Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

43-й легкокрылый бомбардировочный. Часть 3. 13-й гбап.

43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 1

43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 2

1942 год. Юго-Западный фронт (2-го формирования). 13-й гвардейский бомбардировочный авиаполк.

«<…> 02.03.42 г. шесть Су-2 под прикрытием ЛаГГ-3 бомбардировали и обстреляли скопление пехоты и 10 автомашин противника на зап. окраине п. МИРОНОВКА. Уничтожено: 2-3 автомашины, до 20 солдат и разрушено до 10 домов. Там же сброшено 30 000 листовок. <…> Экипаж пилота, сержанта Е.К. Кузнецова (летнаба, мл. лейтенанта И.И. Елистратова) задание не выполняли - сели вынуждено на аэр. БРИГАДИРОВКА (из-за «обрезания» мотора) <…>. Позже, 02.03.42 группа из 4-х Су-2 под прикрытием ЛаГГ-3 бомбардировала ж.д. ст. ЖЕМЧУЖНОЕ, где якобы находился бронепоезд, фактически там находилось 4 вагона. Бомбы легли по путям. Там же сброшено 20 000 листовок. <…>» [3]
«<…>05.03.42 г. группой из 5-ти Су-2 под прикрытием Як-1 и ЛаГГ-3 бомбардировали и обстреляли скопление пехоты до роты и до 15 автомашин в н.п. ТАРАСОВКА. Бомбы легли по скоплению пехоты и домам. <…> Уничтожено и выведено из строя 5-7 автомашин, до 30 солдат и разрушено 5 домов. Над целью обстреляны ЗА. Экипаж ком. звена, лейтенанта С.В. Кривцова (стрелок-бомбардир, старшина А.И. Сергеев) был подбит и взорвался в воздухе. <…> Во второй половине дня <…> группой из пяти Су-2 под прикрытием Як-1 и ЛаГГ-3 бомбардировали артиллерию противника на зап. окраине н.п. МИРОНОВКА. Бомбы легли по цели. Батареи прикрывались ЗА. Три экипажа Су-2 с задания не вернулись: самолёт с экипажем: пилот, лейтенант Г.Н. Поярков (стрелок-бомбардир, ст. сержант Н.Т. Евдокимов) - взорвался над целью; самолёт с экипажем пилота, лейтенанта Н.Г. Негина (стрелок-бомбардир, сержант Синицын) сел на вынужденную в р-не н.п. ВЕЙДЕЛЕВКА; Су-2 с экипажем ком. звена, капитана И.А. Уварова (летнаба, ст. лейтенанта Д.Е. Пенский ) сели вынуждено в р-не ПЕТРОВСКОЕ, Д.Е. Пенский ранен в руку; экипаж пилота В.А. Сулёва (стрелок-бомбардир, ст. сержант А.И. Морозов) задание не выполняли – вернулись из-за «обрезания» мотора <…>» [3]

С 07.03.1942 г. по 11.06.1942 года 13-й гв. БАП был переподчинён в состав ВВС 6-й А Юго-Западного Фронта (ЮЗФ) (2-го формирования).[28]

« <…> 13.03.42 г. в 09:10 звено (три Су-2) должны были бомбардировать войска противника в н.п. МЕЛОВАЯ. 2 экипажа вернулись из-за плохой погоды. Экипаж, пилота Е.К. Кузнецова – летнаба Волохова вернулись из-за тряски мотора <…>».[3]

Из-за неблагоприятной погоды полк посадили на готовность № 2. С лётными составами проводились занятия по изучению Уставов КА, проработке приказов НКО, Армии. Техсоставы работали на матчасти.

« <…>20.03.42 г. в 10:45 час вылетело пять Су-2 в сопровождении трёх ЛаГГ-3. Бомбардировали до 10 автомашин противника в н.п. ВЕРХ. БИШКИН. Бомбы легли по автомашинам и центру пункта. Уничтожено: 2-3 автомашины и разрушено до 6 домов, сброшено в том же районе 15 000 листовок. Проведена разведка района ЗМИЕВ-МЕРЕФ-ТАРАСОВКА-АНДРЕЕВКА. Экипаж: пилот, мл. лейтенант И.Н. Белобров -летнаб, ст. лейтенант М.А. Белезяк, задание не выполняли – вернулись на аэродром (не убирались шасси). <…> В 14:55 час. 20.03.42г. пять Су-2 в сопровождении семи ЛаГГ-3 взлетели опять для бомбардировки противника в н.п ВЕРХ. БИШКИН. Бомбы легли по центру и южной окраине пункта. Экипажи наблюдали прямые попадания в дома - разрушено до 5 домов. Экипаж: пилот, мл. лейтенант И.Н. Белобров-летнаб, ст. лейтенант М.А. Белезяк, задание не выполняли - вернулись на свой аэродром (не убирались шасси). <…>». [3]

« <…>28.03.42 г. в 10:17 час вылетело три Су-2 под прикрытием трёх ЛаГГ-3. Бомбардировали н.п. БАЙРАК. Бомбы легли по пункту, там же сброшено 15 000 листовок.
Пять Су-2 в сопровождении двух ЛаГГ-3, ведущий комэск, капитан Дворников (штурман, ст. лейтенант И.С. Кузнецов) «потеряли» ориентировку в районе цели. Бомбы сбросили по н.п. ЖЕРАВЛЁВКА (33 км сев.-зап. БАЙРАК), там же сброшено 15 000 листовок. Экипаж: лётчик, лейтенант Н.Г. Негин-летнаб, мл. лейтенант М.А. Шилов, - задание не выполняли из-за перегрева и плохой тяги мотора. <…>. В 14:02 час. четыре Су-2 в сопровождении четырёх ЛаГГ-3 бомбардировали войска противника в п. БАЙРАК. Экипаж: пилот, ст. сержант Е.К. Кузнецов-летнаб, лейтенант С.А. Волохов вернулись (упало давление масла). <…> В 17:58 час. пять Су-2 в сопровождении пяти ЛаГГ-3 бомбардировали противника в п. БАЙРАК. Над целью наши истребители вступили в бой с четырмя Ме-109, к месту боя подходили Хе-113. Потерь нет <…>.»
[3]

Согласно отчётов, представленных в «Журнале боевых действий 43 ббап за период с 06 февраля 1942 г. по 31 марта 1942 г.», в марте 1942г. личный состав 13-го гв. БАП совершил:

сего самолётовылетов на

Причины невыполнения задания:

Потери полка

бомбардировка-
штурмовка, план,
самолётвылет
(с.в.)

на разведку


технич.
причины,
(с.в.)

метеоусловия


отсутствие
истребител.
сопровожд.,
(с.в.)

погибли


Вынужд.
посадка,
самолёт

план
(с.в.)

не
выполнено,
с.в.

Всего,
(с.в.)

разведка,
(с.в.)


экипаж


чел.

157

16

10

12

10

5

11

2

4

4

За март месяц экипажи 13-го гв. БАП уничтожили:

ущерб, нанесенный действиями 43/13 гв. БАП врагу в марте 1942г.
(согласно информации в журнале полка)


сброшено
листовок,
шт.

артбатареи

железно-дорожные
узлы

автомашины,
ед.

дома,
шт.

подводы и
лошадей,
ед.

солдаты врага,
чел.

2

2

40

125

15

340

221 000

В течение месяца произошло четыре вынужденных посадки экипажей полка. Погибли четыре экипажа во время выполнения боевого задания и один в нашем тылу из-за аварии.


1942 год. Юго-Западный фронт (2-го формирования). 13-й гвардейский бомбардировочный авиаполк.

Весной 1942 г. И. Сталин предложил провести наступательные операции по широкому фронту – в Крыму, под Харьковом, Курском, Смоленском, Ленинградом и Демянском: чтобы прощупать оборону гитлеровцев, найти наиболее слабые ее участки, осуществить прорыв и повести наступление на запад.

В свою очередь, 05.04.1942 г. директивой Гитлера № 41 было определено: операции вермахта в летней кампании 1942 г. начнутся с действий в Крыму, с последующим наступлением войск Германии и ее союзников на Воронежском и Харьковском направлениях. После достижения целей вышеупомянутых операций все силы должны будут соединиться в районе Дона для наступления на Сталинград.

После освобождения Ростова-на-Дону и проведения зимой 1941 – весной 1942 г. ряда частных наступательных операций Военный совет Юго-Западного направления (Тимошенко, Хрущев, Баграмян), вдохновленный достигнутыми военными успехами, решил осуществить крупную наступательную операцию. В конце марта 1942г. в Москву был доставлен документ, озаглавленный: «Доклад по обстановке, сложившейся в середине марта на фронтах Юго-Западного направления, и о перспективах боевых действий в весенне-летний период 1942 года». Сталин своим приказом «разрешил»: «<…> считать операцию внутренним делом направления и ни в какие вопросы по ней не вмешиваться».

По-новому, скорректированному, плану операции, главный удар с юга в направлении Харькова наносили 6-я А и армейская группа (АГ) генерала Бобкина. Вспомогательный удар с севера в обход Харькова наносили 21-я, 28-я и 38-я А. Действия войск ЮЗФ обеспечивали 9-я и 57-я А Южного фронта (ЮФ), державшие оборону на Барвенковском выступе. ВВС 6-й А усилили, но остро ощущался недостаток в ударных самолетах – бомбардировщиках и штурмовиках, призванных взламывать вражескую оборону на всей ее глубине.

*   *   *

В апреле 13-й гв. БАП совершил 21 дневной самолётовылет для нанесения бомбовых ударов по расположению войск противника.

*   *   *

В период с 10.05.1942 г. 13-й гв. БАП принимает участие в Харьковской наступательной операции, которая закончилась катастрофой – удачно совершённой стремительной контроперацией ударная группировка немцев вышла в тыл войскам Юго-Западного и Южного фронтов. Войска РККА с большими потерями были вынуждены отходить за реку Оскол, пытаясь закрепиться на тыловых рубежах. Стремительное продвижение немецких войск, вынудило в срочном порядке эвакуировать авиачасти КА, базировавшиеся на аэродромах внутри зоны окружения. В связи со сложившейся обстановкой на помощь армиям, находившимся под угрозой окружения, были брошены основные авиационные силы ЮФ. Войска РККА с большими потерями были вынуждены отходить за реку Оскол, пытаясь закрепиться на тыловых рубежах. Некоторые из полков ВВС ЮФ перебазировались ближе к району боевых действий. Авиация ЮЗФ и ЮФ пыталась наносить удары по аэродромам противника. В интересах ЮЗФ были срочно задействованы значительные силы АДД, которые в течение нескольких ночей бомбили оперативные резервы противника в районах Харькова, Краматорска, Славянска, Константиновки.

К 20 мая немцам всё же удалось почти полностью закончить окружение наших войск в районе Барвенковского выступа.


Карта Харьковской операции. Май 1942 г.

В эти дни в действия изрядно поредевшей в боях авиации ЮЗФ и ЮФ вмешались и погодные условия. Количество боевых вылетов с раскисших аэродромов значительно сократилось, но несмотря на редкие боевые вылеты, без потерь в эти дни не обошлось. Тяжелым оказался этот период для авиации 6-й А, особенно досталось бомбардировщикам. Не минула эта участь и состав 13-го гв. БАП. Так безвозвратные потери полка в период мая 1942г.оказались:
- стрелок-бомбардир, гв. старший лейтенант Кузнецов Иван Семёнович – 02.05.- пропал без вести во время майской операции в районе Алексеевское;
- экипаж: командир звена, старший лейтенант Анищенко Иван Иванович (стрелок-бомбардир, начальник связи эскадрильи, гв. лейтенант Власов Василий Антонович) – 25.05. на самолёте Су-2 не вернулись из боевого вылета;
- стрелок-бомбардир, гв. лейтенант Кисляков Николай Андреевич 25.05. при выполнении боевого задания в р-не н.п. Петровское на самолёте Су-2  был сбит самолетами противника- сгорел вместе с самолетом в р-не н.п. Савинцы;
- экипаж: командир звена, гв. лейтенант Коновалов Николай Маркович (стрелок-бомбардир, гв. лейтенант Бондаренко Александр Денисович) – 30.05. не вернулись из боевого вылета. [22]

Отрицательное воздействие на деятельность авиации ЮЗФ и ЮФ оказала и начавшаяся 29 мая реорганизация всей структуры ВВС - создание из наличных авиасоединений воздушных армий и авиадивизий. Наличные авиаполки, передавались в состав формируемых дивизий, либо расформировывались. Основной задачей вновь формируемых здесь авиадивизии стало прикрытие выходившей из окружения армейской группировки ЮЗФ и частей 6-й А. [33] [35]

К 28 мая, несмотря на упорную оборону РККА на земле и в воздухе, продвижение немецких войск южнее Харькова продолжилось безостановочно.

Число и распределение вылетов, совершенных ВВС ЮЗФ (2-го формирования) в мае 1942г.:
- выдержка из табл.2 – Боевые вылеты ВВС ЮЗФ в мае 1942г. (по 13 гв. БАП) [24]



Полк



Тип


Всего
самолёто-
вылетов

Вид действий

Боевой налёт

на атаку войск противника


на разведку


часов


минут

13-й ГБАП

Су-2

166

123

43

177

46

 

- выдержка из табл.4- Распределение боевых вылетов ударных самолётов ВВС ЮЗФ (2-го формирования) в мае 1942 г. (по 13 гв. БАП) [24]


Полк


Тип

На атаку
войск
противника



На разведку

Боевой налёт

Средняя
длительность вылета


часов


минут

часов

минут

13-й ГБАП

Су-2

123

43

177

46

1

4

 

С 12.06.1942 г. 13-й гв. БАП был введён в состав формируемой 8-й ВА ЮЗФ (2-го формирования), которая создавалась в соответствии с приказом НКО № 00119 от 09.06.1942г. на базе управления и частей ВВС ЮЗФ и приказом войскам ЮЗФ № 002527 от 11.06.42г. о преобразовании к 13.06.1942 г. ВВС ЮЗФ. Командующим армией, в период 15.05.1942 — 02.07 1944 г., стал генерал-майор авиации (с марта 1943 г. - генерал-лейтенант авиации)
Т. Т. Хрюкин, НШ 8-й ВА - с 07.06.1942 г. (по 17.08.1942г) — генерал-майор авиации Я. С. Шкурин, а позже - полковник Н. Г. Селезнёв. [28]

В период с 28.06.1942 г . по 07.07.1942 г., 13-й гв. БАП принимает участие в Воронежско -Ворошиловградской операции. В результате немецкого наступления по плану «Блау» (28 июня) войска Юго-Западного фронта (2-го формирования) понесли тяжелые потери и были дезорганизованы.

Решением Ставки Верховного Главнокомандования (СВГК) с 12.07.1942 г. фронт был расформирован. Основная часть действовавших в его составе армий были переданы Южному фронту, а 21-я армия и 8-я ВА, прикрывавшая с воздуха отход войск ЮЗФ — Сталинградскому фронту (СФ).[6] В рядах 8-й ВА оказался и 13-й гв. БАП.

В июле 1942 г. в период реформирования в 13-м гв. полку случились небоевые безвозвратные потери:
- командир АЭ, гв. старший лейтенант Сергеев Николай Константинович – 18.07. погиб в авиационной катастрофе;
- лётчик, гв. сержант Яшанин Михаил Николаевич - погиб 18.07. при неумелом обращении с гранатой. [22]

Боевые действия 8-й ВА с первого дня образования СФ были нацелены на ведение воздушной разведки и уничтожение танковых и механизированных колонн противника, выдвигавшихся к занятому войсками 62-й и 64-й армий оборонительному рубежу, на прикрытие с воздуха боевых порядков частей, районов их сосредоточения, рубежей развертывания, а также переправ через Дон, по которым шло снабжение, производилась перегруппировка войск.

В первых числах августа большинство частей 8-й ВА совершили перелет на заволжские аэродромы.

Во второй половине августа 1942г. 13-й гв. БАП, сдав оставшиеся Су-2, убыл в тыл, в г. Омск, в состав ВВС Сибирского ВО - на переформирование, перевооружение и пополнение.

Здесь с 01.09.1942 г. по 01.05.1943 г. полк проходил переучивание на поставляемые по ленд-лизу американские самолеты «Бостон», в состав экипажа которых входили летчик, штурман, стрелок-радист, стрелок.


1943 год. 13-й гвардейский бомбардировочный авиаполк в составе 321 БАД.

Один из «Бостонов» 13-го гв. БАП. Фото из архива Г. Петрова http://e-libra.ru/read/362133-istoriya-aviatcii-2000-06.html

Переучившись на А-20 В(Б), 15.05.1943г. полк получил и перелетел с базового аэродрома перегоночной дивизии вблизи г. Красноярска (на базе 45 ЗАП) в Москву на 32 самолетах.
05.06.1943г. гв. подполковник И.Г. Чук прекратил командовать 13-м гв. полком - его назначили на вышестоящую должность - с 01.06.1943г. ему предписали сформировать 321-ю бомбардировочную авиадивизию, укомплектованную самолетами «Бостон» А-20. Согласно приказа высшего командования с 18.06.1943г. на него возложили обязанность командира этой, 321-й БАД, которая с мая 1943г. первоначально базировалась в Московском ВО, позже, с июня 1943г. по июль 1943г.,– она находилась в г. Серноводск, в составе ВВС Приволжского ВО. [28]
Несколько позже (1944) ВрИД командиром 13 гв. БАП был назначен майор Григорий Петрович Брюзгин.


Г.П. Брюзгин.

В состав формируемой дивизии были введены авиаполки:
- 13-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк, с 18.06.1943г.;
- 22-й гвардейский «Красноярский» ночной бомбардировочный авиационный полк, с 27.06.1943г.;
- 242-й ближний бомбардировочный авиационный полк, с 17.07.1943г.
С июля 1943г. по декабрь 1943г. 321-я БАД находилась в составе Резерва Верховного Главного Командования. Приказом главкома ВВС КА № 0221 от.19.10.1943г. перед командованием 321-й БАД была поставлена задача полностью перевооружить и переучить состав дивизии на американские самолёты «Бостон» А-20 G(Ж). Формирование и переучивание личного состава проходило на аэр. Ляды в Тамбовском аэроузле. Неожиданно поступает новая команда — самолеты перегнать в г. Ярославль, а опытным экипажам отправиться в г. Красноярск, на базовый аэродром перегоночной дивизии, за получением новых самолетов, которые поступили туда из США через Аляску и Чукотку. Полковник И. Г. Чук обязан лично организовать перелет из Красноярска ещё 100 самолетов «Бостон» А-20 Ж для 321-й дивизии, после получения которых с декабря 1943г. 321-я БАД должна перебазироваться на территорию Орловского ВО.[22]

Все эти месяцы нахождения в ВВС тыловых округов полки 321-й БАД, в том числе и 13-й гв. БАП, комплектовались личным составом, необходимой материальной частью, постоянно осваивали незнакомую авиатехнику, оттачивали и закрепляли приобретённый опыт. В полках регулярно проводилось политическая подготовка. Формировались и укреплялись партийные и комсомольские ряды.

С 25.04.1944 г. 321-я БАД в составе трёх авиаполков включена в состав 4-го БАК (по 05.08.1944г.)
2-й ВА 1-го Украинского фронта и с 13.07.1944г. стала принимать участие в Львовско-Сандомирской операции. — стратегической военной наступательной операции РККА с целью освобождения от немецкой оккупации территории Украинской ССР в границах 1941г., занятия Юго-Восточной Польши и форсирования Вислы, создав Сандомирский плацдарм.[28]. Эта операция отличалась невиданным ранее размахом использования авиации. 2-я ВА в тот период имела в своем составе восемь авиационных корпусов и три отдельные авиационные дивизии. Очередными задачами войск 1-го Украинского фронта с 19 июля являлись освобождение г.Львова и ликвидация окруженной бродской группировки противника. В этих целях были применены и основные силы 2-й ВА, соединения которой с 13 по 27 июля совершили 30500 самолетовылетов. В воздушных боях и на аэродромах наши летчики уничтожили около 350 немецких самолетов.
В первый же месяц нахождения на фронте нового состава 13-го гв. БАП появились безвозвратные небоевые потери:
- 06.07.1944г. экипаж самолёта погиб в авиакатастрофе - лётчик, гв. мл. лейтенант Крымзаев Анатолий Михайлович, штурман самолета, гв. мл. лейтенант Былинский Глеб Степанович, стрелок-радист, гв. сержант Горелов Борис Андреевич и воздушный стрелок, гв. красноармеец Пантелеев Евгений Степанович;
- 16.07.1944г. в одном из первых боевых вылетов в районе Метенюф был сбит самолет командира полка гв. майора Брюзгина Григория Петровича; погиб весь экипаж - штурман, гв. капитан Морозов Александр Георгиевич, стрелок-радист и воздушный стрелок (ФИО и звание автору пока найти не представилось возможным);
- 16.07.1944г. там же, в районе Метенюф, был сбит самолет, севший на вынужденную на вражеской территории, лётчик , ком. звена, гв. лейтенант Назаров Константин Михайлович, погиб- (ФИО и звание других членов экипажа пока найти не представилось возможным) - сведений о судьбе других членов этого экипажа у автора нет;
- 29.07.1944г. Боголюбов Анатолий Федорович гв. старшина, авиамеханик-погиб.
В боях с ненавистным врагом советские летчики проявили многочисленные примеры отваги и мужества. Родина высоко оценила их доблестный ратный труд. 10 авиационных соединений и частей 2-й ВА были преобразованы в гвардейские. Собственные наименования Львовских, Владимир-Волынских, Рава-Русских, Станиславских, Перемышльских, Сандомирских получили 38 полков, дивизий и корпусов.[37]

Приказом ВГК № 154 от 27.07.1944г. за активное участие в освобождение города Львов личному составу 321-й БАД, и в том числе личному составу 13 гв БАП, объявлена благодарность.

В числе воинских соединений, отмеченных за успешную доблестную, героическую работу при освобождении г. Львов, Почётное наименование «Львовская» было присвоено 321-й бомбардировочной авиадивизии в составе 4-го БАК 2-й ВА.

Очередная задача, поставленная перед составом 321-й БАД – это необходимость нанесения бомбового удара по войскам противника в районе Броды — Львов. Первые вылеты показали высокую эффективность бомбовых ударов ВВС КА по войскам противника. Вместе с тем, и зенитная артиллерия немцев, к сожалению, действовала весьма умело.

С 01.08.1944г. командиром 13 гв. БАП был назначен гв. подполковник Журавлёв Василий Фёдорович.


Журавлёв Василий Фёдорович

С 05.08.1944г. 321-я БАД (а в её составе и 13-й гв. БАП) в составе 8-й ВА была переведена в 4-й Украинский фронт (2-го формирования), воссозданного на основании директивы Ставки ВГК № 302005 от 30.07.1944г., в числе выделенных из рядов 1-го Украинского фронта (УкрФ) 1-й гв. А и 18-й А, и 8-й ВА. В качестве управления фронта было использовано управление бывшего 4-го УкрФ, который был расформирован на основании директивы Ставки ВГК № 302004 от 16.05.1944г. после завершения Крымской стратегической операции и освобождения Крыма. В сентябре — октябре 1944г. войска 4-го УкрФ во взаимодействии с 1-м УкрФ участвовали в Восточно-Карпатской стратегической операции. В составе 8-й ВА действовали и части 321-й БАД. Они оказывали поддержку войскам фронта в Восточно-Карпатской стратегической операции, при преодолении Карпат и освобождении Закарпатской Украины, Чехословакии, принимали участие в освобождении южных районов Польши в Моравско-Остравской наступательной операции.

В сентябре боевая работа полков 321-й БАД, по причине очень частых дней с плохими метеоусловиями в районе целей и зоне своего базирования, расположенных в горной местности, велась весьма ограничено. Потерь экипажей в сентябре месяце в составе 321-й БАД (и в составе 13 гв.) не зарегистрировано. [39] 
В конце сентября — начале октября 1944г. войска РККА с тяжёлыми боями вошли в долину реки Тисы. 13 октября были созданы несколько подвижных групп, перед которыми поставили задачу по взятию городов Мукачево и Ужгорода.
На завершающей стадии Восточно-Карпатской стратегической операции войсками 4-го УкрФ
27 октября 1944г. была освобождена от нацистов и их союзников столица Подкарпатской Руси — город Ужгород. 28 октября 1944г. войска КА изгнали гитлеровцев также из города Чоп, находившегося в 25 км от Ужгорода. Нацисты отчаянно сопротивлялись и контратаковали. Они попытались прорваться к столице Закарпатья, но это им не удалось. Окончательно оттеснены от Ужгорода гитлеровские войска были в конце ноября.

Приказом ВГК № 207 от 27.10.1944г. за овладение г. Ужгород 13-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку объявлена благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Приказом НКО, на основании Приказа ВГК № 207 от 27.10.1944г., 13-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку присвоено Почётное наименование «Ужгородский».[26]
Указом ПВС СССР 13-й гв. Ужгородский бомбардировочный авиационный полк за проявленную доблесть, проявленную личным составом в боях при освобождении Подкарпатской Руси, награждён орденом «Боевого Красного Знамени».

Войска 4-го УкрФ с утра 20.11.1944г. на участке действия 18-й А перешли в наступление. В задачу 321-й БАД была поставлена задача осуществить бомбардировку скопления живой силы и штабов в н.п. Драгньов, Вайяны, Капушаны, Чепель. 13-й гв. БАП в составе полков 321-й БАД двумя волнами (в 10:00-10:50 час и 13:25-14:47час) самолётами А-20-Ж с аэр. Станислав бомбардировал н.п. Драгньон. В результате произведённого бомбардировочного удара полками 321-й БАД, по наблюдениям экипажей, доложено о наличии в пунктах бомбардировки 20-ти созданных взрывов и 30-ти очагов пожаров – данные наблюдения подтверждены фотоснимками. В информации о результатах действия 13-го гв. БАП доложено о возникновении одного взрыва и девяти очагов пожара. Боевые действия полков 321-й БАД прикрывались истребителями Ла-5 10-го ИАК. В бомбардируемых н.п. противник оказывал противодействие ЗА от 2-х до 7-и батарей в каждом населённом пункте. Были замечены редкие группы истребителей ФВ-190, но атак они не проводили. В 13-м гв. БАП было совершено 27 самолётовылетов, с налётом 40,52 час. Боевых потерь в полку не было, но случилось 2 чрезвычайных происшествия: скапотировал при посадке самолёт лётчика лейтенанта Г.М. Батуры и после посадки зарулил в воронку и стал на нос самолёт лётчика лейтенанта В.Е. Денискова. [31]

Бомбардирование целей частями 321-й БАД способствовали прорыву сильно укреплённой обороны противника войсками 18-й А. За хорошие результаты бомбардировки командующий 4-го УкрФ всему личному составу 321-й БАД объявил благодарность (шифротелеграмма № 7942 от 21.11.1944г.)

23.11.44г. 321-я БАД составом в 54-е самолёта А-20 Ж нанесли бомбовый удар по пунктам Лички, Завадка, Михальовце с целью уничтожения живой силы, техники и штабов противника в этих пунктах. Первый вылет произвели двумя девятками от каждого полка. В этом вылете по два экипажа 13-го гв. БАП и 22-го гв. БАП задание не выполнили по причинам: экипаж 13 гв. БАП капитана К.Е. Антропова при взлёте в конце пробега прекратил разбег и выкатился за пределы ВПП; другой экипаж 13-го гв. БАП лейтенанта В.А. Сулёва разгоняясь следом за самолётом капитана Антропова стал взлетать с большим углом атаки, набрал высоту 8-10 м, потерял скорость, свалился - ударившись о землю, гружённый бомбами, загорелся, Экипаж получил ушибы и ранения. Два экипажа 22-го гв. БАП возвратились с задания из-за неисправности мат.части. Двумя вылетами авиадивизия совершила 105-ть самолётовылетов. В результате бомбового удара наблюдением экипажей и фотоснимками установлено, что в зоне целей создано 43 очага пожара и вызвано 23 взрыва. Предположительно, в н.п Личках уничтожили склад боеприпасов. Личный состав 13-го гв. БАП в этот день на 18-ти самолётах А-20 Ж совершил 33-и самолётовылета. В результате боевых действий 13-го гв. БАП создано 2 взрыва и 16 очагов пожара. Налёт экипажей полка составил 68,58 час. Боевые действия 321-й БАД прикрывались истребителями Ла-5 10 ИАК. Аэродром базирования частей 321-й БАД – Станислав.
В пунктах, подверженных бомбардировке экипажами 321-й БАД, противодействовали налёту бомбардировщиков по 2 батареи ЗА противника. Бомбардировочные действия 321-й БАД содействовали быстрому продвижению сухопутных войск 1-й гв. А 4 УкрФ.
«<…> За успешное выполнение задачи приказом НКО т. Сталина после взятия Михальовце всему личному составу 321 БАД объявлена благодарность. А через три дня, <…> Приказом ВГК № 211 от 26.11.1944г. за овладение городами Михальовце и Гуменне личному составу 13-го гв. БАП объявлена благодарность. <…>» [31]

12.12.44г. войска 4-го УкрФ на участке действия 1-й гв. А и 8-й А н.п. Чемерне - Самов перешли в наступление. В задачу 321-й БАД было поставлено требование нанести бомбовый удар 63-я самолётами А-20 Ж по пунктам Борда, Свиница, Бидовце с целью уничтожения живой силы, техники и штабов противника, расположенных в этих н.п., в подходах и переправу через р. Торыса (западнее Виш, Ниш, Олчвар) с целью недопущения подхода резервов. 321-я БАД задачу выполняла тремя полками в два вылета. Летали 61 самолёт, произведено 60 самолётовылетов. В результате бомбового удара авиадивизии наблюдением экипажей и фотоснимками установлено: Свиница – 18 очагов пожара, уничтожено 8 автомашин, разрушен мост через реку; Ниж. Каменица – 17 очагов пожара, уничтожено 9 автомашин, разрушен мост через реку; Бидовце – вызван один взрыв. В составе 13-го БАП вылетало 20 самолётов, налёт составил 40,48 час. ЗА немцев оказывало артпротиводействие из пунктов: Кошице – до 8 батарей, БИСТЕ – до 8 батарей, Свинице – до 2 батарей, Чемерне – до 2 батарей. Боевые действия 321-й БАД прикрывались истребителями Ла-5 10 ИАК баражированием в районе целей.
Аэродром базирования частей 321-й БАД – Станислав.
Потерь экипажей не зарегистрировано.

Бомбардировочные действия экипажей полков 321-й БАД за 12.12.44г. позволили нашим наземным войскам прорвать оборону противника.
Из-за плохих метеоусловий полки 321-й БАД боевых вылетов в эти дни не производили. Полки вынуждены были сидеть на аэродроме базирования Станислав в готовности № 2 и заниматься текущими работами с материальной техникой, проработкой приказов НКО, Армии, изучением НИАС-43, приведением в порядок обмундирования и мытьём в бане.
Войска 4-го УкрФ на участке действия 1-й и 18-й А продолжали расширять прорыв зоны обороны противника, начатый 12.12.44 г.

20.12.44 г. 321-й БАД была поставлена задача эшелонированными бомбовыми ударами нанести урон противнику по ж.д. станции Кисак и ж.д. мосту, что сев.-вост. п. Кисак. Поставленную задачу авиадивизия стала выполнять составом 3-х авиаполков. Летало 60 самолётов, произведено 69 самолётовылетов, из них: по ж.д мосту – 25 самолётовылетов (с.в); по ж.д. станции – 38, по живой силе и технике противника в п. Бидовце – 5 с.в; на разведку погоды – 1 с.в. Причём, 13-й гв. БАП силами 21 самолёта совершил 31 с.в.. которые распределились по следующим целям: по ж.д. объектам – 30 с.в., на разведку – 1 с.в. По результатам боевых вылетов 13-го БАП доложено:
вызвано очагов пожаров – 5, создано взрывов -1, разрушено мостов – 1, налёт экипажей полка составил 64,29 час.
При взлёте самолёт ведущего капитана И.Н.БЕЛОБРОВА потерпел аварию – экипаж невредим.
В результате действий экипажей 321-й БАД наблюдением и фотоснимками установлено:
на ж.д станции Кисак – до 40 разрывов бомб на ж.д. полотне и станционных сооружениях, возникло 5 очагов пожара среди находившихся на станции 6 ж.д. эшелонов и создан большой взрыв (предположительно склад с боеприпасами); в пункте Обишовце возникло два очага пожаров, повреждён мост через реку Гернад; Бидовце – два взрыва большой силы. При уходе от цели в районе Кисак группа А-20 Ж была атакована истребителями Ме-109. Один самолёт 321-й БАД получил повреждения гидросистемы, правой плоскости и хвостового оперения.
Случаев гибели среди лётных экипажей в полках 321-й БАД не зарегистрировано.

Борис Дайтер

43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 4

 

Категория: Статьи | Добавил: Саша (08.07.2024)
Просмотров: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024