128-й КРАСНОЗНАМЁННЫЙ КАЛИНИНСКИЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ─
четвёртый из Витебского гнезда
128-й ККБАП. Часть 1 – Часть 4.
128-й ККБАП. Часть 5 – Часть 7.
Часть 8
Текущим пересмотром планов Ставки ВГК на применение авиации в боевых действиях и сосредоточением авиационных частей и соединений в составе воздушных армий, стало очередное изменение структуры и назначения 211-й ББАД, переформирование которой в 211-ю ночную бомбардировочную авиационную дивизию завершили 06.01.1943 г. Это привело к тому, что с 20.11.1942 г. 128-й БАП (III-го формирования) после пополнения и укомплектования боевой техникой был запланирован к вхождению в состав 241-й БАД, состоящую в рядах 3-го бомбардировочного авиакорпуса (БАК) 15-й ВА Брянского Фронта (II-го формирования).
3-й Бомбардировочный Авиационный Корпус резерва Ставки ВГК был сформирован на основании приказа НКО СССР № 00217 от 10.11.1942 года. Комплектование и боевое слаживание частей и соединений корпуса проходило по 15.01.1943 г. в городах Ярославль и Рыбинск.
Командиром 3-го БАК был назначен генерал-майор А.З. Каравацкий. В состав корпуса вошли две авиадивизии: 241-я (командир полковник И.Г. Куриленко) и 301-я (полковник Ф.М. Федоренко).
В 241-ю дивизию вошли: 24-й, 128-й (с 20.11.1942 г.) и 779-й авиаполки. Все полки состояли из двух эскадрилий и имели на вооружении самолеты Пе-2. [63]
С 01.11.1942 г. командовать 128-м ББАП был назначен Герой Советского Союза майор М.М. Воронков, бывший командир расформированного с 10.10.1942 г. 275-го БАП.
Майор М.М. Воронков вступил в командование 128-м ББАП в период получения новых Пе-2ФТ на авиазаводе № 22 в г. Казань.

Воронков М.М.
Вместе с майором М.М. Воронковым в 128-й БАП прибыли и другие военнослужащие из состава расформированного 275-го БАП.
После получения боевой техники и частичного пополнения 128-й ББАП в декабре 1942 г. разместился на аэродроме Данков-1 (север Липецкой обл.). Здесь в период очередного, крайнего, переформирования полк пополнился молодыми, в большинстве своём необстрелянными представителями лётных экипажей: лётчиками (пилотами), летнабами [или стрелками-бомбардирами или штурманами] и воздушными стрелками-радистами - все в звании «сержант».[7] Из них было сформировано 10 лётных экипажей, зачисленных в штат обоих эскадрилий. Штаб полка провёл окончательное формирование эскадрилий, после чего командование полка и эскадрилий стали проводить «слётывание» экипажей.
В эти дни проводилась воспитательно-политическая работа – восстанавливались партийные и комсомольские организации.

Ямковой М. Ф. |

Реунков П. С. |
Новым начальником штаба был назначен прибывший вместе с майором М.М Воронковым из состава 275-го БАП майор Ямковой Михаил Фадеевич.
В составе полка командирами АЭ в этот период были: 1-й АЭ - капитан Я.И. Андрюшин комэском 2-й АЭ - капитан В.П. Солопов. Штурманами АЭ были: ст. лейтенант Н.Д. Лепёхин - 1 АЭ и ст. лейтенант П.С. Реунков – 2 АЭ.
За участие в Ржевско-Вяземской наступательной операции в составе Калининского фронта командование 211-й ББАД отличившихся военнослужащих представило к награждению Правительственными наградами. Среди получивших (несколько позже, уже в начале 1943 г.) ордена за героизм в Ржевско-Вяземской операции, можно назвать следующих военнослужащих 128-го полка: Агафонов П.П, Арсентьев П.В, Бахвалов Г.П., Башилов Н.С, Бондаренко И.Я, Дробышев В.Л, Евдокимов Л.Н, Краснянский П.Т, Ларионов М.Н, Нежнов Н.Н, Старостин Н.Ф, Тишевский Д.Т, Хадеев В.Т, Шишляков М.Я, Янаев И.Г. Двоих из состава 128-го ББАП командование 211-й ББАД представило к званию Герой Советского Союза, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года «ЗА ОБРАЗЦОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ БОЕВЫХ ЗАДАНИЙ КОМАНДОВАНИЯ НА ФРОНТЕ БОРЬБЫ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМ ЗАХВАТЧИКАМИ И ПРОЯВЛЕННЫЕ ПРИ ЭТОМ МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ ЗВАНИЯ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ВРУЧЕНИЕМ ОРДЕНА ЛЕНИНА И МЕДАЛИ «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА БЫЛИ УДОСТОЕНЫ»:
— Мусинский Николай Степанович, лейтенант, лётчик 128-го ближнебомбардировочного авиационного полка;
—Пивнюк Николай Владимирович, старший лейтенант, командир звена 128-го ближнебомбардировочного авиационного полка.
Состав всего 128-го ББАП за успехи в период Отечественной войны командованием дивизии был представлен к званию ГВАРДЕЙСКИЙ. Однако высшее военное и партийное руководство не сочли аргументы командования 211-й ББАД убедительными, поэтому полк не был удостоен звания ГВАРДЕЙСКИЙ.
Несколько позже приказом НКО № 207 от 5 мая 1943 года 128-му пикирующему бомбардировочному авиационному полку было присвоено Почётное наименование «Калининский».
В период с 18 по 26.01.1943 г. все части и соединения авиакорпуса перебазировались на новые места дислокации. Штаб корпуса расположился в г. Лебедянь. Там же разместился штаб 301-й БАД. Её полки расположились на аэродромах Лебедянского аэроузла. С аэродрома Данковского аэроузла части 241-й БАД перебазировались на аэродром Староселье (близ Рыбинска).
С 26.01.1943 г. 128-й БАП в документах стал называться 128-м ПБАП - «пикирующим».
26.01.1943 г. переформированный состав 128-го ПБАП совершает первый боевой вылет в рядах 241-й БАД. Сначала, в 10:40, первый вылет производят шесть экипажей во главе с командиром полка. Их задача - под прикрытием истребителей бомбардировать ж. д. узел Касторное, но истребители не взлетели. Тем не менее «бомбёры» стали выполнять запланированную боевую задачу: одно звено бомбардировало западную зону ж. д. станции Касторное, где располагались 4 эшелона с паровозами по 30-40 вагонов в движении в сторону станции Логиново; второе – север ж. д. станции Касторное, где имелись шесть эшелонов без паровозов. По наблюдениям экипажей бомбы легли по эшелонам и железнодорожным путям. Степень разрушения не определена. По докладу экипажей разрушено порядка 45 погонных метров железнодорожного полотна и до 100 погонных метров полотна связи. Цель, подвергшаяся бомбардировке, была сфотографирована.[7]
В 10:50 вылетела ещё одна группа 2-й АЭ в составе пяти самолётов с ведущим командиром АЭ капитаном В.П. Солоповым. Их целью был вражеский аэродром на юго-западе от ст. Касторное. Однако при подлёте к станции решение несколько изменилось - стали бомбить и станцию, и станционные постройки.
В 14:53 вылетела ещё одна группа из семи самолётов от 1-й АЭ с во главе с командиром АЭ капитаном Я.И. Андрюшиным. Истребительного прикрытия не было. Они бомбардировали войска противника на автодороге Касторное-Успенка, Касторное-Избищево. Четыре Пе-2 бомбардировали железнодорожный участок южнее станции Касторное, на котором обнаружили уходящий состав – бомбы попали в хвост эшелона.
Такие же групповые бомбардировки объектов противника продолжились и в последующие дни. В основном бомбардировали станцию Касторное и подъездные пути к ней.
27.01. в 09:40 восьмёрка самолётов бомбардировали станцию Касторное: два Пе-2 с пикирования обстреляли железнодорожный состав из 40 крытых вагонов, выходящий со станции на юг и другой состав из 40-ка таких же вагонов, выходивший на запад; «пешки» бомбардировали станцию и станционные здания. Из-за забывчивости цель после бомбёжки не сфотографировали (стрелки-бомбардиры: ст. л-т В.М. Лебедев и ст. л-т А.М. Бабич). Истребительного прикрытия не было. «<…> Результаты бомбометания: уничтожено одно ст. здание. Разрушено железнодорожное полотно до 40 метров, порвано линии связи до 200 метров. <…>» [7] На обратном пути самолёт серж. Пашко произвёл вынужденную посадку без шасси в районе 3 км ю.-з. г. Елец – причины посадки не определены, а уже 28.01.43 экипаж серж. Пашко вернулся на аэродром.
27.01. в 15:15 восьмёрка самолётов бомбардировали звеньями: 1 зв. скопление автомашин в н. п. Расховец – уничтожено до 10 автомашин, 2 зв. ж. д. перегон в 2 км западнее свх. Расховец – разбит эшелон, 3 зв. железнодорожный перегон в 2 км восточнее Черемисиново и пункт Кр. Поляна, где удалось разрушить железнодорожный мост и совершить одно попадание в полотно; на обратном пути эта группа была атакована двумя Ме-109.
«<…> По данным штаба 241 БАД: боевыми действиями по ж.д. ст. Касторное 26-27.01.43 г. 128-м ПБАП уничтожено и повреждено 330 п.м. ж.д. полотна, 9 прямых попаданий в ж.д. эшелоны (повреждено до 15 вагонов), подожжен 1 склад. <…>» [7]
«<…> КОМАНДОВАНИЕМ БРЯНСКОГО ФРОНТА ВСЕМУ СОСТАВУ УЧАСТВУЮЩЕМУ [В Т.Ч.128-МУ БАП] 27.1.43… ЗА УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ БОЕВОГО ЗАДАНИЯ ОБЪЯВЛЕНА БЛАГОДАРНОСТЬ. <…>»[7]
01.02.43 г. в 13:12 три Пе-2 (экипажи: ведущий -лейтенант М.Я. Шишлянников - майор М.Ф. Ямковой - старшина В.Г. Курдюков, капитан Я.И. Андрюшин - ст. лейтенант Н.Д.Лепёхин - мл. лейтенант Т.А. Комар, лейтенант Н.С. Башилов - старшина С.Я. Фильченков - ст. сержант В.И. Портянкин) взлетели для выполнения задания по бомбардировке немецкого штаба корпуса на восточной окраине с. Малоархангельск. В этот раз бомбардировщики сопровождались истребителями прикрытия 286-го ИАП. Бомбардировали и обстреляли пулемётным огнём расположение армейского корпуса. Разрушено порядка 3-х домов, повреждено около сорока. Огонь вела немецкая ЗА прикрытия. Результаты атаки цели были сфотографированы.

Экипаж бомбардировщика 128 БАП. Фото https://dizainmix.ru/32022-128-bombardirovocnyi-aviacionnyi-polk
Февраль своей погодой часто не позволял производить боевые вылеты.
Нередко из-за запрета высшего командования приходилось прекращать выполнение боевого вылета, так как отсутствовало истребительное прикрытие. По этим причинам самолёты 128-го ПБАП полмесяца не летали на боевые задания.
15.02.1943 директивой Ставки ВГК № 46056 Донской фронт был преобразован в Центральный.
К моменту начала Курской битвы практически все легкобомбардировочные, истребительные и штурмовые авиационные части 16-й ВА уже дислоцировались на аэродромах, расположенных на территории Орловской и Курской областей, лишь бомбардировочные соединения базировались на аэродромах в районах Ельца и Задонска.
22.02.1943 после перерыва 128-й ПБАП двумя группами приступил к выполнению боевых вылетов.
Первая группа в составе трёх экипажей: ведущий лётчик, сержант Г.Н. Колбасенко (СтБр, серж. А.И. Кузнецов - ВСР, серж. В.Ф. Ковалёв), лётчик, сержант М.С. Степаньян (СтБр, сержант М.А. Вихорь - ВСР, сержант Т.С. Сарсенбаев), лётчик, сержант В.К. Нахуцришвили (СтБр, ст. сержант Н.Я. Воловский - ВСР, ст. сержант П.Т. Рахимов) в помощь нашей артиллерии в 07:31 бомбила огневые точки врага на западной окраине д. Городище. Из-за плохой видимости и сильного огня нашей артиллерии результаты бомбардировки установить не представилось возможным. В 08:05 вторая группа в составе 8-ми самолётов, ведущий капитан Я.И. Андрюшин, под прикрытием пяти Ла-5Ф, бомбили наблюдательный пункт в д. Шашкино. Результаты бомбардировки фотографировались. Со стороны врага была предпринята попытка сорвать бомбардировку пятью истребителями Ме-109, но она была предотвращена нашими Ла-5Ф. [7]
Во второй половине февраля – начале марта сухопутным войскам Центрального фронта рассчитывать на авиационную поддержку не приходилось. Сложные метеоусловия не позволили оперативно перебросить авиационные соединения на новое стратегическое направление. Перебазирование частей затянулось до середины марта. [63]
С 03.03.1943 3-й БАК включён в состав 16-й ВА Центрального Фронта (II-го формирования).Части и соединения 16-й ВА на территории нынешней Липецкой области появились ранней весной 1943 г. Всю весну и начало лета в полосе вновь сформированного Центрального фронта, в состав которого входила 16-я ВА, на земле и в воздухе велись «бои местного значения». Противники готовились к решающим летним сражениям на Курской дуге.
За январь-февраль экипажи полка произвели 59 б.в., при боевом налёте 111 час. 35 мин. Уничтожено и повреждено: автомашин – 10, орудий – 1, ДОТов и ДЗОТов – 17, ж.д. вагонов – 15, проволочных заграждений – 190 п.м., ж.д. полотно – 330 п.м., линии связи – 170 п.м., эскарп – 60 п.м., домов и зданий в опорных пунктах – 28, подожжён 1 склад. [7]
08.03.43 г. тремя группами самолётов (6+6+9) под прикрытием по 4 Як-1 286 ИАД на группу, бомбардировали и обстреливали с пикирования огневые точки в н.п. Всход, Кромы и на участке автодороги Хомуты-Кромы. По результатам дешифровки фотосъёмок уничтожено и повреждено: до 2-х танков, до 30-40 чел. пехоты, автомашина с боеприпасами, разрушено 12 зданий, 3 ДЗОТа, 1 блиндаж, проволочных заграждений до 70 п.м. При атаках «пешки» были перехвачены вражескими истребителями - потерь нет.
«<…> Всему лётно-техническому составу [в т.ч.128 ПБАП] объявлена благодарность за боевые действия 8.3.43 г.
Генерал-майор Каравацкий [комдив 241-й БАД], Пятыхин [командующий ВВС БрянскФ] и командующий 15 ВА. <…>» [7]
Согласно приказа № 07 от 15.03.43 г. 128-й полк перелетел с аэр. Данилово-1 на аэр. Лобаново (13 км южнее г. Ефремов). Перелетело 20 самолётов Пе-2 и У-2 – 1, 20 лётных экипажей и 75 человек технического личного состава.
16.03. во второй половине дня совершен боевой вылет тремя группами 128-го ПБАП. Вылетали на бомбардировку войск противника: 1-я гр.- 6 самолётов — в д. Середина-Буда, 2-я гр.- 5 самолётов — на скопление ж.д. эшелонов на ст. Хутор Михайловский, 3-я гр.- 6 самолётов—на бомбардировку войск противника в д. Марчихина-Буда. Истребительное прикрытие всех групп отсутствовало. На обратном пути 1-я и 3-я группа Пе-2 были атакованы немецкими истребителями ФВ-190. После блокирования шести атак истребителей на 1-ю группу Пе-2, наши смогли сбить один ФВ-190. В отличии от них, 3-я группа Пе-2 «потеряла» самолёт лейтенанта В.И. Абросимова (СтБр, мл. лейтенант А.П. Третьяков - ВСР, ст. сержант Г.А. Пожидаев), который вследствие атак «фоккера», вынужден был отстать от своих из-за выхода из строя одного мотора, после чего, в ходе дальнейшего полёта на одном двигателе в сторону линии фронта, был подожжён «фоккерами». Экипажу пришлось покинуть машину в р-не н.п. Марчихина-Буда. На аэродром вернулся только сержант Пожидаев, который сообщил, что у лётчика и штурмана парашюты из-за повреждения не раскрылись полностью – они погибли.
17.03. во время очередного боевого вылета девяти самолётов Пе-2 на н.п. Чувардино (под прикрытием 2-х ЛаГГ-3) они подверглись атаке 2-х ФВ-190. Общими усилиями один ФВ-190 был сбит и горящим упал в районе цели. «Фоккерами» же был повреждён Пе-2 лётчика, сержанта К.В. Царёва (СтБр, ст. сержант Емельянцев - ВСР, ст. сержант А.Т. Кривоченков), который вынужден был сесть «на брюхо «на вынужденную», в 10-12 км севернее н.п. Ливны на берег реки. Оказалось, что ст. сержант И.П. Емельянцев убит, остальные члены экипажа невредимы.
Прикрытию со стороны ЛаГГ-3 командование 128-го ПБАП выдало оценку «удовлетворительно».
Подобные бомбардировки объектов врага группами по 5- 9 самолётов 128-го ПБАП осуществляли и 18.03.(н.п. Пигарёво), и 20.03.(н.п. Комаричи), и 21.03. (сев. окраина г. Белгород), и 22.03 (вост. окраина г. Белгород). По данным дешифрования фотоснимков от 22.03. разрушено около 40 домов и церковь. В донесении было отмечено, что в части города, подвергшейся бомбардировке «скоплений войск противника не наблюдалось». Кроме того, бомбардировщики с удовлетворением отмечали, что «<…> ИСТРЕБИТЕЛИ 30-ГО ГИАП СОПРОВОЖДАЛИ ОТЛИЧНО, СО СВОЕГО АЭР. ЧЕРНАВА ВЗЛЕТАЛИ БЫСТРО, МАНЕВРИРОВАЛИ ПАРАМИ, ОБЕСПЕЧИВАЯ НАДЕЖНОЕ ПРИКРЫТИЕ, ПОДДЕРЖИВАЛИ СВЯЗЬ ПО РАДИО И ВЫПОЛНЯЛИ КОМАНДЫ ВЕДУЩЕГО. ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ 128-ГО ПБАП В РАЙОНЕ ЦЕЛИ ДВЕ «АЭРОКОБРЫ» ПОСЛЕ ОТКРЫТИИ ОГНЯ ЗЕНИТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ АТАКОВАЛИ ПОЗИЦИИ ЗЕНИТЧИКОВ ПРОТИВНИКА<…> ».
18.03. в 779-м БАП 241-й БАД произошло ЧП. К группе бомбардировщиков, ведомых капитаном Н.А. Приписновым, в районе аэр. Курск пристроились 6 Ла-5, но пройдя 15 км, истребители вдруг развернулись и ушли. Однако ведущий группы, капитан Н.А. Приписнов, принял решение продолжать выполнение боевого вылета, что нарушало приказ командира 3-го БАК: ведущему следовало доложить об этом на КП и вернуться - запрещалось ходить на бомбежку без прикрытия истребителей. После атаки группы Пе-2 немецкими истребителями прикрытия было сбито четыре бомбардировщика, они упали на территорию, занятую врагом. Сам ведущий из-за полученного в воздушном бою повреждения на обратном пути сел «на вынужденную». За проявленное безрассудство капитана Приписнова, погубившего ради бравады четыре экипажа, трибунал приговорил: разжаловать Приписнова в рядовые и отправить в штрафную роту. Однако капитан Приписнов не успел подвергнуться суровому наказанию - он вместе с экипажем не вернулся из боевого вылета 05.05.1943 г.
После пятидневного перерыва 27.03. девять самолётов осуществляли бомбардировку живой силы, огневых точек и техники в н.п. Севск. По данным фотоконтроля разрушено около 20 домов.
Этот боевой вылет производился под прикрытием семи Як-1 с аэродрома Курск.
За выполнение боевого задания 27.03.1943 г. «<…> Лётно-техническому составу, участвующему в боевой работе, Военным Советом Центрального фронта объявлена благодарность.
приказ № 027 от 28.03.1943г. <…>» [7]
Вылетами 28.03, в которых 128-й ПБАП не участвовал, закончился первый период активных боевых действий 3-го БАК в составе 16-й Воздушной армии. Всего с 16 по 28 марта в 3-м БАК было восемь лётных дней, в ходе которых произведено 282 боевых вылета и сброшено на противника около 170 тонн бомб.
«<…> С 28.03 по 24.04.43 г. 128 полк боевой работы не вёл из-за негодности аэродрома. Готовил матчасть к лётной работе.
<…> По приказу командующего фронтом за №__ от [__ мая 1943г.] полку [128 ПБАП] придана 3-я АЭ из состава 778-го ББАП: самолётов Пе-2-8шт., Пе-3-1шт., лётчиков -8 чел., летнабов- 11 чел., стрелков-радистов – 10 чел. <…>» [7, 27.03.43].
В конце марта авиационные дивизии корпуса вернулись на уже знакомые аэродромы, правда 301-я БАД заняла теперь аэродромы Данковского аэроузла, а 241-я – Лебедянского.
Апрель стал «мертвым сезоном» для всей 16-й ВА. Боевую активность проявляли лишь ночные бомбардировщики и истребители. Неблагоприятные метеоусловия, распутица, да и общее затишье в полосе фронта стали основными причинами длительного перерыва в боевой работе частей 16-й ВА.
Лётный состав занимался учебой, а технический состав – ремонтом и восстановлением матчасти. К 15 апреля аэродромы подсохли, погода наладилась, и начались активные тренировочные полеты. Так, в 3-м БАК с 15 по 29 апреля состоялось 12 летных смен, и было выполнено 589 тренировочных полетов.
В период 27-30 апреля было произведено новое массовое перебазирование частей 16-й ВА. Штурмовые авиаполки с аэродромов под Ельцом перелетали на аэродромы, расположенные в Курской области. Освободившиеся аэродромы были предоставлены для размещения частей 3-го БАК 24-й БАП передислоцировался в Хухлово, 779-й БАП – в Чернаву, 34-й БАП – в Телегино, 54-й БАП – в Рябинки, 99-й БАП – в Воронец, 128-й ПБАП вернулся на аэродром Лобаново. [64]
В эти дни на Центральном фронте наступило относительное затишье.
Командиром 3-й АЭ в апреле был назначен капитан Паршин Фёдор Игнатьевич.[8; 15.10.43]
Новый этап боевой работы авиаторов 3-го БАК начался 5 мая.
В этот день экипажи 241-й БАД выполняли совершенно иные задачи одиночными экипажами «охотников» стремились парализовать движение на железнодорожных перегонах и станциях.
Позже, в своих мемуарах комкор 3-го БАК А.З. Каравацкий так охарактеризовал действия «охотников» своего корпуса:
«<…> Наши «охотники» заметно активизировали свои действия. Если из-за плохой погоды невозможен был групповой полет, экипажи отправлялись на задания в одиночку. Прикрываясь облачностью, они высматривали цели вдоль железных дорог и шоссе, на аэродромах и переправах. Летали самые опытные. Все с нетерпением ждали их возвращения.
Такие полёты в корпусе стали обыденным делом. «Охотники» причиняли врагу ощутимый урон на железнодорожных узлах Орла, Брянска, Конотопа. Они постоянно наносили удары по скоплениям фашистских войск и техники». <…>» [64]
5 мая в 17:53 экипаж 128-го ПБАП Героя Советского Союза капитана Н.В. Пивнюк бомбардировал ж.д узел Орел. По наблюдению экипажа две бомбы упали на ж.д пути, четыре – на станционные постройки.
В 18.15 экипаж 128-го ПБАП ст. лейтенанта А.А. Свиридова бомбардировал ж.д узел Брянск. Результат не наблюдали – цель закрылась облачностью.
В 18.33 экипаж 128-го БАП серж. В.М. Каткова бомбардировал скопление танков и автомашин на юго-восточной окраине Карачева. По наблюдению экипажа, бомбы попали в скопление войск.
Экипаж 128-го БАП серж. И.Е. Пашко боевое задание не выполнил, цель была закрыта облачностью. Самолет вернулся с бомбами на свой аэродром. [64]
Всего 5 мая 3-й БАК произвел 50 самолетовылетов. Израсходовано: 22 ФАБ-250, 171 ФАБ-100, 2 ФАБ-50, 50 АО-25, 216 ЗАБ-2,5, 240 ЗАБ-1, 590 БС, 2000 ШКАС.
06.05. 128-й ПБАП вновь наносил удары одиночными экипажами («охотниками»).
В 05:58 экипаж ст. лейтенанта М.П. Мизинова бомбардировал ж.д эшелон в 5 км зап. ст. Мылинка. Сбросили 6 ФАБ-100. Результатов не смогли увидеть, поскольку были атакованы двумя ФВ-190. Во время воздушного боя потеряли ориентиры и вынуждены были произвести посадку на аэродроме Старый Оскол. Позже перелетели на свой аэродром.
В начале мая на центральном участке советско-германского фронта обстановка стала проявлять позывы к обострению. Гитлеровцы стали предпринимать замаскированные передвижения. Чувствовалось, что они что-то замышляли. Так и оказалось. К этому времени Воронежский и Центральный фронты глубоко вклинились в оборону противника. Образовался выступ — Курская дуга. Общая протяженность ее около 140 километров. Немцы здесь готовились к наступлению. Их замысел был прост: ударами с севера и юга отрезать войска обоих фронтов и уничтожить их, взяв реванш за поражение у берегов Волги.
Борьба за господство в воздухе в период подготовки и особенно в ходе Курской битвы ещё более ожесточилась. 301-я дивизия в то время нанесла сосредоточенные удары по двум аэродромам брянского узла. Она уничтожила 14 самолетов врага, разрушила аэродромные сооружения.
Особое внимание бомбардировочных дивизий 3-го БАК рекомендовалось обращать на борьбу с вражескими танками. Известно, что основную ставку в наступлении гитлеровцы делали на бронетанковые войска. Исходя из этого, штабы РККА разработали инструкцию, определявшую условия, при которых «Петляковым» разрешалось штурмовать танковые колонны и укрепленные линии обороны врага. Все делалось для того, чтобы одерживать победы ценой меньших потерь. [64]
В период подготовки к битве на Курской дуге оживилась и партийно-политическая работа. На многочисленных митингах и собраниях летчики, все авиаторы выражали твердую уверенность, что враг будет сокрушен. Работа в частях была полностью подчинена единой цели — всесторонней морально-боевой подготовке людей к новым испытаниям войны. Офицеры-политработники мобилизовали личный состав частей армии на отличное выполнение заданий командования и лучшее обеспечение боевой деятельности частей. Перед боевыми вылетами на аэродромах проводились митинги. Под развернутыми боевыми знаменами частей на митингах кратко выступали командиры, политработники, летчики, техники, заверяя Родину и партию в своем стремлении быстрее очистить родную землю от немецко-фашистских захватчиков.
Политработники, парторги, комсорги и агитаторы умело использовали короткие перерывы между боевыми действиями для агитационно-пропагандистской работы.
Темой бесед и информации являлись главным образом сообщения Совинформбюро, успехи и недостатки в боевой деятельности авиаторов части за день.
Во многих парторганизациях подразделений проводились партсобрания, на которых шла речь о примерности коммунистов при выполнении боевых задач, при подготовке материальной части и выполнении других заданий.
Большое влияние на воспитание личного состава оказывала армейская газета. Описание характерных боевых эпизодов и героических подвигов, отдельные статьи и листовки возбуждали ненависть к врагу, призывали воинов к героизму, мужеству, отваге, прославляли мощь нашей армии. Примеры образцового выполнения боевых задач немедленно становились известны всему личному составу.
В период операции проводилась работа и по распространению листовок среди войск противника. Для этого выделялись специальные самолеты. Сбрасывались листовки и для советских граждан, находившихся на временно оккупированной территории, из которых они узнавали об истинном положении на фронтах.

Открытие комсомольского собрания 128 бомбардировочного авиационного полка, октябрь 1943 г.- Тверской краеведческий музей – с сайта https://archivogram.top/44598510-fotografiya_fotokopiya_otkrytie_komsomolyskogo_sobraniya_128_bombardirovochnogo_aviatsionnogo_polka
Часть 9
8 мая командование Центрального фронта получило директиву Ставки о приведении войск в полную боевую готовность для отражения возможного наступления противника, намеченного на 10-12 мая.
9 мая в 05:47 звено Пе-2 128-го БАП ст. л-та Мизинова (ведомые Ряпалов и Колбасенко) бомбардировали с пикирования с высоты 800 метров мотомехчасти противника в деревне Алексеевка (в 30 км южнее г. Орла) на западном берегу р. Оки. Одновременно бомбило Алексеевку звено капитана Пивнюка (мл. лейтенант Пашко и сержант Катков). Звено ст. лейтенанта Свиридова (мл. лейтенант Гусаров и сержант Новиков) бомбило с пикирования противника в дер. Загнелецкий Хутор (в 4 км зап. заданной цели). Всего было сброшено 18 ФАБ-250. Группу бомбардировщиков прикрывала шестерка Ла-5 286-й ИАД. Над целью были атакованы шестью истребителями противника, которых связали боем наши истребители сопровождения. Затем еще два ФВ-190 и один Ме-109 произвели две атаки бомбардировщиков, которые были отбиты стрелками.
В начале второй декады мая 1943 г. командованию РККА стало ясно, что стратегического наступления Вермахта в ближайший месяц ждать не стоит и появилась возможность снизить боевую активность и вновь заняться подготовкой войск к предстоящим боям. Это полностью относится и к 16-й ВА. Вторая половина мая и июнь 1943 года характерны небольшим количеством боевых вылетов, основную долю которых составляла боевая работа ночных бомбардировщиков и истребителей. Штурмовики и бомбардировщики использовались эпизодически для решения конкретных задач на отдельных участках фронта.
С 11 мая авиаторам 3-го БАК был предоставлен «тайм-аут». Следующий боевой вылет состоялся лишь через десять дней. [64]
С 21 по 30 мая авиаторы 3-го БАК боевых вылетов не выполняли, однако в этот период активизировалась боевая учёба, в том числе и ее практическая составляющая – тренировочные полеты стали регулярными.
30.05. в 10:48 девятка бомбардировщиков 128-го ПБАП, ведомая ст. лейтенантом Паршиным, под прикрытием восьми «Аэрокобр» 278-й ИАД бомбардировала скопление войск противника в н.п. Красная Слобода (Брянской области). Бомбометание производилось серийно с одного захода. Израсходовано: 46 ФАБ-100, 65 АО-10, 50 АО-2,5, 120 БС. Разрушено более 5 домов, уничтожено 3 автомашины.
Начиная с 30 мая авиаторы 3-го БАК оказывали помощь брянским партизанам, против которых немцы в это время проводили войсковую операцию. Авиаторы 16 ВА нанесли бомбардировочные удары по скоплениям войск противника накануне их готовности приступить к боевым действиям против партизан [64], которые регулярно сообщали развединформацию о передвижении вражеских войск в сторону Курского выступа, устраивали многочисленные диверсии на маршрутах передвижения фашистских войск.
Сведения о передислокации вражеских войск поступали регулярно. Уже длительное время гитлеровцы накапливали силы в районе Курской дуги. Противник подтягивал крупные бронетанковые, артиллерийские и пехотные соединения. Наблюдалось оживление и на железных дорогах, особенно между станциями Брянск — Орел, Змиевка — Глазуновка, особенно в ночное время.
04.06.43 г. в 11:50 девятка бомбардировщиков 128-го ПБАП, под руководством капитана Андрюшина, прикрываемая шестёркой Як-1 из состава 1-й ГИАД бомбила скопление войск противника в поселке Навля (Брянской области). Разрушено порядка 20-ти домов, уничтожено 12 автомашин, создано три очага пожара.
С 5 по 10 июня 1943 года части 3-го БАК боевой работы не вели, производили учебно-тренировочные полеты, а с 10 июня по 4 июля по решению командования 16-й ВА находились «в готовности № 2».
В ночь на 5 июля, в момент разминирования полей и проходов, были захвачены фашистские саперы. Они показали, что наступление назначено на три часа утра. Вражеские части уже заняли исходное положение. Штаб Центрального фронта запланировал артиллерийскую контрподготовку.
Командующий фронтом К. К. Рокоссовский приказал открыть огонь. В 2 часа 20 минут 5 июля гром орудий разорвал предрассветную тишину на обширном участке фронта южнее Орла. Наша артиллерия вела ураганный огонь по изготовившимся к наступлению вражеским войскам, и именно там, где ожидался их главный удар, всего за десять минут до начала артподготовки противника. В результате, фашисты понесли большие потери, особенно в артиллерии. Нарушилась система управления войсками. Застигнутое врасплох гитлеровское командование решило, что советские войска сами перешли в наступление.
Только в 04:30 враг смог начать артиллерийскую подготовку, притом ослабленными силами и неорганизованно. В 05:30 орловская группировка немецко-фашистских войск перешла в наступление, нанося главный удар на узком участке фронта. Впереди шла масса танков, в том числе «тигры», тяжелые штурмовые орудия «фердинанды».[69]
Так началась Курская битва.
С первыми залпами советской артиллерии в небо поднялись и «Петляковы»16-й ВА. Командующему 16-й ВА был отдан приказ нанести удар по наступавшему противнику. В воздух поднялись более 200 истребителей и 150 бомбардировщиков. Их удары замедлили темп наступления гитлеровцев на этом участке, что позволило перебросить сюда 17-й гв. стрелковый корпус (СК), две истребительно-противотанковые и одну миномётную бригады. Этими силами удалось задержать продвижение врага.
Битва разгоралась с невероятным ожесточением. Несмотря на то, что противник нанёс удар огромной силы, ему в первый день боев удалось лишь вклиниться в нашу оборону до 6–8 км.
Решено было как можно скорее нанести короткий, но мощный контрудар по вклинившемуся в нашу оборону противнику, использовав для этого 17-й гв. стрелковый, 16-й танковый и 19-й отдельный танковый корпуса.
С 1 по 4 июля самолёты 3-го БАК произвели 428 боевых самолетовылетов группами по 6 - 9 бомбардировщиков. Они наносили удары по аэродромам и железнодорожным станциям, бомбили опорные пункты и артиллерийские позиции врага.
На рассвете 6 июля, при поддержке артиллерии и авиации эти соединения перешли в наступление. Бомбардировочные полки 3-го БАК с истребителями 6-го САК и штурмовиками 229-й ШАД совершали вылет за вылетом, содействуя успеху наземных войск. Наши летчики наносили бомбовые удары по укреплениям противника, его выдвигаемым колоннам, по атакующим танкам и пехоте.
В первые дни Курской битвы основными целями для нас были не склады горючего и боеприпасов, а скопления танков, огневые позиции артиллерии, механизированные войска. [69]
На северном фасе Курской дуги группа немецких армий «Центр» бросила на прорыв обороны Центрального фронта в направлении Поныри – Курск мощные танковые и механизированные соединения. С воздуха наступательный порыв вермахта поддерживали более 700 самолетов 6-го воздушного флота.
За первый день оборонительного сражения на Курской дуге авиаторы 16-й ВА совершили 1147 боевых вылетов, из них бомбардировщики – 99. Авиация же противника в полосе Центрального фронта в этот день совершила более 2 тысяч боевых вылетов, из которых около 1300, по данным службы воздушного наблюдения – это пролёты двухмоторных бомбардировщиков Ю-88 и Хе-111.
Частями 16-й ВА было потеряно 98 самолетов, в их числе два Пе-2 и пять «Бостонов». Противостоящие части люфтваффе потеряли 35 самолетов. [64]
07.07, все части 3-го БАК оставались на земле. Более того, в оперативной сводке указано: «с молодым лётным составом проводили тренировочные полеты». [64]
Первый боевой вылет в Курской битве 128-й ПБАП совершил 09.07. девяткой Пе-2 в 04:48 под руководством ком. полка подполковника Воронова. Целью бомбардировки были войска противника в н.п. Подсоборовка. Боевой вылет производился под прикрытием Ла-5 486-го ИАП. В районе цели Пе-2 были обстреляны ЗА и ЗП. Цель фотографировали три экипажа.
10.07 подобную операцию в 11:52 час. выполняла восьмёрка Пе-2 128-го БАП, ведущий ст. лейтенант М.Я. Шишлянников, которая должна была бомбардировать танковое подразделение немцев в н.п Подсоборовка. Зона танкового базирования была прикрыта примерно 15-ю батареями ЗА и ЗП, и истребителями Ме-109 немецкого ПВО. «Пешки» прикрывались пятёркой Як-1, которые за своё «прикрытие» получили от «бомбёров» оценку всего лишь «удовлетворительно» - за слишком большую дистанцию от подопечных бомбардировщиков при патрулировании.
Чуть позже, в 11:59, взлетела вторая девятка, ведущий капитан Ф.И. Паршин, также для бомбёжки врага в дер. Подсоборовка. Эта группа «пешек» прикрывалась пятёркой Як-1. По докладам экипажей Пе-2, н.п. Подсоборовка была прикрыта батареями ЗА и ЗП, расположенными в прилежащем к восточной окраине лесу, число батарей, по информации экипажей, было порядка 15-20. Самолёт мл. лейтенанта И.Е. Пашко (мл. лейтенант Н.А. Беляков - сержант А.В. Соболь) был подбит ЗА, загорелся и упал на землю на восточной окраине деревни (примечание: через некоторое время штурман, мл. лейтенант Н.А. Беляков вернулся в часть).
За выполнение боевой задачи в течение 10.07.1943 командующим 16-й ВА личному составу, в том числе и 128-го ПБАП, объявлена благодарность (шифротелеграмма №__).[7]
Контрнаступление советских войск против орловской группировки немцев началось силами Западного и Брянского фронтов 12 июля на северном и восточном фасах орловского выступа, чем были созданы благоприятные условия для развертывания последующих действий войск Центрального фронта.
15 июля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска Центрального фронта перешли в контрнаступление на кромском направлении. [70]
«<…> В соответствии с решением командующего войсками фронта командарм 16-й ВА на период контрнаступления поставил авиасоединениям следующие задачи:
- бомбоштурмовыми ударами уничтожать живую силу и боевую технику противника на поле боя и в глубине обороны. Эта задача возлагалась на бомбардировщики 241-й и 301-й бад (3-й бак), прикрываемых истребителями шестого иак, и на бомбардировщики 221-й бад (6-й сак), обеспечиваемых 282-й иад (6-й сак), а также на штурмовики 2-й гв. шад и 299-й шад, прикрываемых истребителями 283-й и 286-й иад. Ночью эту задачу надлежало выполнять силами 271-й нбад;
- прикрыть боевые порядки наступающих войск истребителями 6-го иак (в состав корпуса входила и 1-я гв. иад);
- вести разведку силами 16-го одрап и эскадрильями 283-й и 286-й иад. <…>» [66]
15.07 в начале дня, в 04:17, на разведку погоды по маршруту Лобаново - Черново - Золотухино - Посад вылетел экипаж ст. лейтенанта А.В. Сарыгина (штурман звена, ст. лейтенант А.Н. Торопов - ВСР, старшина М.С. Шумайлов). За три часа полёта смогли произвести разведку погоды на заданном маршруте, о чём регулярно сообщали по рации на КП полка. Эта разведка выполнялась для боевой работы самолётов полка. Первая группа в составе восьми Пе-2 взлетела в 04:22 и в 05:30 должна была бомбардировать танковые и артиллерийские подразделения врага в сопровождении истребителей с аэродрома Лимовое, но в зоне встречи истребители не появились, несмотря на неоднократные сигналы вызова со стороны «пешек». Во исполнение запрета «без истребителей на цель не ходить» бомбардировщики вынуждены были вернуться на свой аэродром.
Вторая группа - девятка Пе-2 во главе с экипажем капитана Ф.И. Паршина, в 04:33 отправилась под прикрытием 4-х истребителей Як-9 на бомбардировку расположения немецких войск. Над целью огнём ЗА были подбиты два наших самолёта. Самолёт № 4/115, экипаж мл. лейтенанта В.К. Нахуцришвили (ст. лейтенант Бабич - сержант П.Т. Рахимов), с отказавшим двигателем вынужден был отвернуть и уйти в сторону своей территории, в дальнейшем полёте мотор загорелся, при попытке «сесть на вынужденную» уже на своей территории в районе н.п. Фёдоровка, от сильного удара о землю при приземлении, Пе-2 взорвался. При бомбардировании цели огнём ЗА был также подбит самолёт № 2/140 экипажа лейтенанта Н.С. Башилова (мл. лейтенант Т.С. Власенко - ст. сержант А.Т. Кривоченко). У Пе-2 были разбит левый двигатель, правая плоскость и руль глубины. Лётчик развернулся и пошёл на дымящем самолёте на свою территорию. В районе н.п. Никольское (8 км юго-вост. н.п. Малоархангельск) была предпринята попытка «сесть на вынужденную». Из-за плохой видимости исхода посадки никто не видел.[7]
16.07 перед воздушной армией была поставлена задача не допускать подхода резервов противника, уничтожать скопления танков и живой силы и срывать его контратаки. Для выполнения этой задачи в течение дня было нанесено три сосредоточенных удара. В первом (в период 12-13 час.) принимало участие 410 самолетов, из них 155 бомбардировщиков, 101 штурмовик и 154 истребителя. Второй удар последовал через три часа. В нем участвовало 444 самолета, в том числе 140 бомбардировщиков, 123 штурмовика и 181 истребитель. Третий удар наносился в 19-20 час. составом 460 самолетов, из них 146 бомбардировщиков, 126 штурмовиков и 188 истребителей. В промежутках между ударами действовали отдельные группы бомбардировщиков и штурмовиков. Всего за день было произведено 1713 самолетовылетов.[70]
17 июля противник продолжал оказывать упорное сопротивление нашим войскам и переходил в контратаки. Вражеская авиация пыталась прикрывать свои войска и бомбардировать наши боевые порядки.
С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы авиасоединения 16-й ВА в этот день произвели три удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолетов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Бомбардировочная и штурмовая авиация 16-й ВА 17 июля нанесла пять сосредоточенных и эшелонированных ударов во взаимодействии с танками по скоплениям войск противника.
Всего за три дня контрнаступления армией было выполнено 4478 самолетовылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолетов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.[70]
За эти дни немецко-фашистские войска были отброшены на рубежи, которые они занимали до 5 июля.
Самолёты 128-го полка вылетали ежедневно. В последующие дни на бомбардировку немецких укреплений, мест базирования мотомеханических соединений и пехоты врага в пунктах Сеньково, Верхн. Тагино, Ладарёво, Озерки, Подлесная, Гостомль, Добрынь, Жерповец. В день совершалось 1-3 групповых боевых вылета. Объекты бомбардировок были прикрыты батареями воздушного охранения ЗА и истребителями врага, поэтому нередко имели место случаи невозвращения экипажей Пе-2 с боевых заданий. Так 19.07 не вернулись два экипажа: лейтенанта Н.С. Башилова (мл. лейтенант Н.Ф. Войтенко - ст. сержант Г.А. Пожидаев) и мл. лейтенанта В.М. Каткова (мл. лейтенант В. Фомин - ст. сержант А.И. Кузнецов).
19 июля войска Центрального фронта прорвали основной оборонительный рубеж немецко-фашистских войск южнее населенного пункта Кромы, созданный ими еще весной. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, бросил в бой свои последние резервы.
20 июля 241-я дивизия бомбардировала и штурмовала скопление немецких войск и техники в населенных пунктах: Монастырщина, Козловка, Жерновец, Жуковка, Ломовец, Гостомль.
Боевые вылеты производились в 13:00, 18:25 и 19:30 группами от 8 до 22 самолетов. Было совершено 105 с.-в. Прикрытие осуществляли истребители 273-й ИАД. Каждая девятка бомбардировщиков сопровождалась четвёркой «яков». Две группы бомбардировщиков (15 самолетов) с истребителями не встретились и вернулись, не выполнив задание.
Результаты налёта: было уничтожено - 1 танк, 39 автомашин, склад боеприпасов, склад ГСМ и 25 домов.
10 бомбардировщиков от зенитного огня получили повреждения. Легко ранен штурман 128-го БАП мл. л-т Гильдеев.
Начиная с 20 июля противник на кромском и других направлениях под ударами наших войск начал отход на запад и северо-запад, оказывая контратаками упорное сопротивление на промежуточных рубежах.
21 июля 3-й БАК двумя девятками (128-го ПБАП и 96-го гв.БАП) в сопровождении истребителей 6-го ИАК бомбардировал скопления войск противника на южной окраине пос. Кромы и мост.
4 самолета выполняли разведку в Брянском направлении. Всего 22 Пе-2 совершили 22 с.-в.
С боевого задания не вернулись две «пешки» 128 полка - экипажи Р.М. Степаняна и П.П. Агафонова.
Пе-2 летчика мл. лейтенанта П.П. Агафонова вернулся на свой аэродром 22 июля с места вынужденной посадки под Фатежем.
Из разведывательного полёта не вернулся самолет 128-го БАП с экипажем летчика, мл. лейтенанта Р.М. Степаняна, (штурман мл. лейтенант М.А. Вихорь, ВСР, ст. сержант Т.С. Саринбаев). Они не вернулись в течение нескольких дней, поэтому штаб полка подал на них информацию как «пропавший без вести экипаж».
В июле месяце в 128-й БАП был назначен новый начальник штаба – подполковник Иванов Иван Петрович.

Иванов И. П.
24.07.1943 во исполнение приказа командира 241-й БАД личный состав 128-го БАКП с 18:00 приступил к перебазированию с аэродрома Лобаново на аэродром Курск- Южный.
25.07.43 г. в 09:22 группа в составе семи Пе-2 под руководством капитана Андрюшина вылетела для бомбардировки артиллерийских позиций немцев в дер. Шепелево. В ожидании взлёта истребителей сопровождения, сделали три круга над их аэродромом Стар. Бузовец, однако, с мотивацией «плохие метеоусловия», истребители не взлетели. Помня запрет на выполнение задания в отсутствии истребительного прикрытия, пришлось «бомбёрам» отказаться от выполнения боевой задачи и возвратиться на свой аэродром загруженными бомбами.
Также в этот день пришлось поступить второй группе, семёрке Пе-2 128 -го БАП под руководством ст. лейтенанта М.Я. Шишлянникова, взлетевшей несколько позже. Причём эта шестёрка делала уже вторую попытку полёта во второй половине дня, но и опять, вынуждена была вернуться, прервав выполнение боевого задания.
Взлетевшая после них в 14:08 группа Пе-2 под руководством капитана Н.С. Мусинского была встречена истребителями Як-9 сопровождения. В 14:50 «пешки» произвели бомбардирование войск противника в п. Шепелево с одного захода, серийно, по - ведущему в звене. Результаты бомбометания были сфотографированы. Цель «прикрывалась» огнём ЗА из района д. Гринкино. Потерь в составе этой группы Пе-2 не было.[7]
В последующие дни 128-й БАП, согласно приказа № 0027 командующего 3-го БАК, ежедневно вылетает на бомбардировку войск противника группами по 6-9 самолётов. Таких вылетов производится не менее четырёх в день: два утром, два - во второй половине дня, а в отдельные дни выполнялись вылеты на разведку и, даже, после 19 часов.
29.07 в вечернее время (после 19 час.) двумя группами бомбили в несколько приёмов ж.д.
ст. Комаричи, по уходу наблюдатели сообщили о наличии большого взрыва. По их мнению, был взорван склад с артснарядами, на сев.- вост. окраине ж.д. ст. Комаричи. Обе группы «пешек» были встречены сильным огнём ЗА. После зенитного обстрела (уже на собственном аэродроме) у двух самолётов (2/207 и 8/115) были обнаружены многочисленные пробоины. На аэродром не вернулся самолёт мл. лейтенанта Колбасенко. Оказалось, что на его самолёте был подбит левый мотор - на одном моторе он перетянул линию фронта и произвёл «вынужденную посадку».
С 19.07, в полку потерь не было, за исключением, когда 02.08. в воздушном бою погиб ВСР, ст. сержант Т.А. Алексеев. Однако 05.08.1943 г., немцы смогли «наверстать» упущенное. В этот день, в 05:30, восьмёрка капитана Мусинского под прикрытием наших истребителей (4 Як-9 и 2 «Аэрокобры») бомбардировала объекты немцев в н.п. Шаблыкино. Вслед за ними ушла на задание шестёрка «пешек», где ведущим был комэск, капитан Шишлянников. Они шли за восьмёркой капитана Мусинского на бомбардировку противника в н.п. Шаблыкино.
По истечению контрольного времени никто из состава группы капитана Шишлянникова на свой аэродром не вернулся. Появилось сообщение, что в районе цели ЗА противника был сбит один истребитель и два Пе-2, которые упали и взорвались. В состав группы входили экипажи:
- капитан Шишлянников – ст. лейтенант Лебедев - старшина Шумайлов;
- мл. лейтенант Сунский - мл. лейтенант Салин – старшина Стукач;
- мл. лейтенант Семёнов - мл. лейтенант Рахов – ст. сержант Рыбалко;
- ст. лейтенант Брагилевский - мл. лейтенант Пестунов - сержант Моцар;
- мл. лейтенант Токарев - мл. лейтенант Баев – сержант Бондаренко;
- мл. лейтенант Котов - мл. лейтенант Цурган – ст. сержант Егоров. [7]
Через 10 дней, 14.08.43 г., в полк вернулся мл. лейтенант Семёнов. Он сообщил, что над дер. Шаблыкино кроме ЗА их встретили истребители противника, которых было порядка 20 (Ме-109 и ФВ-190) ими были подбиты два Пе-2. [7] О судьбе остальных экипажей он ничего сказать не мог. (Примечание: кроме мл. лейтенанта Семёнова в полк вернулись только члены экипажа мл. лейтенанта Котова - мл. лейтенант Цурган и ст. сержант Егоров).
За период с 13 июля по 15 августа 1943 г. авиасоединения армии произвели свыше 22 000 боевых самолетовылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск и действия по железнодорожным перевозкам противника — свыше 13 800, на прикрытие своих войск — до 2000, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков — около 4200 и на разведку — до 2000 вылетов. В 425 воздушных боях было сбито до 400 вражеских самолетов.
Борис Дайтер
128-й ККБАП. Часть 10 – Часть 11.
128-й ККБАП. Часть 12 – Часть 13.
128-й ККБАП. Часть 14 – Часть 15.
Источники информации
Краткие биографические справки
 |
Андрюшин Яков Иванович (17.04.1906-08.12.1954) — майор (1944), Герой Советского Союза (24.08.1943). После окончания 7 кл., учился в ФЗУ. Работал слесарем в депо ст. Армавир – II. Окончил рабфак при Краснодарском пединституте. В мае 1931 г. по партийному набору был направлен в Ленинградскую школу переподготовки командиров запаса, через 4 месяца переведён в 11-ю высшую школу пилотов в г. Луганске. После её окончания (1933) проходил службу в 40-й АБр (Витебск). В составе 43-го БАП 70-й АБр участвовал в освобождении Зап. Белоруссии, воевал в Зимней войне, совершил 24 боевых вылета. В 1940 г. переведён в 128-й СБАП, где переучился летать на самолёте СБ. В составе 128-го СБАП 12 БАД зам. командира АЭ встретил Великую Отечественную войну. В апреле 1943 г. командир АЭ 128 БАП, капитан, совершивший 149 б. в представлен к званию Героя Советского Союза. В июне 1944 года принял командование 35-м бомбардировочным авиационным полком.13.07.1944г. был сбит, Обожжённый и ослепший попадает в плен к венграм, позже они передают его немцам. В конце апреля 1945 г. он был освобожден из немецкого плена. После проверки НКВД восстановлен в воинском звании, ему возвратили награды и направили на лечение в воинский госпиталь. После излечения, в 1946 году, по состоянию здоровья, был уволен в отставку.
|
 |
Астафьев Александр Дмитриевич (09.08.1914 г. - 02.08.1943) - капитан.
18.02.1933 г. был призван в КА. С 12.1939 по 02.1940 г. принимал участие в Зимней войне. В ходе боев был тяжело ранен в голову. В дальнейшем служил инструктором в тамбовской лётной школе. С 4.07.1942 г. был переведен в действующую армию и принимал непосредственное участие в боях Великой Отечественной войны. На фронте был штурманом пикирующего бомбардировщика Пе-2. В различные периоды проходил службу в составе: 208 СБАП, 778-го БАП, 34-го БАП. 24.04.1943г. переведён в состав 128-го ПБАП. Откуда в конце июля1943 г. переведён в состав 34-го БАП. 02.08.1943 г. капитан, штурман АЭ 34-го БАП, погиб при выполнении боевого задания. |
 |
Воронков Михаил Михайлович (17.01.1910—13.07.1999) — полковник, Герой Советского Союза (1940). В 1927 г. окончил 7 кл. школы. В 1927-1928 гг. работал председателем рабочего коллектива в Макеевском районе, в 1928-1929 гг. – слесарем на строительстве коксовых печей, в 1929-1930 гг. – в РК ВЛКСМ. Одновременно в 1929-1931 гг. учился на рабфаке при Сталинском пединституте (ныне г. Донецк). В КА призван в 1931 г. В 1934И г. окончил ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС. Участник советско-финляндской войны 1939—1940 гг. Воевал в составе 50 СБАП - командир АЭ (18-я СБАБр, 7-я А, Сев.-Зап. фронт), капитан. Совершил 56 б.в. Участник Великой Отечественной войны. С ноября 1942 г. командовал 128-м БАП 241-й БАД 3-го БАК 16-й ВА (Центральный, Белорусский и 1-й Белорусский фронты). Участвовал в Курской битве, в освобождении Белоруссии и Польши, в штурме Берлина. После войны (до 1968 г.) служил в ДА ВВС. С 1968 г. — в отставке. |
|