Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Воздушная гавань, окрыляющая сердца


ВОЗДУШНАЯ ГАВАНЬ, ОКРЫЛЯЮЩАЯ СЕРДЦА

К юбилейной дате столичной воздушной гавани оборонного общества было возвращено давнее, можно сказать, историческое название, и наименование «Центральный аэроклуб» кануло в Лету.

Минский аэроклуб Осоавиахима был создан в 1934 году постановлением Совета народных комиссаров БССР на базе планерной станции в населенном пункте Медвежино в пригороде Минска. Обучение полетам проводилось на планерах УС‑2 и УС‑4. По мере поступления авиатехники аэроклуб освоил полеты на самолетах У‑2 (По‑2) и приступил к летному обучению на них пилотов.

Александр Быков проводит занятие с пилотами Минского аэроклуба

В 1930‑х с созданием аэроклубов и развитием парашютного спорта осоавиахимовцы, студенты средних и высших учебных заведений, ученики старших классов должны были совершить прыжок с парашютной вышки. Первое время основная работа велась на предприятиях и в учебных заведениях. Организации покупали планеры, создавали кружки, а инструкторы проводили обучение. В качестве юридических членов в создании Минского аэроклуба принимали участие Центральный исполнительный комитет Белорусской ССР — высший орган власти в республике в то время, а также Центральный совет профсоюзов БССР.

В 1933 году зародилась традиция ежегодно в августе отмечать День Воздушного флота СССР. В БССР первый масштабный авиационно-спортивный праздник состоялся в Минске 18 августа 1934 года. В параде в Минске планировалось участие 20 тысяч 800 человек, включая слушателей всех спортивных школ, находящихся на территории города, 7.500 военнослужащих гарнизона (2‑я, 7‑я, 81‑я дивизии, конвойный полк), две тысячи членов общества «Динамо».

Пилоты Минского аэроклуба довоенной поры

Интересным был план подготовки и проведения Дня Воздушного флота СССР ЦАК БССР в 1956 году на аэродроме Боровая. В его программе значились: полет самолета По‑2 с разбрасыванием агитлистовок, полеты малой авиации, планеров, авиамоделей, запуск воздушного шара и змея. Особо пикантно, наверное, выглядел полет двух аэропоездов в составе самолетов По‑2 и планера А‑2, в одной из кабин которого во время свободного полета… задорно и разухабисто играл баянист.

Красиво смотрелись «клин» из 12 самолетов Як‑18, пилотаж на трех самолетах Як‑18, групповые прыжки спортсменов‑парашютистов с самолета Ан‑2 на точность приземления, а также «катание на самолетах По‑2 активистов городской организации ДОСААФ и выставка авиационной техники, фотовыставка «Будни авиационных спортсменов ЦАК БССР». В типографии газеты «Во славу Родины» были заказаны 20.000 билетов на праздник, организована радиотрансляция репортажа об авиамассовке.

18 августа 1940 года в Минске был отпразднован День авиации. Над аэродромом подняли аэростат, самолет провел на буксире два планера, был разыгран воздушный бой, состоялся воздушный парад.

Ветеран Минского аэроклуба Илья Проваторов вручает именную стипендию летчика-космонавта Владимира Коваленка отличнику учебы — курсанту Военной академии

С 1937 года Минский аэроклуб был переведен на централизованное финансирование. 31 октября 1939 года постановлением Совета народных комиссаров БССР аэроклубу было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца.

Белорус Сергей Грицевец — герой Испании, с 29 мая по 7 сентября 1939 года мужественно сражался с японскими милитаристами на Халхин-Голе. Уже овеянный славой, удостоенный звания Героя Советского Союза, в Монголии Грицевец был командиром особой эскадрильи истребителей 70‑го истребительного авиаполка и совершил новые подвиги. Он выполнил 138 боевых вылетов, сбил 12 японских самолетов, в критической ситуации спас своего командира.

За проявленный героизм 29 августа 1939 года Сергей Грицевец стал дважды Героя Советского Союза. Непревзойденный летчик-ас довоенного периода, Сергей Грицевец родился и погиб на белорусской земле. Его жизнь трагически оборвалась в Болбасово 19 сентября 1939 года.

За время своего существования аэроклуб воспитал десятки тысяч преданных авиации людей. До начала Великой Отечественной войны Минский аэроклуб Осоавиахима произвел семь выпусков будущих летчиков Военно-воздушных Сил. 16 выпускников довоенного времени были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. (Один из них — участник Великой Отечественной войны Евгений Стельмах в 1951‑м получил Золотую Звезду за участие в корейском военном конфликте). Их суммарная результативность в годы Великой Отечественной войны, по самым скромным подсчетам, составила 268 сбитых вражеских самолетов.

Летчик-космонавт Владимир Коваленок вручает свою именную стипендию первой женщине — военному пилоту Наталье Малашенко

Многие воспитанники аэроклуба отличились при выполнении интернационального долга в войнах и локальных конфликтах уже в мирное время. В годы боевых действий в Афганистане старший сержант Николай Чепик ценой своей жизни спас командира и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Еще один воспитанник аэроклуба — знаменитый летчик-испытатель Евгений Фролов в мирное время стал Героем России, его именем названа одна из фигур высшего пилотажа.

В комплектовании аэроклубов и школ пилотов активное участие принимали комсомольские организации. К 1940 году более 700 комсомольцев Минска занимались в аэроклубе и кружках. Парашютистам аэроклуба приходилось готовить и инструкторов‑общественников, и новичков к первому полету и одновременно совершенствовать свое мастерство. В 1937 году Александру Яковлевичу Гладкому первому в республике было присвоено звание мастера парашютного спорта СССР.

С 1938‑го в авиационные школы ВВС принимали только тех, кто прошел подготовку в аэроклубах оборонного общества. Скажем, созданные перед Великой Отечественной войной воздушно-десантные войска были полностью укомплектованы осоавиахимовцами.

Купольная акробатика в исполнении парашютистов аэроклуба ДОСААФ

В 1940‑м в числе призывников Минской области было 66 летчиков, 28 парашютистов, 7 планеристов. Созданные в 1930‑м, воздушно-десантные войска к 1940 году были полностью укомплектованы осоавиахимовцами. Только Минский аэроклуб подготовил в довоенный период примерно тысячу парашютистов. Практически все военные летчики 1941 года были выпускниками аэроклубов.

В начале войны летчики и самолеты Минского аэроклуба были включены в состав эскадрильи связи штаба Западного фронта. Уже 23 июня 1941‑го начальник ПДП аэроклуба летчик-парашютист А. Гладкий вылетел по заданию штаба Западного фронта на воздушную разведку в сторону Бреста и Гродно на тихоходном У‑2.

Женщины-летчицы Минского аэроклуба стремились попасть на фронт. Скажем, в начале войны добровольно вступила в действующую армию инструктор Анна Чекунова (Дубровина). За ней последовали другие летчицы.

На аэродроме Боровая идет плановая летная подготовка курсантов Военной академии

В 1941 году после эвакуации в тыл Минский аэроклуб вошел в состав 10‑й военной авиашколы, готовившей летчиков для фронта. Послевоенное возрождение Минского аэроклуба началось в 1946 году. Его летная часть состояла из авиационного отряда первоначальной летной подготовки (командир отряда — А. Кремер), авиационно-спортивного отряда планерного и парашютного профиля (командир отряда — Герой Советского Союза Е. Белявин) и авиационного звена поддержания техники пилотирования летчиков запаса (командир звена — Ф. Лосев).

Начальник Минского аэроклуба Николай Мочанский пилотирует вертолет Ми-8МСБ

Первый послевоенный выпуск курсантов с направлением в военные летные училища был произведен осенью 1947 года на самолетах По‑2. А в 1948 году Минский аэроклуб в связи с расширением функций был переименован в Центральный аэроклуб БССР.

Особое значение в этот период придавалось подготовке летчиков запаса с целью сохранения летной квалификации без отрыва от производства. Летный состав, состоящий в запасе, в обязательном порядке прикреплялся к ближайшему по месту жительства аэроклубу и должен был проходить при нем летную тренировку. В Минском аэроклубе были созданы три отряда: авиационный отряд первоначальной летной подготовки, отряд поддержания техники пилотирования летчиков запаса, авиационно-спортивный отряд планерного и парашютного профиля.

Интересно, что особым распоряжением строго предписывалось: обучению в аэроклубе не подлежат «национальности не Советского Союза», уроженцы приграничных областей, дети репрессированных и дети, родители которых добровольно работали у немцев.

По состоянию на 1 января 1948 года в аэроклубе насчитывалось 25 самолетов По‑2 и 10 — Ут‑2, пять грузовых автомашин и легковой автомобиль «Опель-Кадет». Парашютов разных систем было 26 единиц. Самолеты аэроклуб получал из воинских частей, расположенных на территории Белоруссии.

В разное время в аэроклубе эксплуатировались отечественные самолеты По‑2, Ут‑2, Як‑18 и Ан‑2, а также чехословацкий спортивный самолет «Тренер». Кроме того, осуществлялись полеты на различных типах планеров.

В 1964 году в связи с организационным совершенствованием авиации ДОСААФ СССР и предписанием аэроклубам только спортивных функций решением Центрального совета ДОСААФ СССР Центральный аэроклуб БССР был переименован в Минский авиационно-спортивный клуб 1‑й категории. В это же время, учитывая особенности использования воздушного пространства в районе полетов аэродрома Боровая, летная подготовка спортсменов аэроклуба на самолетах, кроме звена парашютной подготовки, была прекращена. С 1964 до 1983 год аэроклуб осуществлял полеты и учебно-летный процесс на вертолетах Ми‑1, а с 1983 по настоящее время — на Ми‑2.

В послевоенный период спортсмены Центрального аэроклуба ДОСААФ многократно становились абсолютными чемпионами мира и СССР по высшему пилотажу на самолетах и по парашютному спорту, чемпионами и призерами СССР по вертолетному спорту. В аэроклубе была подготовлена целая плеяда заслуженных мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, сотни мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта, тысячи спортсменов‑разрядников.

В 70–80‑е годы прошлого столетия олимп спортивной славы неоднократно покоряли спортсмены — воспитанники Минского аэроклуба ДОСААФ: абсолютная чемпионка мира и СССР заслуженный мастер спорта Валентина Яикова, чемпионы мира и СССР Вадим Овсянкин, Татьяна Пересекина и Евгений Фролов (высший пилотаж на самолетах). Многократными чемпионами и рекордсменами мира становились Вера Зубова (Слободенюк) и Владимир Гурный (парашютный спорт), чемпионами и призерами СССР — Вячеслав Иноземцев и Людмила Косенкова (вертолетный спорт). Удачно выступали призеры международных соревнований Игорь Жолнеркевич (авиамодельный спорт), а также Александр Мозаков, Николай Чайко, Сергей Чайко (парашютный спорт).

Сегодня Минский аэроклуб ДОСААФ по праву является ведущим центром подготовки летчиков‑спортсменов и парашютистов, будущих военных летчиков в нашей стране. Он играет важную роль в укреплении обороноспособности страны, развитии авиационных видов спорта. В аэроклубе успешно действует единственный в Беларуси музей авиационной техники, который постоянно посещают не только наши граждане, но и иностранные гости со всего мира.

С 1985 по 1992 год Минский аэроклуб ДОСААФ готовил спортсменов‑вертолетчиков и успешно занимался начальной летной подготовкой на вертолетах Ми‑2 учащихся ­9–10-х классов для их поступления в высшие военные училища летчиков. В тот период было подготовлено более 190 кандидатов в пилоты боевых винтокрылых машин. За плодотворную работу по обучению школьной молодежи Минскому аэроклубу ДОСААФ несколько лет подряд в конце 80‑х присуждалось переходящее Красное знамя военного совета Военно-Воздушных Сил КБВО. Также неоднократно за результативную работу по подготовке молодежи к службе в Советской Армии аэроклуб награждался переходящим Красным знаменем Центрального Комитета ДОСААФ СССР.

В октябре 1993 года прекратились полномочия Федерации авиационного спорта СССР, которая ранее представляла на международной арене это спортивное направление. В связи с этим Минский аэроклуб ДОСААФ был переименован в Национальный аэроклуб Беларуси с целью вступления в члены ФАИ и получения соответствующих полномочий.

В 1994 году наш аэроклуб приняли действительным членом Международной авиационной федерации (ФАИ) с предоставлением ему целого ряда прав и полномочий. В частности, на выдачу спортивных лицензий, представление авиационного спорта страны на международной арене, участие с правом решающего голоса в международной авиационно-спортивной деятельности, на контроль за правомерностью авиационно-спортивной деятельности в стране и других полномочий, предписанных Уставом ФАИ. Как результат, белорусские команды и спортсмены ежегодно участвуют в соревнованиях по авиационным видам спорта, которые проводятся под эгидой ФАИ.

В 1995 году Национальный аэроклуб Беларуси первым среди авиационных организаций оборонного общества начал полеты на самолетах Ан‑2, используя смесевой бензин (Аи‑92 с добавлением тетроэтилсвинца), что позволило возродить подготовку начинающих парашютистов.

В том же году звено парашютной подготовки аэроклуба (командир звена — мастер спорта международного класса А. Мозаков) после выполнения большого объема подготовительных работ успешно освоило организацию и выполнение прыжков с парашютом по ускоренной программе (схема «сегодня на сегодня»). Данный вид прыжков ежегодно привлекает более 1.000 молодых людей и является одним из внебюджетных источников финансирования уставной деятельности аэроклуба.

В связи с изменением законодательства постановлением президиума республиканского совета оборонного общества от 22 июня 1999 года Национальный аэроклуб Беларуси был переименован в Центральный аэроклуб БелОСТО. На него возложили вопросы «руководства развитием авиационных видов спорта, подготовкой чемпионатов, первенств и других соревнований Республики Беларусь, комплектования и подготовки сборных команд страны для участия в международных соревнованиях, координации работы с Белорусским национальным аэроклубом».

В 1997 году согласованным решением Военной академии Республики Беларусь и республиканского совета БелОСТО Национальный аэроклуб Беларуси был включен в систему летного обучения курсантов — будущих военных летчиков страны, а с 2008 года — и слушателей Военной академии Республики Беларусь.

Начиная с 1998 года Национальный (а позже Центральный) аэроклуб ДОСААФ наряду с решением уставных задач (развитием авиационного спорта, патриотическим воспитанием и другими) активно занимается авиационными работами на договорных началах. Правомерность выполнения возмездных работ продиктовала необходимость приведения персонала, авиатехники, аэродрома и его объектов в соответствие нормам и правилам гражданской авиации. Положительным результатом огромного труда, предшествовавшего получению специального разрешения на выполнение соответствующих видов авиационной деятельности, стало существенное упрочение экономического состояния аэроклуба. Отремонтирована авиатехника, обновлена учебно-материальная база и служебная зона аэроклуба, пополнена парашютная техника. На базе аэроклуба завершены работы по созданию экспозиций музея авиационной техники под открытым небом — первого в своем роде в Республике Беларусь.

Основными направлениями деятельности Центрального аэроклуба являются содействие патриотическому воспитанию молодежи, дальнейшее развитие технических и авиационных видов спорта, подготовка на договорной основе летного состава по заказу Министерства обороны Республики Беларусь.

Пленумом Центрального совета ДОСААФ совместно с профсоюзным комитетом оргструктуры Минска и Минской области ДОСААФ несколько лет назад была учреждена специальная стипендия имени летчика-космонавта Владимира Коваленка. Она вручается ежегодно лучшим выпускникам авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь в Минском аэроклубе ДОСААФ. Первую такую стипендию получила воспитанница Бобруйского аэроклуба Наталья Малашенко. Она стала первой женщиной-пилотом — выпускницей авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь.

Сегодня Минский аэроклуб ДОСААФ организационно состоит из восьми структурных подразделений, в том числе — четырех авиационных звеньев: вертолетного, самолетного, парашютного и паромоторного. Всего по штату в аэроклубе 91 должность (укомплектована 71), из которых 11 — летные (укомплектовано 9).

За современный период аэроклуба в нем подготовлено 9 чемпионов мира, 3 чемпиона Европы, 5 заслуженных мастеров спорта, 9 мастеров спорта международного класса, 176 мастеров спорта, более 1.500 спортсменов‑разрядников. За это время установлено 58 рекордов, в том числе 25 мировых и 33 всесоюзных.

По итогам 2013 года общий налет аэроклуба составил 1.587 часов: на вертолетах Ми‑2–1.060 часов, на самолетах Ан‑2–308, Як‑52–219. За минувший год столичная воздушная гавань вырастила трех мастеров спорта международного класса, четырех мастеров спорта, двух кандидатов в мастера спорта и 25 разрядников. В 2013 году в аэроклубе прошли летную подготовку 20 курсантов Военной академии Республики Беларусь.

На базе аэроклуба выполнен 3.361 прыжок с парашютом, из которых спортсменами-парашютистами — 2.472, постоянным составом организации — 427, курсантами Военной академии — 50 и спортсменами первоначальной подготовки — 63, а 349 прыжков относятся на хозяйственную деятельность.

На чемпионатах Европы и кубках мира по парашютному спорту спортсмены Минского аэроклуба завоевали 16 медалей: 4 золотые, 5 серебряных и 7 бронзовых. В настоящее время в Минском аэроклубе ДОСААФ 9 «штатных» мастеров спорта международного класса, 17 мастеров спорта, 6 кандидатов в мастера спорта и 54 спортсмена-разрядника.

Сегодня коллектив Минского аэроклуба ДОСААФ продолжает славные традиции своих предшественников, динамично развивается и с оптимизмом смотрит в будущее. И нет сомнения, что этой авторитетной организации любые высоты по плечу, она достойно выполняет масштабные государственно-значимые задачи.

АНДРЕЙ ДРОБ, начальник пресс-центра ДОСААФ, фото автора и из архива ДОСААФ

Источник: Белорусская военная газета "Во славу Родины"

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (18.06.2014)
Просмотров: 1860 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024