Главная | Витебская область | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

На территории Витебской области насчитывается 18 мемориальных летательных аппаратов – 13 самолётов (Ил-14Т, МиГ-15бис, МиГ-23МЛ, Су-17М, 5 Су-24М, 2 Су-27, Су-27П, Ту-16) и 5 вертолётов (Ми-1, Ми-2У, Ми-8, Ми-8Т, Ми-24В).

БЕГОМЛЬ
В городском поселке Бегомль Докшицкого района Витебской области имеется 1 мемориальный самолёт – Ил-14Т.
Ил-14Т (бортовое обозначение – «02», цифры первоначально – тёмно-зелёные, с 2005 года – красные. Корпус: верхняя часть – белая, нижняя – зелёная, разделённые изломанной красной полосой) установлен на шасси на перекрёстке Минск - Полоцк и Бегомль - Глубокое, сразу за кругом в сторону Полоцка. Возле самолета установлена табличка с текстом: «Самолет «Ил-14» прототип самолета «Дуглас» В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на Бегомльщине было организовано партизанское движение. С марта 1943 г. в Бегомле действовал партизанский аэродром. С помощью самолетов «Дуглас» осуществлялась связь партизан с «Большой землей»: доставлялись оружие, боеприпасы, медикаменты, эвакуировались раненые. Благодаря Бегомльскому аэродрому поддерживалось партизанское движение на территории Минской, Витебской, Вилейской и Барановичской оластей.» До июля 2004 года был установлен Музея народной славы. Самолет ранее использовался в полярной авиации и был передан Музею народной славы Бегомля в начале 90-ых годов как память о подвиге бегомльцев, обеспечивших существование партизанского аэродрома, имевшего стратегическое значение не только для района, но и для Беларуси.
 
В память о действовавшем аэродроме на выезде в сторону Докшиц установлен на месте бывшего партизанского аэродрома. Мемориальная табличка гласит: «Здесь в 1942—1944 г.г. действовал партизанский аэродром, через который поддерживалась связь с „Большой землей", отсюда начала свой боевой путь группа организаторов партизанского движения в Литве». Памятник в 1967 году открывал Петр Миронович Машеров.
Ил-14Ил-14Ил-14Ил-14
 
БОЛБАСОВО
В городском поселке Болбасово Оршанского района Витебской области имеется 1 мемориальный самолёт – Ту-16.

Ту-16 — бортовое обозначение "87" белого (до мая 2017 г. красного) цвета. Корпус – серого цвета.

Установлен в парке бывшего военного городка на тумбах-подставках под левой и правой стойками выпущенного шасси, носовая стойка – в воздухе.

Под самолётом – постамент с металлической доской с рисунками эмблемы ВВС на тулью, лавровой ветви и текстом: «В год 70-летия Великого Октября как символ гордости воинов-авиаторов Дальней Авиации самолёт ТУ-16 воздвигнут на пьедестал в 33-ю годовщину со дня формирования в/ч 32901 3.09.1987 г. г-н Болбасово», над постаментом – металлическая доска в виде геральдического щита с государственным гербом и надписью: «Республика Беларусь 2001 год Историко-культурная ценность Самолёт Ту-16 Дальней авиации Памятник охраняется государством Причинение вреда карается по закону».

Во время последней реконструкции самолета в мае-июне 2017 года на левый борт фюзеляжа нанесли стихи Феликса Чуева: «Земля считает цветом нации тех, кто был, кто есть, кто будет в авиации».

Единственный в Беларуси памятник Дальней авиации и единственный мемориальный летательный аппарат в Республике Беларусь, занесённый в Государственный реестр памятников.

Ранее принадлежал 402-му тяжелому бомбардировочному авиационному полку Дальней авиации, дислоцировавшемуся в гарнизоне Болбасово с 1954 до 1994 год. После вывода полка с территории страны в 1994 году самолет оказался бесхозным. Поселковый совет считал Ту–16 имуществом авиаремонтного завода, но на балансе предприятия его не было. В связи с этим самолет подвергался частичному разграблению: из самолета вырывали куски обшивки, били остекление, поджигали колеса. Многие ветераны полка и жители поселка встали тогда на защиту Ту-16. Огромных усилий стоило оформить документы о присвоении самолету статуса памятника Дальней авиации. Сегодня памятник Ту–16 стоит на балансе Болбасовского поселкового исполкома, а шефствует над ним Оршанский авиаремонтный завод.
Ту-16Ту-16_10.04.2010Ту-16_10.04.2010Ту-16Ту-16ДоскаЗнак
 
ВИТЕБСК
В областном центре – городе Витебск – имеется 5 мемориальных летательных аппарата – 2 самолёта (МиГ-15Рбис, Су-24М) и 3 вертолёта (Ми-2У, Ми-8Т, Ми-24В)
Все они подготовлены к установке в качестве памятников на Республиканском унитарном предприятии «Оршанский авиаремонтный завод» в Болбасово (Оршанский район Витебской области) и установлены в июне 2010 года на шасси на на площади Победы.
 
МиГ-15Рбис – бортовой номер "27" зелёного цвета без окантовки (ранее номер "33"). Корпус – естественного цвета металла. До поступления в экспозицию военной техники в Витебске самолет был установлен на территории Республиканского казенного предприятия "Центр утилизации авиационных средств поражения" в г. Городок Витебской области. 
МиГ-15бис
 
Ми-2У – бортовой номер "05", цифры – белого цвета без окантовки. Заводской номер  545634058. Корпус:  верхняя часть зелёного цвета, нижняя - голубого. Построен в 1978 году на заводе  PZL-Swidnic. Эксплуатировался с 1978 года в Витебском аэроклубе ДОСААФ и имел бортовой номер "05" жёлтого цвета с чёрной окантовкой. С 1998 года находился на в Витебском аэроклубе. В 2010 году установлен в экспозиции Парка Победы.
Ми-2
 
Ми-8Т – бортовое обозначение – «51», цифры – белого цвета без окантовки, заводской номер 9733020. Корпус – верх зеленого цвета, низ - голубого. Построен в 1973 году на Улан-Удэнском авиационном заводе. Предположительно состоял на вооружении 276-й боевой вертолетной базы.
Ми-8
 
Ми-24В - бортовой номер "50" белого цвета, корпус – двухцветной салатово-зелёной камуфляжной раскраски с рисунками "акульей пасти" в носовой части корпуса и "глазок" по обоим бортам. Установлен в экспозиции в ночь с 15 на 16 июня 2010 года.
Ми-24
 
Су-24М — заводской номер 0815304, бортовой номер "28" белого цвета. Установлен на шасси на бетонных блоках на въезде в Витебск со стороны Полоцка 25 ноября 2017 года. Состоял на вооружении 116-ой бомбардировочно-разведывательной авиационной базы, аэродром Россь. Затем находился на хранении в Барановичах, откуда 21 ноября 2017 года был доставлен в Витебск.
По левому борту самолета установлена табличка с тактико-техническими данными Су-24М.
Су-24МСу-24МСу-24МСу-24МСу-24МСу-24М
 
ГЛУБОКОЕ
В районном центре Витебской области городе Глубокое имеются 3 мемориальных самолёта – Су-17М, Су-24М и Су-27.
 
Су-17М – серийный номер 6707*, бортовое обозначение «101», цифры: первоначально – цвета без окантовки, затем – красного с белой окантовкой, ныне красного цвета без окантовки. Корпус: верхняя часть – трёхцветной желто-зелёно-коричневой камуфляжной раскраски, нижняя - голубого. Установлен 6 июля 1996 года, к 101-й годовщине со для рождения Сухого, на въезде в город на постаменте, на подставках под левой и правой стойками выпущенного шасси, носовая стойка – в воздухе. На внешних крыльевых пилонах подвешены блоки неуправляемых авиационных ракет , на внутренних крыльевых пилонах — блоки неуправляемых авиационных ракет . На переднем торце постамента – чёрная доска с надписью: «Авиаконструктору Павлу Сухому. От земляков, Комплекс-банка,  Барановического авиаремонтного завода» (памятник установлен Республиканским унитарным производственным предприятием «558-й авиационный ремонтный завод» (Барановичи), ранее специализировавшимся на ремонте самолётов семейства Су-17, на средства Витебского филиала Республиканского акционерного коммерческого банка «Комплекс-Банк»). Известный советский авиационный конструктор дважды Герой Социалистического труда Павел Осипович Сухой (1895 – 1975) родился 10 (22) июля 1895 года в местечке Глубокое тогдашнего Дисненского уезда Виленской губернии Российской Империи.
---------------
*Серийный номер 6707 взят с Су-17, находящегося в  музее П. О. Сухого в ГУО "Средняя школа №1 г. Глубокое имени П.О. Сухого". В ряде источников имеется информация, что это кресло с данного Су-17М.
Су-17МСу-17МСу-17МСу-17М
 
Су-24М – бортового обозначения не имеет (был доставлен в Глубокое с бортовым номером "02" белого цвета). Установлен рядом со имени П. О. Сухого на ул. Минская. Доставлен в Глубокое 24 апреля 2018 г. из Барановичей, где самолет находился на хранении. 
Су-24МСу-24МСу-24МСу-24М
 
Су-27 – заводской номер 36911034512, бортового обозначения не имеет (ранее имел бортовой номер "32" сначала , а после 2011 года — красного цвета с белой окантовкой). Корпус голубого цвета, носовой обтекатель антенны РЛС и радиопрозрачные законцовки килей — белого. Состоял на вооружении 61-й истребительной авиабазы, после вывода из эксплуатации находился на хранении на аэродроме Барановичи. В Глубокое был доставлен 24 апреля 2018 г. Установлен в парке Победы. Торжественное открытие состоялось 9 мая 2018 г.
Су-27Су-27
 
ПЕСЧАНКА (АЭРОДРОМ КУКОВЯЧИНО)
В деревне Песчанка (она же Боровская) Витебского района на территории Витебского аэроклуба ДОСААФ имени А.К.Горовца имеется 3 мемориальных летательных аппарата: 2 самолёта - Су-27П, Су-24М и вертолёт Ми-1.
 

 
Ми-1 — корпус первоначально зеленого цвета с красными звездами по бортам в средней части фюзеляжа, со средины 2006 года — белого цвета с красной изломанной линией вдоль фюзеляжа. При последней реставрации на передней части капота главного редуктора нанесен номер «17» черного цвета с падающей тенью красного цвета. «17» — реальный бортовой номер этого вертолета во время эксплуатации его в Витебском аэроклубе. Ми-1 эксплуатировался в Витебском аэроклубе ДОСААФ с 1958 по 1978 год.
Установлен на круглом постаменте перед зданием штаба Витебского аэроклуба к по вертолетному спорту в 1978 году. По правому борту в районе главной стойки шасси на постаменте вертикально установлены три лопасти несущего винта вертолета Ми-1, в верхней части которых закреплена эмблема ДОСААФ. Перед постаментом установлена табличка с описанием истории создания и летно-техническими характеристиками вертолета Ми-1.
Ми-1Ми-1Ми-1Ми-1Ми-1
 
Су-27П — заводской номер 36911019718, бортовой номер "38" черного цвета. Выпущен 19 июня 1987 года Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом им. Ю.А. Гагарина. С бортовым номером «60» голубого цвета поступил на вооружение 594-го учебного авиаполка 148-го центра боевой подготовки и переподготовки летного состава (594 уиап 148 ЦБП и ПЛС, аэродром Саваслейка в Нижегородской области). С июня 1991 г. на вооружении 61 иап (аэродром Барановичи), где получает номер «42» красного цвета. Ориентировочно в 2003 году сменил номер на «38» черного цвета.
Установлен в экспозиции авиатехники Витебского аэроклуба 10 сентября 2016 года.
Су-27ПСу-27ПСу-27ПСу-27П

Су-24М — заводской номер 0815346, бортовой номер "40" белого цвета. Установлен осенью 2016 года.
 
Су-24МСу-24МСу-24МСу-24М
 
ПОСТАВЫ
В районном центре Витебской области городе Поставы имеется 3 мемориальных летательных аппарата - самолёты МиГ-23МЛ, Су-24М и вертолет Ми-8 .
МиГ-23МЛ - заводской № 0390308260, бортовое обозначение – «23», цифры – красные с белой окантовкой. Корпус: верхняя часть – двухцветной зелёно-серой (ранее зелено-коричневой) камуфляжной раскраски, нижняя – серого цвета. Установлен на шасси в городском сквере по улице Гагарина на аллее памяти . До 1989 года самолёт состоял на вооружении 2-й эскадрильи 979-го истребительного Волковысского Краснознамённого Ордена Суворова 3-й степени авиационного полка и базировался на аэродром Щучин (Гродненская область), имел бортовой номер «23» в виде белого контура без заполнения. Затем был передан в качестве учебного пособия в Минское авиационно-техническое училище гражданской авиации, откуда в 2006 году перевезён в Поставы. По просьбе жителей города был установлен на постаменте у дороги Колевцы – Поставы при въезде в город, на шоссе Р-27 Мядель-Браслав перед пересечением с улицами Красноармейской и Космонавтов в честь воинов-авиаторов, выполнявших воинский долг на аэродроме Поставы с 1953 по 1995 гг..
29 марта 2017 г. был перемещен в городской сквер по улице Гагарина. Вместо МиГ-23МЛ в мае 2017 г. на постамент установили Су-24М.
МиГ-23МЛМиГ-23МЛМиГ-23МЛМиГ-23МЛМиГ-23МЛ
 

Ми-8 – бортовой номер «04» белого цвета (до установки в качестве авиапамятника цифры жёлтого цвета). Корпус двухцветной зелёной камуфляжной раскраски. Построен в 1975 году.

Установлен 29 января 2013 года ко дню памяти  воинов-интернационалистов на аллее славы в парке по улице Гагарина. Вертолет пополнил экспозицию военной техники около памятника воинам-интернационалистам. Поступил в экспозицию из Отдельного авиационного отряда органов пограничной службы Республики Беларусь.

Ми-8Ми-8_26-06-2013Ми-8_26-06-2013Ми-8_26-06-2013Ми-8_26-06-2013Ми-8_26-06-2013Ми-8_26-06-2013

Су-24М – бортовой номер «305» (изначально «05») белого цвета. Самолет получил такой номер, вероятно, в честь дислоцировавшегося в Поставах до 1993 года 305-го бап, на вооружении которого состояли самолеты Су-24. Корпус стандартной для Су-24 раскраски в серо-голубой и белый цвета. Доставлен в Поставы из Барановичей в апреле 2017 года. Установлен в мае 2017 года на шасси при въезде в город у шоссе Р-27 Мядель-Браслав перед пересечением с улицами Красноармейской и Космонавтов. У подножия постамента установлен камень с рисунками звезды с серпом и молотом, стилизованных крыльев и двухлопастного воздушного винта и текстом: «В честь воинов-авиаторов, выполнявших долг на аэродроме Поставы с 1953 по 1995 г.г.»
С 2006 г. по 2017 г. на этом постаменте был установлен самолет МиГ-23МЛ, 29 марта 2017 г. на аллею памяти воинам-интернационалистам в городском сквере по улице Гагарина.

Су-24МСу-24МСу-24МСу-24МСу-24М

СЕННО
В районном центре Витебской области городе Сенно имеется 2 мемориальных самолета – Су-24М и Су-27. Самолеты установлены в парке Трех Героев и являются частью экспозиции военной техники, созданной к областным «Дажынкам-2016».
Сенно
 
Су-24М – заводской номер 0715355, бортовой номер "21" белого цвета. Состоял на вооружении 116-ой гвардейской Радомской Краснознамённой бомбардировочно-разведывательной авиационной базы. После снятия Су-24 с вооружения находился на базе хранения в Барановичах, откуда в конце июля 2016 года был доставлен в Сенно.
Су-24МСу-24М
 
Су-27П – заводской номер 36911034816, бортовой номер "34" черного цвета. Построен в апреле 1991 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина и в составе первой партии из 11 бортов поступил на вооружение 61-го иап, аэродром Барановичи. Имел бортовой номер «27» красного цвета с белой окантовкой. На правом киле на заводе была нанесена . Предположительно в 2003 году получил номер . Состоял на вооружении  61-й истребительной авиационной базы. После снятия с вооружения находился на хранении в Барановичах. 26 июля 2016 г. в Сенно. По правому борту установлена табличка с тактико-техническими характеристиками Су-27.

Примечание: Су-7БМК из деревни ЯНЧУКИ Поставского района – в 2007 году перевезен в Боровую.
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2019