Посвящается 80-летию Победы
в Великой Отечественной войне
и 85-летней годовщине создания
128-го бомбардировочного авиационного
Калининского Краснознамённого
ордена Суворова полка
128-й КРАСНОЗНАМЁННЫЙ КАЛИНИНСКИЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ─
четвёртый из Витебского гнезда
Вступление
С середины 20-х годов в г. Витебске базировалась легкобомбардировочная авиационная бригада (ЛБАБр). В первые годы создания её часто называли «Витебская», официально она называлась 2-я, затем 201-я, а с начала 1937г.— 40-я ЛБАБр.
29.11.1937 г. Нарком обороны СССР и начальник Генштаба РККА на основании опыта боевых действий в Гражданской войне в Испании предложили план реорганизации и развития РККА на период 1938–1942 гг. План этой реорганизация стал определяться директивой Генерального штаба РККА №4/1/33025 от 07.01.1938 г. Частным результатом исполнения этой Директивы в первые зимние месяцы 1938 г. явилось сообщение о переформировании 40-й ЛБАБр в 70-ю легкобомбардировочную авиабригаду (70 ЛБАБр).
В июле-августе 1940 г. на территории Западного Особого военного округа-ЗОВО (до 11.07.1940 он назывался Белорусским ОВО) начинают создавать авиационные дивизии. Они формировались на штатах существующих в округе авиационных бригад.
Командиру Витебской АБр, полковнику Аладинскому, было приказано в срок до 15 августа 1940 г. на базе 70–й ЛБАБр создать 12-ю бомбардировочную авиадивизию (БАД) в составе пяти скоростных лёгкобомбардировочных авиаполков на самолётах СБ («скоростных бомбардировщиках»): 6-го и 43-го (базирующихся на аэродроме «Лукишки» г. Витебск), 128-го (местом первичного формирования и базирования назначен витебский авиагарнизон, местом последующего базирования стал аэродром «Улла»), 209-го и 215-го (которые должны были первоначально формироваться на аэродроме «Смоленск»). [3]
В связи с используемым функциональным обозначением бомбардировщиков СБ, эти полки получили название – сначала «легкобомбардировочные», позже - «ближнебомбардировочные», а впоследствии ─ «скоростные бомбардировочные».
Примечание - досье самолёта СБ(«скоростного бомбардировщика»).
В первой половине 30-х годов за рубежом появилась теория развития современной бомбардировочной авиации, которая должна была существовать за счёт быстроходных двухмоторных бомбардировщиков. Они должны были не столько отбиваться, сколько «ускользать» от истребителей противника - скорость истребителей вероятных противников того времени, находилась на уровне 310–320 км/час. Поэтому, если бомбардировщик будет летать быстрее, то он сможет действовать «совершенно безнаказанно».
В конце 1933г. при формировании плана опытно-конструкторских работ по самолетостроению на 1934 -1935 годы конструкторскому бюро А.Н. Туполева было дано задание начать проектирование, с последующим серийным производством, отечественного скоростного бомбардировщика АНТ-40. В ведомости заказов ВВС на 1935г. самолет стал именоваться «скоростным бомбардировщиком ближнего боя СБ-2РЦ (примечание: буквы «РЦ» в обозначении модели бомбардировщика расшифровывались как «Райт «Циклон») или 2ИС, или 2М-34Н». [20]
Экипаж этого двухмоторного самолета состоял из 3-х членов: лётчиков (пилотов) [67], лётчиков-наблюдателей (летнабов -ЛН) [или стрелков-бомбардиров (СтБр) или штурманов] и воздушных стрелков-радистов (ВСР). Самолет обеспечивал хорошую скорость, позволявшую уходить от вражеских истребителей, дальность его полёта была в пределах 2150 км. Вооружение составляли четыре пулемёта ШКАС (спарка в носу, задний на турели и ещё один в нижней «кинжальной» установке). Две бомбы по 250 кг на внешней подвеске или шесть по 100 кг в бомболюке сравнительно узкого, овального фюзеляжа. Позже, начиная с 1939г., применялось оснащение самолёта неуправляемыми реактивными снарядами РС -132, размещаемых под крылом. СБ мог взлетать с грунтовых аэродромов с длиной взлетной полосы 300-350 м. Первоначально самолёты назывались «лёгкими, ближними» бомбардировщиками, впоследствии их повсеместно стали называть только «скоростными».[42]
Весной 1936 года, после запуска серийного производства на московском авиазаводе № 22 им. С.П. Горбунова (авиадвигатели стали производить на заводе № 26 г. Рыбинск), началось переучивание летного состава и оснащение частей ВВС РККА этими скоростными серийными бомбардировщиками. Одной из первых авиачастей, приступивших к его освоению, была 10-я авиаэскадрилья (АЭ) Витебской 201(40) авиабригады (АБр) под командованием красного командира (краскома) Авраама Ефимовича Гольдфарба (примечание: в дальнейшем он упоминается в документах как А.Е. Златоцветов). [33] А уже осенью 1936г. львиная часть этой авиаэскадрильи была отправлена в Испанию. Из прибывших сформировали бомбардировочное подразделение из 3-х АЭ, основу которого составили 23 авиатора из состава Витебской АБр, командиром которого был назначен А.Е. Златоцветов.[3]
Получилось, что «<…> практически одновременно с поступлением на вооружение ВВС РККА, бомбардировщики СБ дебютировали в бою. Двухмоторная машина <…> с полной бомбовой нагрузкой летала в небе Испании быстрее истребителей противника. Позже, на СБ стали сражаться китайские летчики против японских захватчиков на Дальнем Востоке.» <…> [32]
В результате получения положительного боевого опыта использования подобных самолётов в Испании решено было приступить к активному созданию частей ВВС РККА, вооружённых СБ.
В середине 30-х годов основные боевые самолёты ВВС РККА: – это истребитель И-16, лёгкий фронтовой бомбардировщик СБ, дальний бомбардировщик ДБ-3,- по всему комплексу своих тактико-технических характеристик (ТТХ) соответствовали лучшим мировым стандартам.
В 1939 г. СБ -2бис был модернизирован, его обеспечили защищёнными «по полной программе» бензобаками - многослойными резиновыми протекторами и наддувом инертным газом, стандартными пулемётными установками МВ, бронезащитой лётчика и стрелка. Увеличилась до 1600 кг бомбовая нагрузка, но благодаря установке более мощных двигателей М-103, почти удалось сохранить максимальную скорость на уровне более ранних и более лёгких модификаций. Однако это уже не помогало сохранить за СБ славу «скоростного» бомбардировщика.[13]

Пролог
«<…> Согласно с директивой Генерального штаба РККА №4/1/33025 от 07.01.1938 г. основной структурной единицей (воинской частью) ВВС КА был полк, состоящий из 4 –5 эскадрилий (АЭ) и звена управления. Перед войной по действующему штатному расписанию авиаполк состоял из пяти эскадрилий по 12 экипажей в каждой и командного звена, всего 62 – 64 экипажа. Эскадрилья состояла из 4-5 звеньев. В звено управления, кроме командира полка, входили его заместители: по политической части, по летной работе, по авиаинженерной службе, по штурманской подготовке (флаг-штурман полка), по воздушно-стрелковой службе, по авиасвязи, по оргвопросам (начальник штаба -НШ). У начальника штаба имелись заместители и помощники по оперативной части, по строевой подготовке и другие. В ВВС КА формировались истребительные (ИАП), бомбардировочные (БАП), штурмовые (ШАП) и разведывательные (РАП) авиаполки. Иногда в названии бомбардировочных полков указывалось их функциональное назначение: легкобомбардировочный (ЛБАП), ближнебомбардировочный (ББАП), скоростной бомбардировочный (СБАП), дальнебомбардировочный (ДБАП). Такие полки (от 3 до 5) объединялись в авиадивизию.
Основной момент такой реорганизации - это отделение тылов от строевых частей, повышающее в итоге их оперативную подвижность и мобилизационную готовность. Численность эскадрилий значительно уменьшили. Эскадрильи <…> именовались 1-й, 2-й, 3-й… эскадрильей такого-то полка. Полки могли быть специализированными (бомбардировочными, истребительными, штурмовыми) либо смешанными, включающими эскадрильи разного назначения. В авиаэскадрильях штабную работу вели адъютанты авиаэскадрилий. В политчасть полка входили, кроме замполита, парторг, комсорг, секретари партийных и комсомольских организаций авиаэскадрилий. В звено входило три самолета. Количество самолетов в полку зависело от типа машин. При этом авиаполки, по-прежнему, объединялись сначала в авиабригады, а позже – в авиадивизию. Они должны были состоять из 2–5 авиаполков, расположенных в 1-3 близлежащих гарнизонах, общая же численность самолётов в авиабригаде планировалась порядка 100-150. При больших авиационных гарнизонах, в порядке дополнения, формировались армейские и войсковые разведывательные эскадрильи по 12 самолётов в каждой. <…>» [3]
На момент 20.10.1939г. части 70 ЛБАБр располагаются в двух гарнизонах.
30.11.1939 г. началась Советско-финляндская война (Зимняя). Эта война стала первой, где СССР действительно массово использовал авиацию для решения самых разнообразных боевых и вспомогательных задач (примечание: в войне с Финляндией было задействовано более трети всей авиации РККА). Принимали участие в боевых действиях и части 70-й ЛБАБр [46]. После окончания боевых действий началось рассредоточение войск РККА, главным образом, по возврату к местам предыдущей постоянной дислокации.
Командование же по итогам событий в очередной раз произвело «разбор» сложившейся ситуации и сделало соответствующие выводы. Отмечалось, что это было крайне неудачное участие наших ВВС в конфликте.
Часть 1
20 февраля Военный совет БОВО получил директиву о формировании к 1 июля 1940 г. дополнительных, новых авиасоединений. Попала в число поименованных в этой директиве и 70-я ЛБАБр – директивой ГУ ВВС РККА от 20.02.1940 г. предписывалось в короткий срок сформировать в её составе 128–й скоростной (легко-) бомбардировочный полк и вооружить его новейшими, планируемыми к выпуску, самолетами ББ –22. Командиром полка был назначен майор Г.А.Чучев.
Для обслуживания 6-го;43-го и 128-го авиаполков в гарнизоне предписывалось сформировать 292-ю стационарную авиамастерскую, куда подлежало присоединить авиамастерскую 101 авиабазы.
[22-, №7]
А вскоре поступил приказ начать подготовку лётных кадров полка на самолётах СБ-2. Майор Григорий Чучев приступил к формированию полка, для укомплектования которого ему было разрешено привлекать лётные экипажи и технический состав из местных 6-го и 43-го БАП.[4]
И уже приказом БОВО от 11.04.1940г. сообщалось о завершении формирования в составе 70 ЛБАБр, в Витебском гарнизоне, 128-го БАП. (№ 078 ОСШт, 11.04.1944) [9]
В РККА в целом, и в ВВС в частности, напряжённая мировая обстановка и сделанные выводы боеготовности требовали продолжения и углубления очередных армейских преобразований.
На основании директивы НКО СССР № 0/4/104733 от 25.07.1940 г. и директивы Военного совета ЗапОВО № 0011693 от 05.08.1940 г. в июле-августе 1940 г. в ЗОВО приступили к формированию авиационных дивизий [22, № 38].
Авиационная дивизия должна была состоять из управления дивизии и 4 -5 авиационных полков.
«<…> Улла – городишко между Полоцком и Витебском, на левом берегу красавицы Зап. Двины.
Река была судоходная, даже из Риги привозили товары. <…> Здесь имелись <…> «лесопилка, льнозавод, добротный мост через Зап. Двину. <…>»
«Однако известность Улле принес аэродром. Он охватывал 430 гектаров земли и вплотную примыкал к местечку, вытягиваясь на восток широкой кишкой между двумя водными артериями. Место было выбрано идеальное: с одной стороны - левый берег Двины, поросший кустарником, а с другой - густой лес, тянувшийся широкой полосой до самого правого берега Уллы. <…>
«В 1937г. сюда прибыла воинская строительная часть, чтобы оборудовать на раскорчеванной земле взлетное поле. В лесу, стали возводить здания военного городка. Двух- и четырехэтажные дома аккуратно «вплетались» в окружающий ландшафт. <…>
Построенный аэродром относился к аэродромам 1–й категории. Таких в БВО было всего пару десятков. [35].
«<…> На расстоянии примерно 50 км от Уллы, в юго-западном направлении, имелась стальная [ж.д.] ветка Орша – Лепель. <…>»[10] Её наличие способствовало доставке для нужд гарнизона крупногабаритных грузов, горюче-смазочных материалов (ГСМ), запчастей, стройматериалов и пр.
Первые самолёты (У-2, УТИ-1, УТИ-6, И-16) сели на аэродром н.п. Улла при формировании 15–го ИАП. В 1940–м в Улле его сменил 128–й бомбардировочный авиаполк.
К концу 1940 г. все планы по переучиванию лётных экипажей полков 12–й БАД из-за непоставок самолётов не выполнили. Наиболее полно самолётами СБ-2М оказался вооружён лишь 128–й СБАП, который получил 37 боевых СБ–2 М-100 и 5 учебных УСБ, хотя по штату полагалось иметь 61 самолет. [4]
Для технического обслуживания 128 -го СБАП в гарнизоне функционировала 292-я авиабаза, в её состав входили: авиамастерские № 290, батальон аэродромного обслуживания (БАО), рота технического обслуживания (РТО), 45-я аэродромная комендатура, узел связи и прочие вспомогательные подразделения. В гарнизоне был свой полигон, гарнизонный Дом Красной Армии, магазин Военторг и медсанчасть.
Часть 2

Чучев Г. А. |

Сандалов В. А. |

Сельянов Г. |

Дробышев В. Л. |
В январе 1941 г. майор Г.А. Чучев был направлен учиться в военно-воздушную академию (ВВА). При этом вся тяжесть по комплектованию полка и подготовке летчиков легла на плечи его заместителя - майора Владимира Сандалова. Замполитом полка назначили батальонного комиссара Г. Сельянов, нач. штаба полка — капитана В.Л. Дробышева.
Однако получилось, что и освоенных промышленностью СБ тоже не хватало. К концу 1940 г. все планы по переучиванию 12-й авиадивизии были провалены. Оказалось, что 209–й и 215–й полки не получили ни одного самолета, поэтому летать, осваивая СБ, они не могли. 6–й и 43–й полк продолжали полеты на самолётах Р–Z и все ещё готовились к переучиванию на СБ. И только 128–й полк, имея более полное обеспечение авиатехникой, смог реально осваивать новый для него бомбардировщик.[3]
Переучивание шло медленно. К началу 1941 г. самые передовые экипажи освоили полёты только днём, в простых метеоусловиях, на средних высотах. А впереди была снежная зима и запрет на полеты с лыж. В сложных метеоусловиях на СБ в полку никто не летал, поэтому за инструктора на учебных УСБ работать было некому. Активность освоения самолёта стопорилась годовыми нормами налёта, установленными НКО СССР. Так «<…> Годовой налёт по меркам 30-х -[начала] 40-х годов считался соответствующим требованиям достаточно интенсивной подготовки и поддержания высокой квалификации лётчика (в частности, приказом Наркома обороны СССР № 0020 от 11 марта 1941 г. годовой налёт на одного лётчика в строевых частях ВВС КА был установлен в 160 часов). Кроме того, скорость освоения самолёта частично ограничивалась «<…> ресурсом типичного авиамотора той эпохи, который составлял порядка 100 моточасов <…>». [13]. Ещё одной из важных причин лимита учебных лётных часов при тренировках лётных экипажей, был лимит ВВС на высокооктановый бензин. СБ -2 в 1940 г. стали поступать с завода в модификации с двигателями М-103, которые требовали высокооктанового бензина Б–78, которого постоянно не хватало [4] <…> несмотря на то, что «<…> на рубеже 30-40-х годов СССР по добыче нефти был на втором месте после США. Плановый же объём годового производства высокооктанового бензина (Б-74 и Б-78) из этой добытой нефти, составлял лишь 12% (по Б-78 и вовсе 7,5%) от потребности ВВС – озвученной военными специалистами в «Мобилизационной заявке НКО на высокооктановые бензины на 1941г.».[13]. Нефтеперерабатывающая промышленность СССР пока была не в состоянии выполнить в т.ч. и потребность ВВС РККА в этой марке бензина.
Для проверки состояния боеготовности и уровня переучивания личного состава в ряд соединений ЗОВО была направлена комиссия во главе с начальником Управления формирования и укомплектования ВВС. Подверглись проверке комиссией и части 12-ой БАД. Так, 17.05.1941 г. комиссия во главе с генерал-лейтенантом А. Никитиным прибыла в авиагарнизон Улла. Здесь генерал лично проверил (согласно отчётным документам) каждый лётный экипаж 128-го полка. «<…> Визит генерала <…> ситуацию коренным образом изменил. Нашлось наконец–то топливо, и интенсивность полетов резко возросла. Сохранившиеся в документах 128–го полка цифры предвоенного налета лучше любых слов позволяют оценить подготовку лётчиков: в марте они налетали 155 часов, в апреле - всего 59, а в мае уже 593 часа 42 минуты, совершив при этом 1.687 посадок. <…>»[4]
В эти апрельские дни было произведено штатное формирование составов авиаподразделений полка:
согласно приказу № 018а от 30.04.1941 г. по 128-му полку «О закреплении личного состава по эскадрильям…» командирами эскадрилий были назначены:
1–й АЭ - капитан Семён Маршалкович,
2–й АЭ - капитан Иван Давыденко,
3–й АЭ - ВрИД командира был ст. лейтенант Исаак Пресайзен,
4–й АЭ - ст. лейтенант Василий Карагодов,
5–й АЭ - капитан Павел Карачев. [4]

Маршалкович С.С. |

Давыденко И.В. |

Пресайзен И.З. |

Карагодов В.Х. |

Карачев П.П. |

Сиренко И. Л. |

Квелидзе В. С. |
По имеющейся информации, автору известны ФИО лишь трёх военных комиссаров (военкомов, замполитов) АЭ — ст. политрук Г.Е. Джанджгава (Дзсанджгава), политрук И.Л. Сиренко, политрук В.С. Квелидзе.
К 22 июня полк, по одним данным имел 41 самолет СБ, по другим - 47 бомбардировщиков и 58 лётных экипажей. [4] Лучшей в полку, на основании проведённых предварительных тренировок и проверок, считалась 1-я АЭ капитана С.С. Маршалковича, в которой, одним из командиров звеньев, служил А. Коккинаки - брат известного советского лётчика-испытателя Владимира Коккинаки. [4]
Часть 3
Части 12-й БАД были подняты по тревоге рано утром 22 июня, после начала нападения войск Германии. В 04:30 из штаба авиадивизии в подчинённые части поступил сигнал боевой тревоги. Чуть позже авиаполки дивизии стали сообщать о своей готовности:
В 07:55 в штаб авиадивизии поступило Предварительное распоряжение № 01 штаба ВВС Западного фронта, в соответствии с которым ставилась боевая задача. Спустя час Боевой приказ № 01 командующего ВВС Западного фронта И.И. Кóпеца подтвердил задачу 12-й авиадивизии: «Двумя полками в течение дня 22.06.41 г. уничтожить танковую группировку противника в районе Сувалкского выступа».
На основании этого приказа полковник Аладинский подписал боевой приказ № 01 по 12 БАД, в котором извещал подчинённые ему части о нарушении фашистской Германией мирного договора с СССР.
В приказе командир 12-й БАД ставил задачу подчинённым:
« <…>
1/ 43 АП с приданной эскадрильей 209 АП к 14.00 22.6. перебазироваться на аэродром Курополье и в течение 22.6.41г. действовать по скоплению войск противника в районе Микашувка, Рудавка севернее Августовского канала. Быть готовым к ночным действиям по Сувалки.
2/ 128 АП с приданной эскадрильей 6 АП разрушать склады на восточной окраине Сувалки, запасная цель — скопление войск в районе Микашувка – Рудавка. После выполнения боевой задачи посадка на аэродроме Головск. Первый удар нанести в 12.00 22.6.
3/ 215 АП быть готовым к перебазированию к 18.00 22.6.41. на аэродром госп. двор Лесище.
4/ Командиру 209АП оставшийся личный состав и матчасть перебазировать на аэродром Бецкая и подготовиться к перебазированию на аэродром Теклинополь, что 6 клм. западнее Вилейка.
<…>
3. Боевые донесения представлять в Поставы через 30 мин. после посадки.
4. КП 12 БАД — Поставы.». [3]
Как писано в «Журнале боевых действий» 128-й СБАП под руководством ВрИД командира полка (комполка) майора Сандалова экипажи полка начали взлетать, по 9 бомбардировщиков от каждой из пяти эскадрилий, только в 12 часов дня. Курс — на запад, в район Сувалкинского выступа. Боевой дебют 128-го полка прошел удачно, потерь не было. На обратном пути при посадке на оперативном аэродроме «подскока» в районе Козян (сев. г. Поставы) один из летчиков из 3-й АЭ забыл выпустить шасси и сел «на брюхо».
А уже в 03:20 следующего утра самолёты, во исполнение приказа, отсюда сумели перебазироваться на восток, на аэродром в Крулевщине, хотя в 128-м полку никто ни ночью, ни в сумерках на СБ не летал.
В 02:00 часа 23 июня родился Боевой приказ № 02, подписанный новым командующим ВВС Западного фронта А.И. Таюрским, который поставил перед бомбардировочной авиацией Западного фронта следующие задачи:
«<…> ударом по Сувалкской группировке противника в районе Липск – Сопоцкин – Гродно содействовать ударной группировке в уничтожении противника. <…> Напряжение боевой работы для всех авиадивизий – 2 вылета, <…>» - так согласно архивным документам, началась Великая Отечественная война для частей 12-й авиадивизии.
Аэродромы 12-й БАД в течение 22-23.06.1941 г. противник не бомбил, что дало возможность личному составу целенаправленно действовать при подготовке самолетов к вылету. По готовности,
в соответствии с приказом, самолёты дивизии поднимались в воздух и направлялись на выполнение задания.
23.06.1941 г. 12-я БАД осуществляла боевые вылеты только силами 128-го СБАП, который за день их произвёл порядка 45-и. Самолётами полка были атакованы мотомехчасти противника в районе Гродно - Сопоцкин - Курьянка, скопление войск в районе Холынка, мотомехчасти в районе Липск, десант на аэродроме Михалишки – это оказалось больше, чем в каком-либо другом бомбардировочном полку ВВС Западного фронта. К 16 часам полк сосредоточился на аэродромах Поставского аэроузла (Головск и Курополье), «потеряв», кроме упомянутого выше, еще один самолёт, получивший незначительные повреждения при посадке. Еще один боевой вылет самолётами 12-й БАД был произведен на закате дня.
К вечеру 23 июня от представителей ряда наземных частей поступила противоречивая информация о том, что немцы захватили г. Вильнюс и их танковые колонны движутся в сторону Молодечно и Минска.
Исходя из подобной информации командование Западного и Северо-Западного фронтов приказало ряду частей ВВС осуществить авиаразведку с целью проверки этого. Такой приказ получило и командование 12-й БАД. Утром 24 июня в разведку были отправлены несколько экипажей 128-го и 43-го БАП. До середины дня наши воздушные разведчики противника в районе Вильнюса не обнаружили. Поэтому основные силы 12-й БАД продолжали выполнять приказ Западного фронта по осуществлению «поддержки» ударной конно-механизированной группы генерала Болдина. Эту задачу в течение дня выполняли экипажи 128-го СБАП. В 13:10 восемь самолётов 4-й АЭ бомбардировали колонну немецких танков в районе Гродно. При этом они были атакованы истребителями прикрытия противника. При самообороне воздушные стрелки СБ смогли сбить двух «мессеров», но при этом всё же были «потеряны» пять СБ - не вернулись экипажи: лётчика, ст. политрука И.П. Сидорова (ЛН, лейтенант А.К. Голдобин, ВСР, сержант Коробченко); лётчика, капитана Н.Е. Хитёва (ЛН звена, ст. лейтенант Л.И. Радчук, ВСР, сержант П.М. Плохов); лётчика, лейтенанта И.П. Иванова (ЛН, лейтенант И.Е. Лукьянов, ВСР, мл. сержант Е.И. Непомнящий); лётчика, мл. лейтенанта Ненашева (мл. ЛН, лейтенант А.М. Десятов, ВСР, мл. сержант В.И. Кужелев); лётчика, лейтенанта Ф.И. Яковлева (ЛН звена, лейтенант А.Н. Гой, ВСР, сержант В.П. Нагорнов).
128-й СБАП в этот день совершил 33 самолётовылета.
После 15:00 несколько самолётов-разведчиков, среди которых был экипаж У-2 в составе зам. командира 12-й БАД полковника И.В. Крупского и штурмана 43-го ББАП капитана А.А. Гущина обнаружили на подходе к Вильнюсу несколько танковых и моторизованных колонн. После 17 часов танки противника были обнаружены уже в р-не Лоск (35 км восточнее Ошмяны) в движении по направлению на Молодечно – Воложин – Минск. А в 19:59 экипаж из 5-й АЭ 128-го СБАП ст. политрука И.Л. Сиренко (штурман, капитан В.Ф. Червяк) на У-2, производившие разведку северо-западней н. п. Свирь на шоссейной дороге,15 км восточнее н. п. Михалишки, обнаружили подразделение противника в составе нескольких немецких зачехлённых танков. На одном танке на башенном чехле они увидели свастику. Танки стояли в направлении на восток.
Первыми из состава 12-й БАД к выполнению боевых заданий 25.06.1941 г. приступили экипажи
128-го СБАП: во второй половине дня самолёты 3-й АЭ нанесли бомбовые удары по колонне немецких танков, двигавшихся по дороге Вильно – Ошмяны.
25 июня авиаразведкой Люфтваффе аэродромы базирования частей 12-й БАД были обнаружены и атакованы. Как оказалось, ударная немецкая авиация била по самолетам КА, на аэродромах, весьма эффективно.
Наша разведывательная и бомбардировочная авиация, из-за почти полного отсутствия истребительного прикрытия несла большие потери от атак вражеских истребителей и огня зенитной артиллерии (ЗА) на маршрутах полета и над атакуемыми целями.
В этот день из разведки в районе Лепишки при сильном обстреле ЗА и, впоследствии, усиленной атаки Ме-109 не вернулся экипаж комэска капитана С.С. Маршалковича (ЛН, лейтенант Н.Д. Лепёхин, ВСР, старшина Т.А. Комар).
Такое развитие ситуации при активном наступлении наземных соединений врага 25.06.41 г. заставило командира 12-й БАД принять решение о передислокации вверенных ему подразделений к местам своего постоянного базирования.
В этот же день, при бомбардировке мехколонны в районе н. п. Медники, пять самолётов 2-й АЭ были атакованы Ме-109. Было сбито два СБ: ст. лейтенант, ком звена А.Г. Рыжих (мл. ЛН, лейтенант А.П. Мерзляков, ВСР, мл. сержант Ф.Р. Грибов) и экипаж мл. лейтенанта Чуканова (мл. ЛН, лейтенант Б.Р. Герасенко, ВСР, мл. сержант П.С. Круглов). При бомбардировке танковой колонны северо-западней г. Вильно 8-ю самолётами 3-й АЭ, немецкими истребителями прикрытия было сбито два СБ: лётчика, лейтенанта С.Н. Кошелева (ЛН, ст. лейтенант Паянщук, ВСР, мл. сержант А.М.Раков) и лётчика, лейтенанта Кириченко (ЛН, лейтенант Г.П. Бахвалов, ВСР, сержант Г.Ф. Алексеев) – оба экипажа пропали без вести.
25–26 июня 1941 г., уходя из-под удара в Прибалтике, на территорию БССР стали перелетать остатки авиационных полков и отдельные самолеты из состава ВВС Северо-Западного фронта. Подобным местом посадки был отмечен и аэродром Бецкое, вблизи г. Полоцка, куда периодически вынуждены были приземляться и машины 128-го СБАП.
26.06.41 полки 12-й БАД участвовали в ведении разведки и бомбардировке прорывающихся немецких танковых клиньев в районе Воложин – Молодечно – Сморгонь - Ошмяны. За этот день в жестоких схватках с истребителями противника и от огня вражеских зениток 128-й СБАП лишился пяти СБ, в их числе был пропавший без вести экипаж 4-й АЭ лейтенанта С.Н. Кошелева (ЛН, мл. лейтенант С.И. Кутепов - ВСР, мл. сержант Д.А.Чемалин (Чамалин).
26-27.06.1941 г. немецкая воздушная разведка в очередной раз установила места базирования авиачастей 12-й БАД. Вечером 26.06, около 20:00 час., наличные самолёты 128-го СБАП, выполняя приказ командования, успели перелететь с аэродрома Крулевщина на аэродром Улла. Это позволило обезопасить авиаполк от ночного налёта 15-ти самолётов Ю-88. На аэродроме Крулевщина, при бомбардировке погибли два дежурных: ст. политрук, замполит АЭ Джанджава/Дзсанджгава Григорий Ерастович/Эрастович/ и красноармеец роты связи. А уже 27 июня 1-я АЭ успела вылететь из-под удара вражеской авиации с аэродрома Улла на аэродром Сеща, откуда чуть позже произвела вылет на выполнение боевого задания.

Старший лейтенант И.З. Пресайзен
27.06.1941 г. огненный наземный таран совершил ВрИД командира 3-й АЭ 128-го СБАП ст. лейтенант И.З. Пресайзен. Во время боевого вылета его самолёт был подбит. Пламя, охватившее машину, манёвром сбить не удалось. Командир приказал экипажу покинуть самолёт, однако приказ никто не выполнил. Самолёт с бомбами и топливом врезался в скопление вражеских танков, автомобилей с пехотой, цистерн с горючим. Взрыв был колоссальный, движение на этом участке пpекратилось надолго. Зам. командира полка майору В. Сандалову доложили члены вернувшихся экипажей о героической гибели И. Пресайзена. На следующий день В. Сандалов вылетел к месту гибели экипажа. На основании его сообщения, подкреплённого произведенной аэрофотосъёмкой и свидетельств участников этого боя, было принято решение представить ст. лейтенанта Исаака Пресайзена к званию Героя Советского Союза.
Наградной лист за подписями командования полка, командира 12-й БАД полковника Н. Аладинского был подан и.о. командующего ВВС Западного фронта полковнику И.Ф. Науменко.
В составе «Списка ВВС Западного фронта отличившихся в боях…» кандидатура И. Пресайзена была представлена на утверждение командующему Западного фронта Маршалу Советского Союза С.К. Тимошенко. Однако Маршал приказал представленных «рассмотреть в особом порядке» ибо они могли оказаться и в плену. Хуже того, приказом по полку № 22 за сентябрь 1941 года И. Пресайзен почему-то был отнесен к числу пропавших без вести.[48]

Список нач. состава частей ВВС ЗапФ, отличившихся в боях с немецким фашизмом, достойных награждения Правительственной наградой, от 13.07.1941_стр.1 [1]


Список нач. состава частей ВВС ЗапФ, отличившихся в боях с немецким фашизмом, достойных награждения Правительственной наградой, от 13.07.1941__стр.18-19 [1]

Список нач. состава частей ВВС ЗапФ, отличившихся в боях с немецким фашизмом, достойных награждения Правительственной наградой, от 13.07.1941_стр.24 [1]
В 1975 г. Герой Советского Союза генерал-майор В. Сандалов полностью подтвердил все события тех дней, доложенные им командованию дивизией.
«<…> Звание Героя Исааку Пресайзену и членам его экипажа погибшего вместе с ним при совершении тарана не присвоили! <…> Правда формально их всех наградили. Случилось это 22 октября 1990 года, когда заполняли наградной лист на Исаака Пресайзена — представление к ордену Отечественной войны 1-й степени.
23 октября 1991 года появился Указ Президента СССР под номером УП-2776 о групповом награждении с формулировкой: «За боевые заслуги в Великой Отечественной войне».
Данный Указ распространялся и на Исаака Пресайзена. Лётчик был награждён орденом Отечественной войны I степени. <…>» [49]
В состав этого экипажа входили: штурман, ст. лейтенант Мелехин Александр Васильевич, стрелок-радист, старшина Баранов Александр Васильевич.

Мелехин А. В.
28.06.1941 г. большая группа немецких бомбардировщиков нанесла удар по аэродромам Бецкое и Улла. Во время этого штурмового налёта на улльском аэродроме было повреждено 2 самолётных ангара, три самолёта, погибли два человека из числа наземного техсостава – мл. сержанты
А. Никишев и А. Прокофьев. Всего за этот день из-за налётов в улльском гарнизоне (с учётом личного состава 261-го БАО) пострадали 18 человек.
Такие налёты продолжались и 29 июня. Это вынудило командование дивизии вновь изменить места базирования полков. При этом оставленные места базирования не оставались без внимания наших ВВС – экипажи полков, в том числе и 12-й БАД периодически должны были производить их бомбёжку, уничтожая оставленную по различным причинам матчасть, приводя в негодность самолётные стоянки и взлётные полосы.
28.06 из-за плохих метеоусловий полк шестью самолётами производил разведывательные полёты в районах Константинов, Ново-Вилейка-Медники - Ошмяны.
29.06.41 г. нормальные метеоусловия опять отсутствовали, поэтому самолёты эскадрилий полка вынуждены были только вести разведку ряда интересующих районов базирования войск врага. Так,
1-я АЭ в составе 3-х самолётов проводила разведку в районе Логойск-Городок-Радошковичи; 2-я АЭ в составе 2-х самолётов ─ в полосе Ошмяны-Ожелеи-Сморгонь-Богданово-Вилейка. Из этого вылета один экипаж (лётчик, лейтенант Г.К. Романенко, мл. лейтенант, мл. летнаб А.М. Панченко, сержант А.В. Попов) не вернулся – как выяснилось позже, он был сбит истребителями противника и горящий врезался в лес в районе н. п. Бегомль. Четыре самолёта 3-й АЭ бомбардировали скопление танков в районе совхоза Милево, один экипаж (пилот мл. лейтенант Л.П. Селиванов, ЛН лейтенант П.П. Козин, ВСР сержант Бобров, в/техник 2 ранга мех. авиационный А.И.Захаров) не вернулся с боевого задания (примечание: – известны случаи, когда в тесную кабину СБ в качестве нижнего стрелка буквально втискивали сверхштатного четвертого члена экипажа из авиамехаников или техников по вооружению – позже случаи подобных вылетов отмечались даже в наградных листах «наземников», с указанием количества боевых вылетов). Пять самолётов 2-й АЭ в этот день бомбардировали скопление танков в районе н. п. Смолевичи-Волово. В течение 29.06. на свой аэродром не вернулись ещё два экипажа: ст. лейтенанта Плотникова — лейтенант Сердюк-мл. сержант П.П. Волков и экипаж мл. лётчика лейтенанта В.И. Матвеева — мл. летнаб лейтенант И.С. Новиков, мл. сержант Анищенко.
Часть 4
30 июня новым местом базирования 128-го АП был определен аэродром вблизи г. Бешенковичи.
30.06.1941 г. у штаба Западного фронта появляются достоверные сведения о сосредоточении и подготовке удара мотомеханизированных войск противника в районах Борисова - Бобруйска и севернее Минска. Противостоять этому в полной мере войска Западного фронта были не в состоянии, главным образом из-за отсутствия достаточных резервов.
В связи с создавшейся тревожной обстановкой и возможностью прорыва немецких бронетанковых сил через Березину, Военный совет Западного фронта (около 12:00) поставил перед авиацией задачу:
«<…> Всем соединениям ВВС Западного фронта немедленно, всеми силами, эшелонировано группами уничтожать танки и переправы в районе Бобруйска.
Павлов, Таюрский. <…>»
Успешно выполнить этот, уже запоздалый, приказ было затруднительно — фронтовая авиация, в том числе и состав 12-й БАД, из-за стремительного продвижения врага к Днепру вынуждена была начать перебазирование на новый аэродромный узел. Тем не менее, в этот день экипажи 12-й БАД совершили 46 самолётовылетов (с.-в.).
В тот раз по сведениям Оперативной сводки № 013 штаба дивизии от 01.07.41 г., не вернулись к местам базирования: 128-й СБАП – шесть СБ; 215-й ШАП – один И-15 бис; 43-й ББАП – один Су-2 и один Р- Z.[13] Несмотря на все усилия, предпринимаемые частями Красной Армии, остановить переправу немецких мотомеханизированных частей под Бобруйском не удалось. Такое состояние дел привело к смене командования Западного фронта. Новым командующим стал генерал-лейтенант А.И. Еременко, начальником штаба – генерал-лейтенант Г.К. Маландин, командующим ВВС Западного фронта 2 июля был назначен полковник Н.Ф. Науменко.
02.07.1941 из-за плохих метеоусловий, в очередной раз, действия авиации было ограничены. Только несколько самолетов 128-го СБАП и 43-го ББАП имели возможность произвести разведку войск в районах Лепель – Глубокое – Докшицы - Плещеницы - Мядель.
03.07. 128-й СБАП бомбардировал скопления танков на дороге Борисов - Приямино, железнодорожный мост через р. Березину в городе Борисов. В районе цели бомбардировщики были обстреляны огнем зенитной артиллерии и атакованы истребителями противника. Самолёты 3-й АЭ бомбардировали автоколонну противника в районе Плещаница. В их составе 2 самолёта были сбиты зенитной артиллерией (ЗА), это экипажи: лётчика мл. лейтенанта Ф.М. Паршина, ЛН лейтенант И.М. Пугин, ВСР сержант Бобров и лётчика лейтенанта Г.И. Быкова, ЛН Яковенко, ВСР сержант Иванов. В тот день не вернулись 5 самолетов. В их числе: экипаж А.К. Коккинаки (в составе ЛН, лейтенанта Т.И. Полякова и ВСР, сержанта Д.И. Бабенко); экипаж лётчика, ст. лейтенанта В.Х. Карагодова (ЛН, штурман АЭ, капитан И.Г. Дрёмин- ВСР, мл. сержант И.И. Мишура); лётчика, лейтенанта П.И. Ермолаева (ЛН, ст. лейтенант Л.И. Радчук, ВСР, сержант Усенко).
Тогда же два самолёта 2-й АЭ вынуждены были перебазироваться с аэродрома Бешенковичи на аэродром Лукишки (Витебск).
По состоянию на конец дня 03.07.41 г. самолёты 43-го ББАП и 128-го СБАП стали базироваться на аэродроме Каменка, северо-восточнее Витебска, куда 128-й СБАП приземлился в составе восьми самолётов.
04.07. четыре самолёта первой АЭ пытались произвести разведку позиций врага в районе 6 км юго-западнее Полоцка и в 16:15 были атакованы восемью истребителями противника Ме-109 и Ме-110. В результате два экипажа разведчиков не вернулись на свой аэродром: экипаж лётчика, ст. лейтенанта Половникова (ЛН, лейтенант Г.И. Торохов, ВСР, мл. сержант Яномко) и экипаж лётчика, мл. лейтенанта П.Е. Родионова (ЛН, мл. лейтенант А.П. Третьяков, ВСР, сержант П.К. Попов). Самолёты 2-й АЭ штурмовали переправы вражеских мотомехвойск в районе р. Дрисса и р. Дисна, но они не смогли уничтожить переправы, поскольку были атакованы 10-ю вражескими истребителями. В воздушном бою было сбито три наших СБ, два из которых столкнулись между собой в воздухе и упали на землю. В невернувшихся самолётах были экипажи: лейтенанта В.О. Грабовского (лейтенант Б.Р.Герасенко – мл. сержант Бегун); ст. лейтенанта М.Н. Яковлева (лейтенант С.П. Поливода – сержант Е.И. Кудряшов); мл. лейтенанта Н.А. Александрова (лейтенант Дроздков – мл. сержант Н.В. Петренко). Позже из госпиталя вернулись в полк ВСР, оставшиеся в живых, мл. сержант Бегун и мл. сержант Н.В. Петренко.
05.07.41 г. три экипажа первой АЭ при выполнении разведывательного полёта вдоль шоссейных дорог Витебск – Бешенковичи – Бочейково – Ст. Село в 12:30 были атакованы 12-ю Ме-109. Наши самолёты для спасения вынуждены были приземлиться на аэродроме Лукишки (Витебск). Однако через короткое время после посадки, на этот аэродром был совершен налет самолётами Ю-88 и Ме-109. В течение дня вражеская авиация неоднократно производила штурмы объектов Витебского аэроузла, продолжавшиеся и ночью. Эти налёты привели к потере 15-ти самолётов (3 уничтожены полностью, 12 повреждены).

СБ-2, аэр. «Лукишки», Витебск.
Такие неоправданные потери вынудили командование срочно выводить из-под удара оставшиеся самолеты. Причём, приказ о перебазировании поступил неожиданно. Самолеты с задания возвращались сразу под Смоленск, на аэродром близ поселка Колодня, а техническому составу пришлось добираться до нового места базирования на автомобилях, а некоторым – своим ходом.[30]
07.07.41 г. два самолёта первой АЭ произвели бомбардировку танков в районе г. Бешенковичи, несколько позже, эту же операцию осуществили ещё два других самолёта 3-й АЭ. Однако до конца эту операцию осуществить они не смогли, поскольку их атаковали взлетевшие с близлежащего аэродрома Ме-109. В результате воздушного боя был сбит самолёт лётчика, мл. лейтенанта, А.А. Виссарионова (примечание: Виссарионов вернулся в полк после объявления «без вести пропавшим», на период разбирательств был зачислен в 737 БАО, где и погиб 30.09.41 г.- пр. № 01209/пог. ГУ Формир. и Комплект. войск КА, 05.12.1942 г.).
07.07.1941 г. в 128-м СБАП оставалось всего 5 поврежденных бомбардировщиков. Четыре из них по железной дороге были отправлены на ремонт в г. Торжок. При попытке перегнать по воздуху еще один, погиб экипаж штурмана эскадрильи капитана И.Т. Бондаренко.[4]
В этот же день поступил приказ приступить к выведению личного состава в тыл для переформирования, пополнения и укомплектования авиационной техникой. Во исполнение этого приказа 8 июля оставшийся личный состав 128-го СБАП [17], вывели из боя, зачислив в резерв Главного Командования (РГК).
Их приписали к 143-й штурмовой авиадивизии.
« <…> За период боевых действий с 22 июня по 7 июля 1941 года авиаторы полка произвели 487 боевых вылетов (907 час. налёта), уничтожили 200 танков, до 250 автомашин, сбили 22 самолёта противника, из них Ю-88 – 1шт., Ме-109-20 шт., Ме-110-1 шт. Свои потери составили: сбитых истребителями и зенитной артиллерией – 32 самолёта, уничтоженных на земле – 6, погиб при авиакатастрофе – 1.<…>», 9 имели серьезные повреждения и были оставлены на аэродромах. «<…> Возвратились из числа сбитых экипажей 52 человека, убито в воздушных боях – 20, убито на земле – 3. Погибли при авиакатастрофе – 4, не возвратились с боевого задания – 35 человек. <…>» [5] Всего потери личного состава составили 62 человека.
Среди немногих воинских соединений за высокое боевое мастерство и отвагу, проявленные в первые дни войны, в приказе Военного совета Западного фронта была отмечена и 12–я бомбардировочная дивизия, в которой основной ударной силой в эти дни были 128–й СБАП и 43-й ББАП.
За героизм, проявленный в первые трагические дни войны, 13.07.1941 г. военнослужащие
128-го СБАП были представлены командованием 12-й БАД к награждению Правительственными наградами. Это представление было подтверждено командованием ВВС Западного фронта.
Указом ПВС СССР № 605/48, от 26.07.1941 г. Правительственными наградами были награждены:
- орденом Ленина
Панфилов Семён Яковлевич - зам командира АЭ, ст. лейтенант;
- орденом Красного Знамени:
Гробовский Владимир Иосифович - зам командира АЭ, лейтенант;
Карогодов Василий Хрисакович – командир АЭ, ст. лейтенант;
Карачев Павел Платонович - командир АЭ, капитан;
Коккинаки Александр Константинович – ком. звена, мл. лейтенант;
Красильников Дмитрий Михайлович – штурман звена, лейтенант;
Маршалкович Семён Савельевич - командир АЭ, капитан;
Рыжих Афанасий Михайлович (Георгиевич) – командир звена, ст. лейтенант;
Свиридов Алексей Андреевич – ст. лётчик, лейтенант;
Степаньян Михаил Степанович – воздушный стрелок-радист, сержант;
Тягнырядно Фёдор Яковлевич – флаг-штурман АЭ, ст. лейтенант;
- орденом Красной Звезды:
Башилов Николай Семёнович – мл. лётчик, мл. лейтенант;
Гутян Андрей Константинович - мл. лётчик, мл. лейтенант;
Дятлов Иван Григорьевич - командир звена, ст. лейтенант;
Морозов Николай Григорьевич - воздушный стрелок-радист, сержант;
Савченко Владимир Фалеевич – штурман звена АЭ, лейтенант;
Щербаков Николай Антонович – мл. авиатехник, воентехник 2 ранга.
В число награждённых не попали военнослужащие не вернувшиеся с боевых заданий ─ пропавшие без вести.
Среди них были:
Пресайзен Исаак Зилович — ВрИД командира АЭ, ст. лейтенант представленный к званию Герой Советского Союза; Поливода Сергей Павлович – мл. летнаб, лейтенант; Поляков Тихон Иванович – летнаб, лейтенант.

Борис Дайтер
128-й ККБАП. Часть 5 – Часть 7.
128-й ККБАП. Часть 8 – Часть 9.
128-й ККБАП. Часть 10 – Часть 11.
128-й ККБАП. Часть 12 – Часть 13.
128-й ККБАП. Часть 14 – Часть 15.
Источники информации
Краткие биографические справки
 |
Дробышев Василий Лаврентьевич (18.03.1908 - 04.05.1947) – полковник.
В РККА призван Ленинградским ГВК 11.1931. Участник Советско - финской (1939 – 1940 гг.) войны; Великой Отечественной, с 22.06.1941 в должностях: НШ 128-го БАП, 241 БАД, 6 ВА, Северо - Западного фронта (06.1941 - 06.1942); НШ 11-го ОРАП 3 ВА, Калининского фронта (19.07.1942 - 06.1944); НШ 183-й БАД, 3 ВА, 1 Белорусского фронта (?.1944 - 05.1945). После Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС СССР. Трагический погиб 04.05.1947.
|
 |
Коккинаки Александр Константинович (22.04.1914 - 03.07.1941) – лейтенант, ком. звена. Окончив в 1930 г. 7-летнюю школу, поступил в ФЗУ при заводе Новороссийска «Красный двигатель» на слесаря. В конце октября 1936 г. призван в КА и направлен в ШМАС в г. Житомир. 26.01.1937 по спецнабору был зачислен в 8–ю Одесскую школу летчиков. 20.12.1938 он надел форму мл. лейтенанта и получил назначение в БОВО в 70–ю ЛБАБр им. Ворошилова (г. Витебск) —мл. летчиком 5–го ЛБАП на Р–Z. В сентябре 1939 г. принял участие в походе в Зап. Белоруссию. В феврале 1940 г. был переведен в состав формируемого 128-го СБАП. В апреле 1941 г. окончил курсы командиров звена в Смоленске. В Великую Отечественную вступил 22.06.1941 в составе 128-го СБАП. 03.07.1941 не вернулся с боевого задания – пропал без вести. |
 |
Мусинский Николай Степанович (18.04.1921 - 28.10.1965) – майор, Герой Советского Союза (30.01.1943). Окончив семилетку, учился на рабфаке, одновременно около 2-х лет занимался в аэроклубе. В РККА с 1939 г. Учился в Пермской военно-авиационной школе пилотов, затем в Сталинградской военно-авиационной школе пилотов, после окончания которой (1940) служил в 215 СБАП 12 БАД, затем в 128 СБАП. На фронтах Великой Отечественной войны с 22.06.1941. В составе 128 БАП воевал на Западном, Калининском, Брянском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. К январю 1944 г. капитан, зам. ком. АЭ совершил 211 успешных боевых вылетов.
После войны продолжал службу в ВВС. Ушёл в запас с 1956 г. Служил в северном Управлении Гражданской авиации (по 1965 г.). Летал на самолетах Ли-2 и Ил-14, одним из первых освоилТУ-104. В 1965 г. погиб. |
 |
Павлов Михаил Никитович (1919 – 06.10.1943) - старший лейтенант, Герой Советского Союза (13.04.1944 посмертно). Окончил семилетку, работал в колхозе. В РККА с 1939 г. Учился и окончил Краснодарское авиационное училище штурманов (1940). Был направлен служить в 128-й СБАП 12-й БАД ЗапОВО. В составе этого полка вступил в Великую Отечественную войну 22.06.1941. Воевал в составе Западного, Калининского, Брянского и Центрального фронтов. Совершил 213 б. в. на самолётах СБ и Пе-2 - штурман экипажа, звена, эскадрильи. Погиб при бомбардировке ж. д. ст. Гомель, БССР. |
 |
Сандалов Владимир Александрович (1906 – 1980) — генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (1942). В РККА с 1926 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков (1927), Оренбургскую школу воздушного боя (1929). Службу в ВВС начал в 55-й тяжёлой бомбардировочной АЭ: мл. лётчик ТБ-1, ст. лётчик, командир экипажа, командир отряда. В 1939 г. окончил Высшие курсы усовершенствования командного состава (ВКУКС). Участвовал в Зимней войне с белофиннами (1939-1940). В июне 1940 г.– командир 9-го БАП, майор. В июне 1941 г.– ВрИД командира 128-го БАП 12-й БАД. В составе этого авиаполка 22.06 встретил Великую Отечественную войну. В сентябре 1941 г. командир 125-го БАП Ленфронта. Полк воевал на Пе-2 и стал гвардейским. Летом 1942 г. формирует 285-ю БАД, в 1943 г. она стала 5-й гвардейской, воевал на Калининском и Сталинградском фронтах, участвовал в освобождении БССР. Закончил войну в Восточной Пруссии. После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 г. окончил Военную академию Генерального штаба. В 1959 г. ушел в запас. |
 |
Свиридов Алексей Андреевич (17.04.1919 – 06.10.1943) – старший лейтенант, Герой Советского Союза (13.04.1944 посмертно). После окончания 7 кл. школы учился в ФЗУ и занимался в аэроклубе. Позже работал слесарем на машиностроительном заводе. В РККА с 1938 г.- поступил в Энгельское военно-авиационное училище, которое окончил в 1939 г. Был направлен служить в ЗапОВО в 70 АБр (Витебск). Проходил службу в 6-м БАП и 43-м ЛБАП, с июня 1940 г.- ст. лётчик 128-го СБАП.
На фронтах Великой Отечественной войны с 22.06.1941 г. Вместе с 128-м БАП прошёл свой
боевой путь: воевал на Западном фронте на Вяземском направлении, участвовал в обороне Москвы, в боях на Курской дуге, под Севском, при освобождении Белоруссии. В июне 1942 г. – ст. лейтенант, в августе 1942 назначен командиром эскадрильи; к октябрю 1943 г. совершил 205 боевых вылетов. При бомбардировке ж. д. ст. Гомель (06.10.1943) самолёт был поражён зенитным снарядом. Раненый Свиридов смог направить Пе-2 на свою территорию. Однако самолёт взорвался, не долетев несколько км до своего аэродрома. Погибшие похоронены в селе Перепис Городнянского р-на Черниговской обл. |
 |
Чучев Григорий Алексеевич (12 (25).01.1908 — 04.11.1973) – советский военачальник, зам. командующего Дальней авиацией ВВС СССР, генерал-полковник авиации (7.05.1960). Окончил школу ФЗУ, работал слесарем-электриком на заводе. Затем окончил рабфак, учился в Ленинградском электромеханическом институте. В РККА с июня 1931 г. по партийному набору. В 1931 г. окончил Ленинградскую ВТШ ВВС РККА, в 1933 г. — 14-ю ВШЛ (г. Энгельс). С 06.1933 г. служил мл. лётчиком в 201-й АБр ВВС БВО (Витебск). Служил здесь на должностях: мл. лётчик, ст. лётчик, ком. звена, ком. АО, инструктор АЭ по технике пилотирования; с 04.1938 г. ─ пом. командира 5-го и, затем, 43-го ЛБАП 70-й АБр ВВС БВО. Он участник похода РККА в Зап. Белоруссию в 09.1939 г. С февраля по март 1940 г. занимал должность пом. командира ЛБАП. Участвовал в боях в Финляндии. В 04.1940 г. назначен командиром 128-го СБАП 12-й БАД ВВС БОВО. В январе 1941 г. направлен учиться в ВВА. В 1941 г. окончил 1-й курс ВВА командного и штурманского состава ВВС РККА. Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941. Во главе 128-го БАП воевал на Западном и Калининском фронтах, С 06.1942 г. — зам. командира 211-й ББАД (3-я ВА, Калининский и Западный фронты). В 09.1942 г. был тяж. ранен и несколько месяцев лечился в госпитале. С 02.1943 по 05.1945 гг. командовал 270-й БАД 8-й ВА (Южный,4-й Украинский и 3-й Белорусский фронты). Командовал БАД до конца войны. В 03.1947 г. был направлен на учёбу и в 1949 г. окончил с золотой медалью ВВА им. К.Е. Ворошилова. С 04.1949 г. продолжал служить в ВВС СССР на командных должностях. С 11.1965 г. находился в распоряжении Главкома ВВС СССР. В апреле 1966 г. ушёл в отставку. |
|