Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

43-й легкокрылый бомбардировочный. Часть 1. 43-й лбап.

«Воспоминания никогда не бывают
настолько далекими, чтобы ничего не
значить. Даже те из них, на которых
уже, казалось, стоит крест, вдруг 
снова приходят и начинают что-то
значить…»

К.Симонов.

43-й легкокрылый бомбардировочный, ставший 13-м гвардейским, первый из витебского гнезда.


Л. Зевин. Вид Витебска. 1929 г.

Вступление.

В ноябре - декабре 1926 г. в соответствии с приказом Реввоенсовета (РВС) по РККА в Витебске приступили к созданию 2-й легкобомбардировочной авиационной бригады (ЛБАБр). Первоначально основой бригады послужили две авиаэскадрильи: 2-я отдельная разведывательная (ОРАЭ) и 2-я отдельная легкобомбардировочная (ОЛБАЭ).

При формировании 2-й ЛБАБр произошло изменение прежних названий эскадрилий. Так 2-я ОЛБАЭ переименовывается в 43-ю легкобомбардировочную (ЛБАЭ), а 2-я ОРАЭ становиться 22 разведывательной (РАЭ). В конце 1937 – начале 1938 года в СССР приступают к очередному преобразованию и изменению структуры ВВС КА. Основной структурной единицей (воинской частью) ВВС КА становился полк, состоящий из четырех–пяти эскадрилий и звена управления.

Так, 11.02.1938 г. во исполнение Указания Военного Совета БВО № 008733 в Витебске в составе 40-й авиационной бригады приступили к формированию авиационных полков. При этом переформированная авиабригада получает наименование 70-й легкобомбардировочной авиабригады (70 ЛБАБр), и, согласно директивы ГШ РККА № 4/1/33025 от 07.01.1938 г., она с этого времени дополнительно получает Почётное наименование «имени К.Е. Ворошилова». [1] В составе 70 ЛБАБр формируют 5-й и 6-й ЛБАП, и 15 истребительный авиационный полк (ИАП). Базой для создания авиаполков стали составы шести штатных авиаэскадрилий 40 АБр. Существующие эскадрильи, из которых стали формировать 5-й и 6-й АП, были вооружены самолётами Р-Z, а 15-й ИАП – И-16. Вновь созданная АБр базировалась в витебском авиагарнизоне. Командовать созданной бригадой назначают полковника Аладинского Владимира Ивановича.

Формирование и становление 43-го легкобомбардировочного авиационного.

Основу для формирования 5-го БАП (при формировании 70-й ЛБАБр) составили штаты 4-й и 6-й (резервной) АЭ 40-й АБр. Согласно Директивы ГШ РККА от 31.07.1939г. сформированный 5-й ЛБАП получает, наименование 43-й легкобомбардировочный полк (ЛБАП).[1] Его командиром был назначен капитан Марков Григорий Иванович, который ещё с 15.12.1928 г. стал служить в 43 ЛБАЭ Витебской 2 АБр.

По опыту, полученному в военном конфликте с Японией летом 1939г., многие бомбардировочные авиаполки решено было перевооружить на самолёты СБ. Согласно предварительных планов ГШ РККА, в их число в сентябре 1939г. вошли и 6-й и 43-й авиаполки 70 ЛБАБр.
43-й БАП даже успел с 01.09.1939г. получить название «скоростной» БАП. «Согласно новых штатов полк [СБАП] должен был состоять из пяти эскадрилий, всего в полку должно было быть 61 самолёт. Местом будущего постоянного базирования определён аэродром Витебск. Пока в полку, якобы, числились лишь 2 СБ и 39 Р-Z (по другим сведениям — самолёты [Р-5] ССС и Р-5). Согласно совсем новых планов, 43 БАП уже должен был оснащаться самолётами Р-10 и СБ». [5]
«В сентябре 1939 года части 70 ЛБАБр приняли участие в походе присоединения Западной Белоруссии. 43-й и 6-й полки включили в состав ВВС 11-й армии. Для вступления в Польшу в 1939г. на базе частей и соединений Белорусского и Киевского военных округов образовали Белорусский и Украинский фронты с воздушной поддержкой своих ВВС. В составе ВВС Белорусского фронта использовались 13 авиаполков. 70 ЛБАБр им. К.Е. Ворошилова <…> принимала активное участие в походе в Западную Белоруссию, где стала ударной силой в составе ВВС 3-й армии Белорусского фронта (бывшая Витебская армейская группа), которая действовала под командованием комкора В.И. Кузнецова. Они занимались только разведкой на путях продвижения колонн, выявляли места сосредоточения польских войск. Уже с 22 сентября советские войска шли по территории, с которой уходили немцы».[5]

После 17.10.1939г. основная масса войск Белорусского фронта приступает к возвращению к местам довоенной дислокации.

На момент 20.10.1939г. в г. Витебске располагаются части 70 ЛБАБр – 43 СБАП и 6 ЛБАП; для технического обслуживания там же функционирует 101-я авиабаза. [5]

«30.11.1939г. началась Советско-Финляндская (Зимняя) война. Эта война стала первой, где СССР действительно массово использовал авиацию для решения самых разнообразных боевых и вспомогательных задач. В войне с Финляндией было задействовано более трети всей авиации РККА. Принимали участие в боевых действиях и 43 БАП с обслуживающей 101-й авиабазой, отдельные экипажи из состава 6 ЛБАП.» [5] 26.01.1940г. 43-й БАП в составе 62 самолётов Р-Z убыл на Северо-Западный фронт в состав 1-й АБр ВВС 7-й армии. [1] Из 62 экипажей полка 60 имели ночную подготовку. [5] За время боевых действий на фронте Зимней войны авиаторы полка выполнили 1029 боевых вылетов, в том числе около 400 -ночью.
В период этой боевой командировки в информации о действиях полка упоминаются не вернувшиеся с боевых заданий экипажи - погибшие и пропавшие без вести авиаторы части:

04.02.1940г. попал в «спутную струю» и разбился Р-Z - пилот Поляков, имя и судьба стрелка-бомбардира не определены;

07.02.1940г. при вынужденной посадке упал на лёд замерзшего озера и разбился Р-Z - пилот Панков, погиб, имя и судьба стрелка-бомбардира нуждается в уточнении;

19.02.1940г. с боевого задания не вернулся экипаж самолёта Р-Z – пилот, лейтенант Блинов Василий Васильевич, стрелок-бомбардир, старший лейтенант Кирин Кузьма Федорович;

20.02.1940г. по вине лётного состава разбился Р-Z - пилот Скатьков, имя и судьба стрелка-бомбардира нуждается в уточнении;

03.03.1940г. при посадке разбился Р-Z - пилот Линик (Линник), стрелок-бомбардир, старший лейтенант Пахомов Николай Николаевич, умер от ран 01.04.1940;

10.03.1940г. из-за потери ориентировки в авариях были потеряны Р-Z з/н 2251 и з/н 2260 - .
пилот одной из машин – лейтенант Лелетко, имя и судьба стрелка-бомбардира не определено;
имена и судьба членов другого экипажа не известны;

11.03.1940г. задел за деревья и разбился Р-Z з/н 2259, экипаж погиб -  пилот лейтенант Чуйко (Чуйков) Никита Степанович, стрелок-бомбардир, старший лейтенант Вычкин Григорий Артемьевич.

16.03.1940г.умер от ран старший лейтенант Ахламов (Ахматов) Николай Николаевич;

в марте 1940 г. погиб лейтенант Кацман Эфро Ионович.

Также по небоевым причинам был потерян экипаж Р-Z з/н 1891- пилот Сиренко, имя и судьба стрелка-бомбардира нуждается в уточнении. [14]

12.03.1940г. 43 БАП получает команду о прекращении участия в боевых действиях и подготовке к перебазированию в гарнизон своего постоянного базирования, а 17.03.1940г. 43 БАП возвратился к месту прежнего квартирования в гарнизон г. Витебска.

За выполнение заданий командования в борьбе с белофиннами Правительственными наградами (согласно Указов ПВС в апреле – мае 1940 г.) было награждено 35 человек лётного и технического состава полка [1]:

орденами Красного Знамени:
старшие лейтенанты А.А. Гущин, М.К. Дворников, И.И. Зиркин, А.А. Левин,
М.А. Решетников, лейтенант И.Е. Осколков, капитан И.Г. Чук;

орденами Красная Звезда:
капитан А.Е. Екимов, военинженер 3 ранга Г.Д. Коробов, лейтенант П.М. Лукьяненко,
майор Г.И. Марков;
 
медалью «За отвагу»:
воентехник 2 ранга М.Ф. Аксёнов, старший лейтенант Ф.С. Копылов;

медалью «За боевые заслуги»:
воентехник 2 ранга П.И Бельман.
По итогам событий Зимней войны командование РККА в очередной раз осуществило «разбор» сложившейся ситуации и сделало соответствующие выводы. Отмечалось, что крайне неудачным получилось участие наших ВВС в войне. Так начальник ВВС КА комкор Я.В. Смушкевич в своем докладе И.В. Сталину критически высказался о состоянии ВВС в этой войне. Отмечалась недостаточная подготовленность авиачастей, указывалось на обилие устаревшей авиатехники. Были указаны и такие проблемы, как: недостаточный ресурс работы моторов, уступающий в несколько раз зарубежным; недостаточное их производство, не восполняющее убыли за период боевых столкновений в войне; «тяжёлое» положение с горючим, которого могло не хватить в случае продолжения войны и более благоприятных погодных условиях; особое внимание было уделено необходимости совершенствования управления авиацией – разделения ее на тактическую (армейского подчинения) и оперативную (фронтового подчинения). Подобным образом высказывались и другие авиационные командиры (П.В Рычагов, Е.В. Птухин, П.И. Пумпур).

В РККА в целом, в ВВС в частности, напряжённая мировая обстановка и сделанные выводы боеготовности требовали продолжения и углубления проведения очередных армейских преобразований. К их исполнению в РККА приступили уже весной - летом 1940г.
«<…> В рамках новых преобразований, в частности, в июле-августе 1940 г на территории ЗапОВО начинают создавать авиационные дивизии. На их формирование обращаются управления авиабригад, которые в этот период дислоцировались в округе: 39-я, 41-я, 42-я, 58-я, 66-я и 70-я. Все перечисленные авиабригады округа расформировывались, а входившие в их состав авиачасти включались в состав создаваемых авиадивизий. Авиационная дивизия должна была состоять из управления дивизии и 4-5 авиационных полков; авиационный полк планировался в составе 4-5 эскадрилий; авиационная эскадрилья в составе 4 – 5 звеньев; авиационное звено включало в себя 3 самолета.
<…> В ряде гарнизонов округа сохранялись и отдельные авиационные отряды особого назначения (транспортные, связи, аэрофотосъёмочные).
<…> Согласно этой программы командование планировало также и формирование новых авиаполков.

<…> Полковнику Аладинскому было приказано в срок до 15 августа 1940 г. на базе 70-й легкобомбардировочной авиабригады сформировать 12-ю бомбардировочную авиадивизию <…> на самолетах СБ. Заместителем командира дивизии был назначен полковник И.В. Крупский, начальником штаба дивизии – полковник [Л.С.] Минков. Штаб дивизии формировался из штаба 70 ЛБАБр.» [5]

К сожалению, самолётов СБ авиаполкам не хватало. К концу 1940 года все планы по переучиванию личного состава частей 12-й авиадивизии не были выполнены.

43-й полк в составе пяти АЭ при наличии лётного состава, согласно документов, пройдя переформирование, продолжал летать на самолётах Р–Z. Командиром полка был утверждён майор Марков Григорий Иванович, заместителем командира 43 ББАП с 25.04.1940г. назначен майор Чук Иван Григорьевич.


Су-2 на полевом аэродроме [25]

Начало 1941 г. для 12 БАД не было безмятежным: было принято решение перевооружить ряд полков, в их числе и 43-й АП, на ближний бомбардировщик Су-2 (ББ-1). С мая 1941 г. полк приступил к переучиванию и освоению Су-2 самолёта согласно «Плана переучивания лётного состава частей ВВС Красной Армии на новую материальную часть на 1941 год» (№ 280 от 19.02.1941г.). Первоначально предполагалось в мае месяце подготовить инструкторов из числа представителей командного состава полка при 97 ББАП ЗапОВО в гарнизоне Бобруйск, а затем силами этих инструкторов, до 01.09.1941г., на аэр. Витебск осуществить переподготовку лётчиков 43-го БАП.

Начало Великой Отечественной. Западный фронт.

К началу войны полк в составе пяти эскадрилий был почти сформирован. По штату он имел почти полный лётный состав, который с мая 1941 г. проходил программу переучивания на самолёт Су-2. К 22 июня было переучено и введено в строй 23 лётчика. Однако комплектация полка боевой техникой не была закончена и выглядела следующим образом: Су-2 – 19 шт., Р-Z – 36 шт. [1]. Тем более, что ряд опытных авиаторов были переданы в формируемые в составе 12 БАД 209-й и 215-й АП.

На момент начала Великой Отечественной войны командиром 43-го ББАП продолжал быть подполковник Марков Г.И.

В командный состав 43 ББАП входили:

зам. командира полка, майор
Чук Иван Григорьевич
НШ полка, майор
Ерастов Семён Фёдорович
зам. НШ полка, капитан
Смердов Андрей Алексеевич

 

военный комиссар полка,
батальонный комиссар
Елисеев Иван Степанович
штурман полка капитан
Гущин Александр Алексеевич
ст. инженер полка,
военинженер 2-го ранга
Коробов Георгий Дмитриевич

 

командир АЭ, капитан
Дворников Михаил Касьянович
командир АЭ, майор
Екимов Арсений Иванович
командир АЭ, лейтенант
Сергеев Николай Константинович

 

командир АЭ, капитан
Одинцов Константин Федорович
отв. секр. партбюро полка
Лесников Сергей Дмитриевич
отв.секретарь бюро ВЛКСМ
Прохорчик Василий Герасимович

 

Части 12-й БАД были подняты рано утром 22 июня по боевой тревоге, после начала нападения войск Германии. Сразу после 04:00 из штаба авиадивизии в подчинённые части поступил сигнал боевой тревоги. Чуть позже авиаполки дивизии стали сообщать о приведении своих подразделений в состояние боеготовности.
В приказе командира 12 БАД 43 полку ставилась задача:
«<…> 43 АП с приданной эскадрильей 209 АП к 14.00 22.6. перебазироваться на аэродром Курополье [12 км севернее Постав, Зап. Белоруссия] и в течение 22.6.41г. действовать по скоплению войск противника в районе Микашувка, Рудавка севернее Августовского канала. Быть готовым к ночным действиям по Сувалки <…>».

К исходу дня 22.06.1941г. сводная эскадрилья 209-го ББАП на Су-2 под командованием командира 4-й АЭ Г.И. Стрельцова перелетела на аэродром Курополье и оперативно вошла в состав 43-го ББАП.
22.06.1941 12-я БАД осуществляла боевые вылеты только силами 128-го СБАП, который за день их произвёл порядка трёх десятков.
«<…> Крайний боевой вылет частей 12-й БАД был произведен на закате дня. Из штаба ВВС фронта поступило сообщение о «парашютном десанте» противника, высадившемся в 16:20 в 50 км к северу от города Лида, численностью до 1000 человек. Перед командованием дивизии была поставлена задача уничтожить десант силами 128-го полка с привлечением 163-го истребительного полка из 43-й ИАД. Однако, реально, в район предполагаемого «десанта» были направлены в 20:00 лишь четыре Р-Зет из состава 43-го БАП <…>». [1][5]

23.06.1941г. рано утром 43-й полк по приказу командира 12 БАД был перебазирован на площадку у н.п. Б. Ситцы (Докшицкий р-н, Витебской обл., БССР), откуда стал производить (до 25.06.1941) боевую работу по мотомехколоннам в районе Вильно, Лида, Михайлишки, Ошмяны. Отсюда 43-й ББАП 9-ю экипажами Су-2 производил бомбёжку немецких танковых колонн в районе Друскеники, Михалишки, туда же вылетали и 9 самолётов Р-Z. Сообщений о потерях полка за этот день не оформлено.
Во второй половине дня 23 июня от представителей ряда наземных частей в штаб Западного фронта поступила сомнительная информация о том, что немцы захватили г. Вильнюс (Вильно) и их танковые колонны движутся в сторону Молодечно и Минска. С целью выявления и подтверждения подобной информации командование Западного и Северо-Западного фронтов приказало ряду авиачастей регулярно осуществлять проведение воздушной разведки. Такой приказ получило и командование 12-й БАД.
После 15:00 час ряд самолётов-разведчиков обнаружили подход к Вильнюсу несколько танковых и моторизованных колонн. После 17 часов танки противника были обнаружены уже и в районе н.п. Лоск (35 км восточнее Ошмяны) по направлению на Молодечно – Воложин – Минск, а около 20 часов вечера при производстве разведки в районе н. п. Михалишки и в 5 км северо-западнее н. п. Свирь (15 км восточнее Михалишки) обнаружили также ряд мотомеханизированных колонн противника.
Утром и днём 24 июня в разведку, в очередной раз, были отправлены несколько экипажей 128-го и 43-го БАП.

«Во второй половине дня 25 июня ряд экипажей 128-го БАП и 43-го БАП <…> наносили бомбовые удары по колонне немецких танков группы Гота, двигавшейся по дороге Вильно-Ошмяны. Как свидетельствуют документы, летчики 43-го БАП совершили по четыре боевых вылета на разгром мотомехчастей противника в район Ошмяны, в ходе которых не раз приходилось преодолевать атаки вражеских истребителей. <…> В одном из воздушных боев был подбит и получил ранение командир эскадрильи капитан Одинцов К.Ф., но он сумел привести разбитый самолет на свой аэродром.

25 июня примерно с 15:00 до 20:00, по немецким мехколоннам в р-не Ошмяны звеньями действовали Су-2 из 43-го ББАП (с приданной сводной эскадрильей 209-го ББАП). Всего после обеда экипажи Су-2 выполнили около 20 боевых вылетов, в ходе которых было заявлено о нескольких десятках уничтоженных танков и автомашин противника. Полк в результате противодействия от ЗА и истребителей противника потерял в течение дня четыре самолёта сбитыми и два выполнившими вынужденные посадки – последние были оставлены [на местах вынужденных посадок] из-за быстрого продвижения войск противника». [5]

Су-2 из состава 43-го ББАП, выполнивший вынужденную посадку на аэр. Большие Ситцы 25.06.1941 года., фото https://oper-1974.livejournal.com/577118.html

В течение 25 июня 43-й ББАП с приданной эскадрильей 209-го ББАП совершил более 20 боевых вылетов, в ходе которых, как было заявлено, «<…>авиаторы уничтожили несколько десятков танков и автомашин, а также значительное количество солдат противника. <…>» Однако в течение дня к месту базирования не вернулись ещё 6 своих самолётов.

25 июня немецкая разведка после настойчивых поисков выявила аэродромы базирования полков 12-й БАД и во второй половине дня немцы предприняли попытки их штурмовки. Как и ранее, немецкая ударная авиация действовала весьма эффективно. В результате бомбового удара по аэродрому Большие Ситцы были уничтожены и повреждены шесть Су-2 и два Р-Z 43-го ББАП.

Для недопущения неоправданных потерь командование 12-й БАД приказало не позднее 20:00 час произвести перебазирование самолётов 43-го ББАП: - так трём эскадрильям на Р-Z следовало перелететь на аэродром Травники, а двум другим (на Су-2) – на аэродром Бецкое.

В результате этого перебазирования удалось сохранить материальную часть, что подтвердили немецкие удары в 21:20 –21:30, которые пришлись по пустым авиастоянкам и повреждённым ранее машинам. [16]

26 июня полки 12-й БАД участвовали в ведении разведки и бомбардировке немецких танковых клиньев в районе Воложин – Молодечно – Сморгонь – Ошмяны.
За этот день в жестоких схватках с истребителями противника и от огня вражеских зениток 43-й ББАП потерял ещё четыре самолета.

Сложившаяся ситуация заставила командованием ВВС Западного фронта приступить к отправке на переформирование наиболее поредевших авиачастей. В составе 12 БАД первым в их число попал 209-й ББАП. С 27.06. личный состав этого полка убывает на переформирование и пополнение в тыл, передав годные самолёты другим, остающимся сражаться, частям.

В сводках штаба 12 БАД появилась официальная информация о наличии потерь за прошедшие дни, где, в том числе, указывались и «потерянные» экипажи 43-го ББАП. Среди них назывались:

- экипаж заместителя командира АЭ капитана Авдеева Александра Ивановича (штурман, лейтенант Стреленко Пётр Филиппович); в более поздних документах указано, что самолёт был подбит огнём зениток и капитан Авдеев направил самолёт на колонну противника, совершив огненный таран; по свидетельству очевидцев капитан Авдеев осознано направил горящий самолет на колонну противника;

- экипаж заместителя командира АЭ, капитана Дусова Павла Петровича - погиб 23.06.41 во время аварии на аэродроме;

- экипаж капитана Кабанцова Максима Сергеевича – 07.07.41 пропал без вести;

- механик авиазвена, воентехник 2 ранга Игнатов Михаил Васильевич погиб 27.06.41 на аэродроме;

- пилот, младший лейтенант Журавлёв Николай Николаевич – погиб 28.06.41 на аэр. Бецкое;

- экипаж командира звена лейтенанта Зиркина Ивана Ивановича (штурман, лейтенант Свирщевский Валентин Иванович) – 25.06.41 не вернулся с боевого задания;

- экипаж лётчика Р-Z, младшего лейтенанта Кейв Анатолия Андреевича (младший летнаб, лейтенант Авдеев Михаил Фёдорович)- – погибли в воздушном бою 03.07.41;

- экипаж заместителя командира АЭ, старшего лейтенанта Копылова Федора Степановича (стрелок- бомбардир, лейтенант Морозов Петр Мартынович) – 24.06.41.не вернулся с боевого задания;

- экипаж младшего лётчика, младшего лейтенанта Куценко Николая Никитовича (летнаб младший, лейтенант Комаровский Илья Павлович) – 26.06.41 не вернулся с боевого задания;

- стрелок-бомбардир звена, лейтенант Мерзляков Александр Павлович – 25.06.41 погиб при штурмовке нашего аэродрома немецкой авиацией;

- стрелок-бомбардир, лейтенант Мормуль Кузьма Максимович – погиб в воздушном бою;

- экипаж заместителя командира АЭ, старшего лейтенанта Решетникова Михаила Александровича (штурман АЭ, капитан Локтионов Андрей Александрович) - 25.06.41. не вернулся с боевого задания - пропал без вести;

- самолёт командира эскадрильи капитана К. Ф. Одинцова был поврежден немецкими истребителями, но лётчик смог довести его до своей территории и произвести вынужденную посадку; самолёт пришлось оставить, но экипаж уцелел.[16]

- летнаб младший, лейтенант Савин Николай Иосифович - __.06.41. не вернулся с боевого задания.

28 июня большая группа немецких самолётов нанесла удар по аэродромам базирования частей 12 БАД - Бецкое и Улла. В период налёта вражеских самолётов на аэродром Бецкое из боевого вылета на разведку возвращался экипаж зам. командира 43-го авиаполка Чука, который «наткнулся» на вражеские самолёты. В ходе воздушного боя майор И.Г. Чук и летнаб капитан А.А. Левин А.А. смогли сбить два самолета противника: Ме-110 – 1 шт и Ю-88 – 1 шт. (примечание - этот эпизод упоминается в представлении на награждение Правительственными наградами, подписанное командующим ВВС Западного фронта 13.07.1941г.).[18]
Такие налёты имели продолжение и 29 июня. Это побудило командование дивизии снова сменить места базирования полков.

Во второй половине дня 29 июня 43-й ББАП приступил к перебазированию на аэродром
Б. Каменка, расположенный северо-восточнее Витебска, а поздним вечером аэродром Бецкое подвергся очередному штурмовому налёту Ме-110. В результате штурмовки были уничтожены не успевшие улететь два У-2 и два Су-2, был ранен один техник, разрушены несколько зданий военного городка, повреждены авиационные стоянки.

30.06.1941г. для срыва форсирования р. Березина в воздух были подняты, сумевшие получить приказ, авиачасти. Воздушная обстановка в районе переправ была сложной. Несмотря на это, летчики 12-й и 13-й БАД, 3-го ДБАК, 313-го ОРАП Зап. фронта  вылетали на задания и наносили удары по переправам и колоннам войск противника, двигавшимся к р. Березина.

«Оперсводка № 012 штаба 12 БАД, Витебск, к 3.00 1.7.41 г.

1. Дивизия в период с 14.00 до 23.00 30.6.41 вела борьбу с танками и мотомехчастями противника в районе Бобруйск. Произведено 46 самолётовылетов.

2. 43 БАП:

– в 16.45 3 самолёта Р-ЗЕТ бомбардировали небольшую колонну танков на дороге Бобруйск, Ст. Дороги с Н=600м. Сброшено 12 ФАБ-50.

– в 16.55 3 самолёта Су-2 бомбардировали мост через р. Птичь у Глусск [45 км юго-западнее Бобруйска]. Бомбы легли левее [моста] 30-50 м. Сброшено 12 ФАБ-50.

– в 17.40 3 самолёта Р-ЗЕТ бомбардировали автомашины в районе Осиповичи (45 км северо-западнее Бобруйска) с Н=700м. Сброшено 18 ФАБ-50.

– в 18.00 2 самолёта Су-2 при полёте в район Бобруйск из-за плохой погоды на маршруте возвратились на свой аэродром.

Не возвратились с боевого задания 1 Су-2 и 1 Р-ЗЕТ, сели вынужденно (предположительно).

4. 128 БАП в период с 12.00 до 22.00 вёл борьбу с танками и мотомехчастями противника в районе г. Бобруйск. Произведено 22 самолётовылета. Донесение о выполнении задачи к моменту составления сводки не поступило <…>»

Экипажи 12-й БАД 30 июня совершили 46 самолетовылетов, не вернулись с боевых заданий (согласно Оперативной сводки № 013 штаба дивизии от 01.07.1941):
— 128-й СБАП – шесть СБ-2;
— 215-й ББАП – один И-15 бис;
— 43-й ББАП – один Су-2 и один Р-Z.

30 июня командование ВВС Западного фронта предписало командованию 12 БАД отправить на переформирование очередной полк - 6-й СБАП. Одновременно было приказано готовиться к отправке на переформирование и 215-му ББАП.

02.07.1941 из-за плохих метеоусловий действия авиации было ограничены: несколько самолетов 128-го СБАП и 43-го ББАП произвели разведку войск в районах Лепель, Глубокое, Докшицы, Плещеницы, Мядель. 43-й ББАП одним звеном Р-Z выполнил бомбардировку вражеских танков в районе н.п. Радунь. С боевого задания не вернулось 3 экипажа: пилот, мл. лейтенант С.З. Кучеров (летнаб, лейтенант М.И. Чубаров), ст. пилот, мл. лейтенант М.С. Рожков (летнаб, лейтенант М.Ф. Авдеев), пилот, мл. лейтенант А.А. Кейв (летнаб, лейтенант А.А. Исмаилов). [20]
С каждым днём лётные силы оставшихся полков 12-й БАД все более уменьшались.

По состоянию на конец дня 03.07.1941г оба эти авиаполка стали базироваться на аэродроме Б. Каменка, под Витебском, куда 128-й СБАП приземлился в составе восьми самолётов. Сюда же прибыл и 161-й истребительный резервный авиаполк (РезАП), ранее базировавшийся на аэродроме Корчи вблизи Лепеля. Теперь же он был передан для прикрытия бомбардировщиков в состав 12-й БАД.
5 июля вражеская авиация производит воздушные налеты на объекты Витебского аэроузла, которые продолжались и ночью.
«Эти налёты привели к потере 15 самолётов (3 уничтожены полностью, 12 повреждены), что вынудило командование 12-й БАД срочно выводить из-под удара самолеты. Причём, приказ о перебазировании поступил неожиданно. Самолеты с задания возвращались сразу под Смоленск, на аэродром близ поселка Колодня, а техническому составу пришлось добираться до нового места базирования на автомашинах, а некоторым – своим ходом.» [5]

В связи с систематическими ежедневными потерями по состоянию на 05.07.1941 г. 43 полк, выполнив 296 вылетов (из них 170 на Су-2) против соединений 3-й немецкой танковой группы. формально стал небоеспособным. За истекший период ведения боевых действий экипажами полка отмечено уничтожение 118 танков, 1086 автомашин, 22 мостов, 86 орудий, другой техники. Потери 43 ББАП составили 33 авиатора - в июле месяце полк потерял, главным образом, Р-Z экипажи:

- командира звена Р-Z, лейтенанта Диннер Матвея Давыдовича (младший летнаб, лейтенант, Никитинский Фёдор Фёдорович) – 02.07.41 погибли в воздушном бою;

- зам. комэска на самолёте Р-Z, старшего лейтенанта Панина Василия Ивановича (летнаб, старший лейтенант Аринушкин Иван Андреевич) - – 02.07.41 погибли в воздушном бою;

- лётчика Р-Z, младшего лейтенанта Кучерова Степана Захаровича (младший летнаб, лейтенант Исмаилов Абдурахман Абдыкович) – погибли в воздушном бою 03.07.41;

- лётчика Р-Z, младшего лейтенанта Рожкова Михаила Сергеевича (младший летнаб, лейтенант Чубаров Михаил Иосифович) – погибли в воздушном бою 03.07.41;

- лётчика Р-Z, младшего лейтенанта Кейв Анатолия Андреевича (младший летнаб, лейтенант Авдеев Михаил Фёдорович)- – погибли в воздушном бою 03.07.41;

- командира звена Су-2, старшего лейтенанта Лугового Владимира Павловича (летнаб младший, лейтенант Гаджиев Мансур-Гаджи-Баба оглы) – 04.07.41 не вернулись с боевого задания из района  Бешенковичи;

В первоначальный период войны на Западном фронте, боевые действия полка производились в исключительно трудных условиях: большая часть самолётов Р-Z были устаревшей конструкции, из-за отсутствия истребителей в дневное время экипажи работали без прикрытия, из-за чего состав 43-го полка нёс неоправданные потери; на действия полка отрицательно влияла и частая смена аэродромов (площадок) - на их смену оказывало влияние быстрое продвижение на восток вражеских мехколонн; пользуясь отсутствием истребителей прикрытия противник регулярно штурмовал наши аэродромы базирования, порой в сутки происходило 5-6 штурмовых налётов вражеской авиации. Поэтому с определённого момента для прикрытия собственного аэродрома командование вынуждено было использовать дежурство на самолётах Су-2. Результаты оказались весьма положительными, особенно при встрече с бомбардировщиками и истребителями Ме-110 противника.[1]

07.07.41 г. 43 ББАП исполняя приказ приступил к выведению личного состава в тыл для переформирования, пополнения и укомплектования авиационной техникой.

8 июля убыл на переформирование и 128-й БАП. [15]


Схема боевого пути 43 ббап 12 бад с 22.06.1941 по 7.07.1941

Борис Дайтер

43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 2

43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 3

43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 4

Краткие биографические справки

Белоушко Иван Семенович (03.07.1904 – 19__) – полковник (1945). В РККА с 10.10.1926. С начала Великой Отечественной войны с германским фашизмом работал инструктором пропаганды 43 ББАП. Хорошо организовал воспитательную работу среди личного состава полка. С августа по октябрь 1941 года - комиссар АЭ. После перехода полка на штат двухэскадрильного состава приступил к исполнению должности инструктора пропаганды полка. С 01.01.1942 г.- военкомом АЭ. В янв. 1943 г. переведён зам. НШ по политчасти сначала 105 ИАД, майор, затем зам. НШ по политчасти и секретарём парткомиссии 10 ИАК ПВО, подполковник. Служил в ВВС СССР до 25.06.1953 г., когда ушёл в запас.
Дворников Михаил Касьянович (04.01.1909 – 19__) – гв. майор.
После окончания школы работал на производстве – рабочий. Одновременно учился в аэроклубе. Призван в РККА 10.05.1932 и направлен курсантом в Высшую школу летчиков. После окончания (1933) которой направлен служить в состав 201 ЛБАБр (г. Витебск). В составе 43 СБАП принимал участие в Зимней войне (26.01 -12.03.1940). Комэск 43 СБАП с 09.01. 1941г., капитан. Великую Отечественную начал в составе 43 ББАП. Переведён в 599 УТАЭ ВВС МВО, майор (08.1942), комэск 408 БАП 327 БАД 5 БАК 4 ВА (с 08.12.1944). За войну совершил 69 б. в. После войны продолжал служить в ВВС СССР. Уволен в запас 26.06.1947 г.
Ерастов Семен Федорович (20.09.1904 – 19__) – гв. подполковник (1943). Образование 7 классов. После окончания учёбы в школе работал на производстве рабочим. В КА с 1926 года. Окончил артиллерийскую школу в 1932 г., после окончания которой направлен учиться в ВШЛН (школу летнабов) (1933). После окончания направлен служить летнабом в 201 ЛБАБр, затем (с 1938) служит в 5 ЛБАП 70 ЛБАБр. В 1939 г. направлен на курсы усовершенствования химической защиты (КУХЗ). Служит в 43 СБАП. Начал участие в Великой Отечественной войне в составе 43 ББАП с 22.06.1941г. С 08.1941г. назначен НШ 43 ББАП, капитан. Участвует в переучивании состава полка на самолёт А-20Ж, майор. Продолжает служить НШ 13 гв. БАП до Победы, гв. подполковник. В мирное время продолжает служить в ВВС СССР. Уволен в запас 27.07.1946 г.
Коробов Георгий Дмитриевич (23.04.1911- 19__) – гв. полковник АТС (1947). Образование среднее. После школы работал рабочим на производстве. Призван в РККА 10.12.1931. Направлен учиться в ВШАТ, которую закончил в 1933 г. После службы в строевой авиачасти направлен на повышение квалификации в КУСАТ в 1935. Направлен служить в 5 ЛБАП 40-й (70) ЛБАБр. В составе 5 (43) СБАП участвует в походе присоединения Зап. Белоруссии, затем в 1940г – в Зимней войне с белофиннами. Назначен ст. инженером 43 ББАП, в составе полка вступил в Великую Отечественную войну. С августа 1942 по 1 мая 1943 г. в составе полка проходил переучивание на самолеты «Бостон». В середине 1943г. переведён в штаб 321 БАД 2 ВА 1 Укр.Ф. - ст. инж.БАД, гв. инж.-майор. Приказом главкома ВВС КА № 0221 от.19.10.1943г. перед 321 БАД поставлена задача перевооружить и переучить состав дивизии на американские самолёты А-20Ж. Обязанность по созданию мат. базы, подбор ИТС и пр. возложили на Коробова Г.Д. В мае 1945 - слушатель ВВА им. Жуковского, гв. п/п-к АТС В мирное время продолжает служить в ВВС. Вышел в отставку 01.11.1957.
Сергеев Николай Константинович (1915 - 18.07.1942) –гв. старший лейтенант. Призван в РККА 05.07.1936. Направлен на учёбу в ВШЛ, после окончания которой (1938) направлен служить в БВО в 70 АбР. в 5 ЛБАП 40-й (70) ЛБАБр. В составе 5 (43) СБАП участвует в походе присоединения Зап. Белоруссии, затем в 1940г. – в Зимней войне с белофиннами. Войну начал в составе 43 ББАП, ком. звена, лейтенант, затем в августе-зам. комэска, ст. лейтенант; командир АЭ с 20.02.1942 г. Погиб в авиакатастрофе.

 

Категория: Статьи | Добавил: Саша (01.07.2024)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024