Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Публикации о музее

Музей неба на земле

4 июля 2009 года в тогда еще Центральном аэроклубе ДОСААФ в Боровой был торжественно открыт первый в Республике Беларусь музей авиационной техники под открытым небом. За пять минувших лет его экспозиции многократно пополнялись новыми самолетами и вертолетами разных времен. А начиналось все с нескольких экспонатов, к открытию музея их было более двух десятков, а сегодня насчитывается 38 единиц.

Музей давно стал визитной карточкой Минского аэроклуба оборонного общества, сюда стремятся попасть не только белорусы, но и гости из ближнего и дальнего зарубежья. По словам начальника музейного сектора аэроклуба (в прошлом военного авиатора с большой служебной биографией) полковника запаса Юрия Петрова, тропинки на нашем островке неба на земле уже протоптали туристы из многих стран мира. И неизменно они остаются под впечатлением от увиденного и услышанного, потому что некоторые экспонаты музея уникальны.

В конце 1990‑х годов начальник Минского аэроклуба ДОСААФ­ Николай Мочанский побывал в авиационном музее в Германии. Увиденное впечатлило, и он задался вопросом: почему такого замечательного островка неба на земле нет в Беларуси? Ведь у нас есть большая и интересная история авиации, свои достижения и победы. И тогда Николай Петрович загорелся целью во что бы то ни было создать авиамузей в родном Отечестве.

Вначале надо было заручиться поддержкой государственных органов, определиться с выбором площадки под музей. В 2001 году идею создания авиамузея поддержал Совет Министров, и на территории аэроклуба появились первые четыре летательных аппарата — самолеты Як‑28, МиГ‑25, Су‑17 и вертолет Ми‑8. После активных поисков новых экспонатов на площадке аэроклуба «приземлились» еще 25 крылатых и винтокрылых машин.

От зарубежных авиамузеев белорусский выгодно отличается тем, что в нем можно не только созерцать экспонаты, но и забраться в кабину некоторых самолетов и вертолетов, надеть высотно-компенсирующий комбинезон, кислородную маску и на какое-то время ощутить себя пилотом.

В поисках экспонатов сотрудники Минского аэроклуба ДОСААФ­ колесят не только по нашей стране, но и находят их за ее пределами. Поэтому в экспозицию вошла техника современного периода и времен Великой Отечественной войны, в том числе поистине легендарные самолеты. В музее собраны летательные аппараты, многие из которых не только нуждались в ремонте, но и были воссозданы буквально по частям. Технику находили в бывших военных городках, на полигонах и даже в пионерских лагерях. Некоторые экземпляры отыскали в лесу, извлекли из водоемов и болот. Восстанавливали их своими силами и на средства аэроклуба.

Начальник музея авиационной техники Юрий Петров осматривает очередной экспонат

Безусловно, у каждого экспоната своя история. Например, первый советский массовый реактивный истребитель МиГ‑15, опытный образец которого поднялся в небо еще в 1947 году. МиГ‑15 успешно использовался во время войны в Корее в 1950–1953 годах, воевал в Египте, долго использовался для обороны границ СССР. По подсчетам американцев, пилоты МиГов использовали в боевой обстановке свыше 30 тактических приемов, что на то время было отличным показателем. МиГ‑15 для музея собирали в прямом смысле слова по крупицам: часть элементов нашли на свалке в Мачулищах, еще что-то — возле озера Нарочь, а остальное создали рабочие Минского авиаремонтного завода. Кстати, на самолете такого типа в свое время летал и трагически погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин.

Первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель МиГ‑19 нашли в лесу и восстанавливали два года. Этот самолет состоял на вооружении ВВС и истребительной авиации Войск ПВО с 1955 года. Он был оснащен радиолокационной станцией, позволявшей обнаруживать воздушные цели на значительном расстоянии в любую погоду и наводить на них ракеты класса «воздух — воздух». Практический потолок МиГ‑19 был более 17 километров, а при техническом дооснащении — свыше 24 километров. При этом самолет мог развить скорость до 1.800 километров в час.

А вот уникальный советский двухместный барражирующий истребитель-перехватчик Як‑25 собирали пять лет. Ранее он состоял на вооружении 61‑й иаб в Барановичах. После списания был установлен в пионерском лагере на берегу Минского моря. В 2006 году Як‑25 перевезли в аэроклуб. Самолет оказался с родными двигателями, хотя был разработан ОКБ Яковлева еще в начале 1950‑х годов. Основным назначением перехватчика было прикрытие важнейших политических и промышленных центров и военных баз.

МиГ‑21 привезли из поселка Малеч, МиГ‑17 — из Давид-Городка. Если бы в то время аэроклубовцы не занялись поиском этих самолетов, то как минимум десяти из стоящих в музее машин просто бы уже не существовало.

Священник Александр Драгун рассказывает о своей армейской службе представителю Минского аэроклуба ДОСААФ Геннадию Сердюку

Истребитель-бомбардировщик МиГ‑27К находился в парке культуры и отдыха в Каменце Брестской области. Основная цель его реставрации заключалась в том, чтобы максимально сохранить оригинал. Самолет из Каменца прибыл на Боровую в совсем неприглядном виде и находится в музее с 2008 года.

До сих пор непонятно, каким инструментом и каким образом было разбито бронестекло фонаря летчика. Тогда досаафовцы порадовались уже тому, что на самолете сохранилась заводская окраска. Ведь МиГ‑27 является по-своему уникальным самолетом, серийное производство которого длилось с 1973 по 1977 год, было выпущено всего 560 таких машин. МиГ‑27К — это модификация самолета с лазерно-телевизионной прицельной системой «Кайра», позволяющей захватывать наземные цели на расстоянии до 7–8 километров и значительно повышающей боевую эффективность самолета. МиГ‑27К стал одним из первых самолетов, вооруженных высокоточными ракетами с лазерными и телевизионными системами наведения. Наш экземпляр до этого эксплуатировался в авиационной части в Лиде.

Полковник Юрий Петров и летчик-космонавт генерал-полковник авиации Владимир Коваленок в музее авиационной техники ДОСААФ

Ближнемагистральный пассажирский самолет Ил‑14П эксплуатировался с 1969 года в Азербайджане. После списания в 1978 году был передан в город Светлогорск Гомельской области, где использовался в качестве детского кинотеатра в городском парке культуры. 29 апреля 2011 года самолет перевезли в музей авиатехники. Он был покрыт шестью слоями краски, нанесенными на него во время стоянки в Светлогорске. После проведения реставрационных работ Ил‑14П занял достойное место в экспозиции.

Нередко досаафовцам приходится сталкиваться с тем, что сначала местные жители воспринимают в штыки идею перемещения в авиамузей летательных аппаратов, которые многие годы стояли у них в районе как местные достопримечательности. Понятна также искренняя любовь бывших партизан, ветеранов войны к самолетам-памятникам. Но, к сожалению, очень часто такие самолеты в регионах находятся в плачевном состоянии и со временем могут быть утрачены вовсе. А в Минском аэроклубе ДОСААФ их приводят в прямом смысле слова в образцово‑показательный вид и превращают в уникальные музейные экспонаты.

В экспозиции музея есть современный перехватчик МиГ‑25БМ, который в свое время установил немало мировых рекордов. Это одноместный сверхзвуковой самолет прорыва противовоздушной обороны противника с радиоэлектронным и огневым подавлением средств ПВО. Наш экспонат был построен в конце 1985 года и является одним из последних выпущенных экземпляров. В начале 1986 года он был принят на вооружение одной из частей в ГСВГ, а в июле 1990 года попал на вооружение на военный аэродром в Щучин.

В экспозиции музея авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ есть немало боевых самолетов разных времен

После списания использовался в качестве учебного пособия на аэро­дроме военного факультета Минского государственного высшего авиационного колледжа. Что примечательно — на момент списания самолет выработал лишь около 20 процентов назначенного ресурса. В музей доставлен 24 мая 2012 года и уже 19 октября того же года установлен в экспозиции.

Этот самолет с бортовым № 78 по-особому дорог начальнику музейного сектора Минского аэроклуба ДОСААФ полковнику запаса Юрию Петрову, так как именно с этим экземпляром связана значительная часть его офицерской службы, он стал ему поистине родным. Как говорится, он знает его до последнего винтика. Юрий Александрович окончил Иркутское высшее военное авиационное училище по специальности «инженер по эксплуатации летательных аппаратов и силовых установок». Он всю жизнь связан с техникой и вместе с коллегами активно восстанавливает поступающие в аэроклуб будущие музейные экспонаты. А еще Юрий Петров — замечательный экскурсовод и человек, обладающий великолепным чувством юмора. Нередки случаи, когда в конце экскурсии посетители музея восхищенно аплодируют ему.

Хранится в музее и уникальный для Беларуси самолет Як‑28. Такие модели встречались довольно редко, но аэроклубу удалось отыскать один экземпляр. Его нашли в лесу под Барановичами в разобранном виде. Як‑28 — советский многоцелевой боевой самолет — выпускался в модификациях легкого высотного сверхзвукового фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолета РЭБ, учебно-тренировочного самолета. Его серийное производство было завершено в 1971 году,  всего построено 1.180 самолетов. Як‑28 оставил заметный след в истории авиационной техники. Само по себе создание столь различных по назначению серийных самолетов на базе одного планера — явление редчайшее.

Есть в экспозиции и пассажирские самолеты — настоящие легенды воздушного транспорта. Скажем, дальнемагистральный пассажирский лайнер Ил‑18В, который раньше находился в Бресте. На Боровую его перевезли по частям на шести фурах. Он был списан лет 35 назад. К сожалению, машина очень пострадала за годы простоя, особенно внутри, поэтому доса­афовцам пришлось сильно попотеть при ее восстановлении. А ведь это единственный сохранившийся на территории нашей страны представитель легендарного семейства Ил‑18. Кроме того, ранее это был самолет правительственного класса. На нем в разные годы летали руководители советского государства — Никита Хрущев и Леонид Брежнев. А еще лайнер перево­зил из Байконура на аэродром Чкаловский (под Москвой) космонавта номер два Германа Титова.

Очередной наш экспонат — Ил‑18В эксплуатировался с 1961 по 1981 год в Туркмении. Этот самолет, списанный в 1981 году, Брестская комсомольская организация получила в награду от ЦК ВЛКСМ «за отличную работу» как победитель Всесоюзного соревнования 1979 года. С 1985 года в салоне самолета работал музей авиации и космонавтики. В марте 2003 года в результате пожара часть экспонатов была утрачена, и Ил‑18В стал «бесхозным». По решению Брестского горисполкома самолет обрел покой в Минском аэроклубе ДОСААФ. Демонтаж и реставрация самолета были выполнены специалистами Минского авиаремонтного завода, и с 2009 года он в экспозиции музея.

Осенью 2013 года на двух автомобильных платформах из аэропорта Минск‑2 в музей доставили интереснейший экспонат — правительственный самолет Як‑40. Перед транспортировкой с него сняли крылья и хвост, а затем смонтировали в Минском аэроклубе ­ДОСААФ. Теперь ближнемагистральный пассажирский Як‑40, который в 2000‑х годах использовался правительством страны, гордо взирает на своих соседей по музейной площадке и приковывает удивленные взгляды посетителей.

Этот самолет наработал с начала эксплуатации 17.257 часов, совершил 12.962 посадки, прошел четыре ремонта. Списан по причине отработки продленного срока службы в «возрасте» 36 лет. Ранее находился на хранении в Национальном аэропорту Минск. В музей доставлен 17 октября 2013 года.

В октябре 2012 года экспозиция музея авиатехники пополнилась экспонатом номер 33 — самолетом Ан‑12 выпуска 1963 года, который был приобретен в Российской Федерации. Начинал он службу в начале шестидесятых в авиапарке Военно-Воздушных Сил СССР. С 1981‑го выполнял рейсы из Магадана в различные точки Советского Союза. После этого судьба забросила трудягу Ан‑12 в далекую жаркую Анголу. Там самолет летал и выполнял спецрейсы вплоть до 2000 года. После этого его еще несколько раз перепродавали, в итоге он вернулся в Российскую Федерацию, где выработал свой моторесурс.

В ноябре 2011 года Ан‑12 успешно совершил самостоятельный перелет и приземлился в Могилевском аэропорту. Раритетный самолет по частям был доставлен в Минский аэроклуб оборонного общества на трех мощных грузовых машинах и тягаче. По словам Николая Мочанского, такое перемещение авиатехники наземным путем на расстояние свыше 200 километров в истории нашей страны было произведено впервые. Доставка частей Ан‑12 осуществлялась по автодорожным магистралям более десяти часов с соблюдением всех мер предосторожности в сопровождении кортежа ГАИ. При этом головная часть самолета опиралась на его переднюю стойку шасси.

Ан‑12 занял почетное место в стройном ряду экспонатов музея авиатехники. Николай Петрович считает, что этот самолет-ветеран — настоящая добыча нашего аэроклуба, потому что такого летательного аппарата больше нет нигде в нашей стране. Он являет собой славную историю авиации и теперь будет служить людям в чине почетного музейного «пенсионера».

Гостям музея будет интересно ознакомиться и со знаменитым кукурузником Ан‑2, который был создан в 1948 году.

Учебно-тренировочный самолет Л‑29 «Дельфин» — массовая учебная машина, которая дала путевку в небо тысячам будущих военных пилотов. В 1961 году Л‑29 победил в тендере учебных самолетов для ВВС СССР и стран Варшавского договора. За годы серийного производства в Чехословакии с 1961 по 1973 год было выпущено более 3.500 самолетов Л‑29 (из них в СССР поставлено около 3.000), что превзошло выпуск наиболее распространенных в мире самолетов этого класса. Л‑29 использовался почти во всех военных авиационных училищах Советского Союза. И только в 1992 году в России эксплуатация Л‑29 была прекращена.

Следующий интересный экспонат — двухместный учебно-тренировочный самолет Як‑18. Он был предназначен для первоначального обучения летчиков и сменил легендарные Ут‑2 и У‑2 в ВВС, гражданской авиации и аэроклубах. Это первый отечественный учебный самолет металлической конструкции с убирающимся шасси. Первый полет он совершил в 1946 году, а всего таких самолетов было построено не более пяти тысяч единиц.

В музее можно увидеть учебно-тренировочный истребитель МиГ‑25ПУ, на котором была достигнута скорость, значительно превышавшая звуковую. Большой интерес посетителей вызывает многоцелевой, крупнейший в мире серийный транспортный вертолет Ми‑26. Он предназначен для перевозки до 25 тонн грузов и техники, до 82 солдат или 68 десантников с полным снаряжением. В 1982 году на Ми‑26 было установлено 14 международных авиационных рекордов, в том числе девять — женщинами. Между собой вертолетчики ласково называют его «летающая корова» или «летающий сарай». Кстати, в аэроклуб Ми‑26 на внешней подвеске доставил точно такой же вертолет.

Очередной музейный экспонат — штурмовик Су‑25. Это советский одноместный бронированный дозвуковой самолет, который принимал участие во многих военных конфликтах. Кабина пилота выполнена из авиационной титановой брони, на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений, в войсках он получил прозвище «Грач».

В музее авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ вторую земную жизнь обрели самолеты и вертолеты самых различных типов и модификаций былых времен, принадлежавших разным ведомствам. Даже есть вертолет, состоявший ранее на службе в ГАИ. Здесь можно увидеть и потрогать настоящий наземный катапультный тренажер НКТЛ, который использовался в ВВС СССР для отработки действий летчика в особых случаях, имитируя катапультирование из кабины самолета.

Только за последние несколько месяцев экспозиция музея пополнилась несколькими серьезными летательными аппаратами. После завершения реставрационных работ здесь установлен самолет МиГ‑19П (поступил в аэроклуб в октябре 2013 года из городского поселка Россь), 13 июня 2014 года экспозиция пополнилась самолетом Су‑27. А непосредственно накануне 80‑летнего юбилея Минского аэроклуба ДОСААФ у въезда на его территорию был установлен вертолет Ми‑2.

Настоящие реликвии музея — обломки двух самолетов времен Великой Отечественной войны — легендарного штурмовика Ил‑2 и пикирующего бомбардировщика Пе‑2. Сотрудники Минского аэроклуба ДОСААФ вместе с военно­служащими 52‑го отдельного специализированного поискового батальона и поисковиками-волонтерами в свое время извлекли эти машины из белорусских болот.

Музей авиационной техники в Боровой был создан при поддержке Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь и активном участии министерств обороны, транспорта и коммуникаций, Мингорисполкома, Миноблисполкома и Центрального совета ДОСААФ. Много сил для того, чтобы музей приобрел нынешний вид, приложили начальник Минского аэроклуба ДОСААФ подполковник запаса Николай Мочанский и весь инженерно-технический и летный состав этой старейшей организации оборонного общества.

Они вместе изо дня в день делают все возможное, чтобы дать вторую жизнь воздушным судам, которые верой и правдой служили людям.

АНДРЕЙ ДРОБ, начальник пресс-центра ДОСААФ, фото автора

Источник: Белорусская военная газета "Во славу Родины"

 

Категория: Публикации о музее | Добавил: Саша (04.07.2014)
Просмотров: 1869 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024