История сохранила для нас немного имен первых витязей неба, военных пилотов — уроженцев Белоруссии. В их числе — Николай Михайлович Севенко, летчик Русского авиационного корпуса в Великобритании.
...Один из самых невероятных случаев произошел 3 июля 1944 года, когда с Лидского аэродрома, благодаря блистательной операции партизанского спецназа бригады особого назначения НКВД "Неуловимые", из-под самого носа у люфтваффе "ушли" сразу три самолета.
Благодарная человеческая память хранит имена героев и участников исторических событий. В их честь на территории Беларуси сооружены многочисленные памятники и мемориалы. Среди них есть и памятники так называемым летательным аппаратам – самолетам и вертолетам, которые установлены в местах отдыха людей: в городских парках и скверах, на холмах, откуда хорошо просматриваются. В Гомельской области установлено девять мемориальных летательных аппаратов: семь самолетов, из которых два МиГ-15УТИ и по одному ИЛ-14, МиГ-17, СУ-7Б, СУ-25, ТУ-124Ш, а также два вертолета МИ-2 и МИ-8ППА.
Малоизученной страницей в истории пограничных войск является участие в первых боях Великой Отечественной войны пограничной авиации. А между тем наряду с сухопутными частями 22 июня 1941 года бой с немецкими захватчиками приняли авиационные части, дислоцированные на западной границе. Одной из первых встретила врага в родном небе 10-я отдельная авиационная эскадрилья.
…Традиционно, когда говорят о боевых действиях авиации, сначала вспоминают воздушные победы лётчиков-истребителей, затем – точные удары по наземным и морским целям бомбардировщиков и штурмовиков, смелые атаки торпедоносцев. При этом практически всегда «за скобками» остаётся ежедневная боевая работа иных авиационных подразделений – разведывательных, транспортных, связных. Автор этой публикации, служивший в своё время в военно-транспортной авиации, знает об этом не понаслышке…
Три барьера предстояло взять коллективу Артема Ивановича Микояна, когда в нем занялись разработкой истребителя, впоследствии названного МиГ-21. Создать крыло с наилучшими аэродинамическими характеристиками, получить новый, более мощный, более легкий двигатель и наиболее эффективное оружие, каким представлялись в то время реактивные самонаводящие снаряды.
О том, как преодолевались эти барьеры, читайте в научно-художественном рассказе Михаила Арлазорова "Этот нестареющий МиГ-21".