43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 1
Юго-Западный фронт (2-го формирования). 43 ББАП (2-го формирования).
08.07.1941 г., согласно приказу главкома ВВС РККА, оставшаяся в 43-м ББАП матчасть, требующая ремонта, была перегнана в авиаремонтные мастерские в г. Торжок, Калининская обл., а затем личный состав полка через Москву был переправлен в г. Харьков. Здесь на 135-м авиазаводе он приступил к получению новых 32-х самолётов Су-2. После получения и опробывания полученной авиатехники полк был временно прикомандирован к 10 ЗАП, который располагался на аэродроме Даниловка. Этот полк специализировался на подготовке частей, оснащенных самолетами Су-2 и Ил-2, осуществлял подготовку маршевых авиаполков и отдельных экипажей. Его основными задачами были обучение, переподготовка и переучиванием лётных составов на самолеты Су-2. [19]
Здесь с 14.07.1941г. 43-й ББАП был переведён на временный штат трёхэскадрильного состава.
Сверхштатный лётно -технический состав был переведён в штат 10-го ЗАП для комплектования (пополнения) других авиачастей.
Получивших горький боевой опыт, оставшихся в живых после жестоких боев первых дней войны авиаторов 12-й БАД, командование ВВС Западного фронта представило к награждению Правительственными наградами (исх. письмо №1213/486890 от 14.07.1941 г.).
Среди представленных к награждению из состава 12-й БАД больше всего было представителей 43-го ББАП. Однако фактически Правительственные награды получили не все представленные, например, командир 12 БАД представил, а командующий ВВС Западного фронта 13.07.1941г. поддержал, представление на присвоение звания Героев Советского Союза капитану А.И. Авдееву, лейтенанту П.Ф. Стреленко, ст. лейтенанту М.А. Решетникову, однако, к сожалению, командование Западного фронта, его командующий, маршал
С.К. Тимошенко, не утвердило эти представления.[18]
 |
 |
 |
капитан А.И. Авдеев |
лейтенант П.Ф. Стреленко |
ст. лейтенант М.А. Решетников |
Фактически, согласно Указа ПВС СССР № 605/48 от 26.07.1941г., следующими Правительственными наградами были удостоены только:
орденом Красного Знамени:
- Антропов Константин Евгеньевич - командир звена, лейтенант;
- Екимов Арсений Ефимович – командир АЭ, капитан;
- Ларин Василий Андреевич - командир звена, лейтенант;
- Левин Александр Афанасьевич - флаг- штурман АЭ, капитан;
- Локтионов Андрей Александрович - адъютант АЭ, капитан;
- Луговой Владимир Павлович - командир звена, старший лейтенант;
- Марков Григорий Иванович – командир полка, подполковник;
- Одинцов Константин Федорович - командир АЭ, капитан;
- Чук Иван Григорьевич - заместитель командира полка, майор;
- Чуксин Алексей Никифорович – замполит командира АЭ, политрук старший;
медалью «За боевые заслуги»:
- Елизаров Виктор Петрович – механик авиационный младший, младший воентехник;
- Луговиер Борис Михайлович - начальник связи 3-й АЭ, лейтенант;
- Самарков Иван Елизарович – техник старший АЭ, воентехник 1 ранга.
Проведя необходимую подготовку материальной части и совершив её необходимый облёт, сдав лётными экипажами требуемые зачёты, осуществив требуемый отдых 43-й ББАП (2-го формирования) с 25.08.1941г. приступил к боевым действиям в составе Юго-Западного фронта (2-го формирования).
Первоначально аэродромом базирования была определена площадка вблизи н.п. Парасковеевка (15 км вост. г. Полтава).
«<…> С 26 августа по 10 сентября полк осуществлял боевую деятельность на Юго-Западном фронте в непосредственном подчинении командующему ВВС фронта, который ставил боевые задачи 43-му ББАП через своего выделенного оперативного работника штаба полка. Боевые действия велись главным образом по живой силе, переправам и мотомехколоннам в районе Днепропетровск, Дериевка, Кременчуг, Хорол, Миргород, Красноград, Полтава, Лозовая, Барвенково, Чугуев, Славянск. При наличии ясной погоды боевые вылеты производились девятками с прикрытием истребителей И-15, если же была сплошная облачность от 100 до 600 метров, то действовали одиночными самолётами, вылетающими с интервалом 5-6 минут. Действия одиночных экипажей были исключительно эффективными: экипажи после бомбометания штурмовали войска, делая несколько заходов. Противник нёс значительные потери. Экипажи при подходе к цели использовали облачность, чем достигалась внезапность атаки. При уходе от цели, во избежание поражения зенитно-пулемётным огнём, также использовали облака. <…>» [2]
После оккупации Днепропетровска 25.08.1941г. немцы стали предпринимать попытки переправится на левый (восточный) берег Днепра. Наше командование поставило задачу 43-му полку сорвать подобную переправу противника. Выполняя приказ, в течение нескольких дней, несмотря на сильный зенитный огонь и большое количество истребительной авиации противника в этом районе, полк старался своими действиями не допускать возможности переправиться на левый берег р. Днепр. В районе г. Днепропетровск было уничтожено 25 переправ. Противник, понеся большие потери, прекратил попытки переправиться и перенацелил свои войска в район н.п. Дериевка, где ему всё же удалось переправиться на левый берег р. Днепр. Был получен приказ уничтожить переправившегося здесь противника, остановить его продвижение на восток. Поставленная задача была выполнена, несмотря на плохие метеоусловия – противник на этом участке фронта был задержан и вынужден был вернуться на правый берег Днепра. Авиаторы полка в этой операции показали исключительное мужество и храбрость, делая по 5-6 боевых вылетов в день. Отличные действия 43-го ББАП неоднократно подтверждались наземным командованием и командующим ВВС фронта. По их отзывам противник понёс существенные потери в живой силе и технике от ударов экипажей 43-го ББАП.
Примером боевых действий личного состав полка может служить описание событий из жизни полка в течение нескольких дней августа-сентября 1941г.:
- 26.08.1941г. свой первый вылет состав 43-го ББАП (2-го формирования) совершил на бомбардирование переправы через р. Днепр в районе н.п. Верхнеднепровское. В боевом вылете по-очереди, с диапазоном 20 минут, участвовали все три АЭ. 7 Су-2 были атакованы ЗА и Ме-109. Три экипажа не вернулись с боевого задания: экипаж сержанта Е.К. Кузнецова (летнаб, лейтенант С.И. Шахаров), лётчика Семенихина [В.Д. Семенкин] (летнаб, мл. лейтенант Ухов), лётчика, лейтенанта Суслин (летнаб, старшина М.А Шилов); 9 Су-2 бомбардировала скопление живой силы противника в 3-х км южнее Верхнеднепровска – наших потерь не было; 9 Су-2 бомбардировала пехоту в районе н.п. Калиберда – наших потерь не было. Кроме того, по-очереди, в течение светового дня, самолёты каждой АЭ патрулировали зону собственного аэродрома. Теперь такое ежедневное патрулирование зоны аэродрома в распорядке 43-го ББАП стало обязательным.[2]
- В следующие несколько дней полк привлекался к бомбардировке переправ через р. Днепр в районе Днепропетровска, бомбардировке живой силы врага в районе переправ.
28 - 29.08.1941, из-за полученных повреждений при обстреле ЗА, сели на вынужденную в
р-не н.п. Магдалиновка экипаж мл. лейтенанта Н.Г. Похилюка (летнаб, лейтенант И.Д. Худенко) и пилота, сержанта Н.К. Попова (летнаб, лейтенант А.И. Филиппов) - в районе н.п. Новомосковск.
«<…> 31.08.1941 11 Су-2 состава 2-й АЭ при выполнении задания по бомбардировке скопления войск противника на территории завода «Коминтерн» в зоне встречи с истребителями сопровождения были атакованы истребителями Ме-109. В воздушном бою были подбит и сгорел на земле Су-2 лейтенанта А.Ф. Старкина (летнаб, лейтенант Н.И. Савин), сбит самолёт сержанта Е.И. Ширяева (летнаб, лейтенант П.М. Морозов), из состава третьего экипажа был ранен летнаб, лейтенант Н.В. Суровцев. Несколько позже, воздушному бою с Ме-109 подверглась группа 9 Су-2, при этом самолёт экипажа мл. лейтенанта М.М. Гринченко (летнаб, лейтенант Алиев) был подбит и сел на вынужденную в районе н.п. Магдалиновка. [1]
04.09.1941г. 6 самолётов Су-2 1-й АЭ звеньями штурмовали пехоту и огневые точки противника в районе н.п. Саловка. Самолёт младшего лейтенанта Н.С. Деревянко (летнаб, лейтенант И.А. Сметанин) потерял ориентировку и залетел в зону Харькова, откуда, всё-таки позже, смог вернуться на свой аэродром. Потерял ориентировку, оторвавшись от звена, и самолёт младшего лейтенанта В.А. Левченко (летнаб, лейтенант Н.П. Андреев). Ему пришлось сесть на вынужденную у с. Сумах. <…>»[2]
- «<…> 06.09.1941г. экипажи: старшего лейтенанта Ф.С. Копылова (летнаб лейтенант Е.В. Морев), младшего лейтенанта Н.С. Деревянко (летнаб лейтенант И.А. Сметанин), младшего лейтенанта Бурячкова (летнаб лейтенант И.И. Будников) в районе н.п. Комендантовка штурмовали скопление пехоты и арт[иллерийские] позиции. После успешного выполненного задания, на обратном маршруте, экипажи были атакованы 6-ой Ме-109, в результате яростных атак, самолёты Су-2 получили до 600 пробоин, совершенно были отбиты рули направления, но лётчики-герои, напрягая все силы, проявляя мужество, привели самолёты на свой аэродром. спасли самолёты и экипажи. <…>» [2]
- «<…> 08.09.41г. бомбометанием и обстрелом из пулемётов экипаж Су-2 ком. звена, мл. лейтенанта Н.В. Банникова (штурман звена, лейтенант Д.Е. Пенский.) уничтожил колонну из 8 автомашин и 4 мотоциклов. <…> 13.09.41г. этот же экипаж <…> вылетел звеном на уничтожение мотомехколонны и танков в районе Вес. Подол <…> Их машина была повреждена осколками снарядов. Несмотря на сильный обстрел ЗА и повреждения самолёта т. Н.В. Банников сбросил бомбы и продолжил обстрел из пулемётов с бреющего полёта. Выполнив задание, привёл звено на свой аэродром и мастерски посадил свой повреждённый самолёт. За отличное выполнение боевого задания командование объявило БЛАГОДАРНОСТЬ личному составу звена. Получив исправный самолёт тов. Н.В. Банников вылетел звеном в 3-й боевой вылет. <…> В результате воздушного боя штурман экипажа сбил один Ме-109. Самолёт тов. Н.В. Банникова был подожжён истребителем противника – перетянув на свою территорию он смог посадить горящий самолёт. <…>» -так писалось в наградном представлении командира 43 ББАП 20.10.1941г.
«<…> 09.09.1941г. лейтенант И.К. Иванченко (штурман, капитан А.А. Левин), выполняя задание на разведку войск противника, был атакован двумя Ме-109. Экипаж Су-2 смог выйти из боя, но самолёт был изрешечён - имелось до 500 пулевых и осколочных пробоин. Было перебито управление, повреждены пилотажные приборы, штурман получил 10 ранений. Только благодаря умению пилота удалось долететь до своего аэродрома, спасти жизнь членам экипажа и доставить командованию весьма важные сведения о продвижении мотомехколонн противника. Самолёт ремонту не подлежал. <…>»[2]
10.09.1941г. подполковник Г.И. Марков был назначен командиром формируемого 525 ШАП, вооружённого самолётами Ил-2. ВрИД командира 43-го ББАП назначили подполковника И.Г. Чук.
Проведя перегруппировку и подтянув резервы немецкие войска прорвали нашу оборону в районе г. Кременчуг, переправившись на левый (восточный) берег р. Днепр их мотомехколонны двинулись в направлении на город Миргород. 43-й ББАП получил задачу максимально предпринять действия, препятствующие продвижению противника на восток. Через некоторое время штаб полка отчитался об уничтожении большого количества живой силы и техники противника. Дорога на Хорол и Миргород была завалена исковерканными автомашинами, орудиями и трупами немецких солдат. Тем не менее, 13.09.1941г. Миргород был оккупирован наступавшими немецкими войсками.[1]
За отличные действия в этой операции личный состав полка получил БЛАГОДАРНОСТЬ от командующего ВВС Юго-Западного фронта.
16.09.1941г. после прорыва противником нашего фронта и выхода его войск на левый (восточный) берег Днепра 43-й ББАП вынужден был перебазироваться на аэродром г. Чугуев, где был включён в состав 14 смешанной авиадивизии (САД). С этого аэродрома до 24.09.1941г. 43-й ББАП вёл боевые действия в районе Красноград–Полтава.
С 20.09.1941 г. полк был переведён на штат двухэскадрильного состава. Личный состав звена управления, штаба и политчасти полка не изменились (смотри прилагаемый «Список личного состава 43 ближнебомбардировочного авиационного полка. по состоянию на 05 февраля 1942 г.»).
Командирами АЭ были в переформированном 43-м ББАП назначены капитан М.К. Дворников и старший лейтенант Н.К. Сергеев, заместителями командиров АЭ стали старшие лейтенанты О.С. Кольчугин и К.Е. Антропов, ВриД, военкомами АЭ – батальонный комиссар И.С. Белоушко и старший политрук М.И. Котенков, адъютантами АЭ – старшие лейтенанты Л.М. Козырев и Г.З. Богданов.
 |
 |
 |
ст. л-т О.С. Кольчугин |
ст. л-т К.Е. Антропов |
бат. комиссар И.С. Белоушко |
 |
 |
ст. политрук М.И. Котенков |
ст. л-т Г.З. Богданов |
25.09.1941г. 43-й ББАП был перебазирован на аэродромную площадку Граково (20 км. южнее г. Чугуев). Боевые действия с аэр. Граково велись по подходящим резервам противника в районе Красноград-Полтава-Валки-Карловка.
«<…> 26.09.41г. <…> экипаж Су-2<…> пилот, ком. звена, мл. лейтенант И.Н. Белобров (штурман звена, лейтенант Н.П. Овсий) <…> в сложных метеоусловиях вылетел одиночно на выполнение боевого задания в районе цели м. КОБЕЛЯЧЕК, здесь был атакован двумя немецкими истребителями. Фашистские лётчики старались не допустить советский самолёт к цели, где у разрушенного моста скопилась большая колонна войск. Несмотря на ранение в руку и ногу тов. Н.П. Овсий прямым попаданием уничтожил несколько автомашин с людьми, горючим и взорвал строящуюся переправу. <…> В самолёте было повреждено управление, разрушена доска приборов, в планере самолёта было 33 снарядных и более 400 пулемётных пробоин. <…>. Тов. Белобров с помощью штурмана смог привести повреждённый самолёт на свой аэродром. В этом бою тов. Овсий имел ШЕСТЬ ТЯЖЁЛЫХ РАНЕНИЙ. <…> [После посадки] тов. Белобров пересел на исправный самолёт и вновь вылетел на уничтожение живой силы противника.» -так пояснялось в наградном представлении командира 43-го ББАП 20.10.1941 г.
08.10.1941 г. полк перелетел на другой аэродром - вблизи г. Барвенково (северо-западнее г. Славянск, Харьковская обл.), где он был включён в состав 64-й истребительной авиадивизии (ИАД). Зоной действия для 43-го ББАП теперь был определен район Перещепино-Павлоград-Лозовая-Сахновщина.
А уже 10.10.1941 г. полку приказано перелететь на аэродром вблизи г. Красный Лиман (север Донецкой обл.), откуда ему предстояло действовать в районе Лозовая-Барвенково-Близнецы.
Через неделю, 16.10.1941 г. приказом штаба 64-й ИАД 43-й ББАП должен был в очередной раз сменить аэродром базирования и обосноваться вблизи с. Варваровка (северо-западнее г. Северодонецк, Луганская обл.). Боевые действия требовалось вести в районе населённых пунктов Барвенково-Мечебеловка-Близнецы.
При исполнении поставленной задачи с этого аэродрома 19.10.1941г. экипаж младшего лейтенанта Н.В. Банникова (штурман, лейтенант Д.Е. Пенский) в районе Рудаково – Зубово с малой высоты штурмовал движущуюся автоколонну. Из-за противодействия зенитной обороны самолёт получил 2 прямых попадания артиллерийских снарядов. Было перебито управление. С трудом экипаж смог долететь и приземлиться на собственном аэродроме.
Отсюда же,19.10.1941 г. после 15:00 одиночные Су-2 бомбардировали скопление пехоты и автомашин в балке между н.п. Смирновка - Городня. Экипаж пилота, младшего лейтенанта Г.С. Груднева (летнаб, лейтенант В.С. Шигимага) с задания не вернулись – заблудились. Сели «на вынужденную» на своей территории. Они смогли вернуться с этой вынужденной посадки только 20.10.1941 В этот же день 4 Су-2 штурмовали живую силу и автоколонну в районе н.п. Лозовая-Смирновка-Екатериновка. Несмотря на интенсивный огонь ЗА экипажи вернулись без потерь на свой аэродром.[2]
23.10.1941 пять Су-2 штурмовали автомобильную колонну противника в р-не н.п. Рождественское, Мечебелово. Экипажи наблюдали 5-8 прямых попаданий по автомашинам. В ответ самолёты были обстреляны ЗА. В результате Су-2 ком. звена, младшего лейтенанта Г.П. Горбатова (летнаб, лейтенант В.П. Мирончик) из-за полученных повреждений двигателя и повреждения масляных трубок вынуждены были сесть «на вынужденную». А уже 28.10. экипаж младшего лейтенанта Г.С. Груднева (летнаб, лейтенант В.С. Шигимага) после штурмовки автоколонны врага в составе группы из пяти самолётов на автодороге Петрополье-Великая Камышеваха-Барвенково не вернулся на свой аэродром. Не вернулись они и после 10 суток, и после месяца. Именно отсутствие информации о судьбе экипажа длительный срок вынудило командование полка утверждать о их гибели. [2]
Вслед за наступлением противника 43-му ББАП пришлось вновь сменить место базирования – 29.10.1941 им стал аэродром вблизи н.п. Евсуг (Беловодский район, Луганская обл.).
Командование Юго-Западного фронта приняло решение наградить лётчиков за героизм, проявленный личным составом 43-го ББАП в осенних боях. Приказами ВВС Юго-Зап. фр. № 045 от 1941.11.06 и № 04/Н от 1941.11.09г. Правительственными наградами были награждены: младший лейтенант Н.В. Банников, младший лейтенант И.Н. Белобров, старший политрук И.С. Белоушко, младший сержант ТС Н.С. Гайдученко, младший лейтенант Г.Н. Горбатов,старшина А.А. Гребенчиков, сержант В.М. Дзюба, воентехник 2 ранга Дмитриев А.Н.,капитан Екимов А.Е., батальонный комиссар И.С. Елисеев, сержант ТС Ф.Т. Игнатенко,сержант П.М. Копычко, младший лейтенант С.В. Кривцов, старший лейтенант С.П. Ларичкин, младший лейтенант В.А. Левченко, лейтенант П.М Лукьяненко, лейтенант В.П Мирончик, старшина Е.В. Морев, лейтенант А.Г Морозов, сержант ТС И.М. Морозов, лейтенант П.М. Морозов, лейтенант Н.П. Овсий, лейтенант Д.Е. Пенский, старшина Н.Т. Петрученко, сержант ТС В.М. Погорелый, старшина В.Г. Прохорчик, младший лейтенант В.Г. Сагайда, воентехник 2 ранга Ш.С. Ситдыков, капитан А.А. Смердов, лейтенант И.А. Сметанин, капитан П.В. Соколов, сержант ТС П.И. Солонович, воентехник 1 ранга П.К Степанов, младший воентехник В.А Толмасов, младший сержант ТС А.С Турыгин, старшина Д.Е Худяков.
Командиры звеньев младшие лейтенанты Н.В. Банников, И.Н. Белобров, стрелок-бомбардир звена лейтенант Н.П. Овсий, стрелок-бомбардир звена, лейтенант Д.Е. Пенский, 20.10.1941г. были представлены командиром 43-го ББАП к присвоению звания Герой Советского Союза. Однако с этим представлением командование Юго-Западного фронта не согласилось – согласно приказа № 04/Н от 1941.11.09 лётчики были награждены орденами Ленина.
 |
 |
младший лейтенант
Банников Николай Васильевич |
младший лейтенант
Белобров Иван Никитович |
 |
 |
лейтенант
Овсий Николай Павлович |
лейтенант
Пенский Демьян Евтихеев |
В течение ноября месяца полк проводил разведку и штурмовку соединений противника в районах н.п. Грушеваха, Маяки, Карповка, Щурово, Славянск, Ямполь, Хрестище, Голая Долина.
10.11.41 г. после проведения разведки р-на Маяки-Славянск-Барвенково-Лозовая, бомбардировке в ходе вылета колонны автомашин на автодороге из Красноармейского на Балбасовку, экипаж младшего лейтенанта Н.С. Деревянко (летнаб, лейтенант Н.В. Суровцев) вернулся из р-на Новая Астрахань из-за плохой тяги мотора. При посадке на своём аэродроме самолёт свалился с Н= 4 -5 м. Шасси подломились – произошла непроизвольная стрельба из плоскостных пулемётов. В результате пулемётная очередь поразила старшего лейтенанта И.А. Паскевича, дежурившего на «СТАРТЕ».[2]
«<…>06.12.41г. экипаж старшины В.Д. Семёнкина (штурман, младший лейтенант Е.Е. Афонин) получил задание задержать продвижение колонны механизированных войск противника. <…> Экипаж штурмовал колонну. Фашисты открыли бешеный огонь из зениток, самолёт получил несколько прямых попаданий. Самолёт был неуправляем, но пилот, прилагая все усилия и находчивость. привёл и посадил самолёт на свой аэродром. При посадке фюзеляж развалился пополам. <…> Пилот, старшина В.Д. Семёнкин спас жизнь экипажа, доставив ценные сведения о противнике. <…>» [1]
В середине декабря месяца личный состав полка оповещается о приказе Юго-Западного фронта № 58 от 1941.12.09г. об очередном награждении Правительственными наградами по итогам участия в осенних боевых действиях. Награждены были следующие военнослужащие: лейтенант К.Е. Антропов, младший лейтенант Н.В. Банников, младший лейтенант Н.С Барановский, лейтенант М.А. Белязняк, младший лейтенант И.Н. Белобров, воентехник 2 ранга В.Г. Бельман, старшина С.В. Болбас, воентехник 2 ранга А.И. Бородкин, лейтенант И.И. Будников, старшина Н.С. Буравкин, сержант В.Д. Былинкин, лейтенант П.Н. Голованёв, младший лейтенант Г.П. Горбатов, младший лейтенант М.М. Гринченко, младший лейтенант Г.С. Грудев, воентехник 2 ранга В.А. Гунько, капитан А.А Гущин, капитан М.К. Дворников, младший лейтенант Н.С. Деревянко, капитан С.Ф. Ерастов, лейтенант Н.П. Зиновьев, воентехник 1 ранга П.А. Калинин, лейтенант Г.М. Коваленко, младший лейтенант О.С. Кольчугин, младший лейтенант Н.М. Коновалов, старший лейтенант Ф.С. Копылов, военинженер 3 ранга Г.Д. Коробов, воентехник 1 ранга М.И. Котенков, старшина Б.Н. Кошкин, младший сержант Н.С. Крюченков, старший лейтенант И.С. Кузнецов, воентехник 2 ранга Н.Т. Куприков, старшина В.Т. Лебедев, военврач 2 ранга Б.Л. Леенсон, политрук С.Д Лесников, лейтенант Г.С Мельник, сержант А.И. Морозов, лейтенант П.М. Мостовщиков, младший лейтенант Н.Г Негин, сержант О.Н. Новиков, лейтенант Н.П. Овсий, младший лейтенант Н.В. Папченко, лейтенант Д.Е. Пенский, старшина П.Г. Подгорный, старшина М.О. Попов, младший лейтенант Г.Н Поярков, старшина с/с А.И. Сергеев, лейтенант Н.К. Сергеев, старшина И.В. Серебряков, воентехник 2 ранга А.И Синягин, капитан С.Н. Смирнов, воентехник 1 ранга П.С. Соболев, сержант ТС П.В. Солодухин, сержант ТС А.Ф. Спиридонов, старший лейтенант Г.Т. Стельмухов, сержант В.А. Сулёв, воентехник 1 ранга Б.А. Тишков, младший лейтенант И.П Трипузов, старший лейтенант И.А. Уваров, лейтенант А.И Филиппов, старшина Я.М Харитонов, сержант ТС И.А. Цыбулько, лейтенант А.А. Чернявский, старший политрук А.Н. Чуксин, лейтенант С.И. Шахаров.
«<…>20.12.41 г. экипаж младшего лейтенанта Н.Г. Негина (штурман, лейтенант А.А. Чернявский) получив задание <…>пробиться и атаковать автоколонну и конный обоз с боеприпасами в районе БАРВЕНКОВО. Несмотря на низкую облачность и видимость до 500 м экипаж нашёл цель и штурмовал её. Сделал 5 заходов. Уничтожив при этом до 40 солдат, 30 лошадей, взорвал 3 повозки с боеприпасами. Колонна с боеприпасами была задержана. Экипаж смог благополучно возвратился на свой аэродром. <…>» [1]
За проявленное мужество и героизм в прошедших боях 1941.11.24 г. пилот, старшина О.Н. Новиков и стрелок-бомбардир С.И. Шахаров, были представлены командиром 43-го ББАП к присвоению звания Герой Советского Союза. Однако и в этот раз с этим представлением командование Юго-Западного фронта не согласилось – по приказу № 60 - ВВС Юго-Зап. фр., 1941.12.09 г. и № 074 - ВВС Юго-Зап. фр., 1941.12.29 г. они были награждены орденами Красного Знамени.
 |
 |
старшина Новиков Олег Николаевич |
лейтенант Шахаров Сергей Иванович |
1941.12.29 г. подполковник И.Г. Чук, согласно приказу командования Юго-Западного фронта № 078, от 29.12.1941 был окончательно утверждён командиром 43-го ББАП.
Представленный высшему командованию «Отчёт штаба 43 ББАП по итогам боевой деятельности в 1941 году» (один из разделов) выглядел таким образом:

1942 год. Юго-Западный фронт (2-го формирования). 43 ББАП (2-го формирования).
Уже 01.01.42 г. полк выполнил, как отмечено в «Журнале боевых действий 43 ББАП…»[2], следующие задачи:
« <…>два Су-2 бомбардировали войска противника в районе Весёлый-Ковлевка-Раздоловка;
нашей атаке подверглась миномётная батарея на вост. окраине с. Фёдоровка; в результате сброса 20 авиабомб миномёты прекратили огонь; экипаж младшего лейтенанта В.А. Левченко (стрелок- бомбардир, старшина Н.К. Перекопский) вынужден был вернуться из-за отказа агрегата не выполнив задания; два Су-2 бомбардировали 12 подвод противника в с. Юрковка, 10 подвод и до 2-х взводов пехоты в совхозе « Артёмовский»; уничтожено до 6 подвод и до 10 солдат врага;
- два Су-2 производили разведку района Славянск-Барвенково-Маяки, бомбардировали 10 автомашин и до 2-х взводов пехоты в пункте Переездное; уничтожено 4 автомашины и до 15 солдат;
- 2 Су-2 произвели разведку района Маяки-Краматорская-Константиновка-Горловка - Артёмовск-Рай-Александровка; бомбардировали 10 автомашин и до 2-х взводов пехоты в н.п. Подгородная, уничтожено до 4-х автомашин, до 20 солдат. <…>»[2]
21.01.1942 г. 43-й ББАП вынужден был опять сменить место базирования – сейчас им стал аэродром вблизи ж.д станции Белокуракино (Сватовский район, Луганская обл.).
21.01.1942 г. паре Су-2 <…> поручено произвести разведку района БАЛАКЛЕЯ - АНДРЕЕВКА - КРАСНОПАВЛОВКА. Произвели разведку заданного района <…>, бомбардировали скопление пехоты до батальона в саду БАЛАКЛЕЯ. <…> Экипаж В.А. Сулёв - Н.П. Зиновьев после бомбометания сели на вынужденную <…>».[2]
«<…> 23.01.1942г. трём Су-2 дано задание бомбардировать войска противника в районе БАЛАКЛЕЯ-АНДРЕЕВКА-КРАСНОПАВЛОВКА-ЛОЗОВАЯ. Одиночными самолётами <…> бомбардировали и обстреляли арт. батарею на позиции БАЛАКЛЕЯ. <…> Уничтожено: 2-3 автомашины, подавлена арт. батарея и разрушено 2 дома. Экипаж Н.Г. Негин-А.А. Чернявский после выполнения разведки в результате атаки Ме-109 сели вынуждено <…> севернее Ростова-на-Дону. <…>» [2]
Подобные действия экипажей полка с различных аэродромов базирования описаны в [2] в течение января месяца 1942 г. Потерь в составе 43 ББАП в этот период не отмечено.
25.01.1941 г. в очередной раз пришлось сменить аэродром – им стала площадка в районе н.п. Нижняя Дуванка (в Сватовском районе Луганской области Украины).
Февраль 1942 г. для 43-го ББАП начался с гибельных потерь:
«<…>03.02.42г. звеном Су-2 бомбардировались войска противника в районе н.п. МЕЛОВАЯ, сбросили листовок 45 000. <…> В районе н.п. ЖУРАВКА звено Су-2 было атаковано 2-я Хе-113. В результате атаки один Су-2, экипаж лётчик, младший лейтенант Н.С. Деревянко (летнаб, нач. связи 2 АЭ, лейтенант Н.В. Суровцев) был сбит и врезался в землю в р-не н.п. СУХОЙ ЯР, 2-а Су-2 имели по 50 пробоин; лётчик мл., младший лейтенант И.Н. Белобров легко ранен в щёку<…>.»[2]
В этот же день при производстве разведки района Змиев - Мерефа - Н. Водолага - Староверовка экипаж лётчика, младшего лейтенанта В.А. Левченко (летнаб мл., лейтенант М.А. Белезяк) не вернулся с боевого задания, сев «на вынужденную» в р-не н.п. М. Камышеваха. Экипаж смог вернуться на базу лишь 05.02.1942 г.
В последние дни января из-за плохих метеоусловий полк боевой работы не проводил. Лётный состав занимался осмотром стрелково-бомбардировочного вооружения, технический состав - работами на материальной части.
Такая погода продолжалась часто и в первые дни февраля 1942 г . поэтому полк вынужден был вести ограниченную боевую работу. Так, 06.02.1942 г. три самолёта, вылетевшие на разведку погоды с попутной разведкой войск противника, вторую часть задания, из-за плохой погоды выполнить не смогли. 07.02. опять из-за погоды полк не смог проводить боевую работу. В эти дни с лётным составом проводились занятия по марксистко-ленинской подготовке на тему: «Отечественная война советского народа – Сталинское мировозрение», по проработке приказов НКО, Армии, «Особенности самолётовождения на малой высоте» и пр. Технический состав работал на материальной части, изучал НИАС-43.
17.02.1942 г. экипаж лётчика, лейтенанта В.А. Левченко (стрелок-бомбардир, сержант В.М. Дзюба) после разведки войск противника в районе Лозовая – Павлоград на самолёте Су-2 на свой аэродром не вернулся.
С 18.02.1942 г. впервые самолёты 43-го ББАП при выполнении боевого задания стали сопровождать истребители ЛаГГ-3, временами их сменяли Як-1. С этого времени подобную защиту всё чаще стали выполнять, по-очередно, лётчики 23-го,181-го и 296-го ИАП.
«<…>23.02.1942 г. звеном в сопровождении 2-х ЛаГГ-3 три Су-2 вылетели бомбардировать войска противника в р-не н.п. Дмитровка, но задание не выполнили из-за отказа матчасти ЛаГГ-3 – одни Су-2 без прикрытия в ясную погоду на цель не пошли. Другая группа в составе четырёх Су-2 вылетели бомбардировать скопление войск противника в н.п. Орелька. Прикрытие один ЛаГГ-3. Бомбардировали и обстреляли колонну до 40 автомашин и цистерн и до 20 подвод с солдатами. Позже обстреляли обоз до 100 подвод. <…> Уничтожено 5 – 6 автомашин, 6 подвод с лошадьми; до 40 солдат и взорвались 3 цистерны. <…> Сброшено листовок в районе 40 000 шт. Позже, через 4 час., ещё четыре Су-2 бомбардировали и обстреляли до 20 подвод и разбегающихся солдат в н.п Орелька, что уничтожено экипажи не установили. Сбросили в том же районе 60 000 листовок <…>.» [2]
Согласно отчётов, представленных в «Журнале боевых действий 43 ббап за период с 26 августа 1941 г. по 5 февраля 1942 г.», в феврале 1942 г. личный состав 43-го ББАП совершил:
Самолётовылеты
|
Причины невыполнения задания:
|
Потери полка
|
бомбардировка-
штурмовка,
самолётвылет
(с.в.)
|
на разведку
|
технич.
причины,
(с.в.)
|
метеоусловия
|
отсутствие
истребител.
сопровожд.,
(с.в.)
|
погибли
|
вынужд.
посадка,
самолёт
|
план
(с.в.)
|
не
выполнено,
с.в.
|
Всего,
(с.в.)
|
разведка,
(с.в.)
|
экипаж
|
чел.
|
81
|
7
|
-
|
2
|
13
|
2
|
-
|
3
|
7
|
4
|
Всё чаще пилоты стали сталкиваться с необходимостью преждевременного возврата на собственный аэродром из-за технического состояния самолётов. Неполадки в техсостоянии Су-2 зачастую усугублялись неграмотной его эксплуатацией летным и техническим составом. За февраль месяц экипажи 43-го ББАП уничтожили:
Ущерб, нанесённый действиями 43 ББАП врагу в феврвле 1942г.
(согласно информации в журнале полка)
|
сброшено
листовок,
шт.
|
ж.д.вагоны
с боеприпас.
|
железно-дорожные
цистерны
|
автомашины,
ед.
|
дома,
шт.
|
подводы и
лошадей,
ед.
|
солдаты врага,
чел.
|
4
|
3
|
47
|
7
|
28
|
300
|
500 000
|


Маршрут движения 43 ББАП/13-го гв. БАП, Юго-Западный фронт (2-го формирования), с 26. 08.1941 по 05.02.1942.
Заслуженное признание самолёту и главному конструктору принесли успехи авиаторов 43-го БАП. По официальным данным, к марту 1942 г. его экипажи совершили 2377 боевых вылетов (в т.ч. ст. лейтенант Н.П. Зиновьев - 95 вылетов, лейтенант И.П. Трипузов - 89, мл. лейтенант В.А. Сулёв, впоследствии удостоенный звания Героя Советского Союза, - 83, штурманы сбросили на головы врага 379 850 кг бомб, разбросали более 2 млн. листовок. Согласно докладам, экипажи 43-го БАП уничтожили за период боевых действий 216 танков, 112 орудий, 1933 автомашины, 4 склада боеприпасов, 515 повозок, вывели из строя 10 600 солдат и офицеров противника. В соответствии с приказом НКО Сталина № 70 от 7 марта 1942 г. 43-й ББАП преобразовали в 13-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.[30]
Борис Дайтер
43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 3
43-й легкокрылый бомбардировочный Часть 4
|