15 сентября 2013 года прошли праздничные мероприятия, приуроченные к 100-летию Лидского аэродрома. Основные моменты юбилейных торжеств на фото Дмитрия Дьякова.
Лидскому аэродрому, старейшему из действующих аэродромов в Беларуси, исполняется 100 лет. Целый век истории воздухоплавания, которая начиналась с полетов дирижаблей, век, который вместил в себя две мировые войны, ни одну смену государственного строя и тысячи человеческих жизней… Об истории и сегодняшнем дне аэродрома в видеосюжетах телекомпании "ВоенТВ"
В истории каждой страны есть события, повлиявшие на развитие этой страны. И в каждой уважающей себя стране места этих событий оберегаются и чтятся как часть национальной истории. В истории авиации это места совершения первых полётов. Многие из них впоследствии стали первыми аэродромами.
Быховские летчики одними из первых в бывшем Союзе освоили знаменитые «бэкфайры». С чего бы вдруг в белорусской лесной глубинке «спряталась» целая дивизия не какой-нибудь, а — морской авиации? По замыслу стратегов из советского Генштаба, быховский аэродром был удобным местом для ее дислокации — не в уязвимой «прифронтовой полосе» и почти посередине между тремя морями: Балтийским, Черным и Баренцевым. На реактивных самолетах до них — рукой подать.
База эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» с декабря 1914 г. находилась в Старой Яблонне под Варшавой. В конце мая эскадра со всеми службами перебралась в Белосток, а затем в Лиду.
О том, что в Гродно базировалась вертолетная часть помнят не многие. К 20-летию расформирования эскадрильи её ветераны собрались вместе и установили на аэродроме памятную плиту.
При изучении материалов по Лидскому аэродрому узнал, что в архивах лежит рукопись первого русского генерала авиации В.М. Ткачева, который служил в Лиде в 1914 г. В Гражданскую войну он воевал на стороне белых, после Второй мировой был арестован в Югославии, отсидел 10 лет в лагерях, его рукопись категорически не рекомендовалась к публикации, и никаких надежд на ее прочтение я не имел. Неожиданно в необъятных просторах Интернета нашел сообщение, что в 2007 г. рукопись была издана в виде книги тиражом 500 экземпляров. Под названием «Крылья России» книга сразу же стала раритетом. Из МБА прислали привет, из которого следовало, что такой книги в РБ нет. Нужно было найти человека, живущего в Москве, способного скопировать нужную главу из книги в Российской государственной библиотеке (бывшей «Ленинке»). Заместитель директора Лидской ЦБР Тамара Иосифовна Зенюкович нашла такую замечательную женщину. За что им обоим признателен и премного благодарен.
Сегодня из Беларуси самолетом можно улететь только за границу. Есть рейсы и из областных центров, но тоже лишь за рубеж – в Калининград, да изредка организуются чартеры на юга. Последний внутренний авиарейс "вымер" два года назад. Регулярное местное авиасообщение в социально ориентированной Беларуси прекратилось после почти 80 лет существования. Куда же можно было улететь на самолете в Советской Белоруссии?
В десяти минутах езды от исторического центра Минска, на улице Чкалова, расположен аэропорт "Минск-1". До 1984 года являлся основным аэропортом Минска, однако после введения в строй международного аэропорта "Минск-2" утратил этот статус.