Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [165]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [40]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Наш канал в Telegram
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

128-й Краснознамённый Калининский бомбардировочный. Часть 6.

128-й КРАСНОЗНАМЁННЫЙ КАЛИНИНСКИЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ─
четвёртый из Витебского гнезда

128-й ККБАП. Часть 1 – Часть 4.
128-й ККБАП. Часть 5 – Часть 7.
128-й ККБАП. Часть 8 – Часть 9.
128-й ККБАП. Часть 10 – Часть 11.
128-й ККБАП. Часть 12 – Часть 13.

Часть 14

В течение первой половины ноября 1944 г. соединения немецких армий обороняли ранее занимаемые рубежи, совершенствовали их в инженерном отношении и на отдельных участках фронта вели разведку. Агентурной разведкой РККА отмечены значительные переброски танков (до 400 танков) из Бронберг на Торн и продолжение усиления радомской группировки подтягиванием танков к линии фронта. Всего перед фронтом противник в первой линии сгруппировал 9 пехотных дивизий, до двух танковых, отдельных полков - 2, батальонов – 21, усиленных двумя АП РГК, 5 АД РГК, 4-я ПТД РГК, 5-ю бригадами штурмовых орудий, 3-я миномётными полками, 2-я миномётными дивизионами. В резерве противник имел до 7-ми дивизий. ВВС противника действовала в отдельные дни только самолётами-разведчиками на тактическую глубину. Линия фронта жила без изменений.

Информация о боевом составе 128-го БАКП по состоянию на 05.11.1944 г.:

Учебно-тренировочных самолётов – 1.
Полк обеспечен боеприпасами на 68 боевых вылетов, ГСМ – на 200 боевых вылетов. 

Аэродром базирования Малашевиче.[9]

В первые дни ноября 1944 г. 128-й полк не привлекался в боевой работе.

7 и 8 ноября полку по случаю праздника Великой Октябрьской революции были предоставлены дни отдыха. 7 ноября, во время торжественного построения полка, был зачитан торжественный приказ № 220 с обращением тов. Сталина к вооружённым силам РККА и поздравительные приказы командиров 3-го бомбардировочного авиационного Бобруйского корпуса (БАБК) и 241-й бомбардировочной авиационной Речицкой дивизии. Вечером 7 ноября, по-эскадрильно, были организованы вечеринки в честь великого праздника.

В эти дни полк ежедневно, из-за отсутствия боевых заданий, занимался командирской учёбой, производились полёты По-2 для стрельбы по конусу и выполнению «слепых» полётов для подготовки лётных экипажей. Экипажи всех трёх АЭ проводили учебно-тренировочные и вывозные полёты «по-кругу». Обычно летало порядка 15 самолётов Пе-2 и один УПе-2.  Во время этих полётов произошло лётное происшествие с самолётом экипажа лейтенанта Агафонова (мл. лейтенант Рудинский-сержант Ошкин). Из-за отказа одного двигателя лётчик вынужден был посадить самолёт «на брюхо» в 1 км восточнее аэродрома. Экипаж невредим. Самолёт, естественно, получил повреждения.

На основании приказа 16-й ВА № 0440 от 05.11.1944 всему личному составу проведена прививка (уколы) против сыпного тифа.

С 16 по 21.11.44г командир полка находился на сборах командиров полков в 16-й ВА, а командиры АЭ – в 241-й БАРД.

В конце месяца в полку было проведено совещание с руководящим составом штаб полка и эскадрилий с повесткой: «Об итогах выполнения плана по учебно-боевой подготовке (УБП) за ноябрь месяц и задачи на декабрь 1944г.»

В последние дни ноября месяца выпали снежные осадки – наступала зима.

Информация о боевом составе 128-го БАКП по состоянию на 08.12.1944 г.:

Учебно-тренировочных самолётов – 1.
Полк обеспечен боеприпасами и ГСМ на 3 полковых вылета.
Аэродром базирования, в настоящее время,128 БАП - Малашевиче.[9]

11.12. с руководящим составом штаба и эскадрилий проведено совещание по итогам УБП за первую декаду декабря месяца, затем эти командиры выехали в штаб авиадивизии на проводимую тактическую конференцию. Здесь руководящий состав полка участвовал в военной игре на предстоящую операцию, совместно с истребителями прикрытия.

В дни декабря, когда устанавливалась лётная погода, часть экипажей постоянно тренировалась в бомбометании с пикирования «в замкнутом кругу». Чаще всего, в подобных упражнения участвовали экипажи первых двух АЭ, при этом третья, в эти дни, летала в основном по кругу. При этом, в такие лётные дни, летало от 8 до 19 самолётов, задействовано было 13-20 экипажей, совершали порядка 16-21 самолётовылетов. Не задействованные в вылетах составы занимались командирской учёбой, согласно плана.
Занятия, чаще всего, проводились по темам: «Тактика», «Бомбардировочная и штурманская подготовка», «Техническая подготовка», принимался зачёт по РБ-44.
Технический состав обычно занимался технической учёбой и проводил работы по материальной части самолётов Пе-2.

20 декабря в полк прибыли офицеры очередного пополнения лётных экипажей: два штурмана и один лётчик.
28 декабря в штаб полка был «спущен» «План учебно-боевой подготовки» на 40 дней 1945 г., в котором особое внимание было уделено тактической подготовке, где был оговорен запланированный объём занятий - 120 час.

01.01 полку по случаю праздника Нового 1945 года личному составу был предоставлен день отдыха.


А уже 02.01, командир 128-го КБАП получил приказ о новом, очередном, перебазировании. Новым аэродромом базирования вышестоящим штабным командованием была определена посадочная площадка вблизи населённого пункта Станин, расположенная в 14 км западнее г. Луков, Польша, где до этого базировался полк штурмовиков Ил-2.

3 января к месту нового базирования полка выехала передовая команда в составе 22 человек.
В предшествующие перебазированию дни (во исполнение приказания комдива) лётные составы всех трёх АЭ 128-го КПБАП проводили учебно-тренировочные полёты на самолётах Пе-2 и УПе-2. Так, 05.01. летало 21 Пе-2 и 1-УПе-2, в полётах было задействовано 23 лётных экипажа, было совершено 72 самолётовылета, их налёт составил 25,46 час.

Для осмотра состояния лётного поля на новый аэродром Луков вылетел подполковник Воронков. После осмотра, при возвращении, Воронков приказал отправить попутным железнодорожным составом на аэр. Станин штаб полка и наземный состав в количестве 84 человек. По прибытию на аэр. Станин тех. состав полка обязан был приступить к подготовке самолётных стоянок и благоустройству жилых землянок.
12 января полк приступил к перелёту на аэр.Станин, перелёт производили звеньями, с интервалом
10 мин., в результате перелетело 29 самолётов. Не смог перелететь и остался для ремонта лишь неисправный УПе-2. Перелёт полка был осуществлён без происшествий.

С 12 января 1945г. на фронте началась Висло-Одерская операция.

Согласно сложившейся традиции, в первые дни наступлений в подразделениях обычно, повсеместно, проводились партийные и комсомольский собрания с одним вопросом повестки дня: «Задачи партийной и комсомольских организаций, авангардная роль коммунистов и комсомольцев в отличном выполнении боевого приказа».

Информация о боевом составе 128 БАКП по состоянию на 13.01.1945 г.:

Учебно-тренировочных самолётов – 1.
Полк обеспечен был боеприпасами на 60 и ГСМ на 35 самолётовылета.
Аэродром базирования Станин, его обслуживанием занимался 671 БАО - командир майор Ермаков.[10]

На следующий день поступил приказ штадива 241-й БАРД о действии против артиллерийско-миномётных батарей противника в районе юг.-зап. г. Варка (юго-вост. Варшавы). Боевая задача была проработана со всем личным составом полка.

14.01.1945г. в 08:00 войска 1-го Белорусского фронта перешли в решительное наступление на двух плацдармах: южнее Варшавы, за рекой Висла, на участках Пулько (40 км южнее Варшава), и плацдарме Пулавы-Нов. Яновец-Нова-Мгадла-Рудки.

Началась Варшавско-Познанская операция.

Из-за плохой погоды ВВС противника активности не проявляла.

Командиром дивизии полку была поставлена задача: при наличии лётной погоды тремя группами девяток бомбардировать звеньями с пикирования арт.позиции врага в районе Дуцка-Воля, вост. Скаты, отм. 125,0 и отм. 144,2. До восстановления погоды экипажам находиться в «готовности № 2». Однако из-за плохих метеоусловий приступить к выполнению боевой задачи состав 128-го БАП в этот день так и не смог.
В этот день «<…> был проведён митинг по обращению Командующего фронтом Маршала Советского Союза Жукова, который призывал войска к подвигам, геройству и отваге по уничтожению фашистских захватчиков и достижения полной и окончательной победы над врагом. На митинге выступили: от имени состава 1-й АЭ ком звена, ст. лейтенант Маликов, несколько человек из числа лётчиков, штурманов, техников и стрелков-радистов с призывом об отличном выполнении поставленных задач и меткого сбрасывания бомбового груза на головы врага. В конце митинга командир полка Герой Советского Союза подполковник Воронков <…> со всем личным составом дали клятву: «Так поклянёмся, Калининцы: с достоинством и честью, не щадя своих сил и самой жизни, выполним приказ ВОЖДЯ, отомстим за разрушенные и сожжённые города и сёла, за кровь наших людей, зверски замученных фашистскими извергами; отомстим за боевых друзей, павших смертью храбрых товарищей: Андрюшина, Свиридова, Павлова, Лебедева, Шишлянникова, Башилова и других. Если кто из нас отступит от клятвы, то пусть постигнет его суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и призрение трудящихся.
Вперёд товарищи, на запад! Смерть немецким захватчикам! <…>»
[10]

Так получилось, что ни 13, ни 14, ни 15 января из-за плохих метеоусловий полк выполнять боевую задачу не мог, эти дни лётным составам пришлось «сидеть на готовности № 2».

Наконец, 16.01.45г. командиром 241-й БАРД 128-му КПБАП поставлена задача 3-я группами по 9 Пе-2 в полковой колонне бомбардировать скопление войск противника в пункте Иновлудь и
жел. дор. станцию Опочно. Было произведено 47 самолётовылетов, их налёт составил 54,32 час. Бомбовыми действиями полка противнику нанесён урон: уничтожено 11 вагонов, 61 автомашина, повреждён пакгауз, разрушено 5 домов, 180 п.м траншей, 3 пулемётные точки. Над зоной бомбардировки противодействия ЗА и ИА противника не было.

Под ударами наших войск и угрозой окружения, противник отступал по шоссейным дорогам в западном направлении. Их ВВС проявляло слабую активность.

17.01 полку была поставлена задача в полковой колонне разрушить бомбардировкой шоссейный мост через р. Висла у пункта Вышегруд и скопление ж. д. эшелонов на ж. д. ст. Лодзь. На задание летало 28 самолётов, произведено 40 самолётовылетов. Бомбовую нагрузку по 1000 кг взяли ст. лейтенант Маликов, лейтенант Царёв, а капитан Мизинов и ст. лейтенант Хилков – по 1300кг.
Однако мост через Вислу разрушить не удалось, а на ж.д. ст. Лодзь удалось разрушить 20 ж.д. вагонов и повредить порядка 100 п.м ж.д. полотна.

Боевые действия 241-й дивизии 16-17.01.1945 г. способствовали успешному взятию наземными войсками 1-го Белорусского фронта г. Варшавы, приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В.Сталина № 223 от 17 января 1945 года всему личному составу 241-й БАРД объявлена благодарность.[81]

18 января полк в боевых вылетах не участвовал – «сидел на готовности № 2». Командир полка проводил разбор полётов за два прошедших дня.

После двух кровопролитных дней сражения нашими войсками был взят город Лодзь.

19 января полку приказано бомбардировкой разрушить шоссейный и ж.д. мост через р. Висла у города Плоцк. Задание командования было выполнено – оба моста были разрушены. Среди наиболее профессиональных исполнителей, при разборе, были названы экипажи подполковника Воронкова, капитана Сарыгина, лейтенанта Лаптева. Прикрытие осуществляли истребители «Аэрокобра». Летало 19 Пе-2, проведено 28 самолётовылетов, из них не выполнено: 7 по причине плохих метеоусловий и 2 – по причине отказа матчасти самолётов. При выполнении задачи Пе-2 были атакованы ЗА и истребителями противника Ме-109, что привело к потере двух самолётов Пе-2: ЗА был подбит самолёт лейтенанта В.А. Тяпина (штурман, лейтенант К.Я. Пивоваров-ВСР, ефрейтор И.А. Жуков). Лейтенант Тяпин ушёл от цели со снижением с доворотом на восток, за ним тянулся хвост белого дыма. Не вернулся домой и экипаж ст. лейтенанта Г.Н. Колбасенко (штурман звена, лейтенант Н.Н. Елфимов-ВСР, старшина Н.П. Громов), хотя самолёт видели уходящим в сторону своей территории после второго захода – позже выяснилось, что экипаж пропал без вести.
Большую пробоину в плоскости крыла после обстрела ЗА получил самолёт лейтенанта К.В. Царёва, однако он смог вернулся на свой аэродром, экипаж невредим.

«<…> В период Варшавско-Лодзинской операции полком сброшено 88 тн бомб. Средняя бомбовая нагрузка 793 кг. Уничтожено и повреждено: автомашин - 7, бронетранспортёров – 2, ж.д. вагонов – 31, повозок – 30, ж.д. мостов -2, шоссейных мостов 1, складов – 3, пакгаузов -1, зданий – 55, ж.д. полотно - 100 пм, пулемётных точек -3, траншей – 100 пм, солдат и офицеров – до 200 чел., лошадей – 70. Эффективность бомбометания подтверждена фотопланшетами и комиссией по определению результатов бомбометания от 3-го БАБОСК (Бобруйский авиационный бомбардировочный ордена Суворова корпус).
<…> Перед началом Варшавской операции в полку проводилась интенсивная командирская учёба и учебно-тренировочные полёты на полигоне на бомбометание с пикирования и с горизонта, а также ежемесячно отводилось 100-120 час по тактике.
За время Варшавской операции полк имеет 1 боевую потерю (1 самолёт Пе-2 и 3 человека лётного состава). Аварий и катастроф в период Варшавской операции не было.
За этот же период в полку имели место 2 дисциплинарных взыскания за нарушение Устава внутренней службы и 158 поощрений.
Политико-моральное состояние и дисциплина хорошие. <…>»
- (из наград. листа на п/пол-ка М. Воронкова).

Приказом ВГК № 233 от 19 января 1945 года за овладение городами Лодзь, Кутно, Томашув (Томашов), Гостынин и Ленчица личному составу 241-й БАРД и, в том числе, 128-го Калининского пикирующего авиационного бомбардировочного полка объявлена благодарность.

20.01. командованию 128-го КПБАП приказано осуществить бомбардировку соединений противника в пункте Сердз (50 км ю.-зап г.Лодзь). Группа самолётов для подобной атаки состояла из 6 самолётов 2-й АЭ и 3-х – 3-й АЭ, ведущим был назначен капитан Мизинов. Работа «бомбёров» прикрывалась группой наших истребителей. В составе нашей группы около половины были молодые экипажи. Атакуемая воздушная зона противника была прикрыта МЗА, но потерь от их работы девятка «пешек» не имела.
В результате бомбардирования, попаданием трёх бомб, был разрушен ж.д. мост через р. Варта, разрушено 6 домов, уничтожена автомашина, повреждён 1 ДЗОТ. Потерь самолётов в составе 128-го КПБАП в этом вылете не было. [10]

В штаб дивизии поступило сообщение от командования 16-й ВА о том , что Указом Президиума Верховного Совета СССР на основании Приказа ВГК № 223 от 19 января 1945 года 128-й «Калининский» ПБАП награжден орденом «Суворова III степени».

22.01 в полк вернулся экипаж лейтенанта В.А. Тяпина (штурман, лейтенант К.Я. Пивоваров-ВСР, ефрейтор И.А. Жуков), чей самолёт был подбит накануне – они вынуждены были сесть «на брюхо» восточнее н.п. Санники. К этому времени самолёт был сдан эвакуационной команде 80-й РАБ для отправки в ремонт.

В течение последней декады января (начиная с 21.01.) полк боевой задачи от вышестоящего командования не получал. Природа решила дать авиаторам дни отдыха «наградив» их неприемлемыми метеоусловиями.

В январе в состав полка вернулись из ремонта в ПАМ-32 четыре Пе-2.

Часть 15

24.01. в штаб 241 БАРД поступило приказание командира 3-го БАБОСК о предоставлении материалов на предоставление звания «Гвардия» всем полкам дивизии, а именно: 24-му, 128-му и 779-му БАП [81]

25 января был получен приказ о смене места базирования, следующим аэродромом базирования был обозначен аэродром Грабово, находящийся в 10 км. севернее н.п. Пыздры (50 км юго-вост. г. Познань). Всему личному составу полка командир, подполковник Воронков приказал заниматься подготовкой к перебазированию, готовить матчасть самолётов, лётному составу - изучать аэродромную сеть нового аэродрома базирования и планы прилегающей территории.

28.01. во второй половине дня на новый аэродром была отправлена передовая команда в составе 47 человек. Через два дня подполковник Воронков во главе звена, в составе 3-х Пе-2 вылетел на аэр. Грабово, но из-за плохих метеоусловий в зоне этого аэродрома, они вынуждены были приземлиться на аэр. Мазев – месте базирования 24 БАП.
31.01, когда появилась погода, полк всё-таки приступил к перебазированию на аэр. Грабово. Перелетело 26 самолётов Пе-2Б и один УПе-2. Перелёт производился группами по 6-9 самолётов, на предыдущем аэр. Станин вынуждены были оставить 3 самолёта, 1 из них был неисправный.

Соединения разбитой 9-й армии фашистов постоянно отходили под ударами наших войск
в северо-западном и западном направлениях, оказывая сопротивление лишь на отдельных рубежах и опорных пунктах. Разрозненные группы разбитых и потерявших управление соединений были вынуждены продолжить поспешный отход к границам непосредственно Германии. Не имея значительных резервов в оперативной глубине, противник продолжал вводить в бой различные малообученные батальоны, а также офицерские и унтер-офицерские школы.

К 26.01.1945 г. гарнизон г. Познань, состоящий из боевых групп, разбитых соединений, различных спецбатальонов общей численностью до 10 000 чел. и до 20 000 вооружённого гражданского населения был полностью окружён. Вёл упорные бои, стремясь не дать использовать нашим войскам важный узел железных и шоссейных дорог.

Наступивший февраль не принёс улучшения погоды. Идущие уже несколько дней дожди не позволяли выполнять боевые вылеты, они же привели в плачевное состояние и грунтовые аэродромы, расположенные в зоне наступления.

В эти дни самолёты 128-го КПБАП вынуждены были располагаться на нескольких аэродромах: Межево, Грабово, Мазев, Станин и Любень. Согласно распоряжению штаба дивизии, решено было в настоящих условиях сгруппировать лётные составы и часть самолётов 128-го БАП, в количестве 14, на аэр. Межево. Техническому составу надлежало остаться на аэр. Грабово для охраны оставшихся там самолётов.

Информация о боевом составе 128 БАКП по состоянию на 04.02.1945 г.:

Учебно-тренировочных самолётов – 1. Полк обеспечен боеприпасами на и ГСМ на 15 самолётовылетов. Аэродром базирования Межево.

08.02 штабом 241-й БАРД полку была поставлена задача по бомбардировке объектов в тылу немецкой обороны, однако в процессе подготовки задача была отменена из-за плохих метеоусловий.

Нашими войсками окружены группировки противника в пунктах Шнайдемюль и северной части города Познань.

09.02. комдивом полку была поставлена задача: группами по 6 самолётов бомбардировать окружённую группировку противника в Шнайдемюль, артиллерийско-миномётные позиции в н.п. Лечин и Пихин, одиночными самолётами атаковать окружённую группировку противника в районе Питадела - сев. часть г. Познань. На бомбардировку противника в Шнайдемюль была нацелена группа 3-й АЭ, а на н.п. Лечин и Пихин – самолёты 2-й АЭ. Потом одиночными самолётами и парами бомбардировать противника в р-не Питадела. Бомбардировку следует производить без истребительного прикрытия. Задание было успешно выполнено.
Летало 12 самолётов, произведено 19 самолётовылетов, из них, из-за плохих метеоусловий, не выполнено 5. Противнику нанесён ущерб: разрушено 4 дома, взорвана 2 склада с боеприпасами.
В результате этого вылета случились две поломки авиатехники: у самолёта № 9/210 при пробеге после посадки сложилась правая нога шасси; самолёт № 20/155 при возвращении с задания из-за выхода из строя одного двигателя (обрыв шатуна) вынужден был сесть «на вынужденную посадку» с убранными шасси - самолёт отправлен в авиамастерские для ремонта.

С 10 февраля 1945 года начался очередной этап наступления войск РККА - Восточно-Померанская операция.

19.02. было дана команда командирам АЭ заняться перегонкой самолётов с аэр. Грабово на Межево.
Было перегнано 13 Пе-2 и один УПе-2, дополнительно с аэр. Станин вернулся самолёт Пе-2 № 3/267.

В этот день в штабе полка стало известно об Указе Президиума Верховного Совета СССР, где говорилось, что «<…>за образцовое выполнение боевых заданий, за доблесть, мужество и организованность, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Варшавской операции, наградить 128-й Пикирующий Бомбардировочный Авиационный Калининский полк Орденом Суворова III-й степени <…>». [81]

23.02. коллектив полка на торжественном собрании отметил 27-ю годовщину Красной Армии. Перед строем был зачитан поздравительный Приказ № 5 Верховного Главнокомандующего - Маршала Советского Союза И.В. Сталина.

В эти дни в конце февраля месяца поступила команда всему лётному составу сдать зачёты по знанию района боевых действий, по НШС-43 и РБ-44, по матчасти самолёта и мотора, по системе вооружения и эксплуатации самолёта Пе-2. До конца февраля месяца подобные зачёты личным составом полка были сданы и составу 128-го КПБАП был выведен средний балл.

Все дни до конца месяца из-за ненормальных метеоусловий 128-й КПБАП боевой работы не выполнял и находился «в готовности № 2».

Наступил март 1945 г.

На берлинском направлении фронт стабилизировался. В Померании велись бои местного значения.
Противник продолжал перебрасывать с Западного фронта танковые и пехотные части, в район Штатгард противник перебросил 11-ю армию. Авиация противника парами и одиночными самолётами вела разведку наших коммуникаций и боевых порядков, в отдельные дни, при неблагоприятных метеоусловиях, повышалась активность бомбардировочной авиации как днём, так и ночью, действуя группами от 2 до 26 самолётов по нашим боевым порядкам и коммуникациям. Всего перед 1-м Белорусским фронтом имелось порядка 1 200 самолётов.

01.03. состоялся митинг, посвящённый награждению полка орденом «Суворова III степени».
Выступающие на митинге «<…> давали оценку работы в прошлом, высказывали обещания повысить боевую выучку, на основе накопленного боевого опыта, изо дня в день совершенствовать себя, изучать опыт войны, учиться воевать так, как этого требует дело победы для уничтожения фашистского зверя и водрузить Знамя Победы на Берлином. Завоевать высокое звание в боях за Родину – гвардейцев. <…>» [10]

Информация о боевом составе 128-го БАКП по состоянию на 06.03.1945 г.:

Учебно-тренировочных самолётов – 1. Полк обеспечен боеприпасами на 30 самолёто- вылета, ГСМ – на 20 с.-в. Аэродром базирования Межево.

06.03. полк был поднят по боевой тревоге, целью которой было:
а) проверить оповещение личного состава полка;
б) сбор личного состав;
в) подвеска авиабомб и запуск моторов;
г) доведение боевой задачи командирами АЭ до лётного состава.
При этом выявлены следующие недостатки:
а) лётный состав в подвеске бомб не участвовал;
б) не были опробованы пулемёты. [10]

В составе 128-го БАКП в марте был назначен новый командир 1-й АЭ – им стал ст. лейтенант Хилков Ю.В., заменивший получившего тяжёлое ранение в автомобильной аварии 01.10. капитана Ф.И. Паршина.


Хилков Ю.В.

Вечером 08.03 было проведено торжественное собрание, посвящённое годовщине Международного женского дня, на котором поздравляли женский персонал, военнослужащих и вольнонаёмных полка – это девушки мастера-оружейницы, писари штаба и работницы столовой и кухни, только девушек-оружейниц было, порядка 15 человек. [75] На собрании, в торжественной обстановке была награждена медалью «За боевые заслуги» стрелок авиавооружения (механик авиавооружения) 2-й АЭ ефрейтор Цыганкова А.И. Потом, после окончания торжественной части, демонстрировался худ. фильм, после которого были танцы.

12-13 марта наши войска, продолжая наступление, овладели городом-крепостью Кюстрин.

Приказом ВГК № 300 от 12 марта 1945 года за овладение городом и крепостью Кистжинь (Кюстрин) личному составу 128-го Калининского пикирующего авиационного бомбардировочного полка объявлена благодарность.

В середине месяца в подразделениях были произведены строевые собрания, где рассматривался и обсуждался вопрос: «Обращение Военного Совета фронта о поднятии воинской дисциплины, сбережении трофейного имущества и отношение Красной Армии к немецкому населению».

15.03. была проведена тактическая конференция по обмену опытом, полученным при проведении Варшавской операции. Лётный состав в своих выступлениях высказал замечания на некачественное прикрытие истребителями сопровождения, особенно при бомбардировании с пикирования. Здесь же было сообщено о появлении у немцев на линии фронта самолётов-снарядов, управляемых по радио в воздухе со стороны самолётов-наводчиков. Один самолёт-наводчик может управлять тремя самолётами-снарядами, в которых размещён большой объём взрывчатки. Отмечено использование такого оружия против мостов и переправ захваченных войсками КА.

18.03. в 5 км восточнее аэр. Межево произвёл вынужденную посадку с убранными шасси американский бомбардировщик «Летающая крепость». Экипаж 10 человек. Американскому экипажу был оказан дружеский приём. Причиной посадки «бомбёра» после бомбардировки военных объектов немцев в районе Деесалу, Руланд стала остановка двух, повреждённых атаками ЗА и реактивных немецких истребителей, моторов.

По информации штаба 241-й БАРД противник продолжает оказывать упорное сопротивление нашим войскам по расширению плацдарма на западном берегу реки Одер у города Кюстрин.

Боевой работы полк, из-за непригодности аэродрома (мягкий грунт) в эти дни марта, вести не мог. Поэтому личный состав вынужден был заниматься командирской учёбой – тактической, штурманской и стрелковой подготовкой, производил стрельбы по конусу, буксируемому самолётом По-2, стрельбой из пулемёта ШКАС, упр. № 1, № 2, № 3. На занятиях по тактике рассматривалась темы: «Взаимодействие бомбардировщиков с истребителями прикрытия при действии с пикирования по точечным целям»; по штурманской подготовке: «Изучение района боевых действий»; тех.состав производил работу на мат.части самолётов, готовил технику к работе в весенне-летный период.

27.03. природные условия позволили начать учебно-тренировочные полёты на поверку техники пилотирования «по-кругу». Было проведено 18 самолётовылетов.
Была проведена очередная техническая конференция «По итогам зимней эксплуатации матчасти и задачам на летний период».

28.03 уже отлетало 5 боевых самолётов и учебный Пе-2У, они совершили 42 самолётовылета. Проверено по технике пилотирования 6 лётчиков.
Принимались зачёты по теории полёта, химподготовке. Лётный состав занимался изучением района боевых действий.
Проведён строевой смотр подразделений. Хорошую строевую подготовку показала 3-я АЭ.

29-30 марта наши войска форсировали р.Одер по фронту 5 км и перешли дамбу, что восточнее Лунов – от буквы «Б» до стыка дамб юго-вост. Лунов (20 км западнее Кёнингсберг). На остальных участках- линия фронта без изменений.

«<…> Немецко-фашистские соединения группы армий «Висла» оказывали упорное сопротивление действиям наших частей западнее г.Кюстрин. Всего перед фронтом противник имеет: в первой линии свыше 12 пехотных дивизий, 3 танковые дивизии, свыше 7 отдельных полков, порядка 13 отдельных батальонов, усиленных 2-мя арткорпусами, 1-м артполком РГК, 13-ю артдивизионами,
4-мя зенитными полками, 6-ю зенитными дивизионами, 1-м танковым полком, 1-м танковым батальоном, 2-я противотанковыми дивизионами, 2-мя бригадами штурмовых орудий, 3-мя минными батальонами.
Во второй линии противник имеет до 6 дивизий.
<…>ВВС противника группами до 20 ФВ-190 и Ю-87 периодически наносили бомбардировочно-штурмовые удары по боевым порядкам наших войск на Берлинском и Штеттинском направлениях и переправам через р. Одер.
Противник продолжает применять против наших войск на Берлинском направлении самолёты-снаряды. Против войск фронта базируется до 1 200 самолётов врага.
<…> Противник оказывает сопротивление действию наших частей в районе восточнее Плип, юго-западнее Цебен и неоднократными атаками до 2-х полков пехоты с 60-70 танками из района восточнее Цехин, Гольпов стремились восстановить утраченные позиции района Кюстрин <…>»
. [10]

В последний день марта месяца 128-й полк, кроме процесса командирской учёбы, производил учебные полёты – экипажами 1-й и 2-й АЭ произведено 8 самолётовылетов. При этом на самолёте № 14/206, экипаж ст. лейтенанта Подогурова (штурман, мл. лейтенант Руднев-ВСР, сержант Быстров) из-за обрыва шатуна двигателя после 3-го разворота появился дым, затем - пламя огня, самолёт резко накренился. Лётчик смог посадить самолёт на аэродром и выключить второй мотор, однако самолёт продолжал гореть. Потушить его не удалось – самолёт сгорел, экипаж не пострадал.

Апрель месяц начался с выполнения учебных полётов.
В этот день летало 17 самолётов Пе-2, произведено 52 самолётовылета 17 экипажами. На Пе-2У 8-ю экипажами проведено 11 самолётовылетов. В этот лётный день в полку происшествий не отмечено.
В процессе теоретических занятий в рамках командирской учёбы со всеми лётными экипажами производился проигрыш полёта по целям, расположенными северо-западнее и западне г. Франкфурта. Во время этого проигрыша отрабатывались ньюансы в действиях экипажей – взлёт, сбор групп, встреча с истребителями прикрытия, атака целей, повторный заход, сбор групп и огневое взаимодействие в группах.
Подобные занятия и учебные полёты производились и в последующие апрельские дни.

Информация о боевом составе 128-го БАКП по состоянию на 06-07.04.1945 г.:

Учебно-тренировочных самолётов – 1. Полк обеспечен боеприпасами и ГСМ на 45 самолётовылета.

Аэродром базирования Межево.

08-09.04.1945 г. лётный состав полка сдавал зачёты комиссии 241-й БАРД по штурманской, бомбардировочной подготовке, связи, а руководящий состав дополнительно проверялся по технике пилотирования. С ними произведено 5 полётов. Комиссия состояла из 11 человек во главе с НШ
241-й БАРД полковником Романовым.
Во второй половине дня 09.04.поступил приказ командира 241-й БАРД об очередном перебазировании состава 128-го БАП на запад, на аэродром Милостово (35 км юго-вост. г. Шверин, Германия). До сумерек успели самолётом «Дуглас» перебазировать передовую команду – 42 человек технического состава.

На следующий день, сдав на склад 271-го БАО боеприпасы, приступили к перебазированию 66 человек наземного состава.
К перелёту на новый аэродром Милостово состав полка приступил 11 апреля. Первым, с целью разведки погоды и контроля прилёта и посадки самолётов на новом аэродроме, вылетел командир полка. Через 30 мин за ним вылетели 9 самолётов состава 1-й АЭ, следующими, с интервалом 20 мин., отправились самолёты 2-й и 3-й АЭ. В итоге перелетело 28 самолётов Пе-2Б и один Пе-2У, на аэродроме Межево был оставлен один Пе-2, на котором проводилась замена двигателя.

Здесь, на новом месте, 128-й авиаполк был обеспечен ГСМ и боеприпасами на 75 самолётовылетов, но боевой задачи, пока, полк не получил. Личный состав приступил к маскировке самолётов, собственному расквартированию и обустройству.

13.04. лётные составы для знакомства с прилегающей территорией стали совершать полёты «в зону» и «по-кругу», что совмещалось с поверкой техники пилотирования.

Было выполнено 44 самолётовылета.
Полку было приказано пополнить обеспечение горючим и боезапасом, объёмом на 110 самолётовылетов, и вступить «в готовность № 2», занимаясь изучением района боевых действий западнее г.Кюстрин, быть готовым для действия там.

В течение двух дней 128-й КБАП готовил матчасть самолётов и личный состав к Берлинской операции.

Завершающая операция Великой Отечественной войны, Берлинская, началась 16 апреля 1945 года.


Берлинская наступательная операция, 16.04-08.05.1945 г.

Рано утром 16 апреля поступила команда из штаба 241-й БАРД о боевой задаче - бомбардировке группами по 6-9 самолётов Пе-2 в полковой колонне с пикирования и горизонтального полёта опорных пунктов противника в районах Альт-Фридлянд, Газельберг, Штраусберг, Харыскоп. Эти опорные пункты прикрывались от 1 до 3-х зенитных батарей. Полк вынужден был выполнять эти боевые вылеты в плохих метеоусловиях – сильная дымка, видимость до 2-х км.
Боевые действия полка прикрывали истребители 55-го ИАП.
В полёте боевые действия самолётов полка корректировались с КП командиром 3-го БАБОСК, который находился в наземных частях. [10]

За день было выполнено три полковых вылета, летало 28 самолётов, произведён 71 самолётовылет, из них не выполнено 18 (цель была закрыта туманом) и из-за отказа мат.части - 1. Противнику нанесён ущерб: уничтожено 3 ж.д. вагона, разрушено 11 зданий, 2 автомашины, 5 огневых точек.
Не вернулись на свой аэродром после боевого вылета:
- экипаж мл. лейтенанта Суханова (мл. лейтенант Остроумов, сержант Булычёв) – самолёт отстал от возвращавшейся группы в районе г.Кюстрин (это была уже наша территория) более этот самолёт совместная группа полка не наблюдала – в расположение полка экипаж более не возвратился, сведений о его судьбе штаб полка не имел;
- экипаж лейтенанта Царёва (Герой Советского Союза, мл. лейтенант Фильченков, старшина Кривоченков). При отходе от цели в районе Врицен сопровождающие экипажи видели горящий мотор на этом самолёте, затем самолёт пошёл со снижением, но из-за сильной дымки его посадку никто не видел (на следующий день, 17.04., в полк вернулись легкораненые лётчик Царёв и ВСР Кривоченков, штурман, тяжело раненный в обе ноги, ими был отправлен в госпиталь).
От зенитного огня два самолёта, № 14/249 и № 10/138 имели многочисленные пробоины.
В результате, после первого дня боевых действий, в составе полка оказалось 7 неисправных самолётов. [10]

Наступивший второй день Берлинской операции (17.04) с утра не позволял вылетать на боевую задачу, поскольку была сильная дымка, видимость 300 м. Полку пришлось, поначалу, сидеть в «готовности № 2». Проведено 3 самолётовылета на разведку погоды на расстояние до линии фронта. но оказалось, что погода не улучшилась вплоть до вечера.

18.04. погода стала улучшаться, поэтому составу полка было приказано бомбардировать опорные пункты противника Газельберг и Претцель. На задание вылетело 22 самолёта, из них 1 «ушёл» на разведку погоды, боевого задания не выполнили 12 самолётов – из-за метеоусловий-группа вернулась с маршрута. Боевое задание удалось выполнить только 7 самолётам (из этой группы экипаж ст. лейтенанта Подогурова заблудился сразу после взлёта - ему пришлось вернуться на свой аэродром).
19.04. при улучшении погоды 8 самолётов полка вылетели на бомбардировку опорного пункта противника г. Грюнталь, произведено 19 самолётовылетов.

«<…>Противник с упорными боями отходил в западном направлении. Наши части находятся в 16 км восточнее г. Берлин. <…>»[10]

20.04.- лётному составу 128-го КБАП было приказано приготовиться к нанесению бомбового удара по ж.д. станции и пункту Блюмберг, состав бомбардировочных групп – две девятки Пе-2, из них один самолёт - на разведку погоды. Ведущим одной групп был командир полка, истребительное прикрытие выполняли представители 55-го ИАП. Произведено 33 самолётовылета с выполнением боевой задачи. Не смогли выпонить задание: 3 самолётовылета по неисправностям самолётов, по метеоусловиям – 15 самолётовылетов. Непосредственно боевую работу выполнили 17 самолётов.
После выполнения боевого задания самолёт экипажа лейтенанта Агафонова из-за отказа одного двигателя вынужден был сесть на вынужденную на «чужом» аэр. Витн.
21.04. утром было видно, что погода опять не лётная – облачность 10 баллов, высота 100-300 м,
видимость 500-1000 м, выпадали дождевые осадки. Командир дивизии распорядился полку сидеть «на готовности № 2» для нанесения бомбового удара по живой силе и технике противника в пригороде Вейсензе (Берлин) и в ожидании погоды изучать район будущих боевых действий.
Однако до конца дня погода только ухудшилась.

22.04. наши наземные части вышли к столице Германии г. Берлин с севера и востока, войска 1-го Украинского фронта вышли к южной окраине немецкой столицы.

В этот день погода слегка улучшилась, хотя дождевые осадки происходили время от времени.
Была поставлена задача: во второй половине дня одиночными экипажами, парами и звеньями бомбардировать опорный пункт Франкфурт (зап. окраину и вост. на зап. берегу р. Одер). Задачу полк выполнял без истребительного прикрытия. Из района Франкфурт-на-Одере вёлся активный зенитный огонь действием, порядка, 2-х зенитных батарей и 3-х батарей МЗА. Летало 19 самолётов, произведено 42 самолётовылета. Нашей бомбардировкой разрушено 19 зданий, 1-на ж.д. будка, 10 пм ж. д. полотна, взорвано 2 склада с боеприпасами, 3 автомашины – информация подтверждена фотосъёмками.
После выполнения боевого задания выяснилось, что в полку случилась потеря двух самолётов.
ЗА был сбит самолёт экипажа лейтенанта Тяпина (лейтенант Пивоваров-мл. сержант Жуков). Снарядом оторвало двигатель - самолёт упал на южной окраине Франкфурт-на-Одере. Никто с парашютом не выпрыгнул.

Не долетев до цели 20 км самолёт мл. лейтенанта Ищенко (штурман, мл.лейтенант Кашников, ВСР, сержант Клочков) вдруг перевернулся и упал, в 1 км юго-зап. н.п.Белиц, на землю и сгорел.

23.04. погода не улучшилась. Полк вылетел без прикрытия истребителей на бомбардировку опорного пункта противника в н.п. Беесков. В выполнении задания участвовало 16 самолётов, произведено 30 самолётовылетов. Противодействия со стороны истребителей противника не было, зато активно работали 3 батареи МЗА. Своими бомбардировками Пе-2 разрушили два моста через р. Шпрее у пункта Беесков, разрушено 8 домов, пакгауз, 10 пм ж.д. полотна.
В этот день полк потерь не имел.

24.04 гарнизон города Берлина полностью окружён наши наземными войсками, обе стороны вели упорные уличные бои.

Полк находился в ожидании команды сидя «на готовности № 2». Это позволило выкроить возможность и производить тренировные полёты для проверки техники пилотирования на самолёте Пе-2У у зам. командира АЭ капитана Коновальчик и ст. лейтенанта Подогурова. Поверку производил инспектор дивизии по технике пилотирования майор Норченко. Во время проверочного полёта капитана Коновальчика произошёл отказ одного из двигателей - пришлось садиться «на вынужденную» на фюзеляж вне аэродрома. Самолёт получил повреждения – экипаж не пострадал.

25.04. поступил приказ всем составом в полковой колонне бомбардировать цель № 3 в центре
г.Берлин. Ведущим колонны, в группе из 8-ми самолётов 2-й АЭ, был командир 128-го КПБАП, подполковник Воронков. В составе этой колонны были 5 самолётов 1-й АЭ – ведущий ст. лейтенант Хилков и самолёты 3-й АЭ, всего 17, произведено 26 самолётовылетов. Из-за плохих метеоусловий не все смогли выполнить боевую задачу.Их сопровождали истребители прикрытия 55-го ГИАП. Над целью их встретил сильный огонь МЗА, стреляли порядка 4-х батарей.

Противнику нанесён урон: уничтожена башня, 3 автомашины, разрушено 6 зданий.
Огнём ЗА был повреждён мотор на самолёте №19/210 лейтенанта Зималиева (мл.лейтенант Шиповский, мл. мл.лейтенант Крмаджян). Экипаж «пошёл» на базу на одном двигателе. Во время посадки на своём аэродроме, повреждённый двигатель загорелся. Огонь потушить не удалось, что вызвало пожар на всём самолёте, который сгорел на земле. Экипаж не пострадал.

Основными объектами подавления стали отдельные городские районы сосредоточения войск СС, жандармерии и полицейских, которые оказывали отъявленное сопротивление нашим сухопутным частям.

26.04. 11 самолётов полка под руководством майора Мизимова вылетали для уничтожения артиллерийско-миномётных подразделений врага в городском западном районе Берлина – Рулебене. Из-за погоды, 5 экипажей вынуждены были вернуться не выполнив задания. В этом вылете потерь в числе экипажей полка не было.
29.04. несколько экипажей полка выполняли задание командующего 16-й ВА по бомбардировке цели в центре г. Берлин, на Зигес-Аллее, Тиргартена или Унтер-дер-Линден. Атака самолётами 128-го КПБАП производилась за два часа до наступления темноты. Несколько позже стало известно, что они бомбардировали секретную зону недалеко от рейхсканцелярии. Там находился подземный ангар для самолёта «Шторх» и взлётная площадка. Эта бомбардировка должна была исключить возможность взлета самолета «фюрера» (да и всей верхушки гитлеровской Германии).

Подобные вылеты для уничтожения военной техники и живой силы остатков немецких войск в черте Берлина экипажи 128-го КПБАП выполняли до конца месяца, включая 30 апреля.[78]

В течение месяца полк 11 дней вёл боевую работу.
За этот период летало 28 самолётов, которые совершили 287 самолётовылетов, из них, по причине плохих метеоусловий, не было выполнено – 51 с.-в., из-за отказа материальной части – 6 с.-в.
Боевой налёт экипажей составил 433 час. Сброшено бомб 183 тн.
Распределение самолётовылетов по объектам было:
1. По опорным объектам противника – 179;
2. По железным и шоссейным дорогам – 14;
3. По скоплению войск противника – 30;
4. На разведку погоды – 6.
Противнику действиями самолётов полка был нанесён ущерб:
- разрушено и уничтожено домов в опорных пунктах – 87, вагонов – 4, автомашин – 15, пулемётных точек – 16, пакгаузов – 2, землянок  - 1, шоссейных мостов через р. Шпрее – 2, складов с боеприпасами – 6, 2 склада с горючим, ж.д. полотна – 45 п.м, станционных зданий – 2, заводских цеха - 2, арт.окопов – 2, погрузочных площадок – 1, рулёжных дорожек на аэродроме – 7м, живой силы противника – до 100 чел. (результаты выведены по фотопланшетам), сброшено листовок – 500 000 экз. [10]
Полк «потерял» от огня зенитной артиллерии 4 самолёта и 2 самолёта, связанные с выполнением боевых задач, лётного состава – 9 чел.

За участие в штурме г. Берлина со стороны наземных частей имеет три благодарности за отличные действия.

«<…>Наряду с боевой работой полк произвёл 233 учебно-тренировочных полёта с налётом 111 час., из них на УПе-2 – 8. Эти самолётовылеты распределились так:
- на поверку техники пилотирования – 23, «по-кругу» - 108, «в зону» - 25, «слётанность группы» - 28,
«облёт матчасти после ремонта» - 33, «бомбометание с пикирования» - 1, «бомбометание с горизонтального полёта» - 2, перелётов – 30.
На По-2 совершено 102 самолётовылета - на связь, розыск экипажей и доставка зап. частей для
самолётов Пе-2.
Политико-моральное состояние в полку хорошее, дисциплина вполне удовлетворительная - за последние два месяца грубых нарушений воинской дисциплины не было.
На 01.05.1945г полк имеет самолётов Пе-2 – 21 со средним моторесурсом на самолёт 53%. Боеготовых экипажей – 27<…>»
.[10]

01.05. штабом 241-й БАРД в 12:05 дано указание командиру 128-го КПБАП совершить перебазирование на новое место дислокации - аэродром Ной Грапе (6 км северо-зап. н.п. Пиритц)
В 13:30 полк приступил к перебазированию в обычном, сложившемся порядке: первым вылетел командир полка, за ним с интервалом в 30 мин, по-очереди, вылетают самолёты эскадрилий, начиная с 1-й АЭ. Личного состава перебазировалось 158 чел. Перебазирование личного состава производилось самолётом «Дуглас» и автотранспортом 266 БАО.

После 16:00 полк уже был на новом месте базирования.
Перелетело 18 самолётов Пе-2Б и один Пе-2У. На аэродроме Милостово осталось три неисправных Пе-2 и один самолёт на аэр. Кришт, где ему меняли двигатель.

После 10-ти дневной упорной обороны г. Берлина, его гарнизон, во главе с начальником обороны города генералом от артиллерии Вейдлинг, и его штабом, 2-го мая в 15:00 прекратили сопротивление, сложили оружие и сдались в плен. К 21:00 часу нашими войсками взято в плен в Берлине более 70 000 солдат и офицеров, много генералов. Также взят в плен Первый зам. Геббельса по пропаганде и печати.

Северо-западнее Берлина войска 1-го Белорусского фронта заняли несколько населённых пунктов.

Информация о боевом составе 128-го БАКП по состоянию на 02.05.1945 г.:

Учебно-тренировочных самолётов – 1. Полк обеспечен боеприпасами и ГСМ на 1 полко- вылет.

Аэродром базирования Ной Грапе. [10]

Указом Президиума Верховного Совета СССР на основании Приказа ВГК № 359 от 2 мая 1945 года 128-й Калининский ордена Суворова III степени скоростной бомбардировочный авиационный полк награжден орденом «Боевого Красного Знамени».

Указом Президиума Верховного Совета СССР 241-я «Речицкая» бомбардировочная авиационная дивизия награждена орденом «Кутузова II степени».

3 мая командир 3-го БАБОСК Каравацкий вручил орден Суворова III степени коллективу 128-го КПБАП. После вручения ордена личный состав полка прошёл церемониальным маршем перед командиром корпуса и командиром 241-й БАРД.

4-го мая личный состав произвёл подписку на 4-й Государственный Военный Заем. В этот день полк боевой задачи не получал.

Так продолжалось все первые дни мая.

А 07.05 в полку произошёл трагический случай - три человека наткнулись в близлежащем лесу, рядом с оз. Бенгаст-Зесс, на мины и погибли: капитан, Герой Советского Союза Н.Ф. Старостин, старший техник-лейтенант, зам по спецслужбам АЭ В.Г.Паскаль и механик авиавооружения, старшина М.Ф.Атрохов.
Их похоронили на кладбище в г.Пиритц.

9 мая войска гитлеровской Германии капитулировали.
Представители германского главнокомандования в присутствии представителей союзных войск и Верховного Главнокомандования Советских войск подписали в Берлине Акт о капитуляции.

Великая Отечественная война закончилась Победой нашего народа и оружия !!!

Войска Красной Армии перешли на мирное положение и учёбу.

По случаю капитуляции Германии в полку проведён Торжественный митинг.


Лётный состав 128 бомбардировочного авиационного Калининского полка на отдыхе.
Фото с сайта https://archivogram.top/

* * *

Через год после Победы был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года «ЗА ОБРАЗЦОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ БОЕВЫХ ЗАДАНИЙ КОМАНДОВАНИЯ НА ФРОНТЕ БОРЬБЫ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМ ЗАХВАТЧИКАМИ И ПРОЯВЛЕННЫЕ ПРИ ЭТОМ МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ВРУЧЕНИЕМ ОРДЕНА ЛЕНИНА И МЕДАЛИ «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА»:
- Алексеев Григорий Федотович, старшина, стрелок-радист 128-го пикирующих бомбардировщиков авиационного полка 241 бомбардировочной дивизии 3 бомбардировочного авиационного корпуса;
- Щеглов Степан Степанович, капитан, штурман эскадрильи 128-го пикирующих бомбардировщиков авиационного полка 241 бомбардировочной дивизии 3 бомбардировочного авиационного корпуса.

Заключение

128-й бомбардировочный полк был уникальным полком. В этом полку служили 19 человек удостоенных в своей жизни звания Героев Советского Союза, 18 из них получили звание за героизм и доблесть при участии в боевых действиях. Все заслужившие звание Герой Советского Союза, чьи ФИО поименованы в этой статье, служили в составе 128-го Калининского Краснознаменного ордена Суворова пикирующего авиаполка (ККОСПБАП). В годы войны трое из них погибли. Остальные же встретили победный час в этой жестокой войне. В рядах полка служили ещё несколько человек, кто был представлен к этому высокому званию, но… им не суждено было, по разным причинам, быть им удостоенными. Среди них ст. лейтенант И.З. Пресайзен и его экипаж, совершившие наземный таран, подобный подвиг совершил 21.07.43 г. и экипаж ст. лётчика, мл. лейтенанта Р.М. Степанян (штурман, мл. лейтенанта М.А. Вихорь-ВСР, сержант Т.Сарсенбаев), к званию Героя представлялся и командир 128-го БАП Лаухин Николай Иванович? и, наверняка, есть ещё несколько ФИО, чьи имена до сих пор не озвучены.

За героизм и мужество личного состава 128-й ККОСПБАП не менее двух раз представлялся к званию "ГВАРДЕЙСКИЙ".

Всего за годы Великой Отечественной в составе 128-го БАП Правительственными наградами были награждены (согласно поискам автора) 345 человек (см. табл. «СПИСОК награждённых государственными наградами военнослужащих из числа личного состава 128-го бомбардировочного авиационного Калининского Краснознамённого ордена Суворова полка за участие в боевых действиях 1937-1940 гг. и на фронтах Великой Отечественной войны в период 1941-1945 гг.»).

В списках безвозвратных потерь полка за этот период числится (согласно поискам автора) 207 человек (см. табл. «Список безвозвратных потерь личного состава 128 СБАП -128 ББАП - 128 ПБАП - 128 БАКП в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.).

Где-то в 1944-м году в каждом корпусе был один полк, который назывался снайперским. Вот таким снайперским полком в 3-м Бобруйско-Берлинском ордена Суворова бомбардировочном авиационном корпусе был 128-й ККОСПБАП. [75]

До конца войны 128-й Калининский авиаполк входил в состав 241-й Речицкой ордена Кутузова II степени бомбардировочной авиационной дивизии из состава 3-го ББОСБАК – они до конца войны практически непрерывно участвовали в боевых действиях в составе 16-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта.

После войны корпус входил в состав Группы советских войск в Германии, затем части корпуса дислоцировались на территории Польши, а с 1951 года – Прикарпатского военного округа.
В 1953 году корпус был выведен на территорию СССР и расформирован.

Директивой Генерального Штаба от 10.01.1949 года 241-я «Речицкая» ордена Кутузова II степени бомбардировочная авиационная дивизия переименована в 140-ю «Речицкую» ордена Кутузова II степени бомбардировочную авиационную дивизию.

Официальных документов о послевоенной судьбе 128-го ККОСПБАП автор не смог найти. В поисках он наткнулся на пару упоминаниях ветеранов, где крайние сведения относятся к 1949 г.

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИЗ ЧИСЛА ЛИЧНОГО СОСТАВА 128-го БОМБАРДИРОВОЧНОГО АВИАЦИОННОГО КАЛИНИНСКОГО КРАСНОЗНАМЁННОГО ОРДЕНА СУВОРОВА ПОЛКА ЗА УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ 1937-1940 гг. и НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПЕРИОД 1941-1945 гг.

 

СПИСОК БЕЗВОЗВРАТНЫХ ПОТЕРЬ ЛИЧНОГО СОСТАВА 128 СБАП -128 ПБАП -128ББАП -128 БАКП В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 – 1945 гг.

 

Выражаю благодарность за оказание помощи в оформлении статьи нижепоименованным неравнодушным: В. Ахтырской, А. Балабиной, М. Васильевой, А. Шматову, А. Шурпач.

Борис Дайтер

 

Источники информации

Категория: Статьи | Добавил: Саша (15.03.2025)
Просмотров: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2025