Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 2.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 1.

6-й гвардейский штурмовой авиационный – 1942 г.

За успешные действия при выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом НКО СССР № 352 от 06.12.1941г. полк был преобразован в 6-й гвардейский штурмовой авиационный полк, став первым из штурмовых полков, получивших звание гвардейского.


Боевой путь 215 штурмового авиаполка (https://vk.com/albums-72571998)

Боевая деятельность полка в эти напряженные дни отмечена присвоением ему впоследствии почетного наименования Московский. В декабре 1941 г. закончилось переформирование полка. Теперь в него входили 4 эскадрильи, которые были укомплектованы новыми самолётами Ил-2. Они могли эффективно использоваться в боевых условиях в качестве штурмовиков и разведчиков. Полк готовился направиться в Подмосковье.

В первых числах января 1942 г., подразделения полка выгрузились на аэродроме в пригороде Москвы – н. п. Раменское. Здесь состоялось торжественное вручение полку гвардейского Знамени и правительственных наград личному составу, награждённых за участие в осенних операциях Западного фронта, в том числе в обороне Москвы. В числе награждённых были поименованы: л-т Глушков, л-т Коробкин, мл. воентехник Абрамов, мл. серж. Бохан, мл. л-т Волошин, к-н Гвоздев, мл. сер. Глазунов, мл. л-т Грачёв, серж. Гусаков, к-н Клюкин, мл. воентехник Легеев, л-та Лизарь, воентехник 2 р Лысенко, к-на Мамошин, мл. л-та Марков, к-на Молодых, мл. л-та Сараули, л-та Стариков, бат. комиссар Трубачев, к-н Филатов, ст. политрук Шкильнюк, м-р Рейно. Не все из награждённых присутствовали на торжественном построении и могли получить заслуженные награды. Минутой молчания помянули погибших в боях сентября-октября 1941: л-та Аленчикова, мл. л-та Гаринских, к-на Гвоздева, л-та Гончаренко, к-на Каштанова, мл. л-та Коломойцева, л-та Кулешова, л-та Куцева, мл. л-т Мамсикова, м-ра Пахнина,  к-на Скрыпник, мл. л-та Тамбовцева, к-на Тарасова., л-та Фирсова, мл. л-та Якименко. Трое из названых погибли, совершив огненный таран - это ст. л-т Новиков, мл. л-т Орленко, серж. Принцевский.

Через несколько дней штурмовики вылетели в недавно освобожденный Калинин, а оттуда, перебазировались на аэродром, расположенный к западу от Торжка.

Начинался новый период в боевой деятельности гвардейцев в составе войск Калининского фронта, которые вели наступательные операции на ржевско-вяземском направлении.

В январе 1942 г противник продолжал активно обороняться на рубеже Ржев, Зубцов, Погорелое Городище, районе н. п. Осуга, Сычевка с целью прикрыть отход своей основной группировки в направлении Гжатск, Вязьма. На западной окраине Ржева и в населенных пунктах Муравьево, Санталово, Хорошево, Перютино и станции Ржев-южный немцы укрепились в домах. ВВС противника, непрерывно атаковало войска РККА. С 21 января в составе ВВС Калининского фронта полк наносит бомбово-штурмовые удары в районах вышеперечисленных населенных пунктов. Вылеты производились по нескольку раз в день. Штурмовики уничтожали технику и живую силу противника на дорогах, ведущих к линии фронта.

Зима усложняла боевую деятельность полка. Вылеты нередко проводились в условиях сплошной облачности, зато давали хорошие результаты, потому что заставали врага врасплох.

Волею судеб и приказом командования ВВС Калининского фронта в январе 1942 командиром 6 гв. ШАП назначается майор Тимофеев А.А., награждённый орденом Красного Знамени ещё за участие в советско-финской Зимней войне.


Тимофеев Алексей Александрович

21.02.42 г. полк был передан в прямое подчинение командующему ВВС Калининского фронта.


Карта с https://vk.com/wall-72571998

В феврале-марте противник предпринимал немало попыток столкнуть наши войска с занимаемых рубежей, активно пытался контратаковать, – но тщетно. Тогда гитлеровцы переходили к обороне, зарывались глубоко в землю, создавали узлы сопротивления, чтобы отдышаться, привести себя в порядок, создать условия для перегруппировки своих сил. Командование Калининского фронта поставило штурмовикам задачу: «Не давать немецко-фашистским войскам ни отдыха, ни покоя, уничтожать артиллерию, танки и живую силу по пунктам и объектам штурмовки!» От летчиков требовалось умение быстро отыскать цель, атаковать и поразить ее. Значительно повышалась ответственность и ведущих, и ведомых. Приобретя в ежедневных вылетах необходимый опыт и навыки, ведущими всё чаще стали назначать Романова, Чувина, Грачева и Черния.

Случалось, что из-за плохой погоды порой не могли взлетать истребители сопровождения и штурмовики были вынуждены вырабатывать самостоятельную тактику борьбы с истребителями противника. Так, выполняя задание, летчики принимали боевой порядок – «круг», при котором один самолет своим огнем защищал хвост другого. При согласованных действиях маневр удавался, и удар по объекту производился результативно. Более того, нередко штурмовики пытались для самозащиты использовать промахи истребителей противника и сбивали их. При случае, они не отказывались от атак и уничтожении бомбардировочных и транспортных самолётов, таких как Ю-87, Ю-88 и Ю-52. Среди результативных лётчиков, сбивавших самолёты немцев, были зам. комэска ст. лейтенант Алексей Шкулепов, лейтенант Зудилов со своим неразлучным другом Петром Марковым, мл. лейтенант Чувин. [3]


Шкулепов А.П.

Чувин Н.И.

Марков П.П.

Зудилов В.Ф.

На фюзеляжах их самолётов было нарисовано несколько звёздочек, обозначавших число сбитых вражеских самолетов.

Кажется, только вчера началась боевая жизнь на Калининском фронте, а в штабе уже подводят итоги за февраль, потом за март.

За эти пару месяцев полк потерял несколько самолётов вместе с лётчиками, среди них были командиры звеньев: л-т Абрашкин Я.С., л-т Васильев М.В, л-т Кузя В.М; пилоты: мл. л-т Грачёв П.П и мл. л-т Шмалёв Н.А. Одной из причин было отсутствие обороны задней полусферы Ил-2 из-за отсутствия стрелка.

Штурмовики полка на задание летали большими группами и звеньями. Неизменно их сопровождали гвардейцы 5-го ИАП.

Весной и летом 1942 года войска Калининского фронта проводили операции против группировки немцев в районе городов Ржев и Белый, а также улучшали и укрепляли занимаемые рубежи на холмском, великолукском, велижском и оленино-сычевском направлениях, одновременно отражая контратаки противника. 6 гв ШАП в составе ВВС Калининского фронта оказывал наземным войскам большую помощь, обрушивая свои удары на вражеские позиции, уничтожал живую силу и технику на поле боя, в районах сосредоточения, на марше; не давал фашистам покоя на станциях и перегонах, на шоссейных и проселочных дорогах, в населенных пунктах и лесах.

Журнал боевых действий полка день за днем фиксировал вылеты, приносившие боевой успех гвардейцам.

«16 мая 1942 г. на основании приказа НКО СССР от 5 мая 1942 г. на базе управления и соединений ВВС Калининского фронта в составе 209, 210, 256-й истребительных, 212-й и 264-й штурмовых и 211-й бомбардировочной авиадивизий была сформирована 3 воздушная армия. Командующим был назначен генерал -майор авиации Громов М.М.»

С 10 мая 1942 г. 6 гв. ШАП действовал в составе 211 САД (позже ставшей 212 ШАД). «Дивизия сформирована как 211-я смешанная авиационная дивизия 10 мая 1942 года на основании Приказа ВГК № 0083 от 5 мая 1942 года на базе управления ВВС 22-й армии в составе ВВС Калининского фронта .» [18]. Состав этой авиадивизии в этот период был: 1 гв. ИАП, 163 ИАП и 809 ШАП. [18].

Немалая доля успеха в боевых действиях 6 гв. ШАП зависела от работы наземных служб. Золотые руки были у техников и механиков М. Чурбанова, И. Сорокина, С. Сидорова, Н. Лукина, В. Горчака, П.Терехина, Л. Мепарашвили, Н. Мошкина, В. Карякина, В. Евланова и М. Лупы; мастеров авиавооружения Ф. Читова и А. Мисевры; прибориста П. Олешко. Руководителем специалистов-наземников полка был старший инженер полка Петр Кузьмич Куракулов. Таких людей нередко называют работягами. Ему до всего было дело, он всюду поспевал, всегда отлично знал состояние каждого самолёта.


Куракулов Петр Кузьмич

Летом 1942 г. войска Калининского фронта наносили удары по противнику на ржевском и зубцовском направлениях. В этих боях участвовали и штурмовики. По заданиям командования они в разгар боев вылетали группами по 7–9 самолетов. Гвардейцы наносили удары и расчищали дорогу советским танкам в районе Абрамово — Карамлино — Корякино, северо-западнее г. Ржева.

Гитлеровцы любой ценой стремились удержать Ржев – город, которому придавали особо важное значение. Они непрерывно совершенствовали оборону. Наступление войск Калининского фронта наталкивалось здесь на яростное сопротивление. Задачи, выполняемые штурмовиками, все время усложнялись. Положение усугублялось тем, что противник значительно усилил здесь свои средства ПВО.

Летом 1942 года на долю, в том числе, коллектива 6 гв. ШАП выпала почетная миссия. Их представителям поручалось в составе делегации 3 ВА выехать на авиазавод, выпускающий самолеты Ил-2, и вручить коллективу этого предприятия переходящее Красное знамя ГКО. В состав делегации, вошли гв. ст. лейтенант И. Волошин, гв. лейтенант Н. Чувин и гв. инженер-капитан Петр Куракулов. Состав делегации пробыл на заводе несколько дней. Гости для знакомства посетили различные цеха завода, а также познакомились и с конструкторским бюро, где встретились с С.В. Ильюшиным. Он долго и придирчиво расспрашивал их о поведении Ил-2 в полете, в бою, интересовался самыми мельчайшими деталями. Ильюшин сообщил, что уже выпустили опытный образец двухместного Ил-2 с кабиной воздушного стрелка для защиты задней полусферы.

В этот период 1942 года гитлеровцы задумали нанести решительное поражение советским войскам, действующим на юго-западном направлении, захватить Кавказ с его нефтяными промыслами и богатейшие сельскохозяйственные районы юга страны. Они рассчитывали таким образом улучшить экономическое положение Германии, создать благоприятные условия для наступления на Москву и выиграть, в конце концов, войну.

Войска КА, ведя тяжелые оборонительные бои, отступили за Дон.

В середине июля началась битва за Сталинград, продолжавшаяся несколько месяцев.

Войска Калининского фронта, как и других фронтов, в этот период наносили отвлекающие удары по противнику (сегодня говорят, что ведение активных действий в этом районе в то время не позволяло противнику снимать часть войск для пополнения своих формирований фронта в районе Сталинграда – прим. автора). Особенно активными были боевые действия на ржевском и зубцовском направлениях. В этих боях участвовали и штурмовики 6 гв. ШАП.

С 18.07.1942 г. 6 гв. ШАП вошёл в состав 264 ШАД, которая была создана <…> «…14 июня 1942 года на основании Приказа НКО [преобразованием] из 210-й истребительной авиационной дивизии.» [18]. В состав этого соединения также вошли 807, 235, 451,809 ШАП.[18]

В конце июля в полк прибыла группа женщин - мастеров авиавооружения, которые окончили курсы в 2-м Ленинградском авиационном училище (г. Ишим, Омская обл.). Командование 3 ВА предусматривало оснащение 6 гв. ШАП двухместными Ил-2, в экипажи которых, на первых порах, в качестве воздушных стрелков могли быть включены наличные младшие авиаспециалисты, в первую очередь, мастера авиавооружения. Прибывшие женщины-оружейницы через несколько месяцев, получив опыт, должны были частично заменить мужчин, ставших воздушными стрелками.


Техники по вооружению 6 гв. ШАП, фото https://vk.com/albums-72571998

В середине сентября полк стал действовать как самостоятельная боевая единица в составе 3 ВА. Он стал называться 6-й отдельный гвардейский штурмовой авиационный (порой шутники говорили «6-й особый» - примеч. автора).


Подполковник Чубченков Кирилл Моисеевич

В 1942 году происходили частые изменения в руководстве полка.

С сентября полком стал командовать опытный летчик, подполковник Кирилл Моисеевич Чубченков. Вместе с ним на должность военкома прибыл батальонный комиссар Николай Иванович Иванов. Позднее, в октябре, когда был упразднен институт военных комиссаров и введено полное единоначалие в РККА, Иванов был назначен заместителем командира полка по политической части.

Под Ржевом продолжались ожесточенные бои. Гитлеровцы любой ценой стремились удержать город. Наступление войск Калининского фронта наталкивалось здесь на яростное сопротивление. Бои затянулись.

Вместе со всеми летчиками на задания в те дни вылетал и командир полка подполковник Чубченков. Тактически подготовленный офицер, отличный летчик, он вместе с опытными штурмовиками Шкулеповым, Мусиенко, Чувиным, Романовым точно выводил группы на цели.

При этом полк продолжал нести потери. Над Ржевом погиб военком эскадрильи, отважный летчик Павел Логвиненко. Не стало ветерана части старшего лейтенанта Петра Путкова и молодого летчика Михаила Кудрявцева.15.09.1942 г. старшина Крихта Василий Павлович совершил наземный огненный таран.

Поздней осенью полк перешел на положение особой части, выполнявшей задания 3 воздушной армии по разведке переднего края обороны противника. Они ежедневно вылетали в тыл противника. Смелыми и эффективными были действия гвардейцев Феофанова, Дубенскова, Пяткина, Волошина, Романова, Маркова, Мусиенко.


Волошин Иван Нестерович

Феофанов Виктор Иосифович

Пяткин Юрий Александрович

Дубенсков Иван Михайлович

Наряду с повышением опыта и умения у лётчиков, росла квалификация и у представителей технических служб: механиков, мотористов и оружейников. Многие мотористы в любой момент могли заменить механиков. Полноценными механиками стали Тарасенко, Омельченко, Николай Панов. Порадовали своими успехами авиаспециалисты Карякин, Германов, Евланов, оружейник Ягодин, прибористы Мошкин и Олешко.


Техническое обслуживание Ил-2 – работа наземных служб

В канун 25-летия Октября в полку проводилось, как водиться, праздничное торжественное собрание, на котором также отмечалось, что подошла знаменательная дата в жизни полка - первая годовщина присвоения гвардейского звания. Выступавший с докладом замполит Иванов напомнил о первых боевых вылетах под Лепелем, метких штурмовых ударах по врагу в Ярцеве, Духовщине и Великих Луках, о боях под Зубцовом и Ржевом. Он говорил о доблести летчиков Пахнина, Гвоздева, Орленко, Новикова, Грачева, о мужестве и отваге Рейно, Шкулепова, Романова, Мусиенко, Чувина, Маркова и Дубенскова, о мастерстве и смелости других летчиков, об «оперившихся» молодых лётчиках, недавно прибывших из училищ - сержантах Павлове, Петрове, Калугине, Узкове, Тарелкине, Афанасьеве. Не были забыты и славные помощники – техники, механики, их самоотверженная работа. Были названы цифры боевой работы. Только на Калининском фронте гвардейцы обрушили на врага 3 тысячи стокилограммовых бомб и 300 тысяч снарядов и уничтожили сотни вражеских танков и орудий, десятки самолетов, почти 2500 автомашин. За мужество и отвагу правительственными наградами были отмечены 70 человек.

 После доклада начальник штаба огласил приказы. Снова многие гвардейцы награждались орденами и медалями. Ордена Александра Невского получили капитан Романов В. М, старшие лейтенанты Мусиенко И.А. и Марков П.П. В списках награжденных упоминались имена молодых летчиков: старших сержантов Павлова, Калугина, Узкова.


Романов Владимир Михайлович

Мусиенко Иван Александрович

Калугин Федор Андреевич

Узков (Усков) Михаил Павлович

Теперь молодым летчикам всё чаще поручались ответственные задания. Они вместе со Шкулеповым, Романовым, Чувиным и Мусиенко вели разведку тылов противника, железнодорожных станций и укрепленных пунктов в районах Великих Лук, Новосокольников, Велижа, Духовщины, Невеля.

Борис Дайтер

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 3.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 4.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 5.

 

Категория: Статьи | Добавил: Саша (01.06.2023)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024