К чести витеблян (так до середины 1974 г. называли горожан) следует отметить, что обе телеграммы дошли по назначению.

Первой авиационной частью, расположившейся в Витебске в 1914 году, стала 4-я авиационная рота. На протяжении последующих 8 лет дислокацию военной авиации в Витебске определяла череда войн — Первой мировой, Гражданской, Советско-польской. Авиационная рота выполняла задачи материально-технического обеспечения авиаотрядов, входящих в состав армий Западного фронта. Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандования от 1 апреля 1916 г. №356 4-я авиарота была переименована в 4-й авиационный парк. Авиапарк стал выполнять еще и задачи по подготовке технических специалистов для частей военно-воздушного флота действующей армии. В связи с обострившейся борьбой за господство в воздухе на фронтах Первой мировой к весне 1916 г. на авиапарки было дополнительно возложено формирование подразделений истребительной авиации. При 4-ом авиапарке в Витебске в июле 1916 г. были сформированы 1-й и 10-й истребительные авиаотряды.

В мае 1918 г. 4-й авиапарк покинул Витебск и перебазировался в Москву, где был реорганизован в Управление тыла Военно-воздушного флота.

Во время Советско-польской войны 1919-1921 гг. в Витебске эпизодически дислоцировался ряд авиационных частей Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота (РККВФ). Накануне майского наступления (1920 г.) войск Западного фронта в Витебске были сосредоточены два из четырех авиаотрядов 15-й армии — 6-й и 17-й, переместившихся к началу наступления в район станции Язвино (25 км западнее Витебска). С началом операции все отряды 15-й армии перелетели на аэродром в Полоцк, откуда и вели свою боевую работу.
В очередной раз Витебск оказался временным местом дислокации авиационных частей во время отхода красных войск от Варшавы в конце сентября 1920 года и вывода авиации с фронта в тыл. В Витебске расположилась эскадрилья 15-й армии в составе 7, 8, 17 и 40-го авиационных отрядов вместе со штабом воздушных сил армии. В составе этих 4-х авиаотрядов имелось всего 7 аэропланов. Кроме того в Витебске дислоцировался 10-й авиаотряд 3-й армии.

На 1 января 1921 г. в Витебске дислоцировались 7, 8 и 17-й авиаотряды.

С окончанием войн закончилась и чехарда с дислокацией авиачастей. Военная авиация пришла в Витебск «всерьез и надолго».

После окончания Гражданской войны прошла реорганизация РККВФ. Бывшие основными тактическими подразделениями советской авиации авиаотряды сводились в более крупные подразделения — эскадрильи.

В начале 1920-х годов в Витебске формируется одно из первых советских авиационных подразделений — 2-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, положившая начало формирования авиационных частей Витебского гарнизона.

Создание Витебской авиабригады

В период 1922-1923 гг. в древнем Витебске активно формируются и расквартировываются различные воинские соединения.
Одной из первых советских авиачастей, расквартированных в городе, стала упоминаемая выше 2-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, состоящая из трёх отрядов. В середине 1925 г. в Витебском гарнизоне формируется авиационный отряд для обслуживания задач 4-го стрелкового корпуса (СК).
(4-й СК был сформирован в ходе Гражданской войны в России в составе Западного фронта РККА.Управление и ряд частей корпуса располагались на территории Витебского гарнизона с июня 1922 г. по август 1938 г.)

В 1926 г. в соответствии с планами строительства и укрепления КВФ согласно приказа Реввоенсовета приступают к формированию очередных авиачастей, одних из первых укрупнённых авиа-подразделений бомбардировочной авиации в стране – 1-й Отдельной авиаэскадрильи боевиков(ОАЭБ), с дислокацией в Киеве, и 2-й Отдельной легкобомбардировочной авиаэскадрильи (ОЛБАЭ) в Витебске.

Среди многих авиачастей и эти две эскадрильи (2 ОРАЭ и 2 ОЛБАЭ) начинают оснащаться самолётами Р-1 различных модификаций, некоторым количеством Р-2, дополняя наличие импортных самолётов семейства фирмы de Havilland.


Самолёт Поликарпова Р-1

Самолёт D.H.9A Самолет Р-2

15 ноября 1926 г. Постановлением Реввоенсовета КВФ переименовывают в Военно-Воздушные Силы (ВВС) Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

В декабре 1926 г. в соответствии с приказом Реввоенсовета (РВС) по РККА приступили к созданию 2-й легкобомбардировочной авиационной бригады (2 ЛБАБр). Она стала второй авиабригадой, сформированной в ВВС КА к этому моменту. Характерным признаком было то, что 2-я ЛБАБр, как и все формируемые авиабригады того времени, формировалась из состава авиачастей, базируемых на одном аэродроме. Основой для формирования 2 АБр стали 2-я ОРАЭ и 2-я ОЛБАЭ. Кроме эскадрилий в состав АБр входили управление (штаб), части и подразделения авиатехнического обслуживания. При этом подразделения тыла выводились из состава эскадрилий и авиаотрядов, а на их основе создался авиапарк. Задачей авиапарка было материально-техническое обеспечение лётных частей всеми видами довольствия, выполнение ремонта авиационной техники, подготовка, содержание и охрана аэродромов. В состав авиапарка входили техническая и хозяйственная служба, аэродромы, полигоны, метеостанции, мастерские, гаражи, средства связи, противовоздушная оборона объектов, другие подразделения. Это позволило повысить мобильность самих лётных подразделений.

В период формирования в составе 2-й ЛБАБр происходит изменение названия эскадрилий. Так 2-я ОЛБАЭ переименовывается в 43-ю легкобомбардировочную (ЛБАЭ), а 2-я ОРАЭ становиться 22 разведывательной (РАЭ). Каждая эскадрилья (согласно штатов 1924 г.) состояла из 3-х отрядов: истребительная АЭ — из 3-х отрядов по три звена в каждом, легкобомбардировочная и разведывательная — из 3-х АО по 2 звена. Причём, согласно нормам того времени, в ЛБАЭ имелось 28 самолётов, из них 9 запасных, а в ОРАЭ – 31 самолёт, из них 12 запасных.

Долгое время званий у красных лётчиков не было, точнее, было у всех одно — «красвоенлёт» (красный военный лётчик). У лётчиков-наблюдателей — соответственно «красвоенлетнаб». Позже прилагательное «красный» исчезло, и военные пилоты стали просто «военлётами», «военлетнабами», курсанты летных школ именовались «учлётами».

В эти годы становления ВВС всё ещё остро ощущается нехватка авиаспециалистов — как для комплектования лётных экипажей, так и для обслуживания техники на аэродроме. Командование вынуждено было временами разрешать готовить специалистов «на месте». В Витебске с целью подготовки необходимых авиаспециалистов (мотористов и др.) создавались учебные курсы. Нередко членов лётных экипажей начинали готовить из числа имеющегося персонала. Чаще происходило, когда в качестве летнаба в кабине самолёта использовали авиамехаников, на место которых принимали либо военнослужащих из сухопутных частей, либо вольнонаёмных. Такой опыт нередко приносил и плачевные результаты — всё ещё большой продолжала оставаться аварийность, что сопровождалось гибелью лётных экипажей. Подобные явления имели место и в расквартированных в Витебске авиачастях.

В январе 1927 г. в 43-й АЭ, которой командовал Кучевский, назначен новый военный комиссар (военком)– Я.В. Смушкевич, который до этого в других частях исполнял обязанности политработника. Начальник ВВС КА П.И. Баранов, выполняя требование командования, проводил линию на военизацию политсостава (сам показывая в этом пример). В приказном порядке он вменял ему в обязанность прохождение лётной учёбы наравне с командным составом всей части. Военкомы обязаны были осваивать специальность летчика-наблюдателя (летнаба). При их первой встрече оказалось, что военком Смушкевич в период службы в ВВС параллельно своим штатным обязанностям уже осваивает специальность летнаба.

Кроме воинской службы, политически активные военнослужащие Витебского гарнизона участвовали и в общественной жизни города. Так в 1927 г. 38 военнослужащих Витебского гарнизона избираются членами городского Совета, получает свой мандат и Я.В. Смушкевич. В военной секции горсовета он работает вместе с комкором Яном Фабрициусом, который в 1927-1928 годы служит и проживает в Витебске, являясь командующим 4-го стрелкового корпуса БВО, штаб этого корпуса размещается в Витебске. Также в составе этой секции горсовета с ними работали прославленные герои гражданской войны С.С. Вострецов, И.С Кутяков и др.

В декабре 1927 г. в состав 2 АБр включают переведённую из Московского округа 7-ю Отдельную истребительную эскадрилью (ОИАЭ) им. Ф.Э. Дзержинского. Эскадрилья была оснащена 46 самолётами, из них 12 запасных. Это были «Fokker D-11» (двухместные истребители) и И-2 (И-2бис), самолёты И-2бис отличались от И-2 только усиленными стойками коробки крыльев.


Истребитель Д.П. Григоровича И-2

В эскадрилье ещё оставалось несколько экземпляров английских самолётов  «Martinsyde F.4 Buzzard», которыми в мае 1925 г. эта часть была вооружена полностью (31 самолёт), но уже в конце 1926 г. их начали передавать в лётные учебные заведения, а ИАЭ вооружали поступавшими отечественными самолётами.


«Martinsyde F.4 Buzzard» ВВС РККА

Штаб формируемой 2 авиабригады (а её часто называют «Витебская» — по месту первичной дислокации) располагается на ДуховскОй горе, на ДуховскОй Набережной (с 1927 г. — ул. им. Ю. Стеклова) в здании бывшего женского духовного училища. В наши дни там располагается Витебский областной исполком. Первоначально и аэродром располагался рядом, на месте старого, ещё дореволюционного, аэродрома. Кстати, до сих пор рядом существует и переулок Авиационный.


Женское Духовное Училище (бывшее Полоцкое женское епархиальное училище), начало 20 века.

Для нового размещения аэродрома было выделено большое поле-луг на южной окраине города, между ул. Лучоская (Лучёская) и Оршанским шоссе, почти в том месте, где на городском плане 1904 г. располагался ипподром. Рядом на берегу реки Зап. Двина находилась бывшая усадьба Лукишки, до 1917 г. это было имение некоего Косова. Сейчас в этом районе Витебска проходит пр-т им. Черняховского, пр-т Строителей, ул. Чкалова, ул. Воинов-Интернационалистов и пр-т Победы (который частично попадает в зону влияния бывшего аэродрома), построены несколько жилых микрорайонов «Юг».


Карта аэр. Лукишки 1941 г., наложенная на современный вид г. Витебска: (с http://forum.ditenok.com/)

Выполнение служебных обязанностей Смушкевич совмещает с обучением лётному мастерству. Его нештатным инструктором становится лётчик Павел Никифорович Шустов. Целеустремлённого «курсанта» всё чаще начинают называть «крылатым комиссаром». Благодаря своей настойчивости и упорству он освоил воздушную стрельбу, бомбометание, аэрофотосъёмку наземных объектов. Постепенно он входит в число успешных навигаторов авиаэскадрильи. В сентябре 1929 г. 43 АЭ в составе 2 АБр участвует в Бобруйских манёврах среди ВС БВО, главными руководителями которых являлись Б.М. Шапошников и зам. начальника ВВС РККА Я.С. Алкснис.

В 1929 г. за успехи в боевой подготовке Витебская авиабригада получает почётное наименование — 2-я им. Совета Народных Комиссаров Белоруссии авиационная бригада.

Упорство «крылатого комиссара» в освоении службы и лётного дела приносит свои результаты. Весной 1930 г. Смушкевич Я.В. назначается заместителем начальника политотдела 2-й АБр, а в сентябре 1930 г.–начальником политотдела 6-й АБр в г. Смоленске. Весной 1931 г. его командируют на Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава РККА при Академии им. Фрунзе.

Борис ДАЙТЕР

Переход на страницу с продолжением статьи по ссылке ниже.

Мирная жизнь Витебской авиабригады

Краткие биографические справки

Алкснис Яков Иванович (1897–1938) — командарм 2–го ранга (1937). С марта 1917 г. призван в ряды Российской армии, после окончания Одесской школы прапорщиков попал на Западный фронт 1-й мировой войны (1917). В РККА с 1919 г. Сражается на фронтах Гражданской войны. Зам. командующего Орловским военным округом (1920). Заканчивает военную академию РККА им. М.В. Фрунзе(1924). Зам. начальника ВВС РККА (1926). Окончил Качинскую военную школу летчиков (1929).Командующий ВВС РККА (1931), член Верховного совета НКО, зам. НКО по авиации (1937). Арестован Военной коллегией Верховного Совета СССР и 29.07.1938 расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.
Баранов Петр Ионович (1892–1933) — советский военный и государственный деятель. Участник 1-й мировой войны. Во время Гражданской войны командовал армией, член РВС армии, группы войск Туркестанского фр. Начальник и комиссар бронесил РККА (1923). С августа 1923 г. заместитель, а с декабря 1924 г. нач. КВФ РККА, одновременно в 1925–1931 г. член РВС СССР. С января 1932 заместитель наркома тяжёлой промышленности и начальник Главного управления авиапромышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности. Руководил авиационным сектором ОСОАВИАХИМа, инициатор развития планеризма и легкомоторной авиации в СССР, заместитель председателя Комитета по дирижаблестроению. Погиб в авиационной катастрофе.
Смушкевич Яков (Вольфович) Владимирович (1902–1941) — генерал-лейтенант авиации (1940), дважды Герой Советского Союза (1937, 1939). В РККА с 1918 г. С 1922 г. служил в ВВС — комиссар эскадрильи, командир авиабригады. В 1936-37 гг. воевал в Испании под псевдонимом «генерал Дуглас», руководил ПВО г. Мадрида. С 1937 г. зам. начальника ВВС РККА. Во время боев с японскими войсками на р. Халхин-Гол (1939) командовал авиагруппой. С ноября 1939 г. начальник ВВС РККА. В 1940 г. генерал-инспектор ВВС, с декабря 1940 г. помощник начальника Генштаба РККА по авиации. Арестован 8.06.1941. Расстрелян 28.10 1941. В 1954 г. реабилитирован.
Фабрициус Ян Фрицевич (1877–1929) — советский военачальник, первый 4-х кратный кавалер ордена Красного Знамени (1919; 10.1920; 03.1921; 12.1921). Командир 14-й категории высшего начсостава РККА. В революционном движении с 1891 г. В 1904 осуждён. Отбывал ссылку (в т. ч. и на о. Сахалине, г. Александровск – 1913–1916). В 1915 г. подал прошение о добровольном вступлении в ряды действующей Российской армии, был зачислен в 1-й латышский батальон. С 1916 г. на фронте 1-й мировой войны. Был произведен в старшие унтер-офицеры. Председатель полкового комитета (10.1917). Комиссар 2 Новгородской СД (1919). Командир 48-й стр. бригады (1919). Делегат Х съезда партии, участвует в подавлении Кронштадского восстания (1921). Командир Донской дивизии (1923). Командир 17 СК УВО (01.1924), командир 4 СК (1927-1928), помощник командующего Кавказской Краснознамённой армии (1928). Погибает в результате авиакатастрофы (29.08.1929).
Шустов Павел Никифорович (1902–1961) — полковник (1938). В РККА с 1920 г. Окончил автомобильные курсы (1921). Учился в Егорьевской рабочее-крестьянской школе авиаторов КВФ (1921-1922). В мае 1922 г демобилизован. Вновь призывается в РККА (08.1923). Учился в Киевской военно-технической авиашколе, окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков (1925), Военно-авиационную школу лётчиков Укр ВО (1927). Служит в частях ВВС (в т. ч в Витебской 2 АБр — командир 7-й ИАЭ в 1929-1931 гг., майор). Окончил Курсы усовершенствования командного состава при ВВА им. Н.Е Жуковского в 1935 г. Участвует в гражданской войне в Испании (1937). Помощник нач. учебного Центра изучения воздушного боя (1937-1938). Начальник ЛИС авиазавода, г. Саратов (1938-1941), начальник Куйбышевского объединённого аэродрома авиазаводов (1941-1948). С февраля 1948 г. в отставке.

Источники информации:
Витебск—военная история // URL: http://www.warconflict.ru/rus/new/?action=shwprd&id=922
Витебская энциклопедия URL: http://www.evitebsk.com/wiki/
ШумихинВ.С. Советская военная авиация 1917-1941гг. — М.: НАУКА, 1986
Старый служака Р-1 // Онлайн библиотека
URL: http://www.tinlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2001_04/p3.php
Обозначение и окраска самолетов РККВФ и ВВС РККА до 1940 г. // URL: http://bookre.org/reader?file=630828
Зильманович Д.Я. На орбите большой жизни. — Вильнюс: МИНТИС, 1971
899-йГвардейский штурмовой авиационный // URL: http://xn--899-8cdo7ezc.xn--p1ai/
Расстрелянные Герои Советского Союза // ЛИТМИР URL: https://www.litmir.me/br/?b=172331&p=1
Упущенный шанс Сталина. // Refdb.ru URL: https://refdb.ru/look/1217126-p43.html
Истребитель И-3 // Мужской журнал URL: http://ahtur.ru/oruzhie/istrebitel-i-3.html 
15 истребительный авиаполк // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki 
Организация ВВС РККА 1941-1945гг. // Авиация Второй мировой URL: http://www.airpages.ru/ru/vvs1.shtml
Водопьянов М., Григорьев Г. Летать рождённый. — М.: ДОСААФ, 1969.
В. Котельников, М. Никольский Из истории собственных наименований воздушных судов России // Авиация и космонавтика. 2006. №2-4.
УчастиеВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939гг. // Журнал международного права и международных отношений URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf 
Военно-воздушные силы СССР // Академик URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/849442/95272
История создания и пути развития воздушно-десантныхвойск URL: http://www.rvvdku-vi.ru/assets/files/knigi/elita_2.pdf
Википедия — свободная энциклопедия // URL: https://ru.wikipedia.org/
Березин П. Ф. Красная авиация в борьбе с белополяками. — М.: Воениздат НКО СССР, 1940.

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (01.03.2018)
Просмотров: 389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2018