Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 5.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 1.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 2.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 3.

Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 4.

1945 – Победный год

28 января 1945 года Войска 1-го Прибалтийского фронта, перейдя в наступление, овладели г. Мемель (сегодня – это г. Клайпеда ), завершив тем самым полное освобождение Литвы. Развёртывались бои и сражения в Восточной Пруссии, здесь гитлеровцы имели хорошо организованную оборону н крупную группировку войск. Группу армий "Центр" поддерживал 6-й воздушный флот - 775 самолётов. Перед войсками РККА стояла задача прорвать оборону противника и разгромить его. Штурмовые и истребительные дивизии перелетели поближе к фронту на аэродромы Тяльшай и Лукники.

 В феврале — марте 1945 г. основные усилия 3-го Белорусского фронта были направлены на разгром вражеской группировки юго-западнее Кенигсберга. Сложность решения этой задачи заключалась в том, что крупные немецкие силы опирались на мощные оборонительные сооружения. Основу Хайльсбергского укрепленного района составляли долговременные укрепленные позиции, причем на один километр фронта приходилось до пяти дотов, а на отдельных участках их было по десять — двенадцать. 13 марта войска фронта начали новое наступление, завершившееся 26 марта ликвидацией окруженной немецко-фашистской группировки в районе Браунсберга. Полк совместно с другими авиационными частями способствовал успеху операции.


Источник: https://vk.com/wall-72571998

29.03.1945 г. войска 3-го Белорусского фронта завершили ликвидацию немецкой группировки, окружённой юго-западнее Кёнигсберга. Началась подготовка к штурму этого города-крепости.

7 апреля 1945 года штурмовики 6-го гвардейского Московского авиаполка под командованием прославленных лётчиков, Героев Советского Союза И.Ф. Павлова, В. Соловьёва, С. Янковского, И. Нечаева весь день громили врага. С упорством фанатиков гитлеровцы яростно сопротивлялись в Меденау, северо-западнее Кёнигсберга. Для подавления сопротивления огневых позиций вылетали штурмовики 6-го гв ШАП во главе с И. Шабельниковым, Н. Баленко, Д. Тарасовым, А. Вороновым, И. Корчагиным.

9 апреля 1945 года войска КА, овладели важным стратегическим узлом обороны немцев Кёнигсбергом, в плен было взято 27 тысяч немецких солдат и офицеров.

За содействие наземным войскам в разгроме противника личный состав 335-й ШАД получил благодарность от командующего 3-м Белорусским фронтом маршала А.М. Василевского.

После падения Кёнигсберга начался разгром противника на Земландском полуострове и овладение его крупной военно-морской базой Пиллау. Здесь находились 8 дивизий и остатки 4-й немецкой армии. Противнику было предложено сложить оружие и сдаться в плен, но ответа не последовало. Тогда войска 5, 39 и 11-й гвардейской армии перешли в наступление и 25 апреля взяли крепость и порт Пиллау. Летчики полка совершали ежедневно по 3 - 5 вылетов на штурмовку крепости Пиллау.

За большой вклад в дело разгрома врага в военно-морской базе Пиллау 335-й ШАД была награждена орденом Ленина и стала именоваться 335-я штурмовая Витебская ордена Ленина Краснознамённая дивизия.

8 мая 1945 года штурмовики уходили громить остатки вражеских войск. В стане врага стали появляться белые флаги. Внезапно последовал приказ экипажам о прекращении атак. Это был последний день войны. 9 мая был получен приказ - вернуться в Лабиау. Находясь на маршруте, экипажи услышали по радио официальное правительственное сообщение о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии.

 За образцовое выполнение заданий командования в боях с фашистскими захватчиками при овладении городом и крепостью Кенигсберг и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 17 мая 1945 года 6-й гвардейский штурмовой Московский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк был награжден орденом Ленина.

Заключение.

После завершения войны полк в составе 335-й штурмовой авиационной дивизии 3 ВА входит в состав Ленинградского ВО. В связи с большими сокращениями вооруженных сил, к которым СССР приступило в мирные, послевоенные месяцы, 335-я штурмовая авиационная Витебская ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова дивизия 1 апреля 1946 года была расформирована. 6 гв. ШАП ещё в конце ноября 1945 года был передан в состав 211 ШАД 3 ВА, которая с 1 января 1946 года стала именоваться 15 ВА Прибалтийского ВО. Первоначально полк базировался на аэродроме вблизи г. Лабиау в Восточной Пруссии. После передачи Кёнигсберга и части Восточной Пруссии в состав РСФСР, город Лабиау получил название Полесск (1946).

В 50-е годы полк успешно освоил новую, реактивную авиационную технику. Однако, в связи с продолжающимся послевоенным «хрущёвским» сокращением, 6-й гвардейский штурмовой авиационный Московский ордена Ленина Краснознаменный ордена Суворова полк в ноябре 1957 году был расформирован. Возможно этому способствовала вышедшая « …20 апреля 1956 года директива Министерства обороны, согласно которой штурмовая авиация упразднялась…».

Так завершилась героическая биография этой части – полка, в составе которого в боевых действиях служили, учились, росли и сражались 23 Героя Родины, в том числе, один, заслуживший это звание дважды – Павлов Иван Фомич.


Боевой путь 6-го гвардейского Московского штурмового авиационного полка


Лётчики-штурмовики, Герои Советского Союза 6 гв. ШАП, фото https://vk.com/albums-72571998

Борис Дайтер

Выражаю благодарность за оказание помощи в сборе информации и оформлении статей нижепоименованным неравнодушным: Э. Герман, М. Крисько, В. Борисенкову, К. Сеничкиной, К. Лукьяненко, С. Мартиновичу, А. Балабиной, А. Шматову, коллективу музея 6 гв. ШАП школы № 167 им. Маршала Л. А. Говорова (бывшая 692) г. Москвы.

Источники информации:
1. Василий Азоронок «Авиабаза в Травниках» - https://www.proza.ru/2013/10/08/585
2. Александров Сергей Сергеевич «Крылатые танки»
3.Чечельницкий Г. А. «Московский гвардейский штурмовой: Боевой путь 6-го Московского гвардейского штурмового ордена Ленина и ордена Суворова II степени Краснознаменного авиационного полка в Великой Отечественной войне».— М.: Воениздат, 1960.— 216 с.
4. Героико-патриотический Форум России URL: http://voenspez.ru/
5. «ИСТОРИЯ 215 СБАП→215 ШАП→6 гв.ШАП» - https://vk.com/club72571998?z=photo-72571998_456240036%2Fwall-72571998_154
6. 215-й скоростной бомбардировочный авиационный полк- https://ru.on1.click/tiki-index.php?page=info_215-й_скоростной_бомбардировочный_авиационный_полк
7. «6 гвардейский штурмовой авиационный Московский ордена Ленина Краснознаменный ордена Суворова III степени полк 335-й штурмовой авиационной Витебской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова II степени дивизии» - http://www.pobeda1945.su/division/3745
8. ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ДОКУМЕНТОВ «ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.» URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
9. Память народа URL: https://pamyat-naroda.ru
10. Школьный музей 215 ШАП- https://vk.com/wall-72571998
11. АВИАБИБЛИОТЕКА: ШУКАНОВ Б.Ф. "ТРАЕКТОРИЯ ПОДВИГА" – https://smolbattle.ru/threads/Орленко-Иван-Павлович-Поиск-информации.58816/
12. http://stsokol.ru/bs/3va.html
13. «6 гвардейский штурмовой авиационный полк» – https://gnezdoparanoika.ru/stati/31468-6-y-gvardeyskiy-shturmovoy-aviacionnyy-polk.html
14. https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240880%2Fphotos-72571998
15. «Ишимская история 2-го Ленинградского авиационного училища» - http://safe-rgs.ru/3999-ishimskaya-istoriya-2-go-leningradskogo-aviacionnogo-uchilischa.html
16. Штурмовик «Ил-2» --В.И. Перов, О.В. Растренин – https://airpages.ru/ru/il2_5.shtml
17. «Соколы», умытые кровью. Почему советские ВВС воевали хуже Люфтваффе?» – https://arsenal-info.ru/b/book/3570337202/29
18. ВикипедиЯ – https://ru.wikipedia.org/wiki/
19. ПОБЕДА.1945. 6 гвардейский штурмовой авиационный… – http://www.pobeda1945.su/division/3745
20. «6-й отдельный, гвардейский штурмовой, Московский, орденов Ленина, Красного Знамени и Суворова II степени авиаполк» – http://pobeda.witebsk.by/sky/bp/6gshap/
21. Зефиров Михаил Вадимович. «Лаптежник против «черной смерти» – https://military.wikireading.ru/6770
22. Номерные заводы советской авиапромышленности в 1921–1941 гг. –https://military.wikireading.ru/54881
23. Смоленский авиационный завод – https://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленский_авиационный_завод
24. Омельченко Павел Митрофанович «Воспоминание о 6-м гвардейском Московском орд. Ленина, Суворова II степени штурмовом авиаполку», самиздат- https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240470%2Fphotos-72571998.
25. Буров Илларион Григорьевич «Воспоминание о 6-м гвардейском Московском орд. Ленина, Суворова II степени штурмовом авиаполку», самиздат- https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240470%2Fphotos-72571998.
26. Тарасенко Григорий Иванович «Воспоминание о 6-м гвардейском Московском орд. Ленина, Суворова II степени штурмовом авиаполку», самиздат- https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240470%2Fphotos-72571998.
27. Шкулепов Алексей Пантелеевич «Воспоминание о 6-м гвардейском Московском орд. Ленина, Суворова II степени штурмовом авиаполку», самиздат- https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240470%2Fphotos-72571998.
28. «Горбатый» в непривычном ракурсе» - аviator.guru/blog/43043235715/PERVYIY-TSELNOMETALLICHESKIY-POSLEDNIY-TRANSPORTNYIY?utm_referrer=mirtesen.ru
29. Приказ № 0299
«О порядке награждения летного состав ВВС Красной Армии за хорошую боевую работу» - https://armedman.ru/dokumentyi/prikaz-0299-o-poryadke-nagrazhdeniya-letnogo-sostav-vvs-krasnoy-armii-za-horoshuyu-boevuyu-rabotu.html
30. «ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ И ПРЕМИЯХ ДЛЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ, АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ, ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ПВО, ВВС ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ЗА БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ» - http://www.wio.ru/tacftr/prik-nagr.htm
31. «Ссылки на донесения о потерях воздушных армий» - http://www.teatrskazka.com/Raznoe/DivDocs/DivDocsAdd1.htm
32. «https://trizna.ru/forum/topic/44446-6-гв-штурмовой-авиационный-полк/
33. В. И Петров, О.В Растренин «Штурмовик Ил-2» - https://airpages.ru/ru/il2_5.shtml

Краткие биографические справки

Амосов Владимир Павлович (09.07.1921 – 19…) – гв. ст. сержант.
После окончания 10 кл. средней школы г. Калуги стал учиться в техникуме (1939-1941). Призван в РККА в марте 1941г. Стал служить в артиллерийском полку. С июня 1941 – артиллерийский разведчик взвода оптической разведки на Западном фронте. В октябре 1941г.получает тяжёлое ранение – лечится в госпитале. По излечению (03.1942) получает направление в запасной полк- зам. политрука роты. Позже (10.1942), направляется на учебу в Владимирское пехотное училище. По окончанию курса (02.1943) получает направление на Западный фронт. В очередной раз (11.1943) получает ранение вблизи г. Лиозно Витебской обл. – лечение в госпитале (01.1944). По выздоровлению, командирован на курсы воздушных стрелков. В действующей армии (03.1944)- воздушный стрелок 667 ШАП 4 ВА 2 Белорусский. фр. 63 б.в. Очередное ранение. После излечения – служба в стрелковом полку 49 А. Снова ранение 23.02.1945г – госпиталь. Служба в запасном полку, июнь-август (Боровуха-2, г. Полоцк), – комвзвода. Командировка на Дальневосточный фронт (08 - 09.1945). В 09.1945 зачислен воздушным стрелком в состав 6 гв. ШАМП (г. Лабиау, Вост. Пруссия).16.01.1946г. демобилизован по мед. показателям.
Афанасьев Сергей Иванович (1918 - 19.12.1944) – гв. капитан (1944.11.05).
После окончания 8 кл. школы (г.Ярославль) стал работать на Ярославском шинном заводе. В апреле 1940 призван в РККА – направлен учиться в Балашовскую военную авиашколу пилотов. После окончания (1941.10.18), ст. сержант оставлен в БВАШП. Направлен в 6 гв. ШАП (1942.07.), пилот, мл. л-т; лётчик ст. (1943.05.07); ком. зв.(1943.1013) л-т (1943.09.20); зам. ком. АЭ - гв. ст. л-т (1944.04.14); командир АЭ - к-н (1944.11.05). В составе 6 гв. ШАП участвует в боевых действиях Калининского, 1 Прибалтийского фр. Совершил 170 б.в. Последний вылет совершил 19. 12. 1944 года, в котором Ил-2 был сбит ЗА в р-не г.Салдус (Латвия).
Батракова Анна Григорьевна (1922 - 19…)-гв. ефрейтор (07.11.1942). Родилась и росла в с. Павловское, Павловского р-н, Алтайского края.
Призвана в КА в __.05.1942г. Направлена на учебу во 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл.). После окончания направлена в 6 гв. ШАП, стрелок авиавооружения. Вместе с полком воевала на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. За период боевых действий обслужила более 3000 б.в. Ил-2. Победу встретила в мае 1945 после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Награждена медалью «За боевые заслуги». Демобилизована 25.07.1945 г.  После приезда домой стала работать машинисткой в органах Госбезопасности. Жизнь свою посвятила службе в ВС СССР (1942-1970). 
Бояшко-Савельева Евгения Константиновна (19.11.1922 – 14.09.2010) – гв. ст. сержант. После учёбы в школе окончила 2-х годичную школу бухгалтеров, г. Бийск (1939-1940). Работала ст. бухгалтером сельпо. Призвана в РККА 25.04.1942. Направлена на учебу в 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл). После окончания – стала служить в 6 гв. ШАП (07.1942) - мастер авиавооружения 1 АЭ, ефрейтор. Обслуживала самолёт Павлова И.Ф., ставшего дважды Героем Советского Союза. Вместе с полком воевала на Калининском, 1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретила победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Демобилизована 25.07. 1945 г.
Деркульский Максим Иванович (14.02.1918 – 19…) – гв. капитан ТС (1954). После школы учился в Сталинском (Донецком) горном техникуме, после окончания которого работал на шахте № 29. В 1939 призван в КА. Направлен учиться в Вольское военное авиационно-техническое училище. После окончания (1940) был направлен служить в 215 СБАП, техник самолёта СБ, позже-И-15 бис, мл. тех.-л-т; в мае 1941-техн.зв. управл. 2 АЭ. В составе этого полка стал воевать с 22.06.1941 в Великой Отечественной войне. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение около 2000 боевых вылетов в составе Западного, Калининского , 1 Прибалтийского,3 Белорусского и Ленинградского фронтов, участвуя в производстве ремонтов самолётов в полевых условиях, получивших повреждения при выполнении б.в. С конца1942 г.служил в управлении полка, в конце войны- инженер АЭ. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945 г., ст. техн-л-т. В послевоенное время продолжал служить в 6 гв. ШАП до 1957 г.
Евгеньев Сергей Иванович (30.03.1923-24.05.2004) – гв. сержант, Герой Социалистического Труда (1960.08.11). После окончания неполной средней школы в д. Княжево (ныне Бежецкий р-н Тверской обл.) (1938), два курса индустриального техникума в Калязине, с октября 1940 по май 1941 года обучался в аэроклубе в городе Кимры. В июне 1941 года призван в РККА и направлен сначала в Батайскую авиашколу им. Серова, затем в 21-ю авиашколу в Телави (Грузия). С марта 1943 года — курсант авиашколы воздушных стрелков в Кировограде. С января 1944 года воздушный стрелок 2-й Ивановской школы дальней авиации. Участник боевых действий с октября 1944 года: воздушный стрелок самолета Ил-2 в составе 6 гв. штурмового авиаполка, 1-й Прибалтийский фронт. После окончания войны служил в 6 гв. ШАМП ПрибВО. Демобилизовался в мае 1948 года. В 1952—1953 годах учился на курсах штурманов дальнего плавания при Клайпедском мореходном училище, после чего работал капитаном на средних рыболовных траулерах. В сентябре 1955 года переведён в Клайпедское управление сельдевого флота на должность капитана среднего рыболовного траулера № 4389 базы экспедиционного сельдяного лова. С августа 1960 года капитан большого морозильного траулера. С сентября 1964 года капитан рефрижератора. С августа 1974 года капитан аварийного спасательного морского буксира. С марта 1983 года на пенсии.
Ищенко Екатерина Петровна (05.05.1922 - ...) – гв. ефрейтор (07.11.1942) Родилась и росла в с. Клепичиха Алтайского края. После учёбы в школе работала счетоводом. Призвана в РККА в 1942. Направлена на учебу во 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл.). После 2-х мес. учёбы направлена служить в 6 гв. ШАП 1 АЭ, -рядовой, стрелок авиавооружения. Вместе с полком воевала на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретила победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Демобилизовалась в ноябре 1945 г.
Колесник Александр Емельянович (31.05.1912 - 19…) - гв. подполковник (1948).  После окончания техникума (1933) работал технологом на производстве. Призван в РККА (1933.10.09) направлен учиться в Военное пехотное училище, после окончания (1937) направлен в Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов (г. Рогань). После окончания (1939) направлен служить в 70 ЛБАБр, в 43 ЛБАП (Витебск). В составе 2 АЭ штурман звена 43 ЛБАП участвовал в боевых действиях в Зимней войне (1940) с финнами, произвёл 12 б.в. Великую Отечественную войну начал 22.06.1941. В августе 1941г переведён в состав 215 ББАП на должность нач. химслужбы полка, лейтенант. Хим.службой полка обеспечено свыше 1000 б.в. с зажигательными бомбами и дымовыми веществами для дымовых завес. В октябре 1944г. был назначен нач. химслужбы 211 ШАД, гв. майор. В мирное время продолжал служить в ВВС. В 1956 г. уволен из рядов ВВС по болезни.
Крылова Антонина Павловна (12.03.1920 –…) – гв. ефрейтор (07.11.1942). Родилась и росла в райцентре Алтайского края - с. Поспелиха. После окончания 7 кл. школы пошла работать - маслозавод, МТС. В мае 1942 добровольцем ушла в КА. После 2-х мес учёбы в 2-м Ленинградском авиационном училище (г.Ишим, Омская обл) направлена служить в 6 гв. ШАП 2 АЭ - рядовой, стрелок авиавооружения. Вместе с полком воевала на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретила победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Обслужила более 3800 боевых вылетов. Демобилизовалась 03.11.1945 г.
Лебедева Евдокия Петровна (17.08.1923 – 19…)-гв. ефрейтор (07.11.1942). После учёбы в школе работала бухгалтером сельпо. Призвана в КА в 1942г. Направлена на учебу во 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл.). После окончания, ефрейтор направлена в 2 АЭ 6 гв. ШАП, стрелок авиавооружения. Вместе с полком воевала на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. Совершила 1 б.в.  в качестве воздушного стрелка. За период боевых действий обслужила порядка 2495 б.в. Ил-2. Победу встретила в мае 1945 после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Награждена медалью «За боевые заслуги». Демобилизована 25.07. 1945 г.
Легеев Михаил Емельянович (13.11.1922 – 19…) - гв. инженер-подполковник. Родился в Витебской обл., БССР. После окончания 9 кл школы г. Ленинграда недолго работал на производстве. Призван в РККА (10.10.1939) и направлен учиться в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). После ускоренного выпуска (11.1940) направлен служить в 215 СБАП 12 БАД ЗОВО, мл. в/техник. В составе 215 ББАП вступил в Великую Отечественную войну 24.06.1941. Вместе с тех. составом полка обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение боевых вылетов в составе Западного, Калининского , 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов, участвуя в производстве ремонтов самолётов в полевых условиях, получивших повреждения при выполнении б.в. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945г, гв. техник-лейтенант. Служил в 6 гв. ШАП, гв. ст. техн.-л-т. Направлен учиться в Рижское высшее военное авиационное училище (1948-1953). После окончания, гв. инж.-майор, продолжает службу в частях ВВС: о. Сахалин; части ВВС МВО, главный штаб ВВС, гв. инж.-подполковник. В 1973 уволен в запас.
Мытарев Виктор Евгеньевич (28.10.1923 - 19…) – гв. ст. сержант. После 8 кл. школы работал слесарем-монтажником в РТС г. Михайлов, Московская обл. Призван в КА 03.1941. Служил в сухопутных войсках. В действующей армии с 08.1943. После учёбы в 17 дивизионном ШМАС авиационных механиков - мастеров по авиационному вооружению (г. Троицк, Челябинская обл.) получил специальность воздушный стрелок. Направлен служить в 2 АЭ 6 гв. ШАП (05.1944). 07.04.1945 при штурмовке цели ранен в ногу. Вместе с полком воевала на 1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретил победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. В боях за Родину совершил 93 б.в.
Омельченко Павел Митрофанович (1919.01.13 – 19…) - гв. старшина.
После окончания учёбы в школе г. Приморск-Ахтарский, стал учиться в ФЗУ (1934) и работать судовым мотористом в рыбзаводе. Учился на курсах повышения квалификации (1937 и 1938 гг.). Призван в РККА в 1939. Сначала направлен служить в танковую часть, а в мае 1940 направлен в ШМАС г. Гомель, где получил специальность авиамоториста. После окончания обучения, сержант направлен служить в формируемый 215 СБАП 12 БАД ЗапОВО в 1 АЭ (29.10.1940). Вместе с 215 ББАП начал Великую Отечественную войну 24.06.1941. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение 365 боевых вылетов в составе Западного, Калининского, 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов, участвуя в производстве ремонтов 16 самолётов в полевых условиях и 4 самолёта на вынужденной посадке, получивших повреждения при выполнении б.в. С 1942 г.– авиамеханик 1 АЭ, гв. старшина. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945 г. Демобилизован в феврале 1946 г.
Орленко Иван Павлович (1914 - 28.09.1941) - лейтенант (17.04.1938).
После окончания учёбы в школе г. Днепропетровска, работал и занимался в аэроклубе. Призван в РККА в 1934 г. - стал курсантом 11 военной школы пилотов
г. Ворошиловоград. После окончания (05.04.1936) зачислен пилотом в штат 35 тяжёлой бомбардировочной авиаэскадрильи (ТБАЭ) БВО, мл. лётчик старшина; лётчик, лейтенант (17.04.1938); ст. лётчик АЭ 13 ТБАП (13.08.1938, БВО). Участвовал в боевых действиях Зимней войны (1940). После переучивания на Ил-2 переведён ком. звена в состав 215 ШАП (1941.08.04). При штурмовке аэродрома противника у д. Мошна (28.09.1941) сбит ЗА. Совершил огненный таран -направил горящий штурмовик на стоянку немецких самолетов.
Пешев Диамид Васильевич (1925.08.22 – 19…) – гв. ст. сержант. После окончания 7 кл. школы работал в колхозе. Призван в КА в мае 1943 г. – направлен учиться в 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл.) по специальности воздушный стрелок. После обучения (10.1943) сержант получил направление в 6 гв. МШАП. Прибыл в полк в ноябре 1943 в штат 3 АЭ. В составе этой части прослужил воздушным стрелком до 1948г. Вместе с полком воевал на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретил победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. За войну, как воздушный стрелок, совершил 120 б.в. Дважды в составе экипажа на Ил-2 был сбит. В мирное время служил воздушным стрелком в составе экипажа комдива 335 ШАД (1948 – 1950).
Писаренко Николай Иосифович (02.08.1922 - __.02.1983) – гв. генерал-майор авиации.
Во время учебы в ср. школе № 75 г. Куйбышева занимался в аэроклубе. В 1940г призван в РККА и направлен учиться в Харьковское военно-авиационное училище связи. После окончания ХВАУС (06.1942) направлен в действующую армию, а с 06.1943 - в 6 гв. ОШАП, нач. связи полка, лейтенант. В его обязанности, в том числе входили частые выезды на линию фронта во временные пункты управления (ВПУ) для наведения своих самолётов на наземные цели противника. За время войны получил одно ранение. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945г.В мирное время продолжает служить в ВВС, в том числе, в 6 гв. ШАП до 1950г.- нач. связи полка, с 10.1948 г.- секретарь партбюро полка, гв. майор.Был направлен на учёбу в Военно-политическую академию им. Ленина (1950-1954). Уволен в запас в 1979 с должности нач. политотдела корпуса ПВО.
Пяткин Юрий Александрович (__.06.1921- 03.02.1944) – гв. ст. лейтенант. После окончания 7 кл. школы работал на производстве слесарем-мотористом. Учился в Тамбовской школе ГВФ (1938). Призван в РККА и направлен учиться в Балашовскую военно-авиационную школу пилотов (23.04.1940). После окончания направлен служить в 1 РАБр (04.09.1941), сержант, пилот. Впоследствии переведён в 187 ИАОтр. 16.02.1942 зачислен в 6 гв. ШАП: пилот, мл. л-т; ст. пилот, л-т (06.08.1943); зам. командира – штурман АЭ, ст. л-т (28.01.1944) В составе полка воюет врядах 3 ВА в Калининском, 1 Прибалтийском фронтах. 03.02.1944г. самолёт Ил-2 сбит ЗА при штурмовке арт. батареи в р-не д. Лебеды – Запрудье - Ст. Село. Экипаж погиб.
Ратманов Василий Степанович (27.04.1923 – 19…) - гв. капитан. После учёбы в школе, призван в РККА Сталинским РВК, г. Сталино, УССР (20.05.1941). После обучения в ВАУ получил направление в 10 ЗАП ПриВО, оттуда, после временной подготовки, мл. л-т отправлен в 6 гв. ШАП в сентябре 1944г. В рядах 6 гв. ШАП (лётчик, ст лётчик, ком. звена) участвует в составе 3 ВА в боевых действиях 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов. До дня Победы совершил 77 б.в: 15 б.в. на разведку, 62- на штурмовку, участвовал в 7 воздушных боях. В мирное время продолжал служить в ВВС. 03.10.1957 уволен в запас.
Сорокин Иван Степанович (13.05.1919 – 19…) – гв. инженер-подполковник.
Учился в школе колхозной молодёжи с. Остров, Калужская обл., затем - в ФЗУ
г. Подольск, Московская обл. (1934-1935). Работал токарем на заводе № 17, г. Подольск (1935-1938); контрольный мастер ОТК мех. завода, г. Серпухов (1938-1939). Призван в КА и направ лен учиться в Серпуховское авиационное военно-техническое училище (1939-1940). Направлен служить в 215 СБАП 12 БАД ЗапОВО (11.1940), мл. воентехник. Работал на должностях во 2 АЭ:1940-1942-техник самолёта; 1942-1944 – техник звена; 1944-1945 – инженер 2 АЭ, ст. техн.-л-т. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение боевых вылетов, участвуя в производстве ремонтов самолётов, получивших повреждения при выполнении б.в., в полевых условиях. Победу встретил вместе с 6 гв. ШАП 9 мая 1945г.
В ноябре 1945 направлен на учёбу в КУИНЖ при 1-м Ленинградском военном авиаучилище (г. Рига), а в 1952г – в Рижское высшее военно-инженерное училище
им. К.Е. Ворошилова. После окончания (1952) направлен служить в Горьковский ВО – ст. инженер-инспектор округа. Уволен в запас 28.02.1970.
Тарасенко Григорий Иванович (15.05.1915 – 19…) – гв. старшина.
После учёбы в школе работал пом. механика водяного судна на Аральском море. Призван в РККА в 1940, сначала попал в пехотную часть. В мае 1940г. направлен в ШМАС г. Гомель, где получил специальность авиамеханика., мл. сержант. После окончания обучения был направлен служить в формируемый 215 СБАП 12 БАД ЗапОВО 1 АЭ (29.10.1940). Вместе с 215 ББАП начал Великую Отечественную войну 24.06.1941. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение 250 боевых вылетов в составе Западного, Калининского, 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов. Участвовал в производстве 65 ремонтов самолётов в полевых условиях и 18 самолётов на вынужденной посадке, получивших повреждения при выполнении б.в. Демобилизован в 22.02.1946 г. 
Таслахчан Рафаэль Артемьевич (20.03.1921 – 19…) - гв. полковник. Призван в РККА в 15.11.1939г.В период Великой Отечественной войны (с 06.1941) служил сначала в 237 ШАП, потом – в составе 6 гв. ШАП, был механиком авиационным. Обслужил более 220 боевых вылетов. Неоднократно награждён государственными наградами. После окончания войны продолжал служить в ВВС. В июле 1971 ушёл в запас.
Хохлов Николай Борисович (13.04.1922 – 01.01.1944) – гв. мл. л-т. Окончив 8 кл. школы (1938) пошёл работать на завод «Искра» (г. Москва) токарем-револьверщиком. Одновременно занимался в аэроклубе Свердловского р-на. После его окончания (01.04.1941) направлен учиться в Черниговскую военную авиационную школу пилотов. 27.06.1942 направлен в 17 ЗапАП ПриВО, пилот, сержант. После доп. подготовки направлен служить в 6 гв. ШАП (11.1943). Совершил 14 б.в. 01.01.1944г при штурме автоколонны в р-не ст. Замосточье был подожжён истребителями противника. Совершил огненный таран врезавшись в колонну автомашин врага (см. наградной лист-представление).
Широков Василий Антонович (23.09.1923 – 19…) – гв. капитан.Учился в ср. школе г. Караганда. Во время учёбы в 9 и10 кл. одновременно занимался в аэроклубе. Призван в КА 01.07.1941г. и направлен учиться в Оренбургское военное авиационное училище. После окончания (1944) мл. л-т зачислен в штат10 ЗапАП ПриВО. После доп. подготовки направлен служить в 2 АЭ 6 гв. ШАП. В рядах полка (лётчик, ст лётчик, ком. звена -гв. капитан) участвует в составе 3 ВА в боевых действиях 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов. До дня Победы совершил 108 б.в. (в октябре 1944 был сбит). Победу встретил в составе 6 гв. ШАП 9 мая 1945г.В мирное время продолжал служить в ВВС - в составе 6 гв. ШАП. 03.10.1957г. уволен в запас.
Ширшов Александр Федорович (03.12.1914 – 19…) - гв. майор ТС. После учёбы в школе работал токарем в Арчинских мастерских г. Казани. Призван в РККА и направлен учиться в Вольское военное авиационно-техническое училище, после окончания (11.1940) направлен служить в 215 СБАП, мл. т/л-т. В составе этого полка стал воевать с 22.06.1941 в Великой Отечественной войне, техник авиазвена 3 АЭ. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение 6244 боевых вылетов в составе Западного, Калининского, 1 Прибалтийского,3 Белорусского и Ленинградского фронтов, участвуя в производстве ремонтов 457 самолётов в полевых условиях, получивших повреждения при выполнении б.в. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945г. В мирное время продолжал служить в ВВС: в составе 6 гв. ШАП инж.АЭ (11.1945-11.1951);заочно в 1949-1950гг окончил КУИНЖ при Харькоском ВВИАУ, потом служил инженером авиаполка ИАС- нач. ТЭЧ. Уволен в запас 20.09.1960.
Ягодин Николай Дмитриевич (05.05.1921 – __. __.1978) - гв. майор ТС. В РККА призван с 02.10.1939. После окончания ВТУ направлен служить в 12 ИАП ЗОВО. Позже переведён в 215 СБАП 12 БАД - авиамеханик авиавооружения 2 АЭ, ст. сержант. Вступил в Великую Отечественную войну в составе этого полка в августе 1941г. Вместе с 215 ББАП (6 гв. ШАП) воевал на Западном, Калининском, 1 Прибалтийском, 3 Белорусском и Ленинградском фронтах. При необходимости вылетал в качестве воздушного стрелка, совершил 36 б.в.  Командовал оружейниками АЭ, полка. Служил в составе 6 гв. ШАП до 1949г. Уволен в запас.
Категория: Статьи | Добавил: Саша (05.06.2023)
Просмотров: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024