Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 1.
Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 2.
Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 3.
Один из первых штурмовых гвардейских. Часть 4.
1945 – Победный год
28 января 1945 года Войска 1-го Прибалтийского фронта, перейдя в наступление, овладели г. Мемель (сегодня – это г. Клайпеда ), завершив тем самым полное освобождение Литвы. Развёртывались бои и сражения в Восточной Пруссии, здесь гитлеровцы имели хорошо организованную оборону н крупную группировку войск. Группу армий "Центр" поддерживал 6-й воздушный флот - 775 самолётов. Перед войсками РККА стояла задача прорвать оборону противника и разгромить его. Штурмовые и истребительные дивизии перелетели поближе к фронту на аэродромы Тяльшай и Лукники.
В феврале — марте 1945 г. основные усилия 3-го Белорусского фронта были направлены на разгром вражеской группировки юго-западнее Кенигсберга. Сложность решения этой задачи заключалась в том, что крупные немецкие силы опирались на мощные оборонительные сооружения. Основу Хайльсбергского укрепленного района составляли долговременные укрепленные позиции, причем на один километр фронта приходилось до пяти дотов, а на отдельных участках их было по десять — двенадцать. 13 марта войска фронта начали новое наступление, завершившееся 26 марта ликвидацией окруженной немецко-фашистской группировки в районе Браунсберга. Полк совместно с другими авиационными частями способствовал успеху операции.
Источник: https://vk.com/wall-72571998
29.03.1945 г. войска 3-го Белорусского фронта завершили ликвидацию немецкой группировки, окружённой юго-западнее Кёнигсберга. Началась подготовка к штурму этого города-крепости.
7 апреля 1945 года штурмовики 6-го гвардейского Московского авиаполка под командованием прославленных лётчиков, Героев Советского Союза И.Ф. Павлова, В. Соловьёва, С. Янковского, И. Нечаева весь день громили врага. С упорством фанатиков гитлеровцы яростно сопротивлялись в Меденау, северо-западнее Кёнигсберга. Для подавления сопротивления огневых позиций вылетали штурмовики 6-го гв ШАП во главе с И. Шабельниковым, Н. Баленко, Д. Тарасовым, А. Вороновым, И. Корчагиным.
9 апреля 1945 года войска КА, овладели важным стратегическим узлом обороны немцев Кёнигсбергом, в плен было взято 27 тысяч немецких солдат и офицеров.
За содействие наземным войскам в разгроме противника личный состав 335-й ШАД получил благодарность от командующего 3-м Белорусским фронтом маршала А.М. Василевского.
После падения Кёнигсберга начался разгром противника на Земландском полуострове и овладение его крупной военно-морской базой Пиллау. Здесь находились 8 дивизий и остатки 4-й немецкой армии. Противнику было предложено сложить оружие и сдаться в плен, но ответа не последовало. Тогда войска 5, 39 и 11-й гвардейской армии перешли в наступление и 25 апреля взяли крепость и порт Пиллау. Летчики полка совершали ежедневно по 3 - 5 вылетов на штурмовку крепости Пиллау.
За большой вклад в дело разгрома врага в военно-морской базе Пиллау 335-й ШАД была награждена орденом Ленина и стала именоваться 335-я штурмовая Витебская ордена Ленина Краснознамённая дивизия.
8 мая 1945 года штурмовики уходили громить остатки вражеских войск. В стане врага стали появляться белые флаги. Внезапно последовал приказ экипажам о прекращении атак. Это был последний день войны. 9 мая был получен приказ - вернуться в Лабиау. Находясь на маршруте, экипажи услышали по радио официальное правительственное сообщение о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии.
За образцовое выполнение заданий командования в боях с фашистскими захватчиками при овладении городом и крепостью Кенигсберг и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 17 мая 1945 года 6-й гвардейский штурмовой Московский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк был награжден орденом Ленина.
Заключение.
После завершения войны полк в составе 335-й штурмовой авиационной дивизии 3 ВА входит в состав Ленинградского ВО. В связи с большими сокращениями вооруженных сил, к которым СССР приступило в мирные, послевоенные месяцы, 335-я штурмовая авиационная Витебская ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова дивизия 1 апреля 1946 года была расформирована. 6 гв. ШАП ещё в конце ноября 1945 года был передан в состав 211 ШАД 3 ВА, которая с 1 января 1946 года стала именоваться 15 ВА Прибалтийского ВО. Первоначально полк базировался на аэродроме вблизи г. Лабиау в Восточной Пруссии. После передачи Кёнигсберга и части Восточной Пруссии в состав РСФСР, город Лабиау получил название Полесск (1946).
В 50-е годы полк успешно освоил новую, реактивную авиационную технику. Однако, в связи с продолжающимся послевоенным «хрущёвским» сокращением, 6-й гвардейский штурмовой авиационный Московский ордена Ленина Краснознаменный ордена Суворова полк в ноябре 1957 году был расформирован. Возможно этому способствовала вышедшая « …20 апреля 1956 года директива Министерства обороны, согласно которой штурмовая авиация упразднялась…».
Так завершилась героическая биография этой части – полка, в составе которого в боевых действиях служили, учились, росли и сражались 23 Героя Родины, в том числе, один, заслуживший это звание дважды – Павлов Иван Фомич.
Боевой путь 6-го гвардейского Московского штурмового авиационного полка
Лётчики-штурмовики, Герои Советского Союза 6 гв. ШАП, фото https://vk.com/albums-72571998
Борис Дайтер
Выражаю благодарность за оказание помощи в сборе информации и оформлении статей нижепоименованным неравнодушным: Э. Герман, М. Крисько, В. Борисенкову, К. Сеничкиной, К. Лукьяненко, С. Мартиновичу, А. Балабиной, А. Шматову, коллективу музея 6 гв. ШАП школы № 167 им. Маршала Л. А. Говорова (бывшая 692) г. Москвы.
Источники информации:
1. Василий Азоронок «Авиабаза в Травниках» - https://www.proza.ru/2013/10/08/585
2. Александров Сергей Сергеевич «Крылатые танки»
3.Чечельницкий Г. А. «Московский гвардейский штурмовой: Боевой путь 6-го Московского гвардейского штурмового ордена Ленина и ордена Суворова II степени Краснознаменного авиационного полка в Великой Отечественной войне».— М.: Воениздат, 1960.— 216 с.
4. Героико-патриотический Форум России URL: http://voenspez.ru/
5. «ИСТОРИЯ 215 СБАП→215 ШАП→6 гв.ШАП» - https://vk.com/club72571998?z=photo-72571998_456240036%2Fwall-72571998_154
6. 215-й скоростной бомбардировочный авиационный полк- https://ru.on1.click/tiki-index.php?page=info_215-й_скоростной_бомбардировочный_авиационный_полк
7. «6 гвардейский штурмовой авиационный Московский ордена Ленина Краснознаменный ордена Суворова III степени полк 335-й штурмовой авиационной Витебской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова II степени дивизии» - http://www.pobeda1945.su/division/3745
8. ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ДОКУМЕНТОВ «ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.» URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
9. Память народа URL: https://pamyat-naroda.ru
10. Школьный музей 215 ШАП- https://vk.com/wall-72571998
11. АВИАБИБЛИОТЕКА: ШУКАНОВ Б.Ф. "ТРАЕКТОРИЯ ПОДВИГА" – https://smolbattle.ru/threads/Орленко-Иван-Павлович-Поиск-информации.58816/
12. http://stsokol.ru/bs/3va.html
13. «6 гвардейский штурмовой авиационный полк» – https://gnezdoparanoika.ru/stati/31468-6-y-gvardeyskiy-shturmovoy-aviacionnyy-polk.html
14. https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240880%2Fphotos-72571998
15. «Ишимская история 2-го Ленинградского авиационного училища» - http://safe-rgs.ru/3999-ishimskaya-istoriya-2-go-leningradskogo-aviacionnogo-uchilischa.html
16. Штурмовик «Ил-2» --В.И. Перов, О.В. Растренин – https://airpages.ru/ru/il2_5.shtml
17. «Соколы», умытые кровью. Почему советские ВВС воевали хуже Люфтваффе?» – https://arsenal-info.ru/b/book/3570337202/29
18. ВикипедиЯ – https://ru.wikipedia.org/wiki/
19. ПОБЕДА.1945. 6 гвардейский штурмовой авиационный… – http://www.pobeda1945.su/division/3745
20. «6-й отдельный, гвардейский штурмовой, Московский, орденов Ленина, Красного Знамени и Суворова II степени авиаполк» – http://pobeda.witebsk.by/sky/bp/6gshap/
21. Зефиров Михаил Вадимович. «Лаптежник против «черной смерти» – https://military.wikireading.ru/6770
22. Номерные заводы советской авиапромышленности в 1921–1941 гг. –https://military.wikireading.ru/54881
23. Смоленский авиационный завод – https://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленский_авиационный_завод
24. Омельченко Павел Митрофанович «Воспоминание о 6-м гвардейском Московском орд. Ленина, Суворова II степени штурмовом авиаполку», самиздат- https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240470%2Fphotos-72571998.
25. Буров Илларион Григорьевич «Воспоминание о 6-м гвардейском Московском орд. Ленина, Суворова II степени штурмовом авиаполку», самиздат- https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240470%2Fphotos-72571998.
26. Тарасенко Григорий Иванович «Воспоминание о 6-м гвардейском Московском орд. Ленина, Суворова II степени штурмовом авиаполку», самиздат- https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240470%2Fphotos-72571998.
27. Шкулепов Алексей Пантелеевич «Воспоминание о 6-м гвардейском Московском орд. Ленина, Суворова II степени штурмовом авиаполку», самиздат- https://vk.com/albums-72571998?z=photo-72571998_456240470%2Fphotos-72571998.
28. «Горбатый» в непривычном ракурсе» - аviator.guru/blog/43043235715/PERVYIY-TSELNOMETALLICHESKIY-POSLEDNIY-TRANSPORTNYIY?utm_referrer=mirtesen.ru
29. Приказ № 0299
«О порядке награждения летного состав ВВС Красной Армии за хорошую боевую работу» - https://armedman.ru/dokumentyi/prikaz-0299-o-poryadke-nagrazhdeniya-letnogo-sostav-vvs-krasnoy-armii-za-horoshuyu-boevuyu-rabotu.html
30. «ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ И ПРЕМИЯХ ДЛЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ, АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ, ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ПВО, ВВС ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ЗА БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ» - http://www.wio.ru/tacftr/prik-nagr.htm
31. «Ссылки на донесения о потерях воздушных армий» - http://www.teatrskazka.com/Raznoe/DivDocs/DivDocsAdd1.htm
32. «https://trizna.ru/forum/topic/44446-6-гв-штурмовой-авиационный-полк/
33. В. И Петров, О.В Растренин «Штурмовик Ил-2» - https://airpages.ru/ru/il2_5.shtml
Краткие биографические справки
|
Амосов Владимир Павлович (09.07.1921 – 19…) – гв. ст. сержант.
После окончания 10 кл. средней школы г. Калуги стал учиться в техникуме (1939-1941). Призван в РККА в марте 1941г. Стал служить в артиллерийском полку. С июня 1941 – артиллерийский разведчик взвода оптической разведки на Западном фронте. В октябре 1941г.получает тяжёлое ранение – лечится в госпитале. По излечению (03.1942) получает направление в запасной полк- зам. политрука роты. Позже (10.1942), направляется на учебу в Владимирское пехотное училище. По окончанию курса (02.1943) получает направление на Западный фронт. В очередной раз (11.1943) получает ранение вблизи г. Лиозно Витебской обл. – лечение в госпитале (01.1944). По выздоровлению, командирован на курсы воздушных стрелков. В действующей армии (03.1944)- воздушный стрелок 667 ШАП 4 ВА 2 Белорусский. фр. 63 б.в. Очередное ранение. После излечения – служба в стрелковом полку 49 А. Снова ранение 23.02.1945г – госпиталь. Служба в запасном полку, июнь-август (Боровуха-2, г. Полоцк), – комвзвода. Командировка на Дальневосточный фронт (08 - 09.1945). В 09.1945 зачислен воздушным стрелком в состав 6 гв. ШАМП (г. Лабиау, Вост. Пруссия).16.01.1946г. демобилизован по мед. показателям. |
|
Афанасьев Сергей Иванович (1918 - 19.12.1944) – гв. капитан (1944.11.05).
После окончания 8 кл. школы (г.Ярославль) стал работать на Ярославском шинном заводе. В апреле 1940 призван в РККА – направлен учиться в Балашовскую военную авиашколу пилотов. После окончания (1941.10.18), ст. сержант оставлен в БВАШП. Направлен в 6 гв. ШАП (1942.07.), пилот, мл. л-т; лётчик ст. (1943.05.07); ком. зв.(1943.1013) л-т (1943.09.20); зам. ком. АЭ - гв. ст. л-т (1944.04.14); командир АЭ - к-н (1944.11.05). В составе 6 гв. ШАП участвует в боевых действиях Калининского, 1 Прибалтийского фр. Совершил 170 б.в. Последний вылет совершил 19. 12. 1944 года, в котором Ил-2 был сбит ЗА в р-не г.Салдус (Латвия). |
|
Батракова Анна Григорьевна (1922 - 19…)-гв. ефрейтор (07.11.1942). Родилась и росла в с. Павловское, Павловского р-н, Алтайского края.
Призвана в КА в __.05.1942г. Направлена на учебу во 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл.). После окончания направлена в 6 гв. ШАП, стрелок авиавооружения. Вместе с полком воевала на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. За период боевых действий обслужила более 3000 б.в. Ил-2. Победу встретила в мае 1945 после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Награждена медалью «За боевые заслуги». Демобилизована 25.07.1945 г. После приезда домой стала работать машинисткой в органах Госбезопасности. Жизнь свою посвятила службе в ВС СССР (1942-1970). |
|
Бояшко-Савельева Евгения Константиновна (19.11.1922 – 14.09.2010) – гв. ст. сержант. После учёбы в школе окончила 2-х годичную школу бухгалтеров, г. Бийск (1939-1940). Работала ст. бухгалтером сельпо. Призвана в РККА 25.04.1942. Направлена на учебу в 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл). После окончания – стала служить в 6 гв. ШАП (07.1942) - мастер авиавооружения 1 АЭ, ефрейтор. Обслуживала самолёт Павлова И.Ф., ставшего дважды Героем Советского Союза. Вместе с полком воевала на Калининском, 1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретила победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Демобилизована 25.07. 1945 г. |
|
Деркульский Максим Иванович (14.02.1918 – 19…) – гв. капитан ТС (1954). После школы учился в Сталинском (Донецком) горном техникуме, после окончания которого работал на шахте № 29. В 1939 призван в КА. Направлен учиться в Вольское военное авиационно-техническое училище. После окончания (1940) был направлен служить в 215 СБАП, техник самолёта СБ, позже-И-15 бис, мл. тех.-л-т; в мае 1941-техн.зв. управл. 2 АЭ. В составе этого полка стал воевать с 22.06.1941 в Великой Отечественной войне. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение около 2000 боевых вылетов в составе Западного, Калининского , 1 Прибалтийского,3 Белорусского и Ленинградского фронтов, участвуя в производстве ремонтов самолётов в полевых условиях, получивших повреждения при выполнении б.в. С конца1942 г.служил в управлении полка, в конце войны- инженер АЭ. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945 г., ст. техн-л-т. В послевоенное время продолжал служить в 6 гв. ШАП до 1957 г. |
|
Евгеньев Сергей Иванович (30.03.1923-24.05.2004) – гв. сержант, Герой Социалистического Труда (1960.08.11). После окончания неполной средней школы в д. Княжево (ныне Бежецкий р-н Тверской обл.) (1938), два курса индустриального техникума в Калязине, с октября 1940 по май 1941 года обучался в аэроклубе в городе Кимры. В июне 1941 года призван в РККА и направлен сначала в Батайскую авиашколу им. Серова, затем в 21-ю авиашколу в Телави (Грузия). С марта 1943 года — курсант авиашколы воздушных стрелков в Кировограде. С января 1944 года воздушный стрелок 2-й Ивановской школы дальней авиации. Участник боевых действий с октября 1944 года: воздушный стрелок самолета Ил-2 в составе 6 гв. штурмового авиаполка, 1-й Прибалтийский фронт. После окончания войны служил в 6 гв. ШАМП ПрибВО. Демобилизовался в мае 1948 года. В 1952—1953 годах учился на курсах штурманов дальнего плавания при Клайпедском мореходном училище, после чего работал капитаном на средних рыболовных траулерах. В сентябре 1955 года переведён в Клайпедское управление сельдевого флота на должность капитана среднего рыболовного траулера № 4389 базы экспедиционного сельдяного лова. С августа 1960 года капитан большого морозильного траулера. С сентября 1964 года капитан рефрижератора. С августа 1974 года капитан аварийного спасательного морского буксира. С марта 1983 года на пенсии. |
|
Ищенко Екатерина Петровна (05.05.1922 - ...) – гв. ефрейтор (07.11.1942) Родилась и росла в с. Клепичиха Алтайского края. После учёбы в школе работала счетоводом. Призвана в РККА в 1942. Направлена на учебу во 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл.). После 2-х мес. учёбы направлена служить в 6 гв. ШАП 1 АЭ, -рядовой, стрелок авиавооружения. Вместе с полком воевала на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретила победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Демобилизовалась в ноябре 1945 г. |
|
Колесник Александр Емельянович (31.05.1912 - 19…) - гв. подполковник (1948). После окончания техникума (1933) работал технологом на производстве. Призван в РККА (1933.10.09) направлен учиться в Военное пехотное училище, после окончания (1937) направлен в Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов (г. Рогань). После окончания (1939) направлен служить в 70 ЛБАБр, в 43 ЛБАП (Витебск). В составе 2 АЭ штурман звена 43 ЛБАП участвовал в боевых действиях в Зимней войне (1940) с финнами, произвёл 12 б.в. Великую Отечественную войну начал 22.06.1941. В августе 1941г переведён в состав 215 ББАП на должность нач. химслужбы полка, лейтенант. Хим.службой полка обеспечено свыше 1000 б.в. с зажигательными бомбами и дымовыми веществами для дымовых завес. В октябре 1944г. был назначен нач. химслужбы 211 ШАД, гв. майор. В мирное время продолжал служить в ВВС. В 1956 г. уволен из рядов ВВС по болезни. |
|
Крылова Антонина Павловна (12.03.1920 –…) – гв. ефрейтор (07.11.1942). Родилась и росла в райцентре Алтайского края - с. Поспелиха. После окончания 7 кл. школы пошла работать - маслозавод, МТС. В мае 1942 добровольцем ушла в КА. После 2-х мес учёбы в 2-м Ленинградском авиационном училище (г.Ишим, Омская обл) направлена служить в 6 гв. ШАП 2 АЭ - рядовой, стрелок авиавооружения. Вместе с полком воевала на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретила победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Обслужила более 3800 боевых вылетов. Демобилизовалась 03.11.1945 г. |
|
Лебедева Евдокия Петровна (17.08.1923 – 19…)-гв. ефрейтор (07.11.1942). После учёбы в школе работала бухгалтером сельпо. Призвана в КА в 1942г. Направлена на учебу во 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл.). После окончания, ефрейтор направлена в 2 АЭ 6 гв. ШАП, стрелок авиавооружения. Вместе с полком воевала на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. Совершила 1 б.в. в качестве воздушного стрелка. За период боевых действий обслужила порядка 2495 б.в. Ил-2. Победу встретила в мае 1945 после взятия Кёнигсберга и Пиллау. Награждена медалью «За боевые заслуги». Демобилизована 25.07. 1945 г. |
|
Легеев Михаил Емельянович (13.11.1922 – 19…) - гв. инженер-подполковник. Родился в Витебской обл., БССР. После окончания 9 кл школы г. Ленинграда недолго работал на производстве. Призван в РККА (10.10.1939) и направлен учиться в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). После ускоренного выпуска (11.1940) направлен служить в 215 СБАП 12 БАД ЗОВО, мл. в/техник. В составе 215 ББАП вступил в Великую Отечественную войну 24.06.1941. Вместе с тех. составом полка обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение боевых вылетов в составе Западного, Калининского , 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов, участвуя в производстве ремонтов самолётов в полевых условиях, получивших повреждения при выполнении б.в. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945г, гв. техник-лейтенант. Служил в 6 гв. ШАП, гв. ст. техн.-л-т. Направлен учиться в Рижское высшее военное авиационное училище (1948-1953). После окончания, гв. инж.-майор, продолжает службу в частях ВВС: о. Сахалин; части ВВС МВО, главный штаб ВВС, гв. инж.-подполковник. В 1973 уволен в запас. |
|
Мытарев Виктор Евгеньевич (28.10.1923 - 19…) – гв. ст. сержант. После 8 кл. школы работал слесарем-монтажником в РТС г. Михайлов, Московская обл. Призван в КА 03.1941. Служил в сухопутных войсках. В действующей армии с 08.1943. После учёбы в 17 дивизионном ШМАС авиационных механиков - мастеров по авиационному вооружению (г. Троицк, Челябинская обл.) получил специальность воздушный стрелок. Направлен служить в 2 АЭ 6 гв. ШАП (05.1944). 07.04.1945 при штурмовке цели ранен в ногу. Вместе с полком воевала на 1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретил победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. В боях за Родину совершил 93 б.в. |
|
Омельченко Павел Митрофанович (1919.01.13 – 19…) - гв. старшина.
После окончания учёбы в школе г. Приморск-Ахтарский, стал учиться в ФЗУ (1934) и работать судовым мотористом в рыбзаводе. Учился на курсах повышения квалификации (1937 и 1938 гг.). Призван в РККА в 1939. Сначала направлен служить в танковую часть, а в мае 1940 направлен в ШМАС г. Гомель, где получил специальность авиамоториста. После окончания обучения, сержант направлен служить в формируемый 215 СБАП 12 БАД ЗапОВО в 1 АЭ (29.10.1940). Вместе с 215 ББАП начал Великую Отечественную войну 24.06.1941. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение 365 боевых вылетов в составе Западного, Калининского, 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов, участвуя в производстве ремонтов 16 самолётов в полевых условиях и 4 самолёта на вынужденной посадке, получивших повреждения при выполнении б.в. С 1942 г.– авиамеханик 1 АЭ, гв. старшина. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945 г. Демобилизован в феврале 1946 г. |
|
Орленко Иван Павлович (1914 - 28.09.1941) - лейтенант (17.04.1938).
После окончания учёбы в школе г. Днепропетровска, работал и занимался в аэроклубе. Призван в РККА в 1934 г. - стал курсантом 11 военной школы пилотов
г. Ворошиловоград. После окончания (05.04.1936) зачислен пилотом в штат 35 тяжёлой бомбардировочной авиаэскадрильи (ТБАЭ) БВО, мл. лётчик старшина; лётчик, лейтенант (17.04.1938); ст. лётчик АЭ 13 ТБАП (13.08.1938, БВО). Участвовал в боевых действиях Зимней войны (1940). После переучивания на Ил-2 переведён ком. звена в состав 215 ШАП (1941.08.04). При штурмовке аэродрома противника у д. Мошна (28.09.1941) сбит ЗА. Совершил огненный таран -направил горящий штурмовик на стоянку немецких самолетов. |
|
Пешев Диамид Васильевич (1925.08.22 – 19…) – гв. ст. сержант. После окончания 7 кл. школы работал в колхозе. Призван в КА в мае 1943 г. – направлен учиться в 2-е Ленинградское авиационное училище (г. Ишим, Омская обл.) по специальности воздушный стрелок. После обучения (10.1943) сержант получил направление в 6 гв. МШАП. Прибыл в полк в ноябре 1943 в штат 3 АЭ. В составе этой части прослужил воздушным стрелком до 1948г. Вместе с полком воевал на Калининском,1 Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В его составе встретил победу после взятия Кёнигсберга и Пиллау. За войну, как воздушный стрелок, совершил 120 б.в. Дважды в составе экипажа на Ил-2 был сбит. В мирное время служил воздушным стрелком в составе экипажа комдива 335 ШАД (1948 – 1950). |
|
Писаренко Николай Иосифович (02.08.1922 - __.02.1983) – гв. генерал-майор авиации.
Во время учебы в ср. школе № 75 г. Куйбышева занимался в аэроклубе. В 1940г призван в РККА и направлен учиться в Харьковское военно-авиационное училище связи. После окончания ХВАУС (06.1942) направлен в действующую армию, а с 06.1943 - в 6 гв. ОШАП, нач. связи полка, лейтенант. В его обязанности, в том числе входили частые выезды на линию фронта во временные пункты управления (ВПУ) для наведения своих самолётов на наземные цели противника. За время войны получил одно ранение. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945г.В мирное время продолжает служить в ВВС, в том числе, в 6 гв. ШАП до 1950г.- нач. связи полка, с 10.1948 г.- секретарь партбюро полка, гв. майор.Был направлен на учёбу в Военно-политическую академию им. Ленина (1950-1954). Уволен в запас в 1979 с должности нач. политотдела корпуса ПВО. |
|
Пяткин Юрий Александрович (__.06.1921- 03.02.1944) – гв. ст. лейтенант. После окончания 7 кл. школы работал на производстве слесарем-мотористом. Учился в Тамбовской школе ГВФ (1938). Призван в РККА и направлен учиться в Балашовскую военно-авиационную школу пилотов (23.04.1940). После окончания направлен служить в 1 РАБр (04.09.1941), сержант, пилот. Впоследствии переведён в 187 ИАОтр. 16.02.1942 зачислен в 6 гв. ШАП: пилот, мл. л-т; ст. пилот, л-т (06.08.1943); зам. командира – штурман АЭ, ст. л-т (28.01.1944) В составе полка воюет врядах 3 ВА в Калининском, 1 Прибалтийском фронтах. 03.02.1944г. самолёт Ил-2 сбит ЗА при штурмовке арт. батареи в р-не д. Лебеды – Запрудье - Ст. Село. Экипаж погиб. |
|
Ратманов Василий Степанович (27.04.1923 – 19…) - гв. капитан. После учёбы в школе, призван в РККА Сталинским РВК, г. Сталино, УССР (20.05.1941). После обучения в ВАУ получил направление в 10 ЗАП ПриВО, оттуда, после временной подготовки, мл. л-т отправлен в 6 гв. ШАП в сентябре 1944г. В рядах 6 гв. ШАП (лётчик, ст лётчик, ком. звена) участвует в составе 3 ВА в боевых действиях 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов. До дня Победы совершил 77 б.в: 15 б.в. на разведку, 62- на штурмовку, участвовал в 7 воздушных боях. В мирное время продолжал служить в ВВС. 03.10.1957 уволен в запас. |
|
Сорокин Иван Степанович (13.05.1919 – 19…) – гв. инженер-подполковник.
Учился в школе колхозной молодёжи с. Остров, Калужская обл., затем - в ФЗУ
г. Подольск, Московская обл. (1934-1935). Работал токарем на заводе № 17, г. Подольск (1935-1938); контрольный мастер ОТК мех. завода, г. Серпухов (1938-1939). Призван в КА и направ лен учиться в Серпуховское авиационное военно-техническое училище (1939-1940). Направлен служить в 215 СБАП 12 БАД ЗапОВО (11.1940), мл. воентехник. Работал на должностях во 2 АЭ:1940-1942-техник самолёта; 1942-1944 – техник звена; 1944-1945 – инженер 2 АЭ, ст. техн.-л-т. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение боевых вылетов, участвуя в производстве ремонтов самолётов, получивших повреждения при выполнении б.в., в полевых условиях. Победу встретил вместе с 6 гв. ШАП 9 мая 1945г.
В ноябре 1945 направлен на учёбу в КУИНЖ при 1-м Ленинградском военном авиаучилище (г. Рига), а в 1952г – в Рижское высшее военно-инженерное училище
им. К.Е. Ворошилова. После окончания (1952) направлен служить в Горьковский ВО – ст. инженер-инспектор округа. Уволен в запас 28.02.1970. |
|
Тарасенко Григорий Иванович (15.05.1915 – 19…) – гв. старшина.
После учёбы в школе работал пом. механика водяного судна на Аральском море. Призван в РККА в 1940, сначала попал в пехотную часть. В мае 1940г. направлен в ШМАС г. Гомель, где получил специальность авиамеханика., мл. сержант. После окончания обучения был направлен служить в формируемый 215 СБАП 12 БАД ЗапОВО 1 АЭ (29.10.1940). Вместе с 215 ББАП начал Великую Отечественную войну 24.06.1941. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение 250 боевых вылетов в составе Западного, Калининского, 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов. Участвовал в производстве 65 ремонтов самолётов в полевых условиях и 18 самолётов на вынужденной посадке, получивших повреждения при выполнении б.в. Демобилизован в 22.02.1946 г. |
|
Таслахчан Рафаэль Артемьевич (20.03.1921 – 19…) - гв. полковник. Призван в РККА в 15.11.1939г.В период Великой Отечественной войны (с 06.1941) служил сначала в 237 ШАП, потом – в составе 6 гв. ШАП, был механиком авиационным. Обслужил более 220 боевых вылетов. Неоднократно награждён государственными наградами. После окончания войны продолжал служить в ВВС. В июле 1971 ушёл в запас. |
|
Хохлов Николай Борисович (13.04.1922 – 01.01.1944) – гв. мл. л-т. Окончив 8 кл. школы (1938) пошёл работать на завод «Искра» (г. Москва) токарем-револьверщиком. Одновременно занимался в аэроклубе Свердловского р-на. После его окончания (01.04.1941) направлен учиться в Черниговскую военную авиационную школу пилотов. 27.06.1942 направлен в 17 ЗапАП ПриВО, пилот, сержант. После доп. подготовки направлен служить в 6 гв. ШАП (11.1943). Совершил 14 б.в. 01.01.1944г при штурме автоколонны в р-не ст. Замосточье был подожжён истребителями противника. Совершил огненный таран врезавшись в колонну автомашин врага (см. наградной лист-представление). |
|
Широков Василий Антонович (23.09.1923 – 19…) – гв. капитан.Учился в ср. школе г. Караганда. Во время учёбы в 9 и10 кл. одновременно занимался в аэроклубе. Призван в КА 01.07.1941г. и направлен учиться в Оренбургское военное авиационное училище. После окончания (1944) мл. л-т зачислен в штат10 ЗапАП ПриВО. После доп. подготовки направлен служить в 2 АЭ 6 гв. ШАП. В рядах полка (лётчик, ст лётчик, ком. звена -гв. капитан) участвует в составе 3 ВА в боевых действиях 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов. До дня Победы совершил 108 б.в. (в октябре 1944 был сбит). Победу встретил в составе 6 гв. ШАП 9 мая 1945г.В мирное время продолжал служить в ВВС - в составе 6 гв. ШАП. 03.10.1957г. уволен в запас. |
|
Ширшов Александр Федорович (03.12.1914 – 19…) - гв. майор ТС. После учёбы в школе работал токарем в Арчинских мастерских г. Казани. Призван в РККА и направлен учиться в Вольское военное авиационно-техническое училище, после окончания (11.1940) направлен служить в 215 СБАП, мл. т/л-т. В составе этого полка стал воевать с 22.06.1941 в Великой Отечественной войне, техник авиазвена 3 АЭ. В составе 6 гв. ШАП обеспечивал бесперебойные вылеты самолётов на выполнение 6244 боевых вылетов в составе Западного, Калининского, 1 Прибалтийского,3 Белорусского и Ленинградского фронтов, участвуя в производстве ремонтов 457 самолётов в полевых условиях, получивших повреждения при выполнении б.в. Победу встретил вместе с составом 6 гв. ШАП 9 мая 1945г. В мирное время продолжал служить в ВВС: в составе 6 гв. ШАП инж.АЭ (11.1945-11.1951);заочно в 1949-1950гг окончил КУИНЖ при Харькоском ВВИАУ, потом служил инженером авиаполка ИАС- нач. ТЭЧ. Уволен в запас 20.09.1960. |
|
Ягодин Николай Дмитриевич (05.05.1921 – __. __.1978) - гв. майор ТС. В РККА призван с 02.10.1939. После окончания ВТУ направлен служить в 12 ИАП ЗОВО. Позже переведён в 215 СБАП 12 БАД - авиамеханик авиавооружения 2 АЭ, ст. сержант. Вступил в Великую Отечественную войну в составе этого полка в августе 1941г. Вместе с 215 ББАП (6 гв. ШАП) воевал на Западном, Калининском, 1 Прибалтийском, 3 Белорусском и Ленинградском фронтах. При необходимости вылетал в качестве воздушного стрелка, совершил 36 б.в. Командовал оружейниками АЭ, полка. Служил в составе 6 гв. ШАП до 1949г. Уволен в запас. |
|