Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [140]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Ту-154М в авиакомпании «Белавиа» в период с 2006 по 2016 год

Авиалайнер Ту-154. Разработка и эксплуатация в СССР до 1983 года

Ту-154 в Белорусском управлении гражданской авиации в 1983-1991 годах

Ту-154 в Белорусском управлении гражданской авиации и Белорусском объединении гражданской авиации в период с 1992 по 1996 год

Ту-154 в авиакомпаниях Белавиа и Гомельавиа в период с 1996 по 2005 год

Среднемагистральный авиалайнер Ту-154М в авиакомпании «Белавиа» в период с 2006 по 2016 год

К 2006 году авиакомпания «Белавиа» вывела из эксплуатации все самолёты Ту-154Б-2, оставив в строю четыре Ту-154М. Ту-154Б-2 продолжали числиться на балансе авиапредприятия. Выведенные самолёты разбирались для последующей утилизации. Далее приведена таблица, с указанием года списания Ту-154Б-2 в период с 2006 по 2016 года.

№ п-п

Номер борта

Дата производства

Год списания

1

85465

22.08.1981

2006

2

85509

30.09.1981

2014

3

85538

13.05.1982

2013

4

85545

08.07.1982

2014

5

85580

19.07.1983

2012

6

85581

25.07.1983

2013

7

85582

22.08.1983

2009

8

85583

17.08.1983

2010

9

85591

30.11.1983

2009

10

85593

26.12.1983

2012

Грунтовая площадка с выведенными из эксплуатации Ту-154Б-2 авиакомпании «Белавиа» в «Национальном аэропорту «Минск», май 2008 года.

На 2006 год в парке воздушных судов авиакомпании находилось десять самолётов, т.е. 40% флота составляли Ту-154М. Налёт часов на Ту-154М составил 35% от всего налёта парка авиакомпании. В 2007 году борт с регистрационным номером EW-85741 проходил капитальный ремонт, в процессе которого была обновлена ливрея. Самолёт был выкуплен у эстонской авиакомпании ещё в 2001 году, но не был перекрашен по стандартной схеме авиакомпании «Белавиа». Изменения были лишь в опознавательных знаках и регистрационном номере. Как правило, перекраска достаточно сложный и затратный процесс, поэтому самолёт эксплуатировался в течение нескольких лет в нестандартной ливрее.

Ту-154М (рег. номер EW-85741) в окраске до 2007 года

За 2008 год увеличился налёт ВС Ту-154М на 34%. Рост был связан с увеличением пассажиропотока авиакомпании в целом. Ту-154М до 2008 года был самым массовым типом в парке ВС.

Ту-154М в «Национальном аэропорту «Минск» в 2007 году

Эксплуатация Ту‑154М не обошлась без происшествий. Так, 30 сентября 2008 года при выполнении рейса BRU 8478 по маршруту а/п Анталия (Турция) – «Национальный аэропорт «Минск» на ВС Ту-154М EW-85706, после взлета из аэропорта Анталия, в наборе на высоте 300 метров при скорости 428 км/час (по данным МСРП - магнитная система регистрации режимов полета) экипаж почувствовал удар в правый борт передней части фюзеляжа. Параметры систем самолёта не изменились. Экипаж продолжил полет и произвел благополучную посадку в «Национальном аэропорту «Минск». На послеполётном осмотре обнаружены повреждения конструкции самолёта по правому борту фюзеляжа от столкновения с крупной птицей [1].

Повреждение самолёта Ту-154М (EW-85706) после столкновения с птицей

6 апреля 2008 года при взлёте с аэропорта во Франкфурте разрушилась покрышка одного колёса правой основной стойки шасси у самолёта EW‑85706. Шасси убралось в штатном режиме. Командир воздушного судна принял решение продолжить полёт. Посадку самолёт совершил в Минске. По данному происшествию было произведено расследование. Аналогичное разрушения покрышки основной стойки шасси в 2008 году произошло у борта EW-85741 [2]. Самолёт благополучно произвёл посадку в «Национальном аэропорту «Минск». Пожарные службы приняли все необходимые меры для безопасности воздушного судна и пассажиров. На рисунке 5 показан Ту-154М EW-85741 в «Национальном аэропорту «Минск» в 2008 году (автор slesar byavia.net).

Ту-154М EW-85741 после аварийной посадки в «Национальном аэропорту «Минск» в 2008 году (автор фото slesar)

В 2009 году была остановлена эксплуатация самолёта EW-85706. Долгое время он не разукомплектовывался и находился на хранении, в отличии от самолётов Ту-154Б-2 [3].

В 2009 году списали Ту-154Б-2 (борт EW-85591). Самолёт решили не утилизировать, а передать на полигон «Института переподготовки и повышения квалификации МЧС» в Светлую рощу (Борисовский район, Минская область). Для транспортировки Ту-154 пришлось разделить на 3 части. Носовую часть доставили по воздуху в мае 2009 года (вертолётом Ми‑26), хвостовую – перевезли по земле [4].

Ту-154Б-2 EW-85591 в «Национальном аэропорту «Минск» 15.05.2009 (автор фотографии Авионик byavia.net)

Перед транспортировкой центральной части фюзеляжа с нее для снижения веса сняли шасси. Из-за большого веса груза (около 20 т) скорость перемещения фюзеляжа по воздуху составляла не более 80 км/час [4]. Центральную часть перевезли 15 октября 2009 года. Это была уникальная операция для Беларуси. До этого Ту‑154 по воздуху в республике не транспортировали.

Ми-26 перевозит центральную часть фюзеляжа Ту-154Б-2 15 октября 2009 года

Списанный борт послужил основой для тренажёра (носовая часть фюзеляжа), а также площадки по отработке действий при тушении обломков воздушного судна (хвостовая часть фюзеляжа). Носовую часть использовали для создания тренажёра, который предназначен для отработки действий членов экипажа воздушного судна при аварийной посадке [5]. Электромеханическая поворотная платформа тренажёра может наклонить фюзеляж до 45 градусов, чтобы моделировать посадку самолета при подломе стоек или вовсе невыпущенном шасси. До создания такого тренажёра подготовка экипажей ВС проходила за границей.

Тренажёр из фюзеляжа Ту-154Б-2 EW-85591 в Светлой Роще

В период с 2006 по 2010 год налёт Ту-154М в общем налёте флота снизился в 3 раза. Шло активное пополнение парка авиакомпании самолётами западного производства.

В 2012 году возле «Национального аэропорта «Минск» было решено создать музейную экспозицию авиационной техники. Для этого авиакомпания «Белавиа» предоставила четыре самолёта, в том числе и Ту-154М EW‑85706, который не был списан и находился на хранении. Для передачи на площадку самолёту обновили окраску, сделали заглушки на мотогондолах.

Ту-154М перед АТБ в процессе перекраски в 2012 году

Самолёт находился в экспозиции до июля 2013 года, после его отбуксировали обратно на территорию аэропорта (к АТБ авиакомпании «Белавиа»). Вместо изъятого борта летом был установлен списанный в 2013 году Ту-154Б-2 EW-85581 [6]. Борт 85581 имеет большую историческую ценность для белорусской гражданской авиации, «Национального аэропорта «Минск» и авиакомпании «Белавиа», ведь именно этот самолёт в далёком 1983 году, за 30 лет до установки в музей, прибыл в аэропорт Минск-2 с завода в Куйбышеве, став первым Ту-154 в гражданской авиации республики. Он заслуженно занимает своё место в музейной экспозиции.

Ту-154Б-2 в экспозиции музея

В период 2013-2014 годов Ту-154М стали использоваться преимущественно на чартерных рейсах. На регулярных рейсах самолёты чаще ставили в резерв, на случай замещения других бортов. На чартерах Тушки летали в Болгарию, а также использовались в рамках «Северной программы полетов» для перевозки нефтяников. Налёт на Ту-154 продолжался снижаться в 2014-2015 годах он составил всего 5% от общего налёта всего парка ВС. Руководство авиакомпании в различных интервью неоднократно заявляло о ближайшем списании Ту-154. Данный тип ВС имел большой расход топлива по сравнению с новыми авиалайнерами западного производства, а также имел ограничения по шумам в аэропортах западной Европы.

Ту-154М в аэропорту Ноябрьск

29 мая 2015 года состоялся необычный рейс авиакомпании «Белавиа» из Минска в Женеву (Швейцария). Самолёт был встречен водной аркой и щелчками фотокамер. «Белавиа» организовала полёт специально для любителей Ту-154 из Европы. На борт самолёта поднялись более 120 пассажиров, которые приобрели авиабилеты в Минск, чтобы осуществить перелет именно на этом типе воздушного судна. В «Национальном аэропорту «Минск» самолёт так же встречали водной аркой. В Беларуси авиационные туристы посетили несколько авиационных организаций и полетали на других советских самолётах и вертолётах [7].

11 июля 2015 года в Минске прошло мероприятие «Полет ради полета» на легендарном ТУ-154. В необычном полете по маршруту Минск – Москва (Домодедово) – Минск приняло участие 160 споттеров и любителей авиации со всего мира: России, Европы, Беларуси и даже Японии.

 Ту-154М в «Национальном аэропорту «Минск» заруливает на стоянку через водную арку

Организаторы мероприятия: проект «Авиатор.Ру», авиакомпания «Белавиа», Московский аэропорт «Домодедово» и «Национальный аэропорт «Минск». В аэропорту «Домодедово» и «Национальном аэропорту «Минск» легенду советской авиационной промышленности торжественно встречали водными воротами и вспышками фотокамер [8].

В 2016 году самолёты Ту-154М авиакомпании «Белавиа» использовались только на чартерных рейсах. В начале этого года был выведен из эксплуатации борт EW-85703, который совершил последний рейс из Гомеля в Минск 29 января [9]. На стоянке возле АТБ в «Национальном аэропорту «Минск» оставался Ту-154Б-2 (борт 85509). Возможно его должны были передать в музей авиационной техники в Боровой, однако перевозка по ряду причин не состоялась и в 2016 году борт разделали на металлолом.

         Много любителей авиации стремились попасть на специальные рейсы самолёта Ту-154. Один из таких рейсов был выполнен в Гомель. 1 октября было организовано второе мероприятие «Полёт ради полёта», в рамках которого был осуществлён рейс Минск-Гомель-Минск на Ту-154М EW-85748. В аэропорту Гомеля у любителей авиации была возможность осмотреть Ту-154М как внутри, так и снаружи, изучить автомобильную технику аэропорта «Гомель», а также увидеть Ан-24РВ авиакомпании из Гомеля [10].

Ту-154М авиакомпании «Белавиа» в Гомеле 1 октября 2016 года

9 октября Ту-154М выполнил рейс в аэропорт Пулково (Санкт-Петербург). Предполагалось, что это будет последний рейс Ту-154М авиакомпании «Белавиа» в этот аэропорт, поэтому в честь этого события в Пулково был организован споттинг. Событие вызвало определённый ажиотаж. Споттеры, не допущенные на территорию аэропорта, фотографировали посадку, забравшись на деревья за забором [11].

Церемония прощания с последним Ту-154М из авиапарка компании «Белавиа» прошла в «Национальном аэропорту «Минск» 24 ноября [12]. На торжественное мероприятие были приглашены ветераны авиации, пилоты, инженерно-технический персонал, бортпроводники и другие. До этого в такой торжественной обстановке самолёты из парка авиакомпании не выводили. Вывод из эксплуатации Ан-26, Ту-154Б-2 и Як-40 в 2005 году, а также Ан-24РВ и Ту-134А в 2009 году прошли достаточно буднично. После официальной части все желающие были приглашены на борт Ту-154. В салоне самолёта можно было услышать много интересных историй от людей, которые летали, эксплуатировали Ту-154, кто внёс свой вклад в безопасность полётов этого легендарного авиалайнера.

Участники мероприятия в салоне Ту-154М 24 ноября 2016 года

На декабрь 2016 года полёты продолжали два самолёта. 23 декабря свой последний рейс выполнил борт 85748. Самолёт прилетел из Пулково в Минск и после в небо не поднимался [13]. 28 декабря был выполнен заключительный рейс Ту-154М авиакомпании «Белавиа». Самолёт (борт EW-85741) перевёз нефтяников из Тюмени в Гомель, а после выполнил технический рейс из Гомеля в Минск [14]. Колёса самолёта коснулись бетонки взлётно-посадочной полосы «Национального аэропорта «Минск», тем самым поставив «точку» в истории эксплуатации «Большой Тушки» в авиакомпании «Белавиа» и белорусской гражданской авиации в целом.

Начиная с 2017 года Ту-154 в Беларуси не эксплуатируются. На рейсах в Тюмень Ту-154М сменили Boeing 737-800, которые авиакомпания «Белавиа» приобрела в период 2015-2016 года. На фотографии ниже показаны Боинг-737-800 и Ту-154М авиакомпании «Белавиа» во время рулёжки в аэропорту. Боинг движется прямо, а Ту-154М «сворачивает с пути». Фотография сделана в 2016 году и выглядит весьма символично, Ту-154М уступает место новому авиалайнеру.

Ту-154М и Боинг 737-800 «Белавиа» во время руления в «Национальном аэропорту «Минск»

В 2017 году все самолёты Ту-154М стали в «железный ряд» возле АТБ авиакомпании и их начали разукомплектовывать, готовить к утилизации. В мае 2018 года фюзеляж самолёта EW-85706 разделали на металлолом [15]. В 2019 году такая же участь постигла борт EW-85703. До момента разделки Ту-154 использовались для отработки действий аэропортовых служб по эвакуации воздушного судна с лётного поля и эвакуации людей с борта ВС.

Ту-154М EW-85741 во время проведения тренировок в «Национальном аэропорту «Минск»

Ту-154М со сложенной передней стойкой для тренировок поднятия воздушного судна при аварийной посадке с подломленной передней стойкой шасси.

Борт EW-85748 в 2019 году передали для создания тренажёра. Для его перевозки привлекли вертолёт Ми-26. На заводе гражданской авиации № 407 фюзеляж растыкивали на 3 части. Носовую часть перевезли в первую очередь, далее центральную часть и хвостовую. Транспортировка была осуществлена так же, как и в 2009 году перевезли борт Ту-154Б-2 EW-85591. Это был второй Ту-154, перевезённый таким образом в Беларуси. Самолёт EW-85741 разделали на части и увезли с территории «Национального аэропорта «Минск» в самом конце 2019 года.

В 2018 году авиакомпания «Белавиа» выставляла бывший правительственный борт Ту-154М на продажу [16]. Торги были назначены на 5 декабря, однако покупателя на самолёт не нашлось. До 2021 года борт простоял в «Национальном аэропорту «Минск». Летом его начали готовить для передачи в формируемую экспозицию авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ в Липках. Борт разбирали специалисты минского авиаремонтного завода №407. В первую очередь были доставлены гондолы двигателей, части крыла и другие элементы конструкции. 24 сентября начались работы по перевозке фюзеляжа. И уже вечером самолёт доставили в аэроклуб [17]. В течении октября самолёт был собран. В перспективе он займёт место в новом музее авиационной техники Минского аэроклуба.

Перевозка Ту-154М EW-85815 в Минский аэроклуб ДОСААФ 24 сентября 2021 года

Спустя 5 лет после завершения эксплуатации Ту-154 в гражданской авиации была окончательно решена судьба оставшихся Ту-154 в Беларуси. Самолёты обрели «вторую жизнь» на земле, став тренажёрами и музейными экспонатами. Сегодня Ту-154 в Беларуси можно увидеть в следующих организациях:

  1. Ту-154Б в УО «БГАА»;
  2. Ту-154Б-2 в музейной экспозиции «Национального аэропорта «Минск»;
  3. Ту-154М в Минском аэроклубе ДОСААФ в Липках.

Ту-154 в БГАА на стоянке учебного аэродрома

Ту-154 связывали Беларусь с другими странами на протяжении 33 лет (с 1983 по 2016 год). «Большая Тушка» оставил значимый след в истории белорусской гражданской авиации. Этот лайнер связал две эпохи, до появления Ту-154 самым крупным авиалайнером в парке гражданской авиации республики был Ан-10, а самым массовым Ту-134, авиация республики обладала меньшими возможностями. Благодаря наличию Ту-154 удалось расширить географию и регулярность полётов из Беларуси, а также повысить пассажиропоток. Эксплуатация Ту‑154 позволила приобрести полезный опыт, который впоследствии пригодился в процессе освоения эксплуатации самолётов западного производства, таких как, например, Боинг 737.

Через различные организации Республики Беларусь и Белорусской ССР прошло 33 Ту-154, среди которых Ту-154Б – 2 борта, Ту-154Б-1 – 2 борта, Ту‑154Б-2 19 бортов, Ту-154М - 10 бортов.

На диаграмме показано соотношение самолётов Ту-154 различных организаций, прошедших через предприятия и организации Белорусской ССР и Республики Беларусь с 1983 по 2016 год.

На графике показано количественное изменение Ту-154 в предприятиях и организация Белорусской ССР и Республики Беларусь в период с 1982 по 2021 год. Учитывались не только самолёты, находящиеся в эксплуатации, но и имеющиеся на балансе предприятие и организаций.

Как видно из графика, наибольшее количество Ту-154 в Беларуси было в 1995 году. До 1995 года наблюдается рост, далее снижение, в 2000 году увеличение численности Ту-154, за счёт аренды Ту-154 авиакомпанией «Гомельавиа», после 2000 года только снижение.

Всеволод Тарасюк

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ту-154м и гусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://k-models.blogspot.com/2014/05/tu-154m-vs-goose-154.html – Дата доступа: 06.12.2021.
  2. Крылы Беларусi byavia.net [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://byavia.net/galerka/photo.php?id=2747 – Дата доступа: 25.02.2022.
  3. Ту-154М EW-85706 (Карточка борта) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/reginfo/6708 Дата доступа: 17.04.2022.
  4. Авиаторы МЧС Беларуси провели уникальную операцию по транспортировке самолета Ту-154 на вертолете. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.0-1.ru/?id=26545 Дата доступа: 18.04.2022.
  5. Борт в помощь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ucp.by/university/news/novosti-universiteta/bort-v-pomoshch-sb-belarus-segodnya/ – Дата доступа: 06.12.2021.
  6. Экспозиция в «Национальном аэропорту «Минск» «Белорусский авиадневник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aircraft-museum.ucoz.ru/index/minskaja_oblast_chast_3/0-216 – Дата доступа: 09.12.2021.
  7. Cостоялся исторический рейс Белавиа в Женеву на ТУ-154 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.msq.by/news/sostojalsja_ istoricheskij_rejs_belavia_v_zhenevu_na_tu_154/2015-05-30-1620 – Дата доступа: 24.04.2022
  8. 160 любителей авиации со всего мира собрались ради полета на ТУ-154. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belavia.by/novosti/2652515/ – Дата доступа: 06.12.2021.
  9. EW-85703 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.flightaware.com/live/flight/EW85703 – Дата доступа: 24.04.2022.
  10. Ту-154 Белавиа в Гомеле. Октябрь 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hheadd.livejournal.com/43506.html – Дата доступа: 24.04.2022.
  11. В Пулково проводили последний Ту-154 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.frequentflyers.ru/2016/10/10/t5m_farewell/ – Дата доступа: 24.04.2022.
  12. В Национальном аэропорту попрощались с последним Ту-154 «Белавиа». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minsknews.by/v-natsionalnom-aeroportu-poproshhalis-s-poslednim-tu-154-belavia/ – Дата доступа: 06.12.2021.
  13.  EW-85748 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.flightaware.com/live/flight/EW85748 – Дата доступа: 24.04.2022.
  14.  EW-85741 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.flightaware.com/live/flight/EW85741 – Дата доступа: 24.04.2022.
  15.  Что происходит со списанными самолетами? Грустный репортаж об утилизации легенды советской авиации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://people.onliner.by/2018/05/18/tushka – Дата доступа: 24.04.2022.
  16.  Бывший белорусский "Борт №1" выставлен на продажу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sputnik.by/20181105/Byvshiy-belorusskiy-Bort-1-vystavlen-na-prodazhu-1038497711.html – Дата доступа: 25.04.2022.
  17.  17. Ту-154М доставлен на аэродром Липки в качестве музейного экспоната [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aircraft-museum.ucoz.ru/news/tu_154m_dostavlen_na_aehrodrom_lipki_v_kachestve_muzejnogo_ehksponata/2021-09-24-796 – Дата доступа: 09.12.2021
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (24.05.2022)
Просмотров: 90 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022