Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [165]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [40]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Наш канал в Telegram
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

128-й Краснознамённый Калининский бомбардировочный. Часть 5.

128-й КРАСНОЗНАМЁННЫЙ КАЛИНИНСКИЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ─
четвёртый из Витебского гнезда

128-й ККБАП. Часть 1 – Часть 4.
128-й ККБАП. Часть 5 – Часть 7.
128-й ККБАП. Часть 8 – Часть 9.
128-й ККБАП. Часть 10 – Часть 11.

Часть 12.

Февраль 1944 г. оказался для 128-го КБАП весьма неблагоприятным: в течение всего месяца часто были снежные, метельные дни, сменяющиеся резкой оттепелью. Такая погода заставляла регулярно отказываться от самолётовылетов. Более того, личные составы коллективно были вынужден регулярно заниматься чисткой от снежных осадков самолётных стоянок и взлётно-посадочной полосы, регулярно привлекая для этих работ даже местное население. Нередко, в дни оттепели, аэродромное поле, оттаивая, приходило в негодность даже для руления самолётов. Лётные экипажи, в часы не связанные с работами по уборке снега, по приказу командира дивизии полковника И.Г. Куриленко должны были заниматься командирской учёбой.
Часть экипажей, для поддержания лётной практики, попеременно привлекались к тренировочным полётам по кругу.
Примерными темами занятий по командирской учёбе штабом дивизии (штадивом) рекомендовались:
*для лётных составов:
-тактика-лекции: - «Наступательные действия немецкой авиации»; «Организация ВВС Германии»; «Понятие об оперативном искусстве»; «Взаимодействие бомбардировочной авиации с истребителями прикрытия при бомбардировании»; «Боевые порядки КА»;
- теория полёта – тема: «Полёт на одном моторе»;
- связь: «Тактико-технические данные аэродромных радиостанций»; «Организация управления наведения и оповещения по радио авиации»;
*штурманская подготовка: «Изучение района боевых действий»; «Изучение района боевых действий и расположение партизанских аэродромов»;
*политподготовка: «10-я сессия Верховного Совета СССР»; «Массовый героизм войнов КА в Отечественной войне»
*темами занятий для технического состава:
- «Хим. вооружение самолёта Пе-2»; «Тактико-технические данные (ТТД) самолёта и мотора М – 105 ПФ»; «Семейство моторов М-105»; « Эксплуатация химвооружения»; «Изучение взрывателя АПУВ и АМ-а;
* стрелковая подготовка: стрельба в тире из пистолета ТТ, упр. № 2;
* полковая группа штаба занималась по темам: отработка боевой документации (боевого донесения и составление оперативной сводки);

После подобной командирской учёбы 28.02. лётный состав сдавал зачёты по штурманской, бомбардировочной подготовке, теории воздушной стрельбы и знанию самолётов противника, их тактику и вооружение. [9]
Технический состав сдавал зачёты по матчасти самолётов и моторов и по эксплуатации их в зимних условиях.

Наступивший март месяц в очередной раз принёс нелётную погоду - 10 балльную слоистую облачность и постоянные дождевые осадки.

С разрешения командира 241-й бомбардировочной авиационной Речицкой дивизии (БАРД) день 01.03. был предоставлен лётному составу полка как День отдыха.

02.03. в 14:05 штабу полка была поставлена задача по боевой тревоге перебазировать 128-й КБАП с аэродрома Деменка на аэродром Костюковка. Вылет должен произойти в 16:00 час. Экипажам необходимо было иметь в составе 4 чел. (взять на борт дополнительно механика или техника). Наземные техсоставы по 5 чел. от каждой эскадрильи были отправлены ж.д. эшелоном.
В результате воздушного перебазирования перелетело 12 самолётов Пе-2. При посадке 5 из них от осколков льда получили повреждение хвостового оперения, а у одного, при посадке, лопнуло колесо. Наземным эшелоном были перебазированы 19 чел. и штаб полка. Поскольку это была тренировочная операция перебазирования, то 03.03.1944 было произведено обратное возвращение с аэр. Костюковка на аэр. Деменка.

Согласно штабному донесению, боевой состав 128-го КБАП по состоянию на 04.03.1944 г. представлял собой:

Полк обеспечен ГСМ и боеприпасами на 25 самолётовылетов.

Аэродром базирования – Деменка. [9]

Командир 241-й БАРД распорядился всему личному составу 128-го КБАП с 04.03. заниматься маскировкой самолётов и оборудования стоянок, молодым лётчикам заниматься командирской учёбой. До 18:00 было замаскировано 18 самолётных стоянок, вырыто 5 канав для отвода талой воды с территории аэродрома. Этими работами личный состав продолжал заниматься и 05, и 06 марта.
Вечером 06.03. комдив И.Г. Куриленко проверил выполнение своего приказания и отметил хорошее выполнение работы по маскировке, особенно отметил работу личного состава 1-й АЭ.

Подобный распорядок служебного времени для 128-го БАП, из-за метеоусловий, продолжался в течение всего марта месяца: личный состав вынужден был постоянно заниматься уборкой снега, в том числе, утром льда, днём - необходимостью рытья водоотводных канав. Поверхность аэродрома пришла в негодность. Такое положение дел установилось на большинстве аэродромов 3-го БАК. Оказалось, что выполнение полётов стало возможно всего лишь с одного аэродрома 3-го БАК – аэр. Зябровка.
Кроме того, поочередно личные составы АЭ занимались командирской учёбой и техобслуживанием материальной части.
Командирская учёба была направлена на воспоминание и закреплении теории по профессиям: для лётчиков, штурманов и тех.состава. Кроме того, для всего личного состава, по-эскадрильно, проводились занятия по политподготовке, примером озвучиваемых там тем может служить короткий список: «Гитлеровская Германия неудержимо катиться в пропасть» или «Всенародная помощь фронту», или «Победоносное наступление Красной Армии - яркое свидетельство крепости и мощи Советского Союза – показатель сталинской тактики и стратегии».
С командирами и парторгами звеньев было проведено совещание по вопросу: «О партийно-политической работе в звеньях». А 15.03. в 17:00, по приказанию штаба 241-й БАРД, с целью патриотического воспитания, личный состав был построен под Красное Знамя полка для исполнения хором Гимна СССР. При этом действии присутствовали представители штаба дивизии – полковник Романов и зам. начальника политотдела майор Партон – они оценили это исполнение как удовлетворительное.
В этой ситуации у командования авиакорпуса возникла ещё одна проблема. Она заключалась в том, что кое-кто из «старичков» начал забывать об уставных требованиях, не против был и поспорить со старшим по званию, с опозданием доложить о выполнении приказания, не всегда следил за своим внешним видом. Требовалось принять меры против элементов расхлябанности, пренебрежительного отношения к армейским порядкам и тем самым уберечь молодежь от дурного влияния.
О нарушениях уставных требований шла речь и на Военном совете 1-го Белорусского фронта.

Политработники корпуса отправились в полки. Не раз выступали они на партийных и комсомольских собраниях по вопросам укрепления дисциплины и уставного порядка. Обстоятельно беседовали и с командирами, особенно с теми, кто не подавал примера в строгом соблюдении уставных требований. Кое-кого пришлось наказать. [69]

Каждые 10 -12 дней, полку, с разрешения командира дивизии, предоставлялся День отдыха, в этот день для личного состава обычно организовывался и «банный день» (примечание – задачей банных дней, кроме прочего, была борьба с насекомыми-паразитами).

С целью проверки боеготовности, в один из дней марта, полк рано утром был внезапно поднят по тревоге.

Из-за наступления весны и её воздействия на возможность выполнения полётов, большую часть марта месяца 128-й БАП не участвовал в выполнении боевых задач.

В самом конце марта, 28.03., экипажи 128-го КБАП, наконец-то, были привлечены к выполнению боевой задачи - шестёрке Пе-2 под руководством майора Я.И. Андрюшина было приказано под прикрытием 6-ти Як-1 с горизонтального полёта бомбардировать арт.позиции противника в районе н. п. Куськовичи. Один Пе-2, № 19/210, экипажа лейтенанта А.М. Ряполова (штурман, лейтенант Н.Н. Елфимов – ВСР, старшина М.И. Привалов) вернулся с маршрута из-за отказа самолётного переговорного устройства (СПУ). Из-за высокого выравнивания при посадке, в момент приземления, из-за удара, лопнул пневматик левого колеса и нижний узел крепления рулей поворота. Экипаж не пострадал. Основная же группа (пять Пе-2) в результате выполнения боевого задания потерь не имела.
Подобный вылет приказано было повторить и на следующий день, группе из шести Пе-2 (под прикрытием 4-х Ла-5 739-го ИАП) под руководством командира полка подполковника М. М. Воронкова. Группа бомбардировала с горизонтального полёта арт. позиции и ходы сообщения противника на юго-западной окраине н.п. Давыдовичи. Потерь в составе этой группы не было.
В 18:30. было приказано исполнить там же повторный авиаудар группе, где ведущим был назначен экипаж ст. лейтенанта Н.Ф. Старостина. В зоне атаки нашим «пешкам» противодействия ЗА и ИА противника не было. Тем не менее, самолёт № 17/249 лейтенанта И.А. Маликова (штурман, лейтенант В.В. Бобылёв - ВСР, сержант Б.И. Михалец) после начала полёта вышел из полётного строя, поскольку появилась течь масла в левом моторе. Экипаж вынужден был сесть на вынужденную, «на брюхо», в районе н.п. Перелазы. Экипаж при этом не пострадал.

30 и 31 марта природа опять велела отказаться от полётов, создав в зоне расположения аэродрома низкую облачность и, временами, активные периоды снегопада. Личный состав полка, где дежурные экипажи находились в «готовности № 2», в очередной раз вынужден был активно заниматься уборкой снега и, позже, лётные экипажи были привлечены к командирской учёбе, а технический состав – к тех. работам на авиатехнике.

Информация о боевом составе 128-го КБАП по состоянию на 07.04.1944г. представленная в оперсводке штаба:

Полк обеспечен ГСМ и боеприпасами на 38 самолётовылетов.

Аэродром базирования не изменился.[9]

08.04. штаб 241-й БАРД распорядился с лётным составом провести штурманскую конференцию « По обобщению опыта самолётовождения в боевых условиях и опыта эффективности бомбардировочных ударов с горизонта и с пикирования» - за проведение конференции отвечал НШ полка подполковник И.П. Иванов.

10.04. в командировку на авиазавод г. Казань за получением новых самолётов были отправлены лётные экипажи от каждой АЭ, в т.ч.:
«<…> - 1-я АЭ: майора Андрюшина (капитан Торохов-ст. сержант Ивановский); лейтенанта Дружинина (лейтенант Киселёв – старшина Токарев); лейтенанта Маликова (мл. лейтенант Бобылёв); мл. лейтенанта Царёва (мл. лейтенант Фильченков – старшина Кривоченков);
-2 АЭ: лейтенанта Гусарова (лейтенант Гильдеев); мл. лейтенанта Зималиева (мл. лейтенант Боженко – мл. сержант Скобелев);
- 3 АЭ: капитана Паршина (ст. лейтенант Старостин – старшина Силаев); мл. лейтенанта Лаптева (лейтенант Кондратюк); мл. лейтенанта Котова (мл. лейтенант Пархатов – ст. сержант Рыбалка); мл. лейтенанта Попова (мл. лейтенант Валкаш). <…>»
[9]


(№ 078 ОСШт, 11.04.1944) [9]

В первой половине апреля, после неудачных боёв противник отошёл на заранее подготовленный рубеж и занял оборону на правом берегу р. Днепр на участке Могилёв – Быхов.

В эти дни проводится организационная работа по подготовке и проведению лётно-технической конференции с вопросом «Об обмене боевым опытом по эксплуатации материальной части лётно-техническим составом в зимних условиях и задачи на летний период».

В штаб дивизии поступила радостно-прискорбная весть:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года «<…> за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (посмертно)»:
Павлову Михаилу Никитовичу, старшему лейтенанту, штурману эскадрильи 128-го пикирующих бомбардировщиков авиационного полка 241 бомбардировочной дивизии 3 бомбардировочного авиационного корпуса;
Свиридову Алексею Андреевичу, старшему лейтенанту, командиру эскадрильи 128-го пикирующих бомбардировщиков авиационного полка 241 бомбардировочной дивизии 3 бомбардировочного авиационного корпуса.

Митинг личного состава полка по случаю присвоения звания Героев Советского Союза (посмертно) Павлову М.Н и Свиридову А.А., был осуществлён при полковом построении под Красным Знаменем. На митинге выступили: НШ подполковник Иванов, замполит майор Алексеюк, капитаны, Герои Советского Союза, Мизимов и Мусинский и ряд других однополчан.

Все дни апреля личный состав 128-го полка почти не привлекался к боевой работе 3-го БАК.


До начала наступательных боёв полк, главным образом, занимался подготовкой кадров для предстоящих боевых действий. Лётная работа шла по линии поддержания лётной практики у экипажей, в зоне полётов и на полигоне, и подготовке молодого лётного состава – ввод в строй. Эти полёты распределялись так: полёты «по-кругу» и в зону, слётанность звеньев, проверка техники пилотирования, на бомбометание с пикирования, вывозные полёты с пикирования, тренировочные полёты на пикирование. На бомбометание с пикирования чаще других летали экипажи лейтенантов Каткова, Колбасенко, Ряполова.
При одном из эпизодов бомбардирования звено Пе-2 было ошибочно обстреляно огнём МЗА и огнём из пулемётов с проходящего военного эшелона. Звено потерь не получило. После сдачи зачётов допущены к выполнению боевых задач с горизонтального полёта в простых метеоусловиях: лейтенанты Б.Н. Минцев, В.Я. Суханов, И.А. Табаков и И.Е. Степанюк.
На бомбометание с пикирования чаще других летали экипажи лейтенантов Каткова, Колбасенко, Ряполова.

26.04. в полк вернулись, перегнав новые самолёты Пе-2Б с авиазавода № 22 (г. Казань), экипажи мл. лейтенантов П.С. Лаптева и Г.П. Попова с ведущим капитаном Ф.И. Паршиным. Два самолёта отстали, ремонтируя возникшие при перелёте неисправности на аэр. Тула. 27.04. с завода № 22 на аэродром Деменка перегнан самолёт Пе-2У, пилотируемый лейтенантом В.П. Дружининым.
29.04 перегнаны два отставших из-за ремонта самолёта, пилотируемых мл. лейтенантами
А.И. Котовым и З.К. Зималиевым.
30.04. личный состав полка занимался командирской учёбой до 14:00, затем – изучением района и разбором учебно-тренировочных полётов, после чего личному составу было предоставлено время для подготовки к празднику 1 Мая, а с 21:00, по-эскадрильно, проводили встречу Международного праздника 1-го Мая.

1-го и 2-го Мая полку предоставлены Дни отдыха.

02.05. ещё 6 лётных экипажей в составе 24 человек, выбыли в г. КАЗАНЬ для получения очередных самолётов Пе-2, старшим группы  был назначен ст. лейтенант Хилков Ю.В.
 
Информация о боевом составе 128-го КБАП по состоянию на 03.05.1944 г.:

Полк обеспечен боеприпасами на 38 самолётовылетов, ГСМ 766 БАО не имеет.

Аэродром базирования Деменка.[9]

03.05. получена команда штаба 241-й БАРД о смене места базирования полка с аэродрома Деменка на аэродром Костюковка и уже вечером была отправлена передовая команда в количестве 19 человек, старшим группы был назначен ст. лейтенант С.Н. Прохоренков. Следующая группа, 29 человек технического состава, была отправлена к новому месту базирования 05.05. на попутных поездах.

06.05. основной состав 128-го БАКП во второй половине дня приступил к перебазированию на аэр. Костюковка. Первым вылетел экипаж командира полка, каждый экипаж должен был состоять из четырёх человек. Самолёты 2-й АЭ производили посадку уже в сумерках.
Так совпало, что четыре самолёта 1-й АЭ во главе с майором Андрюшиным в этот день осуществили перегон с завода № 22 на аэродром Деменка. Оставшиеся 13 самолётов, комдив распорядился обязательно перегнать 07.05. В составе этой группы оказались три комэска, но, тем не менее, по погодным условиям смогли перелететь только два самолёта. Лишь к исходу дня 09.05., полк смог полностью перебазироваться на аэр. Костюковка. При этом на аэр. Деменка были оставлены для переучивания молодых лётчиков, ранее летавших на бомбардировщиках «Бостон», самолёты УПе-2, УПе-3 и два самолёта Пе-2 и подразделение в составе 20 чел. лётного состава, 10 чел. тех.состава.

На следующий день личный состав 128-го БАП занимался командирской учёбой, строевой, метео, штурманской и бомбардировочной подготовкой.
Вернулся в строй из госпиталя лейтенант П.П. Агафонов.

В состав полка вернулись из Казани ещё 6 самолётов во главе с ведущим ст. лейтенантом Хилковым Ю.В.- перелёт произошёл без лётных происшествий и аморальных явлений.
После этого, крайнего, получения самолётов полк имел в своём составе 30 боевых самолётов Пе-Б, плюс 2 учебных Пе-2У, плюс один УПе-2; боеготовых лётчиков – 25, штурманов – 25, стрелков-радистов – 21, 9 лётчиков, ранее летавших на «Бостонах», проходили переучивание в учебном центре 241-й БАРД на аэр. Деменка.

18 мая в 05:00 для проверки была объявлена боевая тревога., которая выявила у личного состава наличие немало недостатков.

На следующий день полк посетил комкор, генерал-майор Каравацкий, который провёл с офицерским составом беседу об аморальных проступках и лётных происшествиях, познакомил с решениями Военного Совета
1-го Белорусского Фронта.

21 мая командир 1-й АЭ майор Я.И. Андрюшин был вызван Москву в распоряжение УК ВВС КА, где его ознакомили с приказом о назначении командиром 35-го БАП 219-й БАД. После его убытия командиром 1-й АЭ
был назначен командир 3-й АЭ капитан Ф.И. Паршин, командиром 3-й АЭ - ст. лейтенант А.В. Сарыгин.
Командиром 2-й АЭ был назначен капитан М.П. Мизимов.


Сарыгин А. В.

Мизимов М. П.

В 128-й БАП прибыла инспекция 16-й ВА для проверки учебно-боевой подготовки, дисциплины и распорядка дня. Периодом работы комиссии объявлен срок 22-24.05.1944г.

В состав полка вернулся из ремонта самолёт № 12/110.

Во исполнение приказа 241-й БАРД 26-31 мая личный тех.состав занимался постройкой капониров для самолётов. Полковая группа (командиры АЭ, их заместители, штурманы АЭ, адъютанты АЭ) занимались проработкой проекта строевого Устава.

Информация о боевом составе 128 КБАП по состоянию на 05.06.1944 г.:

Полк обеспечен боеприпасами на 60 самолётовылетов, ГСМ 766 БАО для 128-го БАП не имеет. [9]
Аэродром базирования Костюковка.[9]

128-й КБАП в составе 241-й БАРД негласно готовился к очередному крупному наступлению, получившему название операция «Багратион».

07.06. в полк с аэр. Добруш, из импровизированного учебного центра, вернулись 9-ть молодых экипажей, бывших экипажей самолётов «Бостон», а также два используемых там самолёта № 9/219 и 16/315. Программу полностью завершить не удалось. Причиной стал дефицит моторного топлива. Достоинством расположения настоящего аэродрома было то, что рядом располагалась ж.д. станция, поэтому вопрос доставки различных грузов был значительно облегчен. Для поддержания уровня лётной подготовки экипажи полка продолжали производить тренировочные полёты, хоть и в значительно меньшем количестве.

Наземная обстановка на линии фронта оставалась без изменения. ВВС противника одиночными самолётами и парами вели разведку наших войск и тыла до рубежа Пропойск (сегодня – г. Славгород)-Добруш-Коростень-Овруч. Особое внимание уделялось левому флангу Белорусского фронта.

В рамках командирской учёбы личный состав полка занимался строевой и хим.подготовкой, чисткой стрелкового вооружения, техн.состав проводил работы на матчасти самолётов Пе-2. Производились воздушные стрельбы по буксируемому конусу самолётом У-2, произведено 36 час/стрельб.


12.06. в расположение полка было доставлено моторное топливо, что позволило производить слётанность девяток на бомбометание в пикировании на полигоне. Этим занимались девятки 1-й и 2-й АЭ. Летало 18 самолётов, произведено 54 самолёто-пикирования. После 12.06 полк был обеспечен ГСМ и боеприпасами на 60 самолётовылетов.


14.06. уже состав 3-й АЭ производил стрельбу с земли по буксируемому самолётом У-2 конусу, составы других АЭ стреляли из пулемёта ШКАС, упр. № 4, и из пистолета ТТ.

Работу штаба полка проверял НШ 3-го БАК полковник Власов. Цель проверки – определиться в степени подготовки штаба полка к боевой работе (связь, управление эскадрильями, кодирование карт и умение раскодировать принятые боевые распоряжения на вылет).

15.06 десяти экипажам было приказано участвовать в лётно-тактических учениях (ЛТУ) 3-го БАК: 1-я АЭ – 3 экип., 2-я – 4 экип., 3-я – 2 экип., управление полка – 1 экип. В учениях участвовали командиры АЭ и ком.звеньев. Бомбометание производилось на полигоне Зябровка с пикирования.
Начальником штаба 241-й БАРД была объявлена учебно-боевая тренировка. Полк был готов к вылету (без пробы моторов) с момента объявления тревоги через 45 мин.

В течение 17.06. противник продолжал оборонять ранее занимаемые рубежи. По данным агентуры и партизан: из Бреста на Барановичи за первую половину июня прошло 475 вагонов с войсками и танками, 184 платформ с повозками, 32 вагона с изменниками Родины.
ВВС противника бомбардировали ночью ж.д. узел Гомель и в дневное время парами ФВ-190 противодействовали нашим разведчикам, которые всё же обнаружили в районах Минск, Бобруйск, Барановичи до 250 самолётов, из них, в том числе, 170 - бомбардировщиков. 

19.06. по решению командира полка 3-я АЭ вывозила молодых лётчиков, одновременно, в рамках подготовки производились парашютные прыжки ряда лётных экипажей. В результате совершено 6 прыжков с самолёта У-2.

Командир 241-й БАРД приказал готовить личный состав и самолёты к боевой работе на Бобруйском направлении.

21.06. 1944г. командование 128-го КБАП получило боевой приказ № 013 из штаба 241-й БАРД на подготовку к бобруйской операции. На следующий день, три Пе-2Б 128-го БАП в составе группы из 7-ми самолётов полков дивизии участвовал в разведке и фотографировании цели в районе Застенки - Весенний Всход – Чаусы. Ведущим был назначен подполковник М. Воронков, сопровождающими у него были комэски - капитан Паршин и ст. лейтенант Сарыгин. Разведка выполнялась при сопровождении истребителей прикрытия «Аэрокобра».

В канун этой операции «Багратион» состоялись конференции по обмену опытом политического обеспечения боевой работы эскадрилий и полков, а также совещания, на которых вырабатывались мероприятия по оказанию конкретной помощи командирам в подготовке экипажей к боевым вылетам.

Часть 13

23 июня 1944 года войска 1-го Прибалтийского, 2-го и 3-го Белорусских фронтов перешли в наступление. На другой день двинулся на штурм укрепленных позиций врага и 1-й Белорусский фронт.

Началась операция «Багратион».

Её составляющей была запланированная Бобруйская операция (24 июня — 29 июня 1944 года), которая велась войсками 1-го Белорусского фронта под командованием генерала армии К. К. Рокоссовского. Целью которой был прорыв обороны противника, окружение и разгром главных сил 9-й армии вермахта, освобождение значительной территории Белоруссии, создание условий для последующего наступления на минском и барановичском направлениях.

До начала наступательных боёв 1-го Белорусского фронта, т.е. до 24.06.1944, 128-й полк боевой работы вёл мало, занимался, главным образом, подготовкой кадров для предстоящих боевых действий. Лётная работа шла по линии поддержания лётной практики экипажей: в зоне и на полигоне, подготовке молодого лётного состава (ввод в строй). За этот период произведено 157 учебно-тренировочных полётов.

24.06. в 03:00 из штаба 241-й БАРД была получена шифротелеграмма, где было указан план боевого вылета с целью бомбардировки арт.позиций противника на сев.- вост. и восточной окраине пункта Тихиничи и арт. позиции врага в дер. Лейчицы. Ведущими трёх девяток были назначены: подполковник Воронков, капитан Паршин и ст. лейтенант Сарыгин. Целью бомбардировочной атаки было подавление стрельбы артбатарей, которые препятствовали продвижению наших наземных войск. Истребительное прикрытие должно было осуществляться истребителями 5-го ИАП. Полк обязан был произвести в течение дня 10 вылетов.
Однако в назначенное время вылететь из-за плохих метеоусловий не получилось.
Погода позволила полку вылететь несколько позже, в 12:10. Немецкое истребительное прикрытие зоны целей отсутствовало. Огонь ЗА был в основном на маршруте подхода к цели, в зоне цели оно было довольно слабое. Однако из-за плохих метеоусловий по маршруту и в зоне цели план был выполнен частично. По выполнению задания, визуальным наблюдением было установлено, что бомбёжкой был подавлен огонь всего лишь одной батареи врага.
При выполнении этой задачи было потеряно два самолёта. В группе капитана Мизимова после осуществления бомбардировки зенитным снарядом был поражён самолёт мл. лейтенанта
А.И. Табакова (штурман, мл. лейтенант В.М. Золотухин, ВСР, мл. сержант В.И. Евстигнеев), который при этом потерял управление и врезался в самолёт ведущего звена лейтенанта В.Д Гусарова
(штурман, мл. лейтенант В.В. Бобылёв, ВСР, старшина В.Ф. Ковалёв). Члены экипажа лейтенанта
В.Д Гусарова погибли, также погиб мл. сержант В.И. Евстигнеев, а вот А.И. Табаков и В.М. Золотухин, спустившись на парашютах, остались живы и смогли вернуться в полк в январе 1945 г.

На следующий день было приказано тремя группами бомбардировать арт.позиции и мотомехчасти противника в районе Великие Ляды, Добрица и Титовка. Поставленная задача полком была выполнена. Летало 22 экипажа. По дешифровке фотоснимков установлено, что противнику был нанесён ущерб: уничтожено 2 арторудия, 2- повреждены, взорван склад боеприпасов, а по визуальному наблюдению – взорвано 3 склада и до 15 чел. живой силы противника.

26.06 полку была поставлена задача двумя экипажами (капитана Мусинского и лейтенанта Каткова) выполнить разведку войск противника в районе г.Бобруйск и г.Осиповичи – Свислочь.
Кроме разведки, двум группам самолётов от 1-й и 2-й АЭ приказали бомбардировать скопление автомашин и живой силы в н.п. Титовка. После проведённой бомбовой атаки самолётами 128-го БАП, её результаты, по визуальному наблюдению, говорили, что уничтожено и повреждено около 8 автомашин. Было сильное противодействие ЗА – до трёх батарей среднего и крупного калибра и МЗА до 4-х батарей, которые вели огонь из района Бобруйска, ж.д. станции и крепости. В результате у двух самолётов на своём аэродроме в планерах было обнаружено 22 пробоины. Самолёт ведущего одной из групп, капитана Паршина, где в составе экипажа был командир 241-й БАРД полковник Куриленко, при возвращении был атакован парой Ме-109. На встречном курсе экипаж Паршина смог сбить один истребитель, который упал в районе Жиличи.
ЧП случилось с самолётом № 10/138, экипаж лейтенанта Г.Н. Колбасенко, у которого на взлёте отказал один мотор, и он вынужден был произвести посадку за границей аэродрома с полуубран-ными шасси. Экипаж невредим. Самолёт подлежит ремонту в ПАМ-32.

На следующий день была поставлена задача двумя экипажами произвести разведку в зоне отступления противника из района Бобруйск.

А вечером, в 20:20, по боевой тревоге были подняты две группы, 5 и 6 самолётов, с задачей бомбардировки обороны противника в крепости на восточной окраине г.Бобруйска. По наблюдениям экипажей уничтожено и повреждено до 12 автомашин, подавлен огонь одной батареи, взорван склад боеприпасов, уничтожено 30-50 чел. живой силы. Боевых потерь, среди летавших экипажей, не было.

Наряду с выполнением боевых задач полк проводил учебно-тренировочные полёты с молодым лётным составом. Допущено к самостоятельным полётам на самолёте Пе-2 было 3 лётчика – мл. лейтенанты Смирнов, А.Ф. Хвалюскин и лейтенант В.А. Тяпин.

27.06.44 полк участвовал в уничтожении окружённой группировки противника юго-восточнее г. Бобруйск, за что получена благодарность от Главного Маршала авиации т. Новикова.

28.06. командованием 241-й БАРД приказано группе 1-й АЭ из 9-ти самолётов бомбардировать мост через р. Березину, затем повторно эту операцию надлежало выполнить группе 2-й АЭ в составе 7-ми самолётов и первой группе 1-й АЭ. Задача состояла в предотвращении возможности переправки войск противника на западный берег р. Березина. Одновременно требовалось провести разведку одним экипажем в районе сев.-зап. г. Бобруйска.
Поставленную задачу полк выполнил. Летало 19 экипажей. После уничтожения моста на восточном берегу образовалась большая автомобильная пробка, где скопилось более 200 автомашин врага. При обстреле её пулемётным огнём стрелков-радистов и лётчиков, по визуальным наблюдениям, было уничтожено и повреждено более 24 автомашин, до 60 человек живой силы. В результате обстрела ЗА один самолёт, № 14/116, из-за возникновения пожара и отказа одного двигателя сел на вынужденную в районе Большая Крушиновка. Экипаж мл. лейтенанта Суханова после посадки потушил пожар, и смог возвратился в полк 29.06.1944.

В полк в эти дни на должность зам начальника 3-й АЭ прибыл гв. капитан Н.Д.Чурилов.


Чурилов Н.Д.

29.06. командир 241-й дивизии приказал 128-му БАП тремя девятками разрушить мост через реку Березина, что в 1 км южнее н.п. Березино, что не позволило бы переправить противнику технику на западный берег.  
Первая девятка 1-й АЭ под руководством капитана Паршина при повторном заходе была атакована истребителями противника, вылетевшими из засады, с замаскированного аэродрома подскока вблизи моста. Несмотря на огонь стрелков и штурманов Пе-2 и истребителей сопровождения, самолёт ведущего капитана Паршина был подбит и сел «на вынужденную «на брюхо» на окраине н.п. Озеряне.

Группа под руководством капитана Мусинского проводила бомбардировку моста под прикрытием 12-ти «Аэрокобр». «Мессерам» удалось сбить одну «Аэрокобру» и самолёт мл. лейтенанта Степанюка (штурман, мл. лейтенант Дундук - ВСР, сержант Елисеев). Выбросившийся на парашютах экипаж вернулся в часть 02.07 и 03.07.1944г.
Мост был разрушен, поражено до 25 автомашин, живой силы порядка 100 человек. Почему-то на действие истребителей сопровождения были высказаны претензии в их якобы равнодушии в действиях по защите «пешек».

29 июня в свете окончания Бобруйской операция советскими войсками был взят город Бобруйск.

Накануне пришло радостное сообщение об освобождении 28 июня родины 128-го БАП- города Витебска. Это произошло в результате завершения Витебско-Оршанская операции (23–28 июня 1944) проведённой в Восточной Белоруссии, которая являлась составной частью Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион». Операция проводилась силами двух фронтов: 1-го Прибалтийского (командующий генерал армии И. Х. Баграмян) и 3-го Белорусского (командующий генерал армии И. Д. Черняховский). Общую координацию действий обоих фронтов в операции осуществлял представитель Ставки ВГК маршал Советского Союза А. М. Василевский.

В результате операции были освобождены районные центры Витебской области Шумилино (23 июня), Бешенковичи, Богушевск, Сенно (25 июня), Толочин (26 июня), Орша, Чашники (27 июня), Лепель (28 июня).

В результате Витебско-Оршанской операции было разгромлено левое крыло группы армий «Центр». Войска 3-го Белорусского фронта, продвинувшись на 80–150 км, образовали широкую брешь во вражеской обороне, создали условия для стремительного развития наступления на минском и вильнюсском направлениях.

За время июньских боёв в бобруйской операции 128-й авиаполк произвёл 116 успешных боевых самолётовылетов. Боевые вылеты в первые дни (с 24.06.44) напряжённой боевой работы показали в полку хорошую их организацию: ведь все ответственные боевые задания 241-й БАРД прежде всего поручались 128-му ПБАП.

30.06. командир авиадивизии приказал произвести профилактический осмотр самолётов, во второй половине дня с лётным составом следовало подвести итоги шести дней боевой работы.

Противник с упорными боями отходил на запад.
2-й Белорусский фронт восточнее Минска продолжал уничтожать окружённую группировку немцев.

01.07. комдив приказал 128-му КПБАП находиться «в готовности № 2», а уже 02.07.личному составу 128-го БАП было приказано до 19:00 перебазироваться на аэр. Миньков.
К указанному времени смогли перебазироваться 27 Пе-2, 1 УПе-2, два У-2, личного состава 275 человек. Это перебазирование прошло без каких-либо лётных происшествий.

Противник с боями продолжает отходить в западном направлении, его ВВС активности не проявляло.

Ночью в штаб 128-го авиаполка пришло сообщение, что к исходу 3 июля 1944 года был освобождён город Минск.
Эта победа стала завершением минской наступательной операции войск 3-го, 2-го и 1-го Белорусского фронтов при содействии 1-го Прибалтийского фронта, проведённая 29 июня - 4 июля 1944 года с целью окружения минской группировки противника при выполнении части стратегической Белорусской операции «Багратион», а уже 07.07.1944 года был освобождён жел. дор. узел Барановичи.

Информация о боевом составе 128 КБАП по состоянию на 08.07.1944 г.:

Полк обеспечен боеприпасами и ГСМ на 45 самолётовылетов.

Аэродром базирования Миньков.[9]

Наступил, 08.07, очередной день, когда полк не вёл боевой работы. Проводились учебно-тренировочные полёты «по-кругу», «в-зону», слётывались в составе пары и звена, летали на бомбометание в составе звена. В этих полётах участвовали 32 самолёта, пилотировали 29 лётных экипажей. Допущены к введению в строй два лётчика: ст. лейтенант Н.В. Подогуров и мл. лейтенант А.С. Ищенко.

Из штаба 241-й БАРД поступило приказание готовиться к перебазированию на очередной, новый, аэродром в район г. Ковель.

Под эти цели была сформирована передовая команда для перебазирования, в составе: зам. НШ майор Засов Ф.Е., пом. НШ по разведке капитан Торохов Г.И., замполит полка Алексеюк А. Г. и по два чел. от каждой АЭ. Командир 241-й БАРД выделил борт «Дуглас» для доставки двумя рейсами 47-ми человек технического состава (с оружием: винтовок - 23, автоматов – 3) на аэр. Бичаль (УССР, Ровненской область, Костопольского район, Деражненский с/с). Эта команда смогла перелететь на «Дугласе» на аэр. Цумань ближе к вечеру. Кроме технического состава на этот аэродром перелетела пара самолётов полка - один Пе-2 и один У-2. В свете программы перебазирования, бомбовые боеприпасы из бортового вооружения самолётов, были сданы на склад 766 БАО в расположении аэр. Миньков. Техимущество вместе с техническим составом было отправлено на ж.д. ст. Хальч для погрузки и перебазирования на новое место дислокации. На аэродроме Миньков остался только лётный состав.

В этот день сюда прибыл из ремонта в ПАРМ-3 самолёт № 2/268.

По информации председателя райисполкома Деражне и руководителя районного НКВД в округе активно действуют банды бандеровцев, в которых насчитывалось более 6 тыс. человек, они нападали на небольшие гарнизоны и сельских активистов. Большинство мужского населения округи находилось в их рядах. Окружающие аэродром сёла были поражены тифом, поэтому личному составу 128-го БАП, располагаться на жильё там, нельзя. Передвижение личного состава разрешалось только группами по 8-10 чел. В дневное и ночное время было необходимо в расположении матчасти, стоянок самолётов и расположения личного состава, держать усиленный караул. На месте базирования передовой команды были вырыты окопы и организована круговая оборона. Передовая команда успела приступить к производству работ по вырубке леса для захода самолётов на посадку. Телефонная связь со штабом 241-й БАРД постоянно уничтожалась бандеровцами. Через несколько дней у передовой команды закончились продукты. Пришлось с помощью райисполкома Деражне закупать их за наличный расчёт. В один из дней на хуторе Бичаль замполитом майором Алексеюк А. Г. вместе с двумя офицерами был задержан бандеровец, который был сдан в батальон НКВД.
А уже 22.07, по команде штаба 241-й БАРД, передовая команда 128-го КБАП вынуждена была, по приказу, перебазироваться на аэродром Цумань, куда был перегнан самолёт У-2, а самолёт Пе-2 был отправлен на аэродром Чарторыск. Оказалось, в ночь с 21 на 22.07 на передовую команду полка готовилось нападение бандеровцев, которое, после получения развединформации, было предотвращено действиями батальона НКВД.

Командир 241-й БАРД приказал с 25.07.44г. установить местом базирования 128 -го КБАП аэр. Чарторийск (Чарторыск) - вост.85 км. г. Ковель. (Примечание: по воспоминаниям ветерана [75] «<…> всю дивизию [241-ю БАРД] где-то в районе <…> июля отправили на 1-й Украинский фронт в район Чарторийска на Западной Украине. <…> это был стратегический маневр высшего командования, чтобы дезориентировать немцев и заставить перебросить на Украину внушительную воинскую группировку, ослабив тем самым противника во время продолжения нашего наступления в Белоруссии. <…> позже, 8 августа, мы перелетели на свой аэродром в Малашевичи (Польша) на 1-м Белорусском фронте <…>»)
Передовой команде следовало туда перебраться пешим строем, необходимо перегнать туда самолёты Пе-2 полка: от 3-й АЭ - 6 самолётов, от 2-й АЭ – 2, от 1-й АЭ – 1. При перегонке У-2 на аэр. Чарторыск, из-за выработки бензиновой заправки, заглох двигатель, планирующий самолёт задел деревья и упал на землю. Лётчик, зам. командир АЭ, ст. лейтенант Хилков получил переломы и был направлен в госпиталь 16-й ВА, оказалось, что самолёт ремонту уже не подлежит. Остальной лётный состав смог без происшествий перелететь 26.07.1944 г.

28 июля 1944 года Красной Армией в рамках Люблин-Брестской наступательной операции (с 18 июля по 2 августа), в которой участвовали войска 1-го Белорусского фронта, был освобожден г. Брест.

Информация о боевом составе 128 БАКП по состоянию на 05.08.1944 г.:

Полк обеспечен боеприпасами и ГСМ на один боевой вылет.
Аэродром базирования Чарторыск.[9]

Через десять дней, в очередной раз, поступила команда штаба 241-й БАРД готовиться к перебазированию на аэродром Вышнице (это 30 км южн. г.Бяла-Подляска, где располагался штаб 3-го БАБК и штабы трёх авиадивизий, входящих в корпус [75]), а уже 05.08 поступил приказ командира 241-й БАРД о начале перебазирования на этот аэродром. Первым на самолёте У-2 (По-2) к новому месту базирования вылетел нач. штаба полка, следом, самолётом «Дуглас» отправилась передовая команда в составе 24 человек и только два Пе-2. Остальные экипажи вынуждены были вернуться - оказалось, что грунтовое покрытие этого аэродрома слишком мягкое. После оценки возникшей проблемы, командование 3-го БАБК и 241-й БАРД приняло решение определить аэродромом базирования 128-го БАКП н.п. Малашевиче (13 км зап. г. Брест), куда полк смог полностью перебазироваться без лётных происшествий 09.08.1944г. (Примечание: аэродром в Малашевичах имел полосу с твёрдым покрытием.) [75]

После почти месячного отсутствия боевой работы, 20 августа 1944г. 128-му авиаполку было приказано двумя девятками Пе-2 с одного захода бомбардировать артиллерию противника в н.п. Трояны. Ведущим первой девятки, из состава 1-й АЭ, стал командир полка, подполковник М. Воронков. Прикрытие осуществляли истребители Ла-5 286-го ИАД. Воздушную зону Троян прикрывали более 2-х немецких батарей ЗА, истребителей противника замечено не было.
В результате боевых действий полка противнику нанесён ущерб: разрушено домов – 7, живой силы поражено порядка 60 человек.
При выполнении этой боевой задачи зенитками противника был побит самолёт лейтенанта Котова (штурман, мл. лейтенант Пархатов - ВСР, старшина Дорош), за которым сослуживцы увидели появившийся чёрный дым, самолёт стал отставать от группы и был сбит появившимися к концу бомбардировки истребителями Ме-109. В результате этой атаки экипаж, как оказалось, погиб.

Выполнение этого задания командованием было расценено положительно, за что 20.08.1944г. личному составу 128-го КБАП командующим армии генерал-полковником Поповым была объявлена благодарность.

В остальные дни, до конца месяца, 128-й БАП подвергся проверке техники пилотирования лётного состава 2-й и 3-й АЭ. В итоге было проверено 17 лётчиков. Зачёты сдавались лётным составом по основным дисциплинам: штурманской, бомбардировочной, технической подготовке и теории полётов. Штабом же 241-й БАРД проверялись работники штабов полков дивизии в быстром принятии боевых распоряжений, раскодировании и передаче их в вышестоящий штаб.

В эти дни сентября 1944 г. войска 1-го Белорусского фронта с боями продвигались в северо-западном направлении на Вышкув. Авиации противника бомбардировала боевые порядки наших войск в районе северо-восточнее г. Варшава.

В августе 1944 г. подполковник Иванов И.П. был переведён служить в 109-й БАП ДД, а с 01.09.1944г. НШ 128-го КПБАП стал подполковник Трохов Захар Герасимович.

1-го и 2-го сентября личный состав полка занимался командирской учёбой.

Информация о боевом составе 128 БАКП по состоянию на 04.09.1944 г.:

Учебно-тренировочных самолётов – 1.
Полк обеспечен боеприпасами на 25 боевых вылетов, ГСМ 766 БАО в наличии не имеет.
Аэродром базирования Малашевиче.[9]

В полк после завершения учёбы на курсах повышения в г.Липецк вернулся Герой Советского Союза, зам. командира АЭ Н.В. Пивнюк и через пару дней он был переведён для дальнейшей службы в штат 779-го БАП 241-й БАРД.

Противник с упорными боями отходил в направлении Праги (предместья Варшавы).

В эти дни полк в очередной раз оказался без горючего для двигателей самолётов.

В рядах 128-го БАП работала комиссия 241-й БАРД в составе 8-ми человек, которая принимала зачёт у всего лётно-технического состава по дисциплинам: бомбардировочной, штурманской, воздушно-стрелковой, огневой, теории полёта, НПП-38, знанию мат. части самолёта и мотора, эксплуатации и вооружению. После сдачи зачёта, личный состав полка, усреднённо, получил по зачётам оценки: по бомбардировочной подготовке – 4; штурманской подготовке – 4; теория воздушной стрельбы – 4,1; огневая подготовка – 4,3; теории полёта – 3,9; НПП-38- 4; приказ № 074 – 3,5; знанию мат. части самолёта и мотора – 4,2. Общий балл полка оказался – 4,0.

Параллельно, в течение трёх дней, 16-18.09, велись учебно-тренировочные полёты, которых было произведено 134 самолётовылета. В очередной раз, по приказанию комдива полк в течение почти всего сентября вынужден был заниматься командирской учёбой - боевой работой в этом месяце полк не занимался.

22 – 24.09. инспектором по технике пилотирования 3-го ББАК майором Маршалковичем было проверено лётное командование: командир полка, подполковник М. Воронков, командиры АЭ: майор Паршин, капитаны Сарыгин и Мизимов, общая оценка по технике пилотирования выставлена, как – 4,5.

Наши войска после десятидневных упорных боёв овладели предместьем Варшавы – Прагой. Противник понёс большие потери. ВВС противника активности. в этих событиях, не проявляли.

На правом фланге фронта противник, усилив свою группировку танками, стремится ликвидировать плацдарм наших войск на зап. берегу реки Нарев в районе юго-зап. Пултусск. Согласно сообщению агентуры КА, немцы дополнительно подтягивают танковые соединения из глубины тыла на радомское направление.

01.10. командир полка, подполковник М. Воронков и командиры АЭ капитаны Мизимов, Сарыгин и майор Паршин на «Виллисе» ехали по вызову в штаб 241-й БАРД. В районе н.п. Малашевиче их автомашина подверглась тарану со стороны «Форда-6», следовавшего на большой скорости, водитель которого был пьян. В результате удара майор Паршин получил тяжёлые ушибы тела и был отправлен в госпиталь, остальные офицеры также получили ушибы. Водитель «Форда-6» был задержан и направлен в комендатуру дорог г. Бреста.
В дни начала октября, личный состав полка опять занимался командирской учёбой.

В полк прибыло пополнение - 8 стрелков-радистов.

Информация о боевом составе 128-го БАКП по состоянию на 06.10.1944 г.:

Учебно-тренировочных самолётов – 1.
Полк обеспечен боеприпасами на 25 боевых вылетов, ГСМ 766 БАО в наличии не имеет.
Аэродром базирования Малашевиче.[9]

На правом фланге фронта, в начале октября 1944г., противник, понеся значительные потери, перешёл к обороне. На варшавском, палтусском направлениях, в междуречьи Западный Буг и Висла вёл упорные бои, стремясь не допустить дальнейшего продвижения наших войск.

Ряд лётных составов полка тренировался в бомбометании с пикирования в составе девяток и звеньев.
Летало 43 самолёта, произведено 57 самолётовылета на бомбометание. При учебно-тренировочных полётах отрабатывали взлёт звеньями, слётанность групп, сбор групп для повторного захода на цель, противозенитный маневр, пологое пикирование девяткой, бомбометание с пикирования по звеньям.

В один из вечеров, на торжественном построении полка командиру полка, подполковнику М.М. Воронкову и начальнику штаба полка, подполковнику И.П. Иванову, новым командиром дивизии (с 25.09.44), полковником А.Г. Фёдоровым, были вручены ордена.

Лётные экипажи 2-й АЭ выполнял учебные «слепые» полёты, упр. № 1 и № 2 КБПБА-43, экипажи 3-й АЭ производили парашютные прыжки с самолёта По-2. Остальной личный состав проводил строевые занятия, химическую, стрелковую и штурманскую подготовку.

В очередной раз, в целях проверки готовности, в полку и у БАО была объявлена боевая тревога.
План по боевой тревоге и обороне аэродрома оказался реальным, тем не менее, в нём выявлен ряд недостатков.

25.10. лётный состав 128-го КБАП приступил к подготовке к лётно-тактическим учениям (ЛТУ) в составе 3-го БАБК, которые будут проверяться инспекцией ВВС КА, возглавляемой генерал-полковником Громовым М.М. Тех составу необходимо готовить матчасть к ЛТУ.
Кроме того, лётный состав занимался воздушной стрельбой по конусу, наземной стрельбой, штурманской и бомбардировочной подготовкой. Произведено бомбометаний с пикирования – 30 ч/бомбометаний, стрельб по щитам – 32 ч/стрельбы, стрельб по конусу – 51 ч/стрельб, наземных стрельб – 38 ч/стрельб. Тренировочных полётов на бомбометание с пикирования – 6 с.-в.

26.10. полк в составе 3-х девяток, взлетев по тревоге и пролетев по маршруту, произвёл бомбардирование цели на полигоне вблизи г. Брест. Инспекция отметила взлёт и сбор групп полка – на «отлично», бомбометание – на «удовлетворительно». На полигоне присутствовали генерал-полковники Громов и Руденко, в составе инспекции работал командир корпуса, генерал-майор Каравацкий, инспекция возглавлялась полковником Никишиным. 

28.10. занимались разбором ЛТУ: командиры и штурманы АЭ, командиры звеньев и офицеры штаба выезжали в штаб 241-й БАРД для анализа участия в ЛТУ, где разбор проводил зам. командующего ВВС, генерал-полковник Громов. Там, присутствующим представителям 128-го ПБАКП было сообщено об Указе Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года «<…> за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:
Паршину Фёдору Игнатьевичу, майору, командиру 1-й эскадрильи 128-го пикирующих бомбардировщиков авиационного полка 241-й бомбардировочной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса;
Фильченкову Сергею Яковлевичу, младшему лейтенанту, штурману экипажа 128-го авиационного полка  пикирующих бомбардировщиков 241 бомбардировочной дивизии 3 бомбардировочного авиационного корпуса.

На следующий день, 28.10., на торжественном построении личному составу полка командиром, подполковником М. Воронковым, были вручены медали «За оборону Москвы», их получили 68 человек.

Борис Дайтер

128-й ККБАП. Часть 14 – Часть 15.

Источники информации

Краткие биографические справки

Рудинский Евсей Яковлевич (1922 – 19__) - майор в отставке. До 10 лет жил в Крыму, с 1932 г. — в Трудовой коммуне № 2 им. Дзержинского (ныне — г. Дзержинский Московской обл.). Занимался гимнастикой у известного спортсмена Д. К. Осипова (1897–1977). Призёр соревнований. В 1940 г. поступил в Мелитопольское военно-авиационное училище. После окончания направлен служить в АрхангВО. Летал на самолётах У-2, Р-5, ТБ-3 и Ли-2, штурман. С начала войны — штурман в 222-й АЭ связи АрхангВО, служил на о-ве Кего под Архангельском. В 1943г был переведён в действующую часть -128-й БАП. Боевое крещение принял в 1943 г. на Курской дуге. В 1944–1945 гг. — штурман Пе-2 в 128-м БАП 16-й ВА на 1-м Белорусском фронте. Участвовал в боях в Белоруссии, Польше, в апреле 1945 г. совершал боевые вылеты на Берлин. Служил в ВВС до 1951 г. В 1982–1995 гг. — секретарь Президиума Совета ветеранов 16-й ВА.

Щеглов Степан Степанович (22.07.1914 – 14.07.1976) – капитан, Герой Советского Союза (15.05.1946). Окончил 5 классов и школу ФЗУ по специальности строителя в Саратове. 05.11.1932 г. был призван в Красную Армию. Окончил школу мл. авиаспециалистов и курсы штурманов. Направлен служить в БОВО, в 6 БАП 70 АБр (Витебск). Участвовал в советско-финской войне в 1940 году, совершил на бомбардировщике 10 боевых вылетов. С начала Великой Отечественной войны летает на СБ-2, сражался на Западном, фронте, был тяжело ранен. После излечения переучивается на Пе-2 и попадает в состав 128 ББАП. С этим полком воюет на Брянском, Центральном, Калининском и 1-м Белорусском фронтах. В конце 1942 г. контужен. Участвовал в операциях по обороне Вязьмы, Москвы, в Курской битве, освобождении Белоруссии, Польши, разгроме гитлеровцев на территории Германии. Совершил 173 успешных боевых вылета. В его личном деле записаны десятки благодарностей за отличное выполнение служебных заданий. С 1953 г. в запасе. Жил в Витебске, работал в аэроклубе.

 

Категория: Статьи | Добавил: Саша (15.03.2025)
Просмотров: 39 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2025