Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 1.

Вступление

В июле-августе 1940 г. в Западном Особом военном округе (ЗапОВО) начинают создавать авиационные дивизии. На территории Витебской и Смоленской обл. запланировано создание 12 бомбардировочной авиадивизии (БАД) в составе пяти бомбардировочных авиаполков, вооружённых скоростными бомбардировщиками (СБ).

 Согласно директивы Народного Комиссариата Обороны (НКО) №0/4/104733 от 25.07.1940 г., директивы штаба ВВС ЗапОВО № 0065917 от 08.08.1940 г., ставилась задача приступить к формированию в составе 12 БАД 209-го и 215-го скоростных бомбардировочных авиаполков (СБАП). Согласно доступной информации, начальные этапы формирования этих полков лежали в зоне г. Смоленска (вполне возможно, что начало формирования 128 СБАП 12 БАД происходило здесь же – мнение автора). Одной из причин (по мнению автора статьи) было расположение в тот период в г. Смоленске ближайшего к ЗапОВО авиаремонтного завода № 35 Народного Комиссариата Авиационной Промышленности (НКАП) СССР. Зимой 1937-1938 годов на заводе № 35 изготовили несколько экземпляров облегчённого варианта серийного самолёта Р-5, в 1938—1939 годах – освоили ремонт самолётов СБ, И-15, И-16, моторов М-100, М-25, а в 1939—1941 годах здесь велась подготовка к серийному производству новейших для того времени самолётов Ил-2. Близость подобной технической базы позволяло собирать, осваивать полученные авиачастями самолеты, производить их ремонт и начальное обслуживание. Война нарушила эти планы.

215 БАП в 1941 г.

Первоначальной работой по формированию 215 бомбардировочного авиационного полка (БАП) обязали заниматься полкового комиссара Павла Алексеевича Силантьева, временно исполняющего должность (ВрИД) командира авиационного полка (АП), совместно с замполитом, батальонным комиссаром Александром Андреевичем Трубачевым и нальником штаба (НШ) майором Бурдаевым Николаем Петровичем.


Силантьев П.А.

Трубачев А.А.

Бурдаев Н.П.

Лётный состав, прибывающий в формируемый полк, главным образом, составляли младшие лейтенанты, только что закончившие авиационные училища. В строй нового полка рядом с опытными офицерами Иваном Орленко, Василием Пахниным, Александром Новиковым, Афанасием Тарасовым, инженерами Петром Куракуловым и Борисом Левочкиным, связистом Николем Клюкиным, работниками штаба Николаем Бурдаевым и Алексеем Силиным становилась энергичная молодежь— двадцатилетние: Иван Волошин, Шалико Сараули, Павел Грачев, Петр Марков, Максим Деркульский, Павел Панов, Михаил Чурбанов, Федор Абрамов, Михаил Легеев, Иван Сорокин.

Самолетами же СБ новый 5-и  эскадрильный полк пока не был обеспечен, только к декабрю 1940г. укомплектование позволило частично приступить к боевой подготовке, используя 5 СБ и 1 УСБ (учебный скоростной бомбардировщик), а также У-2, по одному на каждую АЭ.


Самолет СБ

А в конце января 1941 года стало известно, что полк попал в план перевооружения на новую технику и согласно этому документу должен был получить самолеты Ил-2 - то есть стать штурмовым полком. Но это было делом будущего, поскольку серийное производство штурмовиков только разворачивалось, на скорое получение их рассчитывать тоже не приходилось, поскольку <…> «…только в ноябре 1940 г. после тщательной проверки результатов испытаний экспериментального Ил-2 было принято решение немедленно приступить к его серийному производству, а в марте 1941г два серийных Ил-2 были собраны».

 В конце марта 1941 представляется отчёт об окончании полугодового освоения самолёта СБ личным составом 215 СБАП.

 В эти дни появляется приказ командования 12 БАД начать подготовку к переходу на освоение самолёта-штурмовика. Переходными самолётами должны были стать У-2 и И-15бис.

При этом учеба личного состава проводилась в основном на самолетах И-15бис, которых в полку стало, по одним сведениям, 26 самолётов, по другим, - 15. Самолёты СБ к этому времени были переданы в другие авиачасти. Из-за существующего авиапарка полк в документах называют 215 ближнебомбардировочным (ББАП). Командиром полка с 04 апреля 1941г. назначается майор Рейно Леонид Давыдович.


Рейно Леонид Давыдович

 В мае 1941 полк был направлен в лагерь на аэродром Травники, близ города Лепель (Витебская обл., в Белоруссии) - «…неприметное местечко из трех-четырех хат. К нему и был, что называется, «привязан» аэродром» [1] .

 Здесь в течение 1,5 месяцев полк тренировался, осваивал авиатехнику, учился политическим и теоретическим знаниям, осваивал боевые навыки. 5 июня руководство 215 полка рапортует о допуске лётного состава к самостоятельным полётам на И-15 бис. Среди наиболее успешных пилотов называли Гвоздева, Пахнина, Денискина, Златковского, Мамошина и других.

 На воскресенье 22 июня 1941 было назначено торжественное открытие лагеря.

 Однако поздно вечером 21 июня завыла сирена – полк был поднят по тревоге. Технический состав побежал к самолётам, туда стали доставлять боезапас. Самолёты были срочно снаряжены бомбами и патронными лентами для пушек и пулемётов, заправлены топливом. По истечению контрольного времени стали усиленно ждать команды (как обычно!) – «Отбой боевой тревоги!». Однако в эту ночь её не услышали.[26]

 В 05.50, 22 июня, после доклада о боевой готовности полка, был получен боевой приказ командира дивизии № 01. Он извещал подчинённые ему части о нарушении фашистской Германией мирного договора с СССР, полкам дивизии ставилась задача на первые дни войны. Указывалось, что «<…>215 АП [должен] быть готовым к перебазированию к 18.00 [час] 22.6.41. на аэродром господский двор Лесище» (однако, позже, окончательной команды на перебазирование так и не поступило).

 Несколько позже, утром личный состав полка был собран в летнем клубе, где командир полка, майор Л.Д. Рейно, объявил, что Германия перешла наши границы и бомбит советские города – началась война. Стихийно начался митинг, на котором гневно и пламенно выступали активные представители из числа личного состава. Так закончилась мирная жизнь и учеба полка – в будущем всех ждала боевая работа.

 Авиаполк приступил к выполнению боевых заданий лишь спустя двое суток. Был получен приказ о вылете на разведку и штурмовку моторизованных колонн противника в районе Молодечно. Выполнять эту задачу вылетело звено И-15 бис, где ведущим был капитан Пахнин, ведомыми – ст. лейтенант Федотов и мл. лейтенант Панов. По возвращению, участники первого боевого вылета полка, после доклада командованию, осаждались однополчанами с различными вопросами.

С этого дня в жизненном распорядке полка всё было подчинено боевой работе. 215 ББАП приступил к боевым действиям в составе 12 БАД в районах Березно, Воложина, Городок, Смиловичи, Борисов. Участвовал в разгроме 39-го танкового германского корпуса в районе Молодечно. За десять дней, на 04.07.41, полк произвел (согласно сводки боевых действ. частей 12 БАД в период 22.06 – 04.07.1941- прим. автора) 85 боевых вылетов, из них 51 на разведку.

Боевая работа первых дней войны принесла и очень серьёзные потери. Особенно «чёрным» оказался день 26 июня, когда с боевых вылетов не вернулись экипажи капитана Денискина, лейтенанта Иванова, ст. лейтенанта Абрамова, мл. лейтенанта Кузьмина, лейтенанта Дроздова, мл. лейтенанта Фролова, лейтенанта Курапова и ст. лейтенанта Куценко, 29 июня  были сбиты еще 2 самолёта - ст. лейтенанта Баландина и капитана Оржеховского.

Всего 10 дней продолжалась первая боевая деятельность 215 ББАП на Западном фронте в составе 12 БАД.

И-15бис, сбитый 26.06.1941 в районе г. Рудня, реконструкция внешнего вида одного из аналогичных самолётов полка. Художник - И. Злобин. (источник: http://ava.org.ru/shap/6g.htm)

 

02 июля 1941 г. полк был выведен для переформирования и обучения на одноместный штурмовик Ил-2. Первые из которых личный состав увидел и познакомился 13 августа на аэродроме вблизи г. Лебедин, УССР.


Самолет Ил-2

Службы полка приступили к теоретическому и практическому изучению нового самолёта Ил-2.

31.07.1941 приказом командующего ВВС Харьковского ВО из 215 полка создаются две авиачасти. Командиром одной из образованных, получивших название 215 штурмовой авиационный полк (ШАП), назначается майор Рейно.

Летный состав, во главе с командиром, командирован получать свои Ил-2 на заводе-изготовителе. После получения которых, полк перебазировался на аэр. Плясово, вблизи г. Воронежа. Здесь лётный состав стал усиленно практически осваивать новую боевую технику. При освоении тренируемые лётчики-штурмовики выполняли полёты «в зону», летали «звеньями», «девяткой», производили бомбометание и воздушные стрельбы. Среди лучших в освоении Ил-2 на партийном собрании полка были названы: к-н Гвоздев, к-н Пахнин, мл. л-ты Коробкин, Грачёв, Карабулин, Марков, Панов, Волошин, Дубенсков. «Переучивание закончено без единого лётного происшествия» - отмечалось в протоколе этого собрания.[3]

20 августа в состав 47-й сад ВВС Западного фронта был спешно переброшен из-под Воронежа 215-й штурмовой авиаполк (ШАП). Полк сразу приступил к боевым действиям в сражении на севере Смоленской области: в районах Смоленска, Ярцево и Ельни, по боевым порядкам противника в районе р. Вопь и Великие Луки.

Следует отметить, что за короткий период личный состав не успел полностью пройти программу переучивания и боевого слаживания Для ускорения ввода полка в строй одна эскадрилья полка с самолётами была передана 61 ШАП (также входившему в состав 47 смешаной авиадивизии), имевшему боевой опыт, а взамен в 215 полк пришла группа опытных «безлошадных» командиров звеньев во главе с комэском П. Филатовым, который в сентябре 1941 был назначен зам. командира 215 полка.


Филатов Пётр Сергеевич

В задачу полку, в этот период, ставилось нанесение штурмовых ударов по танкам и артиллерии противника в районе северо-восточнее Духовщины.


Карта с сайта: https://vk.com/wall-72571998

Полк начал боевую работу в первый же день прибытия на фронт, 21.08.41. Первая девятка ведомая

капитаном Филатовым штурмовала танковую колонну, позиции артиллерии и живой силы противника в районе Духовщины и Ярцево. Вскоре с аэродрома поднялась восьмерка «илов», ведомая майором Рейно. Восьмерке капитана Мамошина, вылетевшей позднее, удалось уничтожить в этом же районе около десяти немецких танков и поджечь несколько цистерн. Несмотря на огонь зенитных батарей, все самолеты возвратились на свой аэродром.

Группе капитана Гвоздева зам. командующего ВВС фронта объявил благодарность за успешную работу. В этот день составом полка был совершен 21 боевой вылет.

«Так, в районе Ярцево состоялось первое боевое крещение на «илах» летчиков-штурмовиков и технического состава, принимавшего участие в подготовке боевых вылетов». [3]


Комэск-2 Пахнин Василий Сергеевич рядом с Ил-2, фото http://ava.org.ru/shap/6g.htm

В эти последние дни сентября 1941 г. летчики-штурмовики получали приказ за приказом. Рейно, Гвоздев, Пахнин, Новиков, Мамошин водили группы по нескольку раз в день. Их целями были колонны противника. Летчики искали вражеские танки, находили их и выводили из строя. Большую удачу принесли группе Гвоздева последние дни августа, когда во время вылета на штурмовку в район Торопец — Лукьяново, группа обнаружила вражескую танковую часть, которая в тот момент заправлялась горючим. По сигналу ведомого пятерка ударила по центру лагеря, а потом еще дважды пронеслась над ним.

Впервые летчикам довелось видеть такое количество горящих немецких танков.

Знаменательным для истории полка оказался день 30.08 — группа штурмовиков под предводительством майора Рейно неожиданно обнаружила скопление мотомехвойск противника у вновь сооруженных переправ через реку Жижица в районе Спицыно, Кочегарово, оз. Жижица. Было принято решение уничтожить замеченные части противника. При нанесении сокрушительного удара было уничтожено 15 танков, 70 автомашин, 6 орудий, до 580 человек живой силы. Вторым заходом группа уничтожила две переправы через реку Жижица. Оказалось, что была обнаружена новая группировка войск противника и новое его направление движения, до этого неизвестное командованию Западного фронта, своевременно разрушена переправа противника через реку Жижица. Продвижение немецких войск было задержано. В этот день еще две группы самолетов, ведомые капитанами Пахниным и Гвоздевым, вылетели в район Жижицких озер и штурмовали врага. В полете капитан Гвоздев и лейтенант Волошин сбили пикирующий бомбардировщик Ю-87.[3]

«Летчики 215-го ШАП и их командир стремительно набирались боевого опыта. И уже вскоре командир 47-й САД полковник Толстиков подписал боевую характеристику для представления майора Рейно к званию Героя Советского Союза».[21]       

На редкость изменчивой была сентябрьская погода 1941 года. Но и такая погода не могла остановить полеты штурмовиков. В особенно ненастные дни ведущими назначались самые опытные. Когда же выдавался ясный день, многим из тех, кто вчера был ведомым, уже поручали вести небольшие группы штурмовиков. В графе журнала боевых действий (ЖБК), куда вписывались имена ведущих, появились фамилии лейтенантов Орленко, Коробкина, Дубенскова.

В дождливый день 5 сентября полк испытал горечь трагических утрат. Погиб один из лучших летчиков - зам. командира полка Иван Иванович Гвоздев. После прибытия полка на фронт 22.08. капитан Гвоздев успел сделать более 20 боевых вылетов. За короткий срок офицер удостоился нескольких благодарностей от командующего ВВС фронта и от командующего фронтом Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.


Зам. командира полка капитан Гвоздев Иван Иванович

Утром 5 сентября капитан Гвоздев повел пятерку Ил-2 в район Воротыщино. Возвратившиеся летчики доложили о том, что группе удалось уничтожить более десятка танков и столько же орудий. Но этот успех был омрачен гибелью ведущего. Зенитный снаряд разорвался в его кабине. Смертельно раненный, Гвоздев еще несколько минут удерживал ручку управления, тянул на восток, ближе к своим. Из последних сил смог посадить самолет на небольшой полянке в расположении войск Красной армии. Прибежавшие пехотинцы обнаружили в кабине мертвого летчика. С почестями он был похоронен на опушке леса у дороги.

В сентябре, особое место занимали штурмовые удары по вражеским аэродромам в районе Смоленска. Первая штурмовка Смоленского аэродрома состоялась 15 сентября. Эта первая внезапная штурмовка вражеского аэродрома оказалась весьма эффективна. На следующий день, только в другой час и иным маршрутом, такое же задание выполняет девятка, ведомая капитаном Новиковым.

В результате налета уничтожено и повреждено более 20 самолетов на земле и подожжен самолётный ангар. Вражеской зенитной артиллерии удалось подбить три самолета. Лейтенанты Грачев и Карабулин, несмотря на ранения, довели самолёты до своей территории.

Эти два боевых вылета многое значили: ведь три с половиной десятка вражеских бомбардировщиков больше не взлетят с аэродрома, не обрушат свой смертоносный груз на Москву. 27 сентября летчики полка снова штурмовали Смоленский аэродром.

Заканчивался сентябрь. Боевое напряжение не снижалось. В полку стало меньше исправных самолетов, часть из них была выведена из строя.

23 сентября оказался днём, когда был потерян ещё один мастер-штурмовик – лейтенант Василий Коробкин.

Перед самым заходом солнца он получил задание вылететь с четверкой «илов» и подавить в районе Ярцево огонь вражеских батарей. Это был его 30 боевой вылет. При выходе на цель, на развороте зенитный снаряд угодил в самолет Коробкина, пробил фонарь и разорвался в кабине. Осколки тяжело ранили пилота. Зажав ногами ручку управления, действуя одной правой рукой, он продолжал вести самолет и вместе с ведомыми атаковал цель. Лишь, когда бомбы были сброшены и задача выполнена, группа по команде ведущего легла на обратный курс. Обессиленный, истекающий кровью, летчик не смог даже выпустить шасси и посадил самолет на фюзеляж. Подбежавшие офицеры вынесли его из кабины. Потребовалось длительное лечение, чтобы поставить летчика на ноги.

За совершенный подвиг лейтенанту Василию Ильичу Коробкину было присвоено звание Героя Советского Союза.


Карабулин Николай Михайлович

Подобное происшествие случилось и с лётчиком Карабулиным, который, начиная с 21 августа, участвовал в боевых вылетах почти ежедневно. Он летал на штурмовку танков в район Ярцево, Духовщины и Великих Лук, уничтожал самолеты на Смоленском аэродроме, заставлял умолкать вражеские орудия на переднем крае. Зенитный снаряд разорвался вблизи его самолета. Осколки снаряда повредили машину, летчик был тяжело ранен. И все же он продолжал выполнять задание. Николай Михайлович Карабулин также был удостоен звания Героя.

Незаметным тружеником вошел в полковую семью 27-летний Иван Павлович Орленко. Очередное задание он выполнял в составе группы штурмовиков, возглавляемой ст. лейтенантом Новиковым, над аэродромом противника в районе н.п. Мошна. После окончания штурмовики цели Ил-2 стали уходить от цели, за исключением одного. Самолет Ивана Орленко горел. Он принял решение и его штурмовик обрушился на стоянку вражеских самолетов. 

С начала октября началось сражение за Москву. Сосредоточив на центральном участке фронта почти 80 дивизий, при поддержке двух воздушных флотов немецко-фашистское командование решило прорвать фронт. Для страны создалось самое опасное за все время войны положение.


Орленко И.П.

Под натиском превосходящих сил противника советские войска, ведя тяжелые бои, отходили на восток. Штурмовики действовали на участке фронта, где прорывались вражеские моторизованные колонны. Полк в эти дни не знал отдыха, люди работали до изнеможения - ведь приказы из дивизии следовали один за другим.

Фамилия Новикова неизменно значилась в приказах на боевые вылеты.

Возвращаясь на аэродром, он докладывал о вражеских войсках, двигавшихся по дорогам в северо-восточном направлении и, получив задание, снова поднимался со своей группой в воздух. 3 октября звено Ил-2 было направлено на штурмовку расположенных в районе дер. Карпово автомашин, пехоты и артиллерии. Ведущий ст. лейтенант Новиков. Было уничтожено автомашин с грузом порядка 12, пехоты до 150 чел., артиллерии до 2–3 батарей. Звено было обстреляно сильным огнем ЗА. Во время штурмовки в его самолет попал зенитный снаряд. Машина загорелась. Сбить пламя не удалось. Тогда летчик круто пошел вверх и оттуда обрушил свой горящий самолет на немецкие танки, которые ползли по шоссейной дороге.


Новиков Александр Евгеньевич

«<…> Павла Грачева постигла неудача уже после того, как он успел израсходовать почти весь боекомплект по фашистским самолетам, находившимся на аэродроме. Штурмовик шел на значительной высоте. Вдруг машину резко бросило в сторону, она загорелась. Осколками зенитного снаряда Грачев был ранен. Резким скольжением ему удалось сбить пламя и ликвидировать пожар. Когда летчик произвел посадку, окружившие его товарищи могли только удивляться, каким чудом он держался в воздухе. Снаряд попал в мотор, повредил картер и бензобак <…>» [3]


Грачёв П., фото http://stsokol.ru/stsokol/02.1942/08.02.42/04_01/08.02.42_3_fio.html

10.10.1941 г. полк опять был направлен вглубь страны, в распоряжение учебной бригады на переформирование, получение новых самолетов и переучивание. Подполковник Рейно Л.Д попрощался с личным составом полка – он получил новое назначение в 289 авиадивизию. Эстафету по командованию полком в этот период принял капитан П. Филатов – с 06.12.1941 г. он был назначен очередным ВрИД командира 6 гв. ШАП.

«Согласно официальным советским данным, за два месяца боев, с 21 августа по октябрь 1941г., летчики полка в общей сложности уничтожили и вывели из строя 183 немецких танка, 474 грузовика и 120 артиллерийских орудий, а также 68 самолетов». [21]

Борис Дайтер

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 2.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 3.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 4.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 5.

Категория: Статьи | Добавил: Саша (31.05.2023)
Просмотров: 371 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024