Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [138]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Ту-154 в авиакомпаниях Белавиа и Гомельавиа с 1996 по 2005 год

Авиалайнер Ту-154. Разработка и эксплуатация в СССР до 1983 года

Ту-154 в Белорусском управлении гражданской авиации в 1983-1991 годах

Ту-154 в Белорусском управлении гражданской авиации и Белорусском объединении гражданской авиации в период с 1992 по 1996 год

Ту-154 в авиакомпаниях Белавиа и Гомельавиа в период с 1996 по 2005 год

В начале 1996 года в белорусской гражданской авиации шёл процесс создания на базе Белорусского объединения ГА «Белавиа» четырёх государственных пассажирских авиакомпаний. Они формировались на базе авиапредприятий бывших объединённых авиаотрядов, которые базировались в аэропортах Гомель, Минск-1, Минск-2, Могилёв. Единственным аэропортом, где базировались Ту-154, был Минск-2, самолёты находились на балансе Минской АТБ.

5 марта на базе нескольких авиапредприятий Минска, в том числе Минского лётного отряда и Минской АТБ, образовали Национальную авиакомпанию «Белавиа» [1, c.25].

Большое количество Ту-154Б-2 в авиакомпании не находили применения, поэтому для рационального использования парка, минимизации средств на проведения капитального ремонта было решено использовать ресурс воздушных судов так, чтобы эксплуатировать их до необходимости отправки в капремонт. То есть при наличии более десяти Ту-154Б-2 реально выполняли рейсы меньше бортов. Часть воздушных судов использовались как «доноры».

В 1997 году в окраску Ту-154 были внесены небольшие изменения. Если в период существования БОГА «Белавиа» логотип на киле не полностью вписывался в белый овал, то в авиакомпании «Белавиа» логотип не выступал за границу белого овала. Впрочем, это касалось бортов, которые были перекрашены в данный период, большая часть Ту-154Б-2 пролетали с логотипом БОГА «Белавиа» до самого списания, только на все Ту-154М со временем нанесли обновлённый логотип. Также на фюзеляж за надписью «BELAVIA» нанесли изображение государственного флага. А в целом ливрея авиакомпании мало чем отличалась от ливреи Белорусского объединения ГА образца 1994 года.

Ту-154Б-2 EW-85509 в окраске авиакомпании «Белавиа», 1997 год.

Самолёты Ту-154 передавали в аренду в другие авиакомпании. Например, Ту-154Б-2 EW-85583 был передан в аренду сроком 8 лет авиакомпании «Сибирь» в июле 1996 года [2].

Часть имеющихся Ту-154Б(Б-2), которые были выведены из коммерческой эксплуатации ещё до образования авиакомпании «Белавиа», начали разделывать на металлолом. В период с 1996 по 1997 год были утилизированы следующие борта: 85059, 85331, 85372. Даты производства и возраст ВС на момент разделки указан в таблице 1.

Таблица 1

Регистрационный знак

Дата производства

Возраст ВС на момент разделки

1

85059

18.04.1974

22 года

2

85331

30.03.1979

17 лет

3

85372

25.10.1979

17 лет

Совершенно другая ситуация складывалась с самолётами Ту-154М, в «Белавиа» на 1996 год имелось 3 борта (в коммерческой эксплуатации). В рамках обновления парка ВС в ноябре 1997 года был заключён договор лизинга на самолёт Ту-154М, который получил в Беларуси регистрационный номер EW-85741. Этот борт был произведён в конце 1991 года и в начале 1992 года ещё в рамках союзных поставок был передан (вместе с СССР-85740) в Эстонское управление гражданской авиации (Таллинский объединённый авиаотряд). В 1994 году борт летал в эстонской авиакомпании «ELK Airways». В «Белавиа» самолёт передали в 1998 году.

Кроме «Белавиа», вторым оператором Ту-154 в 1996 году должен был стать Гомель. Ещё в марте 1996 года планировали передать в «Гомельавиа» два Ту-154М EW-85724 и EW-85725, которые числились в Белорусском объединении ГА с 1994 года и находились в аэропорту Минск-2. Однако эти самолёты не были переданы в Гомель и весной 1996 года их решили передать в Россию. Борт 85725 ещё в мае находился в аэропорту Минск-2.

Самолёты Ту-154 на правах аренды появились в авиакомпании «Гомельавиа» в январе 1997 года. Из России поставили Ту-154М, который был зарегистрирован под номером EW-85757 (эксплуатировался в авиакомпании до ноября 1999 года) [3]. В марте поставили второй Ту-154М (EW-85760), который находился в аренде у «Гомельавиа» до декабря 1998 года [4].

Окраска самолётов Ту-154М «Гомельавиа» во многом была схожа с окраской Ту-154 авиакомпании «Белавиа». Основные отличия были в следующем: вместо надписи «BELAVIA» на фюзеляже сверху иллюминаторов наносили «GOMELAVIA», на киле имелась собственная эмблема гомельской авиакомпании, в синий цвет был покрашен не только киль и воздушный канал среднего двигателя, но и часть фюзеляжа в хвостовой части.


Ту-154М EW-85757 авиакомпании «Гомельавиа».

В феврале 2000 года «Гомельавиа» взяла в аренду Ту-154Б-1 EW-85217, который в июне был возвращён владельцу. Самолёт не был перекрашен по схеме Ту-154М авиакомпании. Ливрея во многом унаследовала цвета советского Аэрофлота. На киле был закрашен флаг СССР, а также на фюзеляже убрали надпись «Аэрофлот». В 2000 году на Ту-154 «Гомельавиа» возили детей из Беларуси на каникулы в Германию (Гановер).


Ту-154Б-1 EW‑85217 авиакомпании «Гомельавиа» в аэропорту Гановера в июне 2000 года.

В июле 2000 года в России в аренду был взят Ту-154Б-2 EW-85486, который вернули в Россию в марте 2001 года. Автору неизвестны фотографии этого борта в период эксплуатации в «Гомельавиа», поэтому сейчас установить какая была окраска этого борта сложно. Но если судить по фотографиям этого самолёта в 2006 году, то можно предположить, что борт также как и 85217 не перекрашивался в окраску авиакомпании из Гомеля.

В январе 2001 года в соответствии с приказом Государственного комитета по авиации Республики Беларусь авиакомпании «Гомельавиа» передали Ту-154Б-2 EW-85591 авиакомпании «Белавиа», самолёт оставался в окраске «Белавиа» с сохранением логотипа. Пролетав два с половиной года в Гомеле, борт вернули авиакомпании «Белавиа» в июне 2003 года. Так завершилась история эксплуатации Ту-154 в Гомеле.

Таким образом, Ту-154 находился в эксплуатации авиакомпании «Гомельавиа» более 7 лет. За это время все самолёты, которые выполняли рейсы находились в гомельской авиакомпании на правах аренды. Имелось 5 Ту-154 модификаций «Б-1», «Б-2», «М». Одновременно в эксплуатации имелось не более двух бортов. В таблице 2 показаны временные интервалы нахождения (и эксплуатации) Ту-154 в «Гомельавиа». Зелёным цветом отмечены года нахождения каждого борта в авиакомпании.

Таблица 2

Примечание: 85724 и 85725 лишь числились за «Гомельавиа» весной 1996 года и не эксплуатировались на рейсах.

В марте 2000 года на балансе одного из банков числился Ту-154М, которому был присвоен номер EW-85714. В июне 2000 года самолёт был продан в Россию авиакомпании «Омскавиа». Находился ли борт в Беларуси и наносился ли номер «EW-85714» на самолёт автору неизвестно.

18 мая был открыт перспективный рейс Минск-Париж, где эксплуатировались и Ту-154 [5].

1 июля 2001 года борт EW-85741, который «Белавиа» эксплуатировала на правах лизинга, перешёл в собственность авиакомпании, сумма сделки составила 6 миллионов долларов [6]. В начале десятилетия сложилась весьма интересная ситуация, когда воздушные суда Ту-154Б-2 авиакомпания «Белавиа» сдавала в аренду, при этом сама эксплуатировала на правах аренды (лизинга) Ту-154М. Всё это говорит о рациональном подходе к использованию парка ВС.


Ту-154М EW-85741 14 июля 2003 года.

Серьёзные ограничения на эксплуатацию имеющегося парка воздушных судов белорусской ГА внесли Требования главы 3 приложения 16 ИКАО, которые вступили в силу с 1 апреля 2002 года [5, с.78]. Запрещались полёты в страны Евросоюза воздушных судов с двигателями, превышающими стандартный уровень шума. В «Белавиа» эти ограничения коснулись самолётов Ту-134А и Ту-154Б-2.

В интервью журналистам в апреле 2002 года Гендиректор авиакомпании «Белавиа» Анатолий Гусаров отметил, что ограничения коснулись 7 самолётов Ту-134 и 4 самолетов Ту-154Б. 11 воздушных судов, как подчеркнул Гусаров, это значительная часть авиапарка, запрет на их полеты в страны Евросоюза наносят ощутимый ущерб компании [7]. До конца апреля пришлось отменить рейсы в Берлин, Вену и Стокгольм. Частично рейсы в Европу стали выполнять Ан-24 и Як-40, которые не попали под ограничения. Также увеличилась нагрузка на четыре имеющихся Ту-154М, налет на которых к лету 2002 года должен был увеличиться с 4-5 до 10 часов в сутки. С мая пришлось прекратить рейсы в Париж. Ограничения на полёты в Европу ускорили процесс перехода на авиалайнеры западного производства. В 2003-2004 годах были взяты в лизинг два самолёта Boeing 737-500.

Ту-154Б-2, которые прекратили полёты в страны ЕС, продолжили эксплуатировать на других маршрутах. Кроме того, в 2002 году три Ту-154Б‑2 были арендованы частной авиакомпанией «Shaheen Air International» из Пакистана. Помимо белорусских Ту-154, пакистанцы арендовали Ту-154 и Як‑42 из других стран СНГ [8]. На рейсах пакистанской авиакомпании эксплуатировали борта 85509, 85538, 85545.


Ту-154Б-2 EW-85538 арендованный у авиакомпании «Белавиа» Пакистаном, 12 ноября 2002 года.

Самолёты летали с белорусскими лётными экипажами и пакистанскими бортпроводниками. Воздушные суда не перекрашивались в окраску пакистанской авиакомпании, на фюзеляж вместо «BELAVIA» нанесли надпись «Shaheen Air International», на киле поменяли логотип, однако с белорусской регистрации самолёты не снимались и в номере сохранился государственный знак «EW». В 2003 году борт 85509 вернулся в Беларусь и была восстановлена стандартная окраска «Белавиа».


Ту-154М EW-85741, с 2004 по 2005 год летал в Пакистане.

Борт имел унаследованную от эстонской авиакомпании окраску, белорусский регистрационный номер, и логотип пакистанской авиакомпании. В окраску самолёта неоднократно вносили изменения, закрашивали логотипы, меняли надписи и номер и к 2005 году борт имел достаточно изношенное лакокрасочное покрытие. В 2005 году «пакистанская история» эксплуатации Ту-154 закончилась. Самолёты Ту‑154Б-2 EW-85538 и EW-85545 вернулись в Национальный аэропорт «Минск», после чего их не перекрашивали в окраску авиакомпании «Белавиа» и не меняли логотип и надпись пакистанской авиакомпании. В 2005 году они находились на перроне Национального аэропорта «Минск», а после их переместили на грунтовую площадку выведенных их эксплуатации воздушных судов.


Ту-154Б-2 EW-85545 после «командировки» в Пакистан в Национальном аэропорту «Минск».

В 2003 году договор с авиакомпанией «Сибирь» на аренду борта 85583 был продлён (за год до истечения срока первого договора). Самолёт продолжил эксплуатироваться в России, в Беларусь его не возвращали и списали в 2010 году, позже разделали на металлолом.

В период с 1996 по 2005 год продолжился процесс списания и разделки на металлолом Ту-154Б-2 авиакомпании «Белавиа». В таблице 3 приведены бортовые номера и года списания самолётов в вышеуказанный период.

Таблица 3

№ п-п

Регистрационный знак

Дата производства

Год списания

1

85260

21.02.1978

1999

2

85419

30.05.1980

2003

3

85339

29.04.1979

2002

4

85352

04.07.1979

2003

5

85411

26.04.1980

2003

Как видно из таблицы, было списано и разделано пять Ту-154 производства конца 70-х годов.

В процессе жизненного цикла любого воздушного судна происходит процесс доработки различных систем, оборудования, конструкции и так далее. Это связано с требованиями поддержания лётной годности и эксплуатации самолётов на определённых маршрутах. За время эксплуатации дорабатывались и Ту-154. Так, для выполнения полётов в страны Европы была установлена система предупреждения столкновения самолётов в воздухе TCAS [5, с.116]. По требованиям Международного авиационного комитета были выполнены доработки по переносу гидравлических трубок системы управления из отсека среднего двигателя наружу киля. Доработка позволила исключить отказ системы управления в полёте вследствие разрушения рабочих лопаток компрессора двигателя [5, с.116-117].

Период с 1996 по 2005 год в истории Ту-154 стал завершающим для эксплуатации Ту-154Б-2 в авиакомпаниях республики. Если в начале 1996 года Ту-154Б-2 был самой массовой модификацией, то на 2005 год количество Ту‑154Б-2 было сопоставимо с Ту-154М. Серьёзные коррективы в эксплуатацию Ту-154Б-2 в частности и самолётов советского производства в целом внесли ограничения полётов в страны ЕС, которые вступили в 2002 году. Продлить жизнь Ту-154Б-2 удалось благодаря передачи самолётов в аренду в другие страны, что позволило сохранить опытные авиационные кадры и рационально использовать ВС. Однако в 2005 году стало ясно, что для полётов по большинству маршрутов авиакомпании требуется переход на самолёты с более экологичными и менее шумными двигателями, кроме того, Ту-154Б-2 был не самым экономичным авиалайнером, что при росте цен на топливо делало его малорентабельным. Меньше ограничений касались Ту‑154М, на конец 2005 года в распоряжении авиакомпании «Белавиа» имелось четыре борта. За 10 лет Ту-154 утратил статус основного типа ВС в авиакомпании «Белавиа». В 1996 году 60% парка составляли Ту-154, а в середине 2005 года 41%. Несмотря на это Ту-154 по-прежнему занимал важное место в парке ВС «Белавиа» и эксплуатировался на многих маршрутах.

Всеволод Тарасюк

Среднемагистральный авиалайнер Ту-154М в авиакомпании «Белавиа» в период с 2006 по 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Щавлинский Н.Б. На переломе эпох: развитие гражданской авиации беларуси в конце XX – начале XXI вв. / Н.Б. Щавлинский. – Минск БГАТУ 2017. – 164 с.
  2. Карточка борта Туполев Ту-154Б-2 (Бортовой №: EW-85583) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/reginfo/4482 – Дата доступа: 17.04.2022.
  3. Карточка борта Туполев Ту-154М (Бортовой №: EW-85757) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/reginfo/5697 – Дата доступа: 17.04.2022.
  4. Карточка борта Туполев Ту-154М (Бортовой №: EW-85760) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/reginfo/2865 – Дата доступа: 17.04.2022.
  5. Щавлинский Н.Б. Национальная авиакомпания Белавиа / Н.Б. Щавлинский. – Минск: ООО «МэджикБук», 2006. – 210 с.
  6. Белавиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/59220#sel= Дата доступа: 17.04.2022.
  7. "Белавиа" из-за введения ЕС допустимых норм шумности самолетов отменила до конца апреля рейсы в Берлин, Вену и Стокгольм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.aviaport.ru/digest/2002/04/02/25591.html Дата доступа: 17.04.2022.
  8. Shaheen Air International (Карточка оператора) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/airline/516 Дата доступа: 17.04.2022.
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (21.04.2022)
Просмотров: 92 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022