Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

Краснознаменный Витебский разведывательный. Часть 4.

Краснознаменный Витебский разведывательный. Часть 1.

Краснознаменный Витебский разведывательный. Часть 2.

Краснознаменный Витебский разведывательный. Часть 3.

Краснознаменный Витебский разведывательный. Часть 4.

1945-й ПОБЕДЫЙ!
Bзятие крепости Кёнигсберг.

В начале февраля разведуправление штаба 3-го Белорусского фронта имело значительные сведения о группировке и укреплениях врага. Но крупномасштабный план Кёнигсберга предстояло заполнить недостающими данными. Ежедневно вылетали на задания самые опытные воздушные разведчики майор Степан Володин, капитаны Михаил Глебов, Тимофей Саевич, старшие лейтенанты Сергей Мосиенко, Яков Орлов и Николай Георгиевский.

Однако эти вылеты носили, так сказать, частичный характер. Командующий фронтом требовал вскрыть оборону Кёнигсберга, а подходящей погоды для этого не было. Майор Мартьянов приказал капитану Глебову разработать план разведки Кёнигсберга и быть готовым при первой же возможности вылететь на задание.

Орешек действительно оказался крепкий: город-крепость начинен сотнями зенитных орудий, прикрыт истребительной авиацией. После тщательного обдумывания экипаж Глебова посчитал, что лучше всего стоит заход построить со стороны моря. Предполагая, что на короткое время фашисты могут принять самолёт за свой Ме-110. При таком варианте шансов выполнить все три захода несколько больше. Расчеты показывали, что нужно произвести три захода: первый – по северной части города, второй – по центру, третий – по южной части. Продолжительность каждого – от 5 до 7 минут полета в условиях сильного обстрела с земли или атак вражеских истребителей.

План вылета доложили Мартьянову. Тот сообщил, что бояться надо ЗА. Истребители врага их не должны пугать, поскольку их самолёт будет прикрывать целый полк «аэрокобр». А вот от зениток защиты нет.

Перед вылетом на воздушное фотографирование Кенигсберга (слева направо): В.Г. Погорелов, П.В. Шаповалов, Г.А. Мартьянов, М.М. Глебов [13]

20 февраля, после появления погоды, самолёт Пе-2 с экипажем М. Глебова взлетел и приступил к выполнению задания. В штабе возле рации командование полка замерло в тревожном ожидании.

После томительного ожидания, поступило сообщение от Глебова, что задание выполнено. Затем стрелок-радист старшина В. Погорелов сообщил, что самолет подбит, просил разрешение обеспечить осуществление посадки «с ходу». Когда Пе-2 зарулил на стоянку, специалисты быстро сняли кассеты с пленкой и увезли в фотолабораторию, где все уже было готово к обработке снимков. А старший инженер полка подполковник Демин, инженер эскадрильи капитан Куликов, другие специалисты тем временем осматривали самолет. Они пришли к единому выводу, что самолёт ремонту не подлежит.

Демин А.А. Куликов Г.И.

 На другой день Глебов и Шаповалов ушли в фотолабораторию, где обрабатывалась доставленная ими пленка. И не только потому, что их интересовали результаты своей работы. Они во многом помогали специалистам в монтировании большой фотосхемы. Штаб инженерных войск соорудил макет в масштабе 1: 3000, на котором подробно были изображены система оборонительных сооружений и расположение артиллерийских, минометных и даже пулеметных позиций. Словом, макет получился копией кёнигсбергского укрепрайона в уменьшенном виде.

Потом командующий фронтом проводил у макета занятия с командармами, командирами корпусов и дивизий, отрабатывая между частями и соединениями детали предстоявшего штурма Кёнигсберга.

Разведотдел штаба Земландской группы войск составил брошюру- справку «Город и крепость Кёнигсберг» и фотопланшет, размножил их и разослал во все части вплоть до батальонов. Теперь не только высшее командование, но и каждый офицер 3-го Белорусского фронта четко представлял детали и свои действия в предстоявшем штурме. Это впоследствии помогло сохранить жизни многим воинам.

В перерывах между вылетами фронтовики отмечали свои полковые праздники. Один из них совпал с торжественной общенародной датой – 27-й годовщиной Красной Армии. В эти дни в полку узнали об Указе Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года сообщающем, что за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм капитанам Тимофею Александровичу Саевичу, Ивану Ефимовичу Русанову и старшему лейтенанту Якову Никифоровичу Орлову присвоено звание Героя Советского Союза.

Задачи, поставленные перед 11 ОРАП на февраль месяц не были полностью выполнены. Причиной были плохие метеоусловия (в течение месяца полк имел всего 7 лётных дней) и отвратительное состояние аэродрома Лабиау (раскисшая поверхность лётного поля из-за большой влажности).

БОЕВОЙ НАЛЁТ 11 ОРАП за февраль 1945 г.

летало
экипажей
произведено
боев. вылет.,
выполнено
боев. вылет.,
из общего кол-ва выполнено воздушных
боев
обстрелы
зенитной
артиллерией
налёт
визуально фото
15 47 34 4 30 1 5 63ч 55 мин


ПРИМЕЧАНИЕ: 8 боевых заданий не выполнено по метеоусловиям; 3 боевых задания не выполнено из-за плохой организации на аэродромах прикрытия; 1 боевое задание – из-за неисправности матчасти. [21]


Cхема боевых действий 11 ОРАП за февраль 1945 г. [21]

В начале марта полку было приказано выполнить довольно сложное задание: требовалось перспективно сфотографировать морской канал, проходивший от Кенигсберга до Пиллау. Этот канал был прорыт в заливе Фришес-Хафф, по нему даже океанские корабли могли пройти в кенигсбергский порт. Сложность и необычность этого задания заключались в том, что необходимо было пролететь более 40 километров на высоте 300 метров, в двух-трех километрах от южного берега Земландского полуострова, занятого врагом. Оттуда по разведчику могла бить не только зенитная, но и полевая артиллерия, крупнокалиберные пулеметы. Условия выполнения задания складывались так, что экипаж должен был непременно войти в зоны противовоздушной обороны Кёнигсберга и крупнейшей военно-морской базы Пиллау. Кроме того, в непосредственной близости от боевого курса разведчика находились три вражеских аэродрома – Зидлунг, Фишхаузен и Нойтиф. На них насчитывались сотни «мессершмиттов» и «фокке-вульфов», готовых в любой момент подняться в небо. Сложность выполнения этой задачи понимало и командование воздушной армии. Для обеспечения полета разведчика были выделены 18 истребителей. Командиру экипажа предстояло самому отработать с ними детали взаимодействия. Самолёт-разведчик вылетел на аэродром истребителей Повунде.

 

В эти дни в штаб 11 ОРАП пришли новые радостные сообщения из штаба 3 ВА:

- приказом ВГК № 309 от 25 марта 1945 года за овладение городом Хайлигенбайль личному составу 11 ОРАП объявлена благодарность;

- приказом ВГК № 317 от 29 марта 1945 года за разгром группы немецких войск юго-западнее Кёнигсберга личному составу 11 ОРАП объявлена благодарность..

БОЕВОЙ НАЛЁТ 11 ОРАП за март 1945 г.

летало
экипажей
произведено
боев. вылет.,
выполнено
боев. вылет.,
из общего кол-ва выполнено воздушных
боев
обстрелы
зенитной
артиллерией
налёт
визуально фото
18 121 95 8 47 2 14 130ч 31 мин

ПРИМЕЧАНИЕ: 11 боевых заданий произведено на разведку погоды; 2 боевых задания не выполнено из-за плохой организации на аэродромах прикрытия; 10 боевых заданий из-за плохих метеоусловий; 1 боевое задание – из-за неисправности матчасти; 3 боевых задания - из-за сильного противодействия ИА противника.[21]


Cхема боевых действий 11 ОРАП за март 1945 г.[21]

Ранним утром 6 апреля 1945 года на наблюдательный пункт, оборудованный на высоте Фухсберг, прибыли командующий войсками 3-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза А. М. Василевский, генерал армии И. X. Баграмян, командующие родами войск, начальники служб. В соответствии с планом операции начало артиллерийской подготовки назначалось на 08:00.

Уже в первый день Кёнигсберг заполыхал огнем. Но форты оказались живучими. Даже артиллерия большого калибра не могла пробить железобетон. Пришлось применить 1000-килограммовые бомбы.

Однако утром 6 апреля из-за густого тумана бомбить было нельзя. А. М. Василевский приказал перенести начало артиллерийской и авиационной подготовки на 10:00.

Прошло более часа. Ветерок с Балтики начал рассеивать туман. Стали появляться цели кёнигсбергского укрепрайона – они были видны как на ладони.

В назначенное время земля задрожала от артиллерийской канонады, взрывов снарядов и мин. В артподготовке были задействованы 7000 орудий. Во второй половине дня в небе появились эскадрильи бомбардировщиков. Они сбрасывали на город-крепость тяжелые ФАБы – фугасные авиабомбы. Рушились здания, полыхали пожары. Штурм крепости продолжался 4 дня и 3 ночи.

Вечером 8 апреля комендант крепости Кёнигсберга генерал Лаш принял ультиматум советского командования и приказал войскам прекратить сопротивление.

После падения Кёнигсберга в руках гитлеровцев оставались еще Земландский полуостров, военно-морская база Пиллау и коса Фрише-Нерунг. А там, в самой Германии, во второй половине апреля началась Берлинская наступательная операция. Война приближалась к концу.

В штаб 11 ОРАП пришло очередное радостные сообщение:

- приказом ВГК №333 от 9 апреля 1945 года за овладение городом и крепостью Кёнигсберг личному составу 11 ОРАП объявлена благодарность.

Командование 3-го Белорусского фронта решило провести подготовку к окончательному разгрому восточно-прусской группировки. В этой подготовке участвовали и экипажи 11-го авиаполка. Перед ними стояла задача произвести плановое фотографирование всего Земландского полуострова. Командир полка решил выполнить эту задачу одновременным вылетом пяти экипажей разведчиков: капитанов Т. А. Саевича, М. М. Глебова, старших лейтенантов С. И. Мосиенко, Н. В. Георгиевского и Я. Н. Орлова. Каждому их них предстояло сфотографировать по два параллельных маршрута с заходом на боевой курс сначала с востока на запад, затем – с запада на восток. Прикрывать воздушных разведчиков было приказано двум полкам истребителей, которые тоже располагались на аэродромах Лабиау. До основного вылета истребители рано утром смогли слетать на блокирование вражеских аэродромов Гросс-Диршкайн и Фишхаузен.

Взлетели все 5 экипажей разведчиков, строго выдерживая указанные временные интервалы. Перед этим в небо ушёл полк истребителей для того, чтобы очистить воздушное пространство от врага в районе фотографирования оборонительных рубежей противника. Вместе с экипажами Пе-2 поднялся и другой полк истребителей – для непосредственного прикрытия. К каждому самолету-разведчику пристроились по две пары истребителей, остальные шли несколько выше и сзади, составляя группу резерва. Картина получилась внушительная – боевую работу пяти экипажей разведчиков обеспечивали более 70 истребителей. «Петляковы» шли каждый по своему маршруту на параллельных курсах. Прошли линию фронта. Включили аэрофотоаппараты. Пока в небе и на земле все было спокойно. Видимость – отличная. На горизонте появилась береговая черта. На перехват наших разведчиков с аэродрома Гросс-Диршкайн взлетели вражеские истребители. Когда разведчики проходили над аэродромом Гросс-Диршкайн, в воздухе уже разгорался воздушный бой и «петляковы» остались без прикрытия – наши истребители вынуждены были отбивать атаки гитлеровцев.

И все-таки, в целом, задачу разведчики решили не полностью: не вернулся из полета экипаж старшего лейтенанта Николая Георгиевского. К вечеру стало известно, что его штурман и стрелок-радист погибли. Сам же Георгиевский выбросился из горящего Пе-2 и приземлился на парашюте на нейтральной полосе. Фашисты открыли по нему ружейно-пулеметный огонь, били даже из минометов. Используя складки местности, летчик добрался по-пластунски до траншеи наших войск, вернулся в полк.

На следующий день задачу пришлось довыполнять. Утром 25 апреля экипажи 11 ОРАП проводили разведку с плановым фотографированием обороны города и порта Пиллау, аэродрома Нойтиф и косы Фрише-Нерунг. Противодействия истребителей врага не ожидалось поскольку к тому времени в распоряжении фашистов поблизости оставался лишь один аэродром – Нойтиф, располагавшийся напротив порта Пиллау, который стоял пустой. Сфотографировали город Пиллау, порт с наполовину затонувшей большой баржей, аэродром Нойтиф, затем всю косу Фрише-Нерунг. Вернулись на свой аэродром. Там узнали, что еще утром, КА очистила от фашистов Пиллау и косу Фрише-Нерунг. В полк это сообщение пришло в то время, когда Пе-2 были уже в районе цели.

За успешные боевые, разведывательные действия приказом ВГК № 343 от 25 апреля 1945 года за овладение городом и крепостью Пиллау личному составу 11 ОРАП объявлена благодарность.

БОЕВОЙ НАЛЁТ 11 ОРАП за апрель 1945 г.

летало
экипажей
произведено
боев. вылет.,
выполнено
боев. вылет.,
из общего кол-ва выполнено воздушных
боев
обстрелы
зенитной
артиллерией
налёт
визуально фото
16 105 103 34 69 8 113ч 37 мин


ПРИМЕЧАНИЕ: 3 боевых заданий произведено на разведку погоды; 2 боевых задания не выполнено – из-за неисправности матчасти.

В боевом составе полка на 01.05.1945г числилось 16 исправных самолётов Пе-2, для двух самолётов требуются блоки, один самолёт УПе-2.

Личного состава в полку числилось: лётчиков - 30, летнабов – 31, воздушных-стрелков радистов – 37, из них находятся в госпиталях: лётчиков – 1, штурманов – 1, стрелков-радистов – 1. В командировке за получением матчасти находится 4 экипажа. Полк обслуживается БАО 834. <…>

Полк принимал активное участие в проведении операции по разгрому Кёнигсбергской и Земланской группировок. Выполнение боевых задач в сложных метеоусловиях весеннего периода полк при наличии в среднем 15 исправных самолётов и 16 боевых экипажей. На визуальную разведку, фотографирование военных объектов и оборонительных сооружений противника полк располагал 19 лётными днями, из них 6 были ограниченными, в этот период полк произвёл 105 боевых вылетов. Из общего количества лётных дней: 3 вылета произведено на разведку погоды, 2 боевых вылета не выполнено из-за неисправности материальной части.

Из 103 боевых заданий – 13 боевых вылетов произведено на фотографирование площадей под прикрытием истребителей.

Всего при фотографировании заснятая площадь равняется 3107 кв. км. В распоряжение командования 3 ВА отправлено 57 смонтированных и отдешифрованных фотопланшетов (4730 снимков). Дешифрованием фотоснимков в различных районах вскрыто:

артбатарей-255;зенитных батарей – 399; зенитных пулемётов – 270;минбатарей – 126; ДЗОТов – 38; блиндажей – 2232; пулемётных точек – 5399;противопехотных препятствий – 125 км.; противотанковых препятствий – 82; самолётов – 426; танков – 16;автомашин – 13607;транспортов – 207; военных судов – 46; подводных лодок – 18;мелких и вспомогательных судов – 416; ж.д. эшелонов – 44; составов – 120; вагонов – 4130.

Боевых потерь и лётных происшествий, связанных с выполнением боевых заданий и учебно-тренировочными полётами в апреле месяце полк не имеет.

Согласно плана полка в апреле месяце продолжался ввод в строй молодого лётного состава и поверка техники пилотирования старослужащими лётчиками.

В течение месяца на самолёте УПе-2 по вводу в строй молодого лётного состава произведено 23 контрольно-вывозных полёта. Налёт- 4 час12 мин. Самостоятельных полётов по кругу – 14 (летало 9 лётчиков). Инструкторских полётов – 11. На поверку техники пилотирования старослужащих лётчиков произведено 4 полёта (летало 2 лётчика), по маршруту на самолёте Пе-2 произведено 11 полётов (вывезено 8 штурманов).

На облёт матчасти самолётов Пе-2 произведено 5 полётов. Перелётов с аэродрома Лабиау на аэродром Шауляй и обратно – 8. Полётов на связь на По-2 – 43 полёта.» [21]

В начале мая 1945 года, когда Берлин был уже взят, часть освободившихся войск 3-го Белорусского фронта из Восточной Пруссии направили в Прибалтику для разгрома всё ещё сопротивлявшейся Курляндской группировки врага. Туда же отправили и 7 экипажей из 11-го полка. Группа приземлилась на аэродроме Ауце, что в 60 километрах северо-западнее Шяуляя. Фронт находился в 10–12 километрах. Наземные войска, в основном танки, непрерывным потоком двигались к линии фронта и сосредоточивались в исходных для наступления районах. Экипажи полка видели это с воздуха.

В течение 5, 6 и 7 мая экипажи 11-го полка вели разведку аэродромов противника на Курляндском полуострове, контролировали наземные перевозки. Но главная же их задача состояла в том, чтобы путем аэрофотосъёмок вскрыть систему обороны врага на полную глубину. 6 мая экипажи выполнили эту задачу. За эти дни полк не потерял ни одного самолёта.

7 мая 1945 года полку поставили задачу произвести разведку сосредоточения авиации противника на аэродромах Салдус, Колкасрагс (мыс на севере Курляндского полуострова) и на полевой «точке» в 20 километрах северо-западнее Тукумса. После окончания фотографирования аэродрома Салдус экипажами Пе-2 был взят курс на аэродром Колкасрагс.

На следующий день, 8 мая экипажи получили задание на разведку и фотографирование порта Либава, подготовились к вылету и заняли свои места в кабинах самолётов. Уже запустили моторы, когда подъехавший на «виллисе» командующий 3-й воздушной армией генерал-полковник авиации Н. Ф. Папивин дал команду выключить моторы. Он сообщил майору Г. А. Мартьянову, что боевые вылеты закончились – Земландская группировка врага капитулировала!

В день 9 мая 1945года в Лабиау стояла тихая, солнечная погода. С моря тянуло прохладой. Майор Г. А. Мартьянов приказал одеться «по-парадному», с орденами и медалями на груди. Когда все собрались, построил полк в колонну «по-четыре» и привёл его на центральную площадь города. Там уже стояли колонны фронтовиков всех родов войск. Отдельно, справа от трибуны, выстроились 3 батальона автоматчиков. На трибуну поднялись генералы и старшие офицеры. Генерал армии И. X. Баграмян окинул взглядом площадь и, когда все затихли, сказал:

- «На своем боевом пути вы громили оккупантов, приближая День Победы. Этот долгожданный день наступил: гитлеровская армия разгромлена, фашистская Германия капитулировала. Поздравляю вас с Великой Победой! Ура, товарищи!»


Группа летного и технического состава 11 ОРАП. Сидят (слева направо): С.И. Володин, А.Н. Леонов, Г.А. Мартьянов, С.П. Висягин, Г.А. Залевский [13]

Боевой путь 11 ОРАП с 01.08.1942 г. по 08.05.1945 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
РЕАКТИВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ

11 отдельный смешанный авиационный полк (авиационное подразделение в послевоенный период) берет свою историю от 11 отдельного разведывательного авиационного Витебского Краснознаменного, ордена Кутузова III степени полка (вч пп 80504), сформированного 1 августа 1942г. и закончившего войну на аэродроме Лабиау (теперь это г. Полесск) в 41 км от г. Кёнигсберга (сегодня г.Калининград). Всего за годы войны полк сменил 12 аэродромов базирования, принял участие в обеспечении 12-ти наступательных операций наших войск. За успешное обеспечение Витебской наступательной операции полк получил Почётное наименование «Витебский» и награждён орденом Красного Знамени, а за успешное обеспечение Шяуляй-Митавской операции – орденом Кутузова III-й степени. 14 раз в годы войны полку объявлялись благодарности в приказах Верховного Главнокомандующего, более 400 человек личного состава были награждены орденами и медалями, а 9-ти летчикам и штурманам присвоено звание Героя Советского Союза.

  В 1952 году полк, командир Колбеев Александр Никитович (1947 – 1952) [22], базировавшийся в Екабпилсе и Крустпилсе (Латвийская ССР), перевооружили на самолёт Ил-28Р. Отсюда, в мае 1954 года, он был перебазирован в гарнизон Ной-Вельцов, ГДР, где в июле 1954 года был введён в состав 16-й ВА. Командирами полка, в те годы, были: Ткаченко Александр Кузьмич (1952 – 1959), Янков Алексей Иванович (1959 – 1961), Григоренко Михаил Александрович (с 1961- 19_). [22]

Полк эксплуатировал Ил-28Р по 1968 год.

С 1966 по 1970 3-я АЭ полка была переучена на Як-27Р. Те события происходили при командирах полка: Лаптеве Германе Борисовиче (197_ -.1979); Антошкине Николае Тимофеевиче, Герое Советского Союза (1979 – 1980); Корнееве Аркадие Николаевиче (1980 – 1982); Яценко Василие Васильевиче (1982 – 1986). [22 В ходе перевооружения 11 ОРАП получил 24 Су-24 МР и одну АЭ МиГ-25 РБ. В начале 80-х в полк поступили еще несколько Су-24 МР (4-я АЭ). В 1986г. 3-я АЭ полка была перевооружена на самолёты МиГ-25БМ.

В июле 1989 две АЭ (командир п/п-к Хабибулин Т.М.) в полном составе перебазировалась на аэр. Чортков (Украина).

В июле 1990 года 3-я АЭ на МиГ-25БМ передислоцировалась на аэр. Щучин в БВО. В составе эскадрильи в Щучин перелетели 12 самолётов прорыва ПВО МиГ-25БМ и несколько спарок,

МиГ-25 РУ, откуда, позднее, самолёты МиГ-25 БМ перегонялись на авиаремонтный завод в г.Барановичи, где их порезали.

21 мая 1991г последние самолёты МиГ-25 РБ 931-го ОРАП перелетели на аэродром Ной-Вельцов. Там самолёты этой, 1-й АЭ 931-го полка, вошли в состав местного 11-го ОСАП в качестве АЭ.

В начале июля 1993 года все самолёты МиГ-25 РБ и Су-24 МР со Знаменем полка перелетели на аэр. Мариновка (п. Октябрьский), Волгоградской области, где АЭ МиГ-25 РБ была подвергнута расформированию. Командирами полка в то время были: Прокофьев Валерий Яковлевич (1986 – 1992), Соловьёв Алексей Степанович (1992 – 1994). [40] [41] [42] [43]

Впоследствии, в 90-е годы, состав 11 ОСАП был доведён до 4-х эскадрилий, вооружённых самолётами Су-24МР, командиром полка был полковник Сабук Владимир Александрович (1994 – 1997). [22] [44]

Полк существовал до 2009-х, когда на аэр. Мариновка осталась только разведывательная авиационная эскадрилья (РАЭ). Это подразделение стало называться Авиационной базой. Командирами в те годы были: Ухов Алексей Юрьевич (1997 – 2007) и Нейжмак Василий Викторович (2007 – 2009). [22]

В декабре 2009 года 11 ОСАП вместе с частями обеспечения (4041 авиационно-технической базой и 939 отдельным батальоном связи и радиотехнического обеспечения) был переформирован:

 - в авиационную группу в составе 6970-й авиационной базы (г. Морозовск Ростовской области);

- с февраля 2010 года – в РАЭ в составе этой же авиационной базы с местом дислокации на

аэр. Мариновка Волгоградской области;

- с 04.08.2010 г. – в РАЭ 6972-й гв. авиационная база (г. Крымск Краснодарского края);

 - с 01.12.2015 г. 2-ая отдельная авиаэскадрилья (ОАЭ) переформирована в 11-й смешанный авиационный полк (САП). В состав полка вошли разведывательная, на самолётах Су-24МР, и бомбардировочная, передислоцированная с аэр. Морозовск, на самолётах Су-24М, [51] эскадрильи.
 

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ ИЗ ЛИЧНОГО СОСТАВА 319-Й ОТДЕЛЬНОЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ (3-Й ОТДЕЛЬНОЙ ДАЛЬНЕРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ) АВИАЦИОННОЙ ЭСКАДРИЛИЙ И 11-ГО ОТДЕЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ВИТЕБСКОГО КРАСНОЗНАМЁННОГО ОРДЕНА КУТУЗОВА III СТЕПЕНИ ПОЛКА (ВЧ ПП 80504) ЗА УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПЕРИОД 29.04.1942-1945 гг.

 

СПИСОК БЕЗВОЗВРАТНЫХ ПОТЕРЬ ЛИЧНОГО СОСТАВА 319-Й ОТДЕЛЬНОЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ /3-Й ОТДЕЛЬНОЙ ДАЛЬНЕ- РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ АВИАЦИОННОЙ ЭСКАДРИЛИЙ И 11-ГО ОТДЕЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ВИТЕБСКОГО КРАСНОЗНАМЁННОГО ОРДЕНА КУТУЗОВА III СТЕПЕНИ ПОЛКА (ВЧ ПП 80504) ЗА УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПЕРИОД 29.04.1942-1945 гг.


Выражаю благодарность за оказание помощи в оформлении статьи нижепоименованным неравнодушным: А. Балабиной, В. Петрову, А. Шматову, А. Шурпачу.

Борис Дайтер

 

Краткие биографические справки

Лапсин Дмитрий Мартынович (18.03.1918 – 17.10.2003) – ст. сержант (1945), Герой Социалистического Труда (22.03.1966). После окончания школы стал работать учителем нач. классов (1936). С 1939 г. работал председателем колхоза. В 1940 г. призван в РККА. Окончил Омскую ВАШП. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г.- воздушный стрелок-радист ДРАЭ Сев.- Зап.фр. Затем воюет на Калининском фр. (с 28.04.1942), с авг. 1942 до конца войны в составе 11 ОРАП. Совершил более 130 боевых вылетов, ст. сержант. Демобилизован в 1945 г. Вернулся на родину, на Алтай. С 1946 работал в райпрокуратуре. В 1956 возглавил колхоз, позже стал директором крупного совхоза. В 1988 г. вышел на пенсию.
Мосиенко Сергей Иванович (27.07.1921 – 24.02.1991) - генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза (18.08.1945). После окончания 8 кл. школы работал ст. пионервожатым. В 1940 призван в КА и направлен учиться в ВАШП г. Тамбов. После окончания которой (1942) служит в строевой авиачасти. С марта 1943г начинает участвовать в Великой Отечественной в составе 11 ОРАП. В составе полка участвовал в сражениях в составе Калининского, 1 Прибалтийского, 3 Белорусского фронтов. Совершил 131 б.в в глубокий тыл противника на разведку и фотографирование оборонительных рубежей противника, аэродромов, коммуникаций и других объектов, а также на бомбардировку живой силы и техники врага. В ноябре 1944г представлен к званию Героя Советского Союза. После войны продолжил службу в ВВС СССР. В 1955г окончил ВВА (1955), а в 1970г. там же – академические курсы. Был нач. штаба ИАД (1962 – 1969), НШ ВА (1974 – 1976), начальником управления лётно-поисковой службы ВВС (1976 – 1977), начальник единой Гос. авиационной поисково-спасательной службы ВВС (1977 – 1985). С 1985г. – в запасе.

Орлов Яков Никифорович (25.11.1917 — 08.06.2009) — майор (1956), Герой Советского Союза (23.02.1945). После окончания 7-и кл. школы работал матросом, каменщиком. Позднее окончил техникум, работал электрослесарем. Занимался в аэроклубе. В 1940 г. был призван в РККА. В 1942 г. он окончил Тамбовскую ВАШП. С августа 1943 г. — на фронтах Великой Отечественной войны. К ноябрю 1944 г. ст. лейтенант командовал звеном 11-го ОРАП 3-й ВА 1-го Прибалтийского фронта. К тому времени он совершил 154 боевых вылета на воздушную разведку и аэрофотосъёмку скоплений боевой техники и живой силы противника, неоднократно бывал подбит, попадал под обстрелы ЗА и истребителей. После окончания войны продолжил службу в ВВС Советской Армии. В 1952 году окончил Высшие лётно-тактические курсы. В 1957 году был уволен в запас.

Русанов Иван Ефимович (07.09.1915 – 09.04.1995) – майор, Герой Советского Союза (23.02.1945). Окончил 7-летнюю школу и Харьковский авиационный техникум. После окончания работал в Актюбинском аэропорту техником. Призван в РККА в 1939г. В боях Великой Отечественной войны с 26.08.1941г. В составе 52 ББАП был стрелком-бомбардиром, потом лётчиком-наблюдателем. Воевал на Юго-Западном, Калининском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. После ранения направлен в 15 Зап.РАП ПриВО, оттуда – в школу авиаразведки. В составе 11 ОРАП с 06.03.1943г, сержант. Совершил 157 боевых вылетов на разведку и фотографирование войск противника. В сентябре 1943г. его самолёт был сбит над территорией врага, он, обгоревший, выпрыгнул на парашюте и двое суток добирался до наших войск. После лечения в госпитале ст. лейтенант вернулся в 11 ОРАП. После войны продолжил службу в ВВС СССР. Окончил курсы штурманов при Краснодарской военной объединённой школе лётчиков (1952). Уволен в запас в 1955г.

Саевич Тимофей Александрович (23.02.1919 - 23.11.2003) – полковник (1964.), Герой Советского Союза (23.02.1945). После окончания 9 кл. СШ в 1936 призван в РККА и направлен учиться в ВАШП г. Энгельск. Закончить которую ему не удалось – он был отчислен, поскольку его отец был арестован как «враг народа». В 1936 – 1940гг. работал в Уфе инструктором физкультуры в Доме пионеров. В 1940г вернулся в училище после письменного обращения к К.Е. Ворошилову. Здесь и встретил начало Великой Отечественной войны. Летом 1942 после окончания Энгельсовской ВАШП был направлен в действующую армию. С марта 1943 начал воевать в составе 11 ОРАП, мл. лейтенант. 09.09.1943 его самолёт был подбит. После спуска на парашюте попал в плен, бежал. Вернулся в полк. Командир звена, капитан за время войны совершил 185 боевых вылетов на разведку и бомбардировку вражеских войск. После войны продолжал служить в ВВС СССР. С 1964г.- в запасе, а потом в отставке.

Самохин Николай Ермолаевич (01.10.1913 – 27.03.1978) – капитан (1943), Герой Советского Союза (1945). После окончания 7 кл. школы пошел учиться в аэроклуб. В РККА с 1934 г. Направлен учиться в 11-ю ВАШП (г. Ворошиловград). После окончания (с 05.11.1936 г.), мл. лейтенант, начал военную службу в должности пилота 4-й ДРАЭ 116-й АБр (г. Смоленск). 15.04. 1938 г был переведён в 31-го СБАП, ст. лётчик. Участник Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Великую Отечественную войну встретил 22.06.1941г. Служил в 38 СБАП, ком. звена, затем переведён в 506 ББАП. Сражался на Западном, Брянском, Калининском фр. 18.08.1942 г. оказался в числе первых лётчиков в составе 11 ОРАП, ст. л-т, ком. звена. 17.05.1943 г. капитан представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. 20.06.1944 г. был назначен зам. командира АЭ по лётной части. С сентября 1944 г. – курсант подготовительных курсов командного факультета ВВА ВВС РККА г. Москва. После окончания курсов, в марте 1945 г., вернулся на свою должность в 11 ОРАП. Всего за годы Великой Отечественной войны совершил 245 б. в., участвовал в 115 воздушных боях. С 07.1945 г. продолжил службу в ВВС - комэск 119-го гв. БАП 3-й ВА. 29.08.1946 г. был переведён в резерв офицерского состава при 15-й ВА ПрибВО. С 08.02.1947 г. - в запасе.

Источники информации:

1. Витебская энциклопедия URL: http://www.evitebsk.com/wiki/

2. Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941гг. — М.: НАУКА, 1986

3. 11-й отдельный разведывательный авиационный Витебский Краснознамённый ордена

Кутузова III степени полк.- // URL: https://proza.ru/2022/09/24/1595

4. Организация ВВС РККА 1941-1945гг. // Авиация Второй мировой URL: http://www.airpages.ru/ru/vvs1.shtml

5. В. Котельников, М. Никольский, Из истории собственных наименований воздушных судов России // Авиация и космонавтика. 2006. №2-4.

6. Военно-воздушные силы СССР // Академик URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/849442/95272

7. Википедия — свободная энциклопедия // URL: https://ru.wikipedia.org/

8. Советская разведывательная авиация в начальный период войны // URL: https://historical-fact.livejournal.com/138967.html

9. Проблематика организации предвоенного производства советских боевых самолетов. // URL: https://dzen.ru/a/Y_uAIzkLRTmFO0sK

10. Советская разведывательная авиация в начальный период воины // URL: https://coollib.com/b/197611-zhurnal-aviatsiya-aviatsiya-2000-04/readp?p=19

11.Сайт памятьнарода.ру // URL: https://pamyat-naroda.ru

12. Сайт подвигнарода. ру // URL: https://podvignaroda.ru/

13. А.Г. Синицкий, М.М. Глебов В.Т. Жарко, ВОЗДУШНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ // URL: https://pda.coollib.com/b/49403/read

14. Советская аэрофоторазведка в небе войны // URL: https://topwar.ru/85912-sovetskaya-aerofotorazvedka-v-nebe-voyny.html

15. Волков А. А., Советская авиапромышленность и ВВС РККА в период репрессий -1939 г. // URL: http://artofwar.ru/w/wolkow_a_a/text_0030.shtml

16. Воздушная разведка // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Воздушная_разведка

17. Глаза советского верховного командования. Разведывательная авиация и дальние разведчики СССР в ВОВ. // URL: https://dzen.ru/a/YHg6NURCHziFXMTP

18.Журнал боевых действий 11 орап в период с 03.08.1942 по 05.03.1943-// URL: https://pamyat-naroda.ru/

19. Оперативные сводки штаба (ОСШ) 11 орап-// URL: https://pamyat-naroda.ru/

20. Отчет о боевой работе (ОБР) 11 орап в период с 01.12.1944 по 31.12.1944 г. -// URL: https://pamyat-naroda.ru/

21. ОБР 11 орап в период с 01.01.1945 по 30.04.1945 г. -// URL:  https://pamyat-naroda.ru/

22. Сайт выпускников училища БВВАУЛ - http://bvvaul-barnaul.narod.ru/11orap.htm

23. 319-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья- URL: https://proza.ru/2018/04/24/1191

24. 3-я отдельная дальнеразведывательная авиационная эскадрилья- URL: https://proza.ru/2018/04/24/1800

25. Оперативная сводка 362 СД от 05.07.1942- URL: https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=136469676

26. Красная Армия перед войной: организация и кадры URL:http://militera.lib.ru/research/meltyukhov/09.html

27. 319-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья - URL: http://allaces.ru/sssr/struct/e/rae319.php

28. 11-й отдельный разведывательный Витебский Краснознаменный ордена Кутузова авиационный полк – форум-URL: https://nazadvgsvg.ru/viewtopic.php?id=980

29. 320-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья - URL: http://allaces.ru/sssr/struct/e/rae320.php

30. Лапсин Дмитрий Мартынович-биография- URL:  https://warheroes.ru/

31.Лаухин Николай Иванович-биография- URL:  https://www.moypolk.ru/soldier/lauhin-nikolay-ivanovich-2

32. Фотографии немецкой аэрофотосъёмки - URL: http://budetinteresno.info/luftwaffe-aerofoto/view2_shatalovka_18943__03053.jpg

33. Местонахождение н.п. Шаталово на карте Смоленского р-на - URL: https://yandex.ru/images/

34. Глебов Михаил Максимович – биография - URL: https://m.qrz.ru/awards/563.html;

https://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/Глебов,_Михаил_Максимович; https://vladmuseum.ru/ru/data/ex109/

35. 11 Краснознаменный отдельный разведывательный авиационный Витебский ордена Кутузова полк - URL: http://ava.org.ru/rap/11.htm

36. https://www.asisbiz.com/il2/Pe-2/pages/Petlyakov-Pe-2R-13VA-with-a-technician-and-a-loaded-AFA-1-camera-1943-01.html

37. Поисковое объединение «ТРИЗНА»- URL: https://trizna.ru/forum/topic/

38. WikipediA - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.b7a7e183-65816d9e-8506566c-74722d776562/https/en

39. Лазарев О. В. «Летающий танк». 100 боевых вылетов на Ил-2. 1-й и 2-й Прибалтийские фронты. Аэродром Колпачки:- URL: https //history.wikireading.ru/221908

40. 11-й Витебский Краснознаменный ордена Кутузова Отдельный Разведывательный Авиационный Полк - URL: https://forum.faleristika.info/viewtopic.php?t=516328&start=90

41. 11-й отдельный разведывательный Витебский Краснознаменный ордена Кутузова авиационный полк - URL: http://forums.airforce.ru/holodnaya-voina/2811-diviziya-il-28-v-gdr-2/

42. 11-й отдельный разведывательный Витебский Краснознаменный ордена Кутузова авиационный полк - URL: https://foxbat.ru/maks/welzow_11orap/welzow_11orap_02.htm

43. 11 Краснознаменный Витебский ОРАП,- URL: http://aerofencer.narod.ru/polk.htm

44. Авиачасти и отдельные эскадрильи, вооружённые самолётами Су-24 - URL:  https://aerofencer.narod.ru/polk.htm

45. https://www.moypolk.ru/soldier/

46. Вклад 1-й воздушной армии в освобождение Беларуси (1944 г.) -URL: https://military.wikireading.ru/h8TBm5FnI7

47. Боевое донесение штаба (БДШ) 11 оравп № 225, 1943.08.14- URL: https://pamyat-naroda.ru/

48. БДШ 11 оравп № 293, 1943.10.20- URL: https://pamyat-naroda.ru/

49. БДШ 11 оравп № 323.1943.11.20- URL: https://pamyat-naroda.ru/

50. Устратов Андрей Васильевич. 793 ББАП и 11 ОРАП -биография - URL: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=358.0

51. Образование 11 ОСАП - URL: https://vk.com/wall-60767131_20467

52. Военная хроника 11-го ОРАП в ВОВ- URL: https://ok.ru/video/212725271179

53. Обзор боевых действий частей и соединений 3 ВА за сентябрь месяц 1944 года - URL: https://pamyat-naroda.ru/

54. Обзор боевых действий частей и соединений 3 ВА за февраль 1945 года - URL: https://pamyat-naroda.ru/

55. Иногда пикирующий бомбардировщик. Петляков Пе-2- URL: ⁠⁠https://pikabu.ru/story/inogda_pikiruyushchiy_bombardirovshchik_petlyakov_pe2_8995875

56. ВВС России - Герой Советского Союза Орлов Я.Н. - URL: www.airforce.ru/content/lyudi-v-aviacii/2327-geroi-sovetskogo-soyza-orlov-dh-n/

 

Категория: Статьи | Добавил: Саша (29.02.2024)
Просмотров: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024