Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 3.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 1.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 2.

6-й отдельный гвардейский Московский штурмовой авиационный

Первым вестником славных побед Советской Армии в 1943 году явилось сообщение «В последний час», опубликованное в газетах 3 января. Лаконичны были его строки: «Наши войска в результате решительного штурма овладели городом и железнодорожным узлом Великие Луки». 19 января радостные вести пришли с Ленинградского и Волховского фронтов: прорвана блокада Ленинграда. В конце месяца наши войска в основном закончили ликвидацию фашистских войск, окруженных в Сталинграде, а через несколько дней, 2 февраля, полностью их разгромили. Потом был освобожден Курск, вслед за ним Белгород, Лозовая, Ростов-на-Дону, Ворошиловград.

В начале марта наши войска начали решительный штурм Ржева. И вот, 3 марта, после длительных и ожесточенных боев наши войска овладели городом. Его оперативное значение было исключительно велико, и немецко-фашистские войска старались удержаться здесь любой ценой, невзирая на огромные потери, которые они несли. Бои за Ржев в течение многих месяцев носили ожесточенный характер; были памятны летчикам-штурмовикам, участвовавшим вместе с наземными войсками в наступлении. 4 марта наши войска овладели городом Оленино и станцией Чертолино, а через три дня штурма — Гжатском и, вслед за этим, городами Белый и Вязьма. Ржевско-вяземский плацдарм врага был ликвидирован. Известие об овладении войсками фронта Ржевом пришло в полк поздно вечером, а утром 4 марта перед началом боевой работы личный состав собрался на митинг. С краткими речами выступили заместитель командира полка майор Иванов, начальник штаба майор Силин, летчик младший лейтенант Калугин и сержант Читов. Нескрываемая радость сквозила в каждом выступлении. [3]

В начале марта 1943 г. подполковника Чубченкова назначают командиром 308 ШАД. Временно исполнять обязанности командира 6 гв. ШАП с 09.03.1943 г. назначили гвардии майора Трусова Михаила Трофимовича – Героя Советского Союза, прибывшего в часть в сентябре 1942 г. после окончания Курсов усовершенствования командного состава на должность штурмана 6 гв. полка.


Гвардии майор Трусов Михаил Трофимович

В апреле 1943 г. полк вел разведку и штурмовку объектов противника в районах Енкино, Новосокольники, Акулино, Малосокольники, районов южнее Великих Лук.

В марте 1943 г. на аэродром прибыли первые двухместные штурмовики. У самолетов собирались летчики и механики, внимательно рассматривали их, оценивая достоинства машин.

Хотелось немедленно использовать новые машины, но не было еще подготовленных воздушных стрелков. К командиру полка стали обращаться механики, оружейники, прибористы с просьбой разрешить им идти на задания в качестве стрелков. Чтобы подкрепить свои просьбы, они энергично взялись за изучение материальной части, оружия новых Ил-2. После сдачи требуемых допусков и зачётов, подтверждающих освоение новой техники, самолёты, с созданными экипажами, поднимались в воздух. В кабинах экипажей находились новые воздушные стрелки: Жуков, Ягодин, Мисевера, Коротков, Зубков, Соловицкий, Морковкин, совмещавшие обслуживание самолетов с участием в боевых вылетах. Для начала они действовали вполне успешно.


Жуков. В. Н.

Ягодин Н.Д.

Мисевера А. П.

Коротков. А.В.

Зубков Б.М.

Соловицкий З.М.

В этот период в полку появилась постоянная необходимость заполнять личным составом штат воздушных стрелков. Частично такую проблему решали за счёт наличного состава из числа наземных младших специалистов: механиков, мотористов, оружейников, прибористов. Несколько позже, для пополнения использовали и специалистов, прошедших ускоренное обучение в спец. учебных заведениях [в биографиях стрелков 6 гв. ШАП указывается 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл.), где <…> «готовили на различных факультетах летчиков, техников-эксплуатационников и техников по вооружению, инструкторов-летчиков и «вооруженцев»: механиков по вооружению и пиротехников, воздушных стрелков»] [15] <…>». Начиная с 1943г оттуда в полк приходило пополнение обученных воздушных стрелков из числа вновь призванных в ряды КА, либо уже служивших в наземных войсках и получивших боевой опыт.

14 апреля в 18.00 пара новых Ил-2, ведомая младшим лейтенантом Инасаридзе, вылетела на разведку района Новосокольники – Акулино – Малосокольники, а также на штурмовку эшелонов противника в местах их разгрузки. При появлении наших самолетов над объектами разведки, их встретили сильным огнем зенитной артиллерии. Позже, в отчёте Инасаридзе сообщил:

«На возвышенности, что севернее 1 км Енкино, скопление крытых и груженых машин – до 50, от Малосокольники – Новосокольники движение 15 автомашин. На ст. Акулино 1 жел.-дор. Эшелон – 40 крытых вагонов с паровозом на Новосокольники, возле эшелона до 500 пехотинцев. На путях 10 платформ, груженных орудиями. У реки южнее ст. Акулино на месте до 30 крытых автомашин. Боекомплект израсходован по железнодорожному эшелону, пехоте и автомашинам у ст. Акулино». [3]

Когда разведчики возвратились на аэродром и доложили о результатах разведки и штурмовки, командир полка решил довершить удар. Он отдал приказание лейтенанту Чувину возглавить новую группу. В воздух поднялась четверка штурмовиков. Эти Ил-2 зашли на цель, расположенную восточнее Акулино. Когда же штурмовики отходили от станции, они видели пламя пожара.

Этим вылетом полк открыл счет крупных штурмовок 1943 года, производимых одна за другой почти ежедневно.

В те дни часто вылетал на задания экипаж старшего сержанта Ивана Ларионова и младшего сержанта Захария Валлиулина.


Ларионов Иван Антонович

Валиуллин Захарий Лутфулович

Последний свой вылет они совершили 26 апреля. Ведущий пары летчик Павел Керис по возвращении на аэродром рассказал, как погиб экипаж. Во время штурмовки зенитный снаряд попал в бензобак самолета Ларионова. Машина загорелась, и лётчик, старший сержант, направил свой пылающий штурмовик на вражескую колонну.

21.04.1943 во время боевого вылета самолёт гв. майор Трусова был подбит, он – тяжело ранен, обожжён, но смог посадить Ил-2 на своей территории на вынужденную. Был отправлен на лечение в госпиталь.

Исполнять обязанности ВрИД командира 6 гв. ШАП командование 3 ВА обязало НШ гв. майора Силина Алексея Софроновича.


Силин Алексей Софронович

В соответствии с приказом НКО № 207 от 4 мая 1943 года 6 гвардейский штурмовой авиационный полк в знак признания мужества и героизма, проявленных в борьбе против фашистских захватчиков на подступах к городу Москве осенью 1941 года получил Почётное наименование Московский и впредь стал именоваться 6 гвардейский Московский штурмовой авиационный полк.

В мае 1943 г. командиром 6 отдельного гвардейского Московского штурмового авиационного полка назначается подполковник Кирилл Петрович Заклепа.


Кирилл Петрович Заклепа

«Внешность майора была несколько необычной. Носил он бороду, придававшую его лицу, при наголо бритой голове, свирепый вид. Это впечатление усиливалось маузером, висевшим сбоку, и постоянным спутником – отлакированной палкой. Нового командира летчики окрестили «Бородой». Некоторые хозяйственники из батальона аэродромного обслуживания искоса поглядывали на майора Заклепу – очень уж беспокойный он был насчет питания личного состава и не давал им спуску: требовал организовать ловлю рыбы, чтобы разнообразить блюда, а потом и до оборудования столовой добрался. Непоседливый человек, всюду заглядывает – сетовали хозяйственники». [3]

Летом 1943 г. 6 гв ШАП в составе 3 ВА Калининского фронта вел подготовку к наступательным боям. Летние бои 1943 года были успешными для КА. Гитлеровскому командованию не удалось взять реванш на Курской дуге за поражение под Сталинградом. РККА нанесла противнику огромные потери, а затем начала общее наступление, закончившееся разгромом гитлеровских войск в Курской битве.

Вели подготовку к наступательным боям и другие фронты. К будущим сражениям готовился и Калининский фронт, а вместе со всеми войсками - и авиационные части. В период передышки командование 3 ВА решило провести летно-тактическую конференцию, которая должна была дать ответ на вопрос, как наиболее эффективно использовать штурмовую авиацию в предстоящих боях.

В ходе конференции активное участие приняли авиаторы 6 гв. МШАП. Большой опыт, приобретенный полком, мог принести неоценимую пользу молодым летчикам. Командование поручило группе старейших гвардейцев поделиться этим опытом с трибуны конференции, а потом провести показательные полеты со стрельбой и бомбометанием.

Участники конференции внимательно слушали всех выступающих, которые на собственных примерах убедительно показали, «…как нужно выполнять задания над полем боя, взаимодействуя с наземными войсками, вести разведку в интересах этих войск и «на себя», «свободную охоту», штурмовку, бой с вражескими истребителями». [3] Охотно делились боевым опытом и лётчики полка: капитан Мусиенко, лейтенант Чувин. По возвращении в часть они рассказали много интересного своим однополчанам и все ценное испробовали потом во время летнего наступления Калининского фронта.

12 июля начали наступление войска Брянского и Западного фронтов. Вскоре пришли в движение Центральный, потом Степной, Юго-Западный и Воронежский фронты. 8 августа советские войска освободили Орел и Белгород. Впервые в истории Отечественной войны в Москве прозвучал артиллерийский салют в честь победителей.

Миновало два дня – и началась Смоленская наступательная операция. В сражение вступили войска Калининского фронта. Своим левым крылом они должны были нанести удар на Духовщину, взаимодействуя с соединениями правого фланга Западного фронта, разгромить группировку противника в этом районе и наступать в направлении Смоленска. Утром 13 августа перед началом наступления наземных войск в воздух поднялись эскадрильи советских самолетов. Накануне, 12 августа, штурмовики непрерывно летали на разведку в район Рибшево, Духовщина, Спас-Углы, Демидов, Рибшево. Наши войска вклинились в оборонительную полосу, но противник подтягивал свежие части и непрерывно контратаковал. Бои на духовщинском направлении принимали затяжной характер.

Наступление наших войск на этом участке фронта продолжилось, и вскоре в газетах появился приказ Верховного Главнокомандующего от 19 сентября 1943 года: «Войска Калининского фронта в результате четырехдневных ожесточенных боев прорвали сильно укрепленную полосу врага, разгромили его долговременные опорные пункты Рибшево, Вердино, Ломоносово, Кулагино, Панкратово и штурмом овладели важнейшим пунктом обороны немцев на путях к Смоленску — городом Духовщина.»

Героями боев за Духовщину стали летчики Павлов, Феофанов, Тарелкин, Каленов, Афанасьев, Детинин, Дубенсков, Смирнов Н.; воздушные стрелки Мамырин, Романенко, Носков.


Тарелкин В.А.

Каленов М. Н.

Детинин В. И.

Смирнов Н.В.

Мамырин Геннадий

Романенко Георгий

Носков Пётр

А на земле неутомимо трудились механики, мотористы, инженеры. Замполиты и штаб регулярно отмечали, в том числе в выпускаемых Боевых листках, работу Чурбанова, Омельченко, Воробьева, Лукина, Карякина, Олешко, Деркульского, Ефименко, Бояшко, Крыловой.


Чурбанов Михаил

Омельченко Павел

Воробьёв Николай

Лукин Никита

Карякин Владимир

Олешко Павел

Деркульский Максим

Бояшко-Савельева Евгения

Крылова Антонина

Командир полка отметил в специальном приказе, подводившем итоги боев за Духовщину: «… 600 вылетов в район боевых действий, из них почти 400 на штурмовку; 630 часов в воздухе; 100 тысяч килограммов бомб, сброшенных на голову врага, столько же снарядов и более полумиллиона израсходованных патронов во время боевых вылетов» [3] — такими были цифры, подсчитанные штабом и нашедшие отражение в приказе командира полка.

Среди погибших за Родину в этих боях назывались гв. лейтенант Калугин, гв. лейтенант Петров, гв. лейтенант Никонов, гв. лейтенант Юрасов, гв. сержант Рудаков, гв. сержант Коршунов и гв. старшина Власов.

 

22 сентября 1943 г. войска Калининского фронта освободили Демидов. Тремя днями позже войска Западного фронта заняли Смоленск. Взаимодействуя, войска этих двух фронтов форсировали Сож, Вихру, освободили Рудню, Красное, Мстислав, Кричев. В результате Смоленской наступательной операции Красная Армия изгнала немецко-фашистских захватчиков из Смоленской области и начала освобождение Советской Белоруссии.

07.10.1943 г. войска Калининского фронта овладели Невелем, являвшимся крупным опорным пунктом и важным узлом коммуникаций противника. В приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось авиационное соединение генерала Папивина – 3 ВА, в которое входил и 6 гвардейский полк. Штурмовики участвовали и в другой важной операции — прорыве сильно укрепленной обороны немцев к югу от города Невель, осуществленном в декабре.

В начале ноября 1943 г. появилась информация, что рассматривается вариант о вхождении полка в состав вновь создаваемой 335 ШАД, формирование которой было завершено к 4 декабря 1943 года. Она была <…> «…сформирована [согласно] Приказа НКО СССР 24 октября 1943 года  выделением из состава 211-й штурмовой авиационной дивизии в составе 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта» [18]. В состав этого соединения входили 639, 683, 826 ШАПы и 330-я отдельная рота связи. Состав этой 335 ШАД временно для слаживания и окончательной готовности <…> «…зачислили в резерв командования фронта. До весны 1944 года соединение в боях почти не участвовало, если не считать отдельных вылетов на разведку. Полки в основном работали, как говорится, на молодых летчиков, учили их, готовили морально. У них возникало множество самых различных вопросов.» – вспоминал впоследствии командир прославленного соединения генерал-лейтенант авиации С.С. Александров.

21 декабря был получен Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 6-й гвардейский Московский штурмовой авиационный полк награждался орденом Суворова II степени.

Борис Дайтер

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 4.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 5.

 

Категория: Статьи | Добавил: Саша (02.06.2023)
Просмотров: 156 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024