История учебных аэродромов и учебных летательных аппаратов МАТУ ГА – БГАА. Часть 1.
ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ АЭРОДРОМ
МиГ-23, как уже было сказано выше, появились ещё на гражданском учебном аэродроме в 80-ые годы. Один из них МиГ-23 образца 1971 года с бортовым номером 25 (заводской номер 021000910) выпущен Московским машиностроительным заводом "Знамя Труда" (завод №30) 30 сентября 1972 года. Состоял на вооружении 701-го УАП, 201-го ИАП. 201-ый иап базировался в Мачулищах, вероятнее всего самолёт был передан сразу с этого аэродрома. Второй МиГ-23 также модификация образца 1971-го года. Бортовой номер 57. Третий – это МиГ-23МЛ, ботовой номер 23, заводской № 0390308260. До 1989 года состоял на вооружении второй эскадрильи 979-го истребительного Волковысского Краснознамённого Ордена Суворова 3-й степени авиационного полка и базировался на аэродроме Щучин. После расформирования полка самолёт был передан училищу.
МиГи на территории УА в период 1988-1991 года.
МиГ-23МЛ б/н 23 на учебном аэродроме в 1992 год.
Начало 90-ых годов были отмечены массовым сокращением армии. Многие авиационные полки и дивизии были выведены с территории Беларуси или расформированы. Вследствие этих сокращений на учебном аэродроме оказались самолёты МиГ-27К (из 911-ого апиб) и МиГ-25БМ (151-ый полк РЭБ). Передача этих самолётов училищу спасла их от разделки на металлолом. МиГ-27К появился на учебном аэродроме в 1994 году. До 1996 года учебному заведению был передан и МиГ-25БМ.
МиГ-25БМ, который был передан в училище, является редкой модификацией легендарной машины. Бортовой номер самолёта 78, заводской №66005425 был построен в конце 1985 г. и является одним из последних выпущенных МиГ-25БМ. В начале 1986 г. был принят на вооружение 3-й эскадрильи 931 ОГРАП (в/ч п.п. 82377 г. Вернойхен, ГСВГ). В июле 1990 года 3-я аэ на МиГ-25БМ передислоцировалась на аэродром Щучин в БВО. В Щучине эта эскадрилья вошла в состав 151 отдельного авиационного полка радиоэлектронной борьбы 26-й воздушной армии, который передислоцировался в Щучин годом ранее. После списания МиГ-25БМ находился в Барановичах и ожидал разделки. Чуть позже было решено передать МиГ Минскому авиаколледжу. Самолёт на момент списания выработал всего 20% назначенного ресурса.
МиГ-25БМ на территории военного учебного аэродрома в 2002 году. Фото: straycat.
Военный УА был образован в середине 90-ых, предположительно в 1996 году. Возможно создание отдельного УА был обусловлено тем, что на прежней площадке было сложно разместить большое количество военных самолётов. Весной 1996 года на учебном аэродроме находилось 3 МиГ-23 и МиГ-25, в ангаре находился МиГ-27.
МиГи на военном учебном аэродроме в 1996 году. Фотография из архива Михаила Никишина.
МиГ-27К в ангаре военного учебного аэродрома в 2002 году. Фото: straycat.
В июне 1996 года из Пружан был передан Ми-24В с бортовым номером 17. Вертолёт совершил первый полёт 4 марта 1982 года, за время испытательных полётов провёл в воздухе 8 часов 40 минут и совершил 23 посадки. 9 мая для винтокрылой машины началась война в Афганистане. Там он поступил на вооружение 4-ой эскадрильи 280-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-ой общевойсковой армии. До 19 марта 1985 года вертолёт налетал 1.186 часов 44 минуты, совершив 765 посадок. С 28 января (после ремонта?) по 13 декабря 1986 года борт 17 был приписан к летно-испытательной станции (в/ч 36989) в Душанбе. Там, в Таджикистане, на вертолёте совершили испытательные полеты (налет — 6 часов 28 минут, количество посадок — 8). 14 декабря 1986 года Ми-24 приземлился на аэродроме Кундуз. Его принял 181-й отдельный вертолетный полк ВВС 40-й общевойсковой армии. До 19 августа 1988 года, в период второго пребывания винтокрылой боевой машины в Афганистане, общий налёт составил 443 часа 38 минут, а количество посадок — 976. В конце августа 1988 года вертолёт в составе 181-го овп был передислоцирован в Пружаны, где продолжил службу в ВВС Краснознамённого Белорусского военного округа, позже в ВВС Беларуси. До 29 мая 1996 года вертолёт находился в эксплуатации, а 1-го июня был доставлен на учебный аэродром №2 (военный аэродром) Минского авиационного колледжа. Как память о войне, а также в воспитательных целях курсантов, на лобовом стекле оператора вооружения были сохранены следы попадания пули.
Ми-24В на территории военного учебного аэродрома в 2002 году. Фото: straycat.
До 2002 года на военном учебном аэродроме появился Су-25, который, как и Ми-24 принимал участие в войне в Афганистане. Также на военном аэродроме «приземлился» Ми-8T с бортовым номером 17. К тому времени один из МиГ-23 (бортовой номер 57) был установлен в качестве памятника около второго корпуса (военная кафедра). С самолёта сняли оборудование, двигатель, разобрали кабину.
Военный учебный аэродром в середине 2000-ых. Фотография из архива Дмитрия Владимировича.
В период с 2002 по 2010 год вертолёт Ми-8 был выведен из состава учебных пособий и передан другой организации. Самолёт МиГ-27К выкатили из ангара и поставили в общий ряд с другими самолётами и вертолётами. Самолёты МиГ-23 были списаны и установлены в качестве памятников в Поставах в 2006 (МиГ-23МЛ с бортовым номером 23) и на родине Климука в посёлке Томашовка в июне 2009 года (МиГ-23 с бортовым номером 25).
В 2011 году на самолёте МиГ-25БМ начались подготовительные работы по передаче самолёта в экспозицию Музея авиационной техники в Центральном аэроклубе ДОСААФ (посёлок Боровая). 24 мая был перевезён на новое место.
Транспортировка МиГ-25БМ по территории училища. Май 2012 г.
С мая 2012 года в распоряжении военных остался вертолёт Ми-24В, самолёты Су-25 и МиГ-27К. Спустя год, в августе 2013 года на учебный аэродром доставили МиГ-29, который до этого состоял на вооружении 927 иаб, а после 61 иаб.
МиГ-29 б/н 04, самолёт принадлежал 927-ой истребительной авиабазе. Фотография 2014 года.
В июле 2014 года привезли Су-24М (бортовой 49), который до этого находился на базе хранения в Барановичах. Самолёт из состава 116-ой браб, ранее базировавшейся в Росси.
Су-24М б/н 49. Фотография 2014 года.
В конце 2015 года с Мачулищ привезли Ми-8МТ, до этого эксплуатировавшийся в 50-ой смешанной авиабазе. Бортовой номер 28. Чуть позже на вертолёте обновили камуфляж.
Ми-8МТ. Фото Виктора Григорьева.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ПЛАНЕРУ КАФЕДРЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ДВИГАТЕЛЕЙ
Свои учебные пособия имеет кафедра технической эксплуатации воздушных судов и двигателей. В качестве учебных пособий здесь используют самолёт Ан-2, у которого демонтированы правые консоли крыльев, а также часть обшивки, для наглядного изучения конструкции планера, в таких же целях используют Ми-2, у которого демонтирован несущий винт, балка, и другие агрегаты. Данные летательные аппараты расположены в отдельном ангаре, в котором помимо вышеперечисленного находятся авиационные двигатели, стойки шасси и многое другое, необходимое для обучения курсантов данной кафедры. Вертолёт Ми-2 был передан из Витебска в 1998 году. После приземления в Минск-1 был разобран, перевезён в колледж и переведён в макетное состояние. В 2004 году училищу был передан самолёт Ан-2, который находился на хранении в аэропорту Минск-1. Преподавателям кафедры на выбор было предоставлено около десяти самолётов данного типа, из которых учебным пособием стал Ан-2R с бортовым номером EW-40499.
Ан-2 EW-40499 в ангаре училища.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На начало 2019 года на территории академии в качестве учебных пособий находятся следующие летательные аппараты: Ан-2R, Ан-2П, Ан-24РВ, Ми-2, Ми-8П, Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-24В, МиГ-27К, МиГ-29, Су-24М, Су-25, Ту-134, Ту-134А, Ту-154Б, Як-40. Это 16 летательных аппаратов, из которых 5 вертолётов и 11 самолётов.
МГВАК в начале 2000-ых. Видны два учебных аэродрома.
Учебный аэродром весной 2013 года.
Из гражданских воздушных судов для обучения используются в основном Ту-134А и Ту-154Б, а также как наглядные пособие по планеру Ан-2 и Ми-2 на кафедре ТЭВСиД. Ту-134 по планам должен быть разделан, с него уже сняты двигатели и часть оборудования. Вероятно, что в скором времени другие самолёты и вертолёты УА также будут списаны с баланса академии. Некоторое время рассматривался вопрос установки самолёта Як-40 у входа в академию. Есть вероятность, что что-то установят как памятник, что-то может попасть в музей (при аэроклубе ДОСААФ в Минске), а что-то будет утилизировано. Дальнейшее развитие аэродрома видится в обновлении воздушных судов, в частности самолётами западного производства.
На военном учебном аэродроме в процессе обучения используются все летательные аппараты. Периодически происходит обновление камуфляжа. Так, с 2013 года все самолёты и вертолёты, которые были переданы учебному заведению, обновили окраску, на самолёте Су-24М были сохранены технические надписи. К сожалению, в 2011 году был перекрашен самолёт МиГ-27К в несвойственный ему цвет, хотя до этого самолёт имел оригинальную заводскую окраску, а также частично перекрашен в яркий камуфляж Ми-24В (позже вертолёту вернули привычный камуфляж). В 2018 году на «Крокодиле» была нарисована хищная пасть с зубами, а на пылевых фильтрах воздухозаборников нарисовали глаза.
История учебных аэродромов была начата в 1976 году, когда рядом с правительственными стоянками появился самолёт Ту-124, чуть позже самолётов стало 5, в 1978 году УА сменил площадку на место около 407 АРЗ. К 1985 году самолётов на учебном аэродроме было 13. После переезда УА на территорию училища, часть самолётов передали в УТО, часть утилизировали. На новом месте появились и новые самолёты, а также вертолёты. А спустя 10 лет учебных аэродромов стало 2, военные самолёты получили новую прописку на своей площадке. Чуть позже свои летательные аппараты появились и у кафедры ТЭВСиД. Всего же за всё время с момента основания училища, этому учебному заведению принадлежало более 30 летательных аппаратов.
Учебные летательные аппараты МАТУ ГА
№ п/п |
Тип ВС |
Рег. /бортовой № |
Завод. № |
Серийный № |
Год выпуска |
Дата поступления
в училище |
1 |
Ту-124В |
СССР-45080 |
5351703 |
17-03 |
08.05.1965 |
1976 |
2 |
Як-40 |
EW-87775 |
9031013 |
13-10 |
30.09.1970 |
04.09.1976 |
3 |
Як-40 |
СССР-87767 |
9030213 |
13-02 |
05.10.1970 |
14.07.1977 |
4 |
Ан-2Т |
СССР-13734 |
111047310 |
110-10 |
21.01.1958 |
04.1977 |
5 |
Ан-2Т |
СССР-43905 |
111247307 |
112-07 |
07.02.1959
|
04.1977 |
6 |
Ан-2Т |
СССР-70951 |
111747309 |
117-09 |
30.04.1959 |
1980 |
7 |
Ан-2Т |
СССР-35386 |
113247303 |
132-03 |
03.03.1960 |
09.1977 |
8 |
Ту-134 |
EW-65614 |
7350302 |
03-02 |
23.11.1967 |
13.02.1984 |
9 |
Ту-134 |
СССР-65636 |
9350910 |
09-10 |
12.11.1969 |
18.01.1983 |
10 |
Ан-24 |
СССР-46717 |
27300105 |
001-05 |
05.10.1962 |
1977 |
11 |
Ан-24 |
СССР-46731 |
37300502 |
005-02 |
01.10.1963 |
1981 |
12 |
Ан-24РВ |
EW-46607 |
37308604 |
086-04 |
20.04.1973 |
20.06.1978 |
13 |
Ту-134А |
EW-65663 |
0351109 |
11-09 |
08.12.1971 |
05.05.1988 |
14 |
Ан-2П |
EW-70383 |
1Г141-37 |
141-37 |
28.10.1972 |
20.11.1989 |
15 |
Ми-8Т |
EW-22475 |
0238 |
38-02 |
21.11.1969 |
06.10.1989 |
16 |
Ми-8П |
EW-25259 |
0110 |
10-01 |
15.08.1967 |
11.08.1988 |
17 |
Ан-12 |
|
|
|
|
|
18 |
Ту-154Б |
EW-85122 |
75А122 |
0122 |
16.09.1975 |
27.07.1982 |
19 |
МиГ-23 |
57 |
|
|
|
|
20 |
МиГ-23МЛ |
23 |
0390308260 |
|
|
|
21 |
МиГ-23 |
25 |
021000910 |
|
30.09.1972 |
|
22 |
МиГ-25БМ |
78 |
66005425 |
|
1985 |
1996 |
23 |
МиГ-27К |
17 |
|
|
|
04.1994 |
24 |
Ми-8Т |
17 |
|
|
|
|
25 |
Су-25 |
44 |
|
|
|
|
26 |
Су-24М |
49 |
|
|
|
07.2014 |
27 |
МиГ-29 |
04 |
|
|
|
08.2013 |
28 |
Ми-24В |
17 |
|
|
04.03.1982 |
01.06.1996 |
29 |
Ми-8МТ |
28 |
|
|
|
10.2015 |
30 |
Ан-2 |
EW-40499 |
1Г225-16 |
225-16 |
1987 |
2004 |
31 |
Ми-2 |
|
|
|
|
|
Всеволод Тарасюк
ИСТОЧНИКИ
1. Наша авиация URL: https://russianplanes.net/
2. Обращение ВрИО НАЧАЛЬНИКА УЧИЛИЩА к НАЧАЛЬНИКУ СЭС МИНСКОГО ОАО от 05.11.1976 «о выдачи заключения на отвод земельного участка под учебный аэродром»
3. Ответ начальника СЭС Минского ОАО начальнику училища от 10.11.1976
4. План размещения УА от 31.12.1976
5. Приказ № 6-11-356 начальника БУГА от 18.01.1977 о передачи земельного участка авиационному училищу.
6. Обращение начальника Минского ОАО к начальнику МАТУ ГА «О нарушении правил хранения ВС на земле» от 30.01.1978
7. НТЭРАТ ГА-93 (приложение 1.1)
8. ЛIТАК У МIСЬКОМУ ПАРКУ — НА МЕТАЛОБРУХТ // ЗВЯГЕЛЬ URL: http://www.zvyagel.com.ua/2001_30/30_city.shtml
9. Теляков В.А. Сквозь облака и годы, Минск: УП «Минская фабрика цветной печати» 2003 год.
10. Обращение начальника училища к начальнику «Всесоюзного объединения «Авиаремонт» от 15.06.1984 «О включенни в план завода перевозки самолётов»
11. Приёмо-сдаточный акт самолётов МАТУ ГА УТО-7 от 19 ноября 1985
12. Приёмо-сдаточный акт самолётов МАТУ ГА УТО-7 от 19 ноября 1985 (копия)
13. Технический акт от 19.09.1985
14. Дефектный акт 1986 г.
15. Схема предполагаемого маршрута перебазирования учебных самолётов
16. Разрешение заместителя министра о передачи училищу самолётов Ту-134А от 18 марта 1985 года
17. Письмо начальника МАТУ ГА начальнику УУЗ МГА от 17.05.1988 года.
18. Интервью Сидоровича Н.А. Студенческая газета УО "МГВАК", выпуск №6, февраль 2013 года.
|