Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 4.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 1.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 2.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 3.

1944 – год освобождения

1 января 1944 г. года гвардейцы 6 ШАП отметили крепким ударом по врагу. Они вылетели в район Мостище-Никитиха, станций Оболь и Замосточье. Группы вели капитан Феофанов, старшие лейтенанты Павлов и Чувин, лейтенанты Афанасьев, Инасаридзе и Пяткин.

В начале мая 1944 года 6-й Московский гвардейский штурмовой авиаполк окончательно влился в состав 335 ШАД, а уже в июне 1944 года полк в составе этой дивизии ввели в бой – 3 ВА совместно с 1-м Прибалтийским и 3-м Белорусским фронтами приняла активное участие в операциях советских войск по освобождению Белоруссии и Прибалтики.

Штурмовики большими и малыми группами наносили удары по живой силе и технике врага, вылетали на разведку и фотографирование переднего края немецкой обороны, доставляли командованию важные сведения, которые использовались при разработке плана наступательных операций наших войск. Одновременно весь личный состав серьезно и настойчиво учился. «Учились летчики, учились и их боевые помощники – техники, механики и оружейники. Все помыслы людей были направлены к одному – больше знать, чтобы крепче бить врага».[3]В процессе учебы опытные штурмовики рассказывали о преимуществах применяемых строев и порядков, маневрировании над целью, при подходе и уходе от цели, о мерах борьбы с вражескими истребителями, непрерывно менявшими способы атак. Летчикам предъявлялись жесткие требования по штурманской подготовке, потому что без отличного знания района и настоящего штурманского глазомера, сочетаемого с отличной техникой пилотирования, нельзя было рассчитывать на успешное выполнение боевой задачи.

Учились молодые, недостаточно опытные воздушные стрелки. Они перенимали опыт у умелых воинов, которые по прилёту из разведки, доложив о результатах командиру, спешили в свою эскадрилью. Там ведь с утра шли занятия. Два часа стреляли в тире, потом склонялись над листками бумаги и решали задачи по теории воздушной стрельбы — ведь они готовились к зачетам.

Ряды гвардейцев регулярно пополнялись летчиками — выпускниками авиационных училищ и школ. Молодежь получала в училищах основательные знания, большую теоретическую и практическую подготовку. Но почти никто из прибывающих не имел опыта боевых действий.

Наконец последовал специальный приказ, в котором перечислялись фамилии новичков, закончивших вывозную программу. Летчики, младшие лейтенанты Василий Кузнецов из второй эскадрильи, Иван Корчагин — из третьей вылетали на первое боевое задание. Тем же приказом командир разрешил вылет на штурмовку старшему лейтенанту Петру Шахову – бывшему оперативному уполномоченному контрразведки, переведенному после его настоятельных просьб на летную работу. Шахов, ранее закончивший школу пилотов, усиленно занимался и вместе с другими сдал все зачеты.

За это время успели достигнуть многого и те, кто пришел в полк раньше. Командир полка требовал, чтобы и инженерно-технический состав пополнял свои знания, глубоко изучал инструкции по обслуживанию материальной части, в которых собран по крупицам фронтовой опыт.

С авиационными специалистами занимались инженер-майор Евдокимов, инженер-капитан Лысенко, техник-лейтенант Минин и стажеры из Академии имени Жуковского Карманов, Катков, Щербаков.


Евдакимов Виктор Васильевич

Лысенко Кузьма Александрович

Минин Вячеслав Сергеевич

Красная Армия то на одном, то на другом направлении огромного фронта наносила сокрушительные удары по врагу. Очередное наступление на северо-западе в этот период началось с разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом.

На огромном пространстве от Днепра до предгорий Карпат развернули наступление войска четырех Украинских фронтов. В результате была освобождена вся Правобережная Украина. Также были освобождены Одесса и Крым. Небывалый по своей силе и мощи удар по противнику был нанесен в Белоруссии и Прибалтике.

В июне месяце личный состав полка узнал о присвоении звания Героя Советского Союза командиру АЭ гв. ст. лейтенанту Павлову Ивану Фомичу – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года.

Прошло немного времени, и в полк пришел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года «…присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» старшему лейтенанту Чувину Николаю Ивановичу».

В эти дни в полку узнали о героической гибели ещё одного экипажа: «19.05.1944 сбит [Ил-2] гв. лейтенанта Каленова Михаила Никитовича. При этом он погиб смертью героя, направив свой самолет в эшелон противника (возбуждено ходатайство о присвоении ему звания Героя Советского Союза посмертно)» [3]


Павлов И. Ф.

Чувин Н. И.

Каленов М. Н.

Белорусскую операцию 23 июня начали войска 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии Баграмяна. Во взаимодействии с 3-м Белорусским фронтом они наносили удар по группировке врага, оборонявшейся в районе Витебска, Лепель. Рядом наступали войска и 2-го Белорусского фронта. Вслед за тем на бобруйском направлении начал наступление 1-й Белорусский фронт. Наши войска после мощной артиллерийской и авиационной подготовки прорвали вражескую оборону. Летчики действовали в непосредственной близости от боевых порядков наступавших войск - бомбардировщики наносили удары по долговременным оборонительным сооружениям, штурмовики подавляли неприятельскую артиллерию, атаковывали вражеские траншеи и блиндажи.

В ходе Витебской (с 23 по 26 июня 1944 года) и Полоцкой (с 29 июня по 4 июля 1944 года) наступательных операций все три полка (6-й гвардейский, 653-й и 826-й) 335 ШАД работали с предельным напряжением: 3-4 вылета в день было нормой для каждого экипажа, а порой приходилось подниматься в воздух и чаще. В эти дни «…полк летал над тем районом, где три года назад начинал войну: от Витебска и Полоцка рукой подать до Лепеля и до аэродрома, где начинался боевой путь гвардейцев...». [3]

26 июня 1944 г., войска фронта, сжимая кольцо окружённой группировки противника во взаимодействии с войсками 3-го Белорусского фронта овладели городом Витебск и н.п. Улла.

 Столица нашей Родины Москва салютовала двадцатью залпами из 224 орудий в честь освободителей Витебска. 335-й штурмовой авиадивизии в числе других отличившихся воинских соединений и частей, освобождавших город, приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено почетное наименование «Витебская».

27 и 28 июня 1944 наши войска развивали успешное наступление и к исходу 28 июня овладели городом Лепель. 4 июля 1944 г. был освобождён город Полоцк. После освобождения Полоцка закончился первый этап Белорусской наступательной операции. Ударами авиации было прервано движение по железной дороге Полоцк - Даугавпилс. Противник лишился возможности делать перегруппировки своих войск. В числе особо отличившихся частей упоминался и 6 гв. штурмовой полк и его командир подполковник Заклепа.

В Шяуляйской наступательной операции на территории Литвы с 16 июля по 11 августа 1944 года полк совместно с другими авиационными частями с аэродрома близ н.п. Радвилишкис помогал наземным войскам отбивать контратаки противника в район Ауце, Круопяй, Юзефово, Кельме, Шяуляя.

18 августа, в день Воздушного флота СССР на торжественном праздничном построении на Знамя полка представителем командования 3 ВА был водружён второй боевой орден – Красного Знамени, заслуженный в боях за город Полоцк.     Проникновенно звучали слова командира, подполковника Заклепы, и замполита, майора Разнощенко, обращенные к летчикам, воздушным стрелкам, механикам, оружейникам. Там же были вручены правительственные награды ряду военнослужащих. Среди летчиков, награжденных в день праздника, был ветеран полка гв. ст. лейтенант В. Ф. Зудилов, отличившийся в многочисленных штурмовках. Теперь он командовал эскадрильей 809 ШАП. Указом ПВС СССР от 02.08.1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Обрадовало всех и сообщение о том, что в боях за Белоруссию отличились летчики Шкулепова. Алексей Пантелеевич в это время уже командовал соседним штурмовым полком. 1 июля ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Гвардейцы, узнав об этом, горячо поздравили ветерана полка, учившего их мастерству штурмовок.


Зудилов Василий Федорович

Шкулепов Алексей Пантелеевич

14 сентября 1944 г. в Прибалтике началось наступление войск КА на широком фронте от озера Выртс-Ярв до Елгавы. После успешной артиллерийской и авиационной подготовки 1-й Прибалтийский фронт, наносивший удар на Ригу с юга, прорвал главную полосу обороны противника. Враг упорно сопротивлялся.

14 сентября в 12-45 с аэродрома, расположенного южнее Ионишкис, в район боевых действий вылетели двенадцать «илов» на штурмовку вражеских артиллерийских батарей, сосредоточенных на опушке леса восточнее Вишкеры и пункта Ажов. Через несколько минут на штурмовку артиллерийских батарей на северных склонах высоты 26,9 повел десять экипажей командир первой эскадрильи капитан Павлов. Потом, получив такое же задание, группа из двенадцати «илов» вылетела в пункт Берсмуйжа. Во главе этой группы был командир звена лейтенант Янковский. В 16 00 заместитель командира первой эскадрильи старший лейтенант Афанасьев с одиннадцатью «илами» штурмовал артиллерийские позиции близ Иецавы. Это были места напряженных боев, находившиеся на прямом пути к Риге. За один день гвардейцы уничтожили около 20 орудий. Войска фронта развивали наступление и продвинулись на 50 километров. Полк, действуя в составе авиационной дивизии, в первые три дня уничтожал вражескую артиллерию, а в последующие дни штурмовал контратакующие из района Елгавы немецкие танки. Дорога Наудите — Слаугас и лес у Наудите были главными объектами боевых вылетов групп Павлова, Афанасьева, Селягина, Тарасова, Янковского. 19 сентября группировка из шести немецких дивизий нанесла контрудар по 43-й армии, находившейся в 25 километрах от Риги. Полк в полном составе под командованием капитана Павлова вылетел на штурмовку танков противника. Такое же задание в течение всего дня выполняли отдельные группы из 10–12 «илов». Общий итог дня — 21 уничтоженный немецкий танк. До 26 сентября основными целями гвардейцев являлись танки противника, следовавшие по дороге из Кекави на Балдоне. В следующие дни начались вылеты на разведку в районы Куршенай, Тришкяй, Джуксте, Ауце; Иецава, Рига, Елгава, Слока, Тукумс, Кулдига; Салантай, Кретинга, Мемель. В ходе первого этапа боевых действий в Прибалтике советские войска взломали оборону противника на фронте 400 км, освободили Эстонию, отбросили немецко-фашистские войска на рубежи, проходившие в 25 км от Риги (Латвия).

5 .10.1944 ударом войск 1-го Прибалтийского фронта в районе Шяуляй начался второй этап сражения, продолжавшийся до 22 октября. В результате стремительного продвижения войска фронта вышли на побережье Балтийского моря в районе Паланги, перешли границу Восточной Пруссии с севера, а войска 3-го Белорусского фронта 10 октября вступили в Пруссию с востока. В этот период добились успехов и войска 2-го Прибалтийского фронта, освободившие 13 октября Ригу. 22 октября они подошли к Тукумсу. Группировка вражеских войск, насчитывавшая более тридцати дивизий, была прижата к морю в Курляндии и уже не могла быть использована в последующих сражениях на германской территории.

В октябре 1944 подполковник Заклепа получает назначение на повышение – назначается командиром 311 ШАД 1 ВА 3 Белорусского фронта.


Иван Александрович Мусиенко

Командовать 6 гв. полком в этот период (10.1944) назначен штурман полка – помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гв. майор Иван Александрович Мусиенко.

Борис Дайтер

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 5.

 

Категория: Статьи | Добавил: Саша (02.06.2023)
Просмотров: 128 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024