128-й КРАСНОЗНАМЁННЫЙ КАЛИНИНСКИЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ─
четвёртый из Витебского гнезда
128-й ККБАП. Часть 1 – Часть 4.
Часть 5.
В конце июля 1941 г. 128-й СБАП, подвергся переформированию согласно штатов № 030/255-А в 2-х эскадрильный состав - 20 боевых самолётов, плюс звено управления - 2 самолёта. На базе предшествующих штатов полка создаётся два: один под номером 128-й БАП (с 17.07.1941г. получил наименование 128-й ББАП), другой – 125 БАП, где командиром назначен майор В.А. Сандалов, впоследствии, в 1942 г. этот полк после переформирования и пополнения был переведен на Ленинградский фронт.
ВрИД командира 128-го ББАП назначается майор Л.В. Коломейцев.

Коломейцев Л.В. |

Швындин В.Н. |

Родванский А.И. |

Засов Ф.Е. |
Заместителем командира 128-го ББАП назначен майор В.Н Швындин, замполитом (с 24.12.1941 г.) - батальонный комиссар Юмашев Виктор Иванович, предыдущий замполит батальонный комиссар Сельянов Герасим Андреевич погиб в авиакатастрофе 07.10.1941 при освоении самолёта Пе-2. Начальник штаба полка -капитан В.Л. Дробышев, начальник опер. отделения штаба 128 ББАП капитан Ф.Е. Засов, флаг-штурман полка майор Александр Иосифович Родванский.
Командирами АЭ были назначены капитан С.С. Маршалкович – 1-й АЭ, ст. лейтенант В.Х. Карагодов -2-й АЭ. Замполитами АЭ назначены ст. политрук В.С. Квелидзе и ст. политрук И.Л. Сиренко.
Штурманы АЭ капитан И.Г. Дрёмин и ст. лейтенант Н.Д. Лепёхин.

Дрёмин И.Г. |

Лепёхин Н.Д. |
128-й полк стал первым полком ВВС, получившим в процессе переформирования и перевооружения новые самолёты - бомбардировщики Пе-2, серии 1 модификации Пе-2 М-105Р.[76]
Всю осень 1941г. 128-й БАП после переформирования, теоретического изучения самолёта Пе-2, занимался комплектованием лётных экипажей и их слётыванием.
В ноябре полк уже стал вооружаться самолетами Пе-2. [75] Личный состав 128-го БАП II-го формирования, под руководством сначала майора Л.В. Коломейцева, а затем майора Г.А. Чучева несколько месяцев переучивались на новые самолёты. Майор Г.А. Чучев вернулся в полк, после завершения учёбы по повышению квалификации на КУКС в ВВА Монино и сменил 01.12.1941 майора Л.В. Коломейцева, назначенного заместителем начальника Тамбовской военной школы пилотов Орловского ВО.

Командный состав 128 сбап – в первом ряду в центре командир полка Чучев Григорий Алексеевич, третий в верхнем ряду Сиренко Иван Лаврентьевич. Снимок осени 1941 г.
К сожалению, освоение нового самолёта сопровождалось рядом аварий, в том числе, две со смертельным исходом экипажей. Наиболее горестной была гибель 1941.10.07г. экипажа замполита полка, батальонного комиссара Г.А. Сельянова.
Примечание - досье самолёта Пе-2.

Схема самолёта Пе-2
Бомбардировщик Пе-2 был создан на базе высотного скоростного дальнего истребителя «100». Пе-2 ─ пикирующий бомбардировщик, трёхместный. В оборудовании и управлении агрегатами Пе-2 была широко применена электротехника.[42] «<…> летал на большой высоте очень быстро - у начальства появилась надежда, что созданный бомбардировщик будет и пикирующим, и скоростным. <…>Добротно сделанный цельнометаллический, очень технологичный, очень прочный, весьма живучий (протектированные баки с наддувом инертным газом, бронезащита лётчика и штурмана) самолёт мог вызвать восхищение <…>у настоящих авиационных специалистов.<…> Практика боевого применения Пе-2 выявила и многочисленные недостатки: высокая (для слабо подготовленных молодых лётчиков военной поры) посадочная скорость, многочисленные случаи самовозгорания самолёта в воздухе (такой оказалась «плата» за электро-дистанционное управление множеством агрегатов - моторы и реле искрили и поджигали бензиновые пары), недостаточная продольная устойчивость, особенно на режиме взлёта с полной нагрузкой). <…> Посадка на полевых аэродромах стала делом трудным и опасным, особенно для строевых лётчиков, привыкших к бомбардировщику «СБ», с его низкой посадочной скоростью и коротким разбегом.
В результате получился самолёт с нормальной бомбовой нагрузкой 600 кг. Максимальной (с внешней подвеской 2-х бомб под крылом -2х100 или 2х250, или 2х500 кг) – 1000 кг. Статистика боевого применения Пе-2 показала, что средняя загрузка была чуть больше 500 кг (дальность 1200 км), а самолёт (по крайней мере в 1941 -1942гг.) использовался как лёгкий «горизонтальный» бомбардировщик (сбрасывать в пикировании можно было только бомбы с внешней подвески, но их-то, как правило, не брали. Габариты узкого фюзеляжного бомбоотсека позволяли брать только бомбы калибром до 100 кг. <…>». У него была более высокая скорость (без внешней подвески) по сравнению с самолётами подобного класса. [14]

Полевой аэродром Великой Отечественной войны 1941 год. Фото: https://dizainmix.ru/32022-128-bombardirovocnyi-aviacionnyi-polk
В первое время Пе-2 в авиационных документах назывался «лёгким», впоследствии, - «ближним», а в дальнейшем «пикирующим» бомбардировщиком. Также, соответственно, назывались авиачасти, вооружённые этой техникой. Поэтому 128-й БАП, после освоения (конец 1941 г. - начало 1942 г.), в различных армейских документах стал ненадолго называться то «легкобомбардировочным», (№ 165 Оперативная Сводка штаба 31 САД -(ОСШ), то 128-м авиаполком 31 САД, затем, с 04.01.1942 г., (№ 171 ОСШ 31 САД) он начал называться 128-м ближнебомбардировочным авиаполком (ББАП) и только с 26.01.1943г. (по 01.08.1943г.) в приказах стал именоваться как 128-й пикирующий бомбардировочный авиаполк (ПБАП).
С 15 декабря 1941г. 128-й ББАП вылетел на Калининский фронт, защищать Москву.
Битва за Москву включала в себя боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делилась на два периода: оборонительный (30.09. — 05.12.1941) и наступательный, который состоял из двух этапов: контрнаступления (05.12.1941 — 07.01.1942) и наступления советских войск (07.01. — 20.04.1942). В Московской битве в разное время участвовали войска Западного, Калининского, Резервного, Брянского, левого крыла Северо-Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов.

Схема Ржевско-Вяземской операции 08.01.-20.04.1942 г.
128-й БАП попал на фронт в момент завершения этапа контрнаступления и накануне следующего этапа наступления. В результате контрнаступления под Москвой немцы были отброшены от столицы на сотни километров. Однако образовался ржевско-вяземский выступ, который находился ближе всего к Москве (150 км) и мог быть использован врагом как плацдарм для нового наступления на столицу.
Полк был введён в состав 31-й САД, которая с 24.12.1941г. была введена в состав ВВС Калининского фронта. В этот момент эта авиадивизия подвергалась переформированию - из её состава были выведены 686 ЛБП, 705 АП и 604 ИАП, вооружённые сильно устаревшей техникой. Первым в состав 31-й САД вводился 128-й ЛБАП (который ранее назывался СБАП), следом, в штат дивизии вводился 274-й ИАП. Местом базирования полков и штаба дивизии был обозначен аэродром Будово. [5]

На полевом аэродроме 128 авиаполка, январь 1942 г., автор Вдовенко Борис Евгеньевич, фото https://archivogram.top/38190781.
На новом месте базирования 128-й ББАП приступил к своему расквартированию, облёту, для знакомства, прилегающей территории, а 26.12.1941г. в очередной раз начал свою боевую деятельность. На тот период в составе полка числилось девять Пе-2 (28.12.41г. прибыло ещё два самолета).
Боевая деятельность нового состава 128-го БАП II-го формирования началась 26.12.1941г., когда в 09:20 экипажи 1-й АЭ капитана С.С. Маршалковича (лейтенант Н.Д. Лепёхин - старшина Т.А. Комар) и ст. лейтенанта А.Г. Рыжих (лейтенант П.З. Палий-сержант М.А. Зверев) вылетели на разведку района расквартирования войск противника: Старица – Ржев - Луковниково. Было обнаружено редкое движение конных повозок и малочисленное движение пехоты. Противник был обстрелян из пулемётов, бомбёжка не производилась. [5]
До конца 1941г. и в течение начала января 1942г. экипажи полка летали главным образом на разведку для выяснения наличия немецких войск, в основном, в западном и северо-западном направлении от г. Ржев, Калининской области, собирая информацию об эксплуатации участков железной дороги, функционировании автомобильных дорог, наличии мостов. Зона интересов разведывательных полётов полка в западном направлении достигала г. Великие Луки.
Во время подобных полётов экипажи применяли штурмовку районов расположения войск в населённых пунктах, на железнодорожных станциях и разъездах, передвижений немецких войск по автодорогам.
При этом использовались небольшие бомбы ФАБ-50 (фугасная авиабомба, где цифра обозначает её вес), АО-8 (осветительная авиабомба), АО-2,5, ЗАБ-50 (зажигательная авиабомба), которые располагались в бомболюках. Реже использовали бомбы ФАБ-100, очень редко, в особых случаях, могли использоваться ФАБ-250, эти два вида бомб располагались под крыльями, всего лишь в количестве 2 шт. на самолёт. [5]
Разведывательные полёты в этот период велись для сбора разведывательной информации накануне наступления советских войск в планируемой Ржевско-Вяземской операции.
29.12.41г. два экипажа 1-й АЭ (мл. лейтенанта И.И. Соболева - мл. лейтенанта А.Н. Никитина- сержанта А.Д. Миронова и лейтенанта Я.И. Андрюшина - лейтенанта Г.И. Торохова -сержанта Т.И. Шевцова) вылетали на разведку в район н.п. Зубцово, но экипаж лейтенанта Я.И. Андрюшина вынужден был вернуться с маршрута из-за технической неисправности. Экипаж же мл. лейтенанта И.И. Соболева продолжил выполнение задания. Однако, по истечении контрольного времени, он не вернулся на аэродром - пропал без вести. Через продолжительное время оказалось, что экипаж погиб и был похоронен в братской могиле в г. Старица, Калининской обл. Это была первая боевая потеря в составе 128-го ББАП II-го формирования.
Подобные вылеты экипажей полка были довольно редкими: один—два одиночных или коллективных вылета в день. Наиболее массовым был вылет 02.01.42 г. восьми экипажей полка на бомбардировку ж.д. станции Великие Луки — из этого вылета не вернулся экипаж
ст. лейтенанта А.Г. Рыжих-лейтенант П.З. Палий-сержант Е.И. Кудряшов.[5]
Часть 6
8 января 1942 г. началась Ржевско-Вяземская наступательная операция по устранению ржевско-вяземского выступа. По решению Ставки Верховного главнокомандования (ВГК) войскам Калининского и Западного фронтов следовало окружить и разгромить основные силы немецкой группы армий «Центр» в районе Ржев, Вязьма, Юхнов, Гжатск. Наступление первоначально развивалось успешно. В первый же день ударная группировка Калининского фронта прорвала оборону противника западнее Ржева и успешно двинулась в направлении на Сычевку. 9 января перешли в наступление войска левого крыла Северо-Западного фронта.
Начиная с 09.01.1942 экипажи 128-го полка вылетали на бомбардирование железнодорожных перегонов и подвижных составов, движущихся колонн техники и пехоты, разрушение линий связи. При этом на боевое задание вылетали группами в составе 2-3-х экипажей.
Ежедневное боевое напряжение для авиаполков штаб 31-й САД своими приказами устанавливает 3-4 полковых вылета.

128 ббап - мастер по вооружению комсомолец, сержант Василий Михайлович Колотов, 15 января 1942 г., автор Вдовенко Б. Е., фото: https://oborona.museum-online.moscow/entity/OBJECT/19844
13.01.42 г. три самолёта 2-й АЭ 128-го ББАП под руководством комэска, ст. лейтенанта В.Х. Карагодова, штурмовали аэродром противника на окраине совхоза Дугино (1 км вост.), на котором в два ряда располагались более 30 самолётов врага. Информация об этом аэродроме появилась после 09.01.42 г., он усиленно «прикрывался» артиллерией и авиацией ПВО. Было выведено из строя до 15 самолётов противника, расход бомб: ФАБ-100 – 6 шт., ФАБ-50 – 12шт., ЗАБ-25 – 12 шт., АО-8 – 32 шт., АО-2,5 -14 шт. В районе цели Пе-2 были атакованы ЗА и истребителями Ме-109 и Ме-110, их атаки с преследованием продолжались до пригорода Ржева. О потерях в составе 128-го ББАП в этом вылете не сообщалось.[5]

128 БАП- В.В. Костенко- штурман мл. лейтенант. 15 января 1942 г.
16.01.41 г., в очередной раз два самолёта 1-й АЭ, экипажи: лейтенант Я.И. Андрюшин - лейтенант Г.И. Торохов -сержант Т.И. Шевцов и мл. лейтенант И.Т. Ржевский-лейтенант Г.П. Бахвалов– сержант О.В. Тапаханаев, вылетели на штурм аэродрома Дугино, на котором уже располагалось около 70 Ю-88. Чуть позже им в помощь пришли ещё два борта (экипажи: мл. лейтенанта Ф.И. Паршина - лейтенант В.И. Козин - сержант М.А. Зверев и мл. лейтенант Л.П. Селиванов-лейтенант В.Г. Романов-сержант П.П. Волков). После проведённого штурма и бомбардировки было повреждено и уничтожено (по докладу экипажей Пе-2) порядка 50-ти самолётов противника.
17.01.42 г. в 12: 05 в очередной разведочный полёт, в район г. Вязьма, отправились два экипажа 2-й АЭ: ст. лейтенант В.П. Солопов- лейтенант В.М. Лебедев-сержант В.Г. Курдюков и мл. лейтенант Н.В. Пивнюк- мл. лейтенант П.Б. Разумовский - сержант Г.Ф. Алексеев. Они зафиксировали расположение войск и состояние участков ж. д. перегонов, наличие на станциях ж. д. эшелонов, движение мехколонн и пехоты по автодорогам. В 12 км севернее г. Вязьма выявлен аэродром, на котором располагались около 15-ти двухкилевых самолётов, ЗА прикрытия открыла усиленный заградительный огонь. На обратном пути пролетая мимо аэродрома Дугино отметили, что он весь в воронках, на поле несколько повреждённых самолётов врага, целых самолётов не видно. [5]

Лаухин Н. И.
Для ускорения освоения Пе-2 личным составом в полки, оснащённые Пе-2, в качестве инструкторов-консультантов направлялись лётчики-испытатели, принимавшие участие в испытаниях этих самолётов. Освоение Пе-2 одновременно соответствовало его фронтовым испытаниям. 11 января 1942 г. в 128-й полк прибыл ст. лейтенант Николай Лаухин, до этих пор работавший в тылу летчиком-испытателем. Н. Лаухин был среди первых испытателей завода им. Хруничева. Вскоре ст. лейтенанта назначили на должность командира звена.

Галлай М. Л.
А 20.01.1942 с документами практиканта в 128-й БАП, в 1-ю АЭ, из лётно-испытательного института (ЛИИ) ВВС, для получения боевого опыта прибыл лётчик-испытатель капитан Галлай Марк Лазаревич, его сначала (13.02.1942 он совершает первый боевой полёт) назначили ведомым, позже — ведущим. Через небольшой срок службы он стал зам. командира АЭ. Как лётчик-испытатель М. Галлай уже владел приёмами бомбометания с пикирования (примечание: - при бомбометании с пикирования полет бомбы в некоторой части её траектории происходит вместе с самолётом и является управляемым; свободное падение бомбы начинается со значительно меньшей высоты, чем при сбрасывании ее с горизонтального полета) [62]. Одной из испытательных задач, стоящих перед ним в командировке, была отработка приёмов бомбометания с пикирования; обучение этому приёму личного состава 128-го ББАП. [35] Ведь в бомбардировочных полках, того периода, летающих на Пе-2, основная масса лётчиков не владела приёмами бомбардировки с пикирования, боялась этого приёма. «<…> Практика «подселения» в эскадрильи ВВС летчиков-испытателей даёт весьма приличные результаты: полёты с эскадрильей позволяют летчикам-испытателям сохранять оперативную перспективу и получать представление о том, как пилоты ВВС используют самолёт. Это даёт возможности для разработки новейших полезных модернизаций, основанных на реальных запросах летчиков ВВС. <…>»-https://topwar.ru/256577-karlson-kotoryj-vyros-i-stal-vrednym.html
В период службы в составе 128-го ББАП (по 07.03.1942) Галлай совершил 28 боевых вылета, а в апреле 1942 г. вернулся на службу в ЛИИ ВВС.
С 10-х чисел января количество исправных Пе-2 в полку постоянно уменьшалось, составляя порой 3-6 самолётов, например, 29.01. исправных самолётов было всего 2. Это происходит по причине выхода в ремонт - вывод согласно № 202 ОСШт 31 САД от 03.02. «<…> боевой состав 128 ББАП – исправных - 5 Пе-2, неисправных – 10 Пе-2 <…>». Порой возникновение неисправности боевой техники в воздухе вынуждало экипаж прекращать полёт и возвращаться на свой аэродром. Бывали случаи, когда технические проблемы заставляли садиться на ближайший аэродром авиации КА или, что ещё хуже, садиться «на вынужденную» где-то в поле. Причинами этого явления были проблемы с наличием запасных частей и недостаточно квалифицированная эксплуатация и техобслуживание авиатехники.
За 25 дней наступления в Ржевско-Вяземской наступательной операции (до 2 февраля) войска КА продвинулись на 250 км и освободили более тысячи населенных пунктов.
Наступивший февраль, уже с первых чисел отметился обильным снегопадом, метелью и плохой видимостью. Это вынудило командование отменить боевые вылеты (б. в.) экипажам 128-го авиаполка. Личный состав занимался осмотром и приведением в боеготовность материальной части, решением бытовых дел: стирка, баня, подгонка обмундирования, написание документов.
«Чёрным днём» для полка оказалась дата 06.02.1942, когда погиб экипаж командира 2-й АЭ ст. лейтенанта В.Х. Карагодова. В № 205 ОСШт 31 САД от 06.02.1942 говорилось: «<…> Через 4-5 сек. после сбрасывания бомб взорвался ведущий самолёт, пилотируемый ком. АЭ ст. лейтенантом Карагодовым. От взрыва загорелся самолёт и горящий упал в 1 км восточнее КОКОШКИНО.
Взрывной волной сильно подбросило правого ведомого, в это время самолёт левого ведомого мл. лейтенанта Ефремова перевернуло и в перевёрнутом положении самолёт перешёл в отвесное пикирование. По докладу вернувшегося экипажа Галлая – экипаж ст. лейтенанта Карагодова, капитан Дрёмин, сержант Мишура, погиб /сгорел/. Экипаж мл. лейтенанта Ефремова. лейтенант Лукьянов, сержант Морозов, вероятно, разбился – (примечание - позже, окончательно подтвердилась и гибель этого экипажа).
Во время бомбардировки истребителей противника и ЗА не отмечено.
Предполагаемая причина взрыва самолёта - мог попасть в траекторию артиллерийской стрельбы. Второе предположение/маловероятное/столкновение бомб при их падении после сбрасывания. <…>»
Через несколько дней новым командиром 2-й АЭ назначается ст. лейтенант Е. П. Солопов.

Командир эскадрильи 128-го бап старший лейтенант Вонифотий Петрович Солопов (1905 г.р.) ставит задачу на вылет экипажу бомбардировщика Пе-2 командира Селиванова. Слева - командир звена 128-го бомбардировочного авиаполка младший лейтенант Леонид Павлович Селиванов, справа - штурман младший лейтенант Владимир Васильевич Пресняков и воздушный стрелок-радист старший сержант Виктор Герасимович. 15 января 1942 г. Фото https://ok.ru/voiny2ymir/topic/153817455107426

Донесение о потерях материальной части и экипажей частей ВВС 31 сад от 11.02.1942
17.02.42 г. три самолёта 128-го ББАП (экипажи капитан С.С. Маршалкович- лейтенант Н.Д. Лепёхин - старшина Т.А. Комар, лейтенант Ф.И. Яковлев- лейтенант С.С. Щеглов-ст. сержант М. К. Коркошко и мл. лейтенант И.Т. Ржевский-лейтенант Г.П. Бахвалов– сержант О.В. Тапаханаев) в 08:49 атаковали немецкий аэродром у совхоза Дугино. Накануне разведка обнаружила здесь очередное увеличение самолётов противника. Несколько самолётов противника были поражены. Но в результате атаки 2-х Ме-109 и ЗА самолёт капитана С.С. Маршалковича повреждён и вынужден был на обратном пути «сесть на вынужденную» на аэр. Климово, а преследующие Ме-109 смогли сжечь на этом аэродроме один Пе-2. [6]
19.02.1942 двумя самолётами 128-го ББАП, экипажи лейтенанта Я.И. Андрюшина (лейтенант Г.И. Торохов - сержант Т.И. Шевцов) и мл. лейтенанта Н.С. Мусинского (мл. лейтенант Н.Ф. Старостин - сержант С.Я. Фильченков) была проведена бомбардировка расположения врага на линии фронта, при этом бомбы россыпью ударили и по территории расположения подразделений КА, к счастью никто не пострадал. Подобное во время войны случалось. Жалоба от командования сухопутной дивизии достигла штаба фронта. Было организовано расследование, которым занимался зам. штурмана ВВС Калининского фронта майор Николаенко. Согласно его необъективным выводам (примечание: это мнение комдива, полковника Байдукова), приказом № 025 от 20.02.42 г. командующего Калининским фронтом были подвергнуты строгому взысканию лётчики Андрюшин и Мусинский, штурманы Торохов и Старостин, а также руководители 128-го ББАП - командир Г.А. Чучев, замполит В.И. Юмашев и флаг-штурман полка А.И. Родванский. Возмущённый командир 31-й САД полковник Байдуков обратился к командующему фронта с письменной просьбой:
«<…> Объективное расследование, произведённое «на месте», не даёт основания для обвинения лейтенантов Торохова, Старостина в совершении преступления. Бомбы, упавшие на территории занятой нашими войсками, не принесли потерь не людьми, ни матчастью.
Перечисленные в приказе лица- Мусинский, Андрюшин, Торохов, Старостин, Родванский, Чучев, Юмашев за время войны проявили подлинный героизм и самоотверженность в выполнении боевых заданий и на примерах их работы воспитывается личный состав дивизии, а также фронта. <…>
Прошу Вас <…> пересмотреть данный приказ <…>». (исх. № 0112 от 23.02.1942г.)
Судя по дальнейшей судьбе офицеров, командующий фронта внял аргументам полковника Байдукова и снизил уровень наказания.
В процессе боевых вылетов, кроме активных бомбардировок и штурмов позиций и объектов врага, экипажи регулярно проводили разведку, сопровождавшуюся фотосъёмками, а также систематический выброс многотысячных пачек листовок.
Получив чувствительные удары в Ржевско-Вяземской наступательной операции, противник в ответ, подтянув подкрепление, нанёс несколько контрударов и окружил передовые части, вырвавшиеся вперед. Последующие попытки войск Западного и Калининского фронтов сломить сопротивление немецких войск успеха не имели.
20 апреля по приказу Ставки войска РККА перешли к обороне.
В начале мая 1942 г. капитан С.С. Маршалкович освобожден от командования 1-й АЭ 128-го ББАП и убыл к новому месту службы - с 05.05.1942 он назначен командиром 3-й отдельной дальней разведывательной авиационной эскадрильи (ОДРАЭ) ВВС Калининского фронта (впоследствии, он привлек в эту часть некоторых военнослужащих из состава 128-го ББАП). Командиром 1-й АЭ 128-го ББАП назначен капитан Н.И. Лаухин.
С 10.05.1942 полк вошел в состав создаваемой, согласно Приказа ВГК № 0083 от 05.051942 на базе Управления ВВС 22-й Армии, 211-й смешанной авиадивизии (САД). Однако, в связи с очередным пересмотром планов Ставки ВГК на применение авиации в боевых действиях и сосредоточением авиационных частей и соединений в составе воздушных армий, после 14.06.1942 в составе формируемой третьей воздушной армии (3 ВА) Калининского фронта на базе 211-й САД формируется 211-я ближнебомбардировочная авиационная дивизия (ББАД). Командиром дивизии назначен полковник Архангельский П. П., который постарался сформировать дивизию из молодых летчиков. [53]
3-я воздушная армия создана 16.05.1942 приказом НКО от 05.05.1942. Командующим армией назначен генерал-майор авиации М.М. Громов.
С первых чисел мая полк в течение каждого дня выполнял две боевые задачи: воздушная разведка и бомбардировка объектов в тылу врага, в основном к западу от г. Ржев. Разведка выполнялась обычно одиночным экипажем дважды в день - рано утром и в середине дня, или вечером, причём разведка проводилась как в ближнем тылу противника (Мончалово, Оленино, ст. Мостовая, Холм, южная окраина г. Ржев, Боровая и пр.) так и в дальнем (Сураж, Велиж, Витебск, Демидов, Белый, Рудня, Смоленск, Ярцево, Невель, Яновичи, В. Луки, Вязьма). Обычно при разведке в ближнем тылу врага, после производства разведки, применяли бомбардировку и обстрел из стрелкового вооружения значимых, с точки зрения экипажа, объектов врага, разбрасывали большое количество листовок. В дальнюю разведку, чаще всего, бомбы не брали, но листовки брали. Бомбардировку и штурм объектов врага выполняли, чаще всего, силами 2-х - 4-х экипажей, и выполнялась она несколько позже, нежели разведка, хотя и в этом случае не забывали о текущей разведке. В обоих случаях для подтверждения результата использовали фотосъёмку. В случаях невозможности выполнения боевого задания, по каким-то причинам (чаще всего это плохие метеоусловия и выход из строя в полёте мат. части), приходилось преждевременно возвращаться на базу, сбросив бомбы в безопасной зоне, предварительно дистанционно установив их «на не взрыв».
Дни с плохой погодой случались довольно часто, например, это 14-16, 21-28 мая.
В эти дни часть экипажей, вылетевших на задание, вынуждены были вернуться, а часть экипажей вовсе не получали приказа на вылет. Тем не менее, в полку обязательно определялись дежурные экипажи, сидящие на аэродроме в «готовности № 2», при которой самолёты находились на стоянках замаскированные, но готовые к немедленному вылету. Личный состав располагался вблизи самолётов, расчёт командного пункта был готов к немедленному управлению.
С лётными составами в эти дни проводились занятия по изучению различных армейских Уставов, проработке приказов НКО, армейских приказов, штурманские составы усиленно изучали и осваивали РПК-2-10, стрелки-радисты закрепляли знания по теме «Источники питания радиостанций и их устройство». Технический состав занимался текущими работами с техникой. В свободное от службы время личный состав отдельными группами играли на музыкальных инструментах, танцевали и хором пели песни.
16.05.1942 г. в ряды 128-го ББАП в командировку прибыло 17 человек лётного состава из 684-го СБАП (в том числе 7 человек лётчиков, стрелков-бомбардиров - 5 чел., воздушных стрелков-радистов - 5 чел.) для переучивания и наработки боевого опыта в составе 128-го АП.
В течение мая в 128-м ББАП случилось несколько ЧП:
Например, 19.05. на обратном пути из разведывательного вылета в район Великих Лук в самолёте Пе-2 (экипаж: лейтенант Я.И. Андрюшин - лейтенант Н.Д. Лепёхин – сержант Г.Е. Туровский) загорелся правый двигатель. Лётчик смог посадить самолёт «на вынужденную» возле д. Сосновка, самолёт сгорел, экипаж получил лёгкие ушибы.
Двадцать второго мая после бомбардировки ж. д. станции Опухлики (Невельский район, Псковская обл.) из-за нехватки топлива при подлёте к своему аэродрому лётчик, лейтенант И.П. Сидоров, сел «на вынужденную» на непригодной местности. Сам он был ранен, штурман, сержант П.Г. Бабенко -тяжело ранен (умер в госпитале, 08.06.1942), стрелок-радист сержант Быстров погиб.
В этот же день при возвращении из разведывательного вылета, Пе-2 (экипаж: ст. лейтенант М.П. Мизинов- ст. лейтенант П.П. Козин-ВСР, ст. сержант Е.Д. Карасёв) на обратном пути был обстрелян собственной ЗА, при рулении во время посадки на своём аэродроме, из-за пробитого колеса, сломал левую стойку шасси, самолёту потребовался полевой ремонт.
Двадцать четвертого мая экипаж лётчика - лейтенанта А.А. Свиридова (СтБр, ст. лейтенант П.С. Реунков-ВСР, сержант П.П. Волков) из-за отказа одного двигателя вынужден был вернуться из разведки в районе Великие Луки-Невель-Ст. Торопа, пришлось «тянуть» на одном моторе, сбросив бомбы «на не взрыв» в болото и предпринимать усилия для благополучной посадки, экипаж не пострадал.
В июне 1942 г. Г.А. Чучев назначен зам. командира 211-й ББАД - очередным командиром 128-го ББАП с 01.06.1942г. был назначен капитан Николай Лаухин.
12.06.1942 лётчик, мл. лейтенант М.А. Бобрицкий при выполнении боевого задания по бомбардировке аэр. Великие Луки отстал от ведущего и на обратном пути вынужден был произвести вынужденную посадку в районе н. п. Селижарово. Получил тяжелое ранение и умер в госпитале от ран.
211-я ББАД начала боевые действия в июне 1942 г., в оборонительной операции в районе г. Белый, затем участвовала в Ржевско-Сычевской и Великолукской операциях.
Полки дивизии в этот период базировалась на аэродромах Залазино, Выдропужск и Будово Калининской области. Для прикрытия аэроузла придавались силы от 728-го ИАП на И-16. [6]
С 18.06 по 20.06. из-за плохой погоды полк проводил ограниченную боевую работу – экипажи вылетали только лишь на разведку, а с 20.6 по 26.06. из-за плохих метеоусловий и непригодности лётного поля, вылетов не производили, поэтому 26.06.1942 128-му полку было приказано перебазироваться с аэр. Будово на аэр. Залазино. При этом оказалось, что при выполнении пяти самолёто-вылетов в течение лётного дня и осуществления перебазирования, на аэродром Залазино, в составе 128-го ББАП исправных самолётов не оказалось: так и не вернулся с б. в. самолёт лётчика М.Я. Шишлянникова, два Пе-2 были повреждены, один Пе-2 при перебазировании сгорел, один самолёт экипажа Мусинского не возвратился с «вынужденной посадки» на аэр. Старица. (№ 02 ОСШт, 26.06.1942 г.) Исходя из этого, 27.06. полк боевой работы не проводил - личный состав занимался восстановлением мат. части и маскировкой аэродрома. Оказалось, что не вернувшийся накануне экипаж лётчика М.Я. Шишлянникова произвёл «вынужденную посадку» на аэр. Екимово (45 км зап. аэр. Старица), при этом самолёт получил повреждения. Экипаж невредим и 27.06. до 14:00 вернулся в часть. В 21:00 час. для дальнейшей работы состав полка перебазировался на аэродром Мигалово, где в готовности было уже два Пе-2 (№ 03 ОСШт, 27.06.1942 г.).
28.06.1942 в полку случилось очередное ЧП. Командир экипажа ст. лейтенант Ф.И. Паршин (в экипаже штурман, сержант Артёменко, ВСР, сержант В.Ф. Ковалёв, при перелёте в экипаже присутствовал авиамеханик, техник-лейтенант Алексеев), производя посадку после перелёта на аэр. Залазино ст. лейтенант допустил ошибку пилотирования - самолёт «плюхнулся» с высоты 10 м, свалился на правое крыло и выполнил «капотирование» (постановку на нос фюзеляжа). Самолёт был разбит - ремонту не подлежал. Экипаж получил ранения и ушибы. (№ 04 ОСШт, 28.06.1942 г.).
29.06.1942 члены 14-ти экипажей 128-го ББАП отправлены в Мигалово для дальнейшего следования на авиазавод № 22 (г. Казань) для получения новой материальной части. При этом, боеготовность полка на 30.06. выглядела так: два Пе-2 на аэр. Мигалово и один – на аэр. Залазино, при наличии двух боеспособных экипажей (№ 05 ОСШт, 29.06.1942г.).
В дни начала июля оставшийся на базовом аэродроме личный состав 128-го ББАП боевой работы не производил, он занимался командирской учёбой, восстановлением материальной части и оборудованием аэродрома.
На 04.07. исправными были уже четыре Пе-2- по два на аэр. Залазино и Мигалово (№ 09 ОСШт, 03.07.1942 г.).
.
17.07.- 18.07.42 г. после получения новых Пе-2, модификации ФТ [76] на авиазаводе, состав 128-го ББАП совершил перелёт по маршруту Казань-Ундал-Мигалово-Выдропужск, а 20.07. самолёты были перегнаны на аэр. Залазино.
21.07. из-за плохой погоды полк боевой работы не производил, в конце дня, по приказу, был совершён перелёт 12-ти (по 6 самолётов каждой АЭ) Пе-2 на аэродром Выдропужск.
31.07. из боевого вылета на аэродром не вернулось два экипажа 1-й АЭ: лётчика, лейтенанта К.М. Руденко (СтБр, ст. лейтенант Г.Б. Баранов - ВСР, сержант Н.Н. Нежнов) и лётчика, мл. лейтенанта Ф.С. Геращенко (штурман АЭ, ст. лейтенант П.П. Козин - ВСР, мл. сержант А.А. Бородин). О судьбе второго экипажа, который выполнял разведку в районе Ржев-Зубцов- Осуга -Белый-Оленино, в последующем вестей так и не появилось, ─ экипаж пропал без вести.
«<…> После двухмесячного перерыва в полётах вследствие ранения лётчик мл. лейтенант Сидоров на первом самостоятельном полёте, идя на посадку потерпел аварию. Самолёт подлежит заводскому ремонту. Лётчик ранен в голову и помял грудную клетку <…>.» (№ 036 ОСШт, 31.07.1942 г.)
Часть 7
«<…>5 августа одиннадцать Пе-2 128-го ББАП уничтожали живую силу и технику противника в районах Бердихино, Карамзино и с-з Зеленкино. Вёл разведку в районах Молодой Туд – Филиппово – Сычёвка – Зубцов – Крупцово. Произведено 20 с-в., из них на бомбардировку 18, на разведку – 2. С боевого задания не вернулся один Пе-2 – мл. лейтенант Логачёв <…>» (№ 040 ОСШт, 05.08.1942 г.)
06.08. при возвращении с боевого задания в процессе захода на посадку (на 4-м развороте), самолёт лётчика, сержанта Н.П. Сухова (СтБр, сержант А.Г. Остапенко, ВСР, сержант А.Н. Никитин) внезапно перевернулся и упал в лес в 600-800 м от аэродрома. Лётчик и стрелок-бомбардир погибли, стрелок-радист получил ранение. [60]
15.08. «<…>экипаж ст. лейтенанта Пивнюка (штурман, ст. лейтенант Лебедев – стрелок - радист, старшина Алексеев) не вернулся с боевого задания, состояние и местонахождение экипажа и самолёта неизвестно <…>»(№ 050 ОСШт, 15.08.1942 г.)
В августе 1942 г. было принято решение о завершающих фронтовых войсковых испытаниях самолёта Ту-2, мелкосерийное производство которого осуществляли на заводе № 166. Эти испытания было решено проводить на Калининском фронте, где ВВС командовал бывший начальник ЛИИ генерал М. М. Громов. Одной из групп военных испытателей оказалась авиагруппа из состава 128-го ББАП, под руководством бывшего лётчика-испытателя майора Н.И. Лаухина.
С 07.09 по 15.09.1942 группа в составе четырех экипажей (майор Н.И. Лаухин-майор
А.И. Родванский - старшина В.И. Курдюков, ст. лейтенант А.А. Свиридов - мл. лейтенант М.Н. Ларионов - сержант Н.Н. Нежнов, лейтенант Н.С. Мусинский - лейтенант Н.Ф. Старостин - ст. сержант И.Н. Силаев, ст. лейтенант Ф.И. Паршин - лейтенант П.С. Реунков - сержант Я.С. Шмычков) перебазировалась на аэродром Чкаловск для переучивания на самолёт Ту-2.
После обучения 15.09.42 г. группа перелетела на аэродром Мигалово. В течение почти 20 последующих дней группа вела боевую работу с этого аэродрома на самолётах Ту-2. Работа велась по местам базирования войск противника, железнодорожным и автомобильным путям и населённым пунктам северо-запада и запада Смоленской, запада и северо-запада Витебской, юго-запада Калининской и юга Псковской областей. [6]
Отзывы о качестве, требуемых усовершенствованиях и модернизациях этих самолётов майором Лаухиным были предоставлены генералу М.М. Громову, который, в свою очередь предоставил их в комиссию НКАП.
После 10 октября 1942 г. во исполнение приказа НКАП №763 от 10 октября 1942 г. было принято решение прекратить производство самолетов Ту-2. Самолёты из штата 128 ББАП были возвращены на завод.

Ту-2 2М-82
Примечание - досье самолёта Ту-2.
«<…>Его основное назначение - фронтовой и пикирующий бомбардировщик. Задание на такой самолёт созрело уже в 1940 г. и включало следующие основные требования: самолёт двухмоторный, скорость - близкая к скорости истребителя, внутренняя подвеска бомб крупного калибра, полёт в любую погоду, бомбардировка с пикирования и большая дальность полёта. Проектирование самолёта «103» по приведённому заданию началось с 1 марта 1940 г.
В новом проекте были предусмотрены протектированные баки, система нейтрального газа (НГ), бронирование сидений и др.
Самолёт «103» – фронтовой бомбардировщик проходил испытания до июля 1941 г. видно было, что он удачен и значительно превосходит Пе-2 по скорости, бомбовой нагрузке, оборонительному вооружению и простоте пилотирования. Его стали готовить к серии уже вначале 1941 г, но само внедрение смогли осуществиться лишь с июля 1942 г. <…>
Схема Ту-2 – среднеплан с большим отсеком под крылом. С разнесённым хвостовым оперением. <…> Кабина лётчика и сидевшего сзади него штурмана-стрелка в носовой части фюзеляжа, перед крылом. Штурман немного смещён вправо (для обзора). В самом носу остекление для обзора лётчику вниз и вперёд. Кабина стрелка радиста непосредственно за крылом, с обзором назад и вверх. Люковая (кинжальная) установка для обстрела назад и вниз.
Экипаж – обычно четыре человека, в дальних вариантах – пять, иногда – три, а бывали случаи, что всего два. Бомб нормально – 1000 и 2000кг, в перегрузочных вариантах – 3000 и даже 4000 кг. Калибр бомб – до 1000 кг.<…>
Вооружение в типовом варианте: две пушки ШВАК-20 неподвижные в центроплане у бортов фюзеляжа, для защиты задней полусферы – три-пять пулемётов ШКАС в двух - трёх стрелковых точках, заменены потом на УБТ 12,7мм. <…>».[42]
В результате кровопролитных боев на ржевском направлении к 15.10.1942 г. в 211-й авиадивизии осталось всего 4 самолёта Пе-2 (в т.ч, два и семь лётных экипажей в эскадрильях 128-го БАП) - (№ 0111 ОСШт 211 ББАД, 16.10.1942 г.).
Подобная ситуация была главной причиной прекращения производства боевых вылетов в дивизии в общем, и в 128-й ББАП - в частности, в период с 15.10. по 28.10.42 г. Личный состав всей 211-й ББАД в эти дни в основном занимался выполнением дежурными экипажами готовности № 2, наземной подготовкой, тренировочными полётами и подготовкой к зиме. В числе занятий и лекций значились темы:
— одиночное бомбометание по заданному направлению;
— дача задания по упражнению № 2 на бомбометание и проигрыш полёта – 2 час.;
— изучение взрывателей АПУВ и АВ-1- 2 час.;
— метеослужба – 2 час;
— теория бомбометания с пикирования – 1 час.;
— теория стрельбы и холодная пристрелка – 3 час.;
— навигационная подготовка – 4 час.;
— воздушно-стрелковая подготовка – 4 час.;
— приём «на слух» и передача «на ключе» - 6 час.;
— с младшими специалистами проводилась стрельба из винтовки;
— устройство и работа автопилота, ввод и вывод из пикирования – 3 час. и др. т.п.
В дивизии в эти дни летали ежедневно по одному Пе-2, производящие самолёто-вылеты на тренировку. Кроме того, приходилось вылетать по 1-3 экипажа на лидирование прибывающих истребительных авиачастей с аэродромов Мигалово, Выдропужск на передовые аэродромы в район Понизовье, Будово, Старая Торопа, Вировская, Язово, Дулово.- (№ 0110 - 0121 ОСШт 211 ББАД, 15-28.10.1942г.).
Из отчёта командира дивизии полковника П.П. Архангельского 31.10.1942 г. «О работе 211 ББАД в 1942 г.»:
«<…> Получив молодые, необученные, полки [527 и 793 ББАП]. Командование дивизии и штаб в короткий срок ввели их в строй путём передачи боевого опыта теоретически, практическим показом на поле боя в качестве лидеров опытными экипажами 128 АП, повседневной работой командования и штаба в полках и разборами каждого боевого вылета, с указанием недостатков, тормозящих выполнение боевых задач.
С целью лучшего выполнения боевых задач в эксплуатации матчасти с лётно-техническим составом полков проведены две конференции. Конференция по эффективности бомбометания и воздушной стрельбы и конференция техническая, с вопросами эксплуатации самолёта Пе-2 в зимних условиях и новейших способов подогрева моторов для большей экономии горючего.
<…> Командование Дивизии от наземных войск получило до 10 подтверждений об отличных результатах действия бомбардировщиков по разгрому немецких оккупантов в районе РЖЕВ и БЕЛЫЙ.
Большинство результатов боевых вылетов зафиксировано аэрофотоснимками с отличными попаданиями и эффективным поражением цели, как-то: ст. РЖЕВ /южная/, ст. ОСУГА, аэродром СМОЛЕНСК, переправ в р-не ПЕСТОВО и другие военные объекты, уничтоженные прямыми попаданиями наших бомбардировщиков.
За успешные боевые действия в районе РЖЕВ личный состав полков и Командование Дивизии имеют благодарности от Зам. Наркома Обороны Генерал-лейтенанта авиации НОВИКОВА.
Личный состав дивизии в своём составе имеет 87 человек, награждённых Правительственными наградами и 30 человек представлены к награде. Два человека представлены к присвоению звания Героя Советского Союза [лейтенант Н.С. Мусинский и ст. лейтенант Н.В. Пивнюк]. 128 ББАП за успехи в период Отечественной войны представлен к преобразованию в ГВАРДЕЙСКИЙ.
<…> В процессе напряжённой боевой работы частями Дивизии проводилась подготовка к зиме в строгом соответствии с планом 3 ВА и 211 ББАД. Силами лётно-технического состава, совместно с БАО оборудовано: на аэродроме ВЫДРОПУЖСК – 3 КП, 5 землянок, 34 стоянки и до 0,5 км рулёжных дорожек. На аэродроме БУДОВО – 2 КП, 5 землянок, 15 стоянок и 1200 метров рулёжных дорожек, кроме того, оборудовались аэродромы ЗАЛАЗИНО и ГОРОШИНО.
Технический состав полков, наряду с напряжённой работой по подготовке матчасти к боевым вылетам, за истекший период отремонтировал и восстановил своими средствами 819 самолётов.
Силами технического состава изобретены и смонтированы усовершенствованные средства подогрева для моторов с водяным охлаждением, позволяющие экономить горючее.
<…> Лётный состав полков всегда точно знал линию фронта и при действиях по переднему краю на удалении от своих войск 200-300 метров, случаев бомбардирования своих войск не было.
Бомбовая нагрузка на самолёт была доведена до 900 кг за счёт горючего. <…>»

Приказ № 566 - по 211 ББАД, 14.11.1942
Выдержка из представленной выше таблицы: «Результат боевой работы 211 ББАД за период с июня по ноябрь 1942 г. 211-я ББАД»:
действуя на ржевском направлении Калининского фронта, участвуя в Ржевской битве «<…> полки выполнили 142 вылета на разведку и 1263 вылета на бомбардировку войск и техники противника, сбили 23 самолёта противника в воздухе; повредили 21 аэродром; уничтожили: подвод −21, складов с боеприпасами — 32, железнодорожных вагонов — 282, железнодорожных депо −1, танков — 32, орудий — 7, переправ — 2, живой силы — 735, точек ПВО −67, ДЗОТов — 16, автомашин с грузами — 202, зданий — 85<…>».[55]
В начале октября командующий 3-й ВА вынужден был произвести реорганизацию (усиление) командования 11-го ОРАП. Из числа кандидатов командиром этого полка решено было назначить майора Лаухина Николая Ивановича. 01.11.1942 он прибыл в расположение 11-го ОРАП.[43]. Вместе с ним на должность НШ в состав 11-го ОРАП назначен майор В.Л. Дробышев.

Схема боевого пути 128-го ЛБАП/55АП 31САД/211 ББАД с 26.12.1941 по 1.11.1942. 2-е переформирование.
Борис Дайтер
128-й ККБАП. Часть 8 – Часть 9.
128-й ККБАП. Часть 10 – Часть 11.
128-й ККБАП. Часть 12 – Часть 13.
128-й ККБАП. Часть 14 – Часть 15.
Источники информации
Краткие биографические справки
 |
Карагодов Василий Хрисанфович (27.01.1910 - 06.02.1942) – капитан (22.02.1942), командир эскадрильи. После окончания пяти классов школы принят на учёбу в железнодорожное ФЗУ. После учебы в котором, стал работать слесарем в железнодорожном депо. Призван в РККА 05.06.1931г. Направлен на учёбу в школу переподготовки командиров запаса г. Ленинград, а в декабре 1931г. - учиться в 3-ю военную школу лётчиков и летнабов им. Ворошилова. После окончания которой (12.1933) отправился служить в 4-ю ЛБАЭ 40-й АБр (Витебск): пилот, мл. лётчик (05.1935), ст. лётчик (05.1937), ком. звена (08.1938) в 5-м ЛБАП 70-й БАБр (Витебск). Участвовал в течение 2-х мес. в Зимней войне (1940). Был переведен в 128-й СБАП в момент его формирования: помощник командира АЭ (16.07.1940), командир 4-й АЭ (09.01.1941) – ст. лейтенант. В составе 128 СБАП вступил в Великую Отечественную войну 22.06.1941г., Западный фронт. После переформирования 128-го ББАП- командир 2-й АЭ, Калининский фронт. Сгорел в самолёте, подбитом немецкой ЗА в районе дер. Кокошкино, Ржевский район, Калининская обл.
|
 |
Сарыгин Александр Васильевич (09.11.1920 – 11.07.1960)-полковник, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (09.09.1957). Окончил 11 классов средней школы, затем Кемеровский аэроклуб. В РККА с 1938 г. Окончил Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов (1940), затем работал в ней инструктором. В составе 128 ПБАП 241 БАД стал участвовать в боевых действиях Великой Отечественной войны с 21.02.1942 г. Воевал на Калининском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в битве на Курской дуге, в освобождении Белорусской ССР и Польши, а также в Берлинской операции. Совершил 148 боевых вылетов. В 1945 г. окончил курсы при Грозненском военном авиационном училище, стал работать лётчиком-испытателем на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. После тяжёлой болезни ушёл из жизни. |
 |
Сельянов Герасим Андреевич (1910 – 07.10.1941)- батальонный комиссар (1940).
Призван в РККА в 26.06.1934г. - прибыл по спецнабору в школу морских летчиков и летчиков наблюдателей им. Сталина, откуда переведён в 8-ю ВШЛ. После окончания в 11.1936г. оставлен в 8-й ВШЛ, лейтенант, на должности инструктора-летчика. В мае 1940 года назначен на должность зам. командира по политчасти 128- го СБАП. Участник Великой Отечественной войны с 22.06. 1941г.в составе 128 СБАП-военный комиссар (военком) авиационного полка. Погиб 07.10.1941г. при катастрофе самолета Пе-2 при освоении новой материальной части в составе 9-го ЗАП в районе аэродромной площадки Самосырово, рядом с г. Казань. В составе экипажа погибли: летчик, батальонный комиссар Сельянов Г.А., (сведения о штурмане экипажа не установлены), воздушный стрелок-радист, старшина Нелюбин К.П. |
 |
Старостин Николай Федорович (13.09.1920 – 07.05.1945) - капитан, штурман авиаэскадрильи 128-го Калининского бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза (04.02.1944). Закончив 10 кл. СШ в г. Рыбинск Ярославской обл., учился в аэроклубе. В РККА с 1939 г., когда был направлен в Краснодарское военное авиационное училище. После окончания которого (31.01.1941), направлен служить в ЗапОВО, в 128-й СБАП 12-й БАД (Улла), - сержант, мл. летнаб. Великую Отечественную войну встретил 22.06.1941 в составе 128-го СБАП. В составе этой части участвовал в боевых действиях Западного, Брянского, Калининского, Центрального, 1 Белорусского фронтов, летая в должности штурмана экипажа, звена, эскадрильи, совершил около 500 боевых вылетов. Погиб случайно: в минуты отдыха вышел на охоту в прилегающий к аэродрому лес, где попал на минное поле. |
 |
Алексеев Григорий Федотович (22.02.1918 – 02.05.1957) – старшина, воздушный стрелок-радист, Герой Советского Союза (15.05.1946). После учёбы в школе, работал учителем. В РККА призван 15.10.1938 В 02.1940 г. окончил школу воздушных стрелков-радистов и направлен в 70-ю ЛБАБр (БОВО), зачислен стрелком-радистом СБ в 3-ю АЭ. Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941. После переучивания на Пе-2 с 26.12.1941, сержант снова на фронте. 06.10.1943 получил тяжёлое ранение. К этому времени совершил 217 боевых вылетов на разведку и бомбардировку железнодорожных узлов, аэродромов, опорных пунктов и скоплений войск противника, сбитых в воздушных боях 7 и уничтоженных на земле 15 вражеских самолётов. Пришлось длительно проходить лечение в госпитале. В июле 1944 г. демобилизован. Вернулся в родное село. Работал учителем, а затем директором школы. Заочно окончил Ишимское педагогическое училище. |
 |
Маликов Илья Антонович (04.08.1921- 18.05.1990) – капитан (1975), Герой Советского Союза (15.05.1946). После 7-и кл. школы окончил ФЗУ (1938), работал учеником токаря, потом на почте, счетоводом на ленточной фабрике (1939-1940), одновременно учился в Ногинском аэроклубе. В апреле 1940 г. призван в РККА - направлен учиться в Кировобадскую авиационную школу летчиков. После окончания которой (01.1941), направлен служить в ВВС Одесского ВО, в 2-ю отдельную корпусную АЭ 2-го мехкорпуса. В рядах этой части 22.06. 1941 начал Великую Отечественную войну в составе Южного фр., продолжил участие в войне лётчиком 18-й АД на Юго-Зап. фр. Совершил около 20 б. в. С 26.12.1941 воевал на Калининском фронте - лётчиком 128-го ББАП. После переучивания в уч. центре (03.1942 г.) стал лётчиком Пе-2. При выполнении б. з. был тяжело ранен (29.08. 1942). В госпитале ему ампутировали правую ногу ниже колена. В мае 1943 г. вернулся в 128 ПБАП и начал летать на У-2. Выполнил около 100 полётов. В июле 1943 г. добился разрешения летать на Пе-2. Был старшим лётчиком, командиром звена 128-го КБАП. Сражался на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, битве за Днепр, в освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской операции. Всего за время войны совершил порядка 200 б. в., в том числе 86 на Пе-2 (из них 53 — после ампутации ноги), и около 100 вылетов на самолёте У-2. После окончания войны продолжал службу в ВВС. С 1946 г. ст. лейтенант в отставке. |
 |
Лаухин Николай Иванович (19.12.1908-07.09.1988) — полковник, летчик-испытатель 1-го кл. В 14 лет стал работать слесарем на паровозостроительном заводе в городе Луганске. С 1927 года — в КА. Отслужил срок и пошел учиться в летную школу в г. Чугуеве. Успешно окончив её, был направлен в авиационную часть в город Калинин (Тверь) в 1938. Участник Советско-финской войны в 1940 году. С мая 1940 года — летчик-испытатель на авиазаводе №22 в Филях (г. Москва). Участник Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Командир звена 128 БАП, совершил 28 боевых вылетов. С июня 1942 года — командир 128 ББАП. Участвовал в войсковых испытаниях Ту-2. С ноября 1942 — командир 11 ОРАП. За боевые заслуги полк награжден орденами, ему присвоено имя «Витебского». С июня 1944 года — зам. командира 334 БАД. С мая 1945 года — зам. командира 179 БАД по летной части. В июле 1945 года 179 БАД переведена на Забайкальский фронт. Участник Советско-Японской войны в августе 1945 года. С 1947 года — ст. лётчик испытатель в ГК НИИ ВВС. С 1949 года — ст. лётчик-испытатель военного представительства на авиазаводе № 23 (Фили). С 22.09.1953 года — в отставке. До 1973 работал на заводе им. Хруничева. |
|