Главная | Минская область. Часть 1 | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория

МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. ЧАСТЬ 1.

На территории Минской области насчитывается 71 мемориальный летательный аппарат - 56 самолётов (Ан-12, 2 Ан-2, Ан-2Р, Ан-2ТД, Ан-24Б, Ан-24РВ, Ан-26ЛЛ, Ан-26РТ, Ил-2, Ил-14П, Ил-18В, Ил-76Т, Ли-2, 2 МиГ-15УТИ, 2 МиГ-17, МиГ-19П, МиГ-21СМТ, МиГ-23 образца 1971 г., МиГ-23МЛД, 2 МиГ-23УБ, МиГ-25БМ, МиГ-25ПУ, МиГ-25РБС, МиГ-27К, 2 МиГ-29 (9-13), По-2, Су-7БМ, Су-7БМК, Су-9, 2 Су-17М, 2 Су-24М, Су-24МР, 2 Су-25, Су-27, 2 Ту-134А, Ту-154Б-2, Як-18, Як-25М, Як-28ПП, 3 Як-40, 3 Як-52, L-29 «Delfin», экспериментальный самолёт "кольцеплан Нарушевича"), 14 вертолётов (Ми-1М, 3 Ми-2, 5 Ми-2У, Ми-8СМВ, Ми-8Т, 2 Ми-24П, Ми-26) и 1 планер SZD 41.

МИНСК
В столице Республики Беларусь городе Минск имеется 7 мемориальных самолётов – МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-23 образца 1971 г., МиГ-29 (9-13), 2 Як-52, Су-7БМ и вертолет Ми-2.

МиГ-15УТИ - номер «98» красного цвета с белой окантовкой (до августа 2017 года голубого цвета с чёрной окантовкой). Корпус – естественного цвета металла. Установлен на шасси возле 3-го учебного корпуса  в Учреждении образования «Белорусская государственная академия авиации». Ранее (с 1982 г.)  находился на постаменте-пилоне с убранным шасси возле главного учебного корпуса (ул. Уборевича, 77). В мае-июне 2017 г. был с постамента и перемещен на новое место.
11 мая 2018 г. состоялась торжественная церемония открытия памятного знака к экспозиции самолёта МиГ 15УТИ. Памятный знак представляет собой установленную на вертикальной стойке табличку с текстом.
МиГ-17МиГ-17МиГ-17МиГ-17 МиГ-17 МиГ-17

МиГ-17 - номер «01» красного цвета без окантовки, корпус – естественного цвета металла. Установлен на постаменте-пилоне с убранными шасси перед зданием средней школы № 65 (улица Кульман, дом 28а), рядом с погибшему 06.07.1944 в районе Минска Герою Советского Союза заместителю командира эскадрилии 74-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старшему лейтенанту Борису Семёновичу Окрестину, чьё имя носит эта школа, самолёт является частью мемориала, созданного в 1976 – 1977 годах «на средства учителей, учеников и их родителей и полученные от сдачи макулатуры и металлолома».
МиГ-17

МиГ-23 (образца 1971 г.) - номер «57» красного цвета с белой окантовкой, корпус – верхняя часть – двухцветной серо-зеленой камуфляжной раскраски, нижняя – голубого. Установлен на территории Учреждения образования «Белорусская государственная академия авиации» возле здания военного факультета.
МиГ-23МиГ-23
 
МиГ-29 (9-13) — бортовой номер «15» красного цвета (ранее имел бортовой номер "21"). Установлен на территории  штаба ВВС и войск ПВО (в/ч 45017) и является частью памятного знака в честь 15-летия объединения ВВС и войск ПВО Беларуси в один вид вооружённых сил.
МиГ-29 установлен на постаменте на подставках под левой и правой стойками выпущенного шасси, передняя стойка – в воздухе. На передней части постамента табличка с текстом "НАРОД БЕЛАРУСИ ДОВЕРИЛ НАМ МИРНОЕ НЕБО!". На подкрыльевых пилонах подвешены ракеты класса «воздух-воздух»: на внутренних — Р-27Р, на средних и внешних — Р-73. 
Установлен в 2016 году.
МиГ-29МиГ-29МиГ-29
 
Су-7БМ – номер первоначально «77», ныне – «29» красного цвета без окантовки. Бортовой номер был изменен на «29», как у самолета, на котором в 1996 году погиб подполковник Карват, после переименования улицы в честь Владимира Николаевича Карвата. Корпус – естественного цвета металла. Установлен в период 1983 – 1985 годов на постаменте-пилоне с убранными шасси в бывшем военном городке в районе Степянка на нынешней улице Карвата. До 1992 года на постаменте имелась табличка с текстом «Слава советским лётчикам!».
Су-7БМСу-7БМСу-7БМСу-7БМСу-7БМ

Як-52 – заводской номер 8910202. Раскраска типовая для самолетов Як-52 ДОСААФ. Установлен на металлической стойке, самолет с правым креном, стойки шасси выпущены. На верхней поверхности крыла надпись «Минский аэроклуб». На месте регистрационного номера нанесена надпись EW-32070НМ. Ранее имел регистрационный номер EW-057AM и эксплуатировался в ДОСААФ. Доставлен в Минск 3 мая 2018 года.
В июле 2018 года установлен на повороте с Минской кольцевой автодороги на Липковский проезд, ведущий к Минскому аэроклубу.
 
На территории Учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь» установлены два мемориальных летательных аппарата: вертолет Ми-2 и самолет Як-52.

Ми-2 – заводской номер 545631058 бортовой номер «02» белого цвета. Построен в 1978 году на заводе PZL-Swidnic. С 2009 года использовался в качестве на учебном аэродроме Военной академии.
В 2019 году установлен около КПП авиационного факультета.

Як-52 – заводской номер 889101 регистрационный номер EW-053AM. Построен в 1988 году. Эксплуатировался в . Был передан в Военную академию в качестве учебного пособия и некоторое время находился на академии.  Затем был установлен между учебным корпусом и казармой.

 
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В Белорусском Государственном Музее истории Великой Отечественной войны имеется два мемориальных самолета - Ли-2 и По-2.

Ли-2заводской номер 33444309, бортовой – «56» голубого цвета без окантовки, корпус – верхняя часть – зелёного цвета, нижняя – небесного, с 1953 года служил в составе ВВС Ленинградского военного округа, в 1977 году прибыл своим ходом из Ленинграда в Липки и перевезён оттуда в Минск, где был установлен на открытой площадке военной техники Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов в Минске (проспект Независимости, дом 25а), в 2008 году перевезён из Минска в Боровую. Находился в экспозиции Музея авиационной техники до марта 2013 года. 14 марта 2013 года перевезён в новый Музей истории Великой Отечественной войны на проспекте Победителей и установлен на открытой площадке около здания музея.
Ли-2Ли-2Ли-2Ли-2

По-2 - бортовой номер «1» белого цвета без окантовки, корпус: верхняя часть – зелёного цвета, нижняя – голубого. Расположен в зале, называемом «Дорога войны». Привезен в музей из Москвы в ноябре 2013 года. Самолет содержит 70 % оригинальных комплектующих и деталей.
По-2_09.07.2014По-2_09.07.2014

ЖДАНОВИЧИ
Около поселка Ждановичи Минского района на территории спортивно-оздоровительного комплекса учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси "Международный университет "МИТСО" имеется 1 мемориальный вертолет - Ми-2У.

Ми-2У - заводской номер 545719078, бортовой номер "31" голубого цвета с черной окантовкой. Корпус:  верхняя часть зелёного цвета, нижняя - голубого. Построен в 1978 году на заводе PZL-Swidnic. Эксплуатировался в Минском аэроклубе ДОСААФ.
До 2005 года на территории спортивно-оздоровительного комплекса располагался пионерский лагерь имени Марата Казея, который курировал Белорусский военный округ. В лагере был установлен самолет МиГ-19С, переданный в 2007 году Музею авиационной техники, а взамен из Минского аэроклуба привезли вертолет. 
Ми-2Ми-2Ми-2Ми-2
 
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС "ЛИНИЯ СТАЛИНА"
У деревни Лошаны Заславльского района расположен Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», на площадке авиационной техники которого установлено 8 мемориальных летательных аппаратов – 5 самолётов (Ан-2, МиГ-23МЛД, МиГ-25РБС, Су-17М, Су-25) и 3 вертолёта (Ми-2У, Ми-8СМВ, Ми-24П).

Ан-2 – заводской номер 116047308,  бортовой номер «03» жёлтого цвета без окантовки. Выпущен Киевским авиационный заводом № 473 в 1961 году. Корпус зелёной раскраски, ранее эксплуатировался в Учебно-спортивном учреждении «Центральный аэроклуб имени дважды Героя Советского Союза С.И.Грицевца» ДОСААФ Республики Беларусь, откуда получен и установлен в 2009 году по обмену с Музеем авиационной техники на МиГ-29(9-13).
Ан-2Ан-2

 
МиГ-23МЛД - заводской номер 0390312950 (истинный серийный номер 121-16), бортовой номер "14" белый без окантовки. Корпус: верхняя часть - двухцветной зелёно-коричневой камуфляжной раскраски (до 2015 года  зелёно-коричневой камуфляжной раскраски), нижняя – голубой. Выпущен Московским авиационным производственным объединением в апреле 1979 года. Состоял на вооружении 201 иап, (аэродром ) и имел бортовой номер белый контур без заполнения.
МиГ-23МЛД_17-07-2015МиГ-23МЛД_17-07-2015

 
МиГ-25РБС – заводской номер 02053164, бортовой номер «07» белого цвета без окантовки. Корпус серого цвета. Состоял на вооружении 10-го отдельного разведывательного авиаполка.
МиГ-25РБ

 
Су-17М – заводской номер 72722, бортовой номер «48» белого цвета без окантовки. Построен в 1974 году на Дальневосточном машиностроительном заводе (ныне - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина). Корпус: верхняя часть - двухцветной зелёно-коричневой камуфляжной раскраски (до 2015 года  зелёно-коричневой камуфляжной раскраски), нижняя – голубой.
Су-17М_17-07-2015Су-17М_17-07-2015

 
Су-25 – заводской номер 25508108085, бортовой номер «26» белый без окантовки. Корпус: верхняя часть - двухцветной зелёно-коричневой камуфляжной раскраски, нижняя – голубой. Построен в 1986 году на Тбилисском авиационном заводе №31. Состоял на вооружении 378 ошап. Самолет участвовал в боевых действиях в Афганистане (первый вылет 20 августа 1986 г., всего 584 боевых вылета). Перед установкой в музей был перекрашен.
Су-25_17-07-2015Су-25_17-07-2015

 
Ми-2У – заводской номер 545635058, бортовой – «06» белого цвета (до 2015 года красный с белой окантовкой). Корпус: верхняя часть – зелёного цвета, нижняя – голубого. Построен в 1978 году на заводе PZL-Swidnic.
Ми-2У_17-07-2015Ми-2У

 
Ми-8СМВ – бортовой номер «87» белого цвета без окантовки, заводской номер 9767104. Корпус: верхняя часть – трёхцветной зелёной камуфляжной раскраски, нижняя – голубой. С вертолета демонтирован комплекс радиоэлектронной борьбы.
Построен в 1976 году на Улан-Удэнском авиационном заводе. Состоял на вооружении эскадрильи РЭБ 65-й транспортно-боевой вертолётной базы. После её расформирования был передан в 181-ю боевую вертолётную базу (Пружаны).
Ми-8МТ

 
Ми-24П – номер «11» белый без окантовки, корпус: верхняя часть двухцветной коричнево-зеленой камуфляжной раскраски (до 2015 года камуфляжной раскраски), нижняя – голубой.
Ми-24П_17-07-2015Ми-24П_17-07-2015

ЛИПКИ

На аэродроме Липки имеется 4 мемориальных летательных аппарата — 2 вертолета Ми-2У и 2 самолета —МиГ-23УБ и Су-24М.

Ми-2У – заводской номер 547211061, ранее имел бортовой номер EW-20253. Корпус типовой раскраски авиациии МЧС Республики Беларусь. Построен в августе 1981 года на заводе PZL-Swidnic. С 26 августа 1981 года Ми-2 CCCP-20253 эксплуатировался в Белорусском УГА. С 1993 года с регистарционным номером EW-20253 эксплуатируется в Белорусской базе авиационной охраны лесов, с 1996 года - Республиканское унитарное предприятие авиационной охраны лесов "Беллесавиа". Установлен на постаменте на территории Государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «АВИАЦИЯ» МЧС Республики Беларусь, аэродром Липки.
Ми-2Ми-2Ми-2
 
Су-24М №26 – заводской номер 0715360,  бортовой номер "26" белого цвета. Корпус – верхняя часть серого цвета, носовая и нижняя – белого. Построен в 1985 году на Новосибирском авиазаводе. Состоял на вооружении 116-й бомбардировочно - разведывательной авиационной базы (в/ч 18555), аэродром Россь. Крайний полет совершил 11 октября 1995 года, после чего был законсервирован. Налетал 831 час 38 минут, совершил 1248 посадок. Находился на хранении в Росси, затем в Барановичах, откуда был доставлен 29 июня 2016 года в Музей авиационной техники в Боровой.
В июне 2017 года перевезен из музея на аэродром Липки, новое место базирования Минского аэроклуба. К 2020 году планируется перенести в Липки и Музей авиационной техники. 
Су-24МСу-24М

Ми-2У — заводской номер 548624034, бортовой номер "80" красного цвета. Корпус: нижняя часть зеленого цвета, средняя красного, верхняя белого. Построен в 1984 году на заводе PZL-Swidnic. Эксплуатировался в Минском аэроклубе и имел бортовой желтого цвета. Был установлен 19 мая 2014 года к 80-тилетию Минского аэроклуба перед въездом на территорию аэроклуба на , где до 2017 года находился Минский аэроклуб. 5 октября 2017 года Ми-2 был перевезен на аэродром Липки — новое место базирования Минского аэроклуба. В ноябре 2017 года установлен на металлических стойках перед въездом на территорию аэроклуба.
Ми-2Ми-2Ми-2

 

МиГ-23УБ – бортовой номер «88» белого цвета. Ранее использовался в качестве в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь».   в Липки 17 ноября 2018 года для пополнения экспозиции авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ.

Ми-2

МАЧУЛИЩИ

В посёлке МАЧУЛИЩИ Минского района установлены 2 мемориальных самолёта – Ан-26РТ, Су-9.

Ан-26РТ – установлен к 33-летию 50-й ордена Красной Звезды  смешанной авиационной базы на постаменте на территории части напротив плаца и является частью мемориала, посвященного военнослужащим 50 САБ, погибшим выполняя свой интернациональный долг в афганском небе. Открытие мемориала состоялось в июне 2013 года. На передней части постамента имеется мемориальная плита из черного мрамора с именами 130 погибших авиаторов 50‑го отдельного смешанного авиационного полка. В салоне самолета с символическим бортовым номером «50» в мае 2014 года открыт музей воинской славы полка.

Данный Ан-26РТ с бортовым номером 24 желтого цвета в составе 50-го отдельного смешанного авиационного полка выполнял в небе Афганистана задачи по обеспечению связью экипажей и их взаимодействию с наземными силами. Затем до конца 1990-х годов летал в составе авиабазы.
Ан-26РТАн-26РТАн-26РТАн-26РТАн-26РТ
Су-9 – номер «50» красного цвета без окантовки, корпус – естественного цвета металла, установлен предположительно в начале 1980-х годов на плацу перед штабом на постаменте-пилоне с убранными шасси, на табличке на постаменте надпись: «Воздушные просторы покорившим, защите Родины жизнь посвятившим».
Су-9_16-06-2015Су-9_16-06-2015Су-9_16-06-2015

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "КУРГАН СЛАВЫ"

В Смолевичском районе, на 21-м километре магистрали М2 Минск — Национальный аэропорт «Минск», у подножия Мемориального комплекса «Курган Славы», установлен штурмовик Ил-2.

Ил-2 бортовой номер «57» белого цвета. Корпус: верхняя часть зеленого цвета, нижняя — голубого. На нижней поверхности крыла, фюзеляже  и киле красные звезды с белой окантовкой. На левом борту фюзеляжа в районе кабины экипажа надпись «За Родину!» белого цвета. Установлен на постаменте высотой 6,5 метров в экспозиции оружия и военной техники времен Великой Отечественной войны.

Найти, отреставрировать и установить памятник штурмовику предложила Федерация профсоюзов Беларуси.
Самолет собирался по частям. Бронекорпус обнаружен в 2003 году в болотах Ленинградской области. Реставрация хвостовой части проводилась в Санкт-Петербурге. Крылья и центроплан изготавливались в Нижнем Новгороде. Использованы оригинальные шасси, лопасти винта, некоторые другие узлы и детали. Все это в разные годы найдено поисковиками на местах былых боев. Полная сборка и отделка самолета производилась в Москве. Самолет установлен без двигателя.
Постамент разрабатывали преподаватели и студенты архитектурного факультета Белорусского государственного технического университета.

Торжественное открытие памятника состоялось 29 августа 2019 года. 75 лет назад в этот день была завершена наступательная операция Багратион.

Ил-2Ил-2

ОКТЯБРЬ
У деревни Октябрь Логойского района Минской области расположена база отдыха Пикник-отель «Экспедиция», на территории которой имеется 1 мемориальный вертолет - Ми-2.
Ми-2 – бортового обозначения не имеет. Корпус оранжевого цвета с нанесенными изображениями логотипа Пикник-отеля и рядом надписей рекламного характера. Вертолет расположен в так называемой "фотозоне" для проведения фотосессий. Символ Пикник-отеля, как почётный участник самых опасных экспедиций. Ранее эксплуатировался в вооруженных силах.
Ми-2Ми-2Ми-2

СЛУЦК
В районном центре Минской области городе Слуцке имеются 2 мемориальных летательных аппарата — самолет Ан-2ТД и вертолет Ми-2.
 
На территории ГУО «Минское областное кадетское училище» (ул. Магистральная, д. 2) имеются 2 мемориальных летательных аппарата — самолет Ан-2ТД и вертолет Ми-2. Летательные аппараты были переданы училищу в сентябре 2016 года военнослужащими войсковой части №36857 (3666 авиационно-технический склад ВВС и войск ПВО в районе деревни Новодворцы) и установлены в качестве образцов военной техники. До передачи училищу Ан-2ТД и Ми-2 располагались на территории 3666-го авиационно-технического склада в качестве мемориальных ЛА и ко дню части 24 июня 2016 года на них были нанесены символические бортовые номера: на Ан-2ТД — (70 лет складу) и на Ми-2 — (9-й городок).

Ан-2ТД – бортовой номер «70» белого цвета. Корпус: верхняя часть трехцветной зелено-коричнево-серой камуфляжной раскраски, нижняя — голубой.
Ранее имел бортовой номер «01» белого цвета и находился на территории 3666 авиационно-технического склада. Самолёт доставили в воинскую часть в начале 2013 года в разобранном виде. Ан-2ТД был восстановлен и установлен на территории части в качестве к 67-летию образования части, которое отмечалось 21 июня 2013 года.

Ми-2 – заводской номер 561847051, бортовой номер «09» белого цвета. Корпус: верхняя часть двухцветной зеленой камуфляжной раскраски, нижняя – голубой.
Транспортно-санитарный Ми-2 был выпущен 25 августа 1971 г., последний вылет по формуляру 1 марта 1991 года. Вертолёт Ми-2 с бортовым номером «52» доставили из Гродно, из расформированной 95 овэ (в/ч 32920) предположительно в 1993 году в поселок Новые Засимовичи Пружанского района Брестской области и установлен на постамент возле штаба 181-й боевой вертолетной базы. Позже на него нанесли камуфляжную окраску и предположительно бортовой номер "01". После обновления окраски Ми-2 получил символический бортовой номер "181". В связи с расформированием вертолетной базы 26 октября 2015 года Ми-2 был снят с постамента и перевезен в Слуцк. До сентября 2016 года находился на территории 3666-го авиационно-технического склада, после чего был передан кадетскому училищу.


ЧЕРВЕНЬ
В районном центре Минской области городе Червень имеется 1 мемориальный самолет - Су-24МР. 
 
Су-24МР – бортовой номер "75" белого цвета. Корпус стандартной серо-голубой окраски. Состоял на вооружении 2-ой эскадрильи 10-го отдельного разведывательного авиационного полка, аэродром Щучин. С июля 1994 года в 3-й эскадрилье116-ой бомбардировочно-разведывательной авиационной базы, . После расформирования 116-й браб в июле 2010 года Су-24МР перебазировали на хранение в Барановичи. В г. Червень с июля 2015 года.
 
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2019