43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 1
43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 2
1942 год. Юго-Западный фронт (2-го формирования). 13-й гвардейский бомбардировочный авиаполк.
«<…> 02.03.42 г. шесть Су-2 под прикрытием ЛаГГ-3 бомбардировали и обстреляли скопление пехоты и 10 автомашин противника на зап. окраине п. МИРОНОВКА. Уничтожено: 2-3 автомашины, до 20 солдат и разрушено до 10 домов. Там же сброшено 30 000 листовок. <…> Экипаж пилота, сержанта Е.К. Кузнецова (летнаба, мл. лейтенанта И.И. Елистратова) задание не выполняли - сели вынуждено на аэр. БРИГАДИРОВКА (из-за «обрезания» мотора) <…>. Позже, 02.03.42 группа из 4-х Су-2 под прикрытием ЛаГГ-3 бомбардировала ж.д. ст. ЖЕМЧУЖНОЕ, где якобы находился бронепоезд, фактически там находилось 4 вагона. Бомбы легли по путям. Там же сброшено 20 000 листовок. <…>» [3]
«<…>05.03.42 г. группой из 5-ти Су-2 под прикрытием Як-1 и ЛаГГ-3 бомбардировали и обстреляли скопление пехоты до роты и до 15 автомашин в н.п. ТАРАСОВКА. Бомбы легли по скоплению пехоты и домам. <…> Уничтожено и выведено из строя 5-7 автомашин, до 30 солдат и разрушено 5 домов. Над целью обстреляны ЗА. Экипаж ком. звена, лейтенанта С.В. Кривцова (стрелок-бомбардир, старшина А.И. Сергеев) был подбит и взорвался в воздухе. <…> Во второй половине дня <…> группой из пяти Су-2 под прикрытием Як-1 и ЛаГГ-3 бомбардировали артиллерию противника на зап. окраине н.п. МИРОНОВКА. Бомбы легли по цели. Батареи прикрывались ЗА. Три экипажа Су-2 с задания не вернулись: самолёт с экипажем: пилот, лейтенант Г.Н. Поярков (стрелок-бомбардир, ст. сержант Н.Т. Евдокимов) - взорвался над целью; самолёт с экипажем пилота, лейтенанта Н.Г. Негина (стрелок-бомбардир, сержант Синицын) сел на вынужденную в р-не н.п. ВЕЙДЕЛЕВКА; Су-2 с экипажем ком. звена, капитана И.А. Уварова (летнаба, ст. лейтенанта Д.Е. Пенский ) сели вынуждено в р-не ПЕТРОВСКОЕ, Д.Е. Пенский ранен в руку; экипаж пилота В.А. Сулёва (стрелок-бомбардир, ст. сержант А.И. Морозов) задание не выполняли – вернулись из-за «обрезания» мотора <…>» [3]
С 07.03.1942 г. по 11.06.1942 года 13-й гв. БАП был переподчинён в состав ВВС 6-й А Юго-Западного Фронта (ЮЗФ) (2-го формирования).[28]
« <…> 13.03.42 г. в 09:10 звено (три Су-2) должны были бомбардировать войска противника в н.п. МЕЛОВАЯ. 2 экипажа вернулись из-за плохой погоды. Экипаж, пилота Е.К. Кузнецова – летнаба Волохова вернулись из-за тряски мотора <…>».[3]
Из-за неблагоприятной погоды полк посадили на готовность № 2. С лётными составами проводились занятия по изучению Уставов КА, проработке приказов НКО, Армии. Техсоставы работали на матчасти.
« <…>20.03.42 г. в 10:45 час вылетело пять Су-2 в сопровождении трёх ЛаГГ-3. Бомбардировали до 10 автомашин противника в н.п. ВЕРХ. БИШКИН. Бомбы легли по автомашинам и центру пункта. Уничтожено: 2-3 автомашины и разрушено до 6 домов, сброшено в том же районе 15 000 листовок. Проведена разведка района ЗМИЕВ-МЕРЕФ-ТАРАСОВКА-АНДРЕЕВКА. Экипаж: пилот, мл. лейтенант И.Н. Белобров -летнаб, ст. лейтенант М.А. Белезяк, задание не выполняли – вернулись на аэродром (не убирались шасси). <…> В 14:55 час. 20.03.42г. пять Су-2 в сопровождении семи ЛаГГ-3 взлетели опять для бомбардировки противника в н.п ВЕРХ. БИШКИН. Бомбы легли по центру и южной окраине пункта. Экипажи наблюдали прямые попадания в дома - разрушено до 5 домов. Экипаж: пилот, мл. лейтенант И.Н. Белобров-летнаб, ст. лейтенант М.А. Белезяк, задание не выполняли - вернулись на свой аэродром (не убирались шасси). <…>». [3]
« <…>28.03.42 г. в 10:17 час вылетело три Су-2 под прикрытием трёх ЛаГГ-3. Бомбардировали н.п. БАЙРАК. Бомбы легли по пункту, там же сброшено 15 000 листовок.
Пять Су-2 в сопровождении двух ЛаГГ-3, ведущий комэск, капитан Дворников (штурман, ст. лейтенант И.С. Кузнецов) «потеряли» ориентировку в районе цели. Бомбы сбросили по н.п. ЖЕРАВЛЁВКА (33 км сев.-зап. БАЙРАК), там же сброшено 15 000 листовок. Экипаж: лётчик, лейтенант Н.Г. Негин-летнаб, мл. лейтенант М.А. Шилов, - задание не выполняли из-за перегрева и плохой тяги мотора. <…>. В 14:02 час. четыре Су-2 в сопровождении четырёх ЛаГГ-3 бомбардировали войска противника в п. БАЙРАК. Экипаж: пилот, ст. сержант Е.К. Кузнецов-летнаб, лейтенант С.А. Волохов вернулись (упало давление масла). <…> В 17:58 час. пять Су-2 в сопровождении пяти ЛаГГ-3 бомбардировали противника в п. БАЙРАК. Над целью наши истребители вступили в бой с четырмя Ме-109, к месту боя подходили Хе-113. Потерь нет <…>.» [3]
Согласно отчётов, представленных в «Журнале боевых действий 43 ббап за период с 06 февраля 1942 г. по 31 марта 1942 г.», в марте 1942г. личный состав 13-го гв. БАП совершил:
сего самолётовылетов на
|
Причины невыполнения задания:
|
Потери полка
|
бомбардировка-
штурмовка, план,
самолётвылет
(с.в.)
|
на разведку
|
технич.
причины,
(с.в.)
|
метеоусловия
|
отсутствие
истребител.
сопровожд.,
(с.в.)
|
погибли
|
Вынужд.
посадка,
самолёт
|
план
(с.в.)
|
не
выполнено,
с.в.
|
Всего,
(с.в.)
|
разведка,
(с.в.)
|
экипаж
|
чел.
|
157
|
16
|
10
|
12
|
10
|
5
|
11
|
2
|
4
|
4
|
За март месяц экипажи 13-го гв. БАП уничтожили:
ущерб, нанесенный действиями 43/13 гв. БАП врагу в марте 1942г.
(согласно информации в журнале полка)
|
сброшено
листовок,
шт.
|
артбатареи
|
железно-дорожные
узлы
|
автомашины,
ед.
|
дома,
шт.
|
подводы и
лошадей,
ед.
|
солдаты врага,
чел.
|
2
|
2
|
40
|
125
|
15
|
340
|
221 000
|
В течение месяца произошло четыре вынужденных посадки экипажей полка. Погибли четыре экипажа во время выполнения боевого задания и один в нашем тылу из-за аварии.
1942 год. Юго-Западный фронт (2-го формирования). 13-й гвардейский бомбардировочный авиаполк.
Весной 1942 г. И. Сталин предложил провести наступательные операции по широкому фронту – в Крыму, под Харьковом, Курском, Смоленском, Ленинградом и Демянском: чтобы прощупать оборону гитлеровцев, найти наиболее слабые ее участки, осуществить прорыв и повести наступление на запад.
В свою очередь, 05.04.1942 г. директивой Гитлера № 41 было определено: операции вермахта в летней кампании 1942 г. начнутся с действий в Крыму, с последующим наступлением войск Германии и ее союзников на Воронежском и Харьковском направлениях. После достижения целей вышеупомянутых операций все силы должны будут соединиться в районе Дона для наступления на Сталинград.
После освобождения Ростова-на-Дону и проведения зимой 1941 – весной 1942 г. ряда частных наступательных операций Военный совет Юго-Западного направления (Тимошенко, Хрущев, Баграмян), вдохновленный достигнутыми военными успехами, решил осуществить крупную наступательную операцию. В конце марта 1942г. в Москву был доставлен документ, озаглавленный: «Доклад по обстановке, сложившейся в середине марта на фронтах Юго-Западного направления, и о перспективах боевых действий в весенне-летний период 1942 года». Сталин своим приказом «разрешил»: «<…> считать операцию внутренним делом направления и ни в какие вопросы по ней не вмешиваться».
По-новому, скорректированному, плану операции, главный удар с юга в направлении Харькова наносили 6-я А и армейская группа (АГ) генерала Бобкина. Вспомогательный удар с севера в обход Харькова наносили 21-я, 28-я и 38-я А. Действия войск ЮЗФ обеспечивали 9-я и 57-я А Южного фронта (ЮФ), державшие оборону на Барвенковском выступе. ВВС 6-й А усилили, но остро ощущался недостаток в ударных самолетах – бомбардировщиках и штурмовиках, призванных взламывать вражескую оборону на всей ее глубине.
* * *
В апреле 13-й гв. БАП совершил 21 дневной самолётовылет для нанесения бомбовых ударов по расположению войск противника.
* * *
В период с 10.05.1942 г. 13-й гв. БАП принимает участие в Харьковской наступательной операции, которая закончилась катастрофой – удачно совершённой стремительной контроперацией ударная группировка немцев вышла в тыл войскам Юго-Западного и Южного фронтов. Войска РККА с большими потерями были вынуждены отходить за реку Оскол, пытаясь закрепиться на тыловых рубежах. Стремительное продвижение немецких войск, вынудило в срочном порядке эвакуировать авиачасти КА, базировавшиеся на аэродромах внутри зоны окружения. В связи со сложившейся обстановкой на помощь армиям, находившимся под угрозой окружения, были брошены основные авиационные силы ЮФ. Войска РККА с большими потерями были вынуждены отходить за реку Оскол, пытаясь закрепиться на тыловых рубежах. Некоторые из полков ВВС ЮФ перебазировались ближе к району боевых действий. Авиация ЮЗФ и ЮФ пыталась наносить удары по аэродромам противника. В интересах ЮЗФ были срочно задействованы значительные силы АДД, которые в течение нескольких ночей бомбили оперативные резервы противника в районах Харькова, Краматорска, Славянска, Константиновки.
К 20 мая немцам всё же удалось почти полностью закончить окружение наших войск в районе Барвенковского выступа.
Карта Харьковской операции. Май 1942 г.
В эти дни в действия изрядно поредевшей в боях авиации ЮЗФ и ЮФ вмешались и погодные условия. Количество боевых вылетов с раскисших аэродромов значительно сократилось, но несмотря на редкие боевые вылеты, без потерь в эти дни не обошлось. Тяжелым оказался этот период для авиации 6-й А, особенно досталось бомбардировщикам. Не минула эта участь и состав 13-го гв. БАП. Так безвозвратные потери полка в период мая 1942г.оказались:
- стрелок-бомбардир, гв. старший лейтенант Кузнецов Иван Семёнович – 02.05.- пропал без вести во время майской операции в районе Алексеевское;
- экипаж: командир звена, старший лейтенант Анищенко Иван Иванович (стрелок-бомбардир, начальник связи эскадрильи, гв. лейтенант Власов Василий Антонович) – 25.05. на самолёте Су-2 не вернулись из боевого вылета;
- стрелок-бомбардир, гв. лейтенант Кисляков Николай Андреевич 25.05. при выполнении боевого задания в р-не н.п. Петровское на самолёте Су-2 был сбит самолетами противника- сгорел вместе с самолетом в р-не н.п. Савинцы;
- экипаж: командир звена, гв. лейтенант Коновалов Николай Маркович (стрелок-бомбардир, гв. лейтенант Бондаренко Александр Денисович) – 30.05. не вернулись из боевого вылета. [22]
Отрицательное воздействие на деятельность авиации ЮЗФ и ЮФ оказала и начавшаяся 29 мая реорганизация всей структуры ВВС - создание из наличных авиасоединений воздушных армий и авиадивизий. Наличные авиаполки, передавались в состав формируемых дивизий, либо расформировывались. Основной задачей вновь формируемых здесь авиадивизии стало прикрытие выходившей из окружения армейской группировки ЮЗФ и частей 6-й А. [33] [35]
К 28 мая, несмотря на упорную оборону РККА на земле и в воздухе, продвижение немецких войск южнее Харькова продолжилось безостановочно.
Число и распределение вылетов, совершенных ВВС ЮЗФ (2-го формирования) в мае 1942г.:
- выдержка из табл.2 – Боевые вылеты ВВС ЮЗФ в мае 1942г. (по 13 гв. БАП) [24]
Полк
|
Тип
|
Всего
самолёто-
вылетов
|
Вид действий
|
Боевой налёт
|
на атаку войск противника
|
на разведку
|
часов
|
минут
|
13-й ГБАП
|
Су-2
|
166
|
123
|
43
|
177
|
46
|
- выдержка из табл.4- Распределение боевых вылетов ударных самолётов ВВС ЮЗФ (2-го формирования) в мае 1942 г. (по 13 гв. БАП) [24]
Полк
|
Тип
|
На атаку
войск
противника
|
На разведку
|
Боевой налёт
|
Средняя
длительность вылета
|
часов
|
минут
|
часов
|
минут
|
13-й ГБАП
|
Су-2
|
123
|
43
|
177
|
46
|
1
|
4
|
С 12.06.1942 г. 13-й гв. БАП был введён в состав формируемой 8-й ВА ЮЗФ (2-го формирования), которая создавалась в соответствии с приказом НКО № 00119 от 09.06.1942г. на базе управления и частей ВВС ЮЗФ и приказом войскам ЮЗФ № 002527 от 11.06.42г. о преобразовании к 13.06.1942 г. ВВС ЮЗФ. Командующим армией, в период 15.05.1942 — 02.07 1944 г., стал генерал-майор авиации (с марта 1943 г. - генерал-лейтенант авиации)
Т. Т. Хрюкин, НШ 8-й ВА - с 07.06.1942 г. (по 17.08.1942г) — генерал-майор авиации Я. С. Шкурин, а позже - полковник Н. Г. Селезнёв. [28]
В период с 28.06.1942 г . по 07.07.1942 г., 13-й гв. БАП принимает участие в Воронежско -Ворошиловградской операции. В результате немецкого наступления по плану «Блау» (28 июня) войска Юго-Западного фронта (2-го формирования) понесли тяжелые потери и были дезорганизованы.
Решением Ставки Верховного Главнокомандования (СВГК) с 12.07.1942 г. фронт был расформирован. Основная часть действовавших в его составе армий были переданы Южному фронту, а 21-я армия и 8-я ВА, прикрывавшая с воздуха отход войск ЮЗФ — Сталинградскому фронту (СФ).[6] В рядах 8-й ВА оказался и 13-й гв. БАП.
В июле 1942 г. в период реформирования в 13-м гв. полку случились небоевые безвозвратные потери:
- командир АЭ, гв. старший лейтенант Сергеев Николай Константинович – 18.07. погиб в авиационной катастрофе;
- лётчик, гв. сержант Яшанин Михаил Николаевич - погиб 18.07. при неумелом обращении с гранатой. [22]
Боевые действия 8-й ВА с первого дня образования СФ были нацелены на ведение воздушной разведки и уничтожение танковых и механизированных колонн противника, выдвигавшихся к занятому войсками 62-й и 64-й армий оборонительному рубежу, на прикрытие с воздуха боевых порядков частей, районов их сосредоточения, рубежей развертывания, а также переправ через Дон, по которым шло снабжение, производилась перегруппировка войск.
В первых числах августа большинство частей 8-й ВА совершили перелет на заволжские аэродромы.
Во второй половине августа 1942г. 13-й гв. БАП, сдав оставшиеся Су-2, убыл в тыл, в г. Омск, в состав ВВС Сибирского ВО - на переформирование, перевооружение и пополнение.
Здесь с 01.09.1942 г. по 01.05.1943 г. полк проходил переучивание на поставляемые по ленд-лизу американские самолеты «Бостон», в состав экипажа которых входили летчик, штурман, стрелок-радист, стрелок.
1943 год. 13-й гвардейский бомбардировочный авиаполк в составе 321 БАД.
Один из «Бостонов» 13-го гв. БАП. Фото из архива Г. Петрова http://e-libra.ru/read/362133-istoriya-aviatcii-2000-06.html
Переучившись на A-20B, 15.05.1943г. полк получил и перелетел с базового аэродрома перегоночной дивизии вблизи г. Красноярска (на базе 45 ЗАП) в Москву на 32 самолетах.
05.06.1943г. гв. подполковник И.Г. Чук прекратил командовать 13-м гв. полком - его назначили на вышестоящую должность - с 01.06.1943г. ему предписали сформировать 321-ю бомбардировочную авиадивизию, укомплектованную самолетами «Бостон» A-20. Согласно приказа высшего командования с 18.06.1943г. на него возложили обязанность командира этой, 321-й БАД, которая с мая 1943г. первоначально базировалась в Московском ВО, позже, с июня 1943г. по июль 1943г.,– она находилась в г. Серноводск, в составе ВВС Приволжского ВО. [28]
Несколько позже (1944) ВрИД командиром 13 гв. БАП был назначен майор Григорий Петрович Брюзгин.
Г.П. Брюзгин.
В состав формируемой дивизии были введены авиаполки:
- 13-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк, с 18.06.1943г.;
- 22-й гвардейский «Красноярский» ночной бомбардировочный авиационный полк, с 27.06.1943г.;
- 242-й ближний бомбардировочный авиационный полк, с 17.07.1943г.
С июля 1943г. по декабрь 1943г. 321-я БАД находилась в составе Резерва Верховного Главного Командования. Приказом главкома ВВС КА № 0221 от.19.10.1943г. перед командованием 321-й БАД была поставлена задача полностью перевооружить и переучить состав дивизии на американские самолёты «Бостон» A-20G. Формирование и переучивание личного состава проходило на аэр. Ляды в Тамбовском аэроузле. Неожиданно поступает новая команда — самолеты перегнать в г. Ярославль, а опытным экипажам отправиться в г. Красноярск, на базовый аэродром перегоночной дивизии, за получением новых самолетов, которые поступили туда из США через Аляску и Чукотку. Полковник И. Г. Чук обязан лично организовать перелет из Красноярска ещё 100 самолетов «Бостон» A-20G для 321-й дивизии, после получения которых с декабря 1943г. 321-я БАД должна перебазироваться на территорию Орловского ВО.[22]
Все эти месяцы нахождения в ВВС тыловых округов полки 321-й БАД, в том числе и 13-й гв. БАП, комплектовались личным составом, необходимой материальной частью, постоянно осваивали незнакомую авиатехнику, оттачивали и закрепляли приобретённый опыт. В полках регулярно проводилось политическая подготовка. Формировались и укреплялись партийные и комсомольские ряды.
С 25.04.1944 г. 321-я БАД в составе трёх авиаполков включена в состав 4-го БАК (по 05.08.1944г.)
2-й ВА 1-го Украинского фронта и с 13.07.1944г. стала принимать участие в Львовско-Сандомирской операции. — стратегической военной наступательной операции РККА с целью освобождения от немецкой оккупации территории Украинской ССР в границах 1941г., занятия Юго-Восточной Польши и форсирования Вислы, создав Сандомирский плацдарм.[28]. Эта операция отличалась невиданным ранее размахом использования авиации. 2-я ВА в тот период имела в своем составе восемь авиационных корпусов и три отдельные авиационные дивизии. Очередными задачами войск 1-го Украинского фронта с 19 июля являлись освобождение г.Львова и ликвидация окруженной бродской группировки противника. В этих целях были применены и основные силы 2-й ВА, соединения которой с 13 по 27 июля совершили 30500 самолетовылетов. В воздушных боях и на аэродромах наши летчики уничтожили около 350 немецких самолетов.
В первый же месяц нахождения на фронте нового состава 13-го гв. БАП появились безвозвратные небоевые потери:
- 06.07.1944г. экипаж самолёта погиб в авиакатастрофе - лётчик, гв. мл. лейтенант Крымзаев Анатолий Михайлович, штурман самолета, гв. мл. лейтенант Былинский Глеб Степанович, стрелок-радист, гв. сержант Горелов Борис Андреевич и воздушный стрелок, гв. красноармеец Пантелеев Евгений Степанович;
- 16.07.1944г. в одном из первых боевых вылетов в районе Метенюф был сбит самолет командира полка гв. майора Брюзгина Григория Петровича; погиб весь экипаж - штурман, гв. капитан Морозов Александр Георгиевич, стрелок-радист и воздушный стрелок (ФИО и звание автору пока найти не представилось возможным);
- 16.07.1944г. там же, в районе Метенюф, был сбит самолет, севший на вынужденную на вражеской территории, лётчик , ком. звена, гв. лейтенант Назаров Константин Михайлович, погиб- (ФИО и звание других членов экипажа пока найти не представилось возможным) - сведений о судьбе других членов этого экипажа у автора нет;
- 29.07.1944г. Боголюбов Анатолий Федорович гв. старшина, авиамеханик-погиб.
В боях с ненавистным врагом советские летчики проявили многочисленные примеры отваги и мужества. Родина высоко оценила их доблестный ратный труд. 10 авиационных соединений и частей 2-й ВА были преобразованы в гвардейские. Собственные наименования Львовских, Владимир-Волынских, Рава-Русских, Станиславских, Перемышльских, Сандомирских получили 38 полков, дивизий и корпусов.[37]
Приказом ВГК № 154 от 27.07.1944г. за активное участие в освобождение города Львов личному составу 321-й БАД, и в том числе личному составу 13 гв БАП, объявлена благодарность.
В числе воинских соединений, отмеченных за успешную доблестную, героическую работу при освобождении г. Львов, Почётное наименование «Львовская» было присвоено 321-й бомбардировочной авиадивизии в составе 4-го БАК 2-й ВА.
Очередная задача, поставленная перед составом 321-й БАД – это необходимость нанесения бомбового удара по войскам противника в районе Броды — Львов. Первые вылеты показали высокую эффективность бомбовых ударов ВВС КА по войскам противника. Вместе с тем, и зенитная артиллерия немцев, к сожалению, действовала весьма умело.
С 01.08.1944г. командиром 13 гв. БАП был назначен гв. подполковник Журавлёв Василий Фёдорович.
Журавлёв Василий Фёдорович
С 05.08.1944г. 321-я БАД (а в её составе и 13-й гв. БАП) в составе 8-й ВА была переведена в 4-й Украинский фронт (2-го формирования), воссозданного на основании директивы Ставки ВГК № 302005 от 30.07.1944г., в числе выделенных из рядов 1-го Украинского фронта (УкрФ) 1-й гв. А и 18-й А, и 8-й ВА. В качестве управления фронта было использовано управление бывшего 4-го УкрФ, который был расформирован на основании директивы Ставки ВГК № 302004 от 16.05.1944г. после завершения Крымской стратегической операции и освобождения Крыма. В сентябре — октябре 1944г. войска 4-го УкрФ во взаимодействии с 1-м УкрФ участвовали в Восточно-Карпатской стратегической операции. В составе 8-й ВА действовали и части 321-й БАД. Они оказывали поддержку войскам фронта в Восточно-Карпатской стратегической операции, при преодолении Карпат и освобождении Закарпатской Украины, Чехословакии, принимали участие в освобождении южных районов Польши в Моравско-Остравской наступательной операции.
В сентябре боевая работа полков 321-й БАД, по причине очень частых дней с плохими метеоусловиями в районе целей и зоне своего базирования, расположенных в горной местности, велась весьма ограничено. Потерь экипажей в сентябре месяце в составе 321-й БАД (и в составе 13 гв.) не зарегистрировано. [39]
В конце сентября — начале октября 1944г. войска РККА с тяжёлыми боями вошли в долину реки Тисы. 13 октября были созданы несколько подвижных групп, перед которыми поставили задачу по взятию городов Мукачево и Ужгорода.
На завершающей стадии Восточно-Карпатской стратегической операции войсками 4-го УкрФ
27 октября 1944г. была освобождена от нацистов и их союзников столица Подкарпатской Руси — город Ужгород. 28 октября 1944г. войска КА изгнали гитлеровцев также из города Чоп, находившегося в 25 км от Ужгорода. Нацисты отчаянно сопротивлялись и контратаковали. Они попытались прорваться к столице Закарпатья, но это им не удалось. Окончательно оттеснены от Ужгорода гитлеровские войска были в конце ноября.
Приказом ВГК № 207 от 27.10.1944г. за овладение г. Ужгород 13-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку объявлена благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.
Приказом НКО, на основании Приказа ВГК № 207 от 27.10.1944г., 13-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку присвоено Почётное наименование «Ужгородский».[26]
Указом ПВС СССР 13-й гв. Ужгородский бомбардировочный авиационный полк за проявленную доблесть, проявленную личным составом в боях при освобождении Подкарпатской Руси, награждён орденом «Боевого Красного Знамени».
Войска 4-го УкрФ с утра 20.11.1944г. на участке действия 18-й А перешли в наступление. В задачу 321-й БАД была поставлена задача осуществить бомбардировку скопления живой силы и штабов в н.п. Драгньов, Вайяны, Капушаны, Чепель. 13-й гв. БАП в составе полков 321-й БАД двумя волнами (в 10:00-10:50 час и 13:25-14:47час) самолётами A-20G с аэр. Станислав бомбардировал н.п. Драгньон. В результате произведённого бомбардировочного удара полками 321-й БАД, по наблюдениям экипажей, доложено о наличии в пунктах бомбардировки 20-ти созданных взрывов и 30-ти очагов пожаров – данные наблюдения подтверждены фотоснимками. В информации о результатах действия 13-го гв. БАП доложено о возникновении одного взрыва и девяти очагов пожара. Боевые действия полков 321-й БАД прикрывались истребителями Ла-5 10-го ИАК. В бомбардируемых н.п. противник оказывал противодействие ЗА от 2-х до 7-и батарей в каждом населённом пункте. Были замечены редкие группы истребителей ФВ-190, но атак они не проводили. В 13-м гв. БАП было совершено 27 самолётовылетов, с налётом 40,52 час. Боевых потерь в полку не было, но случилось 2 чрезвычайных происшествия: скапотировал при посадке самолёт лётчика лейтенанта Г.М. Батуры и после посадки зарулил в воронку и стал на нос самолёт лётчика лейтенанта В.Е. Денискова. [31]
Бомбардирование целей частями 321-й БАД способствовали прорыву сильно укреплённой обороны противника войсками 18-й А. За хорошие результаты бомбардировки командующий 4-го УкрФ всему личному составу 321-й БАД объявил благодарность (шифротелеграмма № 7942 от 21.11.1944г.)
23.11.44г. 321-я БАД составом в 54-е самолёта A-20G нанесли бомбовый удар по пунктам Лички, Завадка, Михальовце с целью уничтожения живой силы, техники и штабов противника в этих пунктах. Первый вылет произвели двумя девятками от каждого полка. В этом вылете по два экипажа 13-го гв. БАП и 22-го гв. БАП задание не выполнили по причинам: экипаж 13 гв. БАП капитана К.Е. Антропова при взлёте в конце пробега прекратил разбег и выкатился за пределы ВПП; другой экипаж 13-го гв. БАП лейтенанта В.А. Сулёва разгоняясь следом за самолётом капитана Антропова стал взлетать с большим углом атаки, набрал высоту 8-10 м, потерял скорость, свалился - ударившись о землю, гружённый бомбами, загорелся, Экипаж получил ушибы и ранения. Два экипажа 22-го гв. БАП возвратились с задания из-за неисправности мат.части. Двумя вылетами авиадивизия совершила 105-ть самолётовылетов. В результате бомбового удара наблюдением экипажей и фотоснимками установлено, что в зоне целей создано 43 очага пожара и вызвано 23 взрыва. Предположительно, в н.п Личках уничтожили склад боеприпасов. Личный состав 13-го гв. БАП в этот день на 18-ти самолётах A-20G совершил 33-и самолётовылета. В результате боевых действий 13-го гв. БАП создано 2 взрыва и 16 очагов пожара. Налёт экипажей полка составил 68,58 час. Боевые действия 321-й БАД прикрывались истребителями Ла-5 10 ИАК. Аэродром базирования частей 321-й БАД – Станислав.
В пунктах, подверженных бомбардировке экипажами 321-й БАД, противодействовали налёту бомбардировщиков по 2 батареи ЗА противника. Бомбардировочные действия 321-й БАД содействовали быстрому продвижению сухопутных войск 1-й гв. А 4 УкрФ.
«<…> За успешное выполнение задачи приказом НКО т. Сталина после взятия Михальовце всему личному составу 321 БАД объявлена благодарность. А через три дня, <…> Приказом ВГК № 211 от 26.11.1944г. за овладение городами Михальовце и Гуменне личному составу 13-го гв. БАП объявлена благодарность. <…>» [31]
12.12.44г. войска 4-го УкрФ на участке действия 1-й гв. А и 8-й А н.п. Чемерне - Самов перешли в наступление. В задачу 321-й БАД было поставлено требование нанести бомбовый удар 63-я самолётами A-20G по пунктам Борда, Свиница, Бидовце с целью уничтожения живой силы, техники и штабов противника, расположенных в этих н.п., в подходах и переправу через р. Торыса (западнее Виш, Ниш, Олчвар) с целью недопущения подхода резервов. 321-я БАД задачу выполняла тремя полками в два вылета. Летали 61 самолёт, произведено 60 самолётовылетов. В результате бомбового удара авиадивизии наблюдением экипажей и фотоснимками установлено: Свиница – 18 очагов пожара, уничтожено 8 автомашин, разрушен мост через реку; Ниж. Каменица – 17 очагов пожара, уничтожено 9 автомашин, разрушен мост через реку; Бидовце – вызван один взрыв. В составе 13-го БАП вылетало 20 самолётов, налёт составил 40,48 час. ЗА немцев оказывало артпротиводействие из пунктов: Кошице – до 8 батарей, БИСТЕ – до 8 батарей, Свинице – до 2 батарей, Чемерне – до 2 батарей. Боевые действия 321-й БАД прикрывались истребителями Ла-5 10 ИАК баражированием в районе целей.
Аэродром базирования частей 321-й БАД – Станислав.
Потерь экипажей не зарегистрировано.
Бомбардировочные действия экипажей полков 321-й БАД за 12.12.44г. позволили нашим наземным войскам прорвать оборону противника.
Из-за плохих метеоусловий полки 321-й БАД боевых вылетов в эти дни не производили. Полки вынуждены были сидеть на аэродроме базирования Станислав в готовности № 2 и заниматься текущими работами с материальной техникой, проработкой приказов НКО, Армии, изучением НИАС-43, приведением в порядок обмундирования и мытьём в бане.
Войска 4-го УкрФ на участке действия 1-й и 18-й А продолжали расширять прорыв зоны обороны противника, начатый 12.12.44 г.
20.12.44 г. 321-й БАД была поставлена задача эшелонированными бомбовыми ударами нанести урон противнику по ж.д. станции Кисак и ж.д. мосту, что сев.-вост. п. Кисак. Поставленную задачу авиадивизия стала выполнять составом 3-х авиаполков. Летало 60 самолётов, произведено 69 самолётовылетов, из них: по ж.д мосту – 25 самолётовылетов (с.в); по ж.д. станции – 38, по живой силе и технике противника в п. Бидовце – 5 с.в; на разведку погоды – 1 с.в. Причём, 13-й гв. БАП силами 21 самолёта совершил 31 с.в.. которые распределились по следующим целям: по ж.д. объектам – 30 с.в., на разведку – 1 с.в. По результатам боевых вылетов 13-го БАП доложено:
вызвано очагов пожаров – 5, создано взрывов -1, разрушено мостов – 1, налёт экипажей полка составил 64,29 час.
При взлёте самолёт ведущего капитана И.Н.БЕЛОБРОВА потерпел аварию – экипаж невредим.
В результате действий экипажей 321-й БАД наблюдением и фотоснимками установлено:
на ж.д станции Кисак – до 40 разрывов бомб на ж.д. полотне и станционных сооружениях, возникло 5 очагов пожара среди находившихся на станции 6 ж.д. эшелонов и создан большой взрыв (предположительно склад с боеприпасами); в пункте Обишовце возникло два очага пожаров, повреждён мост через реку Гернад; Бидовце – два взрыва большой силы. При уходе от цели в районе Кисак группа A-20G была атакована истребителями Ме-109. Один самолёт 321-й БАД получил повреждения гидросистемы, правой плоскости и хвостового оперения.
Случаев гибели среди лётных экипажей в полках 321-й БАД не зарегистрировано.
Борис Дайтер
43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 4
|