Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [157]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [1]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

История учебных аэродромов и учебных летательных аппаратов МАТУ ГА – БГАА. Часть 1.

ВСТУПЛЕНИЕ

Если вам приходилось бывать в Белорусской государственной академии авиации, вы наверняка наблюдали на её территории площадку с самолетами и вертолетами с надписью «АЭРОФЛОТ» на фюзеляже. Конечно, нет ничего удивительного, что на территории авиационного учебного заведения находится авиатехника. Но, наверняка, равнодушным при виде подобной стоянки воздушных судов мало кто остается.

Так и я, поступив в Минский государственный высший авиационный колледж в 2011 году, с восторгом рассматривал эту стоянку авиатехники. Нельзя сказать, что самолёты вблизи я видел впервые. Проведя всё детство в военном авиагородке в Лиде, я облазил многие самолёты военной авиации, но авиалайнеры, перевозившие в своё время пассажиров на трассах некогда огромной страны, для меня были чем-то новым и необычным. Через неделю нас, курсантов первого курса, повели на ознакомительную экскурсию, где можно было побывать вблизи самолётов и вертолётов, а также посидеть за штурвалом одного из авиалайнеров. От наших преподавателей мы услышали немало историй про учебный аэродром и «базировавшиеся» на нем воздушные суда.

Как оказалось, нынешний учебный аэродром — не первое место расположения летательных аппаратов учебного заведения. Благодаря людям, работавшим когда-то и работающим сейчас на учебных аэродромах, сохранился ряд документов по учебным аэродромам, что вкупе с их воспоминаниями позволило составить реестр учебных летательных аппаратов авиаучилища и историю его учебных аэродромов.

ЧАСТЬ 1

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ АЭРОДРОМ

Минское авиационное техническое училище гражданской авиации было образовано в 1974 году Распоряжением Совета Министров Белорусской ССР от 22 июля 1974 г.  № 515р и приказом Министерства гражданской авиации СССР от 9 августа 1974 г. № 154. В структуре училища была создана учебная авиационно-техническая база (УАТБ). Данное подразделение комплектовалось летательными аппаратами, которые были списаны с лётной эксплуатации и на которых курсанты получали необходимые практические навыки технической эксплуатации авиационной техники.

Для учебного аэродрома МАТУ ГА была выделена площадка в аэропорту Минск-1 недалеко от правительственных стоянок (Рис. 1). В 1976 году училище получило первый учебный самолет — Ту-124В с бортовым номером СССР-45080. Построенный в 1965 году, самолет три года эксплуатировался в 235-ом отдельном правительственном авиаотряде в аэропорту Внуково, затем был передан в Литовское УГА. 30 декабря 1974 г. борт был подвергнут перегрузкам, превышающим допустимые, в результате чего признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и списан по приказу № 268. Возможно самолёт находился на АРЗ № 407. Простояв около 2-х лет в аэропорту, вероятнее всего на территории завода, Ту-124В был передан в МАТУ ГА, став первым самолётом в качестве учебного пособия в училище. Появление на аэродроме училища самолета позволило учебно-производственному отделу организовать для курсантов уже первого набора практические занятия на реальной авиационной технике.


Практические занятия на Ту-124В на учебном аэродроме около правительственных стоянок.

В этом же году из Челябинска училищу был передан самолёт Як-40 с бортовым номером СССР-87775. В то время данный тип воздушного судна был вполне современным, по всему союзу было немало управлений ГА, которые эксплуатировали Яки. К слову, с 1972 года данные самолёты по решению БУГА базировались в Могилёве.

Проведение занятий на самолёте Як-40 СССР-87775 в 1978 году (учебный аэродром около правительственных стоянок). Фото из архива И.А. Равана.

Чуть позже на учебном аэродроме появился самолёт Ан-24. С большой долей вероятности это Ан-24 с бортовым номером СССР-46717, так как по имеющимся данным этот самолёт был списан 27 сентября 1977 года [1]. Причиной списания была отработка назначенного ресурса.

Проведение занятий на самолёте Ан-24 СССР-46717 в 1978 году (около правительственных стоянок). Фото из архива И.А. Равана.

В 1977 году был списан и передан училищу самолёт Як-40 с бортовым номером СССР-87767, который эксплуатировался одним из управлений гражданской авиации и был списан по износу [1]. В Минск-1 самолёт прилетел сам, после чего был переведён в макетное состояние. Интересно отметить тот факт, что в этом самолёте был организован кабинет начальника учебного аэродрома и для обучения из двух Яков использовался только СССР-87775.

Як-40 СССР-87767 на учебном аэродроме. Фотография сделана со стороны АРЗ. Из архива И.А. Равана.

Также в этот период на учебном аэродроме появился самолёт Ан-2. Какой именно самолёт был передан училищу пока не известно. Это либо СССР-13734 или СССР-43905. По информации, размещённой в интернете [1] эти два самолёта были переданы училищу в 1977 году, однако в книге «Сквозь облака и годы» рассказывается о передачи училищу второго Ан-2 после 1978 года.

 

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ АЭРОДРОМ

Вероятнее всего, первое место для учебного аэродрома было временным, так, в 1976 году в соответствии с приказом Министра гражданской авиации «О создании Минского авиационного технического училища гражданской авиации» на территории Минского аэропорта должны были выделить земельный участок под учебный аэродром училища.

Предполагалось выделить площадку размером 100 на 500 метров на окраине территории аэропорта, вдоль ограждения со стороны улицы Брилевской. 5 ноября 1976 года руководством училища был направлен запрос в санитарно-эпидемиологическоую службу (СЭС) Минского ОАО «О соответствии выделенного участка требованиям санитарных норм, в том числе по степени СВЧ-облучения от обзорного радилолкатора». [2]

10 ноября был получен ответ, что участок не может быть согласован ввиду нахождения вблизи локатора. Проведённые измерения уровня излучения СВЧ-энергии в точках, расположенных даже за этим участком, показывают превышение предельно-допустимого уровня в несколько раз, что не соответствует санитарным нормам.  [3]. 11 ноября на данный ответ начальником МАТУ ГА была наложена резолюция «предоставить в БУГА для пересмотра участка учебного аэродрома». Что и было сделано. Новый план для размещения учебного аэродрома (УА) был согласован с руководством Минского ОАО и утверждён начальником БУГА 31 декабря 1976 года. [4]. 18 января 1977 года земельный участок площадью 3 гектара был передан МАТУ ГА под УА на юго-востоке Минск-1 около АРЗ № 407. [5] Также руководству училища и завода предстояло решить вопрос о выделении на территории будущего УА участка площадью 0,4 га для возведения гальванического цеха завода. Забегая вперёд, нужно отметить, что цех завода был построен на выделенном под учебный аэродром участке.

Строительство нового учебного аэродрома весной 1978 год. Слева инженер И.А. Раван и авиатехник Шеменков А.М.

Новый учебный аэродром вместе со стоянками для самолётов, зданием учебной авиационно-технической базы и другими сооружениями был построен в период с 1977 по 1978 год.  30-го января 1978 года руководство Минского ОАО отправило письмо в МАТУ ГА с предложением о перебазировании самолётов на новую площадку УА, т.к. были нарушены правила размещения самолётов Ту-124, Як-40 и Ан-24 в части касающейся пожарной безопасности (расстояние между воздушными судами было недостаточным для эвакуации в случае возгорания). Предлагалось перевезти самолёты в срок до 15 февраля. К тому времени новая площадка учебного аэродрома не была готова. Поэтому начальник училища принял следующее решение: «Необходимо продлить согласование нахождения самолётов до ввода учебного аэродрома, принять меры по устранению замечаний». [6]

Рис. 1 Размещение учебных аэродромов в аэропорту Минск-1

1 — Предполагаемое место учебного аэродрома в 1976 г. 2 — Первый аэровокзал Минского аэропорта. 3 — Обзорный локатор. 4 — Второе здание аэровокзала. 5 — Третье здание аэровокзала. 6 — Здание АТБ Минского ОАО. 7 — Первый учебный аэродром МАТУ ГА. 8 — Правительственные стоянки. 9 — Здание Белорусского управления гражданской авиации, УТО-7 и общежития УТО. 10 — Учебный аэродром УТО-7. 11 — Завод № 407 ГА. 12 — Гальванический цех завода № 407 ГА. 13 — Второй учебный аэродром МАТУ ГА.

В 1978 году самолёты Ту-124В, 2 Як-40, Ан-24 и Ан-2 были доставлены на новый учебный аэродром. 20 июня 1978 года на УА доставили Ан-24РВ (CCCР-46607), до этого эксплуатировавшийся в Украинском УГА. На момент передачи училищу самолёт пролетал всего 5 лет. Причиной списания относительно нового Ан-24 стала грубая посадка в Симферополе. Самолёт был разобран и по частям перевезён в Минск-1.

Ан-24РВ СССР-46607 на учебном аэродроме около АРЗ № 407. На заднем плане виден Ту-124В. На фотографии слева Александр Спиркин, справа Иосиф Антонович Раван.

Чуть позже на учебный аэродром был доставлен второй самолёт Ан-2 (это СССР-13734 или СССР-43905). Сайт russianplanes.net упоминает о наличии 4 самолётов Ан-2. По имеющимся документам и воспоминаниям, как учебные пособия использовалось только 2 Ан-2, однако кроме них в распоряжении училища находились 2 фюзеляжа Ан-2, в которых хранилось различное имущество УА. Бортовые номера этих самолётов: СССР-70951 и СССР-35386. Данные летательные аппараты нельзя отнести к учебным пособиям, однако они принадлежали учебному заведению.

Ан-2 СССР-13734 на учебном аэродроме около АРЗ в 1981-1984 годах. Фотография из архива Игоря Сосновского. На левой консоли видны цифры 373.

Ан-2 на учебном аэродроме около АРЗ в 1981-1984 годах. Фотография из архива Игоря Сосновского.

К 1981 году МАТУ ГА был передан самолёт Ан-24 СССР-46731, который списали по отработке назначенного ресурса. [1]

В июле 1982 г. в училище поступил самолёт Ту-154Б. Это стало знаковым событием в истории не только училища, но и аэропорта Минск-1 и белорусской гражданской авиации в целом. Причин тому несколько. Во-первых, в отличии от всех предыдущих самолётов, переданных училищу, данный тип является самолётом 1-го класса (среднемагистральный самолёт), до этого все самолёты были 2-го, 3-го и 4-го класса [7]. Во-вторых, взлётно-посадочная полоса аэропорта Минск-1 ни до этого момента, ни после не принимала самолёты Ту-154, что само по себе говорит о сложности и неординарности приземления большой Тушки. По воспоминаниям очевидцев, это была интересная посадка, самолёт заходил со стороны улицы Брилевской, пробежав по полосе около километра, самолёт остановился до рулёжки, которая вела на авиаремонтный завод. В-третьих, в БУГА только готовились к началу эксплуатации Ту-154 и первый самолёт белорусские авиаторы получили только спустя год, в августе 1983-го.

Причиной списания самолёта Ту-154Б с бортовым номером СССР-85122 было то, что после ремонта на самолёте не была решена проблема течи топливных баков. Пролетав 12 часов после ремонта, Ту-154 передали МАТУ ГА, фактически это был новый самолёт.

Ту-154Б СССР-85122 на УА. 1982 год. Фотография из архива Фомина В.А. На заднем плане виден Ан-2 и Ан24. Чуть дальше гальванический цех АРЗ.

Учебный аэродром в 1982 году. На переднем плане Як-40, далее 2 Ан-24, виден киль Ту-154, а также правее Ту-124.  Фотография из архива Фомина В.А.

К началу 80-ых годов самолёт Ту-124 стал морально устаревшим для гражданской авиации, Аэрофлот прекратил эксплуатацию этого типа воздушных судов в 1979 году. В связи с этим, в период 1981-1982 года самолёт Ту-124 СССР-45080 был выведен из состава учебных самолётов и передан в город Новоград-Волынский Житомирская области Украинской ССР, где был установлен в городском парке. Салон данного самолёта использовался в качестве детского кинотеатра. А после запрета пожарных служб кинотеатр был закрыт. К 2001 году самолёт пришёл в негодность и в июле этого же года был разделан на металлолом. [8]

Ту-124В в парке города Новоград-Волынский. Фото из архива Терещук И.П.

Ту-124 во время разделки, июль 2001 года. Фото Юрия Дробота.

В конце 1982 – начале 1983 года училищу был передан Ту-134 с бортовым номером СССР-65636.  До этого самолёт эксплуатировался в аэропорту Пулково, Ленинградский ОАО. Это была первая модификация Ту-134. Отличительной особенностью первых Ту-134 являлось то, что для торможения самолёта на посадке использовался тормозной парашют, фюзеляж был несколько короче Ту-134А, также имелся тормозной щиток, тросовая КВ-антенна была протянута от киля до головной части фюзеляжа. В 80-ые годы первые Тушки начали массово списывать из эксплуатации, часть из них стали кинотеатрами и кафе, часть была передана в учебные заведения гражданской авиации, например, Ту-134 СССР-65613 и СССР-65615 получило Криворожское АТУ ГА. В 1983 году на этом самолёте начали проводить занятия.

В начале 1984 года парк учебных самолётов пополнил ещё один Ту-134 с бортовым номером СССР-65614. До этого эксплуатировался также в аэропорту Пулково.

Ту-134 на учебном аэродроме в период 1984-1985 года.

На вторую площадку учебного аэродрома также был доставлен военно-транспортный самолёт Ан-12, который использовался для обучения курсантов на военным цикле. На данный момент точной даты передачи самолёта училищу не установлено. Известно, что это произошло в период с 1978 года по 1983.

Ан-12 на учебном аэродроме. Фотография из архива Шматова А.И.

ПЕРЕЕЗД УЧЕБНОГО АЭРОДРОМА ИЗ МИНСК-1 НА ТЕРРИТОРИЮ УЧИЛИЩА

Учебный аэродром на территории аэропорта Минск-1 просуществовал до 1985 года. К 1984 году число курсантов училища достигло 1300 человек и практические занятия на учебном аэродроме приходилось проводить уже в 2 смены, в результате чего более остро встал вопрос доставки курсантов на УА. Все это привело к тому, что в 1984 году было принято решение о строительстве на территории училища учебной авиационно-технической базы (УАТБ) и перебазирования на неё имеющейся техники. В течении этого же года отделом наземных служб оперативно была выполнена работа по благоустройству земельного участка площадью 3 гектара, отведенного для размещения самолётов и сооружения одноэтажного здания. [9]

К 1985 году в распоряжении училища имелось:

- 4 самолёта Ан-2,

- 3 самолёта Ан-24 разных модификаций,

- 2 самолёта Як-40,

- 2 Ту-134,

- 1 Ту-154,

- 1 Ан-12.

 Всего 13 самолётов. Первоначально предполагалось переместить 3 Ан-24, 2 Ту-134, Ту-154 и 2 Як-40 [10]. Однако по факту на территорию училища переместили всего 5 самолётов из 13: Ан-24, Ан-24РВ, Як-40, Ту-134, Ту-154. Судьба остальных самолётов сложилась по-разному. Часть была передана в 7-ой Учебно-тренировочный отряд (УТО), который базировался в Минск-1. Туда были переданы Ан-24 (СССР-46731), Як-40 (СССР-87767) и Ту-134 (СССР-65636) о чём свидетельствует приёмо-сдаточный акт от 30 ноября 1985 года [11]. Также в УТО должен был быть передан самолёт Ан-24 (СССР-46717), однако в ксерокопии приёмо-сдаточного акта самолёт вычеркнут. Возможно это говорит о том, что самолёт всё же остался в распоряжении училища [12]. К декабрю 1986 года 2 самолёта Ан-2, 2 фюзеляжа Ан-2, а также Ан-24 с бортовым номером СССР-46717 были разделаны на металлолом и сданы на базу «Вторцветмет» [13], о чем свидетельствует акт от 31 декабря 1986 года. Самолёт Ан-12 первоначально планировали разделать на металлолом [14], однако он был установлен в районе Восток города Минска на площадке и использовался некоторое время в качестве тира.

Учебный аэродром УТО-7. В правом ряду: Як-40 СССР-87767, Ан-24 СССР-46731, Ту-134 СССР-65636, переданные из МАТУ ГА. Фотография из архива музея гражданской авиации.

Ан-12 в микрорайоне Восток, г.Минск.

Ту-134 СССР-65636 на аэродроме УТО-7 в 1993 году. Фото: Paul Seymour.

Перебазирование самолётов училища было произведено в период с марта по ноябрь 1985 года [9]. Передислокация воздушных судов наземным способом является непростой задачей. Для осуществления этой операции были привлечены специалисты Минского метростроя, долго искали специальные платформы для транспортировки негабаритного груза. Непосредственно к перевозке были привлечены специалисты госавтоинспекции, городского трамвайно-троллейбусного управления и электросетей. Самолёты перевозили только в ночное время суток, когда потоки транспорта уменьшались. Маршрут следования при перевозке был следующим: с площадки около АРЗ по ВПП аэропорта Минск-1 в северную часть аэродрома, далее через демонтированный забор двигались по улице Кижеватова до Минской кольцевой автомобильной дороги, и уже по МКАД на территорию училища [15]. В 1985 году на пути не было мостов, встречные полосы дороги не были разделены металлическим ограждением, а также развязка между МКАДом и улицей Кижеватова позволяла перевозить негабаритные грузы.

Руководивший в то время училищем Николай Андреевич Сидорович в одном из интервью рассказал произошедшую во время перевозки Ан-24 курьезную историю. Это был последний самолет, который предстояло переместить из аэропорта в училище. Самолет подготовили к ночной транспортировке: отстыковали нужные части, разобрали забор и к середине дня отбуксировали самолет на исходную позицию в районе улицы Казинца.

В этот же день в 18 часов вышла газета «Вечерний Минск» с заметкой «Посадка на грядке». Корреспондент сообщал, что в аэропорту опять случилось авиационное происшествие, но в Белорусском управлении ничего не могут сказать по этому поводу — скрывают. Живущая в районе происшествия женщина сообщила корреспонденту, что самолёт при посадке «подпортил» ей грядки. На следующий день Николай Андреевич позвонил в редакцию, объяснил, что на самом деле они перевозили самолёты на учебный аэродром в училище и потребовал дать опровержение, которое и было опубликовано через некоторое время. [18]

Схема предполагаемого маршрута перебазирования учебных самолетов.

Так к концу 1985 года все самолёты были перемещены на новое место, где было построено здание, в котором были размещены учебные классы и лаборатории.  На территорию училища были перемещены самолёты Як-40 СССР-87775, Ту-134 СССР-65614, Ан-24 СССР-46717, Ан-24РВ СССР-46607, Ту-154Б СССР-85122.

Учебный аэродром на территории училища. На заднем плане 4 самолёта: Як-40, Ан-24РВ, Ту-134, Ту-154Б. Обратите внимание на Як-40, который находится в процессе сборки. Фотография Григория Косырева.

Для перемещения Ту-154 были приглашены специалисты Внуковского авиаремонтного завода № 400. Благодаря им удалось решить вопросы разборки и сборки самолёта, для выполнения перевозки были отстыкованы консоли крыла, хвостовая часть фюзеляжа, сняты двигатели.

В 1985 году по причине ненадобности был утилизирован самолёт Ан-24 СССР-46717. После перевозки в училище самолёт собирать не стали, а приступили к разделке самолёта на металлолом.

Учебный аэродром 15 марта 1987 года. На заднем плане МиГ-23. Фото: Александр Смирнов.

Весной 1988 года училищу передали следующую модификацию Ту-134 — Ту-134А с бортовым номером СССР-65663. Самолёт был передан из Ульяновского центра Гражданской Авиации стран Совета экономической взаимопомощи (ГА СЭВ).  Ту-134А был списан по достижению назначенного количества посадок (циклов). Свой последний полёт Тушка совершила в аэропорт Минск-1, на бывшей площадке учебного аэродрома у АРЗ самолёт был разобран и доставлен в училище. С появлением этого самолёта использование для обучения Ту-134 СССР-65614 практически прекратилось.

Учебный аэродром в 1988 году. Ан-24РВ перемещён ближе к зданию УАТБ, Ту-134 перемещён на место Ан-24РВ, а ближе к Ту-154Б установлен Ту-134А. Фотография Василия Ворушило.

Учебный аэродром со стороны 3-го корпуса в период 1988-1989 года. На заднем плане Ан-24РВ около здания УАТБ. Фотография Александра Колесника.

11 августа 1988 года на учебном аэродроме приземлился вертолёт Ми-8П с бортовым номером СССР-25259. Первоначально данный вертолёт в варианте "Салон" был поставлен на экспорт в Иран и использовался как вертолёт иранского шаха, после революции в этой стране был реэкспортирован обратно в СССР и передан в Управление Учебных заведений СССР. Эксплуатировался в Кременчугском лётном училище гражданской авиации. Ми-8П стал первым учебным вертолётом в истории училища. Спустя год, 6 октября 1989 года, на учебном аэродроме приземлился вертолёт Ми-8Т СССР-22475. Так с конца 80-ых годов на учебном аэродроме стали использоваться не только самолёты, но и вертолёты.

Ми-8Т СССР-22475 на УА в период 1990-1993 года. Фотография из архива Аркадия Акимова.

20 ноября 1989 года на учебный аэродром был доставлен самолёт Ан-2П с бортовым номером СССР-70383, который принадлежал Белорусскому управлению гражданской авиации. С июля 1983 года эксплуатировался в 272-ом ЛО. Этот самолёт стал третьим Ан-2 в качестве учебного пособия и первым Ан-2 на новом учебном аэродроме.

Ан-2 на территории УА в период 1988-1991 года. Фотография Сергея Панфилова.

Таким образом к концу 1980-ых годов учебной авиационно-технической базе принадлежало 6 самолётов и 2 вертолёта. Однако не только они находились на территории учебного аэродрома. С момента образования училища в его структуре существовал военный цикл. Военные специалисты обеспечивали подготовку офицеров запаса. Для получения военной специальности также были необходимы самолёты. Ещё в аэропорту Минск-1 военному циклу принадлежал самолёт Ан-12, но после переезда учебного аэродрома и передачи этого самолёта другим структурам у военных специалистов появилась необходимость в новых летательных аппаратах в качестве учебных пособий. К сожалению, сейчас доподлинно неизвестно в каком году на новом учебном аэродроме появились военные самолёты. На плане размещения макетов учебных самолётов на УА, который был утверждён 16 апреля 1987 года начальником училища, есть 2 самолёта МиГ-23 и один вертолёт Ми-24, однако с полной уверенностью нельзя говорить о том, что на то время были все эти летательные аппараты, а также на данный момент ни на одной известной автору фотографии УА тех лет не зафиксировано наличие вертолёта Ми-24. По воспоминаниям работников аэродрома, вертолёт действительно был, однако непродолжительное время, после чего был разобран и увезён на базу разделки. Спустя 9 лет училищу был передан вертолёт Ми-24В, но это другой борт. На 1993 год на УА в общей сложности находились 3 МиГ-23.

К сожалению не все самолёты, которые планировались для училища были доставлены на учебный аэродром. Так, в 1985 году предполагалось списать 2 Ту-134А Приволжского УГА. Бортовые номера этих самолётов СССР-65800 и СССР-65650 Причиной тому была выработка данными самолётами назначенного ресурса. Перегнать самолёты должны были экипажи Приволжского УГА, далее их должны были привести в нелётное состояние и перевезти в училище [16]. В мае 1988 года вместе с самолётом Ту-134 СССР-65663 рассматривался вопрос о передачи довольно редкой модификации самолёта Ту-154С (СССР-85071) – грузовой вариант. Первоначально этот самолёт был обычным пассажирским Ту-154А, после был переделан в грузовой. Интересно отметить тот факт, что при передаче Ту-134А и Ту-154С устаревшее оборудование должны были демонтировать и заменить его на новое. Грузовая большая Тушка могла стать вторым самолётом данного типа, которая приземлилась в аэропорту Минск-1, однако из-за различных проволочек самолёт из Внуково не успели забрать и данный борт был разобран [17]. В начале 90-ых из Сыктывкара должны были доставить Ан-28.  В 90-ые годы так и не был передан самолёт Ил-76 из состава бывшей Витебской дивизии, самолёты которой на тот момент базировалась в Мачулищах. Проблема возникла с транспортировкой. На тот момент на пути, по которому должен был быть доставлен самолёт, были построены мосты. По своим габаритам Ил-76 не проходил под ними. Рассматривалась возможность организации филиала училища на аэродроме в Мачулищах, однако возникла сложность в транспортировки курсантов на данный аэродром и от идеи передачи самолёта отказались.

В 1994-1995 году бортовые номера всех гражданских самолётов на учебном аэродроме претерпели некоторые изменения. Вместо СССР стали использовать EW. Все гражданские самолёты, находящиеся на тот момент в эксплуатации в Беларуси, в обязательном порядке должны были иметь знак EW, однако все самолёты и вертолёты, находящиеся в колледже (с 1991 года училище переименовано в колледж) были выведены из эксплуатации ещё в советское время и исключены из общего реестра гражданских воздушных судов. По воспоминаниям работников учебного аэродрома, идея о замене «СССР» на «EW» принадлежала руководству учебного заведения. Вероятнее, этот шаг был сделан в связи с изменением бортовых номеров на всём парке гражданской авиации Беларуси и, чтобы не отставать от времени, на учебных пособиях также появились буквы «EW». Также на килях самолётов были закрашены красные флаги Советского Союза, но надпись «Аэрофлот» была сохранена. Забегая вперёд, скажем, что в процессе нахождения самолётов на улице и воздействию солнечных лучей, старая краска стала выцветать и теперь видны надписи как «СССР», так и «EW». Дальнейшее изменение окраски самолётов не производилось. Также были сохранены надписи «СССР» на консолях крыла.

Ту-134, Ту-134А и Ту-154Б на учебном аэродроме в 2002 году. Через белую краску на килях начинает проявляться закрашенный красный флаг, видна регистрация «EW», однако на консолях крыла «СССР». Фото: straycat

Долгое нахождение самолётов под открытым небом позволило приоткрыть ещё одну страницу истории одного самолёта. Как известно, Ан-24РВ был построен в 1973 году, как раз в то время, когда в Аэрофлоте только вводилась единая окраска воздушных судов. До 1973 года воздушные суда «Аэрофлота» имели разные варианты раскраски, созданные конструкторскими бюро для каждого типа самолётов.
С течением времени белая краска на самолёте выгорела и проявились более крупные буквы СССР слева от пассажирской двери, а регистрационный номер справа. Это значит, что до передачи в училище Ан-24РВ успел полетать ещё в старой ливрее.

Надпись СССР в старой ливрее наносилась левее двери, а номер правее. Ан-24РВ в декабре 2018 года.

Типовая окраска Ан-24 до 1973 года.

Всеволод Тарасюк

История учебных аэродромов и учебных летательных аппаратов МАТУ ГА – БГАА. Часть 2.

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (08.03.2019)
Просмотров: 2871 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024