128-й КРАСНОЗНАМЁННЫЙ КАЛИНИНСКИЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ─
четвёртый из Витебского гнезда
128-й ККБАП. Часть 1 – Часть 4.
128-й ККБАП. Часть 5 – Часть 7.
128-й ККБАП. Часть 8 – Часть 9.
Часть 10
Августовское небо было пыльным и дымным. Его заволакивала тяжелая и мутная завеса от пожарищ. Советские войска наступали.
5 августа войска Брянского фронта при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов освободили Орел. В честь этой победы в Москве был произведен первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют. Соединения Степного и Воронежского фронтов освободили Белгород. Войска Центрального фронта, в состав которого входила 16-я ВА вышли к городу Кромы— важному узлу дорог и базе снабжения немецко-фашистских войск, который освободили 6 августа, а 12 августа заняли Дмитровск- Орловский.
Исходя из общего замысла освобождения Левобережной Украины, Ставка 16 августа 1943 г. приказала Центральному фронту не позднее 1 - 3 сентября выйти на рубеж Трубчевск, Шостка, Рыльск. В дальнейшем развивать наступление в направлении Конотоп, Киев.
Успеху танковых и стрелковых соединений способствовали экипажи самолетов 3-го БАК. Они наносили бомбовые удары непосредственно на поле боя, по опорным пунктам в глубине обороны, а также по оперативным тылам противника.
В целом 16-я ВА свои боевые задачи по поддержке войск Центрального фронта в контрнаступлении на Курской дуге выполнила.
По результатам участия в боевых действиях в составе 241-й БАД 3-го БАК 16-й ВА Центрального фронта в летние месяцы 1943 г., ряд военнослужащих 128-го КПБАП были награждены Правительственными наградами:
- орденом «Красное Знамя»:
мл. лейтенант Катков В.М., лейтенант Руденко К.М;
- орденом «Александр Невский»:
капитан Паршин Ф.И., капитан Солопов В.П;
- орденом «Отечественной войны I степени»:
ст. лейтенант Лебедев В.М, ст. лейтенант Сафонов Н.И., старшина Силаев И.Н., ст. лейтенант Реунков П.С., мл. лейтенант Фильченков С.Я;
- орденом «Красная Звезда»:
мл. лейтенант Бартошик М.И., мл. лейтенант Вихорь М.А., мл. лейтенант Войтенко Н.Ф., мл. лейтенант Колбасенко Г.Н., техн.-лейтенант Мальцев В.Г., сержант Новик Е.В., мл. лейтенант Павлов В.Г., мл. лейтенант Пашко И.Е., мл. лейтенант Обидин В.Н., ст. лейтенант Торопов А.Н.,
мл. лейтенант Царёв К.В;
- медалью «За отвагу»:
сержант Алексеев Т.А., сержант Ивановский Н.Н., мл. сержант Козаченко И.Т., старшина Колесов М.М., сержант Мальцев И.Ф., сержант Рахимов П.Т., старшина Тарутантов С.Е;
- медалью «За боевые заслуги»:
ефрейтор Бабич Е.С., техн.-лейтенант Бирюлин М.С., ст. сержант Петренко Н.В.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда были удостоены:
- Андрюшин Яков Иванович, капитан, командир эскадрильи 128-го пикирующих бомбардировщиков авиационного полка 241-й бомбардировочной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса,
- Мизимов Михаил Петрович, старший лейтенант, командир звена 128-го пикирующих бомбардировщиков авиационного полка 241-й бомбардировочной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса.

Командир звена 128-го бомбардировочного авиаполка старший лейтенант М.П. Мизинов принимает поздравления от сослуживцев - https://waralbum.ru/144522/

Фото в Газете "Правда" № 204 (9340) от 16.08.1943 г. военного корреспондента «ПРАВДЫ» С. Коршунова. Летчики 3 БАК 128 БАП Центральный фронт.
Действующая армия. Группа сержантов и офицеров полка пикирующих бомбардировщиков, участвующих в боях с первого дня войны. Большинство сержантов и офицеров группы имеет около 200 боевых вылетов. Слева направо: капитан Н.Д. Лепехин, Герой Советского Союза капитан Н.С. Мусинский, капитан Я.И. Авдюшин, лейтенант Т.А. Комар, капитан В.П. Солопов, старшина В.Г. Курдюков, старший лейтенант Н.Ф. Старостин, старший лейтенант А.А. Свиридов, старший лейтенант М.П. Мизинов, капитан П.С.Реунков, Герой Советского Союза капитан Н.В. Пивнюк, старший лейтенант М.Н. Павлов и старшина М.А. Зверев.
26.08.1943 не вернулся с боевого задания экипаж командира 2-й АЭ капитана В.П. Солопова. Однако спустя время капитан В.П. Солопов вернулся в часть (приказ ОК 3-го БАК № 0136, 24.01.1944, вх. 021692) - после соответствующей проверки НКВД он был переведён на службу в другую авиачасть - 4-й Польский БАП 1-й Польская БАД.
В августе 1943 г. командиром АЭ назначен капитан Свиридов Алексей Андреевич.
В течение 1943 г. в составе 128-го ПБАП в «Журнале боевых действий…», различных приказах и документах упоминаются ФИО следующих командиров АЭ:
капитан Андрюшин Яков Иванович, капитан Солопов Ванифатий Петрович, капитан Паршин Фёдор Игнатьевич, капитан Шишлянников Михаил Яковлевич, капитан Свиридов Алексей Андреевич.

Андрюшин Яков Иванович |

Солопов Ванифатий Петрович |

Паршин Фёдор Игнатьевич |

Шишлянников Михаил Яковлевич |

Свиридов Алексей Андреевич |
В августе неоднократно вылетал ведущим групп на боевые задания подполковник М. Воронков.
С 20 по 31 августа летчики 16-й ВА выполнили 6153 с.-в., провели 48 воздушных боев и сбили 53 самолета противника.
Главные усилия 16-й ВА на этом направлении были сосредоточены на прикрытии наступавших войск фронта и содействии им бомбоштурмовыми ударами, особенно при форсировании рек Десна, Сейм и Днепр, уничтожении переправ и ведении разведки.
Высокий темп наступления потребовал срочного строительства аэродромов на освобождаемой территории после занятия лётных полей нашими войсками. Подготовкой аэродромов были заняты все имевшиеся в армии пять инженерно-аэродромных батальонов. Впервые в практике лётные поля приходилось строить на стерне после уборки урожая. Аэродромы, оставляемые противником, как правило, были выведены из строя путем запашки, минирования и подрыва взлетно-посадочных полос (ВПП).

Самолет Пе-2 на Центральном фронте, фото 12.08.1943. Фото http://ava.org.ru/bap/128.htm#
Сроки подготовки аэродромов, должны были максимально сокращаться, до 1 - 3 дней: инженерно-аэродромные батальоны готовили только летные поля, а все оборудование аэродромов (землянки, укрытия, КП) создавалось силами БАО.
В ходе наступательной операции запасы боеприпасов и горючего сильно уменьшились и редко превышали 4 - 5-дневную обеспеченность. Чаще всего аэродромы старались располагать вблизи линий ж.д. Однако первоначально снабжение частей авиации в новых районах базирования до восстановления железных дорог велось автотранспортом из запасов Курского узла.
Инженерно-авиационная службы частей и воздушной армии за период наступления проделали большую работу по сокращению до минимума сроков подготовки самолетов к боевым вылетам, и особенно к повторным.
В первые дни сентября экипажи полка чаще всего вылетали днём, поодиночке, для осуществления разведки. Разведывательные экипажи следили за отходившими войсками противника, подходом резервов и базированием его авиации.
В конце сентября начале октября 1943 г. сложившаяся фронтовая ситуация вынуждает Ставку изменить полосы ответственности фронтов. Были произведены переподчинение ряда общевойсковых армий Воронежскому и Центральному фронтов.
Октябрь оказался для 3-го авиакорпуса напряженным.
В этот период заслуживает внимания образцовое выполнение одного из заданий мастером бомбометания 128-м КБАП во главе с подполковником М. М. Воронковым. Железнодорожный узел Гомель был основательно защищен от нападения с воздуха. Зенитной артиллерии здесь оказалось более чем достаточно. О дневном налёте на станцию нечего было и думать. А разрушить её было крайне необходимо. Через этот узел потоком шли воинские эшелоны врага. Решили ждать подходящей погоды.
На рассвете 6 октября над землей заклубился туман. Это вполне устраивало экипажи, и «Петляковы» один за другим поднялись в небо. Их вел командир 128-го полка М. М. Воронков. Набрали высоту, пробили облака и, приняв боевой порядок, легли на расчётный курс.
Над целью бомбардировщики оказались на высоте свыше 3000 метров. Внизу по-прежнему громоздились облака. В том, что экипажи над Гомелем, не оставалось ни малейшего сомнения. У штурманов 128-го давно уже не было ошибок в расчётах. Первым действие перехода в атаку с пикирования начал подполковник Воронков. За ним ринулись еще шесть «Петляковых». Они тут же скрылись в толще облаков. Лишь на высоте 1000 метров в их разрывах показался город. Отклонение было незначительным. Пришлось немного изменить угол пикирования, чтобы с точностью выйти на ряды железнодорожных вагонов и платформ. В это время на станции находились бронепоезд и около десятка эшелонов. Бомбы сбросили одновременно. Сделали резкий разворот с набором высоты, и Пе-2 снова скрылись в облаках. Ведомые следовали за командиром, словно привязанные невидимой нитью. Раздались залпы зенитных орудий, но «Петляковы» были уже в облаках, и гитлеровцы стреляли наугад.
Бомбардировщики легли на обратный курс. В условленном квадрате их встретили наши истребители. Облачность все еще оставалась низкой. Посадку совершали с помощью станции наведения.
Огнём ЗА врага всё-таки были подбиты два самолёта: экипаж ст. лейтенанта А.А. Свиридова (ст. лейтенант М.Н. Павлов – старшина Г.Ф. Алексеев) и ст. лейтенанта А.В. Сарыгина (ст. лейтенант Л.А. Тамазлыгарь - старшина В.А. Стукач). Экипаж ст. лейтенанта Сарыгина сел «на вынужденную, на брюхо» у н.п Морозовка. На их самолёте был повреждён правый двигатель. Лётчик и штурман имели осколочные ранения в лицо - из-за чего были отправлены в госпиталь.
Самолёт ст. лейтенанта Свиридова был поражён в переднюю часть фюзеляжа. Осколком в грудь был тяжело ранен лётчик, штурман и воздушный стрелок были невредимы. Из-за большой потери крови лётчик смог довести самолёт на свою территорию. При посадке на «вынужденную» вблизи деревни он потерял сознание и аварийно ударился в дом населённого пункта Перепись. Свиридов и Павлов погибли - старшина Алексеев получил тяжёлые ушибы тела (примечание: в будущем всем членам экипажа было присвоено звание Герой Советского Союза – А.А. Свиридову и М.Н. Павлову -13.04.1944, Г.Ф. Алексееву – 15.05.1946).
Ещё два самолёта из этой группы не выполняли боевого задания – вынуждены были вернуться с маршрута из-за технических неисправностей.
Во второй половине дня ж.д. ст. Гомель атаковала восьмёрка 1-й АЭ 128-го КПБАП, где ведущим был экипаж капитана Я.И. Андрюшина (капитан Н.Д. Лепёхин – старшина М.А. Зверев). Дешифровкой фотоснимков было установлено, что поражено 6 ж.д. вагонов, поражён один пакгауз, разрушено до 50 п.м ж.д. полотна. [8]
Кроме экипажей 128-го КПБАП в налете на ж.д. ст. Гомель проводили экипажи других полков 3-го БАК совместно со штурмовиками и другими частями бомбардировщиков 16-й ВА. Было уничтожено 62 вагона, 3 паровоза, 20 платформ, 40 автомашин. Поврежденным оказался и бронепоезд. Подожжен пакгауз. Разрушено свыше 70 метров железнодорожного полотна.[69]
Осень, как всегда, принесла хмурую погоду. На период до 14 октября пришлось приостановить боевые вылеты, дежурным экипажам в эти дни пришлось находиться «в готовности № 2».
Личные составы, не участвующие в дежурстве, были заняты обязанностями, неоднократно упоминаемыми выше: наземной подготовкой, тренировочными полётами и подготовкой к зиме. В обязательном порядке для личного состава были запланированы занятия и лекции и решение существующих бытовых проблем.
В период стремительного наступления от Севска до Днепра 16-я ВА встретила значительные трудности в управлении и тыловом обеспечении в связи с частым перебазированием авиасоединений.
«<…> Временами приходилось летать на поиски мало-мальски пригодных площадок. Кое-что находили, и на будущие аэродромы в срочном порядке перебрасывались подразделения обслуживания. Начиналась изнурительная работа. Дело осложнялось еще и тем, что одновременно нужно было строить и ложные аэродромы. Помощь в этом обязательно оказывали местные жители. Они выравнивали летное поле, отрывали капониры, землянки. Взлетно-посадочную полосу готовили особенно тщательно. Пе-2— машина строгая. Для нее не всегда были пригодными даже те аэродромы, на которых садились истребители и штурмовики. <…> [70]
«<…> Когда новые аэродромы были закончены, полки перебазировались. Для летных экипажей это не составляло труда: взлетел и сел на новом месте. Наземным частям было сложнее. Техники ехали на машинах. Остальные сводились в команды, и - шагом марш на аэродром назначения. Не всегда, правда, передвигались пешком. Удавалось иногда и подъехать. Счастливчики добывали даже велосипеды. Везло и тем, кто ехал, используя необычный вид транспорта: трактор тянул две гусеницы от танка, и на каждой из них размещалось человек по десять. Неудобно? Кто обращал на это внимание в те годы! Самыми счастливыми были связисты и воины оперативной группы штаба. Они перелетали на новое место на Ли-2. <…> [70]
15 октября Центральный фронт начал новое наступление на гомельском направлении.
Часть 11
Отступления врага привело к более активным действиям бомбардировочной авиации 16-й ВА. На всех дорогах и бездорожье бомбардировщики 16-й ВА наносили удары по колоннам гитлеровцев на марше. Фашистские лётчики, не особенно заботились о прикрытии своих сухопутных войск. Они неизменно уклонялись от воздушных схваток, если численное превосходство было на нашей стороне.
Пе-2 3-го БАК совершали боевые вылеты группами до 15 «Петляковых» под надежным прикрытием «Яков» из 273-й истребительной дивизии. Бомбили с малых и средних высот. На особо важные цели совершали по три-четыре захода. Если колонна была слабо защищена зенитной артиллерией, налёт завершали обстрелом гитлеровцев из пулемётов.
В итоге успешного завершения наступления наших войск от Севска за Днепр создались благоприятные условия для развертывания новых операций по освобождению восточных районов Белоруссии.
15 октября войска фронта при поддержке авиации начали операцию на лоевском направлении по форсированию Днепра и захвату плацдарма на его западном берегу.
В этот день вылетали две группы «пешек» из состава 128-го КПБАП. Первой, в 09:10, вылетела девятка из состава 3-й АЭ, с ведущим экипажем командира АЭ капитаном Паршиным (ст. лейтенант Старостин – старшина Силаев), которым предстояло бомбардировать с пикирования штаб и узлы связи противника в населённых пунктах Ельки и Доброгоща. Задание было выполнено. Результаты выполнения фотографировали штурманы трёх экипажей. Потерь в составах 128-го БАП не было.
Второй, в 09:15, вылетела шестёрка 2-й АЭ, где ведущим был командир полка, подполковник М. М. Воронков (майор М.Ф. Ямковой-старшина С.Д. Шпица). Самолёты этой группы бомбардировали с двух заходов в пикировании штабы и узлы связи в н.п. Жиличи и Ленинск. Было доложено о выполнении задания – бомбы легли в цель, которая со второго захода была обстреляна из самолётных пулемётов. Задание выполнялось под прикрытием Як-9 463-го ИАП.
Во второй половине дня эти группы повторно вылетали для бомбардировки штабов и узлов связи в н.п. Хемерисы, Нов. Хроловичи.
19.10., в 09:11., 128-й КПБАП группой из девяти Пе-2 состава 1-й и 3-й АЭ, руководимой ведущим экипажем командира АЭ, капитаном Я.И. Андрюшиным (штурман, капитан Н.Д. Лепёхин – ст. сержант Н.Н. Ивановский), была произведена атака бомбардирования с пикирования арт. позиций противника в н.п. Прогресс. Бомбы легли точно на позиции базирования батарей. Девятка сопровождалась в вылете истребителями 463-го ИАП. Расположение артиллерийских позиций прикрывалось ЗА из района н.п. Новая Гряда. Потерь в составе атакующих экипажей «пешек» не было.
Вслед за первой, в 09:15, под прикрытием 4-х Як-9, вылетела вторая группа - пятёрка 2-й АЭ, где ведущим был экипаж ст. лейтенанта М.П. Мизинова (штурман, майор М.Ф. Ямковой – ВСР, старшина В.Г. Курдюков) для бомбардирования артиллерийских позиций в н.п. Галы. И этой группой задание было выполнено без потерь.
Во второй половине дня обе этих, утренних, группы вылетали на бомбардировку штаба армейского корпуса в н.п Борщовка и расположения войск противника в районе отметки 133,7. Их сопровождали истребители Як-9. Задание было выполнено без потерь.[8]
Несколько последующих дней самолёты 128-го упорно бомбардировали артиллерийские позиции врага в н.п. Прогресс, Галы, Севки, Хомич, Искра, западнее отметки 138,7 и штаб армейского корпуса в н.п. Борщовка. Эти полёты на бомбардирование арт. позиций немцев составом 128-го КБАП продолжались включительно по 28 октября.

Самолет Пе-2 , фото 30 сентября 1943 г. Фото https://ava.org.ru/bap/128.htm
20 октября 1943 года Центральный фронт был переименован в Белорусский.
В начале ноября полки 3-го авиакорпуса начали перебазирование на аэродромы в районы Батурина, Новозыбкова, Климовичи. Так, 128-й полк 05.11.1943 перебазируется с прежнего аэродрома Головеньки (23 км севернее г. Бахмач) на следующий аэродром базирования Деменка (10 км западнее н.п. Новозыбков). Перелетело 26 самолётов, техсостав полка перебазировался на попутных автомашинах, пешим строем было отправлено 30 человек. [8]
В полётах с этих «точек» авиация 3-го БАК и содействовала сухопутным войскам в прорыве укрепленной полосы в районе Речицы, в освобождении Житомира и Гомеля.
10 ноября 1943 года войска Белорусского фронта приступили к Гомельско-Речицкой наступательной операции. Задачей операции был разгром гомельско-речицкой группировки противника, освобождение территории в междуречье Сожа и Днепра, занятие удобных позиций на западном берегу Днепра.

Схема Гомельско-Речицкой наступательной операции 10.11-30.11.1943 г.
11 - 13 ноября войска Белорусского фронта прорвали севернее Лоева оборону противника и ускоренно двинулись в наступлении в северо-западном направлении.
18 ноября наши войска овладели городом Речица, одновременно вышли на берег реки Березина.
Приказом ВГК № 43 от 18 ноября 1943 года личному составу 241-й БАД за освобождение города Речица объявлена благодарность.
Приказом ВГК №43 от 18 ноября 1943 года 241-ой бомбардировочной авиационной дивизии присвоено почетное наименование «Речицкая».
В боях за освобождение Речицы отличились штурмовики 2-й гв. ШАД, бомбардировщики 241-й БАРД и ночные бомбардировщики 271-й НБАД.
Особенно эффективными, по результатам, были сосредоточенные удары нашей авиации в середине ноября в районах Прокоповичи, Костюковка, Еремино, где немецко-фашистским войскам был нанесен весьма значительный урон. К этим ударам привлекалось от 180 до 320 самолетов. Таких удары были нанесены 12, 19 и 22 ноября. [70]
В авиаударах в названные дни активно участвовали и экипажи 128-го КПБАП:
- 12.11. в 14:40. после обустройства на новом месте базирования и установления более-менее приемлемой лётной погоды 128-й КПБАП экипажами 1-й АЭ под руководством командира АЭ капитана Я.И. Андрюшина осуществил налёт на арт. позиции противника в районе дер. Колочин (Речицкий р-н, Гомельской обл., БССР); бомбы легли по сев. и южной окраине н.п; было разрушено около 11 домов и (от прямого попадания) более 10 п.м. окопов; два экипажа задание не выполняли: экипаж мл. лейтенанта И.А. Маликова из-за неисправности мат. части, экипаж мл. лейтенанта
К.В. Царёва – из-за потери строя над аэродромом истребителей-ему пришлось преждевременно вернуться на свой аэродром;
- 19.11. утром две группы по 9-ть самолётов 128-го КПБАП под руководством командира полка, подполковника М. М. Воронкова, и капитана Ф.И. Паршина с 2-х заходов в пикировании бомбардировали артиллерийско-миномётные позиции врага в н.п. (1,5 км зап.) Соколин, Лопатин; цели обстреляли из самолётных пулемётов; результаты штурмовки фиксировались фотосъёмками трёх экипажей; атаки Пе-2 прикрывались истребителями сопровождения; уничтожено до
50 чел. пехоты, порядка 3-х домов, поражено около 140 п.м окопов; эти же две группы во второй половине дня с 2-х заходов в пикировании бомбардировали артиллерийско-миномётные позиции врага в н.п. Присно и Костюковка; где ими уничтожено до 25 человек пехоты, 5 домов, порядка 70 п.м окопов;
- 22.11. две группы Пе-2 при ведущих экипажах капитана Паршина и ст. лейтенанта Мизинова под прикрытием истребителей Як-9 с одного захода, в пикировании, бомбардировали и обстреляли из пулемётов артиллерийско-миномётные позиции врага в н.п Костюковка; над целью четвёрка 3-й АЭ капитана Паршина была атакована 4-я ФВ-190, один из них был подбит экипажами Пе-2 и покинул зону воздушного боя; два Пе-2 были подбиты ЗА; один, № 8/197, после посадки «на брюхо» сгорел, второй, № 17/169, тоже был тоже посажен «на вынужденную» - оба экипажа оказались живы;
-во второй половине дня эти две группы были увеличены численно и вновь под прикрытием истребителей прикрытия совершили штурмовку артиллерийско-миномётных позиции врага в н.п. Костюковка и Лопатино; результаты атаки фотосъёмкой фиксировали по 2 экипажа в группе- потерь экипажей не было.[8]
Утром 26 ноября 1943 года после ожесточённых ночных боёв был освобождён город Гомель.
29.11. две группы Пе-2 (9 и 6 самолётов) 128-го КПБАП, ведомые экипажами подполковника М. М. Воронкова и капитана Ф.И. Паршина, во второй половине дня под прикрытием истребителей Як-9 вылетели для уничтожения ж.д. моста через р. Днепр восточнее г. Жлобин. Зона атаки была прикрыта низкой облачностью, поэтому бомбардирование производилось с горизонтального полёта из-за облаков по расчёту времени. Бомбардирование производилось в два захода - первый, был пристрелочным, «холостым». Результаты бомбометания ни визуально, ни фотографированием из-за низкой облачности не были зафиксированы. [8]
30 ноября 1943 года войсками Белорусского фронта была завершена очередная наступательная операция. В результате операции советские войска прорвали оборону противника в полосе шириной 100 километров, продвинулись вглубь на 130 километров, создав угрозу южному флангу группы армий «Центр» и затруднив её взаимодействие с группой армий «Юг».
Боевые действия 16-й воздушной армии сыграли большую роль и в последующем в содействии войскам Белорусского фронта в операциях зимнего периода 1943/44 г. Несмотря на плохие метеоусловия в декабре, воздушная армия по-прежнему применяла при прорыве обороны противника сосредоточенные удары. Так, 15 декабря было нанесено два удара составом 215 и 260 самолетов. [70]
В числе бомбардирующих противника 15.12.1943г., были экипажи 128-го КБАП: девятка Пе-2, ведомая майором Я.И. Андрюшиным, и шестёрка, ведомая капитаном М. П. Мизиновым. Они дважды в течение дня вылетали для бомбардировки с 2-х заходов артиллерийско-миномётных позиций врага в н.п. Антоновка, Взрожье и Ляды. Зоны атаки были прикрыты усиленным огнём зенитных батарей. При бомбардировании были уничтожены порядка 13 танков, 2 дома, 3 пулемётных точки, одна автомашина и около 50 п.м. полотна - из-за низкой облачности часть информации по результатам бомбардировки уточнить не было возможности. Из группы майора Я.И. Андрюшина не вернулся экипаж мл. лейтенанта С.Г. Алхутова (штурман, мл. лейтенант А.А. Кучеренко – ВСР, ст. сержант Д.М. Пашин). Позже экипаж вернулся в расположение полка.[8]
Приближался 1944 год.
В корпус прибыло пополнение — выпускники авиаучилища, лейтенанты. Руководство 3-го БАК решило устроить собеседование с «новенькими». Было ясно одно: все они рвались в бой. Однако имелся приказ «БЕЗ ОСОБОГО РАЗРЕШЕНИЯ НА БОЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ИХ НЕ ПОСЫЛАТЬ». Лейтенанты стали высказывать обиды. Поэтому возникло предложение организовать встречу героев-ветеранов корпуса с новичками. В ночь под Новый год в столовой штаба корпуса была организована встреча лейтенантов с бывалыми летчиками. На эту встречу охотно пришли Герои Советского Союза корпуса, среди которых были четверо из состава 128-го КБАП - капитаны Н. В. Пивнюк, Н. С. Мусинский, Я. И. Андрюшин и М. П. Мизинов. Все они стали Героями в 1943 году. Многие воздушные бойцы на этот ужин, к сожалению, прийти не смогли. Они оставались у своих машин в готовности к немедленному вылету. Лейтенанты восторженно смотрели на испытанных в боях летчиков, задавали им массу вопросов.[69]
(Примечание: в архивных документах появляется косвенная информация о том, что 128-й КБАП вновь был подвергнут переформированию согласно штатов 030/264 – звено управления и три АЭ, где боевых самолётов должно быть 32 (в звене управления – 2) тренировочных самолётов – 1, связных - 1).
Боевые действия не прекращались и в новогоднюю ночь. «Петляковы» 3-го БАК вылетали небольшими группами, чтобы «поздравить» гитлеровцев с праздником.
1944 год открывал новую страницу героических подвигов наших воинов.
За период с 01.01.1943 по 20.01.1944 128-й КБАП произвёл 1144 боевых вылетов, с налётом 1802,35 час, из них 225 боевых вылетов на бомбардирование, в т.ч. с пикирования, было сброшено бомб разных калибров 562 тн.
Полком уничтожено и повреждено:
- 14 танков, 159 автомашин, 24 склада с горючим и боеприпасами,125 ж.д. вагонов, 3 паровоза, 12 орудий, 10 пулемётных точек, свыше 1 000 чел. живой силы. Сбито в воздушных боях 6 самолётов противника, разрушено 485 домов, 820 м ж. д. полотна, свыше 300 окопов, 41 ДЗОТов и блиндажей (эффективность боевых вылетов подтверждается фотоснимками). Полк отработал бомбометание с пикирования и выполняет боевые задания с пикирования.
В результате боевых действий полк имел потери:
- 33 самолёта Пе-2 и 62 человека лётного состава.
За период Орловской, Курской, Севской операций силами технического состава полка и ПАРМ-1 восстановлено разным ремонтом 458 самолётов Пе-2. Боеготовность матчасти в среднем за год 86%.
За 1943г. 131 человек личного состава полка награждено Правительственными наградами, из них 4-м присвоено звание Герой Советского Союза.
В итоге наступления на гомельско-бобруйском направлении войска Белорусского фронта преодолели реку Сож, а на левом крыле форсировали Днепр и, продвинувшись вперед на 130 км, освободили значительную часть территории Белоруссии, заняв выгодное положение для охвата вражеской группировки.
02.01.1944 г. Белорусский фронт получил новую задачу — начать наступление левым крылом, разбить мозырскую группировку врага, а в дальнейшем наступать на Бобруйск.
Авиасоединения 16-й ВА при подготовке к операции должны были нарушить работу железнодорожного узла Калинковичи, станций и перегонов, уничтожая скопления воинских эшелонов. С началом наступления (с 8 января) содействовать войскам фронта в прорыве вражеской обороны, не допустить подвоза резервов, отхода войск противника из района Калинковичи, Мозырь; истребителям надлежало прикрыть войска фронта и действия своей авиации.

Алексеюк А. Г.
В этот период в полк прибыл новый заместитель командира полка по политической части - майор Алексеюк Александр Георгиевич.
06.01. на бомбардировку ж.д. ст. Калинковичи в 13:08 вылетела девятка Пе-2 128-го полка под руководством подполковника М. М. Воронкова. Вслед за первой, с аэродрома ушла и вторая группа в составе шести Пе-2, ведомая ст. лейтенантом А.В. Сарыгиным. Задачу обе группы выполняли без истребительного прикрытия. Атаку на цель производили в один заход. Две «пешки» второй группы вынуждены были вернуться сразу после взлёта из-за технических проблем с самолётами. При совместном налёте были поражены около 20-ти ж.д. вагонов, 4 автомобиля, порядка 8-ми строений на ж.д. станции, разрушено около 60 п.м. ж.д. полотна. Воздушная зона станции прикрывалась немецкими батареями малой зенитной артиллерии (МЗА). Их активная оборона вынудила восьмерых Пе-2 из обеих групп вернуться на свой аэродром с множеством осколочных пробоин. Контроль за выполненной атакой в каждой группе атакующих фиксировался фотосъёмкой 2-х экипажей. [8]
С 8 января 1944 года начался новый этап наступления - Калинковичско-Мозырская операция.
Метеообстановка в январе 1944 г. была крайне неблагоприятной - частые снегопады, низкая облачность, туманы. Поэтому преобладающим тактическим приёмом действий бомбардировщиков и штурмовиков были эшелонированные удары небольших групп. Однако при благоприятных погодных условиях состав атакующих менялся на многоэкипажные действия. [70]
12 января бомбардировщики 3-го БАК под прикрытием истребителей снова нанесли сосредоточенный удар по железнодорожному узлу Калинковичи. На этот раз в налете участвовало 17 групп по 6-9 самолетов в каждой, которые действовали в основном с пикирования и причинили противнику огромный ущерб, уничтожив свыше 50 вагонов с военным имуществом, большое число автомашин с войсками и грузами, разрушив около 20 станционных сооружений и создав много пожаров. [70]
В течение трёх дней с 10 по 12-го января авиагруппы 128-го БАКП вылетали на бомбардировку арт. батарей в районе хут. Кошичи и ж.д. ст. Калинковичи. Однако, из-за плохой видимости, атаку на арт. батареи вынуждены были отменить. Бомбардировка ст. Калинковичи состоялась и окончилась уничтожением 7-ми ж.д. вагонов и 3-х автомашин.
Последние дни января и начавшийся февраль встретили оттепелью, мокрым снегом, порывистым ветром и низкой облачностью. Более того, подобная погода плохо повлияла на состояние аэродромов: шасси самолётов, с полной загрузкой, вязли в размякшей почве, создавали сложности при рулёжке, взлёте и посадке.
Командование 241-й БАРД в эти дни боевые вылеты отменило. Дежурные экипажи находились «в готовности № 2», остальной личный состав занимался командирской учёбой и восстановлением материальной части самолётов, проверкой и чисткой стрелково-бомбардировочного вооружения, чисткой (мойкой) самолётов и моторов.
Согласно официальным сведениям, по состоянию на 01.02.1944 г., 128-й БАКП имел боевой состав:

Полк обеспечен тремя заправками ГСМ и двумя боекомплектами.
Аэродром базирования – Костюковка (Гомельский район, БССР) [9]
Подобная погодная ситуация подействовала на жизнь полка и в последующие дни февраля. Так, попытка произвести 02.02. бомбардировку арт. позиций врага силами сборной группы 241-й БАРД (в составе экипажей, представителей 24-го, 779-го и 128-го БАПов) командованию дивизии пришлось отменить уже в процессе полёта.
В эти дни полку неоднократно ставилась задача о готовности группы из девяти Пе-2 для вылета на бомбардирование в районе н.п. Замощье, однако из-за метеоусловий и непригодности размокшего аэродрома, подобные вылеты приходилось отменять.
В последующие дни, лётный состав полка вынужден был заниматься командирской учёбой, техсоставу, после 4 час. учёбы, приходилось приступать к очистке стоянок самолётов от снега, изготовлению снежных капониров для самолётов. Кроме того, личный состав полка занимался укатыванием снежного покрова аэродрома с помощью двух спецустройств. Приведению в рабочее состояние аэродрома помогали и 114 человек местного населения.
Подобная учёба и работа по приведению аэродрома в надлежащее состояние ежедневно проводилась вплоть до конца февраля месяца.
К концу рабочего дня 06.02. с офицерским составом полка было проведено строевое собрание с повесткой дня:
1. Подведение итогов боевой и учебно-боевой подготовки за 1943г. и задачах на 1944 г.
2. Подведение итогов боевой и учебно-боевой подготовки за январь месяц и задачах на февраль 1944г.
В конце дня 07.02. было проведено построение личного состава полка, где были зачитаны Указ ПВС с вручением Красного Знамени и официального Почётного наименования «128-й Калининский авиаполк». Произведено вручение Правительственных наград, в том числе, был зачитан Указ ПВС СССР от 04 февраля 1944 года: «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Старостину Николаю Фёдоровичу - старшему лейтенанту, штурману 3-й эскадрильи 128-го КПБАП 241-й БАД 3-го БАК.
Начиная с 09.02 командир 128-го КБАП, кроме учёбы, работ по приведению в порядок аэродрома и ремонтных работ по авиатехнике, получив разрешение комдива, принял решение о производстве тренировочных полётов по кругу и проверки техники пилотирования у лётного состава.[9]
В течение февраля было большинство таких дней и всего только три, когда личный состав 128-го БАП участвовал в боевой деятельности.
В полк вернулся экипаж мл. лейтенанта Семёнова, который находился в командировке в г. Курск, для перегона самолёта, отремонтированного в авиамастерских. Из аэр. Курск он был отправлен на разведку погоды, но назад сесть в Курске из-за плохой погоды не смог, поэтому, при выработке горючего, вынужден был сесть «на брюхо «на вынужденную». Самолёт получил повреждения - экипаж невредим. Также в расположение полка, экипажем мл. лейтенанта И.М. Новикова, был возвращён из ремонта, после вынужденной посадки 22.11.43г, самолёт № 17/169.
12.02. экипажами 2-й и 3-й АЭ 8-ю экипажами произведено 25 тренировочных полётов по кругу.
15.02 в полк прибыла комиссия 241-й БАРД для осмотра содержания и эксплуатации самолётов и вооружения.
17.02. в штаб дивизии был вызван нач. опер.отдела 128-го КБАП для получения карты целей и предварительного боевого распоряжения. Штаб полка на выполнение боевой задачи составил боевой расчёт в составе 15 самолётов, ведущими групп назначены комэски - майор Андрюшин и капитан Паршин. Штурману полка была дана команда на изучение целей со штурманским составом.
В этот день, как и в предыдущие, проводилась командирская учёба:
-для лётного состава, политподготовка – «Х-я сессия Верховного Совета СССР»; тактика – «Организация ВВС Германии»;
- технический состав работал на мат.части самолётов.
18.02. в штаб дивизии вызван нач. опер.отдела полка для получения боевого приказа № 07 от 16.02.44г., где полку была поставлена задача 9-ю самолётами под прикрытием истребителей 133-го ИАП с пикирования подавить и уничтожить артиллерию противника в районе высоты 140,7, ведущий группы майор Андрюшин. Группа полка следует в общей колонне 241-й БАРД, где ведущим будет 24-й БАП. В течение дня полк 10-ю экипажами провёл 35 учебных самолётовылетов. Летали мл. лейтенанты М.И. Семёнов, А.В. Попов, З.К.Зималиев, Г.И.Балахонов, Г.П. Попов. Вывозимых полётов произведено 19, летали мл. лейтенанты Б.Н.Минцев, Степанов, И.А.Табаков, В.Я.Суханов.
19.02.44 поступил приказ девятке 128-го КБАП под командованием капитана Ф.И. Паршина вылететь на бомбардирование арт. батарей в районе высоты 141,3 во главе общей колонны 241-й БАРД. Группа боевое задание из-за плохих метеоусловий не выполнила, была вынуждена бомбить запасную цель – в п. Коганец. При вылете три самолёта группы произвели вынужденную посадку на своём аэродроме. При следовании по маршруту ряд экипажей, из-за плохих метеоусловий, сбились с маршрута и вынуждены были для дозаправки сесть на аэродром истребителей. На свой аэродром не вернулся с б.з. экипаж мл. лейтенанта Г.И. Балахонова (штурман, мл. лейтенант М.П. Плотников - ВСР, мл. серж. Н.М. Клочков). В дальнейшем сведений о судьбе экипажа в полку не было – экипаж пропал без вести.
С 21 февраля 1944 года по 26 февраля 1944 года Центральный фронт осуществлял Рогачёвско-Жлобинскую операцию, в которой, в том числе, участвовали части 241-Й БАРД.
21.02. на боевое задание в составе шестёрки Пе-2 «ходила» группа 128-го КБАП, где ведущим был майор Я.И. Андрюшин. Цель бомбардирования - мост через р. Днепр на южной окраине г. Рогачёв. Воздушная зона над целью прикрывалась 3-я дивизионами ЗА. Мост поразить не удалось – бомбы легли с недолётом. Из этого боевого задания не вернулся экипаж мл. лейтенанта К.В. Царёва (штурман, сержант С.Г. Гавчук - ВСР, мл. сержант Е.Н. Головков) – самолёт был подбит огнём ЗА над целью. Место его посадки другие экипажи не наблюдали. Через некоторое время в штабе с облегчением узнали, что экипаж оказался жив.
На следующий день, на уничтожение этого моста, вылетела девятка под предводительством капитана Ф.И. Паршина, но и в этот раз мост не был поражён. Причиной стала: плохая дисциплина при выполнении операции, когда функцию ведущего вдруг взял на себя экипаж ком. звена лейтенанта В.П. Дружинина, неточность выхода группы на мост и др. В этой группе также не вернулись с боевого задания: экипаж мл. лейтенанта М.И. Семёнова (штурман, лейтенант Г.И. Цурган – ВСР, старшина В.А. Стукач) - впоследствии оказалось, что штурман и ВСР погибли; экипаж стажёра, п/п-ка С.И. Лебедева (штурман, мл. лейтенант М.В. Ковальчук - ВСР, мл. сержант Н.Я Волков) – были сбиты в воздушном бою - погибли.
За нарушение дисциплины при производстве налёта приказом штаба 241-й БАРД капитан Ф.И. Паршин предупреждён о не полном служебном соответствии; лейтенант В.П. Дружинин предан суду офицерской чести; капитан Н.В. Пивнюк за невнимательность в воздухе, принявший за ведущее звено лейтенанта В.П. Дружинина, арестован домашним арестом на 5 суток с удержанием 50% денежного содержания за каждые сутки ареста.
23.02. комдив 241-й БАРД распорядился освободить от боевой работы 128-й КБАП, его личному составу надлежало вести только тренировочные и учебные полёты, восстанавливать матчасть и заниматься командирской учёбой. Командир полка, подполковник М.М. Воронков, смог получить у комдива разрешение предоставить 23.02 как день отдыха для лётно-технического состава полка.
В течение февраля в полк прибыли новые члены лётных экипажей: 01.02.- 11 штурманов, ранее летавших на самолётах У-2, Р-5, ТБ-3; 04.02- четыре лётчика из 11 УТАП; 13.02. прибыли лётчики, ранее летавшие на самолётах «Бостон»: мл. лейтенант Смирнов и ст. лейтенант Н.В. Подогуров; 14.02. в полк прибыли 2 лётчика ( лейтенанты В.А. Тяпин и Юрьев) и 2 штурмана (лейтенанты Елизаров и Шунцов) из Краснодарского авиаучилища.
Впервые в документах штаба полка сообщается об отправке членов лётных экипажей 128-го КБАП на отдых в Дом отдыха 16-й ВА: 13.02- лейтенанты Гилдеев И.А. и Елфимов Н.Н., старшина Зверев М.А. и ст. сержант Михайлец Б.И; 16.02 - мл. лейтенанты Т.Т. Божедко, А.М. Ряполов, ст. лейтенант А.Н. Торопов, старшина В.И. Портянкин.
В учебных полётах в эти дни летало четыре экипажа под руководством молодых лётчиков:
мл. лейтенантов Б.Н. Минцева, И.Е. Степанюка, Степанова и И.А.Табакова. Ими совершено 24 самолётовылета.
В полк вернулся ком.звена, мл. лейтенант М.И. Семёнов, самолёт которого был сбит 21.02. в районе н.п. Майский. Штурман, лейтенант Г.И. Цурган и ВСР, старшина В.А. Стукач из его экипажа были убиты в воздухе. Мл. лейтенант М.И. Семёнов был отправлен в госпиталь на лечение, т.к. при спуске на повреждённом парашюте, где были перебиты часть строп, сильно ударился о землю. [9]
24 февраля 1944 года на основании директивы Ставки ВГК Белорусский фронт был упразднён путём переименования в 1-й Белорусский фронт I-го формирования.
Борис Дайтер
128-й ККБАП. Часть 12 – Часть 13.
128-й ККБАП. Часть 14 – Часть 15.
Источники информации
Краткие биографические справки
 |
Паршин Фёдор Игнатьевич (27.11.1915 - 21.06.1938) - подполковник. После окончания средней школы поступил в Балашовскую школу пилотов ГВФ, в 1937 году её окончил. Работал пилотом в Краснодарском авиационном отряде. В 1940 году был призван в ряды КА, направлен служить в 128-й СБАП. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на самолёте СБ, а с 1942 года — на Пе-2. В боях его самолёт был трижды подбит, сам он ранен. Участвовал в Курской битве, в ходе которой выполнил более 40 боевых вылетов на «Пе-2». Его экипаж отличился при нанесении удара по орловскому авиационному узлу 6 мая 1943 года. Позже он, командир АЭ, капитан участвовал в Бобруйской операции, в боях за плацдармы на Висле и в Висло-Одерской операции. К июлю 1944 года совершил 210 боевых вылетов на разведку и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций, скоплений войск противника. В воздушных боях лично сбил два вражеских самолёта. Всего за войну совершил более 300 боевых вылетов, уничтожил большое количество живой силы и техники. После окончания войны продолжал службу в ВВС. Окончил два курса ВВА. С 1950 года подполковник — в отставке.
|
 |
Стукач Владимир Адамович (1920 – 22.02.1944) - старшина, воздушный стрелок-радист.
Призван в КА в 1940г. После окончания курсов стрелков-радистов был направлен в 128-й СБАП 12 БАД (ЗОВО, Улла). В Великой Отечественной войне участвовал в составе 128-го СБАП с 22.06.1941 г. Осенью 1941 г в составе 128-го БАП переучился на самолёт Пе-2. В августе 1943г. во время воздушного боя был ранен в лоб, руку и ногу. Выпрыгнул из горящего самолета над территорией занятой противником и при приземлении сильно ударился и потерял сознание. В таком состоянии его взяли в плен. Во время переезда на автомашине, бежал. Вышел на нашу территорию вместе с группой разведчиков. После проверки в НКВД вернулся в полк. 22.02.44 г. погиб при выполнении боевого задания в районе г. Городец. |
 |
Устратов Андрей Васильевич (11.08.1915 - 11.09.1978) - ст. лейтенант. В августе 1938 г. окончил Арзамасский техникум механизации сельского хозяйства. В рядах РККА с 1938 г. 08.08.40 г. окончил Харьковское военное авиационное училище по специальности летчика-наблюдателя (летнаб), лейтенант. Войну встретил в составе 201 СБАП, воевал на самолетах СБ. С сентября 1941 г. летнаб 793 БАП. Воевал на самолетах Пе-2. 15.07.42 г. назначен на должность штурмана звена. В августе 1942 г. переведен в состав 128 БАП на должность стрелка-бомбардира. С октября 1942 г. - летнаб в составе 11 ОРАП. 26.01.43 г. их самолёт был сбит, он, единственный из экипажа, контуженный и с ранением в голову, смог выпрыгнуть на парашюте. В таком виде его подобрали и выхаживали местные жители, потом вывезли на санях к своим. Более года лечился в госпитале в Москве. После излечения служил в составе 353 ОАПС. Летал на самолетах По-2. Войну закончил в звании ст. лейтенант. После войны служил в составе 399 ОАПС (с 25.07.45), затем в 391 НБАП (с 25.10.45). С 25.06.46 г. в резерве о/с 15 ВА ПриВО. Уволен в запас 22.07.46 г. Работал в Таджикском управлении ГВФ. В 1947 г. получил свидетельство штурмана ГВФ 3-го класса. |
|