«Главному поисковику Советского Союза» Сергею Сергеевичу Смирнову в 1950-е – 1970-е годы писали люди со всей страны. Постоянно возрастающее количество писем о судьбах погибших и пропавших без вести в Великую Отечественную своих родных и близких привёл к тому, что сам Смирнов уже не читал эти письма. Их обрабатывали его помощники, которые чаще всего делали на конвертах пометки «Розыск родственников – в архив». Таким образом, писавшие их напрасно ждали ответа. Так произошло и с письмом жены лётчика А. Н. Андреева, которое в числе тысяч других подобных писем легло на архивную полку. Поиск был проведён по прошествии почти шести десятилетий автором публикуемой сегодня статьи…
Ставка Верховного Главнокомандующего, прибывшая летом 1915 года в Могилев, была центром управления всей боевой деятельностью русской армии. И с большой долей уверенности можно было предположить, что немцы при первой возможности попытаются атаковать Ставку с воздуха. Поэтому уже 7 сентября 1915 года в Могилев из Царского Села прибыла зенитная полубатарея в составе четырех орудий, размещенных на грузовиках. Для прикрытия воздушного пространства над Могилевом в городе разместилось также авиаотделение из 9 истребителей.
Удивительно, но до сегодняшнего дня этой темы не касалась рука исследователя. Владимир Колотков и Александр Самович впервые провели анализ имеющихся архивных документов о существовавшей в Минске средней спецшколе Военно-воздушных сил № 18.
Один, не самый заметный эпизод Первой мировой войны помнят и пересказывают на все лады в многочисленных исследованиях, хрониках и статьях. Возможно, потому, что связан он с зарождением русской тяжелой авиации. Эпизод этот — падение будто бы южнее Барановичей в 1915 году «большого корабля Сикорского», бомбардировщика «Илья Муромец-3» и гибель его экипажа.
Белорусский след великого мастера высшего пилотажа.
Имя великого русского летчика Петра НЕСТЕРОВА широко известно в мире. Про его «мертвую петлю» и дальние перелеты ходят целые легенды. Примечательно, что один из рекордов пилота непосредственно связан с Беларусью. В 1914 году во время перелета из Киева в Санкт-Петербург он приземлялся в Быхове, Витебске и Городке.
С декабря 1956 года в г.п. Болбасово Витебской области базируется Оршанский авиаремонтный завод, специализирующийся в настоящее время на сертифицированном ремонте вертолетной техники всех модификаций и агрегатов к ним. В Советский период завод производил капитальный ремонт самолетов ТУ-16, ТУ-22М2 и ТУ-22М3. История ОАРЗ берет начало 15 июля 1941 года, когда воентехник 1-го ранга Левин Абрам Яковлевич, назначенный начальником авиаремпоезда, подписал первый в истории предприятия приказ. В этом приказе было объявлено о сформировании 2-го авиационно-ремонтного поезда Военно-Воздушных сил Балтийского флота, непосредственно подчиненного 8-й авиабазе КБФ.
Июнь 1943–го... Жители оккупированной немцами деревни Макаренцы Могилевского района возятся в своих огородах. Вдруг небо озаряет яркий свет, и прямо на поле, как птица–подранок, падает самолет... Экипаж спастись не успел. Лишь спустя 70 лет поисковики обнаружили остатки самолета и сгоревших заживо пилотов.
В один из июньских дней 1920 года могилевчане услышали непривычный для слуха шум. Он доносился со стороны Днепра. Устремив туда свои взгляды, любопытные горожане могли разглядеть в небе над Луполово громадный самолет, который медленно заходил на посадку.
На заре прошлого века, пожалуй, не было более интригующей и завораживающей личности, чем Сергей Исаевич Уточкин. Знаменитый одесский спортсмен с мировым именем и он же — пионер русской авиации, отчаянные полеты которого стали обыкновенным чудом того времени. Интересно? Да. Но, простите, где Одесса, а где Гомель? Где зарождение воздухоплавания и где город над Сожем? И все же, как ни удивительно, есть привязки к местности.