Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [165]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [40]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [7]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Наш канал в Telegram
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Саша
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

43-й легкокрылый бомбардировочный. Часть 4. Заключение.

43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 1

43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 2

43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 3

Победный 1945 год. 13-й гвардейский бомбардировочный авиаполк в составе 321 БАД.

В новый, 1945 г. наши войска начали развертывание зимнего наступления, нанося сильные удары по противнику не только на главном стратегическом направлении (варшавско-берлинском), но и на южном крыле Восточного фронта. Здесь 12.01.1945 г. начали наступление 4-й УкрФ и армии правого фланга 2-го УкрФ. Войска КА должны были разгромить противостоящие им силы противника, овладеть рубежом Западных Карпат и выйти в долину рек Висла, Одра до Моравска-Остравского района. В том числе, войска 38-й А на участке действия Ясло – Змигруд Новый в 09:50 перешли в наступление. Враг оказался выдворенным за пределы родной страны, и полный разгром фашизма - в его собственном логове - был уже не за горами. Для летчиков, Западно-Карпатская операция на участке 4-го УкрФ под Ясло началась не 15 января, а несколько раньше. «<…> Полкам дивизии была поставлена задача массированным бомбовым ударом содействовать успешному наступлению войск 38-й А, уничтожая технику, огненные средства и живую силу противника на участке: ЯСЛО – ЗМИГРУД НОВЫЙ.
В этот период части 321-й БАД дислоцировались на нескольких аэродромах: управление авиадивизии – ДУБЛЯНЫ; 13-й гв. БАП – СИКИРЧИЦЫ; 22-й гв. БАП и 242 БАП – КАЛИНУВ.
Сначала проводилась интенсивная воздушная разведка, а накануне начала боевых действий, 14 января, был нанесен бомбово-штурмовой удар по запланированным целям, располагавшимися в полосе предстоящего прорыва обороны противника, на глубину до 10-15 км. Поставленную задачу 321-я БАД выполняла тремя полками, проведя три вылета. Летало 74 самолёта, произведено 143 с.в., из них: по пункту ВОЛЯ ДЕМБОВЕЦКА – 10 с.в., БЖИСЬЦЕ – 5 с.в., КОПАНИНЫ - 5 с.в., ЖУКУВ – 10 с.в., ОСОБНИЦЕ – 15 с.в., ГОРЛИЦЕ – 15 с.в., м. БЕЧ – 9 с.в., ЯСЛО – 29 с.в., ЗАГОЖАНЫ – 6 с.в., высота 325 (юг.-вост. ЧЕКАЙ) – 5 с.в., м. ОСЕК – 9 с.в., КОРЧЕНЫ – 5 с.в., ЛАЗА ДЕМБОВЕЦКА – 5 с.в.
Группа из 9 самолётов 242-го БАП <…>произвела бомбометание по неопознанному н.п., пройдя МЫТАРКУ, группа из 8 самолётов 13-го гв. БАП (ведущий – гв. майор О.С.Кольчугин), пройдя к закрытой облачностью цели, вернулась не сбросив бомбы. <…> В результате бомбометания экипажи наблюдали: ЯСЛО – 1 сильный взрыв на юго-зап. окраине, разрушено несколько домов; ЗАГОЖАНЫ – бомбы легли в развилке ж. дороги; ГОРЛИЦЕ – на нефтеперегонном заводе возник один сильный пожар; ОСОБНИЦЕ – 6 очагов пожара; м. БЕЧ – 3 очага пожара; ЖУКУВ – 2 очага пожара; БЖИСЬЦЕ – 1 взрыв и 2 очага пожара; ВОЛЯ ДЕМБОВЕЦКА – 3 очага пожара; ЛАЗА ДЕМБОВЕЦКА – 4 очага пожара. <…>»

13-й гв. БАП совершил 51 с.в. 27-ю самолётами A-20G. В результате его боевых действий создано 7 очагов пожаров, возникло 2 взрыва в районе атакованных объектов, разрушена 1 ж.д. стрелка.
Налёт экипажей полка за день составил 73,50 час. [31]
«<…> ЗА противника оказывала сильное сопротивление в районе цели. <…>В результате 8 самолётов имели от 8 до 10 осколочных пробоин, на одном самолёте разбит мотор и нога шасси, два самолёта имели до 30 пробоин, у одного самолёта разбито хвостовое оперение, один самолёт имел перебитые троса рулей глубины и один самолёт с перебитым хвостовым оперением сел на вынужденную на аэродроме истребителей.
За истекший день дивизия имела одну потерю – авария 242-го БАП <…> экипаж невредим. <…>
В 13-м гв. БАП в этот день потерь матчасти не зарегистрировано.
В результате содействия 321-й БАД наземным войскам 38-й А, те смогли прорвать сильно укреплённую оборону противника и углубили прорыв до 15 км и по фронту на 12 км, заняв ряд населённых пунктов <…>.»
[31]

16.01.45 г. войска 4-го УкрФ на участке действия 38-й А развивали прорыв наступления, начатого 15.01. Полкам дивизии была поставлена задача совершить 150 с.в. для содействия развитию успеха 38-й А. Удар необходимо было нанести по скоплению живой силы и техники противника в пунктах: Горлице, Грыбув. Поставленную задачу дивизия выполняла тремя полками, произвела 1 вылет, после которого был дан отбой. Летало 54 экипажа.
Части 321-й БАД дислоцировались на аэродромах: управление БАД – Дубляны; 13-й гв. БАП – Сикирчицы; 22-й гв. БАП и 242 БАП – Калинув.
Смогли совершить: по Горлице – 27 с.в., по Грыбув – 27 с.в. 13-й гв. БАП произвёл
18 с. в., длительность налёта экипажей полка составила 32,59 час. В результате бомбардировочного удара наблюдением экипажей отмечено: в Горлице – вызван один взрыв и создано 8 очагов пожара; в Грыбув – 6 очагов пожара от действий состава 13-го гв. БАП.
Боевые действия 321-й БАД прикрывались истребителями Ла-5 10 ИАК методом сопровождения групп до цели и обратно. Содействие дивизии способствовало быстрому продвижению наземных войск, которые расширили прорыв до 30 км. и по глубине до 46 км.
Ночью проводилась разведка силами 22-го гв. БАП, с целью установить направление движения, количество войск противника по шоссейным и грунтовым дорогам Горлице - Краков; Горлице- Новый Сонч – Попрад; работу ночных аэродромов в районах: Краков, Катовице, Новый Сонч; интенсивность движения ж.д. эшелонов на участках Гарнув, Краков, Горлице, Хобувка. [31]

19.01.1945г. приказом ВГК № 229 за овладение городами Ясло и Горлице личному составу 13-го гв. БАП объявлена благодарность.

24.01.45г. войска 4 УкрФ после перехода в наступление 14.01.45г. продолжали продвижение на запад, преследуя отступающего противника. 321-я БАД получила приказ составом двух групп полков нанести бомбардировочный удар по скоплению живой силы и технике противника в пунктах: Кенты и Живец. Задачу дивизия выполняла двумя группами по пять A-20G 13-го и 22-го БАП.
В этот период части 321-й БАД дислоцировались на нескольких аэродромах: управление БАД – Дубляны; 13-й гв. БАП – Сикирчицы; 22-й гв. БАП и 242 БАП – Калинув.
Боевые действия бомбардировщиков истребителями не прикрывались ввиду нахождения цели за пределом их радиуса действия. Одна из групп в пять самолётов 22-го гв. БАП, ведущего капитана А.А. Чернявского, не видя цели из-за облачности, произвела бомбардировку целей во Вадовице.
Командующим 8 ВА отмечено, что группа сбросила бомбы слишком близко от переднего края своих войск и во избежания поражения своих войск, запретил в данных условиях сбрасывать бомбы на территории противника не ближе 10 км. от линии фронта. Поэтому три группы «Боингов», из-за плохих метеоусловий в районе целей, были вынуждены не выполнив задание, возвратиться на свой аэродром и произвести посадку с бомбами на борту. В зоне атакуемых целей в Вадовице наши самолёты были обстреляны 2-мя батареями ЗА. Потерь наших самолётов не было.
На следующий день, 25.01.45г., дивизия нанесла бомбовый удар по намеченным целям, совершив 60 с.в. 13-го гв. БАП пятёрками бомбил цели в следующих н.п: по Кенты – 5 с.в., Живец – 5 с.в., Андрыхув – 5 с.в., Вепл – 5 с.в.
Налёт экипажей 13-го гв составил 55,22 час., результатом бомбардировки самолётами 13-го гв. БАП было создано два очага пожара. Потерь наших самолётов в составе 13-го гв. БАП в этот день не было.

02.02.45 г. два полка 321-й БАД сменили аэродромы базирования, так 13-й гв. БАП перелетел на аэр. н.п. Ивонич, а 242-й БАП – на аэродроме н.п. Кросно. В этот день на боевые задания вылетал только 22-й гв. БАП, который совершил 15 с. в.

03.02.45 г. войска 4 УкрФ на северном участке действия 38-й А перешли в активное наступление. 321-я дивизия получила задание нанести бомбовые удары расположению противника на опушке леса, что южнее и севернее ж.д. станции Роздзельча, пунктах Медзижече, Дол. Мазань-Цовице, ж.д. станция Хыбе, зап. окраина Бельско, ж.д. станция Скочув, в пункте Рудзица, на опушке леса зап. Забжег. Поставленную задачу авиадивизия выполняла всеми тремя полками - 78 самолётами в составе 16 групп. Конкретно, 13гв. БАП совершил 24 с.в., (в т.ч., 14 с.в. - по живой силе, 10 с.в. - по ж.д. объектам, налёт его экипажей составил 48,35 час), 22 гв. БАП – 30 с.в., 242 БАП – 24 с.в.
Части 321-й БАД дислоцировались на аэродромах: управление Бад – Дубляны; 13-й гв. Бап – Сикирчицы; 22-й гв. БАП и 242 БАП – Калинув.
Зенитная артиллерия ПВО противника оказывала противодействие из районов: БЕЛЬСКО – 2 артбатареи, Медзижече, Хыбе, Лойк – по 1 артбатарее. Кроме этого, самолёты A-20G подвергались атакам Ме-109. Несколько бомбардировщиков получили незначительные повреждения. Из числа экипажей лёгкое ранение получил один из воздушных стрелков.
За день боевой работы войска 38-й А местами продвинулись на запад до 2 км и подошли вплотную к
Бельско.

«<…> 09.02.45г. войска 4 Украинского фронта на участке действия 38-й А после перехода в наступление продолжали вести наступательные операции. Полки 321-й авиадивизии выполнили задание по бомбардировке живой силы и технике противника с аэродромов базирования (13-й гв. БАП от н.п. ИВОНИЧ, остальные – с аэродрома у н.п. КРОСНО) в пунктах СКОЧУВ, СВЕНТОШУВКА, ГРОДЗЕЦ, БЕЛЕВИЦКО, ПРУХНА, ЗАБЖИДОВЦЕ, ЦЕШИН. Было совершено 56 с.в. и один вылет на разведку погоды в зоне цели. В результате бомбардировки объектов в намеченных пунктах наблюдением экипажей и фотоснимками отмечено, что существуют 15 очагов пожаров, создано 4 взорвавшихся объекта, из этих итогов, к заслугам экипажей 13-го гв. БАП отнесено 13 очагов пожаров, 4 взорвавшихся объекта противника: одна группа 13-го гв. БАП, вылетевшая на бомбардировку объектов в п. СВЕНТОШУВКА, из-за плохих метеоусловий в районе цели возвратилась не выполнив задания; две группы по 5 самолётов из 13-го гв.БАП, вылетевшие для бомбардировки целей в п. ГРОДЗЕЦ, из-за закрытости цели облаками сбросили бомбы по расчёту времени из-за облаков в районе ЗАБЖИДОВЦЕ.
Боевую работу, ввиду плохих метеоусловий, группы выполняли без истребительного прикрытия .
Одна группа 13-го гв. БАП в районе цели СКОЧУВ была атакована Ме-109, но интенсивная оборона стрелков бомбардировщиков вынудила их прекратить атаку. Потерь со стороны самолётов 321-й БАД не зарегистрировано.
За день боевой работы войска 38-й А имели незначительный успех и продвижения с их стороны не отмечено. <…>»
[31]

11.02.45 г. 13-й гв. БАП вылетал на бомбардировку противника составом в 25 самолётов, совершив налёт продолжительностью 48,15 час. Работал только 13-й гв. полк, остальным не позволила плохая погода. Боевые действия самолётов 321-й БАД «прикрывались» истребителями 10 ИАК.
За этот день боевой работы войска 38-й А имели незначительный успех, заняв до 5 населённых пунктов и ряд господствующих высот.

Приказом ВГК № 275 от 12.02.1945 г. за заслуги и доблесть, проявленные при овладении городом Бельско, личному составу 13-го гв. БАП объявлена благодарность.

14.02.45 г. весенняя погода, как обычно, часто бывала неблагоприятной. В такие дни лётные экипажи в первой половине дня обычно находились в готовности № 2. Ряд лётно-технических составов изучали книгу тов. И.Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза». С рядом лётчиков проводили тренировки «слепых полётов» на По-2;  штурманский состав занимался изучением РПК-2-10; ряд стрелков занимался стрельбами в тире; стрелки-радисты упражнялись по теме «Источники питания радиостанций и их устройство»; техсостав-изучал НИАС-43 и работал на материальной части. В эти дни могли проводиться партийные и комсомольские собрания. Не забывали и о банных помывках, занимались подгонкой обмундирования и приведением его в порядок.

«<…> 19.02.45 г. части 321-й БАД продолжали базироваться на прежних аэродромах, откуда силами <…> 3-х самолётов 22-го гв. БАП была выполнена ночная разведка войск противника в районах ГРАДЕЦ, КРОЛЕВСКИЙ, ШИМПАРК, БРУНТЕЛЬ, ОПАВА, БОГУШКИ, МОРАВ ОСТРАВА, ЦЕШИН, ОЛОМОУЦ, БРНО, БРЖЕЛОВ с целью установления, состава, направления и интенсивности движения войск противника по жел., шоссейным и грунтовым дорогам; загруженность ж.д. станций подвижным составом, уточнение действующих ночных аэродромов ДОЛ.БЕНЕШЕВ, ОЛОМОУЦ, ПРЖЕРОВ, ПРОСТЕЕВ, ОСТРОКОВИЦЕ, БРНО. <…> Попутно с разведкой экипажи бомбардировали ж.д. станции МОРОВ ОСТРАВА, МИЛУВКА и п. ТЫНИШТЕ. <…>» [31]
В ночь с 21.02.45 г. на 22.02.45г. 22-му гв. БАП была поставлена задача силами 8-и самолётов бомбардировать аэродром противника Дол. Бенешев, жел.дор. станции Моров Острава, Устронь, Скочув, Орлово и пункту Опава. Одновременно, 3-я самолётами провести разведку войск противника в районе Опава, Моров Острава, Бруталь, Оломоуц, Тынише, Брно.
В свою очередь, за этот день боевой работы войска 38-й А имели незначительный успех и продвижения не имели.

РЕЗУЛЬТАТ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13 гв. БАП за февраль 1945 г.


Уничтожено и выведено из строя техники и объектов противника

Общее количество
самолётовылетов

Расход
моторесуса,
(час.)

Распределение самолётовылетов по объектам и задачам

Потери
самолёт

создано
взрывов

вызвано очагов
пожара

разрушено
зданий

уничтожен
автомаш.


днём


ночью


днём


ночью

по войскам
и технике
противника

на разведку
войск
противника


боевые

12

47

11

12

298

590,60

298

 

РЕЗУЛЬТАТ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13 гв. БАП за март 1945 г.


Уничтожено и выведено из строя техники и объектов противника

Общее количество
самолётовылетов

Расход
моторесуса,
(час.)

Распределение самолётовылетов по объектам и задачам

Потери
самолёт

создано
взрывов

вызвано очагов
пожара

разрушено
зданий

уничтожен
автомаш.


днём


ночью


днём


ночью

по войскам
и технике
противника

на разведку
войск
противника


боевые

4

28

11

12

223

440,52

223

Горькие безвозвратные потери личного состава 13 гв. полка за предпоследний месяц войны оказались:

- 03.04.45 г.- Зубаков Александр Васильевич - гв. ст. сержант, стрелок-радист погиб в воздушном бою;
- 05.04.45 г. Тюрин Пётр Иванович – гв. мл. лейтенант, штурман погиб в воздушном бою;
- 16.04.45 г. Зайцев Владимир Кузьмич - гв. ст. лейтенант, штурман звена погиб при выполнения боевого задания;
- 21.04.1945 самолёт был подбит сильным зенитным огнем, экипаж гв. капитан Белобров, штурман полка гв. майор И.П. Ганжа и стрелок-радист, гв. ст. сержант Б.П. Шишкин были расстреляны во время спуска на парашютах;
- 24.04.45 Беложенко (Белошенко) Михаил Ильич - гв. старшина, воздушный стрелок был тяжело ранен в ноги и умер в госпитале;

Приказом ВГК № 341 от 23.04.1945 г. за героизм, проявленный при овладении городом Опава, личному составу 13-го гв. БАП объявлена благодарность.
Приказом ВГК № 353 от 30.04.1945 г. за героизм, проявленный при овладении городами Моравска-Острава и Жилина, личному составу 13-го гв. БАП объявлена благодарность.

РЕЗУЛЬТАТ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13 гв. БАП за апрель 1945 г.


Уничтожено и выведено из строя техники и объектов противника

Общее количество
самолётовылетов

Расход
моторесуса,
(час.)

Распределение самолётовылетов по объектам и задачам

Потери
самолёт

создано
взрывов

вызвано очагов
пожара

разрушено
домов

уничтожен
жел. дор. объектов


днём


ночью


днём


ночью

по войскам
и технике
противника

на разведку
войск
противника


боевые

18

95

29

18

684

926,12

561

5



Последние дни Великой войны. 13-й гвардейский бомбардировочный авиаполк в составе 321 БАД.

Приказом ВГК № 361 от 03.05.1945 г. за героизм, проявленный при овладении городом Цешин личному составу 13-го гв. БАП объявлена благодарность.

«<…> В первую декаду мая месяца 1945г. 321-я БАД содействовала наступлению частей 38-й и
60-й А. <…> Авиаразведкой частей авиадивизии установлен отход противника по шоссейным и грунтовым дорогам на рубеж: ПАРДУБИЦЕ-ОЛОМОУЦ. В районе ОЛОМОУЦ противник оказывал ожесточённое сопротивление на реках: ЖЕНТЛАХ и МОРАВА. Однако, в результате действия наших войск 8 мая был взят город и крупный ж.д. узел ОЛОМОУЦ.

С 09.05.45 г. боевые действия были прекращены в связи с безоговорочной капитуляцией немцев, но отдельные части и соединения противника бросая технику, взрывая мосты, склады, уничтожая самолёты, оказывая сопротивление нашим войскам продолжали отходить в западном направлении имея приказ:- «Сдаваться в плен армиям наших союзников!» Нашей ночной авиаразведкой в ночь с 09.05 на 10.05.45г. и в течение дня 10.05.45г. отмечено движение автоколонн, повозок, пехоты по дорогам на ПАРДУБИЦЕ, ПРАГА, НЕМБРОД, ТАБАР, ПИСЕК. Основная же часть войск противника складывала оружие и сдавалась в плен.
Его ВВС нашим бомбардировочным группам сопротивления не оказывало, не было отмечено ни «<…> одного случая пролёта самолётов противника в районе базирования частей 321-й дивизии.
ПВО противника оказывало незначительное противодействие из пунктов: ПРЖИКАЗНЕ, ж.д. станция ГОРКИ, КОСТЕЛЕЦ, ОЛОМОУЦ, НАШНИТ. <…>».

В победные дни аэродромы базирования частей 321-й БАД располагались в следующих городах: управление дивизии г. Обер Глогау, местом дислокации 13-го и 22-го гв. БАП стал аэр. Росвайде, а 242-й БАП разместился на аэродроме г. Краков.

08.05.45 г. полки авиадивизии бомбардировочными ударами групп (девяток) уничтожали живую силу и технику противника в пунктах: Ольшаны, сев.-зап. окраина Оломоуц, Намнешт, Славонин, Н. Улица и в течение ночи с 08.05 на 09.05.45г.одиночными самолётами вели разведку войск противника в районе :Лоншкроу, Градец Крулевский, Тыниште, Пардубице, Морав Тржебова, Нем, Брод.
Поставленную задачу выполняли 13-й гв. и 22-й гв. БАП. Летало 36 самолётов (по 18 от каждого полка), произведено 72 с.в. (36 с.в. от каждого полка).
Бомбардирование целей выполнялось двумя вылетами. В результате бомбардировочных ударов наблюдением экипажей и дешифрованием фотоснимков отмечено: в п. Ольшаны – создано 2очага пожара, вызвано два взрыв большой силы; в п. Намнешт создано 6 очагов пожара; в п. Оломоуц бомбы легли на сев.-зап. окраине; в п. Славонин – создано 12 очагов пожара, вызван один взрыв большой силы; в п. Н.Улица создано 5 очагов пожара. У одного самолёта 13-го гв. БАП в полёте из-за технической причины загорелся двигатель. Сбросив бомбы «на невзрыв» на своей территории экипаж покинул самолёт на парашютах и вернулся в свою часть. Самолёт сгорел.
Ночная разведка из-за плохих метеоусловий не велась.
В результате проведённой боевой работы за день наземные войска 38-й и 60-й А заняли г. Оломоуц и по всему участку 4-го УкрФ отмечено быстрое продвижение на запад, местами до 40-45 км.

«<…> 9 мая Германия полностью капитулировала, но отдельные части, находящиеся на территории Чехословакии продолжали вести сопротивление. Основные же силы Германии, имея приказ о капитуляции, уничтожали технику и сплошными колонами отходили на запад с задачей сдаться в плен союзным нам армиям.
Полки авиадивизии продолжали базироваться на аэродромах: управление БАД – г. ОБЕР ГЛОГАУ,
13-й и 22-й авиаполки – аэр. РОСВАЙДЕ, 242-й АП – аэр. г. КРАКОВ.
 В ночь с 9.05 на 10.05.45 и днём 10.05.45г. экипажи 22-го гв. БАП вели разведку по дорогам заданного района. Было установлено наличие активного движения по дорогам: ГАМБЕРШВЕРД на МИТТЕЛЬВИЛЬДЕ, на ВОДОЛЬХОЛЬДЕ, ГАМБЕРШВЕРД на ГЛАДЦ, БЕНЕШОВ на ПРАГА, БЕНЕШОВ на НЕЙВЕКЛОВ, РЫХЛОВ на ЯРОМЕЖ, ГРАДЕЦ КРУЛЕВСКИЙ на ПОДЕБРАДИ, ДОБРУШКА на ГРАДЕЦ КРУЛЕВСКИЙ, КОЛИН на ЧЕРСКИ БРОД, <…> двигаются многочисленные колонны автомашин. В городе ПРАГА и его окрестностях интенсивное движение в разные стороны до 500 автомашин. Двигавшиеся колонны – предположительно наши войска. Наличия войск противника по дорогам не обнаружено. Боевых действий сторон не обнаружено. В течение дня воздушная разведка 22-го гв. БАП наблюдала движение отхода войск противника в районах НЕМБРОД, ГУМПОЛЕЦ, ПРАГА, КАМЕНИЦА, ВЛАШИН. Наши войска подошли к РЖЕГОВИЦЕ. ЛУЧНА ГОРА, ГРАДЕЦ КРУЛЕВСКИЙ, ГАЛНЕЦ – заняты нашими. Западнее НЕМБРОД идут танковые бои. Разведка велась без попутного бомбардирования. Разведэкипажи обстрелу ЗА не подвергались.
«<…> Боевые действия дивизии прикрывались истребителями от 180 ИАП 10 ИАК методом сопровождения до цели и обратно по 12-14 Ла-5 на спаренную группу бомбардировщиков. Взлёт бомбардировщиков и истребителей прикрытия производились одновременно, т.к. базировались на одном аэродроме. 
Несмотря на полную капитуляцию Германии, но ввиду сопротивления отдельных групп на территории Чехословакии, части дивизии до 15.05.1945г всем составом находились в полной боевой готовности к немедленному вылету. <…>»
[36]

ЛЁТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 321-й БАД за период с 1 по 15 мая

  дней ночей
лётных 7 8
огранич. лётных 4 2
нелетных 4 5

Боевую работу дивизии обеспечивал 678-й БАО 16 РАБ. МТО частей дивизии в апреле 1945г. было хорошее. Транспортными средствами БАО обеспечивал удовлетворительно.
Бытовое обеспечение личного состава дивизии было удовлетворительным, питание – хорошее, а вот культурное обеспечение не покрывало потребности личного состава.

СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ 13-го гв. БАП.


полк


Всего, самолётов

в том числе:


неисправных
самолётов

A-20G

A-20DGI

A-20G2ODO

A-20B

УТ-2

По-2

13 гв. БАП

32

23

1

2

3

2

1

8

 

ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВОГО СОСТАВА 13-го гв. БАП.
13-й гв. БАП способен выполнять боевые задания днём и в простых метеоусловиях 32 экипажа (с учётом наличия исправной материальной части – 18 экипажей, днём в сложных метеоусловиях – 10 экипажей.

ЛЁТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

08.05.45 г. в полёте 13-го гв. БАП на боевое задание в районе ШТАДТЛИБАУ потерпел аварию самолёт A-20G - из-за тех. неполадок загорелся мотор. сбросив бомбы на «невзрыв» экипаж в полном составе: лётчик, лейтенант С.М. ДУБРОВИН (штурман, мл. лейтенант Г.Л. БАЛУН, стрелок-радист, ст. сержант ПАНФИЛОВ, воздушный-стрелок, сержант Н.П.ГОРДЕЕВ) выбросились на парашютах. Весь экипаж приземлился на своей территории и возвратился в полк.

РЕЗУЛЬТАТ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13-го гв. БАП за май 1945 г.



полк

Уничтожен. и выведено из строя техники противника

Общее количество
самолётовылетов

Расход
моторесуса,
(час.)

Распределение самолётовылетов по
объектам и задачам

Потери
самолётов

создано
взрывов

вызвано очагов
пожара


днём


ночью


днём


ночью

по войскам
и технике
противника

на разведку
войск
противника

боевые

небоевые

аварий

прочие
потери

13 гв. БАП

2

5

38

50,42

36

2

1

 

Проведённая в мае боевая работа при условии дислокации бомбардировщиков и истребителей прикрытия на одном аэродроме показала хорошую организацию взаимодействия и сократила время на сбор и полёт к цели.
Дислокация дивизии на удалении от линии фронта от 40 до 60 км позволяла произвести в летний период времени за день 4-5 дивизионных вылета.
Малая бомбовая нагрузка на самолёт бралась по причине ограниченной годности лётного поля
после выпавших дождей.
Так закончилась война для личного состава 321-й бомбардировочной Львовской авиационной дивизии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

После войны с 25.08.1945 г. на основании приказа НКО СССР от 09.07.1945г. 4-й УкрФ был расформирован, его полевое управление обращено на формирование Львовского ВО. 8-я ВА бо́льшую часть своих соединений передала в состав вновь образованных ВВС Львовского ВО.
8-я ВА в составе Львовского военного округа в себя включала:
8-й штурмовой авиационный корпус (ШАК), 10-й истребительный авиационный корпус (ИАК) и 321-ю БАД, в составе:
- 13-й гвардейский бомбардировочный авиационный Ужгородский Краснознаменный полк;
- 22-й гвардейский ночной бомбардировочный Красноярский ордена Суворова авиационный полк;
- 242-й бомбардировочный авиационный Карпатский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого полк.

После объединения Прикарпатского и Львовского ВО, управление армии 09.04.1946г. переведено в Киевский ВО для формирования управления 2-й ВА Дальней авиации (ДА) в г. Винница. Управление 8-го штурмового авиационного Львовского корпуса было переведено на Дальний Восток в состав 9-й ВА Приморского ВО. 224-я штурмовая авиационная Жмеринская Краснознамённая и 227-я штурмовая авиационная Бердичевская Краснознамённая дивизии расформированы. 10-й истребительный авиационный Сталинградский ордена Богдана Хмельницкого корпус передан в состав 14-й ВА в полном составе.
321-я бомбардировочная авиационная дивизия была перебазирована в состав 6-й ВА Туркестанского ВО в Фергану. [27]
С этого времени сообщений о 321-й БАД и, естественно, о судьбе 13-го гвардейского бомбардировочного авиационного Ужгородского Краснознаменного полка в открытом доступе не встречается (уточнение – подобной информации автор не нашёл).
Есть упоминание, что 22-й гв. ночной бомбардировочный авиационный Красноярский полк (из состава 321 БАД) расформирован на аэродроме Фергана в 1960 году.

*   *   *

Выражаю благодарность за оказание помощи в оформлении статьи нижепоименованным неравнодушным: А. Балабиной и А. Шматову.

Борис Дайтер

 

Краткие биографические справки

Журавлев Василий Федорович (18.03.1907 – 2002) – гвардии подполковник (1944). После школы учился на рабфаке, затем работал в райкоме комсомола. В РККА с 1932 г., по мобилизации Московского городского комитета ВКП (б) направлен в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (ВАШЛ). По окончании служит в частях бомбардировочной авиации. В 1939 г., летая на СБ, участвует в военных действиях с японцами в районе р. Халхин-Гол – комэск 56 СБАП. В Великой Отечественной войне с 06.07.1942 в составе 284 БАД 15 ВА Брянского фр.: сначала замполит 32 БАП/32 ОРАП (02.43), где совершил 20 б. в. на самолете Пе-2, позже переведен замполитом в 279 БАП (10.43), батальонный комиссар. 01.08.44, после переучивания на самолет А-20 "Бостон", майор, назначен командиром 13-го гв. БАП 321 БАД, которым гв. подполковник командовал до апреля 1945г. В ВВС продолжал служить до 02.10.1946, когда ушёл в запас.

Лукьяненко Прокофий Михайлович (1911-2002) — полковник. В РККА с 1932 г.: окончил ускоренные курсы 2-й артиллерийской школы (г. Киев), служил в сухопутных частях. Затем направлен на учёбу в 9-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей (с мая 1938 г. Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов), после окончания которой в 1938 г. направлен в 5-й ЛБАП 70–й АБр БВО, мл. лётчик-наблюдатель. Участвует в операции по освобождению Западной Белоруссии в составе 43-го ЛБАП 70-й АБр (Витебск). В составе этого же полка участвует в Зимней войне (01.02.1940 - 13.03.1940) — пом. штурмана АЭ, лейтенант, совершил 18 б. в.
В Великой Отечественной войне с 22.06.41 г. в составе 43-го ББАП, в июле 1941 г. переводится в 209 ББАП, где служит по 09.1942 г.: ст. л-т, штурман 1-й АЭ; капитан, штурман АП. 5.02.1942 представлен к званию Героя Советского Союза. С февраля 1943 г. в 4-й авиадивизии Особого Назначения (АД ОН) ВВС КА, майор, ст. штурман АД. В составе 4 АД ОН встретил Победу. За время войны выполнил 233 боевых и спец. вылетов. Продолжает служить в 4 АД ОН и после войны. В 1951 году окончил Высшую офицерскую авиационную школу штурманов (г. Краснодар). Был командирован для полётов в Арктике, обеспечивал обслуживание полярных станций СП-5, СП-6. Уволен в запас 14.12.1959 г.
Серавкин Николай Афанасьевич (26.11.1922 – 21.09.2007) – гв. майор.
После школы учился в Уфимском жел.дорож. техникуме. В конце 1940 г., студент III курса ж.д. техникума, принят учлётом в Уфимский аэроклуб. 24.12.1904 г. был призван в РККА и отправлен учиться в Энгельское училище летчиков. Началась война, а он продолжал учебу по освоению новых типов самолетов, в том числе американских «Бостонов» А-20Б - с 1941г. до весны 1944 г. занимался перегоном самолетов и освоением новой техники. В апреле 1944 г.лейтенант был зачислен в 13 гв. БАП, вооружённый «Бостонами», и в его составе попал на фронт. Совершил 62 боевых вылета. Прошел путь от рядового лётчика-бомбардировщика до командира звена- гв.ст.лейтенант, командира АЭ, гв. майора, летчика 1 кл. С 27.06.1960 г. – в запасе.
Сулёв Виктор Александрович (03.03.1921– 02.12.1999) - полковник (1961), Герой Советского Союза (29.06.1945). Родился в Ростовской обл. (хут. Казачий), школьное детство прошло в станице Мечетинской. После окончания ср. школы (1939) поступает учиться в Батайское авиационное училище ГВФ, откуда 04.11.1939 г. был призван в КА и направлен в Сталинградское ВАУ. По завершению обучения (1941) направлен в ЗапОВО, в 12 БАД (г. Витебск). Великую Отечественную войну пилот, сержант, начал в составе 43 ББАП (аэр. Курополье). В этой авиачасти лётчик служил всю войну. Участвовал в сражениях на Западном, Юго-Западном, 1-м Украинском и 4-м Украинском фронтах. К маю 1945 г. командир звена гв. ст. лейтенант Виктор Сулёв совершил 179 б. в. После окончания войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1954 г. окончил Военно-воздушную академию. С 23.06.1962 полковник В. А. Сулёв в запасе.
Чук Иван Григорьевич (05.02.1903 – 19__) – полковник (18.03.1943). После окончания 3-х
курсов учительской семинарии призван в КА (20.02.1921). Участвовал в ликвидации банд Махно. Служил в полку ОсНаз, затем, 01.08.1922, направлен на учёбу в школу ВУЦИК г. Харьков. 09.1922 переведён учиться в 15-е пехотные командные курсы г. Киев. С 08.12.1922 учился в Военно-теоретической школе ВВС КА г. Ленинград, по её окончании (08.03.1925) направлен во 2-ю ВАШЛ г. Борисоглебск и, затем, (12.10.1926) - в Школу воздушного боя (г. Серпухов). Выучившись направлен мл. лётчиком во 2 АБр (29.04.1927, г. Витебск). 08.06.1929 переведён в 34 авиапарк г. Тифлис - нач. тех части, а потом - нач. боепитания. 01.11.1930 - помощник НШ 2 АЭ г. Баку; НШ учрежд. № 2541 120 АЭ, времен. НШ АБр г. Баку (28.03.1933). В очередной раз отправлен на учёбу на Курсы начальствующего состава при ВВА им. Жуковского 01.10.1933. Отучившись, возвращается в г. Баку – НШ, сначала, 120 АЭ (05.05.1934), потом – 60 АЭ (17.11.1935). Вновь учёба - Курсы по тех. пилотирования в Каче, г. Севастополь (13.04.1936), капитан. Служба командиром отдельного АО при училище зенит. артил. г. Севастополь (28.09.1936). В 1938г переводится в ЛВО, в 9 ЛШАП – ком.зв.3 ЛШАЭ (01.06.1938); пом. команд. АЭ (10.02.1939); команд. отряда 5 ОКАП ЛВО (25.06.1939), майор. Принимает участие в Зимней войне (1939-1940). По её окончании получает направление на новое место службы в БОВО – зам команд. 43 ЛБАП 12 БАД (25.04.1940). В составе 43 ББАП (43 ЛБАП) 12 БАД 22.06.1941 г. вступил в Великую Отечественную войну. 29.12.1941 назначается  командиром 43 ББАП, подполковник. 05.06.1943 назначен командиром 321 БАД, полковник. В этой должности служил до конца войны. За Великую Отечественную произвёл 23 б.в., сбил 2 самолёта противника.11.06.1946 г. назначен командиром 218 БАД, а 20.10.1947- командующим 3 БАК. Зачислен в резерв ВВС ВС СССР (10.1948), переведён в распоряжение руководства ДОСААФ (10.02.1949). Переведён в состав штаба ВВС Южно-Уральского ВО (02.04.1952).

 

Источники информации:


1. Краткая история и боевой путь 43 ббап - URL: https://pamyat- naroda.ru/
 2. Журнал боевых действий 43 ббап за период с 26 августа 1941 г. по 5 февраля 1942 г. - URL:  https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451001008
3. Журнал боевых действий 13 гв. бап с 6 февраля по 31 марта 1942 г. - URL: https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451001009#
4. .Журналы боевых действий 2 ВА (321 БАД) за апрель 1944г. - URL:  https://pamyat naroda.ru/heroes/pamyat-commander23574/ 
5. «Военная авиация СССР в истории г. Витебска.» - URL:  http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/boevaja_aviacija_sssr_v_istorii_g_vitebska/3-1-0-173
6. Википедия — свободная энциклопедия // - URL: https://ru.wikipedia.org/ +
7. «Участие ВВС СССР в вооружённых конфликтах 1936-1939 гг.» // Электронная библиотека БГУ - URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49726/1/2013_3_JILIR_buren.pdf
8. «АлСиб или что такое ленд-лиз.» - URL:  https://proza.ru/2020/11/11/310
9. «Организация ВВС РККА 1941-1945гг. //Авиация Второй мировой» - URL:http://www.airpages.ru/ru/vvs1.shtml
10. «Военно-воздушные силы СССР «// Академик - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/849442/95272http://www.airpages.ru/ru/vvs1.shtml
11. Сайт памятьнарода.ру // URL: https://pamyat-naroda.ru
12. Сайт подвигнарода. ру // URL: https://podvignaroda.ru/
13. Н Серавкин «Уроки Великой Отечественной»- URL: http://www.hrono.ru/text/2005/ser11_05.html
14. П. Селезнев «43 легкобомбардировочный авиационный полк» - URL: https://proza.ru/2020/10/17/1656
15. «43-й бомбардировочный авиационный полк. 13-й гвардейский бомбардировочный Ужгородский Краснознаменный авиационный полк»- URL: allaces.ru/sssr/struct/p/bap43.php

16. М.Тимин «РАЗГРОМИТЬ ТАНКИ ПОД ВИЛЬНЮСОМ!»  - URL: https://warspot.ru/3084-razgromit-tanki-pod-vilnyusom
17. М.Я.Романов. «565 штурмовой. Воспоминания о войне» - URL: http://www.airforce.ru/history/ww2/romanov/memoirs/page_02.htm
18. «Список начальствующего состава частей ВВС Западного фронта, отличившихся в боях с немецким фашизмом, достойных награждения Правительственными наградами» исх. письмо №1213/486890 от 14.07.1941 г.- URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie2002525/-стр.7
19. 10-й запасной авиационный полк. - URL: http://allaces.ru/sssr/struct/p/zap10.php
20. Авиапоиск-Борисов- URL: https://ok.ru/group/54112512573624/topic/151946951287736
21. Су-2. Боевое применение. - URL: https://airpages.ru/ru/su2bp.shtml
22. Владимир Савончик «13-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк» - URL: https://proza.ru/2015/12/11/1451
23. Владимир Савончик 512-й истребительный авиационный полк» - URL: https://proza.ru/2016/05/02/86
24. «ВВС Юго-Западного фронта в цифрах. Май 1942 года» - URL: https://dzen.ru/a/YUYwaoAM1EACkjlL
25. «Стальные крылья Родины: ближний бомбардировщик Су-2.» - URL: https://dzen.ru/a/ZgFC5itPMwIBbah1

26. Владимир Савончик «321-я бомбардировочная авиационная дивизия.» - URL: http://litsait.ru/proza/yesse-i-stati/321-ja-bombardirovochnaja-aviacionnaja-divizija.html
27. 8-я воздушная армия (СССР) - URL: https://russianwiki.com/wiki/8-я_воздушная_армия_(СССР)

28. 13-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк. - URL: http://parnasse.ru/prose/essay/history/13-i-gvardeiskii-bombardirovochnyi-aviacionyi-роlk.html
29. 8-я воздушная армия (СССР) - URL: https://batintertrade.ru/stati/3240-8-ya-vozdushnaya-armiya-sssr.html
30. Авиация Второй мировой- URL: https://airpages.ru/ru/su2bp.shtml
31. Журнал боевых действий 321 бад за период с 20.11.44 г. по 10.5.45 г. - URL: https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451003461
32. 13 гв. бомбардировочный авиационный полк - URL: https://rkka.wiki/index.php/13_гв._бомбардировочный_авиационный_полк
33. Владимир РАТКИН «…считать операцию внутренним делом направления…» Мир Авиации 2002 02 [Журнал «Мир авиации»] - URL: https://clib.me/b/249811-zhurnal-mir-aviatsii-mir-aviatsii-2002-02/r
34. Владимир Савончик «ВВС Юго-Западного Фронта» - URL: https://proza.ru/2015/05/12/996
35. Дм. Карленко, Влад Антипов «Война в воздухе. Харьков, май 1942: хроника событий»// Мир Авиации, 2003.01- URL: https://fb2.top/mir-aviacii-2003-01-333531/read/part-6
36. «Обзор боевой деятельности 321 бад_май 1945г.» - URL: https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=455146792
37. Авиация в Львовско-сандомирской операции - URL: http://militera.lib.ru/h/vvs_su/17.html
38. В сражениях за Сталинград - URL: http://militera.lib.ru/h/gubin_kiselev/01.html
39. Журнал № 0178 боевых действий частей 8 ВА за сентябрь месяц 1944 г. - URL: https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451003477

Категория: Статьи | Добавил: Саша (08.07.2024)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2025